Минимальная численность комиссии пo расследованию несчастного случая

Формирование комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ ПОСТРАДАВШИЕ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со ст. 212, 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73) устанавливает с учетом ст. 227–231 ТК РФ обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации имеет право участвовать представитель исполнительного органа страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (далее ФСС РФ). В соответствии со ст. 229 ТК РФ лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Представители работодателя в комиссии, как правило, должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда. В комиссии они защищают интересы работодателя, поэтому он объективно заинтересован включить в ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны труда) работников.

Непосредственный руководитель работ из состава административно-технического персонала, выдавший пострадавшему задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, и осуществлявший контроль за ее выполнением, в состав комиссии не включается.

Специалистом по охране труда считается работник службы охраны труда предприятий и организаций. Но на сегодняшний день чаще всего должности специалистов по охране труда занимают по совместительству в соответствии с приказом директора другие работники предприятия, причем выполнение обязанностей специалиста по охране труда зачастую не главная их работа, выполняют они ее неохотно, больше — из-за отсутствия выбора (или выполняй, или увольняйся). В этом случае принципиально важно, прошел ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проверку знаний по охране труда в соответствии с должностными обязанностями и характером производственной деятельности.

Специалистом по охране труда следует считать работника, который аттестован (сдал экзамен и получил удостоверение) на знание правил по охране труда в этой должности. Дипломированных специалистов по охране труда не так много.

Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя. Его обязанности при расследовании несчастного случая сравнимы с обязанностями государственного инспектора труда — обеспечение объективности расследования и правильности оформления его результатов.

Участие в расследовании несчастного случая представителя ФСС РФ преследует цель: воздействовать на правильность его квалификации как несчастного случая на производстве и предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В связи с этим работодателю экономически выгоднее квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив все расходы на страховщика — ФСС РФ (оплата больничного листа, возмещение вреда в случае постоянной утраты трудоспособности).

При наличии на предприятии профсоюзной организации представители профсоюзного комитета должны участвовать в работе комиссии и в том случае, если пострадавший не является (не являлся) членом профсоюза.

Под иным уполномоченным работниками представительным органом следует понимать, например, комитет или комиссию по охране труда либо другой орган, образуемый по инициативе работодателя и (или) работников. Если численный состав работников предприятия менее десяти человек, то в обязательном порядке необходимо избрать уполномоченного по охране труда и включить его в состав комиссии.

Представители работников, выдвигаемые в комитет (комиссию), — это, как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Как указывалось выше, минимальное количество членов комиссии должно быть не менее трех. Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, Трудовым кодексом Российской Федерации не регулируется и диктуется исключительно целесообразностью. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии определяет ее председатель, который осуществляет и руководство ходом расследования несчастного случая. Он же принимает решение о целесообразности привлечения к участию в расследовании представителей, например, санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора и других специалистов.

В начальный период расследования уже можно сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Ими могут быть некоторые члены комиссии. В этом случае их следует вывести из ее состава и назначить других.

Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии по расследованию несчастного случая, часто сетуют на то, что им приходится выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.), другие же члены комиссии зачастую в расследовании не участвуют, а только подписывают подготовленный работником службы охраны труда акт формы Н-1. Такая постановка вопроса зависит, прежде всего, от самого работника службы охраны труда и от руководителя предприятия.

Проект приказа об утверждении комиссии готовит, как правило, работник службы охраны труда, т.е. лицо, в первую очередь заинтересованное в эффективности работы комиссии, поэтому к содержанию приказа и к подбору лиц, включаемых в состав комиссии, необходимо подойти очень ответственно. Лиц, о которых уже заранее известно, что они не будут работать в комиссии, а только в ней числиться, включать в состав комиссии не следует. Кроме того, если этот вопрос стоит очень остро, то в приказе можно сразу же установить конкретные обязанности каждого члена комиссии, причем с приказом их нужно ознакомить под роспись. Неправильно, если инженерно-технические работники подразделения, где произошел несчастный случай, никакой нагрузки при его расследовании не несут. Ведь одно только посещение пострадавшего, когда он находится в лечебном учреждении, оказывает на руководителей работ большее воздействие, чем самый строгий приказ о привлечении их к ответственности.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет также состав комиссии. Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо из сторон, поименованных в Трудовом кодексе Российской Федерации, нелегитимна. Следовательно, нелегитимны документы, оформленные такой комиссией. Это надо учитывать при формировании комиссии по расследованию несчастного случая.

Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев регламентируется ст. 231 ТК РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда).

В комиссию, кроме государственного инспектора труда и лиц, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, включают также представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организации профсоюзов.

В случае невозможности включения в состав комиссии представителя соответствующего территориального объединения профсоюзов или его участия в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюза.

При отсутствии в составе комиссии, начавшей свою работу, представителя территориального объединения профсоюзов или территориальной организации профсоюза в ее работе принимает участие представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа предприятия (организации).

Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может также принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Как было отмечено выше, при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации, в состав комиссии в обязательном порядке включают представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа и уполномоченного по охране труда, которые по своему правовому статусу уже являются представителями работников данной организации (включая пострадавшего). Поэтому при расследовании вышеназванных несчастных случаев ни самого пострадавшего, ни какое-либо иное его доверенное лицо (кроме перечисленных выше) в состав комиссии по расследованию несчастного случая, как правило, не включают.

В то же время при расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших у работодателя — физического лица, участие доверенного лица пострадавшего непосредственно в составе комиссии обязательно.

При расследовании несчастного случая на производстве все члены комиссии, в т.ч. и председатель комиссии, обладают равными правами в рассмотрении обстоятельств и причин несчастного случая, формировании выводов комиссии.

Лица, принимающие участие в расследовании несчастного случая, обладают равными правами с лицами, проводившими расследование несчастного случая (членами комиссии), за исключением подписи под текстом акта расследования. Такими лицами являются доверенное лицо пострадавшего, специалисты, привлекаемые к участию в расследовании, и другие, т.е. те, кто поименован во вводной части акта расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в разделе «Лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая».

Требования к формированию комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом аналогичны требованиям к формированию комиссий по расследованию легких несчастных случаев, изложенным в предыдущем разделе (за исключением персонального состава комиссии).

При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования и некоторые другие несчастные случаи расследуют комиссии, формируемые и возглавляемые работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПОСТРАДАВШЕГО ИЛИ ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником. Личное участие работника возможно только в расследовании легких несчастных случаев после их происшествия или других несчастных случаев, расследуемых по заявлению пострадавшего, о которых не было своевременно сообщено работодателю, а работник к моменту обращения выздоровел или вполне дееспособен. Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда. Может быть, поэтому случаи личного участия пострадавших работников в расследовании происшедших с ними несчастных случаев не являются массовыми. Многие из пострадавших работников о таком праве, предоставленном им законодательством, даже не подозревают, а работодатель не старается их об этом уведомить.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Как правило, доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, т.е. тогда, когда работник лично не в состоянии отстаивать свои интересы в ходе расследования несчастного случая. В соответствии с Положением (Трудовым кодексом Российской Федерации) доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании и легких несчастных случаев, однако, такие случаи редки.

О праве пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) на участие в расследовании несчастного случая его доверенного лица работодатель должен уведомить пострадавшего или его родственников. Лучше, если работодатель сделает такое уведомление в письменной форме. Копия письма работодателя и доверенность пострадавшего, если он будет поручать участие в расследовании своему доверенному лицу, приобщаются к материалам расследования. Но пострадавший может и не поручать участие в расследовании своему доверенному лицу — это его право, а не обязанность. Специальной расписки о том, что он не будет привлекать к участию в расследовании свое доверенное лицо, от пострадавшего, как это иногда делают, требовать не следует. Для этого достаточно расписки пострадавшего в получении уведомления работодателя о праве на участие в расследовании его доверенного лица. Доверенными лицами пострадавшего могут быть его родственники, знакомые, коллеги по работе, может быть приглашен специалист по охране труда и со стороны, например с другого предприятия, и т.д. При групповом несчастном случае доверенных лиц может быть несколько — у каждого пострадавшего отдельно. С доверенным лицом в ходе расследования должен работать в контакте председатель комиссии.

Нельзя выступать доверенным лицом пострадавшего кому-то из членов комиссии по расследованию несчастного случая, например председателю профсоюзного комитета, уполномоченному по охране труда и др. Если пострадавший попросит кого-то из них представлять его интересы в качестве доверенного лица, то они не должны входить в состав комиссии.

Доверенное лицо пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) наравне с членами комиссии непосредственно участвует в расследовании несчастного случая (в опросах очевидцев, должностных лиц, в осмотре места несчастного случая, знакомится с нормативной документацией по охране труда и др.). Вместе с тем его правовое положение в расследовании несчастного случая определено Трудовым кодексом Российской Федерации как лица, принимающего участие в расследовании несчастного случая, в то время как правовое положение членов комиссии определено как лиц, проводящих расследование несчастного случая.

Форма акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 (форма 4), во вводной части которого отдельно перечисляются лица, проводившие расследование несчастного случая, и отдельно — лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая. Под текстом акта ставятся лишь подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая. Таким образом, акт расследования группового несчастного случая доверенное лицо не подписывает. И это правильно. Как показала практика, доверенные лица во многих случаях не хотели ставить свою подпись под текстом акта, особенно когда в нем отмечались нарушения, допущенные пострадавшим, считая, что такая подпись ограничит их право на дальнейшее обжалование результатов расследования. Эта подпись доверенного лица скорее нужна была председателю комиссии, чем ему. Наличие такой подписи доверенного лица как бы свидетельствовало о том, что расследование несчастного случая проведено объективно и обжалования его результатов не будет.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая для обеспечения большей объективности расследования и защиты интересов пострадавшего, поэтому очень важно, кто является доверенным лицом. Предположим, что это — один из родственников пострадавшего. Чаще всего это жена, отец, мать или еще кто-то из близких родственников. Как правило, они не могут быть объективными, особенно, если до этого не были знакомы с нормативными документами по охране труда. Особого эффекта их участие в расследовании не дает, а в основном создает неудобства для членов комиссии, т.к. таким доверенным лицом положительно воспринимаются только факты, указывающие на нарушения, допущенные работодателем, и болезненно — на нарушения со стороны пострадавшего. В таких случаях некоторые вопросы, возникающие в ходе расследования, приходится обсуждать с членами комиссии в отсутствие доверенного лица.

Если доверенным лицом выступает коллега по работе, то он находится в служебной зависимости от работодателя и поэтому, как правило, не может быть до конца принципиальным.

Наиболее предпочтительно привлекать к участию в расследовании в качестве доверенного лица специалиста по охране труда с другого предприятия или специалиста-пенсионера, они не находятся ни в служебной, ни в экономической зависимости от работодателя. Оказать пострадавшему или его родственникам помощь в подборе доверенного лица, я думаю, должен профсоюзный комитет предприятия или другой уполномоченный работниками представительный орган.

Обязательное участие в расследовании несчастного случая доверенного лица пострадавшего целесообразно, если он произошел при обстоятельствах, связанных с очевидными нарушениями требований по охране труда самим пострадавшим. Это позволяет решить все спорные вопросы уже на стадии расследования и избежать, таким образом, жалоб со стороны пострадавшего или его родственников на необъективность расследования.

В тех случаях, когда доверенное лицо не принимало участие в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны ознакомить его (по требованию) с материалами расследования, желательно под роспись.

Ознакомление с материалами расследования, в случае их обжалования, должно быть скрупулезным.

В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования. Председатель комиссии обязан содействовать в получении доверенным лицом таких документов. Тогда и подпись об ознакомлении с материалами расследования несчастного случая доверенное лицо будет ставить не формально, а вполне осознанно. Здесь подразумеваются только избирательные документы, а не все, которые направляются в органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.

6.59.Состав комиссии по расследованию несчастных случаев и ее обязанности.

  • •Быстрое в.П.
  • •Раздел 1
  • •Раздел2 186
  • •Раздел 1.
  • •1. Общие положения.
  • •1.1. Что включает в себя понятие охрана труда.
  • •1.2. Основные положения Закона Украины «Об охране труда» от 2002 г.
  • •1.3. Основные направления государственной политики в направле­нии охраны труда.
  • •1.4. Сущность социально-экономических мероприятий охраны труда.
  • •2.5. Права граждан на охрану труда при составлении трудового до-
  • •2.6. Вопросы охраны труда в коллективных договорах (соглашениях).
  • •2.7. Общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.
  • •2.8. Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.
  • •2.9. Полномочия и права профсоюзов по контролю за выполнением
  • •2.11. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
  • •2.12. Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных
  • •2.14. Рабочее время и время отдыха.
  • •2.15. Полный рабочий день при условии работы во вредных и опас­ ных условиях.
  • •2.16. Ненормированный рабочий день.
  • •2.17. Категории рабочих мест по условиям труда.
  • •2.18. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
  • •2.20. Права работников на льготы и компенсации за работу во вред­ ных и тяжелых условиях труда.
  • •2.21. Пенсии по возрасту на льготных условиях.
  • •2.22. Порядок возмещения собственником ущерба работникам в слу­чае повреждения их здоровья при выполнении трудовых обязан­ностей.
  • •2.23. Кто считается иждивением пострадавшего (умершего).
  • •2.24. Моральный ущерб, порядок его возмещения.
  • •3. Управление охраной труда в организации.
  • •3.29. Обязанности руководителя структурного подразделения по ру­ководству работой по охране труда.
  • •3.30. Обязанности работника по выполнению требований норматив-
  • •3.31. Планирование и финансирование работ по охране труда.
  • •3.32. Мероприятия, которые могут осуществляться за счет фонда ох-
  • •3.33. Методы оценки состояния охраны труда в организации.
  • •3.34. Органы государственного надзора за охраной труда, их основ­ные полномочия и права.
  • •3.35. Штрафные санкции к организациям за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должност­ных лиц органов государственного надзора за охраной труда.
  • •3.36. Ответственность должностных лиц за нарушение законодатель­ства о труде.
  • •4. Служба охраны труда организации.
  • •4.38. Основные функции службы охраны труда организации.
  • •4.39. Основные права службы охраны труда организации.
  • •4.40. Ответственность работников службы охраны труда организации.
  • •4.41. Положение о службе охраны труда организации.
  • •5. Обучение, инструктажи по вопросам охраны труда. 5.42. Положение об обучении по вопросам охраны труда в организации.
  • •5.43. Порядок обучения и проверки знаний работников, занятых на работах с повышенной опасностью.
  • •5.44. Порядок обучения и проверки знаний должностных лиц и специ­алистов.
  • •2)В организациях научно-исследовательской, научно-конструкторс­кой, проектно-констру кторской деятельности:
  • •3)В учебных заведениях:
  • •5.45. Виды инструктажей по вопросам охраны труда.
  • •5.46. Порядок проведения вводного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • •5.47. Порядок проведения первичного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • •5.48. Порядок проведения повторного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • •5.49. Порядок проведения внепланового инструктажа по вопросам охраны труда.
  • •5.50. Порядок проведения целевого инструктажа по вопросам охра­ ны труда.
  • •5.51. Порядок допуска работающих к самостоятельной работе.
  • •5)Регистрация, учет и выдача инструкций в организации:
  • •6)Пересмотр, приостановка действия и отмена инструкций:
  • •5.53. Сроки действия инструкций по охране труда.
  • •6.Расследование, учет несчастных случаев, профзаболеваний, аварий.
  • •6.54.Руководящие документы, регламентирующие порядок расследования несчастных случаев, профзаболеваний, аварий.
  • •6.55.Какие несчастные случаи подлежат расследованию.
  • •6.57.Какие несчастные случаи не берутся на учет в организации как связанные с производством.
  • •6.58.Сообщения о несчастных случаях.
  • •6.59.Состав комиссии по расследованию несчастных случаев и ее обязанности.
  • •6.62.Что относится к материалам специального расследования
  • •6.64.Расследование, учет и отчетность по профессиональным хроническим заболеваниям и отравлениям.
  • •6.65.Порядок расследования несчастных случаев непроизводственного характера.
  • •6.68. На какие категории делятся аварии. Аварии делятся на две категории:
  • •6.69.Порядок расследования аварий.
  • •6.70.Учет и отчетность по авариям.
  • •7.71.Основные принципы страхования от несчастного случая, субъек­ты и объекты страхования (ст. 5 Закона…).
  • •7.72.Страховой риск и страховой случай (ст. 13 Закона…).
  • •7.74.Социальные услуги и выплаты, которые осуществляются Фондом социального страхования от несчастных случаев (ст. 21 Закона…).
  • •7.76.В каких случаях может произойти отказ в страховых выплатах и предоставлении социальных услуг (ст. 37 Закона…)’
  • •7.77.Каковы сроки проведения страховых выплат (ст. 40 Закона…).
  • •7.78.Страховые тарифы (их размеры), вносимые в Фонд социального страхования от несчастных случаев (ст. 47 Закона…).
  • •7.79.Размер страховых тарифов на общеобязательное государствен­ное социальное страхование от несчастного случая на производ­стве и профессионального заболевания.
  • •7.80.Какими документами комплектуется личное дело пострадавше­го от несчастного случая на производстве или профессионально­го заболевания.
  • •7.82.Каков порядок оформления и передачи личных дел пострадав­ших исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев.
  • •7.83.Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой слу­чай государственного социального страхования от несчастного случая на производстве.
  • •7.85.Порядок оплаты первых 5-ти дней временной нетрудоспособно­сти вследствие заболевания… За счет средств предприятия, уч­реждения…
  • •8. Основные правила электробезопасности. 8.86.Электрический ток, единицы измерения тока, напряжения, мощ­ности, частоты.
  • •8.87.Переменный и постоянный ток, их воздействие на организм че­ловека.
  • •8.88. Распределение электроустановок по классам напряжения и за­щиты.
  • •8.89.3Аземление и зануление электроустановок, их защитное действие.
  • •8.90.Воздействие электромагнитных полей на организм человека и способы защиты от них.
  • •8.93. Коллективные средства защиты в электроустановках.
  • •8.94. Индивидуальные средства защиты в электроустановках.
  • •8.95.Плакаты и меры безопасности, используемые в электроустановках.
  • •8.96. Группы электробезопасности.
  • •8.97.Меры безопасности при работе с электроинструментами, свароч­ными и понижающими трансформаторами, переносными светиль­никами.
  • •8.98.Какими документами определена ответственность за выполне­ние правил безопасной эксплуатации электроустановок потре­бителями.
  • •8.99.На кого возлагается ответственность за состояние электрохо­зяйства в организации.
  • •9.102.Требования к лицам, допущенным к эксплуатации котлов.
  • •9.103.На какие котлы распространяются требования «Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов».
  • •9.104.Какиекотлы подлежат регистрации в органах Госнадзорохрант-руда.
  • •9.105.Какие документы поставляются заводом-изготовителем заказ­чику вместе с котлом.
  • •9.106.На какие котлы не распространяется требование Правил.
  • •9.107. Основные требования к помещениям для котлов.
  • •9.109. Где, как и какие паспортные данные должны быть нанесены заводом — изготовителем на котле.
  • •9.110- В каких случаях проводится технический осмотр котлов.
  • •9.111.В каких случаях проводится досрочный технический осмотр котла.
  • •9.112. Кто проводит технический осмотр котлов.
  • •9.113.В каких случаях разрешается не проводить гидравлическое ис­пытание котлов вновь установленных.
  • •9.114.Требования к манометрам котлов, периодичность их проверки.
  • •9.115.Требования к предохранительным клапанам котлов, периодич­ность их проверки.
  • •9.116. Требования к указателям уровня воды котлов.
  • •9.117.В каких случаях котел должен быть аварийно остановлен.
  • •9.118. Кто имеет право проводить ремонт и монтаж котлов.
  • •9.119.Сроки проведения периодических технических осмотров кот­лов инспектором Госнадзорохрантруда, в присутствии кого проводится эта работа.
  • •10. Основные правила безопасной эксплуатации газового хозяйства.
  • •10.120.На кого возлагается ответственность за безопасную эксплуа­тацию газового хозяйства в организации.
  • •10.121 .Права и обязанности лиц, ответственных за газовое хозяйство.
  • •10.123.Периодичность и порядок проверки знаний у работников, об­служивающих газифицированные объекты.
  • •10.124.Основные требования при установке газовых приборов в орга­низации.
  • •10.127./Іорялок приемки газифицированных объектов в эксплуатацию.
  • •10.128. Порядок регистрации объектов газового хозяйства.
  • •10.129.Перечень документов, какие должны быть на газифицирован­ном объекте.
  • •10.130.4To такое одоризация газа, основные особенности одорантов.
  • •10.131. Способы выявления утечки газа и ее ликвидация.
  • •10.132.Сроки проведения технического обслуживания и профилакти­ческих осмотров газового хозяйства.
  • •10.133. Условия возникновения взрывоопасных, удушливых и токсич­ных газовоздушных смесей.
  • •10.134.Предназначение и места установки взрывных газовых клапанов.
  • •10.135.Порядок отключения газифицированного оборудования для проведения ремонта.
  • •10.136. Периодичность проверки дымовых и вентиляционных каналов, выводящих продукты сгорания от элементов газового хозяйства.
  • •10.137. Характерные причины нарушения тяги в дымоходах.
  • •10.138.Какая документация должна быть в котельной, работающей на газовом топливе.
  • •10.139.Условия, разрешающие разжигать газифицированные котель­ные в каждом отопительном сезоне.
  • •10.140.Мероприятия по предупреждению взрывов на газифицирован­ных объектах.
  • •11.143.Предназначение и величина остаточного давления в балло­нах.
  • •11.144. В каких случаях запрещается заполнять баллоны газом.
  • •11.145. При каких показаниях испытываются баллоны.
  • •11.146.Требования техники безопасности при эксплуатации баллонов и сосудов со сжатым, растворенным и сжиженным газом.
  • •11.147. Требования к хранению и перевозке баллонов.
  • •12.153.Основные обязанности лица, ответственного за эксплуатацию лифтов в организации.
  • •12.154.Требования к лицам, допущенным к обслуживанию, ремонту и эксплуатации лифтов.
  • •12.158. Какие лифты подлежат регистрации в органах Госнадзорохрант-руда.
  • •12.159.Kto и на каких основаниях выдает разрешение на ввод лифта в эксплуатацию.
  • •12.160.В каких случаях не допускается ввод лифта в эксплуатацию.
  • •12.161. Техническое освидетельствование лифтов.
  • •12.162. Полное техническое освидетельствование лифта.
  • •12.163.Периодическое техническое освидетельствование лифтов.
  • •12.164. Частичное техническое освидетельствование лифтов.
  • •12.166.На какие типы подразделяются лифты, в зависимости от их предназначения.
  • •12.167. Допускается ли перевозка людей в грузовых лифтах.
  • •12.168. Виды и системы управления лифтов.
  • •12.169. Какая сигнализация предусмотрена в лифте.
  • •12.170. Требования к шахте лифта.
  • •12.171.Требования, предъявляемые к дверям шахты лифта. Предназ­начение дверных замков, проверка их работы.
  • •12.172.Требования к освещению шахты, кабины, машинного поме­щения лифта и посадочных (погрузочных) площадок.
  • •12.174. Из чего состоит техническое обслуживание лифта.
  • •13.179,Обязанности руководителя структурного подразделения по обеспечению пожарной безопасности в подчиненном подразде­лении.
  • •13.180.Обязанности работника по обеспечению пожарной безопасно­сти на рабочем месте.
  • •13.181. Правила противопожарного режима в организации.
  • •13.182. Противопожарные инструктажи.
  • •13.183.Специальное обучение (пожарно-технический минимум).
  • •13.185.Порядок организации и работы добровольных пожарных дружин.
  • •13.186. Расследование и учет пожаров.
  • •13.187.Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности и возникновение пожара.
  • •13.188.Категории производств по взрывной, взрывопожарной и по­жарной опасности. Классы пожаров.
  • •13.189. Первичные средства пожаротушения.
  • •13.190. Виды огнетушителей, места их расположения в зданиях.
  • •14.192.0Бязанности собственника организации в системе предупреж­дения больших производственных аварий.
  • •14.193.Цель и методика выявления небезопасных факторов произ­водственных аварий.
  • •14.194.Создание и организация работы группы экспертов в организа­ции.
  • •14.195.Роль собственника, руководителей структурных подразделе­ний в выявлении небезопасного производственного оборудо­вания, обеспечении минимизации последствий возможных ава­рий.
  • •14.196.Комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования потенциально небезопасных объектов.
  • •14.197.Планирование мероприятий на случай чрезвычайных ситуа­ций на производстве.
  • •14.198.0Собенности планирования предупредительных мероприятий противоаварийной защиты.
  • •14.199.Выбор способов контроля, управления и противоаварийной за­шиты.
  • •14.200. Организация аварийных служб, составление планов их работы.
  • •14.201.Управление выполнением мероприятий в случае возникнове­ния чрезвычайных ситуаций.
  • •14.202.Основные направления профилактической деятельности в сфе­ре предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • •14.203.Система предупреждения больших аварий и техногенных катастроф.
  • •14.204. Правовая и законодательная база, гарантирующая право объектов хозяйственной деятельности на безопасное существо­вание.
  • •14.205.Перечень основных документов по го на объекте.
  • •14.207.Основные обязанности начальника штаба го объекта.
  • •14.208. Основные обязанности членов штаба го объекта.
  • •15,Основные положения по вопросам охраны труда в струк­турных подразделениях лечебно-профилактических и ме­дицинских учебных заведениях.
  • •15.209.Охрана труда в инфекционных отделениях.
  • •15.211.Охрана труда в туберкулезных отделениях.
  • •15.212.Охрана труда в психиатрических учреадениях (отделениях).
  • •15.213.0Храна труда в радиодиагностических и рентген кабинетах.
  • •15.214.Охрана труда в патологоанатомических отделениях и моргах.
  • •15.218.Охрана труда при работе с персональным компьютером (пэвм).
  • •15.219.Охрана труда и техника безопасности при работе на автоклавах.
  • •15.220.Основные требования безопасности при работе в клинико-ди­агностических лабораториях.
  • •15.221.Основные требования безопасности при эксплуатации изде­лий медицинской техники.
  • •15.222.Основные требования безопасности при работе в прачечных.
  • •16. Основные правила оказания первой помощи пострадав­шему.
  • •16.224. Травма, рана — общее понятие.
  • •16.225.Травматический шок. Основные противошоковые мероприятия.
  • •16.226. Терминальные состояния.
  • •16.228.Правила транспортировки пострадавших. Выбор способов и методов транспортировки.
  • •16.230. Кровотечение. Классификация кровотечений.
  • •16.231. Способы временной остановки кровотечения.
  • •16.232. Основные правила наложения повязок.
  • •16.233. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
  • •16.235.Первая помощь при повреждении внутренних органов.
  • •16.236. Первая помощь при переломах.
  • •16.237. Первая помощь при ранениях.
  • •16.238.Первая помощь при поражении электрическим током.
  • •16.239. Ожоги. Классификация ожогов.
  • •16.240. Первая помощь при ожогах.
  • •16.241. Первая помощь при обморожениях.
  • •16.246.Первая помощь при отравлении.
  • •16.247. Первая помощь при внезапных заболеваниях.
  • •Раздел 2.
  • •Приказываю:
  • •Положение
  • •1. Общие положения.
  • •2. Структура управления охраной труда-
  • •3. Общие обязанности должностных лиц предпри­ятия в системе управления охраной труда**.
  • •4.Права должностных лиц предприятия в системе
  • •5.0Тветственность должностных лиц предприя­тия в системе управления охраной труда.
  • •2.0Сновные задачи службы охраны труда.
  • •Предписание
  • •Приказываю:
  • •1. Общие положения.
  • •2. Обучение по вопросам охраны труда при приеме на работу и в процессе работы.
  • •2.1 .Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников.
  • •4.3.Порядок проведения инструктажей для учащихся, студентов **.
  • •5. Стажировка (дублирование) и допуск работников к работе.
  • •Безопасности и безопасности окружающих в дошкольных учебных заведениях.
  • •Программа
  • •1. Для вводных инструктажей
  • •Ориентировочный перечень вопросов вводного инструктажа для работников.
  • •Журнал регистрации вводного инструктажа
  • •Ориентировочный перечень вопросов вводного инструктажа для учащихся и студентов.
  • •Ориентировочный перечень вопросов первичного инструктажа для учащихся и студентов.
  • •Регистрации инструктажей
  • •По вопросам охраны труда
  • •Для учащихся, воспитанников, студентов
  • •Положение о работе по охране труда в (на)
  • •1. Общие положения.
  • •2. Обязанности руководителя структурного подразделения по управлению охраной труда в подразделении.
  • •3. Обязанности работника по выполнению требований нормативных актов об охране труда.
  • •Положение
  • •1. Общие положения.
  • •3. Права уполномоченных трудовых коллективов структурных подразделений по вопросам охраны труда.
  • •4. Гарантии прав и деятельности уполномоченных трудовых коллективов структурных подразделений по вопросам охраны труда.
  • •Раздел V. «охрана труда и здоровье. »
  • •1. Общие положения.
  • •2. Задачи и обязанности.
  • •3. Права.
  • •1. Обшие положения.
  • •3. Основные обязанности работников.
  • •5. Рабочее время и его использование.
  • •6. Поощрения за успехи в работе.
  • •8. Порядок разрешения трудовых споров.
  • •9.1.Все работники должны:
  • •9.2.Все руководители должны:
  • •1. Общие положения.
  • •2. Задачи и обязанности руководителя
  • •2.1.Руководитель службы (структурного
  • •2.2. Руководитель службы (структурного
  • •3. Права руководителя службы
  • •4. Ответственность руководителя
  • •5. Руководитель службы (структурного
  • •6. Квалификационные требования к
  • •7. Взаимоотношения ( связи по должности)
  • •Положение
  • •1. Общие положения.
  • •2.0Сновные задачи добровольной пожарной дру­жины предприятия (учреждения, организации).
  • •Программа
  • •Тема 3. Противопожарный режим на территории организации. Кон­троль за его соблюдением (2 часа).
  • •Тема 4. Средства пожаротушения, связи и оповещения о пожаре (6 часов).
  • •Тема 5. Обязанности членов дпд по табелю боевого расчета (4 часа).
  • •Тема 6. Основные правила тушения пожара (4 часа).
  • •Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (2 часа).
  • •Документы, необходимые для укомплектования
  • •2.Титульный лист папки-скоросшивателя.
  • •Акт (специального) расследования несчастного случая (аварии), который произошел (произошла)
  • •2000Г. Вчас.Мин.
  • •1. Сведения о потерпевшем (потерпевших)
  • •2. Характеристика объекта, участка и места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • •4. Причины несчастного случая (аварии).
  • •5. Мероприятия по устранению причин приведших к несчастному случаю (аварии).
  • •6. Вывод комиссии.
  • •7. Перечень прилагаемых материалов.
  • •Справка-расчет о выплатах в связи с временной нетрудоспособностью.
  • •Раздел 3.
  • •15.Признаются связанными с производством также случаи:
  • •54. К материалам специального расследования относятся:
  • •56.Работодатель в пятидневный срок после утверждения акта формы н-5 обязан:
  • •78.Комиссия по расследованию обязана:
  • •Приложения
  • •102, 105)
  • •2. Характеристика объекта, участка и места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • •3.Обстоятельства, при которых произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • •1.Вид события, которое привело к несчастному случаю.
  • •2. Причины несчастного случая. Технические:
  • •Журнал регистрации лиц пострадавших от несчастных случаев
  • •Пояснительная записка
  • •Заболевания.
  • •Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера.
  • •Пояснения по заполнению акта по форме нт о несчастном случае непроизводственного характера.
  • •Об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях и заведениях образования.
  • •1. Общие положения.
  • •4.Обязанности должностных лиц по организации работы по охране труда в заведениях образования.
  • •4.2.3Аместитель руководителя (проректор, заместитель директора, заведующего)*.
  • •4.3.Декан факультета.
  • •4.4.3Аведующий кафедрой.
  • •4.5.Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, учебно-производственной мастерской, мастер производственного обучения.
  • •4.6.Преподаватель, учитель, классовод, куратор группы, воспитатель, классный руководитель.
  • •5. Организация работы по охране труда во время
  • •5.2.Начальник научно-исследовательского сектора
  • •5.3.Руководитель научно-исследовательской работы (темы):
  • •6.Организация работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности во время внеклассной, внешкольной деятельности.
  • •6.1.Заместитель руководителя заведения образования по воспитательной работе:
  • •7. Организация работы по охране труда во время административно-хозяйственной деятельности в заведениях образования.
  • •7.1.Заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе, заведующий хозяйством, начальник хозяйственного отдела.
  • •7 2 Главный инженер, энергетик, механик заведения образования:
  • •7.3.Руководитель производственного участка (цеха), исполнитель работ в заведении образования:
  • •7.4.Мастер производственного участка (цеха):
  • •7.5.Главный бухгалтер (бухгалтер):
  • •8.Порядок проведения и регистрации инструктажей по безопасности жизнедеятельности.
  • •Вопросов вводного инструктажа по безопасности жизнедеятельности для воспитанников, учащихся, студентов, курсантов, слушателей, аспирантов.
  • •Положение
  • •2. Общие положения.
  • •1.Сведения о пострадавшем (пострадавших).
  • •2.0Бстоятельства несчастного случая.
  • •3. Причины несчастного случая.
  • •4.Меры по устранению причин несчастного случая.
  • •Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий
  • •1. Общие положения.
  • •2. Порядок организации медицинских осмотров собственником.
  • •3. Порядок организации и проведения медосмотров учреждением моз украины.
  • •3.2. Санитарно-эпидемиологическое учреждение:
  • •4. Права, обязанности и ответственность собственника, работника, учреждения министерства здравоохранения.
  • •Предложение
  • •Перечень
  • •Работ, для выполнения которых обязательны
  • •Предварительные, при поступлении на работу
  • •И периодические медицинские осмотры.
  • •Утверждено Приказом Госнадзорохрантруда Украины
  • •Днаоп 0.00-4.15-98
  • •2.7.Раздел «Требования безопасности во время работы» должен содержать:
  • •2.8.Раздел «Требования безопасности после окончания работы» дол­жен содержать:
  • •2.9.Раздел «Требования безопасности в аварийных ситуациях» дол­жен содержать:
  • •4.Порядок разработки, утверждения и введение инструкций в действие.
  • •4.3.Разработка, утверждение и введение в действие инструкций на предприятии.
  • •6.Пересмотр, приостановка действия и отмена инструкций.
  • •Постановление от 27 июня 2003 года № 994 гор. Киев
  • •Перечень мероприятий и средств на охрану труда, затраты на осуществление и приобретение которых относятся к валовым затратам.
  • •Органами.
  • •Перечень объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
  • •Медицинских психиатрических противопоказаний
  • •Используемая литература:
  • •Валерий Павлович Быстрое

Каков состав комиссии по расследованию несчастного случая?

Ответ на вопрос:

При возникновении несчастного случая в организации работодатель обязан обеспечить расследование такого случая за счет собственных средств (ч. 2 ст. 229.2 ТК РФ).

Для расследования незамедлительно создайте комиссию. Количество членов комиссии должно быть не менее трех (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Во всех случаях комиссия должна состоять из нечетного числа членов (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73). В состав комиссии должны входить:

Об этом говорится в части 1 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Нормы о том, что количество представителей работодателя и представителей работников должно быть одинаковым, в законе нет.

Если пострадали два человека и более, произошел тяжелый несчастный случай или пострадавший умер, в состав комиссии также необходимо включить:

Об этом говорится в части 1 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если пострадали два человека и более, произошел тяжелый несчастный случай или пострадавший умер, в состав комиссии также необходимо включить:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным по охране труда;
  • представители работодателя (например, руководитель);
  • представитель профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при их наличии в организации).

    При расследовании таких несчастных случаев, как правило, председателем комиссии является государственный инспектор труда.

    Такой порядок установлен частью 2 статьи 229 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ситуация:Как расследовать несчастный случай на производстве

    При возникновении несчастного случая в организации работодатель обязан обеспечить расследование такого случая за счет собственных средств (ч. 2 ст. 229.2 ТК РФ).

    Для расследования незамедлительно создайте комиссию. Количество членов комиссии должно быть не менее трех (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Во всех случаях комиссия должна состоять из нечетного числа членов (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73). В состав комиссии должны входить:

    • государственного инспектора труда;
    • представителей органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
    • представителей территориального объединения организаций профсоюзов;
    • представителей территориального отделения ФСС России (если несчастный случай произошел с застрахованным гражданином).
    • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным по охране труда;
    • представители работодателя (например, руководитель);
    • представитель профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при их наличии в организации).
  • государственного инспектора труда;
  • представителей органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представителей территориального объединения организаций профсоюзов;
  • представителей территориального отделения ФСС России (если несчастный случай произошел с застрахованным гражданином).

При расследовании таких несчастных случаев, как правило, председателем комиссии является государственный инспектор труда.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 229 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

Если пострадавший является сотрудником другой организации (например, находится в командировке), то формировать комиссию будет организация, на территории которой произошел несчастный случай. При этом в состав комиссии необходимо включить полномочного представителя работодателя пострадавшего сотрудника, то есть той организации, которая направила его в командировку. Отсутствие такого полномочного представителя или его несвоевременный приезд не влияет на изменение сроков расследования. Такой порядок следует из положений части 5 статьи 229 Трудового кодекса РФ и разъяснен в письме Минтруда России от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291.

В состав комиссии нельзя включать сотрудников (иных лиц), на которых возложено обеспечение требований охраны труда на участке, где произошел несчастный случай (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

Состав комиссии по расследованию несчастного случая утвердите приказом в свободной форме (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

В расследовании несчастного случая, произошедшего у работодателя-предпринимателя, принимают участие:

  • работодатель или его полномочный представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, которого можно привлечь на договорной основе.

Это предусмотрено частью 4 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если несчастный случай происходит с сотрудником по месту работы, где он трудится в порядке совместительства, ситуация расследуется и учитывается по месту работы по совместительству (ч. 8 ст. 229 ТК РФ).

Несчастный случай, который произошел в результате аварии транспортного средства, расследуется с обязательным использованием материалов расследования аварии (ч. 9 ст. 229 ТК РФ).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

О комиссии по расследованию несчастных случаев

Итак, на предприятии произошел несчастный случай, пострадал сотрудник данной организационной структуры.

Последовательность действий администрации:

  1. Необходимо сразу оказать первую помощь сотруднику, получившему травму и вызвать медицинских работников.
  2. Увезти сотрудника в поликлинику, чтобы специалистами была определена степени тяжести. Этот момент очень важен, так как от этого показателя многое зависит, в том числе каких специалистов требуется включать в комиссионный состав.

Если травма отнесена к категории легких, то достаточно определить состав комиссии из работников данного подразделения. Если травма оказалась тяжелой, то в комиссию привлекается госинспектор по ОТ.

Дополнительные важные условия создания комиссии:

  • число членов должно являться нечетным (если возникают неразрешимые вопросы, то к консенсусу приходят путем голосования);
  • непременно в комиссионный состав следует включить представителя профсоюза;
  • не допускается включать в комиссию непосредственного руководителя сотрудника, который получил травму;
  • не включается в комиссионный состав и сам пострадавший по объективным причинам;
  • если случай произошел на участке, зарегистрированном в Ростехнадзоре, то среди членов комиссии обязательно должен присутствовать представитель этой структуры.

Действия сторон при несчастном случае

При выполнении производственного задания произошел случай, вызвавший травму. Что делать дальше?

Обстановка на месте происшествия должна сохраняться до момента расследования

Необходимы следующие мероприятия:

  • первый заметивший или очевидец обязан известить руководство и сообщить в медпункт предприятия о произошедшем;
  • после данного извещения необходимо оказать первую помощь пострадавшему;
  • после всего случившегося руководитель направляет работника в поликлинику, где специалист определяет степень травмирования;
  • справку, написанную врачом, необходимо представить руководителю.

Какие действия должны быть предприняты со стороны руководства:

  • необходимо поставить в известность соцстрах в течение суток;
  • принять все меры по сохранению обстановки на месте случившегося;
  • проинформировать вышестоящее руководство;
  • если случай произошел на опасном объекте, то необходимо сообщить в Ростехнадзор, а если происшествие связано с выбросом вредных веществ — Роспотребнадзор.

Какие ошибки допускаются при этом:

  1. Если своевременно не сообщит в фонд соцстраха, то пособие пострадавшему не начислится.
  2. Если о случившемся никому не сообщать, то возможны различные неприятные ситуации. Информация в любом случае может попасть к контролирующим органам.

Порядок проведения расследования

Когда произошло травмирование работника, то после издания распорядительного документа необходимо установить порядок проведения расследования.

Последовательность:

  1. Место, на котором произошло происшествие, в идеале нужно сохранить в исходном виде, чтобы картины была понятна. Разумеется, если это угрожает здоровью и жизни сотрудников, то данную угрозу необходимо устранить.
  2. Необходимо провести видео- или фотосъемку на месте.
  3. Схемы места случившегося тоже фиксируются на бумаге, то есть рассматривается местность и определяется объект, от которого выполняется привязка к месту, где случилось происшествие.
  4. Комиссией рассматриваются материалы по проведению инструктажей, наличию нарядов-допусков, карточки выдачи специальной одежды и обуви, а также СИЗ или СИЗОД.
  5. Проводится опрос самого пострадавшего и очевидцев. Полученные сведения заносятся в протоколы, которые подписываются лицами, давшими эти показания.
  6. На основании всех собранных материалов проводятся обсуждения, определяется, что конкретно было нарушено. Ссылка на пункт из нормативного документа заносится в акт по форме Н-1.
  7. Подготавливается акт Н-1. Документ подписывается членами комиссии. Как правило, нужно изготовить три экземпляра: один выдается на руки пострадавшему, второй — в соцстрах, а третий остается на предприятии.

Хранение акта осуществляется на предприятии в течение 45 лет. Количество актов должно соответствовать количеству пострадавших с учетом предприятия и соцстраха.

Главная особенность семинара — примеры расследования несчастных случаев взятые из практического опыта, а так же рассмотрение правовых и научно-технических основ методик расследования на предприятиях:

Если о несчастном случае не сообщать своевременно

Что делать, когда сотрудник заявил, что с ним произошел несчастный случай и он не сообщил о нем своевременно или его попросили не говорить никому, а в настоящее время ухудшилось состояние здоровья и травмирование дало о себе знать:

  1. Для начала необходимо написать заявление на имя руководителя объекта. Документ составляется в произвольной форме, на нем ставиться подпись сотрудника. Такое обращение передается через секретаря непосредственному руководителю. Один экземпляр остается у руководства, а второй на руках сотрудника, но при этом на нем должен быть поставлен исходящий номер.
  2. После рассмотрения руководителем выполняются мероприятия по подготовке распорядительного документа по расследованию данного случая.
  3. Создается комиссия и устанавливаются сроки на проведение расследования, но не более месяца.
  4. Далее работает комиссия по оценке случившегося, то есть анализируются все материалы, опрашиваются очевидцы, разумеется, если что-то действительно сохранилось или сотрудники помнят о произошедшем.
  5. После работы комиссии составляется акт по установленной форме в 3-х экземплярах. Передается документ на руки пострадавшему, остается на объекте и направляется в структуру соцстраха. По результатам пострадавшему может быть присвоена инвалидность и выплачивается пенсия, но и это зависит от тяжести происшествия.

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 229 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 229 ТК РФ

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.

Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160

Указанным Положением установлены также требования к организации и проведению расследования несчастных случаев, произошедших: с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем; с работниками при выполнении работы по совместительству; со студентами или с учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя; с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования независимо от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений и другими категориями работников (граждан).

Положением предусмотрены особенности расследования несчастных случаев с лицами, выполняющими работу на основе договора гражданско-правового характера (п. 16). Произошедшие с такими лицами тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследованию таких несчастных случаев могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования РФ и других заинтересованных органов.

При установлении сведений, дающих достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон указанного договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения (п. 28 Положения).

5. Несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на тяжелые и легкие. Отнесение производственной травмы к категории тяжелого несчастного случая осуществляется в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160.

В соответствии с п. 2 указанной Схемы квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются: характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения; последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности). Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве. Признаками тяжелого несчастного случая на производстве служат также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести полученной травмы.

В п. 3 названной Схемы приведены несчастные случаи, которые относятся к категории тяжелых. Так, например, к тяжелым несчастным случаям на производстве относятся повреждения здоровья, острый период которых сопровождается: шоком, комой, кровопотерей (объемом более 20%), эмболией, острой недостаточностью функций жизненно важных органов и систем (ЦНС, сердечной, сосудистой, дыхательной, почечной, печеночной и (или) их сочетанием).

К легким несчастным случаям на производстве относятся повреждения, не входящие в п. 3 Схемы.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» утверждены Учетная форма N 315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести», Учетная форма N 316/у «Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве», а также рекомендации по заполнению указанных учетных форм.

6. Осуществление проверки соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве является одним из основных полномочий органов федеральной инспекции труда (см. ст. 356 и комментарий к ней).

7. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций Российской Федерации (находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), временно находившимися в служебной командировке на территории государств — участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами СНГ 09.12.1994. Данным Соглашением предусмотрено, что расследование каждого несчастного случая, в том числе: порядок оповещения о травме; образование комиссии по расследованию, организация ее работы; возникшие в связи с этим обязанности предприятий, учреждений здравоохранения, служб государственного надзора и других заинтересованных организаций и должностных лиц; решение иных вопросов, связанных с организацией расследования, — проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами стороны по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая (ст. 3). Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, пребывающими на территории другой Стороны по трудовому или иному договору, расследуются в соответствии с порядком, установленным законодательством Стороны по месту заключения договора (ст. 8).

В настоящее время подготовлено к подписанию Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства — члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства — члена Евразийского экономического сообщества (см. распоряжение Правительства РФ от 18.10.2012 N 1946-р «О подписании Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства — члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства — члена Евразийского экономического сообщества»).

8. Если несчастный случай произошел с работником не на производстве (например, в пути на работу или с работы), выяснение его обстоятельств может осуществляться (по предложению руководителя организации, в которой работает пострадавший) комиссией по социальному страхованию, специально созданной комиссией в составе представителей работодателя и работников и проч.

9. Профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967. Расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление его наличия.

При установлении предварительного диагноза организация здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника направляет извещение о профессиональном заболевании работника в территориальный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор. Получив сообщение о профессиональном заболевании, этот орган выясняет обстоятельства возникновения болезни и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза. Порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников регулируется Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утв. Приказом Роспотребнадзора от 31.03.2008 N 103.

На основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение устанавливает заключительный диагноз и дает соответствующее медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется Фонду социального страхования РФ, а также в организацию здравоохранения, направившую больного (п. 15 Положения).

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Возглавляет комиссию руководитель территориального органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. В расследовании могут принимать участие другие специалисты, а также заболевший.

Комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника; определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов; предлагает меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний. Для этого в процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы.

В случае если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

В трехдневный срок по истечении срока расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по установленной вышеназванным Положением форме. Этот акт является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве. В нем подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью этого органа. В трехдневный строк после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном управлении Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» Приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 утверждены Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, а также формы документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний: извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления); извещения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене и др.

10. В течение суток со дня наступления страхового случая (подтверждения факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) работодатель (страхователь) обязан сообщить об этом страховщику — филиалу регионального отделения Фонда социального страхования РФ, где работник застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик вправе проверять такую информацию и принимать участие в расследовании страховых случаев (ст. ст. 17, 18 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *