Модерирование или модерация?

Модерация – это в первую очередь контроль над выполнением требований в каком-либо сообществе, группе в соцсети, на форуме или онлайн-конференции. Термин происходит от устаревшего французского слова modération – умеренность, сдержанность. В современном понимании модератор – человек, наделенный более широкими правами, чем обычный интернет-пользователь на сетевых ресурсах.

Модерация – регулярный мониторинг одним модератором или группой соблюдения правил общения на конкретной площадке в сети или офлайне, которые установил владелец или администратор ресурса. Также в обязанности модератора входит проверка материала, который размещается пользователями на площадке.

Например, модератор тематического форума или сообщества в соцсети следит за тем, чтобы участники не нарушали установленные правила общения. То есть не флудили, не оскорбляли друг друга, не рекламировали «левые» товары и сервисы. Словом, всё, что запрещено владельцами и администрацией ресурса, то входит в чек-лист проверки модератора. В зависимости от «тяжести» и систематичности нарушений, он выписывает участнику предупреждение, временный или вечный бан.

Однако у модерации есть ещё одно направление, а точнее цель. Довольно часто живые или онлайн-конференции превращаются в нудные, никому не интересные заседания. В итоге – участники тратят время и энергию, но так и не приходят к единому выводу. Модератор на таких мероприятиях, пожалуй, самое ответственное лицо. Его задача состоит в том, чтобы подключить всех участников в рабочий процесс. И главное – следить за тем, чтобы обсуждение велось в тематическом русле, а члены группы концентрировались на сути.

В этом случае принципы работы модерации следующие:

  • Систематичность. Модератор онлайн-конференций и бизнес-встреч следит, чтобы каждый вопрос обсуждался в логической последовательности.
  • Структурность. Заседание имеет свой регламент и рабочий план. Их соблюдение обеспечивает профессиональная модерация.
  • Прозрачность. Модератор контролирует выполнение установленных правил на конференции. Эти правила находятся в свободном доступе, и ознакомиться с ними может любой участник без ограничений.

Таким образом, модерация необходима для поддержания порядка, проверки информации пользователей на соответствии правилам форума, сайта или группы. Сегодня любая не модерируемая площадка быстро превращается в «клоаку» — скопище спама, чернухи и ссылок на сомнительные сайты. На конференциях, модератор, помимо контроля над соблюдением правил, координирует рабочий процесс.

Виды и способы модерации

На практике используются несколько видов модерации

  1. Предварительная модерация. Любой контент или материал проверяется, прежде чем быть опубликованным на площадке. Что такое модерация сообщений? Например, комментарии или сообщения пользователей могут содержать спам, запрещенные темы или навязчивую рекламу. Такой контент отклоняется. Премодерацию используют на официальных сайтах компаний, в небольших тематических группах в соцсетях, блогах. Преимущества – максимальный контроль над качеством контента на ресурсе. Недостатки – низкая оперативность, то есть сообщения публикуются только после личной проверки. Зачастую премодерация используется как ограничительная мера для некоторых пользователей портала, которые систематически нарушают правила. Их сообщения и комментарии проверяются лично в течение определенного срока.
  2. Постмодерация. Контент проверяется после его размещения на площадке. Преимущество – высокая оперативность коммуникаций пользователей. Недостаток – модератор должен всегда быть на форуме и следить за всем потоком сообщений. Это не просто.
  3. Автоматическая модерация. На портале в сети устанавливаются фильтры и программы, которые проверяют контент по определенным критериям. Автомодерация часто используется в рекламных сервисах для проверки качества баннеров. На различных пабликах к модерации подключают самих пользователей. Например, предлагают им оценить публикацию – «полезно» или «бесполезно». Явным преимуществом пользовательской модерации является высокая объективность оценки. К недостаткам можно отнести возможность накрутки голосов или сговора против одного их пользователей и соответственно простановки большого числа «дизлайков».
  4. Модерация конфликтов. На крупных форумах любой пользователь может пожаловаться на сообщение или нарушения его прав, предъявив письменную жалобу модераторам или администраторам ресурса. Конечно, рассматриваются только аргументированные претензии.

Кто такой модератор?

Модератор, согласно значению своего термина, призван сдерживать и умерять пользователей интернет-ресурса. Как мы уже писали выше – он следит за соблюдением правил сайта, контролирует общение посетителей.

В отличие от администратора, человека с неограниченными полномочиями на площадке, модератор имеет свой перечень обязанностей и прав. По сути, он выступает помощником админа в плане контроля над соблюдением правил форума.

Чтобы успешно выполнять обязанности модерирования, необходимо разбираться в тематике ресурса, обладать достаточным уровнем знаний в веб-программировании. Кроме того, модератор должен уметь разрешать конфликтные ситуации и споры, вести общение с пользователями.

К стандартным правам модератора относят:

  • Редактирование и удаление сообщений пользователей;
  • Блокировка и удаление аккаунтов забаненных участников;
  • Предупреждение юзеров, применение санкций – временный, вечный бан;
  • Ограничение прав – запрет на отправку сообщений, комментирования, просмотра тем площадки;
  • Передача полномочий другому модератору.

В обязанности помощника администратора входят уведомление пользователей о важных событиях, изменениях на площадке и вне её. Кроме того, он должен следить за тематикой сообщений и при необходимости перемещать посты в нужный раздел. Модератор – это связующее звено между обычным пользователем форума и администратором. Именно поэтому он должен оперативно реагировать на просьбы и жалобы участников, а также соблюдать правила площадки.

Модератор применяет следующие виды санкций к нарушителям:

  • Предупреждение;
  • Удаление поста напрямую или выставление требования удалить сообщение, которое содержит недопустимый контент: спам, оскорбления, брань, рекламу;
  • Начисление штрафных баллов;
  • Блокировка пользователей, бан;
  • Разблокировка пользователей после периода ограничений;
  • Оповещение участников о нарушениях, призыв к соблюдению правил ресурса.

Какие модераторы бывают?

Для начала обобщенно рассмотрим типы модераторов, а далее изучим более подробно их обязанности и права.

  • Супермодератор. По сути, это большой босс, который контролирует работу других помощников администратора ресурса. С его согласия и/или по его рекомендации назначаются модераторы среднего звена. Кроме того, в обязанности «главного» входит курирование работы всего сайта, форума, портала. Нередко, на крупных площадках супермодераторы имеют статус, близкий к администратору, со всеми полномочиями.
  • Модератор чата – это такой же «бывший» обыкновенный пользователь, который наделяется полномочиями модерировать подконтрольный ему чат. Например, следить за соблюдением правил общения, контролировать попытки повторной регистрации или ведения мультиаккаунтов.
  • Модератор форума/портала. Пользователь, который помогает админу ресурса, проверять сообщения, комментарии, опросы участников. Чем крупнее портал, тем больше требуется помощников.
  • Модератор новостей. Пользователь ресурса, который проверяет новостную группу сообщений. Обычно это премодерация, но существуют крупные новостные порталы с автоматической или постмодерацией. В таком варианте помощник наделяется правами удалять размещенный контент, если он не соответствует правилам площадки.

Изучим подробнее.

Модератор форума

Типовые обязанности и права помощников админа на разных площадках чем-то схожи. Модератор здесь выступает неким «смотрителем» площадки или раздела. Его задача контролировать соблюдение участниками правил и помогать развивать ресурс. Хороший помощник поддерживает на площадке экологичную атмосферу, то есть своевременно решает спорные ситуации, выслушивает просьбы и жалобы пользователей.

Обязанности:

  • Проверка публикуемых участниками тем;
  • Перенос постов и тем в нужные разделы;
  • Удаление и редактирование тем;
  • Контроль правил общения на форуме;
  • Реагирование на жалобы и пожелания пользователей;
  • Удаление несанкционированной рекламы;
  • Создание подразделов и другое

Права:

  • Участвовать в обсуждениях;
  • Редактирование сообщений пользователей;
  • Предложения по улучшению площадки;
  • Блокировка, предупреждения участников за нарушения;
  • Анонс мероприятий на форуме.

Модератор не0сет ответственность за соблюдение конфиденциальности информации пользователей. Он не должен разглашать данные об администрации и других помощниках портала, а также распространяться о техническом оснащении площадки.

Модератор в соцсетях

Участник сообщества, группы в социальной сети, который имеет полномочия контролировать действия других подписчиков и гостей. В частности он следит за качеством постов, соблюдением правил и норм общения, принимает участие в раскрутке паблика.

Обязанности:

  • Наполнение группы тематическим контентом;
  • Оформление страницы;
  • Проверка новостей, которые предлагают к размещению подписчики;
  • Редактирование, удаление постов;
  • Удаления спама в комментариях;
  • Сбор статистики;
  • Проведение конкурсов;
  • Поддержание активности в сообществе.

Права:

  • Мониторинг сообщений, постов, комментариев подписчиков;
  • Контроль над соблюдением правил в сообществе;
  • Удаление забаненных пользователей;
  • Закрытие тем, которые не соответствует тематике или правилам сообщества;
  • Выписка штрафных баллов подписчикам, исключение из сообщества;
  • Выставление требований по редактированию постов, которые не соответствует политике паблика.

Главное отличие модератора в соцсетях в том, что он принимает активное участие в развитии группы, сообщества. По сути, он «админ на передовой». От его работы зависит активность в паблике, уровень лояльности подписчиков и их заинтересованность тематикой.

Модератор новостей

В обязанности помощника по этому блоку входит мониторинг новостей, отбор актуальных сообщений и их публикация на портале. Это если проверка выполняется в режиме премодерации. В случае с автоматическим размещением, модератор может удалять неактуальный контент или редактировать его содержимое.

Модератор чата

Модерация чата чем-то схожа с работой в соцсетях. Пользователь с полномочиями курировать сообщения других участников проверяет контент на соответствии тематике и правилам чата. Он имеет право предупреждать или исключать пользователей из переписки за различные нарушения. Например, повторная регистрация, мультиаккаунт, оскорбления и другое.

Преимущества и недостатки профессии

К несомненным плюсам профессии относят:

  1. Удаленная работа. В большинстве случаев модерировать сайты, чаты, форумы и паблики в соцсетях можно вне офиса.
  2. Модератор в России до сих пор ещё новая профессия, поэтому большинство крупных компаний имеют свободные вакансии.
  3. Быстрая прокачка навыков общения и решения спорных ситуаций, что особенно хорошо для фрилансеров и удаленных сотрудников.
  4. Модерация – это дисциплина, которой можно и нужно учиться самостоятельно.
  5. Удобный график работы.

Минусы:

  1. Модерация крупных ресурсов отнимает много времени даже на удаленной работе.
  2. Модератор должен иметь навыки стрессоустойчивости, грамотной устной и письменной речи.
  3. Требуется усидчивость и внимательность.
  4. Необходимо разбираться в тематике площадки.

Резюме

Мы узнали, что такое модерация сайта, а также изучили схожие направления – соцсети, чаты, форумы и онлайн-конференции. Рассмотрели виды и способы модерации, права и обязанности модераторов. В конце статьи сравнили преимущества и недостатки этой профессии.

Технически стать модератором любого ресурса в сети несложно. Специальной подготовки не требуется, диплом не нужен. Главное – это понимать тематику сайта и быть на хорошем счету у администрации ресурса.

Все модераторы являются членами Global Ambassadors – сообщества волонтеров, оказывающих поддержку миссии Duolingo. Ниже мы изложим основные правила для модераторов наших форумов.

Интересуетесь, кто такие модераторы или как стать модератором? Ознакомьтесь с этой статьей.

Правила для модераторов Duolingo

Модераторы наших форумов работают на общественных началах с одним из крупнейших в мире сообществ языкового обучения. Модераторы Duolingo являются авторитетами в лингвистических дискуссиях и вносят в них основной вклад. Хотя они помогают нам поддерживать в процессе обучения безопасную, увлекательную и продуктивную обстановку, их основная роль заключается не в контроле над поведением пользователей, а в публикации актуальных материалов и поддержке дискуссий в роли образцов для подражания для всех пользователей.

Ниже кратко перечислены основные правила, следовать которым обязуются все модераторы перед получением своих полномочий:

Модераторам следует:

  • Быть благоразумными и использовать возможности ответственно
  • Проявлять уважение и чуткость к учащимся вне зависимости от их подготовки и качеств
  • Обеспечивать новичкам радушный прием
  • Подавать собой пример
  • Соблюдать и укреплять правила сообщества Duolingo
  • Давать объяснения по неутвержденным материалам
  • Сигнализировать о нарушениях
  • Взаимодействовать между собой и с разработчиками
  • Достигать консенсуса перед «официальным» обращением к членам Duolingo
  • Удалять оскорбительные или ненавистнические реплики в отношении отдельных людей или целых групп
  • Удалять личные данные (если есть разумные основания полагать, что их размещение нецелесообразно или влечет риски)

Модераторам НЕ следует:

  • Удалять дискуссии, не убедившись, что они нарушают правила
  • Удалять ветки дискуссий или целые дискуссии, руководствуясь своими личными воззрениями или антипатиями
  • Удалять ветви просто потому что они содержат критику Duolingo
  • Запрещать пользователю доступ или требовать запрета на доступ без доказательств нарушения пользователем конкретных положений
  • Выступать «от имени» Duolingo без подтверждения информации, подлежащей публикации
  • Перегружать дискуссию закрепленными комментариями
  • Создавать дополнительные материалы, правила или именные материалы на Duolingo
  • Публиковать корреспонденцию, фотографии, материалы и прочее без предварительного согласия всех задействованных лиц – пользователей и/или сотрудников

Последнее обновление: 11 октября 2017

Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Глава 1 «Что какое модерация?»

Проведенный на сайте www.edu-reforma.ru опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий

В данном курсе мы хотим рассказать о технологии модерации, которая позволяет значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития.

Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки на уроке, благоприятная психологическая атмосфера в классе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е — 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом

Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект.

В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм, кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.

К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным потребностям. Учителей продолжают готовить по старинке, тем самым, обостряя конфликт между потребностями сегодняшних учеников, их родителей, в целом общества, и теми образовательными услугами, которые сегодня предлагает школа. Это не голословное утверждение, это мнение многих наших обучающихся, как заслуженных и опытных педагогов, так и тех, кто недавно был студентом или еще только учится.

Можно ли изменить существующее положение? Отвечаем – ДА! Именно на изменение ситуации в школе нацелены наши курсы, учебники, конкурсы, клубы. Именно для этого к нам приходят тысячи педагогов со всей России! Подготовка учителя по применению активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе, освоение технологий модерации и педагогического проектирования дает в руки учителя инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. В первую очередь от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.

И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Модерация позволяет гармонично сочетать передачу учителем новой информации и её самостоятельную активную переработку и осмысление учащимися. Модерация дает возможность педагогу полностью учитывать индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, обеспечивая комфортное увлеченное обучение. Технология модерации позволяет учителю уверенно и демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированное достижение целей урока.

В соответствии с технологической картой (планом-графиком урока) управляющий (педагог) «включает» в запланированное время определенные элементы (себя, учащихся, средства обучения и т.д.), которые начинают совершать определенные действия в соответствии со своими функциями. Выполнение этих действий, а также переход от одной операции (этап или подэтап урока) к другой координируется и контролируется управляющим. Управляющий отправляет, получает и обрабатывает информацию, что позволяет ему в течение всего образовательного процесса знать, что происходит на каждом участке технологической цепочки и иметь возможность своевременно вносить коррективы, при возникновении такой необходимости. Каждое действие каждого элемента технологической цепочки приносит запланированные результаты, которые в

своей совокупности формируют окончательные результаты образовательного мероприятия. При соблюдении технологии результаты гарантированы. С полученными результатами учащиеся переходят к следующему уроку, на котором их ЗУНКи вновь начинают прирастать в процессе «включения» в технологию.

При организации учебного процесса на основе технологии каждый участник выполняет

определенные функции, поскольку в технологической цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов. Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый участник выполняет определенные действия, и все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности каждого участника образовательного процесса.

Таким образом, при использовании образовательной технологии у педагога и обучающихся появляются новые функции, которые определяют их новые роли в образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют определённые действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом этапе урока решаются конкретные задачи обучения.

Помимо активных участников в технологической цепочке задействованы «пассивные» элементы обучения, например, приемы и методы, источники _____и средства обучения, также выполняющие свои функции. Системная организация взаимодействия всех элементов образовательного процесса в рамках технологии гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения.

Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных

образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

Принципы модерации:

— структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

— систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

— комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены

на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

— прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации:

— инициация (начало урока, знакомство);

— вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

— формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

— интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

— проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

— подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

— эмоциональная разрядка (разминки).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании

технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания,

развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками

образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса

(визуализация);

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Интеракция

Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет

модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в

обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план

механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать

малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс.

Учитель – ученик

Ученик – ученик

Учитель – малая группа

Учитель – класс

Малая группа – малая группа

Малая группа – класс

Ученик – малая группа

Ученик – класс

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Для более интересных методов формирования малых групп требуется предварительная

подготовка. Можно заранее заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек), либо придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп, либо попросить обучающихся еще до урока, например, через интернет сформировать мини-команды по определенному признаку и т.д.

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть

эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса.

Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы

успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

На достижение поставленной цели должна быть направлена вся энергия группы, поэтому

учителю важно учитывать этапы развития группы. Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников команды. Поэтому учителю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества.

В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды

объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды.

Достижение (и поддержание состояния сотрудничества в групповой работе обеспечивают

качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков.

Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство

педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия

обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) участников

образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в

процессе его осуществления.

Коммуникация

Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса — все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен

информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.

Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная

организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

Разрабатывая план урока важно помнить о значении модальностей (репрезентативных систем) для качественного восприятия информации.

В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» — потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим. Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультмедиакомпонентов позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учетом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов.

Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с

предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов

урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.

При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательного процесса следует учитывать не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и результативность обучения.

Нередко учителя мало внимания уделяют эмоционально-чувственной сфере обучающегося, а ведь, в этом возрасте все переживается очень остро. Напускная грубость, эпатаж или, наоборот, замкнутость, могут скрывать серьезные психологические проблемы ребенка. Такие состояния учитель должен видеть и понимать, своевременно внося коррективы в доле внимания и форме отношения к таким обучающимся. При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия,

осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока.

Визуализация

Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро

утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход

обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать

мощный зрительный канал получения информации.

Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного

обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.

Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом

процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие

положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.

Модерация

Модера́тор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — человек, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности хотя бы одно из прав:

  • право стирать чужие сообщения;
  • право редактировать чужие сообщения;
  • удалять страницы пользователей;
  • смотреть их переписку и пароли (используется крайне редко);

Термин «модератор» отражает права, но не поведение лица, наделённого этими правами. Теоретически, модератор отвечает за соблюдение пользователями установленных норм поведения. Однако недобросовестные модераторы стирают сообщения или банят пользователей по своему произволу. Такое поведение, как правило, наказывается администрацией.

Точное определение понятия «модератор» и перечень его прав зависит от сетевого ресурса.

Модератор форума

Модератор форума назначается администратором форума. На форуме обычно имеется больше одного модератора.

Модератор модерирует весь форум или некоторые его разделы. В своих разделах модератор обычно имеет право:

  • стирать сообщения или темы;
  • редактировать любые сообщения;
  • видеть IP-адреса;
  • разделять тему на две или объединять две темы в одну;
  • объявлять тему закрытой. Оставлять сообщения в закрытых темах могут только модераторы и администраторы;
  • помечать тему как «объявление», «важную» или «прилепленную», при этом она всегда будет в начале списка тем;
  • переносить тему в другие разделы.

На некоторых форумах модераторы имеют лишь часть этих прав. Но право стирать сообщения и/или темы является обязательным; тот, кто не имеет такого права, по определению не является модератором форума. На некоторых форумах видеть IP-адреса может любой пользователь.

Модератор форума (если он не является одновременно администратором) обычно не имеет права:

  • банить пользователей даже в своём разделе. Одним из исключений является система uCoz;
  • назначать других модераторов или передавать свои полномочия.

Оба правомочия обычно являются привилегией администратора форума.

На неправомерные действия модератора можно пожаловаться администратору. Однако некоторые администраторы игнорируют такие жалобы или автоматически поддерживают модератора по принципу «модератор всегда прав». На действия администратора форума пожаловаться, как правило, некому (можно только покинуть форум).

Выбор модератора форума

На небольших (по числу пользователей и сообщений) форумах модераторами часто становятся друзья администратора. На форумах большего размера модераторы выбираются из числа пользователей, долго находящихся на форуме, пользующихся уважением форумчан, редко нарушающих правила форума и доброжелательных по отношению к другим пользователям. На некоторых форумах нужно изрядно потрудиться, прежде чем стать модератором.

Как правило, модераторам не платят денег, поскольку на эту должность обычно находится достаточно добровольцев.

Модератор эхоконференции

В фидонетовских эхоконференциях модератором становится первоначальный создатель эхоконференции; впоследствии каждый последующий модератор, как правило, публично получает полномочия от предыдущего модератора (так называемая «передача шапки»). В тех же эхоконференциях, где модератор отсутствует (немодерируемые эхоконференции), модератор может быть позднее выбран из числа подписчиков, либо (реже) назначен координатором некоторого эхобона, имеющего отношение к распространению эхи.

Модератор имеет право:

  • объявлять предупреждения пользователям;
  • временно или постоянно переводить пользователей в режим read only (т.е. в режим только чтение, когда отправка сообщений запрещена) или вообще закрывать им доступ к эхоконференции;
  • передавать свои полномочия другому модератору;
  • назначать или смещать комодераторов. Комодераторы имеют те же права, что и модератор, кроме права назначения и смещения комодераторов и права передачи своих полномочий другому лицу.

На действия модератора эхоконференции пожаловаться некому («модератор всегда прав»).

Наказания в Фидонете

  • — предупреждение. Даётся за большое количество орфографических ошибок, слишком длинную подпись и прочие мелкие проступки. Три звёздочки превращаются в .
  • — строгое предупреждение. Даётся за личную переписку, разговоры не в тему и другие серьёзные нарушения регламента. Три плюса превращаются в .
  • («выключательный знак») — временный (часто 3 или 6 месяцев) или постоянный запрет на отправку сообщений. Даётся за мат и другие грубейшие нарушения правил.

В Фидонете есть шутка, что «модератор вооружён плюсомётом».

Модератор группы новостей

В системе

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *