МСФО

Что нужно для того, чтобы ваш бизнес развивался и процветал? Безусловно, требуется качественный продукт, передовая команда маркетологов и продавцов. А еще — своевременное финансовое обеспечение. Нередко оказывается, что финансирование на международных рынках заметно дешевле, чем предлагаемое локальными инвесторами, и компании выходят на глобальные рынки капитала. В свою очередь спонсоры хотят быть уверенными, что их вложения окупятся и принесут ожидаемый доход. Важным источником информации о финансовом положении компании и результатах ее деятельности является финансовая отчетность. И эта отчетность чаще всего должна быть составлена по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

МСФО и их роль в современной экономике

Идея унификации бухгалтерских стандартов разных стран не нова, она возникла в конце 50-х годов прошлого века в ответ на экономический рост послевоенного времени, интеграцию и увеличивающиеся обороты рынков капитала. Разработка МСФО началась в 1973 г. Комитетом по МСФО, который в результате реорганизации в 2001 г. был переименован в Совет по МСФО — независимый совет, который разрабатывает новые стандарты финансовой отчетности и постоянно совершенствует уже существующие.

Целью Совета по МСФО является развитие единой системы высококачественных, доступных и всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах бухгалтерского учета.

Разработанные Советом стандарты широко применяются во всем мире, включая Россию. В настоящее время компании в более чем 120 странах используют МСФО в качестве основы для подготовки своей финансовой отчетности.

В целях учета постоянно изменяющихся экономических условий и инструментов ведения бизнеса международные стандарты финансовой отчетности регулярно пересматривают и совершенствуют.

Принципы международных стандартов финансовой отчетности

Особенностью МСФО является то, что они основаны не на жестко прописанных правилах, как российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), а на ряде базовых универсальных принципов. Это позволяет с успехом применять МСФО в разных странах и приближать локальные стандарты ведения бухгалтерского учета к МСФО.

МСФО основываются на допущении о непрерывности деятельности и принципе начисления.

Допущение о непрерывности деятельности. Финансовая отчетность в общем случае составляется на основе предположения, что организация ведет свою деятельность непрерывно и будет продолжать ее вести в обозримом будущем, не имея намерений или необходимости прекратить свое существование. Если это не так, в отчетности должны быть отражены эти намерения или необходимость.

Принцип начисления. Согласно этому принципу, если за отчетный период в организации произошли события или сложились обстоятельства, влияющие на ее экономические ресурсы, это должно быть отражено в отчетности вне зависимости от того, когда будут произведены соответствующие денежные выплаты или получены денежные поступления. Это позволяет лучше оценить прошлые и будущие результаты деятельности организации, чем информация о поступлениях и выплатах денежных средств за отчетный период.

Кроме того, информация, представленная в финансовой отчетности, согласно МСФО, должна обладать следующими качественными характеристиками:

1. Уместность. Показателем уместности информации является ее способность повлиять на решения, которые будут приняты на ее основании.

Важно!

Уместная информация имеет прогнозную и/или подтверждающую ценность. Обладающая прогнозной ценностью информация обычно имеет и подтверждающую ценность. Примером может служить информация о выручке торговой организации за текущий год. На ее основании можно сделать прогноз на последующие годы, сопоставив ее с данными о выручке за предыдущие годы.

2. Существенность. Существенной считается такая информация, умалчивание или искажение которой повлияет на решения, принимаемые на ее основании.

Обратите внимание!

Единого «порога существенности» для всех компаний не существует. Также нельзя сказать, какая информация будет существенной в конкретный отчетный период. К вопросам существенности информации следует подходить индивидуально.

3. Правдивость. Под правдивым представлением информации в финансовой отчетности подразумеваются полнота, нейтральность (непредвзятость) и отсутствие ошибок в последней.

Пример

Информация о группе активов должна содержать описание их характера, числовое отображение с указанием того, что оно собой представляет (например, первоначальную, скорректированную или справедливую стоимость).

4. Чтобы финансовая отчетность была полезной для пользователя, она должна отвечать критериям как уместности, так и правдивого представления. Существуют четыре качественные характеристики, которые повышают полезность информации: своевременность и понятность, сопоставимость и проверяемость.

  • Финансовая информация должна быть своевременно доступна пользователям, принимающим решения на ее основе, то есть тогда, когда она может повлиять на решение.
  • Чем более систематизирована информация в отчетности и четче классификация статей, тем более понятна финансовая отчетность.
  • Под сопоставимостью понимается возможность сравнить (сопоставить) финансовую информацию двух компаний или же сравнить финансовую информацию одной компании за различные периоды.
  • У пользователей отчетности должна быть возможность удостовериться в том, что в финансовой отчетности правдиво представлена информация о хозяйственной операции, для отображения которой она предназначена.

Структура и документы МСФО

В настоящее время МСФО — это совокупность следующих документов:

1. Стандарты (IAS, IFRS). На сегодняшний день действует 28 стандартов IAS и 15 стандартов IFRS (http://www.ifrs.org/). С оригиналами документов можно ознакомиться на официальном сайте IFRS Foundation. На русском языке стандарты представлены на портале Министерства финансов РФ.

До 2001 г. МСФО выходили под общим названием IAS (International Accounting Standards), а с 2001 г., с момента переименования Комитета МСФО в Совет, — IFRS (International Financial Reporting Standards).

МСФО регламентируют учет и представление информации по статьям отчетности, в частности: основные средства, нематериальные активы, запасы, финансовые инструменты, резервы, выручка, капитал, — а также правила составления финансовой отчетности и раскрытия информации, учет операций по объединению бизнеса и подготовку консолидированной финансовой отчетности.

2. Интерпретации стандартов (IFRIC и SIC) — разъяснения тех стандартов, которые оставляют возможность неоднозначных трактовок. SIC (8 разъяснений) — интерпретации для IAS, IFRIC (17 разъяснений) — интерпретации для IFRS.

Ежегодно Советом по МСФО разрабатываются новые или совершенствуются действующие стандарты на основе принципов, заложенных в Концептуальных основах МСФО.

Применение МСФО в России

После распада СССР остро назрела необходимость полноценной интеграции России в мировое экономическое сообщество. Первой компанией, которая подготовила отчетность по МСФО, стала в 1994 г. «АвтоВАЗ». В 1996 г. с отчетностью по МСФО на Лондонскую биржу вышел «Газпром», а следом — крупные отечественные нефтяные компании.

27 июля 2010 г. Президентом России был подписан Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который обязывает определенные компании представлять отчетность по МСФО, в частности:

  • кредитные организации;
  • организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
  • страховые организации.

Этот Закон наложил на компании, подготавливающие отчетность по МСФО, много ограничений, которых нет в самих стандартах, например, отчетность компаний должна составляться в рублях и на русском языке. Дополнительно компании могут выпускать отчетность в других валютах и на любом языке. Более того, проверенная аудиторами годовая финансовая отчетность предоставляется не позднее 120 дней с момента завершения календарного периода, за который она была сформирована.

В 2014 г. был предпринят еще один шаг по продвижению МСФО в России: Правительство РФ рекомендовало госкомпаниям начислять дивиденды в сумме 25% от чистой прибыли по МСФО, которая, как правило, выше, чем прибыль, рассчитанная по российским стандартам.

Таким образом, можно говорить об активном распространении МСФО в России, которое будет продолжаться и дальше. Однако следует иметь в виду, что применяться у нас могут только те МСФО, которые утверждены Министерством финансов РФ.

Где пройти обучение по программе международной финансовой отчетности?

Освоение принципов МСФО — непростая задача, требующая серьезного подхода. Проблема может быть решена в рамках обучения по программе «ДипИФР», курсов повышения квалификации или участия в специализированных семинарах. Качественную подготовку в области МСФО как новичкам, так и опытным специалистам финансовой сферы предлагает Академия PwC. Вы сможете посетить как семинары-практикумы по применению МСФО в рамках образовательных программ получения международно-признанного сертификата, так и краткосрочные программы, сконцентрированные на определенном аспекте МСФО.

Работа предприятия по принципам МСФО позволяет принимать квалифицированные финансовые решения иностранным инвесторам, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать. Поэтому МСФО вводит все большее количество крупных предприятий, заинтересованных в дальнейшем росте и развитии.

Как компании перейти к работе по принципам МСФО в максимально короткие сроки?

О том, как можно при грамотном подходе осуществить быстрый переход на стандарты МСФО, мы попросили рассказать Светлану Крапивенцеву, руководителя практики «МСФО» крупной юридической компании КСК групп, стабильно работающей более 20 лет:

«Решением проблемы станет обращение к услугам серьезной консалтинговой компании, у которой имеется длительный опыт работы в данной сфере и профессиональный штат разнопрофильных специалистов: от оценщиков до юристов и программистов. Для примера могу приоткрыть некоторые секреты работы КСК групп, имеющей значительные практические наработки. Мы объединяем 15 консультационных компаний, работающих под едиными стандартами и использующих свои компетенции для решения различных задач по развитию и позитивным изменениям бизнеса. Поэтому, осуществляя помощь компании-клиенту по переходу на принципы МФСО, наши эксперты в состоянии учесть весь комплекс требований, выдвигаемых западными инвесторами.

Одним из важнейших моментов для составления отчетности по МСФО является оценка объективной стоимости недвижимости и оборудования, для чего необходимо провести ряд оценочных экспертиз. Для компании получение реальной стоимости своих активов позволит не просто выполнить требования МСФО, но и сохранить привлекательность в глазах инвесторов на протяжении длительного времени.

Для получения достоверной информации о финансовом состоянии компании необходимо выстроить управленческий учет. Иногда для этого требуется внедрить ряд новых отчетов, объективно отражающих положение дел в бизнесе: отчет о движении денежных средств, управленческий баланс и др.

Для того чтобы снизить риски ошибок, необходимо автоматизировать подготовку отчетов. Это существенно уменьшает осложнения, связанные с человеческим фактором. Поскольку в системе отражаются все этапы подготовки документов, то можно быстро выяснить, где именно закралась ошибка и в какой момент что-то пошло не так.

Большинство предприятий сталкивается с таким затруднением, как долгий процесс уведомления о принимаемых решениях всех миноритарных акционеров, что в конечном итоге сказывается на оперативности работы. В данном случае эксперты КСК групп предлагают провести оценку рыночной стоимости акций для последующего их выкупа у миноритарных акционеров. Укрупнив собственный портфель акций и сосредоточив все рычаги управления в своих руках, крупный собственник сможет оперативно информировать всех акционеров о новых решениях, в том числе касающихся перехода предприятия на принципы МСФО.

Данный перечень мероприятий, рекомендуемых экспертами КСК групп, является, конечно же, довольно общим. Подробный план действий зависит от специфики конкретного бизнеса и требует детального рассмотрения».

P. S. Более полную информацию о предлагаемых услугах, описание выполненных кейсов и отзывы о КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании пояснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

Когда вы используете финансовую отчетность в качестве инструмента управления, вам необходимо научиться их интерпретировать. Те же бухгалтерские данные используются для подготовки трех ключевых отчетов финансовой отчетности, отчета о движении денежных средств, баланса и отчета о прибылях и убытках, но каждый из них принимает импульс компании в другой области.

Мы рассмотрим баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств из годового отчета 2006 года от Target Corp, который вы можете просмотреть на своем веб-сайте.

Финансовая отчетность начинается с документа p. 24 (стр. 43 файла PDF).

Интерпретация баланса

Представленная здесь информация позволяет рассчитать несколько финансовых коэффициентов, которые измеряют эффективность компании. Кроме того, текущие балансовые отчеты должны всегда представлять данные по крайней мере за один предыдущий период, поэтому вы можете сравнить, как изменилась финансовая эффективность.

Определите публичную компанию в той же отрасли, что и ваш стартап, и загрузите свою финансовую отчетность со своего веб-сайта. Используя Target Corp. в качестве примера, мы проанализируем данные в их балансе. Вот несколько ключевых коэффициентов для расчета. Обратите внимание, что все цифры составляют миллионы долларов.

Quick Ratio: Это измеряет способность Target выполнять свои обязательства без продажи запасов; чем выше результат, тем лучше. Он выражается как текущие активы за вычетом запасов, разделенных на текущие обязательства. В случае Цели, то есть 14, 706 минус 6, 254, деленная на 11, 117, что равно 0. 76.

  • Интерпретация: Если это число сократится со временем или не соответствует вашему эталону, вы можете инвестировать слишком много капитала в инвентарь или, возможно, вы взяли слишком много краткосрочных долгов.

Коэффициент текущей ликвидности: Это еще один тест на краткосрочную ликвидность, определяемый путем деления текущих активов на текущие обязательства.

В случае Target это эквивалентно 14, 706, деленное на 11, 117, что равно 1. 32.

  • Интерпретация: Это число должно быть выше 1, и это обычно признак силы, если он превышает 2. Если это число меньше 1, это означает, что ваши краткосрочные обязательства превышают ваши краткосрочные активы. Ответственность считается текущей, если она должна быть в течение года. Актив действует, если он может быть конвертирован в денежные средства в течение года.

Отношение долга к собственному капиталу: Вкратце, разделите общий долг на общий капитал. В случае Target, знаменатель называется инвестицией акционера, поскольку Target является публичной компанией. Используя данные Target, это отношение выражается как 8 675, деленное на 15, 633, что равно 0. 555.

  • Интерпретация: Долгосрочные кредиторы будут рассматривать это число как показатель того, насколько агрессивна ваша фирма.Если ваш бизнес уже заработал задолженность, они могут неохотно предлагать дополнительное финансирование.

Оборотный капитал: Это относится к деньгам, доступным для ежедневных операций. Он получается путем вычитания текущих обязательств из текущих активов, которые в этом примере составляют 14, 706 минус 11, 117, что равно 3, 589.

  • Интерпретация: Если это число отрицательно, это означает, что ваша фирма не в состоянии для выполнения своих текущих обязательств. Чтобы улучшить этот показатель, изучите методы управления запасами; резервное копирование товаров и связанная с этим потеря в продажах могут повлиять на денежные средства вашего бизнеса.

Интерпретация отчета о прибылях и убытках

Как и в балансовом отчете, отчет о прибылях и убытках является средством измерения финансовых показателей компании. Некоторые из рассмотренных соотношений используют данные как отчета о прибылях и убытках, так и баланса. Мы продолжим использовать опубликованные данные из Target в качестве примера. Обратите внимание, что все цифры составляют миллионы долларов.

Валовая прибыль: Деньги Целевые зарабатывают от продажи футболки, за вычетом того, что она заплатила за этот предмет, известный как стоимость проданных товаров, или COGS — называется валовой прибылью. Продажи за вычетом COGS, деленные на продажи, дают валовую прибыль. Согласно отчету о прибылях и убытках Target, это будет 59, 490 минус 39, 399, деленное на 59 490, что равно 0. 337 или 33. 7 процентов.

Операционный доход: Это валовая прибыль за вычетом операционных расходов за вычетом амортизации. Он также называется EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов).

Используя данные Target, формула будет выражена как 59, 490 минус 39, 399 минус 12, 819 минус 707 минус 1, 496, что равно 5, 069.

Операционная прибыль: Использовать общую сумму полученных на предыдущем этапе, и делить его на общие продажи. В этом случае уравнение равно 5, 069, деленное на 59, 490, что равно. 085 или 8. 5 процентов.

  • Интерпретация: Эта оценка также известна как маржа EBIT и является эффективным способом измерения эффективности работы. Если вы обнаружите, что этот показатель будет низким, либо увеличивайте доходы, либо сократите расходы. Это может помочь проанализировать, кто из ваших клиентов является наиболее прибыльным и сосредоточить свои усилия там.

Маржа чистой прибыли: Чистая прибыль, деленная на общий доход, дает чистую прибыль. В этом случае 2, 787 разделены на 59, 490, что равно. 047, или 4. 7 процентов.

ROA: Это означает рентабельность активов и определяет, какую прибыль компания генерирует для каждого доллара активов. Рассчитайте ROA, разделив показатель выручки из отчета о прибылях и убытках по активам из баланса. Для Target это эквивалентно 59, 490, деленное на 14, 706, что равно 4. 04. Другими словами, для каждого доллара Target имеет активы, он может генерировать $ 4. 04 дохода.

ROE: Те же идеи, что и выше, но заменяющие активы эквити. В этом случае 59, 490 делится на 15, 633, что равно 3. 81.

Коллекция дебиторской задолженности: Многие предприятия испытывают отставание от времени, когда они выставляют счета клиентам и когда видят доход.Это может быть связано с торговым кредитом или потому, что клиенты не платят. Хотя вы можете отметить эту потенциальную выручку в балансе по дебиторской задолженности, если вы не сможете ее получить, в конечном итоге ваш бизнес будет лишен достаточных денежных средств.

  • Интерпретация: Чтобы измерить, сколько дней требуется для получения всей дебиторской задолженности, используйте эту формулу: 365 (дней), деленная на оборот дебиторской задолженности (общий чистый объем продаж, деленный на дебиторскую задолженность). В случае Target это эквивалентно 365, деленным на сумму 59 490, деленное на 6, 194, что равно 38. Это означает, что в среднем на его счета требуется 38 дней. Если вы обнаружите, что у вашего бизнеса есть здоровый баланс, но он не хватает денег, увеличьте количество сборов на непогашенных счетах.

Интерпретация отчета о движении денежных средств

В отчете о движении денежных средств раскрывается, как компания собирала деньги и как она тратила эти средства в течение определенного периода. Это также аналитический инструмент, измеряющий способность предприятия покрывать свои расходы в ближайшей перспективе. Вообще говоря, если компания постоянно приносит больше наличных денег, чем тратит, эта компания считается хорошей.

Отчет о движении денежных средств делится на три части: операции, инвестиции и финансирование. Ниже приведен анализ реального отчета о движении денежных средств, принадлежащего Target Corp. Обратите внимание, что все цифры составляют миллионы долларов.

Денежные средства с операций: Это денежные средства, которые были сгенерированы в течение года из основных бизнес-операций компании. Обратите внимание, как отчет начинается с чистой прибыли и работает обратно, добавляет амортизацию и вычитает инвентарь и дебиторскую задолженность. Проще говоря, это прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) плюс амортизация минус налоги.

  • Интерпретация: Это может служить лучшим показателем, чем прибыль, поскольку заработная плата не может использоваться для погашения счетов.

Наличные деньги от инвестиций: Некоторые компании будут инвестировать вне своих основных операций или приобретать новые компании, чтобы расширить их охват.

  • Интерпретация: Эта часть отчета о движении денежных средств учитывает денежные средства, использованные для внесения новых инвестиций, а также поступления, полученные от предыдущих инвестиций. В случае с Target это число в 2006 году составило -4 693, что свидетельствует о том, что компания потратила значительные средства на инвестиции в проекты, которые, как он надеется, приведет к будущему росту.

Наличные деньги от финансирования: В этом последнем разделе говорится о движении денежных средств от финансовой деятельности. Две общие финансовые операции берут на себя кредит или выпуск акций новым инвесторам. Здесь также вписываются дивиденды для текущих инвесторов. Опять же, Target сообщает о отрицательном числе за 2006 год, -1, 004. Но это не должно быть неверно истолковано: компания выплатила 1 155 долларов из своего предыдущего долга, выплатила 380 дивидендов и выкупила 901 акций компании.

  • Интерпретация: Инвесторам понравятся эти последние два пункта, поскольку они получат дивиденды, и это сигнализирует о том, что Target уверена в эффективности своих акций и хочет сохранить его для выгоды компании.Простая формула для этого раздела: денежные средства от выпуска акций минус выплаченные дивиденды, минус наличные деньги, используемые для приобретения акций.

Последним шагом в анализе денежного потока является добавление остатков денежных средств в отчетном году (2006 год) и в предыдущем году (2005 год); в случае с Target -835 плюс 1 648, что равно 813. Несмотря на то, что Target заработал отрицательный остаток денежных средств в оба года, он по-прежнему имеет общий положительный баланс наличных средств из-за высокого положительного сальдо в 2004 году.

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) — это независимая некоммерческая организация, созданная с целью достижения согласованности бухгалтерских принципов, используемых коммерческими предприятиями и другими организациями в процессе составления финансовой отчетности во всем мире.

В дополнение к признанию профессиональными бухгалтерами, работа КМСФО получает всемирную поддержку бизнес сообществ, финансовых руководителей компаний, финансовых аналитиков, фондовых бирж, юристов, банкиров и агентств, регулирующих выпуск ценных бумаг.

Комитет по МСФО (Board of the International Accounting Standards Committee (IASC)) был основан в 1973 г. как независимый орган частного сектора в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США.

С 1981 года Комитет по МСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчетности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета.

В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, желающим котировать свои ценные бумаги в Лондоне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность за 1984 г. не только по американским, но и по международным стандартам. Сотрудничество КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO) с 1987 г. привело к созданию совместных стратегических проектов. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ было подписано соглашение, в соответствии с которым, компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.

Так с 1983 по 2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). Число членов КМСФО постоянно увеличивается. В настоящее время в составе комитета более 100 профессиональных бухгалтерских организаций десятков стран.

  • 1989 — Создана Международная организация Комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
  • 1993 — Начат проект IOSCO по продвижению МСФО на мировых фондовых биржах с целью обеспечения компаний возможностью привлечения капитала на многих биржах одновременно.
  • 1997 — Создан Постоянный комитет по интерпретациям МСФО (ПКИ).
  • 1998 — Закончена работа над основными стандартами.
  • 2000 — Комиссия по Ценным бумагам и Биржам США (SEC) проводит анализ основных стандартов и публикует обзор в феврале 2000. Этот анализ дал начало процессу конвергенции с Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учета США (US GAAP) с Международными стандартами финансовой отчетности.

В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 119 организаций — членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны — Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав комитета используют международные стандарты бухгалтерского учета. По состоянию на конец 2000 года в состав КМСФО входили все профессиональные бухгалтерские организации (более 140), которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

КМСФО завершил последний обзор своей стратегии и структуры в 1994 году. Однако, опыт, приобретенный во время работы над программой проекта «основных» стандартов Международной Организации Комиссий по Ценным Бумагам и Биржам (МОКЦББ) побудил правление КМСФО начать пересмотр структуры, операционных структур и соглашений о финансировании.

В 1997 году правление КМСФО сформировало Рабочую группу, которой была поставлена цель пересмотреть структуру КМСФО. Рабочая группа решила. Что КМСФО нуждается в новой эффективной инфраструктуре, которая смогла бы свести вместе его опыт и текущую работу с опытом и работой разработчиков национальных стандартов.

Исходные данные Рабочей группы по изменениям были впоследствии пересмотрены и окончательные рекомендации были представлены в Заключительном Отчете группы, названном «Рекомендации по приданию формы будущему КМСФО». Отчет был представлен Правлению КМСФО в ноябре 1999 года. Правление КМСФО приняло рекомендации Рабочей группы в декабре 1999 года и немедленно начало претворять их в жизнь.

Согласно рекомендациям, КМСФО был реорганизован в отдельный орган, как фонд, и стал управляться Попечителями.

В декабре 1999 года Правление назначило Комиссию по Назначениям, которая закончила свою работу к маю 2000 года. Единственной обязанностью Комиссии по Назначениям являлось назначение первоначальных попечителей согласно новой структуре. Попечители назначили членов Правления, ПКИ и Консультативного Совета по Стандартам. Кроме того, Попечители осуществляли контроль над результатами деятельности КМСФО, обеспечивали финансирование КМСФО, утверждали бюджет КМСФО и отвечали за изменение устава КМСФО.

В состав попечителей вошли 19 человек, представляющих различные регионы и профессии. Назначение попечителей производилось следующим образом — 6 человек представляли Северную Америку, 6 Попечителей — Европу, 4 Попечителя — страны Тихоокеанского региона и 3 — любой регион при условии сохранения географического баланса. МФБ предложило кандидатуры на пять из двенадцати должностей, и каждая национальная организация пользователей и составителей финансовой отчетности и образовательное учреждение предложит по одному кандидату. Остальные одиннадцать получили статус «свободных» Попечителей, так как их назначение не будет проводиться в ходе консультаций с организациями-членами КМСФО. Действующий состав Попечителей будет использовать те же самые процедуры при отборе кандидатов на замещение вакансий последующего состава Попечителей.

В апреле 2001 года структура Комитета была реформирована и создан Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

В соответствии с заявлением о Миссии МСФО, перед СМФО поставлены три основные цели:

  • · Формулировать и издавать в интересах общества единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, которые необходимо соблюдать при предоставлении финансовых отчетов;
  • · Способствовать принятию и соблюдению стандартов во всем мире;
  • · Сотрудничать с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности для обеспечения максимального сближения стандартов финансовой отчетности во всем мире.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  • 1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  • 2. Правление КМСФО (International Financial Standards Board);
  • 3. Персонал;
  • 4. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  • 5. Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Управляющим органом СМСФО является институт попечителей МСФО.

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности»

Попечительский совет — это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Попечители (или доверительные управляющие) назначают членов СМСФО, Постоянного Комитета по интерпретациям (КИМФО — IFRIC) и Консультативного совета по стандартам (КСС — SAC). Попечители также контролируют эффективность работы СМСФО, изыскивают финансирование, утверждают бюджет СМСФО и вносят изменения в устав.

Основные цели совета это:

  • 1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  • 2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  • 3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • · назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • · ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • · одобрение бюджета Правления;
  • · рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • · утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • · утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами. Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 — из Европы, 4 — из Тихоокеанского региона и 3 — из других регионов.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

(Правление или International Accounting Standards Board) — это основной орган в структуре МСФО, который несет ответственность за принятие международных стандартов. В состав Совета входят лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность, аудиторы и научные работники, всего 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе. Члены СМСФО назначаются попечителями на срок от 3 до 5 лет. Несколько членов Совета непосредственно отвечают за координацию работы с органами, устанавливающими национальные стандарты финансовой отчетности. Повседневная работа Совета осуществляется с участием разнообразного технического и административного персонала. СМСФО занимается подготовкой и изданием МСФО, подготовку и публикацию Проектов стандартов, установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по опубликованным для обсуждения Проектам стандартов, публикацию основ для выработки заключений.

На сентябрь 2007 года в состав совета входило 11 членов и 2 членов совета на неполную ставку (см. таблицу 1).

Таблица 1

Страна

Представитель

Примечание

Великобритания

Сэр Дэвид Твиди (председатель)

ранее являлся партнером KPMG

Великобритания

Томас Джонс (вице-председатель)

ранее работал в Citicorp

США

Мэри Барт (член совета на неполную ставку)

бывший партнер Arthur Andersen

Великобритания

Стивен Купер (член совета на неполную ставку)

ранее работал в UBS

Франция

Филипп Данжу

бывший партнер Arthur Andersen

Швеция

Ян Энгстрём

ранее работал в Volvo

ЮАР

Роберт Гарнетт

ранее работал в Anglo American

Франция

Жильберт Желар

ранее являлся партнером KPMG

США

Джеймс Лейсенринг

Австралия

Уоррен МакГрегор

работал в Stevenson McGregor

США

Джон Смит

партнер Deloitte & Touche

Япония

Татсуми Ямада

ранее являлся партнером Pricewaterhouse Coopers

Китай

Чжан Вэй-Го

Представители Правления должны отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 — опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • · Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • · Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • · Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • · Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • · Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • · Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Персонал СМСФО.

Технический персонал поддерживает Правление, Консультационный совет по стандартам и ПКИ. Изначально количество высококвалифицированного технического персонала не должно было превышать 15 человек.

При осуществлении проекта Совет часто формирует специальную консультативную группу для выработки рекомендаций по проекту. Также персонал СМСФО подготавливает предлагаемый новый документ.

Операционные функции возглавляются техническим директором, который назначается председателем Правления после консультации с Попечителями. Технический директор не является членом правления, но может участвовать в обсуждениях на заседаниях Правления.

Коммерческий директор руководит персоналом. Занимающимся публикациями, авторскими правами, обменом информацией, вопросами финансирования, административными и финансовыми вопросами. Назначения на должность Коммерческого директора также осуществляет Председатель правления, в соответствии с рекомендациями Попечителей.

Консультативный Совет по стандартам представляет собой форум для организаций и лиц, желающих участвовать в обсуждении методических и иных вопросов, касающихся применения и формулировки стандартов, — а также в выработке рекомендаций Совету и Попечителям по вопросам повестки дня и приоритетам.

Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО был создан в апреле 1997 года для предоставления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО в отношении возникающих вопросов в финансовой отчетности, которые специально не рассматриваются в МСФО. А также в случаях, когда возникли или могут возникнуть неудовлетворительные или противоречивые интерпретации в отсутствие официальных разъяснений, а также для интерпретации спорных вопросов, связанных с формированием финансовой отчетности.

Целью КИМФО (до реорганизации 2001 года — Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ)) заключается в обеспечении применения стандартов и повышении сопоставимости финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, посредством разъяснения трудных вопросов бухгалтерского учета и отчетности. В состав КИМФО входят аудиторы, лица, подготавливающие и использующие финансовую отчетность. КИМФО может выпускать проекты интерпретаций для обсуждения. Однако окончательные тексты интерпретаций утверждает СМСФО, после чего интерпретации становятся частью нормативной базы МСФО, и имеют такую же силу, как и МСФО.

КИМФО применяет подход, описанный в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». А именно проводит аналогии с требованиями и руководством МСФО, затрагивающих аналогичные или связанные проблемы, использует критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности, учитывает решения других органов, устанавливающих стандарты, и принятую в мире отраслевую практику.

Интерпретации КИМФО обозначаются как IFRIC-1, IFRIC-2, и т.д., а до 2001 года — SIC-1, SIC-2 и т.д. Интерпретации вступают в силу непосредственно сразу после утверждения и публикации, если не предусмотрено иное.

В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

В соответствии с функциями каждого подразделения СМСФО его новую структуру можно представить следующим образом (см. схему).

Рисунок 1. Организационная структура СМСФО

КМСФО сотрудничает с различными организациями, также занимающимися разработкой стандартов, например, с Советом по стандартам бухгалтерского учета США, с Институтом присяжных бухгалтеров Канады, с Межправительственной рабочей группой экспертов ООН по Международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и др. В его работе принимают участие такие международные профессиональные организации, как Всемирный Банк, ЕС, IOSCO, ОЭСР, Международная торговая палата и др. Растет число предприятий, составляющих свою отчетность в соответствии с МСФО (например, в 1998 г. отчетность в соответствии с МСФО представили 210 компаний стран ЕС, в 2000 г. МСФО применяли уже 275 компаний стран ЕС).

Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций. Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

КМСФО стремиться сделать управляющую информацию стандартов более понятной, учитывая, что многие предприятия развивающихся стран также начали использовать международные стандарты для подготовки достоверной информации финансовой отчетности. В последнее время разработка интерпретаций объявлена одним из приоритетных направлений в деятельности КМСФО, в свете чего в 1996 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee, SIC).

В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСФО, занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.

Разработка международных стандартов финансовой отчетности и интерпретаций.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является независимой организацией, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.

Процедура издания стандарта КМСФО.

Процедура издания стандарта КМСФО может выглядеть следующим образом.

  • — Решение о программе
  • — Назначение правлением подготовительного комитета
  • — Планирование основных моментов
  • — Определяет сферу действия проекта
  • — Подготовительный комитет подготавливает, правление — утверждает
  • — Проектная формулировка принципов
  • — Выпускается подготовительным комитетом для сбора комментариев
  • — Окончательная формулировка принципов
  • — Составляется подготовительным комитетом
  • — Утверждается правлением (простым большинством голосов)
  • — Предварительный вариант Стандарта
  • — Составляется подготовительным комитетом
  • — Утверждается правлением (две трети голосов)
  • — Публикуется для комментариев общественности

В некоторых проектах правление сразу переходит к предварительному варианту стандарта без предшествующего опубликования проектной формулировки принципов. Если в результате комментариев общественности производятся значительные изменения предварительного варианта стандарта, пересмотренный предварительный вариант стандарта публикуется снова перед выпуском финального варианта МСФО.

  • — Окончательный международный стандарт финансовой отчетности
  • — Утверждается правлением (три четверти голосов)

Этапы разработки МСФО.

Традиционный процесс разработки международных стандартов бухгалтерского учета включает следующие этапы:

I этап: формирование Редакционной комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления. Она обычно включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных стран, но может включать представителей других организаций, состоящих в Правлении или Консультативной группе, а также экспертов в определенных областях;

II этап: разработка проекта Международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Она изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровнях, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов, Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности»;

III этап: подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит «Рабочий проект положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца;

IV этап: утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает окончательный вариант, после чего данный проект представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы для подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;

V этап: составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода;

VI этап: подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит «Проект международного стандарта финансовой отчетности» на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не менее 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.

В ходе этого процесса Правление может решить, что рассматриваемый вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта международного стандарта бухгалтерского учета».

Правление может также принимать решение о создании Редакционной комиссии для рассмотрения вопроса о целесообразности корректировки уже существующих стандартов с учетом изменений, которые произошли с момента их принятия. В случае пересмотра существующего стандарта бухгалтерского учета, Правление поручает Редакционной комиссии подготовить «Проект международного стандарта бухгалтерского учета» без предварительного опубликования «Рабочего проекта положений».

Рабочая программа Комитета ставит две цели:

  • · Во-первых, дальнейшее развитие международных стандартов учета на базе, уже существующей, системы стандартов.
  • · Во-вторых, содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем сокращения количества альтернативных бухгалтерских подходов, разрешенных международными стандартами бухгалтерского учета.

Предложения о выпуске ПКИ могут выдвигаться любым лицом или организацией на рассмотрение ПКИ. Однако в этом случае необходимо учесть следующие условия:

  • · предложение должно затрагивать интерпретацию существующего стандарта в контексте концепции КМСФО (т.е. «параллельное» создание стандартов или вмешательство в работу протекающих проектов по созданию стандартов не входит в компетенцию ПКИ);
  • · предложение должно иметь практическую значимость (т.е. предпочтение отдается вопросам, являющимся важными для практики чета многих компаний, обычно повсеместно в разных странах и отраслях промышленности, вопросы чисто теоретического характера не рассматриваются);
  • · предложение должно относится к специфическому набору условий (т.е. очень широкие или политически спорные вопросы по которым не существует руководств будут переданным Правлению, например, измерение справедливой компенсации);
  • · значительно расходящиеся интерпретации предложения образуются или уже существуют в практике компаний (т.е. были замечены расхождения или даже злоупотребления).

В случае, если не более, чем три члена ПКИ проголосовало против интерпретации, то ПКИ запрашивает разрешение правления к публикации ПКИ, причем, как и в случае с международными стандартами финансовой отчетности, необходимы голоса трех четвертей правления в пользу ПКИ.

Предварительные интерпретации должны быть опубликованы для получения комментариев широкой общественности. Окончательный вариант интерпретаций публикуется только после утверждения правлением.

В соответствии с регламентом работы КМСФО персоналу КМСФО не разрешается предоставлять консультации, разъясняющие смысл международных стандартов финансовой отчетности.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *