Мультидисциплинарность

АННОТАЦИЯ

Успехи современной науки в решении сложных многофакторных проблем природы и общества во многом зависят от интеграции знаний и методов отдельных научных дисциплин. После того, как уровень развития университетской науки почти сравнялся с уровнем академической науки, поиск решения проблемы интеграции научных дисциплин сместился в университетскую среду. В последнее время в России всё чаще проводятся конференции, участники которых пытаются осуществить научный поиск рамок и идентификационных признаков междисциплинарного взаимодействия наук, а также определить институциональные основы и перспективы развития междисциплинарности в современном научном пространстве. Показательной в этом отношении стала Всероссийская научная конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании», состоявшаяся в Южном Федеральном Университете (ЮФУ) г. Ростове-на-Дону в июне 2016 года. Участникам этой конференции удалось сформулировать и конструктивно обсудить проблемы междисциплинарных взаимодействий, а также озвучить общие требования к междисциплинарным исследованиям и публикациям, прежде всего, в науках о человеке и обществе. Решения некоторых из таких проблем видятся авторам статьи в более чётком и логически связанном содержании определений научных подходов к познанию мира, закреплённом в их новой классификации.

ABSTRACT

Введение

22–23 июня 2016 года в Южном Федеральном Университете (ЮФУ) в г. Ростове-на-Дону, в рамках направления «Междисциплинарные социально-гуманитарные исследования ЮФУ (МСГИ ЮФУ), прошла Всероссийская научная конференция «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании». Партнёрами конференции выступили: Отделение общественных наук Российской академии наук; Центральный экономико-математический институт РАН; Институт социологии РАН; Российское психологическое общество; Южное отделение Российской академии образования. В работе конференции приняли участие около 300 человек: представители академической науки, исследователи и профессорско-преподавательский состав вузов России, а также, зарубежные гости .
На конференции была предпринята попытка провести научный поиск рамок и идентификационных признаков междисциплинарного подхода в науках о человеке и обществе, комплексное осмысление потенциала практического применения междисциплинарности в социальном управлении и образовании, а также определить институциональные основы и перспективы развития междисциплинарности в современном научном пространстве России.
Кроме пяти пленарных заседаний, программа конференции предусматривала работу участников одновременно по шести тематическим направлениям: Междисциплинарность в современном научном дискурсе; Методология и язык междисциплинарности; Предметные поля и научные сообщества в междисциплинарных исследованиях; Институты развития междисциплинарности в современном социально-гуманитарном знании; Междисциплинарный научный подход в практике управления, оценки, экспертизы и консалтинга; Междисциплинарность в современном образовании .
Активные дискуссии участников конференции обозначили ряд существенных проблем в области понимания механизмов взаимодействия научных дисциплин, как в академической, так и в университетской среде.

Проблемы, обозначенные на конференции

Некоторые участники признавались в том, что их участие в конференции обусловил интерес: происходит ли сегодня реанимация междисциплинарности, которая была чрезвычайно популярна в научном мире в середине ХХ века или организаторы конференции вкладывают в это явление новый смысл? Открывая конференцию, проректор по научной и пректно-инновационной деятельности ЮФУ, д-р экон. наук, профессор Шевченко И.К. прояснила позицию руководства ЮФУ по этому вопросу. Явление междисциплинарности приобретает особое значение в университетской науке и образовании. Современный студент должен не только получить качественное образование, но и научиться применять полученные знания и навыки в тесном взаимодействии со специалистами других научных дисциплин. Сегодня важны не только открытия, которые могут быть сделаны на стыке научных дисциплин, но и поиск решений сложных социально-экономических проблем.
Некоторые пленарные докладчики: Батурин Ю.М., д-р юрид. наук, член-корр. РАН, профессор (ИИЕТ РАН, Москва), Полтерович В.М., д-р экон. наук, академик РАН, (ЦЭМИ РАН, Москва), Кирдина С.Г., д-р социол. наук, профессор (ИЭ РАН) посчитали целесообразным рассуждать о потенциале взаимодействия научных дисциплин в более широком аспекте: от меж¬дисциплинарности – к мультидисциплинарности и трансдисциплинарности.
Особое мнение по поводу реализации междисциплинарных взаимо-действий высказал участник пленарной дискуссии – Вахштайн В.В., д-р социол. наук, профессор, декан философско-социологического факультета РАНХиГС. По его мнению, непреодолимым препятствием в реализации взаимодействия научных дисциплин является отсутствие языка междисциплинарных взаимодействий .
Подводя итоги работы участников конференции, Председатель конференции Клейнер Г.Б., д-р экон. наук, член-корр. РАН, профессор (ЦЭМИ РАН) подчеркнул, что междисциплинарность сегодня – это одна из актуальных тенденций развития научного знания, попытка преодоления его фрагментарности. Междисциплинарность, не претендуя на всеобъемлющий характер и отмену сложившейся дисциплинарной специализации науки, занимает важнейшую нишу – заполнение свободного пространства, объективно существующего между научными дисциплинами. Поэтому, междисциплинарность способна создать научный фундамент для обеспечения эффективности, системности и гармоничности социального управления.
Наряду с позитивной оценкой перспектив междисциплинарности, Клейнер Г.Б. озвучил и возможные риски её применения в академической и университетской науке. К таким рискам относятся: возможная утрата профессиональных ориентиров исследований; проблемы рецензирования и оценок научных работ; отсутствие единых критериев и стандартов; проблемы определения референтной группы читателей; проблемы отсутствия признанных авторитетов в новой сфере знания; неоднородность массива публикаций; отсутствие авторитетных журналов; опасность попадания междисциплинарных исследовательских работ в сферу псевдонауки. Участники пленарных заседаний согласились с тем, что снижение рисков междисциплинарности можно достичь посредством усиления требований к междисциплинарным публикациям. Такие публикации должны: содержать чёткое описание постановки задачи и методов её решения (с дисциплинарной идентификацией); включать полное описание предпосылок, принимаемых автором; содержать указание на критерии проверки гипотез; указывать на признаки, необходимые для идентификации работы в дисциплинарном научном потоке, а также, что наиболее важно – включать «паспорт» междисциплинарной работы, т. е. перечень характеристик, позволяющих однозначно выделить данную работу .

Решение проблемы определений

В ходе финальной дискуссии «Горизонты междисциплинарности», в которой приняли участие пленарные докладчики конференции, неожиданно возникла проблема с формулировкой определений научных подходов в контексте многообразного взаимодействия наук о человеке и обществе. Эта проблема наглядно продемонстрировала различие между научными знаниями, которые уже нашли своё отражение в интерсубъективных (общепринятых) определениях, закреплённых в текстах разного рода энциклопедий и живым общением специалистов высокого уровня, для которых более важно общее содержание объекта дискуссии, чем его точное определение.
Концентрируясь на этой проблеме, следует отметить, что понятия дисциплинарного, междисциплинарного, мультидисциплинарного и трансдисциплинарного подходов, обсуждаемые на конференции, имеют непосредственное отношение к научному мировоззрению. Как пишет Т. Кун в книге «Структура научных революций», именно благодаря принятию парадигмы группа исследователей… становится профессиональной, а предмет её интереса превращается в научную дисциплину». Поэтому, пытаясь проявить срытый смысл междисциплинарности, Клейнер Г.Б. сравнил её с внутренней свободой дисциплинарного специалиста. Но допустима ли внутренняя свобода без моральной ответственности специалиста за результаты и последствия своей профессиональной деятельности?
С учётом этих обстоятельств, мы предполагаем, что подходы к познанию мира следует разделить на два вида. На подходы, которые обеспечивают становление научного мировоззрения, и на те, которые обеспечивают расширение сформировавшегося научного мировоззрения. Тем самым определения подходов будут различаться логичным усилением их семантической насыщенности.
Дисциплинарность (дисциплинарный подход) – это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и, адекватного по своим объяснительным возможностям, языка, формирующего у специалиста моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.
Междисциплинарность (междисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения в направлении обогащения знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счёт знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, усиливающий моральную ответственность специалиста за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.
Мультидисциплинарность (мультидисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения в направлении целостного образа объекта исследования, формирующий уровень моральной ответственности дисциплинарных специалистов за результаты и последствия своей профессиональной деятельности в рамках общепринятой научной парадигмы.
Трансдисциплинарность (трансдисциплинарный подход) – это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления специалистом, не ограничивающим себя рамками какой-либо одной научной дисциплины, моральная ответственность которого за результаты и последствия своей профессиональной деятельности основывается на признании объективного долженствования и обязательности элементов-фрагментов единого мира.
Стремление научных дисциплин к интеграции в процессе поиска решений сложных многофакторных проблем природы и общества в рамках картины единого мира нашло свою реализацию в одной из разновидностей трансдисциплинарного подхода – Трансдисциплинарности–4. Принимая во внимание опасения профессора Вахштайна В.В., касающиеся отсутствия языка междисциплинарного общения, эта разновидность трансдисциплинар-ного подхода получила следующее определение. Трансдисциплинарность-4 – это способ познания мира, предоставляющий возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке. В таком образе Трансдисциплинарность-4 подобна гипердисциплине или метанауке . С учётом атрибутов метанауки: метатеории и метанарратива , содержание которых придерживается большинство специалистов эпистемологии и философии науки, можно сформулировать определение метатеории и метанарратива Трансдисциплинарности-4.
Метатеория трансдисциплинарности-4 – это описание общих представлений о фундаментальных особенностях мирового устройства и формах их проявления, которые закладываются в основу всей системы человеческих знаний об окружающей действительности. Набор исходных мировоззренческих ориентиров и основных философских категорий в рамках метатеории трансдисциплинарности-4 подвергается определённой интеллектуальной обработке, приводящей к их переосмыслению, упорядочению и обобщению. Цель метатеории трансдисциплинарности-4 – создание картины единого мира. Дисциплинарные (локальные) картины мира в этом случае представляют собой абстрактные модели определённых областей (фрагментов) единого мира. В результате, метатеория трансдисциплинарности-4 представляется схемой, которая определяет способ и контекст построения научных моделей исследуемых областей (фрагментов) действительности, а также задаёт набор наиболее общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых учёными. Такая схема, в силу своей абстрактности, обеспечивает трансдисциплинарную интерпретацию результатов моделирования фрагментов действительности в рамках различных дисциплинарных и междисциплинарных подходов.
Метанарратив трансдисциплинарности-4 – это универсальная система понятий, знаков, символов и моделей, направленная на создание единого типа описания объектов и изложения взаимосвязанных событий в картине единого мира. С помощью метанарратива трансдисциплинарности-4 соединяются различные языки, в том числе, языки научных дисциплин, а также культурные и смысловые дискурсы (направления взаимодействий). В этой связи, метанарратив трансдисциплинарности-4 формируется в процессе философского переосмысления общих понятий и категорий, которые необходимы и достаточны для описания картины единого мира.
Обладая такими атрибутами, трансдисциплинарный подход может сыграть роль прочного фундамента, на базе которого возможно построение всеобъемлющей, согласованной науки, основанной на едином комплексе понятий и метаязыке. При этом, трансдисциплинарный подход будет непосредственно зависеть от уровня систематизации дисциплинарных знаний, а также от развития и совершенствования дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов.

Выводы
Принимая во внимание определения вышеперечисленных научных подходов можно сделать следующие выводы. Разные подходы строятся на различных точках зрения на мир, допускающих определённые способы его познания и нормы моральной ответственности за результаты и последствия такого познания. Совокупность подходов в науке похожа на некий оптический прибор, позволяющий, при необходимости, фокусироваться на изображении всего мира или на его фрагментах. Поэтому не корректно заставлять специалистов разных подходов выходить за границы их предназначения и возможностей. С другой стороны, чтобы познание мира таким «ансамблем подходов» не превратилось в калейдоскопический процесс, сменяющихся картин мира, зависящий от перестроения подходов и «тасования» их знаний, необходим генерализирующий или трансдисциплинарный подход. Такой подход позволит формировать единый контекст построения научных моделей исследуемых областей действительности, в которых детально прорисованные локальные картины мира будут укладываться в единую логику. Иными словами, трансдисциплинарный подход должен обосновывать содержание общих условий, обеспечивающих характер понимания специальных теорий, конструируемых специалистами разных подходов.
Мир проявляется перед современным человечеством набором взаимосвязанных сложных многофакторных проблем природы и общества. Такие проблемы нуждаются в безотлагательном решении. Чтобы поиски таких решений увенчались успехом необходимо совершить следующие действия: принять классификацию научных подходов, построенную на их однозначных определениях; уточнить условия и границы участия научных подходов в теоретическом формировании и технико-технологическом осуществлении таких решений; обеспечить подготовку будущих специалистов в вузах с учётом принятой классификации подходов. На практике эти действия позволят современным специалистам, получить не только полное представление о реальных теоретических и технико-технологических возможностях научных подходов, но и обрести моральную ответственность за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.
Это обстоятельство будет служить гарантией того, что команда специалистов, формирующая для решения сложной многофакторной проблемы, будет работать не столько «на процесс поиска», сколько на всесторонне обоснованный «ожидаемый результат».

Е.А. Бушковская

ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Рассматриваются различные точки зрения на понимание термина «междисциплинарность», представленные иностранными авторами ХХ-ХХІ вв., история возникновения данного понятия и описаны виды междисциплинарных исследований. Обусловлена необходимость использования терминов «междисциплинарный специалист» и «междисциплинарная команда» для решения современных глобальных задач междисциплинарного типа.

Ключевые слова: междисциплинарность; мездисциплинарные исследования; междисциплинарный специалист.

В иностранной научной литературе имеется множество определений «междисциплинарности», отличающихся в понимании содержания, которое авторы вкладывают в один и тот же термин. Большая группа авторов определяет и ограничивает междисциплинарные исследования как объект изучения, хотя в большинстве работ определения как таковые отсутствуют. В исследованиях междисциплинарности принимают участие философы, занимающиеся проблемами эпистемологии и методологии науки, истории философии, социологии разных направлений, истории науки, а также активные участники междисциплинарных исследований в различных областях естествознания и обществознания, накопившие опыт решения подобных проблем и в определенной форме обобщившие его и заинтересованные в сопоставлении своего опыта с опытом междисциплинарных исследований в других областях науки, а также в том, чтобы выразить его в более общих категориях. Хотя понятие «междисциплинарности» часто рассматривается как понятие ХХ в., идея уходит корнями в прошлое, например, Т. Аусбегр заявляет, что междисциплинарность возникла ещё в греческой философии . Дж. Томпсон подтверждает, что корни данного понятия лежат в некоторых идеях, которые распространяются через идеи унифицированного знания, общего знания, синтеза и интеграции знаний, в это же время Дж. Ганн утверждает, что греческие историки и драматурги позаимствовали элементы таких областей, как медицина или философия для дальнейшего понимания их собственных данных. Иногда междисциплинарные программы основываются на убеждении, что традиционные дисциплины неспособны решать важные проблемы общества. В результате многие исследователи в области социальных наук объединили свои усилия в программах изучения технологии ведения курсов, разрабатываемых специалистами нескольких дисциплин и направленных на глобализацию и си-нергетичность явлений. С другой стороны, междисциплинарность — это средство против губительных последствий чрезмерной специализации. Имеются мнения, что междисциплинарность обязана тем, кто специализируется в одной сфере знания — без специалистов, у тех, кто занимается междисциплинарностью не было бы информации для консультирования. Другие исследователи сосредоточиваются на необходимости переступать пределы дисциплин, рассматривая чрезмерную специализацию как эпистемологическую и политическую проблему. Междисциплинарное сотрудничество или исследование получает в результате новые решения проблем, большое количество информации возвращается обратно в те дисциплины, которые были вовлечены в исследование. Таким образом, ис-

следователи одной сферы знания и занимающиеся междисциплинарностью находятся в дополняющей связи друг к другу.

Определим понятие «междисциплинарности» и различные точки зрения на междисциплинарность. В словаре Уэбстера дается следующее определение: «междисциплинарность включает две или более академические, научные или художественные дисциплины». В словаре «Уорднет» Принстонского университета междисциплинарность — сотрудничество двух или более предметных областей . Междисциплинарность определяется также как объединение двух или более академических дисциплин или разрабатываемых предметных областей, а также двух или более профессий, технологий и др. .

В словаре «Википедия» даётся следующее определение междисциплинарности: данный термин относится к образованию и обучению и является особенностью знаний, которые пересекают несколько установленных дисциплин или традиционные области знания . Исследователи, ученики и учителя включены в проблему установления связи и интеграции двух или более академических дисциплин, профессий или технологий с их методами и ракурсами, преследуя общую цель. Междисциплинарные подходы сфокусированы на проблемах, которые кажутся сложными или широкомасштабными для исследователей, принадлежащих одной дисциплине. Прилагательное «междисциплинарный» часто используется в образовательной сфере, когда исследователи двух и более дисциплин объединяют в общий фонд свои подходы и трансформируют их так, чтобы они стали приемлемыми для решения определенных проблем, включая интегрированные курсы, проводимые группой преподавателей, когда ученикам требуется понять данный предмет в пределах множества традиционных дисциплин. Междисциплинарность включает рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета. Общая цель понимания объединяет различные методы и подтверждает общую проблему или предмет, даже если они распространяются на другие дисциплины.

Междисциплинарность, по мнению Х. Якобса, — это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины, междисциплинарность не делает акцент на ограничения знания, а сосредоточивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет. Якобс определяет междисциплинарное обучение как вид знания и курс обучения, кото-

рые преднамеренно используют методологию и язык из более чем одной дисциплины для проверки центральной темы, события, тематики или опыта. Эта точка зрения поддерживается Эвереттом, определяющим междисциплинарную программу обучения как ту, которая «объединяет несколько школьных предметов в один активный проект» . Ниссани Моти исследует понятие междисциплинарности, разлагая слово на составные части: приставку inter (между, в середине, соединяя) и слово disciplinarity (дисциплина) . По мнению Ниссани Моти, междисциплинарность — соединение в единой форме компонентов двух или более дисциплин. При этом автор отмечает, что междисциплинарность обычно встречается в следующих ситуациях: междисцплинарное знание включает знание с аспектами двух или более дисциплин, междисцплинарное исследование соединяет компоненты двух или более дисциплин в поиске нового знания, а междисцплинарное обучение является сочетанием компонентов двух или более дисциплин в единой программе преподавания. Также ученым отмечено, что в сознании людей укрепилось понимание: каждая дисциплина обычно имеет своих специалистов и связана с одним предметом; такое «бытовое» представление о научных областях, безусловно, не способствует взаимопроникновению и синтезу различных предметных сфер. Д. Дэвид и Дж. Дже-ри определяют междисциплинарность как опыт, сообща переживаемый людьми; соглашения о знаниях . По Г. Бергеру, междисциплинарный — прилагательное, обозначающее взаимодействие между двумя или несколькими различными дисциплинами. Это взаимодействие может варьироваться от простого обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологии, процедур, терминологии, данных, организации исследовательской и образовательной деятельности в некоторой весьма широкой области .

В настоящее время имеется несколько типов исследований, которые можно рассматривать как междисциплинарные. Известный немецкий социолог Р. Кёниг различает два типа междисциплинарности — «мягкий» и «жесткий». «Мягкий» тип подразумевает взаимодействие между дисциплинами на уровне «обобщающих» и «вспомогательных». «Жесткий» тип связан с такой интерпретацией объекта исследований, при которой он представляется как сумма аспектов, каждый из которых изучается соответствующей дисциплиной. Уязвимость такого рода попытки отмечается в науковедче-ской литературе и в ряде работ методологического характера: «мягкий» тип воспроизводит традиционное деление дисциплин по иерархическому принципу, где каждая из них, как «вспомогательная», так и «обобщающая», имеет свой предмет, метод и соприкасается с другими только в использовании и интерпретации накопленного знания»; в случае с «жестким» типом речь идет о наборе рядоположенных дисциплин, предмет которых затрагивает те или иные стороны, связанные с объектом явлений . В ходе исторического развития меняются формы междисциплинарных связей, их структура. Некоторые из них, возникнув в XVIII-XIX вв., продолжают играть определенную роль и по сей день. Но, безусловно, наибольший теоретический и практический интерес представляют те формы меж-

дисциплинарности, с которыми связано возникновение и развитие современной науки.

Определение междисциплинарных исследований в виде цепочки дефиниций, фрагменты которой должны характеризовать их по степени интенсивности междисциплинарного взаимодействия, попыталась дать группа авторов, среди которых Г. Бергер, Р.Л. Акоф, Л. Апостель . Одна из наиболее подробных цепочка Г. Бергера содержит следующие понятия: «дисциплина» — «мультидисциплинарный» — «плюрадисци-плинарный» — «междисциплинарный» — «трансдисциплинарный» . «Дисциплина — специфический корпус приспособленного для преподавания знания, опирающийся на специальную систему образования, профессиональной подготовки, а также набор процедур, методов и содержательных представлений. Мультидисцип-линарный — сочетание различных дисциплин, иногда не имеющих явных связей между собой по содержанию, например музыка, математика и история. Плюридис-циплинарный — сочетание дисциплин, между которыми предполагаются определенные содержательные отношения, например французский язык, латынь и греческий язык. Трансдисциплинарный — создание общей системы аксиом для определенного набора дисциплин.

В аспекте связи процессов дифференциации и интеграции роль междисциплинарности глубоко противоречива. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки. Делая выводы, можно сказать, что современная история междисциплинарности в контексте истории понятий может быть условно описана как транзит: от «интердисциплинарности» через «поли-/плюри-/мультидисциплинарность» к «трансдисципли-нарности».

Различными учеными даются собственные формулировки отдельных понятий. Мииф и Пиаже рассматривают мультидисциплинарность как сопоставление нескольких дисциплин с центром на одной проблеме без прямой попытки интеграции, а трансдисциплинарность рассматривается учеными за границами дисциплин, что означает начинание с проблемы и перенос её на знания дисциплины, добавляя понятие кроссдисциплинарности, которая обозревает одну дисциплину с перспективой другой, например история математики . С позиции Миифа, интердисциплинарность — поле знания и подход к курсу обучения, который сознательно применяет методологию и язык более одной дисциплины для изучения центральной темы, проблемы, события или опыта, делая акцент не на описании очертаний, а на связях.

В «Википедии» даются следующие определения: мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисцип-линарном) подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую не происходит. Сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые сходства исследуемых

предметных областей, что позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин.

Интердисциплинарность. В отношении к подходу организации интеллектуального запроса — развивающаяся сфера и стабильные выработанные общими усилиями определения еще не установлены для некоторых зависимых или близко связанных сфер. Изучение интердисцип-линарности — это академическая программа или процесс поиска синтеза общих, более широких перспектив, знаний, умений, взаимосвязей и эпистемологии в образовательной установке общества . Интердисциплинарные программы могут облегчить изучение предметов, которые имеют некоторую связь, но которые не могут быть в достаточной мере осмыслены в ракурсе единичной дисциплины (например, изучение Средневековья). На более продвинутом уровне интердисциплинарность может сама стать центром изучения в критике установленных аспектов дисциплин расчлененного знания.

Кроссдисциплинарность — акт преодоления дисциплинарных границ для объяснения одного предмета понятиями другой. Общие примеры кроссдисциплинар-ных подходов являются изучения физики музыки или политика литературы.

Трансдисциплинарность. Целесообразность использования трансдисциплинарности позволила считать её одним из основных способов решения проблем ХХІ в. Об этом свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для ХХІ в.: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию в 1998 г. в Париже. Статьи данной Декларации содержат рекомендации: поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, используя трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества . Первое определение трансдисциплинарности было предложено Ж. Пиаже в 1969 г. Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х гг. ХХ в. Однако термин «трансдисцип-линарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько наиболее часто употребляемых значений этого термина. Во-первых, трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира . Во-вторых, трансдисциплинарный подход разрушает границы между дисциплинами. Большинство случаев использования термина предполагает обдуманный и преднамеренно не относящийся к делу или переходящий границу дисциплинарных правил с целью достижения нового понимания или расширения ресурсов дисциплины. Также трансдисциплинарность рассматривает акт заимствования идей, теорий, концепций и методов, которые существуют над разделением дисциплин и используют их для растворения предметных границ. Эта точка зрения основана на идее, что знание не может быть затребовано отдельно как принадлежа-

щее или берущее начало в другой дисциплине. Кроме того трансдисциплинарность трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Еще «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что транс-дисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях . Последняя позиция представляет «трансдисциплинарность» как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества, данная трактовка позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдис-циплинарность, в данном значении, будет называться мультидисциплинарностью, плюридисциплинарно-

стью, интердисциплинарностью. Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа, в современной науке существует четыре вида трансдисци-плинарности. Исходная форма трансдисциплинарно-сти — трансдисциплинарность-0, а наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1, основывающаяся на формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп. Примером развития тран-сдисциплинарности-1 являются Американская школа трансдисциплинарности и Швейцарская школа транс-дисциплинарности. Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя. Трансдисциплинарность-3 связана с использованием фундаментального познавательного значение. Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя (трансдисциплинар-ность-2,3). Трансдисциплинарность-4 — самостоятельное научное направление, обладающее своим подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и анализа риска принимаемых решений; оно позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний.

Иностранные специалисты вводят термин «мульти-дисциплинарный исследователь» — понятие, необходимое при работе с междисциплинарными программами. Так называемый «мультидисциплинарный исследователь» — профессионал, имеющий степени по двум или более академическим дисциплинам, и, следовательно, в данном случае один человек может заменить двух или более человек в мультидисциплинарном сообществе или проектной команде. Со временем мультидисциплинар-ная работа не будет приводить ни к увеличению ни к уменьшению количества академических дисциплин. Мультидисциплинарное сообщество или проект состоит из специалистов разных дисциплин и профессий, которые вовлечены в процесс совместной работы как заинтересованные стороны, направляющие энергию на ре-

шение общей задачи. Вопрос заключается в том, насколько хорошо может быть разложен на отдельные составляющие проект и затем направлен через распределенные знания в общество или команду, работающую над данной программой. По Бергеру, междисциплинарная группа состоит из лиц, имеющих подготовку в разных областях знания (дисциплинах), с характерным для каждой понятиями и концепциями, методами, материалом и терминологией. Эти лица объединены для совместной работой над проблемой в условиях постоянной коммуникации между участниками, представляющими различные дисциплины .

Другой термин, введенный иностранными специалистами, — «междисциплинарное общество», или проект. Междисциплинарное общество состоит из людей, принадлежащих разным дисциплинам и профессионалов, которые включены в создание и применение нового знания, т.к. они работают вместе в качестве стабильных организаторов совместного дела в обращении к общей проблеме. Основной вопрос заключается в содержании нового знания. Аспекты проблемы не могут быть легко решены с помощью существующего разделенного знания, и новое знание становится важнейшей подцелью в решении общей проблемы. Сущность проблемы, её масштаб и сложность требуют от

многих людей проведения взаимной экспертизы для улучшения эффективности работы с множеством дисциплин также как и внутри новой междисциплинарной сферы. Трансдисциплинарное сообщество, или проект, состоит из трансдисциплинарных профессионалов -это идеал, к которому можно только приблизиться, но нельзя достичь. Трансдисциплинарный профессионал имеет степени во всех дисциплинах, также как и опыт во всех профессиях. На самом деле трансдисциплинарный профессионал содержит все разрозненные знания людей в сообществе или проекте в качестве индивидуального общего знания. Трансдисциплинарное сообщество — это та структура, в которой общее знание индивидов и разрозненное знание коллектива сливаются в одно с целью решения общей проблемы.

Реальной проблемой в научном сообществе является отсутствие единого словаря для специалистов и исследователей в области междисциплинарности. Поскольку в последние годы XXI в., в связи с интенсивной разработкой научных исследований в области междисциплинарности, будет развиваться и педагогическая наука, внедрятся в общеобразовательную практику школ и вузов междисциплинарные подходы, то вопрос педагогических кадров станет одной из важнейших проблем современного образования.

ЛИТЕРАТУРА

2. Thompson J.K. Interdisciplinarity: History, Theory, and Practice. Detroit: Wayne State Uni., 1990.

3. Gunn G. Interdisciplinary Studies. N.Y.: Modern Language Association, 1992. Р. 239-240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Междисциплинарность. Режим доступа: Мериам-вебстер: http://www.merriam-webster.com

5. Междисциплинарность. Режим доступа: Дикшинри референс: http://dictionary.reference.com

6. Междисциплинарность. Режим доступа: Дикшинри: http://Dictionary.com

7. Междисциплинарность. Режим доступа: Википедия: http://en.wikipedia.org/wiki/Interdisciplinarity

8. Jacobs H.H., Borland J.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation. Gifted Child Quarterly, 1986.

9. Ниссани М. Междисциплинарность. Режим доступа: http://www.cll.wayne.edu/isp/mnissani/welcome.htm

10. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001.

12. Konig R. Interdisziplinare Forschung // Worterbuch der Soziologie. 2 Aufl. Stuttgart, 1968. S. 487-489.

13. Акоф Р.Л. Системы, организация и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 134-164.

15. MeethL.R. Interdisciplinary Studies: Integration of Knowledge and Experience. Change, 1978. Vol. 10. Р. 6-9.

Предисловие.
В наш век информации и новых технологий особенно остро стоит вопрос решения проблемы все нарастающей разобщенности и нравственной деградации общества.
Причина — в отсутствии единого мировоззрения, основанного на ясных принципах, имеющих научное и экспериментальное практическое обоснование.
Необходимы доступное для многих осмысление существующих знаний и конкретные рекомендации по их применению.
Такая наука существует. Это — Трансдисциплинарность
Я более 10 лет сотрудничаю с Институтом трансдисциплинарных технологий в своей профессиональной сфере и имел возможность не раз убедиться в практической пользе и состоятельности этой науки.
Все необходимые определения в Трансдисциплинарности имеются. Имеется там и значительная экспериментальная база по применению трансдисциплинарных технологий во многих научных отраслях.
Химические элементы, орбиты планет и многое другое имеет определенный порядок, объясняемый в теоретической части Трансдисциплинарности
Представляю для ознакомления краткую концепцию Трансдисциплинарности.

Концепция трансдисциплинарности
«9. Какие же идеи содержатся в этом едином уме, которые мы разделяем своим абстрактным мышлением? Нам следует их обязательно обнаружить, не нарушая их покоя, а для этого руководствоваться при созерцании их присутствия в высочайшем уме той наукой, которая сама зиждется на едином и единстве».
Плотин «Избранные трактаты»
(КОНЦЕПЦИЯ — это трактовка какого-либо процесса или явления, основная точка зрения на предмет и объект исследования, определённый способ понимания, схема исследования).
Концепция трансдисциплинарности-4
1. Мир является Единой упорядоченной средой (ЕУС).
(ЕУС — это упорядоченая совокупность атрибутов, причин и следствий существования мира; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности).
2. Распознавание Единой упорядоченной среды происходит через её атрибуты – многогранную форму и многогранное содержание.
(Атрибут от лат., attributum, приданное — неотъемлемая принадлежность предмета).
3. Единство среды обеспечивает общий для всех её атрибутов порядок.
(Порядок — правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь).
4. Использование трансдисциплинарных моделей пространственного, временного и информационного аспектов этого порядка позволяет понять, познать и описать Единую упорядоченную среду в её единстве.
Аспект от лат., aspectus, взгляд, вид — точка зрения, с которой рассматривается, предмет, явление, понятие).
«Концепции надо разъяснять. Концептуальный характер терминов создаёт повышенный полиморфизм языка науки. Чем глубже и сложнее концепция, кодируемая термином, тем больше его полиморфизм».
В.В. Налимов
(Полиморфизм – от греч. poly – много и morphe- форма)
Разъяснение концепции трансдисциплинарности-4
1. Мир – Един. В этом смысле он единственный и, следовательно, состоит из естественных элементов – фрагментов.
(Элемент, от лат., elementum — первоначальное вещество; фрагмент – условно выделенная область кого- или чего-либо).
2. Единство Мира обусловливает всеобщий порядок во всех его естественных элементах-фрагментах, а также во всех взаимодействиях и взаимоотношениях между ними. В этом смысле, Мир представляет собой Единую упорядоченную среду (One Orderly Medium).
3. Всеобщий порядок, обусловливающий единство Мира, представляет собой трансдисциплинарную систему.
4. Модели основных аспектов трансдисциплинарной системы: пространственной, временной и информационной «единицы порядка», позволяют полностью и корректно исследовать Мир на любом уровне действительности.
Краткое пояснение постулатов концепции трансдисциплинарности-4
Трансдисциплинарный образ Мира, трансдисциплинарная трактовка термина «система» позволяет предложить следующее решение эпистемиологической проблемы — «как изучать Мир и его элементы»?
1. Утверждение — «Мир является единой упорядоченной средой» — означает, что применительно к такой среде, множественность принципиально возможных упорядоченных сред будет рассматриваться не иначе как совокупность её естественных элементов-фрагментов.
2. Быть естественным элементом-фрагментом среды – означает иметь ряд атрибутов (атрибут, от лат., attributum,приданное – неотъемлемое, существенное свойство объекта), признаков (Признак – показатель, примета, знак, по которым можно определить что-нибудь), свидетельствующих о его органической принадлежности к единой упорядоченной среде, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Проще говоря, обладание этими атрибутами, признаками позволяет каждому естественному элементу-фрагменту на своём уровне действительности быть той же самой — единой упорядоченной средой, но обладающей определённым местоположением и играющей определённую роль. В этом смысле, среда естественного элемента-фрагмента, а также среда искусственного объекта, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие, технология и экономические отношения.
3. Основным признаком единой упорядоченной среды и, следовательно, каждой уникальной упорядоченной среды, является наличие у неё потенции (Потенция от лат., potentiа – скрытая сила) – скрытой силой (возможностями), присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред), которая проявляются при определённых обстоятельствах. Утверждение «обладает потенцией», в данном случае, имеет отношение к внутреннему устройству упорядоченной среды, благодаря которому она способна проявлять своё состояние.
Основными атрибутами единой упорядоченной и, следовательно, каждой уникальной упорядоченной среды, являются:
Пространство – как форма существования потенции единой упорядоченной среды;
Информация – как форма проявления потенции единой упорядоченной среды;
Время – как форма преобразования потенции единой упорядоченной среды.
Порядок – как форма организации существования, проявления и преобразования потенции единой упорядоченной среды.
4. Трактовка терминов «пространство», «время» и «информация» как форм, соответственно, существования, проявления и преобразования потенции, позволяет перевести их из философских категорий в категории методологические. Так, обладание «формой» (Форма от лат., forme, фигура, наружный вид, образ) позволяет разработать модели пространственной, временной (темпоральной) и информационной «единицы порядка», как образов трансдисциплинарной системы. С помощью этих моделей появляется возможность не только более корректновыделять объект и предмет исследования, но и сформировать для них «сферу долженствования».
5. Порядок взаимосвязи пространства, времени и информации изначально присущ единой упорядоченной среде и любой уникальной упорядоченной среде. Он их имманентное свойство (имманентный, от лат., immanens, пребывающий внутри). Но, так как этот порядок един, единственен, всеобщ, то при исследовании мира необходимо, прежде всего, искать проявление этого порядка в каждом его объекте, в любых взаимодействиях и взаимоотношениях, на любом уровне действительности. В этом смысле традиционное применение понятий «надсистема» и «подсистема» в исследовании Мира недостаточно корректно, поскольку это вынуждает исследователей искать «порядок в порядке» или предполагает существование «подпорядка» или «надпорядка», то есть, по существу, предполагать наличие разных порядков. В свою очередь, «единственность» порядка, единственность системы заранее предполагает наличие определённых элементов, отношений и связей, присутствующие в объекте исследования. В результате объект не только познается, но одновременно с этим, формируется понимание его истинного места и роли в окружающем мире.
Краткие сведения о трансдисциплинарной методологии (трансдисциплинарность-4)
Термин «метод» означает «путь к чему-либо». То есть метод, по сути, это приём, способ, образ действия.
Применительно к трансдисциплинарности-4, метод трансдисциплинарного исследования – это способ познания объекта в его единстве; способ исследования объекта в составе ЕУС; способ получения новых знаний о самом объекте и, окружающем его, мире; а также, способ управления состоянием самого объекта и естественной среды его обитания.
В соответствие с таким определением, методология трансдисциплинарности-4 подразделяется на два основных раздела:
раздел I – методология получения новых знаний.
раздел II – методология решения сложных многофакторных проблем.
Методология получения новых знаний (раздел I) подразделяется на два направления:
— Методология фундаментальных теоретических трансдисциплинарных исследований.
Это направление связанно с формированием и описанием подробной трансдисциплинарной картины мира (трансдисциплинарной действительности), начиная с ноуменального (умопостигаемого) мира античной философии (Платона, Аристотеля, Плотина) и кончая чувственно-материальным миром – классической и квантовой Вселенной, а также, формированием, вытекающей из этой картины мира, сути принципов общечеловеческого мировоззрения, принципов общественной и научной этики.
— Методология частно-научных (монодисциплинарных) теоретических трансдисциплинарных исследований.
Это направление связано с выявлением, описанием и исследованием уникальных пространственно-временных и иных механизмов управления всеми элементами функционального ансамбля объекта на различных уровнях действительности, но в рамках его единства; поиском их аналогов в объектах различной природы.
Методология решения сложных многофакторных проблем (раздел II) также подразделяется на два направления:
— Методология адаптации монодисциплинарных знаний к трансдисциплинарному исследованию.
Это направление связано с проведением трансдисциплинарной классификации и систематизациимонодисциплинарных знаний в рамках трансдисциплинарных параметрических таблиц.
Эти таблицы позволяют: выявить принципы взаимодействия и взаимовлияния различных блоков информации одной дисциплины и блоков информации различных монодисциплин в объекте трансдисциплинарного исследования; осуществить кратковременное и долговременное прогнозирование состояния этих блоков информации, а также, состояния всего объекта трансдисциплинарного исследования в естественных и специально созданных условиях окружающей среды.
— Методология аппаратно-аналитического решения монодисциплинарных и сложных многофакторных проблем.
Это направление связано с обоснованием и выбором способов (трансдисциплинарных технологий) анализа, мониторинга состояния и управления устойчивым состоянием и гармоничным развитием объектов и процессов.
В системе высшего образования при подготовке монодисциплинарного специалиста методология трансдисциплинарного исследования (трансдисциплинарность-4) может быть представлена в строго прагматической форме. Например, монодисциплинарный специалист должен получить практические навыки в следующей последовательности этапов:
— определение перечня дисциплин, изучающих факторы, которые могут оказать влияние на общее состояние объекта трансдисциплинарного исследования;
— проведение трансдисциплинарной систематизации и интеграции монодисциплинарных знаний, задействованных в трансдисциплинарном исследовании;
— корректное выделение объекта, подвергающегося трансдисциплинарному исследованию, в окружающей среде посредством пространственной, временной и информационной «единиц порядка»;
— моделирование эталонной (нормативной) программы развития объекта;
— определение главных функций и целей каждого периода программы развития объекта;
— моделирование эталонного общего состояния объекта;
— определение реального состояния объекта;
— анализ эталонного и реального состояний объекта;
— создание сценария наиболее вероятного развития объекта на основании величины отклонения его реального состояния от своего эталонного (нормативного) состояния;
— составление перечня мероприятий, способствующих эффективному управлению объектом и профилактике его общего состояния, а также, определение оптимальных сроков проведения этих мероприятий;
В завершение, монодисциплинарный специалист должен научиться проводить анализ-риска предлагаемых мероприятий для развития самого объекта, для развития других объектов, входящих с ним в один функциональный ансамбль.
* В настоящее время Русская школа трансдисциплинарности выложила в Интернете следующие книги:
— «Методология трансдисциплинарности-4» (пути и способы решения сложных многофакторных проблем природы и общества);
— «Трансдисциплинарная философия ноуменального мира».
** В заключение хочется сказать, что краткое изложение концепции и методологии любого научного направления представляется на первый взгляд – сухим текстом, неудобоваримыми терминами и банальными констатациями. Но все они проявляются яркой новизной, привлекательной красотой и поражающей энергией лишь в моменты прикладного использования этой концепции и методологии; в моменты практического решения сложных многофакторных проблем.
Кратко о целесообразности введения трансдисциплинарности в систему высшего образования
Сегодня многие преподаватели высшего образования уверены, что трансдисциплинарность поможет сделать из студента разностороннего специалиста. Для этого преподаватели стараются привить студентам интерес не только к науке, но и к культуре, философии, религии. Это важно!
Но, не менее важно помнить, что результаты и эффективность такой трансдисциплинарности будут во многом зависеть от мировоззрения самого человека, мировоззрения преподавателя, мировоззрения конкретной научной школы, государственного мировоззрения.
От содержания мировоззрения будут зависеть содержание общественной и профессиональной этики. При таком трансдисциплинарном подходе к подготовке студентов есть риск того, что различия в содержании мировоззрения могут вызвать различия в понимании сути общественной и профессиональной этики в различных странах мира. Скорее всего, именно по этой причине специалисты на международных конференциях по экономике, экологии, социологии, медицине и так далее, не могут согласиться с мнением своих коллег и выработать правильное совместное решение. В результате, научный потенциал специалистов высокий, а эффективность решения сложных многофакторных проблем низкая!
Понимая эти причины, Русская школа трансдисциплинарности предлагает использовать в подготовке современных студентов трансдисциплинарность-4.
Трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельной научной дисциплиной!
Эту дисциплину следует изучать студентам после первых двух-трёх лет обучения. Модели трансдисциплинарности-4 должны показать и убедить студента в том, что всё, что он знает, видит и чувствует, с чем ему предстоит работать и жить – всё это составляет гармоничный функциональный ансамбль, согласованный во времени и пространстве!
По завершении обучения трансдисциплинарности-4, студент должен научиться самостоятельно рассчитывать риск от своей профессиональной деятельности, от профессиональной деятельности коллег в других областях науки и техники. Независимо от своего базового образования, он должен убедиться сам и научиться убеждать своих коллег тому, как и посредством чего, их деятельность может разрушить этот гармоничный функциональный ансамбль; каковы будут отдалённые последствия от того или иного воздействия на природную, социальную и техногенную среду.
Проще говоря, концепция и методология трансдисциплинарности-4 способна создать основу обобщенного, единого, общечеловеческого мировоззрения. А это, в свою очередь, позволит уровнять понимание сути общественной и профессиональной этики у специалистов любой области знаний.
Конечно, такая задача трудна. Но если нам удастся убедить в необходимости ее решения наших коллег-преподавателей, ученых и исследователей из разных стран мира и создать союз единомышленников, то общество от такой работы только выиграет.
С уважением!
Руководитель Русской школы трансдисциплинарности
Владимир Стефанович Мокий
e-mail: anoitt@mail.ru

Раздел 7 — Системный трансдисциплинарный подход в классификации научных подходов

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром.

Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем.

В своей массе научные подходы к познанию мира делятся на две группы.

Подходы первой группы обеспечивают становление научного мировоззрения. К таким подходам относятся монодисциплинарные подходы академических научных дисциплин.

Подходы второй группы расширяют горизонты сформировавшегося научного мировоззрения, а также обеспечивают весь спектр междисциплинарных взаимодействий в науке и практике. Ко второй группе относятся интер-дисциплинарные подходы (от лат. inter — среди), а именно: междисциплинарные, мультидисциплинарные и трансдисциплинарные подходы. Принадлежность подхода к определённой группе закрепляется в их определениях идентификационными признаками. Такими признаками являются: наличие картины мира, определяющей горизонты научного мировоззрения, приемов и способов научного исследования, а также уровень осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия профессиональной деятельности.

В таком контексте научные подходы получили следующие определения:

Дисциплинарный подход

Дисциплинарный подход — это способ становления научного мировоззрения в рамках локальной картины мира, методологии и адекватного по своим объяснительным возможностям языка, формирующего основы осознаваемой моральной ответственности за результаты и последствия теоретического исследования и профессиональной деятельности. Для дисциплинарных подходов к пониманию объекта познанию характерна линейная логика. Линейной логике соответствует процесс, в ходе которого знания об объекте последовательно складываются сначала в предметы исследования, а затем и в его монодисциплинарный образ. Поэтому дисциплинарные подходы предназначены, прежде всего, для получения максимального количества знаний об объекте, выделения в объекте предметов исследования, а также формирования теоретических принципов и приемов монодисциплинарного исследования.

Дисциплинарный подход занимает главное место в классификации научных подходов. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим дисциплинарным образом «предмета исследования». Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». В результате возникает диполь, обусловливающий накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

Междисциплинарный подход

Междисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, подразумевающий обогащение знаний, методологии и языка одной научной дисциплины за счет знаний, методологии и языка другой научной дисциплины, формирующий моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин. Междисциплинарные подходы ориентированы на поиск в объекте сходных предметных областей. Наличие сходных предметных областей позволяет использовать методологию одной дисциплины для решения проблем другой дисциплины. Например, выводы о состоянии кровеносной системы биологических объектов делаются на основе давления — физической величины, характеризующей силу, приложенную к единице площади. Поиск и практически полезное использование знаний сходных предметных областей в разных дисциплинах привел к формированию множества междисциплинарных подходов, реализованных в бинарных дисциплинах: биофизика, геофизика и т. п. Главным идентификационным признаком междисциплинарных подходов является установление подчиненности между взаимодействующими дисциплинами. «Ведущей» дисциплиной является та дисциплина, которая формирует проблематику и цели междисциплинарного исследования, а также, с позиции которой проводится окончательная трактовка результатов междисциплинарного исследования. «Ведомая» дисциплина предоставляет для этого исследования лишь свой методологический аппарат. Так, например, биофизика исследует живое с точки зрения физических процессов, происходящих в нем. Физическая химия объясняет химические явления и устанавливает их закономерности на основе общих принципов физики и т. п. В большинстве случаев междисциплинарный подход предназначен для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Мультидисциплинарный подход

Мультидисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках локальных картин мира, подразумевающий совместное (параллельное) использования знаний, методологий и языков научных дисциплин, формирующий у выпускника вуза и практикующего специалиста осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками взаимодействующих дисциплин. Мультидисциплинарные подходы позволяют осуществить поиск сочетания не только сходных предметных областей, но и тех из них, которые не имеют сходства, но существенны для исследуемого объекта. Поэтому в рамках мультидисциплинарных подходов появилась возможность исследовать один и тот же объект методологией различных дисциплинарных и междисциплинарных подходов. На этом основании мультидисциплинарные исследования определяются как исследования, проводимые в рамках нескольких дисциплин и преследующие несколько самостоятельных целей, но объединенных единым целевым контекстом. По своей сути, мультидисциплинарные подходы во многом подобны методу экспертных оценок или методу экспертных групп. Успешность этих методов гарантируется консенсусом мнений глубоко интегрированных ученых, представляющих различные дисциплины. В свою очередь, консенсус обусловлен компромиссами, достигаемыми в рамках норм профессиональной и деловой этики. Главными идентификационными признаками мультидисциплинарных подходов являются: наличие целевого контекста исследования, не принадлежащего какой-то одной дисциплине, а также консенсуса и компромиссов, обусловливающих интерсубъективный (принимаемый большинством) результат исследования объекта или решения проблемы.

В мультидисциплинарном подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология. Своё практическое применение мультидисциплинарный подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными подходами.

Трансдисциплинарный подход

Трансдисциплинарный подход — это способ расширения научного мировоззрения в рамках картины целого мира, подразумевающий интеграцию знаний и методологий научных дисциплин, формирующий осознаваемую моральную ответственность за результаты и последствия профессиональной деятельности, уровень которой определяется рамками общепринятой научной парадигмы. В отсутствии строгих идентификационных признаков трансдисциплинарность, зачастую, воспринимается как особый тип научных исследований, который идет через, сквозь границы многих дисциплин, выходя за их пределы, что следует из смысла самой природы приставки «транс». Однако, призывы двигаться через и сквозь границы многих дисциплин без соответствующей концепции и методологии, вызывают справедливый скепсис у приверженцев академических научных дисциплин. Под напором этого скепсиса отдельные виды трансдисциплинарных подходов начали использовать синтез линейных логик, присущих монодисциплинарным подходам. Такие виды трансдисциплинарных подходов наглядно проявляются во взаимодействии учёных — носителей мировоззрения научных дисциплин в рамках междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов, допускающих субъективный контекст в интерпретации дисциплинарных знаний и результатов использования дисциплинарных методов. Именно по этой причине трансдисциплинарность стала отказываться от установления какой-либо общей теоретической структуры. Она начала призывать к большей рефлексивности, открытости для взаимодействия с другими методологиями и практиками и готовности уступить место другим подходам, если они будут более адекватны современным вызовам. Такая трансдисциплинарность играет роль «слабой» трансдисциплинарности, а её разнообразные виды, по сути, сблизились с мультидисциплинарными подходами.

Ссылки на литературу:

Мокий В. С. Основы трансдисциплинарности. – Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. – 368 с.

Плотин, Избранные трактаты в 2-х томах, М.: РМ, 1994, Т.1. V5 «О том, что ноумены не вне ума, и о благе» (4). — С.70.

Smuts, Jan Christiaan. Holism and evolution. New York, The Macmillan company Publ. 1926. 388 p.

Плотин, Избранные трактаты в 2-х томах, М.: «РМ», 1994, том первый, V 9. «Об уме, идеях и о сущем» (9). — С.122.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *