Налогообложение транспортных услуг

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 «Услуги грузового автомобильного транспорта» под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой «Услуги транспортной экспедиции» (код 023000).

📌 Реклама

Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В транспортной накладной экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам по делам об обжаловании отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора. Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет НДС только с вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов) Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали отказ налоговой принять расходы по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции для целей налога на прибыль неправомерным, так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности, о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств, о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе в судах уже не работают. Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Статья 54.1 НК РФ содержит условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ, а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом является видом деятельности, подпадающим под ЕНВД (пп.5 п.2 ст.346.26 НК РФ). При перевозке пассажиров не обязательно использование ККМ, достаточно выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Критерии плательщика налога

Предприниматели и организации, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров должны иметь право на транспортное средство. Это может быть право собственности, право владения, пользования или распоряжения.

Возникновение обязанности по уплате налога возникает при осуществлении предпринимательской деятельности. Обязателен факт извлечения прибыли от использования автомобиля.

Пример. Автомобиль используется для доставки сотрудников фирмы к месту работы. Это не будет отдельным видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, так как автомобиль используется для собственных нужд.

Ещё одним критерием перевода вида деятельности на ЕНВД является ограничение по количеству используемого автотранспорта — не более 20 единиц. При большем парке машин, оказывающих услуги по перевозке, деятельность переводится на ОСНО или УСН.

Согласно письма Минфина РФ № 03-11-04/3/565 от 31.07.2008 г., неважно кому оказываются такие услуги (населению или организациям), источники и способы их оплаты (наличными или безналично). Главное — соблюдение предыдущих трех условий.

Расчет налога ЕНВД

Физическим показателем для исчисления налога при перевозке пассажиров является посадочное место (азб.10 ст.346.27 НК РФ). Посадочное место это место для сидения, кроме места водителя и кондуктора. Их количество определяется на каждое средство транспорта отдельно по техпаспорту завода изготовителя.

Если в техпаспорте не указано количество посадочных мест, это может определить государственный орган технического надзора за техническим состоянием машин.

Базовая доходность услуг по перевозке пассажиров составляет 1500 рублей. Вмененный доход равен базовой доходности, умноженной на число посадочных мест.

Пример. ЕНВД для маршрутного такси с 10 местами для сидения пассажиров составит в месяц: 1500 руб. х 10 мест х 15% = 2250 руб.

Лицензия на перевозку пассажиров

В соответствии с Законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. ( п.24 ст.12), пассажирские автоперевозкам подлежат лицензированию только для машин, предусмотренных для перевозки более восьми человек. За исключением случаев, когда перевозки осуществляются по заказам или для собственных нужд предпринимателя.

Перевозка пассажиров такси

Перевозки пассажиров такси тоже подпадают под ЕНВД. Число посадочных мест — 4 (кроме маршрутного). Налог считается так же: 1500 руб. х 4 х 15% = 900 руб. в месяц с одной машины. Таксист должен зарегистрировать ИП и платить ЕНВД.

Существует второй вариант налогов для такси. Это патент на пассажирские перевозки. В этом случае предприниматель использует УСН и оплачивает стоимость патента.

Мы рассмотрели услуги по перевозке пассажиров. В следующий раз — перевозка грузов.

Получайте новые статьи блога прямо к себе на почту:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *