Налогоплательщик, кто это?

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства: Конституционный Суд РФ, ФКЗ от 06.02.2014 (поправка к Конституции) о «Верховном Суде Российской Федерации»: объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в Верховный Суд РФ); Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ (СК).

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть: администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление: аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

Основными источниками налоговых поступлений в региональные бюджеты являются налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц. Доля каждого в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты РФ достигает трети (35,8% и 36,7% соответственно, по данным ФНС за январь—август 2019 года). Данные о заработках физлиц закрыты, зато финансовая отчетность компаний подлежит публикации. Это позволяет выяснить, какие компании вносят наибольший вклад в региональную казну.

Первую оценку крупнейших налогоплательщиков регионов «Ъ” проводил на основе данных за 2015 год. В текущем проекте сменились лидеры в каждом втором регионе (в 46 из 85). В том числе в Москве, где вместо «Роснефти» крупнейшим налогоплательщиком стал «Газпром», и Санкт-Петербурге, где группа «Илим» обошла «Газпром нефть».

В 26 из 85 регионов крупнейший налогоплательщик занят в нефтегазовой отрасли, основным видом его деятельности значатся добыча, хранение, транспортировка по трубопроводам нефти и газа, производство нефтепродуктов, торговля топливом, оказание сопутствующих услуг. Ситуация практически не изменилась с 2015 года (27 регионов). Среди других прибыльных видов деятельности — добыча железных руд открытым способом и производство бумаги, картона целлюлозы (по пять компаний—крупнейших налогоплательщиков), производство удобрений и азотных соединений (четыре компании).

Крупнейшим налогоплательщиком остается «Сургутнефтегаз». По данным СПАРК, в 2018 году он выплатил по налогу на прибыль 161,2 млрд руб. Крупнейшего налогоплательщика своего региона вы можете найти на нашей карте.

Крупные предприятия выполняют важную функцию – они служат движущей силой национальной экономики. В данной статье рассматриваются позитивные и негативные стороны их деятельности, критерии крупного предприятия, особенности ведения бухгалтерского учета, отчетности, кредитования и налогообложения.

Определение крупного предприятия

Определений крупного предприятия можно найти несколько. Одного быть и не может, поскольку экономика страны объемная и разнообразная. Крупной называют фирму, которая производит существенную и значительную часть всего объема отрасли. Также можно основываться на такие показатели:

  1. Объем продаж.
  2. Количество работающих.
  3. Размер активов.

Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:

  • Компания – юридическое лицо, в уставном капитале которой участие государства составляет более четверти процентов.
  • Дочерние предприятия с государственным участием в капитале 50% и более.
  • Компании с численностью за прошлый год больше 250 человек и доходом от реализации свыше 2000 миллионов рублей.
  • Органы государственной и муниципальной власти, субъекты естественных монополий.

Критерии крупного предприятия в некоторых отраслях

Чтобы назвать предприятие крупным, необходимо учитывать специфику отрасли, к которой оно относится, и территории, где расположено. В таблице отражены отличительные признаки для некоторых отраслей экономики:

Отрасль Критерии крупного предприятия
Машиностроение
  • объем продукции;
  • размер эмиссии ценных бумаг;
  • стоимость основного капитала;
  • численность сотрудников.
Агропромышленный комплекс
  • площадь угодий под культурами;
  • поголовье скота (для животноводства)

Крупные предприятия: плюсы и минусы

По сравнению с МСБ крупные предприятия серьезно влияют на национальную экономику. Работают они намного эффективнее.

Позитивные стороны крупных предприятий:

  1. Наличие огромной ресурсной базы. Именно через крупные предприятия проходят основные финансовые потоки.
  2. Большие масштабы производства позволяют сократить затраты на изготовление единицы продукции, то есть, снизить себестоимость. Это делает предприятия конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
  3. Доступность дешевых кредитов. Банки с большей охотой работают с крупными фирмами, а не с мелкими или средними.
  4. Значительные денежные потоки позволяют выстоять в периоды кризисов или иных финансовых потрясений.
  5. Возможность привлекать высококвалифицированные кадры и обеспечивать им достойную оплату труда.
  6. Высокий уровень социального обеспечения.
  7. Развитая инфраструктура.
  8. Выход на рынки развивающихся стран и возможность воздействовать на их экономическую систему.
  9. Доступность международного рынка и использование сравнительно недорогих ресурсов, которые предоставляет мировая экономика.

Слабые стороны:

  1. Значительная концентрация.
  2. Излишняя локализация хозяйственных связей.
  3. Высокий уровень бюрократии и неповоротливость способны загубить любую инициативу. Какие-либо изменения возможны только по указанию с самого верха. Они приживаются медленно и с трудом.
  4. Противодействие любым горизонтальным хозяйственным связям. Выход их за границы компании блокируется.

Основой успеха крупных предприятий являются бизнес-модели их деятельности. Они придуманы давно и настолько эффективны, что продолжают успешно функционировать и приносить прибыль. Безусловно, модели слегка усовершенствованы и обновлены с учетом современных условий.

Функции крупных предприятий

Крупные компании выполняет функции:

  1. Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
  2. Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
  3. Учет хозяйственных и финансовых операций.
  4. Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

  1. Научная работа и исследовательские изыскания.
  2. Тесные связи со СМИ и общественностью.
  3. Поддержка предпринимательства.

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

Формы крупного бизнеса Характеристика
1. Самостоятельное предприятие Неделимый объект хозяйствования с единой структурой производства.

Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное

2. Компания 1) Объединены воедино несколько фирм.

2) Их связывает подобный вид деятельности.

3) Компания:

  • обладает одним центром управления;
  • все комплексы находятся под контролем собственника.

4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно

3. Интегрированная бизнес-группа Несколько компаний с общими собственниками.

Предприятия часто относятся к различным отраслям

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Крупные предприятия и МСБ. Как отличить?

Отличить предприятия крупные от МСБ можно, исходя из таких критериев:

Предприятие Среднегодовая численность Максимальный доход, млн. руб.
от до
Микро 1 15 120
Малое 15 100 800
Среднее 100 250 2000
Крупное 251 и выше Больше 2000

Казалось бы, различить за подобными критериями предприятия просто. Чтобы стать крупным, необходимо наполнить штат не менее, чем 251 работником и довести доход до отметки, которая больше двух миллиардов рублей. Но есть отрасли, у которых количество персонала может быть и меньше 250, однако они принадлежат к крупным:

Вид деятельности Количество сотрудников, чел.
Среднее предприятие Крупная фирма
от до
1. Рекламные агентства 15 50 < 50
2. Туристические операторы 25 75 < 75
3. Печатные СМИ 35 100 < 100

Пример №1. В туристическом агентстве трудится 109 человек, годовой доход составил 2500 млн. рублей. В данном случае – это крупное предприятие. Хотя количество работников меньше 250, но это допустимо для данной отрасли. Второй показатель (доход) соответствует общепринятому критерию.

Категорию субъекта предпринимательской деятельности можно изменить только тогда, когда предельные значения критериев в течение трех лет подряд ниже или выше.

Особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности крупных предприятий

Крупные предприятия вынуждены пользоваться обычной системой уплаты налогов (ОСН), которая является наиболее громоздкой и неудобной для бухгалтера. Работая по ОСН не обойтись без:

  • уплаты всех основных налогов;
  • отчетности по их оплате;
  • заполнения многочисленных деклараций;
  • большой точности, позволяющей не допускать ошибок в расчетах.

Крупные предприятия платят:

  1. Налог на прибыль. Этот федеральный налог имеет базовую ставку 20%. Два процента сумы перечисляется в бюджет федеральный, а восемнадцать – в региональный. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций (ПБУ 18/02)».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС).
  3. Акцизы. Этим косвенным налогом облагается группа товаров, перечень которых содержится в Законе «Об акцизах». Например, платить налог должны крупные компании, производящие и продающие алкогольные напитки, табачные и ювелирные изделия. Ставки едины по всей территории страны.
  4. Налог на имущество – составляет максимально 2,2% от остаточной стоимости основного капитала.

В доход, облагаемый НДС, входит практически все:

  • стоимость продукции, услуг или работ которые предприятие реализовало потребителям;
  • поступившая финансовая помощь от других субъектов хозяйствования;
  • полученные штрафы;
  • проценты за предоставление в кредит денежных средств.

Законодательно установлен перечень тех оборотов, которые не облагаются НДС. Для крупных предприятий ставки НДС составляют:

  • 10% по продтоварам, товарам для детей (есть специальный список);
  • 18% по всем остальным товарам, включая и подакцизные.

Пример №2. Компания реализовала в отчетном периоде молочной продукции на сумму 2500 млн. рублей. Применяется ставка 10%, поскольку предприятие реализует продукты питания.

Важно! Крупные предприятия не могут пользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) или Единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), существенно снижающими сумму оплаты. Подобные спецрежимы доступны только МСБ.

Бухгалтерский учет в компаниях ведется согласно ПБУ (Положения о бухгалтерском учете) и законодательству. На крупных предприятиях задействованы практически все счета и действуют все ПБУ. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».

В текущем и в следующем году отчетность следует предоставлять раз в год. Состоит она из:

  1. Бухгалтерского баланса.
  2. Отчета о финансовых результатах с приложениями.

Налоговая отчетность включает Декларации по налогу на прибыль, НДС, на имущество организации. Налоговая и страховая отчетность сдается крупными предприятиями строго через Интернет.

Налоговые льготы для предприятий

Выделяют несколько видов налоговых льгот:

  1. Налоговые скидки. Предприятию-плательщику предоставляется право снизить сумму прибыли, которая облагается налогом. Сумма скидки соответствует той, которая расходовалась на поощряемые государством цели, например:

  • начальное профессиональное образование (НПО);
  • повышение квалификации и переподготовка персонала предприятия.
  1. Освобождение – предусматривается снижение размера налоговой ставки. Для крупных предприятий оговорены льготы по установке энергоэффективного оборудования. Компании могут освободить от налогообложения при вводе новых объектов, которые обладают высокой энергетической эффективностью. Их перечень определяется Правительством РФ.

Местные органы вправе уменьшить предприятию ставку по налогу на прибыль. Это касается той части, которая направляется в их бюджет. Максимальная ставка 18% может быть снижена и до 13% и до 10% по решению местных властей и с позиции целесообразности.

Инвестиционный налоговый кредит

Под данным кредитом подразумевается отсрочка сроков уплаты налога на прибыль (до пяти лет). Она может применяться для муниципальных налогов. Условия:

  1. Возврат предоставленного кредита в оговоренные сроки.
  2. Уплата процентов. Ставка не более ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Такой вид налогового кредита предоставляется крупным предприятиям, которые занимаются:

  • инновационной деятельностью;
  • техническим перевооружением и модернизацией производства.

Кредитование крупных предприятий

Кредиты для предприятий приносят банкам значительные прибыли. Поэтому на рынке происходит борьба за каждого крупного клиента. Компаниям предлагают овердрафты – краткосрочные ссуды, выручающие при недостатке денежных средств. Банк может одолжить предприятию сумму, размер которой составляет до 30% среднемесячного дохода заемщика, поступающего на расчетный счет.

Крупный бизнес пользуется овердрафтом нередко, поскольку даже незначительная задержка с выплатами оборачивается большими убытками. Такое кредитование – «скорая помощь», помогающая проводить финансовые операции без малейших задержек.

Среднесрочное кредитование на более крупные суммы производится в случае приобретения предприятием оборудования, транспортных средств, недвижимости. Обеспечением по таким кредитам выступают ликвидные средства компании. Кредитование долгосрочное производится на срок до семи лет. Банк предоставляет предприятию кредитные средства для осуществления инвестиционных проектов, обоснованных бизнес-планом.

Крупные предприятия, так же как и МСБ, сталкиваются с проблемами:

  • дорогих кредитов;
  • необходимостью предоставления огромного пакета документов, подтверждающих финансовую стабильность компании.

Важно! Крупные предприятия должны накопить позитивную кредитную историю, чтобы работа с банками проводилась более успешно.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. На балансе компании находится земля. Следует ли учитывать ее стоимость, подсчитывая налог на имущество?

По землям, зафиксированным в балансе предприятия, налог на имущество не платится. В 2016 году земельный участок не считается объектом налогообложения (пункт 4 статьи 374 НК РФ). Читайте также статью: → «Налог на имущество организаций – изменения».

Вопрос №2. Что следует понимать под доходами предприятия?

Доходы, которые принимаются в расчет налога на прибыль – общие поступления в денежные и натуральной форме за вычетом суммы НДС.

Вопрос №3. Какие расходы связаны с реализацией продукции?

Такие издержки состоят из расходов:

  • материальных;
  • на оплату труда;
  • прочих. Следует включить в этот перечень и сумму амортизационных отчислений.

Вопрос №4. В какой налоговый орган необходимо предоставить налоговую декларацию?

Отчетность предоставляется в налоговую инспекцию, которая расположена по месту нахождения предприятия.

Вопрос № 5. Можно ли крупному предприятию использовать УСН.

Нет. УСН используется на предприятиях МСБ. Развитие крупных предприятий проходит недостаточно успешно. Но улучшить ситуации возможно, если создать более благоприятные условия для усовершенствования бизнеса в целом.

Крупнейший налогоплательщик (КН) – это зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, указанным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.

Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.

Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

  • присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
  • организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.

ФНС в в своем Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

В первую очередь это означает, что организация связи как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).

То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;
  • уведомления об участии в иностранных организациях;
  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены Приказом ФНС.

Соответствие показателям прописанных критериев, позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

Такими критериями являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • Наличие лицензии (специального разрешения) на право осуществлять определенные виды деятельности;
  • Проведение налогового мониторинга.

Финансово-экономические показатели

Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду (году). При этом последний отчетный год во внимание не принимается

Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.

Отметим, что крупнейшими налогоплательщиками могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.

При этом критерии финансовых показателей различны для организаций федерального и регионального статуса.

Организации федерального уровня

Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд. руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн. руб.;
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд. руб.;
  • активы организации превышают 20 млрд. руб.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев.

Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн. руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля государства составляет свыше 50%.

Отметим, что согласно нововведениям, в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков.

Организации регионального уровня

Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.

Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен быть от 2 до 20 млрд. руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников – более 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС.

В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории крупнейшего налогоплательщика на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории крупнейшего налогоплательщика и территориальных особенностях администрирования

Если организация использует специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим налогоплательщикам она не относится.

Для наглядности представим критерии отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам в виде Таблицы:

Показатель

Для федерального уровня

Для регионального уровня

Общий объем начисленных налогов

*свыше 1 млрд руб.

от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб.

Суммарный объем полученного дохода

свыше 20 млрд руб.

Активы

свыше 20 млрд руб.

**от 100 млн. до 20 млрд. руб.

Среднесписочная численность

свыше 50 человек

* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно — он должен превышать 300 млн. руб.;

**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. рублей.

Взаимозависимость

В отношении взаимозависимости следует руководствоваться правилами статьи 105.1 НК РФ.

Данный критерий применяется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические итоги (результаты) основного вида деятельности компании с показателями, которые соответствуют категории крупнейших налогоплательщиков.

В этом случае, налогоплательщик будет также причислен к крупнейшим налогоплательщикам, как и взаимозависимая с ним организация.

Лицензирование

В особую категорию выделены организации, которые относятся к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или других показателей.

Это организации, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности:

  • Кредитные организации;
  • Организации по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, осуществляющие посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Организации, осуществляющие деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Особые ситуации

  1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд. рублей.
  2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
  3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
  4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, которая подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

Таким образом, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политикадля целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));
  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств).

Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *