Налоговая палата консультантов

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование — это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. Для того, чтобы понять, что происходит в сфере налогового консультирования в России в настоящий момент, обратимся к истории развития этого вида консалтинга.

В России становление налогового консультирования происходит вместе с формированием налоговой системы. На первом этапе (период 1992-1998) становления налоговой системы происходили перенос центра тяжести налогового бремени с одного направления на другое: прибыль, доходы, имущество, подоходный налог, частые изменения налогового законодательства, причем, зачастую задним числом. Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства. Развитие института налоговых консультантов . — Режим доступа: http://www.avsv.ru/project/nk.html

На протяжении 30-50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х в налоговую систему неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого качества данной системы. Все это приводит к возникновению спроса на консультационные услуги информационного характера. Получает развитие направление налогового консультирования, которое на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.

Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений) .

Услуги налогового консультирования оказывают уже не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Проблемы налогового консультирования, затронули не только политическую, экономическую и социальную сферы, но также и научную. Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, а также вузов страны была проведена научно-практическая конференция, которая состоялась 14 ноября 1996 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» лишь обозначила некоторые направления налогового консультирования.

Второй этап (1998-1999) формирования налоговой системы связывается с ведением части первой Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона №146-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Второй этап становления налоговой системы в нашей стране характеризуется также такими моментами, как:

  • — стабилизация налоговой системы;
  • — сокращение видов взимаемых налогов;
  • — проводится работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы;
  • — упрощается механизм исчисления и уплаты налогов.

Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999-2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющий), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов. Вернее, традиции-то есть, но их вряд ли можно назвать полезными для государства — заработать побольше, заплатить налогов поменьше.

Предположим, что вы — честный налогоплательщик, который желает уплатить все, что положено, но не знает, как это сделать. Где же сегодня можно получить информацию об этом? Вопрос без ответа. Обращение к налоговому инспектору вряд ли даст желаемый эффект — он хотя и знает много о том, что интересует налогоплательщика, но обязан выполнять фискальные и контрольные функции. Адвокат, аудитор? Но сфера налогообложения слишком специфична и требует узкой специализации консультанта. Всегда есть опасение, что полученные разъяснения не оправдают ваших ожиданий, тем более что работающие сегодня на этом рынке консультационные фирмы занимаются, в основном, минимизацией налогов и часто в своей работе прибегают к методам и способам ухода от налогообложения, не неся какой-либо ответственности за свои консультации. Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться налоговыми консультантами.

Закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК). Комиссии была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Основной целью работы комиссии является становление и развитие профессионального налогового консультирования. . Карпасова, З. Налоговое консультирование в России: трудности становления и перспективы развития . — Режим доступа: http://www.vmb.kirov.ru/archive/text/12nalog.htm

Наряду с развитием рыночных отношений и сложностью применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, одной из причин, обусловившей возникновение в России налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности явилась политика государственных органов, ориентированная на жёсткое разграничение функций налоговых органов и независимых от государства налоговых консультантов.

Начиная с 2000 года (3 этап), наблюдается активный рост спроса на налоговый консалтинг. 27-28 января 2000 г. в Смоленске прошла научно-практическая конференция при участии представителей налоговых органов и их подразделений, а также учебных, консультационных и информационных центров. Цель этой конференции — обмен опытом деятельности государственных учреждений и налогоплательщиков в информационной и консультационной сферах. Однако эта конференция более затрагивает разъяснительную и информационную работу налоговых органов в сфере налогообложения и не касается деятельности налоговых консультантов на основе договоров возмездного оказания услуг.

В этот период МНС России издает ряд Приказов и Писем, которые свидетельствуют о конкретизации направлений и механизма организации налогового консультирования. Одно из них — это Письмо МНС России от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377 «Об организации и проведении консультационной работы”, в котором подчеркивается, что наряду с разъяснительной и информационной работой налоговых органов МНС России проводит организационную работу по оказанию налогоплательщикам квалифицированной консультационной помощи. При этом предложено создание консультационных центров, которые не должны совмещать функции налоговых органов, а действовать отдельно, на платной основе. Консультирование в Письме определяется как деятельность независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Консультирование — это способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала.

Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось Постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ». В ней предусматривается должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.

Большую роль в консультационной работе по налоговому законодательству в этот период сыграли квалифицированные аудиторы. Установлено, что во многом развитие налогового консультирования происходит за счет его выделения из аудиторских услуг. Имеются отзывы о том, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании, либо, что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.

Однако, в защиту того, что налоговое консультирование — это отдельная от аудита вид деятельность, можно привести следующие доводы:

  • 1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Российская газета, № 151-152
  • 2. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное — интересам самих граждан-налогоплательщиков.
  • 3. Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию.
  • 4. Чаще всего налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые назойливо предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. Реклама таких «консультантов» весьма обширна и разнообразна. Эти «консультанты» устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот вред, который они причиняют таким «консультированием”. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик. Законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования и несут финансовую ответственность за оказанные консультации .

Все вышеперечисленное обусловливает еще одну причину выделение налогового консультирования в отдельный вид деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что причин появления налогового консультирования в России, которое развивалось вместе со становлением налоговой системы, несколько. К ним относятся: разнообразие налогов; многочисленность и противоречивость нормативных документов; сложность применения действующих норм законодательства о налогах и сборах; введение в действие Налогового Кодекса РФ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг и др.

О том, что представляет собой налоговое консультирование в России на современном этапе, какими темпами оно развивается, каковы его особенности и специфика рассмотрим во второй главе данной работы.

Налоговое консультирование — это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговый консалтинг, в целом, охватывает широкий спектр услуг и включает в себя:

консультирование по вопросам исчисления и уплаты налогов

налоговую экспертизу отдельных сделок, договоров

оценку налоговых рисков компаний, разработку рекомендаций по их минимизации

постановку системы налогового учета, разработка учетной политики для целей налогообложения

налоговое планирование

оперативного информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения юридических лиц

представление интересов компаний в ходе проверок налоговыми и иными контролирующими органами

обжалование решений налоговых инспекций в судах и вышестоящих органах

Поскольку рамки данной работы не позволяют наиболее полно раскрыть все вышеперечисленные вопросы, связанные с организацией и методикой налогового консультирования, то, на мой взгляд, целесообразно в данной работе, подробнее рассмотреть пункт налогового консультирования в сфере оптимизации налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает институт налогового представительства, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде.

Налоговые консультанты и представители налогоплательщиков обладают специальными знаниями и навыками. Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике. Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Минтруда России от 04 августа 2000г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ». В ней предусматриваются должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.

Бытует мнение, что, якобы, сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании либо что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.

Этот тезис не выдерживает критики. Достаточно возразить:

— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется;

— сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.

Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Вовсе нет! Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, на наш взгляд, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, по нашему мнению, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию. Можно уверенно сказать, что нормы Налогового кодекса РФ неполно отвечают интересам налогоплательщиков (это относится также к инвесторам), которые имеют право не только на получение информации от налоговых органов, но и на представительство (глава 4 Налогового кодекса РФ), в частности, не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но не запрещает, чтобы представитель инвестора-налогоплательщика был бы и его консультантом (это решается на основании доверенности, договора).

По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом). Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (например, 500-кратным размером минимальной оплаты труда) либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке — ст. 171 УК РФ.

Конкретные вопросы налогового консультирования и налогового представительства следовало бы решить на основе федерального закона, наличие которого и предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

Для инвесторов-налогоплательщиков налоговое консультирование должно проводиться исключительно по их добровольному желанию на основе доверенности, выдаваемой физическим лицом, или договора между организацией налоговых консультантов и конкретным инвестором-налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом).

В зависимости от того, кто осуществляет налоговое консультирование, по нашему мнению, можно было бы выделять внутрифирменное (внутреннее) и внешнее консультирование.

Внутреннее осуществляется внутрифирменной службой (консультантом по налогам и сборам или налоговым отделом), которая имеет некоторое сходство с финансовым отделом, бухгалтерией (бухгалтером), но является специальным профессиональным органом, обладающим полной независимостью. При этом объем работы каждого из налоговых консультантов и ее оплату, по нашему мнению, не должен устанавливать инвестор-налогоплательщик. Это должно определяться договором между организацией налоговых консультантов и инвестором-налогоплательщиком. Вот здесь потребуется участие сообщества налоговых консультантов. Например, 09 января 2002 г. Московская регистрационная палата зарегистрировала некоммерческое партнерство по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов».

Внешнее налоговое консультирование осуществляют организации налоговых консультантов или отдельные консультанты по налогам и сборам, профессионально занимающиеся этой деятельностью с соблюдением требований законодательства. При этом должен быть заключен соответствующий договор. В качестве аналогичного примера можно привести договор на юридическое обслуживание, заключаемый между заказчиком и юридической консультацией (исполнителем).

Для государства и для инвесторов-налогоплательщиков важно, чтобы сфера налогового представительства и консультирования не была захвачена как случайными неквалифицированными лицами, так и криминальными элементами. Поэтому автор предлагает разумный выход по защите инвесторов-налогоплательщиков – это принятие Федерального закона «О налоговом консультировании». Сейчас требуется широкая поддержка этого законопроекта.

Наиболее распространенным способом взимания налогов в нашей стране является принудительный порядок. По этой причине растет число уголовных и административных дел, что, в свою очередь, провоцирует социальную нестабильность. Обстановку в налоговой сфере не удается переломить применением только силовых методов. Нарушителями налогового законодательства являются не только криминальные структуры, но и инвесторы-налогоплательщики – как юридические лица, так и физические лица.

Консультанты по налогам и сборам могут оказывать услуги инвесторам по налоговому планированию, консультированию, исчислению налогов, учетной деятельности (подготовка налоговой отчетности инвесторов) и вести практическое счетоводство (ведение регистров и журналов).

Налоговое консультирование может быть построено в соответствии с:

— принятыми по этому вопросу федеральными законами и подзаконными актами;

— стандартами налогового консультирования.

Нормативная база налогового консультирования, хотя и имеется, но слаба и неопределенна. Для начала могли бы использоваться некоторые акты по аудиторской деятельности, финансовому контролю, ведомственные акты МНС России. Однако пришло время создавать самостоятельную нормативную правовую базу налогового консультирования и развивать ее.

Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.

В деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции нередко приходится сталкиваться со случаями сокрытия доходов налогоплательщиками и уклонения их от уплаты налогов в результате неквалифицированных (если не сказать умышленно преступных) консультаций лиц, осуществляющих такую деятельность в качестве промысла.

Причем, в этой сфере действуют так называемые «налоговые консультанты», издаются широким тиражом «учебные пособия по налогообложению», осуществляется обучение граждан и представителей юридических лиц в сомнительных учебных и учебно-консультационных центрах «по вопросам налогообложения». Все это направлено на одно – вовлечь в криминогенную среду налоговых преступлений как можно больше налогоплательщиков (среди них могут быть инвесторы). А кроме этого, еще и заработать на данном виде бизнеса, в котором, кстати, формируется организованная преступность.

В заключение следует сказать, что изложенное тесно связано с проблемами развития рыночных отношений в России, в том числе с инвестиционной деятельностью. Автор предлагает всем заинтересованным поделиться своими мнениями и предложениями по обсуждаемым проблемам. Необходимо налогоплательщику создавать условия, при которых у него не пропадало бы желание взаимодействовать с налоговыми органами. Эти условия должны бы основываться, по нашему мнению, на доброжелательном к нему отношении, информировании и консультировании.

Обращение к консультанту по налогам и сборам должно быть правом инвесторов-налогоплательщиков. Любой инвестор при желании может обращаться за квалифицированной и надежной помощью к консультантам (как к врачу, адвокату, юридическому консультанту и т.п.). Вместе с тем для определенных коммерческих организаций должна быть открыта возможность иметь в штате консультанта по налогам и сборам или налоговый отдел. Официальное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования, удостоверенного государственным документом. Это должна быть признанная государством деятельность, имеющая цель оказания квалифицированной помощи инвесторам-налогоплательщикам при обязательном соблюдении интересов государства.

В связи с принятием Минтрудом России постановления от 4 августа 2000г. N 57 «О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», в соответствии с которым упомянутый Справочник дополнен квалификационной характеристикой должности «Консультант по налогам и сборам», официально получили юридическое закрепление термин и должность «Консультант по налогам и сборам», открыт путь широкой подготовки через учебные заведения разного уровня лиц, желающих работать консультантами по налогам и сборам. Одновременно возникла не только потребность, но и юридическое право налогоплательщиков — юридических лиц приглашать на работу консультантов по налогам и сборам, включать их в штат, организовывать налоговое консультирование и налоговое планирование через создаваемые отделы и другие структурные подразделения. Для граждан, желающих получить соответствующее образование и в дальнейшем работать консультантом по налогам и сборам, открыты широкие возможности.

Одна из них реализуется через Институт налогового консультирования, который ведет обучение по программе дополнительного профессионального образования. Выпускникам выдается государственный диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *