Налогового контроля
Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.
Содержание
Понятие и значение налогового контроля
Налоговый контроль является:
- составной частью финансового контроля и
- одним из видов государственного контроля.
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:
-
- в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
- в узком аспекте — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).
Цель налогового контроля:
-
- обеспечение законности и эффективности налогообложения.
Объекты налогового контроля:
-
- движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
- материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предмет налогового контроля:
-
- валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Субъекты налогового контроля:
-
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- органы внутренних дел;
- следственные органы.
Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).
Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
Формы и виды налогового контроля
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Основные формы налогового контроля:
-
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные НК РФ.
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
-
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
Подробнее
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
2) В зависимости от субъекта:
-
- налоговых органов;
- таможенных органов;
- органов внутренних дел;
- следственных органов.
3) В зависимости от места проведения:
-
- выездной — в месте расположения налогоплательщика;
- камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Формы и методы налогового контроля
Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
О подаче пояснений читайте в этой статье.
Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.
Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.
Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.
Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.
В налоговом контроле используются следующие методы:
Методы налогового контроля |
|
Документальный налоговый контроль |
Фактический налоговый контроль |
включает следующие приемы:
|
включает следующие приемы:
|
Виды налогового контроля
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:
Виды налогового контроля |
|||
Налоговый контроль по времени проведения |
Налоговый контроль по способу проверки |
Налоговый контроль по месту проведения |
Налоговый контроль по периодичности |
|
|
|
|
Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки, с 2021 года. При этом закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:
- «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
- «Особенности проведения встречной налоговой проверки».
Формы и методы налогового контроля в РФ
В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:
1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).
2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).
3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.
4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.
5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).
О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».
Итоги
Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Тема 4. Налоговый контроль
Современная редакция Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 82 НК РФ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Объектом налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и пошлин, а также движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков
Целями налогового контроля являются: выявление фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований законодательства о налогах и сборах обязанными лицами; защита интересов государства и муниципальных образований; устранение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также выявление и устранение причин, способствующих нарушению законодательства о налогах и сборах.
Основные задачи налогового контроля:
Ø соблюдение законодательства о налогах и сборах;
Ø обеспечение правильности исчисления налогов и сборов;
Ø обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
Ø предупреждение налоговых правонарушений.
Принципами налогового контроля являются: законность, юриди ческое равенство, гласность, соблюдение налоговой тайны, ответственность, защита прав, недопустимость причинения неправомерного вреда, объективность и документальность.
Принцип законностив соответствии с Налоговым кодексом РФ проявляется следующим образом: права и обязанности налогоплательщиков, полномочия контрольных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ (ст. 1); налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах, не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие этому Кодексу (подп. 10 п. 1 ст. 21); на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать I законодательство о налогах и сборах, а также осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 32).
Принцип юридического равенстваозначает то, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера (ст. 3 НК РФ).
Принцип гласности (открытости) означает доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. Данный принцип выражен в п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления И требования об уплате налогов; участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 8, 9, 15 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Принцип соблюдения налоговой тайныпроявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее Сохранение (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо перечисленных в п. 1 ст. 102 11К РФ.
Принцип ответственностизаключается в применении мер юридической ответственности к лицу, совершившему правонарушение.
Принцип защиты правпроявляется в праве контролируемых субъектов обжаловать действия и акты налоговых органов при осуществления контрольной деятельности.
Принцип недопустимости причинения неправомерного вредахарактеризуется недопущением причинения неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 103 НК РФ).
В силу принципа объективности и документальностиналогоплательщики и иные проверяемые лица вправе требовать непредвзятого отношения от проверяющих при осуществлении последними контрольных мероприятий. Согласно п. 3 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.
Органы, осуществляющий налоговый контроль
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.
Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы
Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).
Должностные лица таможенных органов также несут обязанности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательством Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба, которая осуществляет деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.
Органы внутренних делвместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ).
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Среди субъектов, в отношении которых налоговые органы вправе проводить проверки, выделяются:
налогоплательщики и плательщики сборов — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
налоговые агенты — лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам, налоговые агенты в определенных случаях при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость (НДС), налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций);
консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) — добровольное объединение организаций в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности (п. 1,2 ст. 25 НК РФ). Для этого участники КГН определяют ответственного участника группы, который исчисляет и уплачивает налог на прибыль по КГН в целом. Другие налоги участники КГН перечисляют в бюджет самостоятельно.
Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом. Она образуется на основании договора о создании такой группы, который должен быть зарегистрирован в налоговом органе (ст. 25 НК РФ). Участником КГН может стать организация при соответствии требованиям ст. 252 НК РФ (гл. З1 НК РФ);
участник регионального инвестиционного проекта— российская организация, которая получила статус участника проекта