Налоговой нагрузки

ПОКАЗАТЕЛЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И ЕГО РАСЧЕТ

Налоговая нагрузка — это объем всех налогов и сборов, которые компания должна уплатить в бюджет. Понятие налоговой нагрузки определяют следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”»;
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее — письмо № ЕД-4-15/14490@). В данном документе приведены формулы для расчета налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки можно рассчитать по следующей формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов за год / Сумма выручки за год × 100 %.

Налоговую нагрузку должна рассчитывать каждая организация. Расчеты позволят понять, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

ПРИМЕР 1

Компания по производству одежды применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2019 г. составила 67 млн руб.

Данные налоговой отчетности за 2019 г.:

  • налог на прибыль — 1 850 000 руб.;
  • НДС — 1 770 000 руб.;
  • транспортный налог — 550 000 руб.;
  • налог на имущество — 880 000 руб.;
  • НДФЛ — 1 300 000 руб.

Суммы уплаченных страховых взносов при определении налоговой нагрузки не учитывают.

Расчет налоговой нагрузки:

(1 850 000 + 1 770 000 + 550 000 + 880 000 + 1 300 000) / 67 000 000 × 100 % = 9 %.

По данным ФНС России, среднее значение налоговой нагрузки для производства одежды в 2019 г. — 8,1 %.

Налоговая политика организации построена корректно.

КАК РАССЧИТАТЬ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим варианты расчета налоговой нагрузки для всех налоговых режимов, применяемых к коммерческой деятельности.

1. Налог на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма начисленного налога на прибыль / (Доходы от реализации + Внереализационные доходы) × 100 %.

ПРИМЕР 2

Компания заработала за год 50 000 000 руб. После проведенной проверки была обнаружена неучтенная ранее прибыль в размере 1 005 000 руб. Данная компания задекларировала 2 001 000 руб. уплаченного налога. Налоговая нагрузка составляет 4 %. Нужно соотнести это значение со среднеотраслевым коэффициентом.

Предположим, мы разбираем деятельность компании, занимающейся пошивом одежды. Здесь средний коэффициент составляет 8,1 %.

Учитывая, что полученная цифра налоговой нагрузки ниже, ФНС наверняка организует выездную проверку.

2. Налог на доходы физических лиц ИП:

Налоговая нагрузка по налогу на доходы физических лиц ИП = Суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности / Общая сумма доходов от ведения предпринимательской деятельности за соответствующий период × 100 %.

ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии. При этом в письме нет конкретных показателей, чтобы сравнить результат. Правда, упоминается критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: в декларации 3-НДФЛ заявлен профессиональный налоговый вычет более 95 % от доходов.

3. Единый налог при применении УСН. В данном случае формула будет различаться для единого налога с объектом налогообложения «доходы» (ставка 6 %) и с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка 15 %).

Налоговая нагрузка по единому налогу при применении УСН = Суммы исчисленного единого налога / Сумма полученных доходов за налоговый период × 100 %.

ПРИМЕР 3

Компания, работающая в упрощенном поле налогообложения, заработала 30 000 000 руб. «Упрощенка» предполагает налоговую ставку в 6 %. С учетом действующей ставки налог составит 1 800 000 руб. Это актуальная нагрузка.

Если компания работает по системе «доходы минус расходы», вычисляется процентное соотношение, которое составит 15 %.

4. Налог на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость = Сумма вычетов за анализируемый период / Сумма начисленного НДС за соответствующий период × 100 %.

Чтобы верно рассчитать плановую налоговую нагрузку на предприятие, экономистам и финансистам нужно хорошо знать основы бухгалтерского учета и налогообложения, учитывать все нюансы, влияющие на порядок расчета налогов.

ПРИМЕР 4

Строительная компания, плательщик НДС, нуждается в дополнительных оборотных средствах. С этой целью подготовлены документы в кредитные учреждения для получения овердрафта или краткосрочного кредита на сумму 10 млн руб.

Желая улучшить ситуацию с финансовыми резервами, финансовая служба компании при планировании выручек, поступлений денежных средств, налоговых обязательств на следующий квартал первично спрогнозировала сдачу крупного заказа на последние числа планового квартала.

Стоимость сдаваемых работ составляет 7 200 000 руб. Оплата по договору производится заказчиком в течение пяти календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ.

Финансисты при таком подходе рассчитывали на скорейшее поступление оплаты от заказчика с целью частичного закрытия дефицита денежных средств.

Однако они не учли, что НДС к начислению от выставленных сумм составит 1 200 000 руб. Следовательно, по сроку 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за планируемым, у компании возникнет обязательство на уплату 1/3 начисленной суммы, то есть по 400 000 руб.

И без того недостающие оборотные средства в последующем уменьшатся на 20 % из-за необходимости погашения возникших налоговых обязательств.

Наглядно виден временной разрыв по уплате налоговых обязательств, если сдача работ произойдет в первых числах следующего квартала. Это даст возможность временно оперировать дополнительными беспроцентными денежными средствами.

Чтобы исправить ситуацию, сроки сдачи объекта пересмотрели. Подписание актов приема-сдачи работ запланировали на первые числа квартала, следующего за плановым.

Это приведет к незначительным временным потерям в поступлении средств от заказчика, однако позволит перенести возникновение налоговых обязательств по 1/3 платежа на три месяца, еще по 1/3 суммы — на четыре месяца и остаток налогового долга на пять месяцев.

Отложенными налоговыми обязательствами по НДС в размере 1 200 000 руб. можно будет беспроцентно пользоваться в течение квартала.

Расчет обязательств, подлежащих уплате в бюджет, в зависимости от даты выставления документов представлен в табл. 1.

Наряду со стандартными операциями, не вызывающими сложностей в расчете плановых величин налога, в ходе планирования нужно учитывать возможность возникновения специфических операций, требующих особого порядка исчисления налога.

На размер налога могут оказывать влияние:

  • положения учетной политики (бухгалтерской и налоговой);
  • особенности условий заключаемых договоров (например, предусмотрены значительные авансы, с которых необходимо, если это покупатель, начислить НДС в бюджет, если поставщик — получить счет-фактуру на аванс и возместить сумму налога);
  • льготы и освобождения, предусмотренные на региональном и федеральном уровнях (например, льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество при реализации инвестиционного проекта);
  • планируемые изменения в бюджетной, налоговой и инвестиционной политике государства (повышение ставок налога, отмена какого-либо налога и др.);
  • особенности применяемой системы налогообложения (при ОСНО — метод начисления, при УСН — кассовый метод, при ЕНВД — вмененный доход).

Федеральная налоговая служба Российской Федерации ежегодно определяет уровень рентабельности по различным видам экономической деятельности, то есть по отраслям. Выполняется это отчасти для того, чтобы определить показатель для выбора объектов и предприятий, которые будут впоследствии подвергнуты налоговой проверке. Отчасти для того, чтобы иметь представление о том, какие отрасли наиболее перспективны и в них следует вкладывать определенные бюджетные средства или привлекать инвесторов.

По факту рентабельность – это показатель по финансовой прибыльности от различных сделок и проектов, определяемый отношением к выручке или себестоимости.

Официальные показатели

Рассматривать официальные показатели необходимо с учетом отраслевых, региональных и временных факторов.

Выручка и рентабельность EBITda (earnings before interest and taxes), что фактически отражает величину прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле, варьировалась следующим образом в период с 2012 по 2015 года:

  • 2012 год – 1,8 млрд руб. в среднем по отрасли.
  • В 2013 – 4,8 млрд.
  • В 2014 – 4 млрд.
  • А в 2015 около 8 млрд.

По отраслям

Рассматривая уровень рентабельности в различных отраслях и видах деятельности в России, в соответствии с источниками данных, используемых Росстатом, вот какие параметры и коэффициенты были продемонстрированы за 2015-2016 год:

  • Коммуникации и прочие услуги показали отрицательную динамику приблизительно в «-8%».
  • Управление и госбезопасность также находилась в минусе с отметкой в «-0,1%».
  • Финансовая деятельность показала несущественный прирост в 0,2%.
  • Гостиницы и рестораны увеличили показатель в 1,7%.
  • Строительство порядка 3% в плюсе.
  • Образование около 4% в положительной динамике.
  • Оптовая и розничная торговля чуть более +6%.
  • Здравоохранение, фармацевтика и социальные услуги выросли чуть больше, чем на 7%.
  • Электроэнергетика и снабжение, а также газ на 8%.
  • Также положительная динамика отмечалась на рынке недвижимости и аренды. Здесь цифра составила больше 10%.
  • Транспорт и связь также оказались в плюсе с отметкой 10,9%.
  • Положительный прирост продемонстрирован и обрабатывающими производствами – увеличение до 11%.
  • Как ни странно, сельское и лесное хозяйство показали положительную динамику в 19%.
  • Добыча полезных ископаемых продемонстрировала рентабельность на 20%.
  • А вот рыболовство и рыбоводство в плюсе почти на 80%.

По регионам

Что касается региональных показателей, то вот как выглядят статистические данные:

  • Якутия в плюсе на 46,08%.
  • Чукотский АО, Мурманская область, Калмыкия и Сахалин приращивают себестоимость в пределах от 30% до 40%.
  • Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Тыва, Камчатский край, Магаданская область, Ямало-ненецкий автономный округ, Иркутская область – более 20%
  • Оренбургская, Тюменская, Вологодская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Белгородская, Челябинская, Амурская, Новгородская, Самарская, Тульская, Кемеровская, Архангельская, Рязанская, Орловская, Владимирская, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Бурятия, Карелия, Удмуртия, Татарстан, Забайкальский край, Хакасия, Приморский край – в интервале от 10% до 20%.
  • Тамбовская, Омская, Краснодарский край, Башкортостан, Брянская – от 9% до 10%
  • Брянская, Костромская, Республика Коми, Ярославская, Ставропольский край – средняя рентабельность на уровне 9%.
  • Хабаровский край, Чувашия, Астраханская, Томская области – 8%.
  • Севастополь, Саратовская, Пензенская, Воронежская, Калининградская, Волгоградская, Ростовская область и Марий Эл – 7%.
  • Алтайский край, Кировская Нижегородская, Московская, Курганская области и Карачаево-Черкесия – 6%.
  • Смоленская, Новосибирская, Ульяновская область, а также Адыгея, Мордовия и Санкт-Петербург – 5%.
  • Москва и Псковская области – 4%.
  • Тверская, Ивановская, Калужская области – 3%.
  • Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкария – 2%.
  • В минусе оказались Дагестан и Республика Алтай с показателем в среднем -0,3%.
  • Еще более низкие показатели в Чечне, Ингушетии и Еврейской автономной области здесь отрицательное сальдо варьируется от -5 до почти -9%.

По годам

Оценивая динамику финансовых результатов всей совокупности организации, которые действовали на территории Российской Федерации в определенном промежутке времени, вот какие общие показатели можно привести:

Если же рассматривать сальдо прибылей и убытков организации без субъектов малого предпринимательства в РФ, то вот какие показатели по видам в миллиардах рублей приводит Федеральная служба статистики:

  • 2005 год – 1350 руб.
  • 2006 год – 1420 руб.
  • 2007 год – 1750 руб.
  • 2008 год – 620 руб.
  • 2009 – 1600 руб.
  • 2010 год – 1800 руб.
  • 2012 г. – 1900 руб.
  • 2014 г. около 2200 руб.
  • 2016 около 5500 руб.
  • 2017 около 6000 руб.
  • 2018 около 13500 руб.

Нормы

С точки зрения перспективы функционирования предприятия, нормальным, а главное безопасным, считается уровень рентабельности, который учитывает:

  • Совокупную нагрузку налогов на прибыль.
  • Учет НДС.

Так, для производственной сферы низким показателем считается в 3%. Для предприятий торговли неудовлетворительный уровень – это 1%.

Методика расчета

Федеральная налоговая служба (ФНС), когда выбирает объекты для проверки, руководствуется следующим:

  • Устанавливает ряд предприятий, чья рентабельность резко выделяется из среднего уровня по отрасли.
  • Естественно, что интересуют больше те частные и государственные предприятия, которые демонстрируют более низкий уровень, так как,скорее всего, они пытаются скрыть определенное количество заработанной суммы, для уплаты меньшего количества налогов.

Динамика и коэффициенты

Что касается динамики, то на сегодняшний день в России она находится на уровне ниже среднего. Это может быть связано с недостаточно высоким внедрением технологических новинок, усовершенствованных методов и выходом на более крупные рынки.

Здесь возникает своеобразный замкнутый круг, когда недостаточное качество производимой продукции из-за малого количества технологических усовершенствований создает малую привлекательность товара. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня рентабельности как конкретного предприятия, так и отрасли в целом, необходим комплекс мероприятий, направленных на разностороннее усовершенствование.

Прогноз

По прогнозным данным, рентабельность части предприятий будет снижаться в России к 2025 году. Пожалуй, этого могут избежать только обрабатывающие и добывающие отрасли только на протяжении ближайших 5 лет. А далее динамика и здесь будет снижаться.

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) × 100 %

Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) × 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала. Нормальной считается сумма вычетов, не превышающая 89 %.

Нагрузка по НДС = НДС / Налоговая база по внутреннему рынку × 100 %

Налоговую базу по внутреннему рынку можно получить из суммы строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС. Для торговых компаний соотношение суммы НДС и налогооблагаемой базы должно быть больше 1 %, для остальных — от 3 %.

На сайте ФНС работает налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Им могут пользоваться организации на ОСНО. Сейчас с его помощью легко рассчитать свою налоговую нагрузку за период 2016–2018 годов и сравнить ее со среднеотраслевой. При расхождениях стоит заранее подготовить пояснения, чтобы предоставить их налоговикам по запросу.

Что изменилось в 2020 году

Показатели налоговой нагрузки за 2018 год, которые будут актуальны для назначения проверок в 2020, установлены в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции от 24.05.2019. Свой показатель нагрузки установлен для каждого вида деятельности по ОКВЭД2. Но бывает, что компания не может найти свой вид деятельности в списке. Для такой ситуации ФНС предусмотрела особый порядок действий, описанный в письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ — для сравнения следует брать уровень налоговой нагрузки по РФ, а не по отрасли.

В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года, поэтому нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Главная — Статьи

Налоговая нагрузка, по мнению налоговых органов, рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Об этом сказано в п. 1 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденных Приложением N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Проще говоря, налоговая нагрузка — это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.

Обратите внимание! В вышеуказанном Приказе N ММ-3-06/333@ содержится перечень Критериев, на которые налоговые органы обращают внимание при проведении проверок. Некоторые положения Критериев, составленных налоговыми органами, и критериев арбитров из Постановления N 53 весьма похожи. Кроме того, в Приложении N 3 к Приказу N ММ-3-06/333@ приведены показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности. Именно с этими показателями налогоплательщику и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке, для того чтобы понять уровень своей «подозрительности» для налоговых ревизоров.

Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усредненно: путем деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика. Но есть и другие методы. Например, можно немного уточнить методику ФНС России и получить более совершенную формулу:

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года x 100% : Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.

В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в ту или иную методику. Важную роль также играет базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

При применении каждой методики возникает масса спорных вопросов.

Например, следует ли включать в налоговую нагрузку косвенные налоги или НДФЛ.

Попробуем выделить несколько интересных методик. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

К сожалению, данная методика не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальную картину налогового бремени налогоплательщика.

Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, т.е. суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается НДФЛ, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

По мнению Кировой, налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией, и рассчитывается следующим образом:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией;

ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды;

НД — недоимка по платежам.

Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости. Иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость;

В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

А — амортизация;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей);

ОТ — оплата труда;

НП — налоговые платежи;

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

П — прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН : ВСС) x 100%.

В качестве положительного момента можно назвать следующее: на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом на объективность расчета не влияют ни отраслевая специфика, ни размер компании.

Тем не менее при использовании данного метода нет возможности сколько-нибудь качественно прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Еще один интересный способ расчета нагрузки включает в себя такие показатели, как количество налоговых платежей, их структуру и механизм взимания. В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом НДФЛ.

НН = (SUM (НП + ВП) : SUM ИС) x 100%,

где SUM (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость (ДС), которая исчисляется следующим образом:

ДС = В — МЗ

или

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А.

Данная методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен НДФЛ, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Есть и более сложные методики, но, по мнению автора, стоит рассчитывать нагрузку в первую очередь как советуют налоговые органы, а уже затем в целях, например, внутреннего аудита считать показатели по более подробным показателям.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *