Налоговые льготы

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2020 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Содержание

Что такое малое предприятие: критерии 2020 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2020 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

Критерии для малого предприятия

Описание

1 Уровень дохода

Сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации

2

Численность сотрудников Среднесписочная численность сотрудников организации, рассчитанная по итогам отчетного года, не должна составлять более 100 человек
3 Доля других организации в уставном капитале предприятия

Ограничение относительно доли участия других организаций в уставном капитале фирмы установлены в следующем размере:

  • до 25% – при участии федеральных и муниципальных формирований, религиозных и общественных организаций;
  • до 49% – при участии юрлиц.

Доля участия организаций, которые сами являются субъектами малого предпринимательства, лимитом не ограничена.

Также действующими законодательными актами установлены требования для отнесения организаций и ИП к категории микро- и средних предприятий:

№ п/п

Вид субъекта предпринимательства Критерии
1 Среднее предприятие Годовой уровень дохода – до 2 млрд. руб., среднесписочная численность сотрудников – от 101 до 250 человек.
2 Микропредприятие

Годовой уровень дохода – до 120 млн. руб., среднесписочная численность сотрудников – до 15 человек.

Читайте также статью ⇒ «Единая упрощенная декларация за 3 квартал 2020 года».

Учет малых предприятий

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для включения организации в ЕРСМиСП специально обращаться в ФНС не нужно. Территориальный орган фискальной службы самостоятельно обрабатывает имеющиеся отчетные документы и, при соответствии показателей необходимым требованиям, включает организацию или ИП в ЕРСМиСП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Читайте также статью ⇒ «Виды налоговых льгот и порядок их применения».

Налогообложение малого предприятия в 2020 году

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Заявление о переходе на УСН можно скачать здесь ⇒ Заявление о переходе на УСН.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Читайте также статью ⇒ «Регистрация малого предприятия: документы и оформление».

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

Заявление о переходе на ПСН можно скачать здесь ⇒ Заявление на получение патента

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

Упрощенный учет для малых предприятий

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

  • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
  • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
  • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

КОРОТКО

Правительство РФ внесло коррективы в ранее действующее Постановление от 2 апреля 2020 г. № 409, регулирующее меры обеспечения устойчивого развития экономики. Следует обратить внимание, что указанные изменения не имеют обратной силы и к ранее поданным заявлениям применяются правила, действующие ранее.

Во-первых, в новом Постановлении расширена категория получателей льготы в виде продления сроков уплаты страховых взносов. Теперь она распространяется не только на микропредприятия, но и на все субъекты МСП, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях.

Во-вторых, установлен порядок уплаты отсроченных налогов и страховых взносов (равными частями в размере 1/12 ежемесячно).

В-третьих, был изменен круг субъектов, которые могут воспользоваться специальной отсрочкой (рассрочкой), а также перечень налогов и взносов, в отношении которых данная мера действует. Кроме того, Правительство позволило заранее подавать заявления об отсрочке (рассрочке) во втором квартале 2020 г., не дожидаясь его окончания, если прогнозируется снижение доходов в этом квартале, а в первом квартале снижения не было.

В-четвертых, установлено, что срок рассмотрения заявлений на отсрочку (рассрочку) поданных до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, начинает течь со дня представления всех необходимых деклараций и (или) расчетов.

В-пятых, разъяснено на основании каких данных производится расчет снижения доходов.

В-шестых, Правительство продлило до 15 мая 2020 г. срок предоставления журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

В-седьмых, установлено, что отсрочка (рассрочка) предоставляется с календарной даты, установленной для уплаты соответствующего налога, взноса.

Подробнее ниже по тексту

Меры налоговой поддержки бизнеса в виде таблицы (обновлена 27.04.2020) доступны .

В этом материале:

1. Приостановление проверок до 31 мая 2020 года включительно
2. Приостановление мер взыскания до 1 мая 2020 года
3. Продление сроков сдачи отчетности
4. Санкции за непредставление документов и сведений
5. Урегулирование банкротства
6. Продление сроков уплаты налогов для организаций и ИП
7. Продление срока уплаты страховых взносов для организаций и ИП для МСП

БУДТЬЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: Некоторые меры применяются только для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), некоторые для МСП которые наиболее пострадали от коронавируса и включены в перечень, а некоторые применяются для всех.

Если нет специальной оговорки – то меры применяются для всех.

Для того чтобы понять распространяется ли конкретная мера именно на вас необходимо ознакомиться со следующими ресурсами:

  • Проверьте, относитесь ли вы к МСП: https://rmsp.nalog.ru/index.html
  • Проверьте, включены ли вы в список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки: https://www.nalog.ru/rn22/business-support-2020/9704514/

Поговорим подробнее о тех мерах, которые были введены:

Важно понимать, что в рамках тех мер, которые на сегодняшний день введены для поддержки предпринимателей не предусмотрено снижение налогов!

1. Приостановление проверок до 31 мая 2020 года включительно

  • Приостановлено вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1.06.2020 г.

Также по данным сайта ФНС приостановлено течение срока для представления возражений на акты выездных налоговых проверок.

2. Приостановление мер взыскания до 1 мая 2020 года

Данная мера действует в отношении следующих субъектов:

  • для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
  • для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок
  • для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии
  • в отношении плательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Проверить, относитесь ли вы к категории, в отношении которой приостановлено применение мер взыскания можно на сайте ФНС в разделе https://www.nalog.ru/rn77/taxation/debt/ncov/

Указанные меры Налоговая служба применит самостоятельно. Налогоплательщикам не требуется дополнительно подавать заявления.

Меры взыскания приостанавливаются с 25 марта 2020 года. Решения, принятые ранее, отозваны не будут.

3. Продление сроков сдачи отчетности

На 3 месяца продлевается:

  • Срок представления всех налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС); налоговых расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правило установлено в отношении отчетности, срок подачи которой приходится на март – май 2020 г.
  • Финансовой информации организациями финансового рынка (ОФР) о клиентах-иностранных налогоплательщиках за 2019 отчетный год и предыдущие отчетные годы;
  • Срок предоставления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

На 20 рабочих дней продлевается срок предоставления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа, в случае, если такое требование было получено в период с 1 марта до 31 мая 2020 г включительно.

На 10 рабочих дней продлевается срок предоставления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС. Правило распространяется на требования, полученные в период с 1 марта до 31 мая 2020 г включительно.

До 15 мая 2020 года – срок предоставления налоговых деклараций по НДС, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (в соответствии с п. 5.2 ст. 174 Налогового кодекса) и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.

4. Санкции за непредставление документов и сведений

Налоговые санкции за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), совершенные в период с 1 марта до 31 мая включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется.

Ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. 26.31 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (отказ в представлении или непредставление страховщику документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов), совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. включительно, не применяется, производство по таким нарушениям не осуществляется.

5. Урегулирование банкротства

С 16 марта ФНС России не принимает решения о направлении заявлений о банкротстве во исполнение решений оперативного совещания Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина (по данным сайта ФНС).

6. Продление сроков уплаты налогов для организаций и ИП, занятых в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, если они включены по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП.

Уплата налогов (авансовых платежей), срок для которых был продлен, будет производиться равными частями в размере 1/12 суммы ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает продленный срок уплаты соответствующих платежей.

На 6 месяцев:

  • налога на прибыль организаций, единого сельскохозяйственного налога, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2019 год;
  • налогов и авансовых платежей по налогам за март и I квартал 2020 г. (за исключением НДС, НПД, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента).

На 4 месяца:

  • налогов и авансовых платежей по налогам за апрель – июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г. (за исключением НДС, НПД, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента).
  • Налога, уплачиваемого по патентной системе налогообложения, срок уплаты которого приходится на 2 квартал 2020 года

На 3 месяца:

  • НДФЛ за 2019 г, уплачиваемого ИП в соответствие с п. 6 ст. 277 НК РФ

В случае, если законом субъекта РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, уплатить указанные авансовые платежи:

  • за первый квартал 2020 года – до 30 октября 2020 года;
  • за второй квартал 2020 года – до 30 декабря 2020 года.

7. Продление срока уплаты страховых взносов для организаций и ИП, занятых в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП.

Уплата страховых взносов, срок для которых был продлен, будет производиться равными частями в размере 1/12 суммы ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает продленный срок уплаты соответствующих платежей.

  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март – май 2020 г. – на 6 месяцев;
  • исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июнь – июль 2020 г., а также исчисленных ИП за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300000 рублей – на 4 месяца.

8. Продление срока уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организаций и ИП, занятых в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП.

Уплата страховых взносов, срок для которых был продлен, будет производиться равными частями в размере 1/12 суммы ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает продленный срок уплаты соответствующих платежей.

  • начисчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март – май 2020 г. – на 6 месяцев;
  • начисчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июнь – июль 2020 г. – на 4 месяца.

9. Снижение страховых взносов

В период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — в размере 10%;

б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — в размере 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в размере 0%;

3) на обязательное медицинское страхование — в размере 5%.

При этом указанные пониженные тарифы страховых взносов будут применяться только в отношении части выплат, превышающей МРОТ. Ставка страховых взносов для той части заработной платы, которая находиться в пределах МРОТ сохраняется прежней – 30%.

Величина минимального размера оплаты труда определяется на начало расчетного периода.

Дополнительные основания для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.

Сайт ФНС: https://www.nalog.ru/rn22/business-support-2020/

Постановление Правительства от 2 апреля 2020 года №409

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 570 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004240069

На кого распространяется и в отношении каких налогов?

  • Для организаций и ИП, работающих в сферах наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и включенных в Перечень, установленный Постановлением Правительства от 24.04.2020 № 570 – в отношении налогов (авансовых платежей), за исключением акцизов и НДПИ; а также в отношении страховых взносов.
  • Для организаций и ИП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших сферах, определенных в Постановлении Правительства № 479 и Постановлении Правительства № 540, а также для стратегических, системообразующих и градообразующих организаций, пострадавших, но не относящимся к сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ – в отношении налогов (авансовых платежей), за исключением НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Примечание: применяется только в отношении налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, срок уплаты которых наступил в 2020 г.

Показатели, при наличии одного из которых указанные лица имеют право на отсрочку (рассрочку):

  • снижение доходов, доходов от реализации или доходов от операций по нулевой ставке НДС более чем на 10%;
  • убыток за отчетные периоды 2020 года, если за 2019 год убыток отсутствовал.

Для получения отсрочки (рассрочки) необходимо представить в налоговый орган соответствующие декларации и иные подтверждающие документы.

ВАЖНО! Заявление рассматривается, если оно подано до 1 декабря 2020 г.

При предоставлении отсрочки на срок до 6 месяцев обеспечение исполнения обязанности не требуется.

Получить отсрочку или рассрочку на срок более 6 месяцев можно при предоставлении в залог недвижимости, кадастровая стоимость которой больше суммы налоговой задолженности, либо поручительства или банковской гарантии по требованиям статей 74, 74.1 и пункта 2.1 статьи 176.1 Кодекса.

На какой срок можно получить отсрочку?

  • один год при снижении доходов более чем на 50% или убытках при одновременном снижении доходов более чем на 30%;
  • 9 месяцев при снижении доходов более чем на 30% или убытках при одновременном снижении доходов более чем на 20%;
  • 6 месяцев при снижении доходов более чем на 20%;
  • 3 месяца – в иных случаях.

Сроки, на которые предоставляется отсрочка крупнейшим налогоплательщикам, стратегическим, системообразующим, градообразующим организациям, организациям, реализующим социально-значимые товары (услуги):

  • один год при снижении доходов более чем на 30%;
  • 9 месяцев при снижении доходов более чем на 20%;
  • 6 месяцев при снижении доходов более чем на 10%;
  • 3 месяца – в иных случаях.

На какой срок можно получить рассрочку?

до 5 лет – для крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих, градообразующих организаций – при снижении доходов более чем на 50%;

до 3 лет – для крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих, градообразующих организаций – при снижении доходов более чем на 30%;

до 3 лет – для иных организаций – при снижении доходов более чем на 50% или при наличии убытков с одновременным снижением доходов более чем на 30%.

Какими документами подтвердить снижение размера доходов?

Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке (рассрочке). Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Для организаций и ИП, зарегистрированных в 2019 году выявление снижения доходов (доходов от реализации) производится на основании сравнения данных деклараций за два квартала, предшествующих кварталу, в котором подается заявление.

Наличие убытка определяется на основании данных декларации по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке (рассрочке).

  • Для организаций на ОСН: размер доходов определяется на основании данных декларации по налогу на прибыль; размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) на основании данных декларации по НДС.
  • Для организаций и ИП на УСН: указать на снижение доходов необходимо в самом заявлении, дополнительных документов подтверждающих снижение доходов, подавать не нужно. Проверка указанных данных осуществляется налоговым органом на основании налоговой декларации по УСН за 2020 год.

Исключение: по данным, поданным во II квартале 2020 г. лицо вправе указать на необходимость их рассмотрения заранее. Как указывает официальный сайт ФНС, если прогнозируется снижение доходов в этом квартале, а в первом квартале снижения не было, заявления могут быть поданы заранее, не дожидаясь окончания второго квартала. Это приостановит взыскание сумм, заявленных к отсрочке или рассрочке до момента, когда будет возможным рассмотрение заявления.

Куда подать заявление?

Заявление на получение отсрочки (рассрочки) подается налогоплательщиком по рекомендуемой форме в налоговый орган по месту нахождения или учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется с календарной даты, установленной для уплаты соответствующего налога.

Дополнительный материал по теме: льготы по аренде, правила взаимодействия с работниками, кредитные каникулы, ограничения по торговле и др. .

Юридическая фирма «Безруков и партнеры» неоднократно включалась в рейтинг лучших региональных юридических фирм страны по версии рейтинга Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство» и «Разрешение споров».

Мы умеем решать самые сложные юридические задачи, и с удовольствием поможем Вам!

Мы работаем практически по всем регионам России, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Тюмень, Барнаул.

Звоните по телефону +7 (3852) 53-20-49, +7 9646032049 или пишите на адрес info@bezrukovpartners.ru

Поддержка предпринимательства входит в число стратегических задач государства. Особенности налогообложения малого бизнеса продиктованы реализацией федеральных программ. Правительство России стремится создать максимально комфортные и безопасные условия ведения коммерческой деятельности. С этой целью в стране введен мораторий на увеличение фискальной нагрузки, установлен запрет плановых проверок, развивается субсидирование экономически перспективных проектов.

Выбор за предпринимателями: специальные режимы

Общая система налогообложения начинающим коммерсантам не подходит. Громоздкий документооборот и сложность учета препятствуют планомерному росту молодой компании. Для микропредприятий, а также представителей среднего звена законодатель предусмотрел несколько специальных режимов.

Переход к их применению осуществляется добровольно, но с соблюдением установленных правил:

  1. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Требования к плательщикам закреплены статьями 346.26 и 346.28 НК РФ. Обязательным условием является издание в регионе соответствующего закона.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения. Выбрать упрощенную систему могут вновь зарегистрированные организации и коммерсанты, отвечающие критериям статьи 346.12 НК РФ. Действующий бизнес обязан соблюсти условие о предельной выручке за 9 месяцев в 112 500 000 рублей.
  3. ПСН — патентная система налогообложения. Требования к налогоплательщикам устанавливает статья 346.43 НК РФ. Патент позволяет реализовать срочные и сезонные проекты в пределах одного муниципального образования или субъекта РФ.
  4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Режим применяют фирмы и предприниматели, сельское хозяйство в деятельности которых достигло доли 70%. К этой категории относят лиц, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ. В группу включены не только агропромышленные комплексы, но и рыбные фермы.

После регистрации компаниям или предпринимателям дается 30 суток. До истечения этого времени налогоплательщики обязаны уведомить территориальную инспекцию о своем выборе. Если документы не поступят, лицо остается на общем режиме. В остальных случаях смена системы налогообложения у малого бизнеса происходит с начала нового года. Подать заявление необходимо до 31 декабря. Исключение составляет только патентная система. Заявление на покупку патента подают за 10 суток до фактической реализации проекта.

Механизм обеспечивает максимальную гибкость условий. Переходить от одного режима к другому можно по мере расширения производства или усложнения организационной структуры.

Каковы системы налогообложения малого бизнеса: преимущества и недостатки

Специальные режимы разработаны в целях упрощения учета и расчетов с бюджетом. Выбор таких вариантов освобождает плательщиков от НДС, налога на имущество. Поступления в пользу предпринимателей не облагают НДФЛ. Организациям не нужно рассчитывать налог на прибыль. Эти черты являются общими и признаются экспертами несомненными плюсами. Есть у систем и специфические характеристики.

ЕСХН

Система предназначена для производителей сельскохозяйственной продукции. Режим тесно связан с видом экономической деятельности. Расчет налога производят на основе валовой выручки, уменьшенной на коммерческие затраты. Издержки необходимо документально подтверждать со ссылкой на статью 346.5 НК РФ. Общая ставка составляет 6 %. Регионы могут ее снижать.

Достоинства:

Страховые сборы по обязательным программам включают в перечень затрат. У сельскохозяйственных компаний есть возможность уменьшить расчетную базу на издержки. Декларацию необходимо подавать 1 раз. Отчет сдают ежегодно до 31 марта. Систему разрешено совмещать с ЕНВД и ПСН. Убыток дает право не платить налог.

Недостатки:

Перейти на режим не могут бизнесмены, в торговой линейке которых присутствуют подакцизные товары. Из числа налогоплательщиков исключены организаторы азартных игр. Авансовые платежи по ЕСХН придется платить каждые 6 месяцев. Максимальная среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 300 человек. В рамках режима действует запрет на совмещение с УСН. С 2019 года помимо ЕСХН придется платить и НДС.

УСН

Порядок расчета налога зависит от объекта обложения. Если плательщик принимает к учету только доходы, УСН составляет 6 %. Фиксация коммерческих затрат обязывает начислять единый налог в 15 %. Регионы вправе снижать ставки.

Достоинства:

Отчетность плательщики сдают раз в год. Предпринимателям предоставлено время до завершения апреля. Компании обязаны направить декларацию до конца марта. Учет доходов и затрат ведут в одном журнале. Плюсом считают широкий перечень направлений деятельности. Налоги малого бизнеса уменьшают на фиксированные страховые взносы и сборы, перечисленные в фонды за работников.

Недостатки:

Если налогоплательщик применяет ставку 15 %, ему придется платить деньги в бюджет даже в случае убытка. В пользу государства потребуется перечислить минимальный взнос в 1 % от оборота.

У режима есть ограничения:

  • стоимость активов – до 150 000 рублей;
  • средняя численность персонала – до 100 человек;
  • участие в капитале других фирм – до 25 %;
  • годовой оборот — до 150 000 000 рублей.

Недостатком является невозможность использования отсрочек по онлайн-кассам.

ЕНВД

Добровольным налогообложение субъектов малого бизнеса по этому режиму стало с 2013 года. Для каждого вида деятельности регионы утверждают базовую доходность. С нее удерживают налог по ставке 15 %. Плательщики применяют корректирующие коэффициенты. Фактическую выручку во внимание не принимают.

Достоинства:

Предприниматели и компании освобождены от учета доходов и хозяйственных издержек. Налогоплательщики, не имеющие наемных работников, вправе отсрочить покупку онлайн-кассы. При приобретении техники предоставляется вычет. Режим совместим с ОСН, УСН, ЕСХН. При отсутствии физического показателя (торговой точки, транспортного средства) платить налог не придется. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить ЕНВД на фиксированные сборы в ПФР и ФСС РФ. Обязательства перед бюджетом снижают при оплате страховых взносов по трудовым договорам.

Недостатки:

Отчетность придется сдавать каждый квартал. Уменьшить расчетную базу на коммерческие затраты не получится. Формулы начисления ЕНВД многим коммерсантам кажутся сложными. Убыток или снижение выручки не влияет на налоговые обязательства.

На режим разрешено перейти при соблюдении ряда ограничений:

  • площадь торговой точки – до 150 кв.м.;
  • средняя численность персонала – до 100 работников;
  • отказ от участия в договорах доверительного управления или простого товарищества.

Обязательным условием является установление ЕНВД региональным законом.

ПСН

Система обложения позволяет заменить налоги на малый бизнес одним сбором. Стоимость определяется потенциальным доходом, умноженным на ставку 6 %. Регионы вправе вводить налоговые каникулы сроком на 2 года. В этот период вновь зарегистрированные коммерсанты и фирмы смогут применить ставку 0 %.

Достоинства:

Преимуществом является полное отсутствие отчетности. Осуществлять коммерческую деятельность можно сразу после приобретения патента и до его окончания. До 2019 года плательщики ПСН вправе не устанавливать онлайн-кассы. В случае их покупки они могут использовать налоговый вычет. Срок действия патента варьирует от 1 до 12 месяцев.

Недостатки:

Фиксированные страховые сборы и взносы на работников из стоимости патента не вычитают. Количество наемных сотрудников у плательщиков ПСН не должно превышать 15 человек. Не могут перейти на систему участники доверительного управления или простого товарищества. Реальный доход не влияет на обязательства перед бюджетом. Вести бизнес можно в границах четко очерченной территории. Недостатком следует считать ограничение по годовому обороту в 60 000 000 рублей и закрытый перечень направлений предпринимательской деятельности.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса отчасти связаны с правовым статусом. Регистрация в качестве предпринимателя не лишает граждан базовых прав и обязанностей. Если коммерсанты продают личное имущество, зарабатывают на операциях с финансовыми инструментами или получают доход из иных источников, возникает обязанность уплаты НДФЛ. Вознаграждения за рамками бизнеса облагаются налогами в стандартном порядке.

Важно!
В отдельных регионах установлены торговые сборы. Правила обложения закреплены главой 33 НК РФ. О добровольности их уплаты речи не идет. Освобождение от взносов получили только обладатели патентов и сельскохозяйственные производители. В 2018 году торговые сборы введены в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге.

Законная оптимизация фискальной нагрузки

Современный предприниматель может существенно снизить налоги, упростить учет, а также воспользоваться льготами для малого бизнеса. Ключевым условием является правильный выбор режима или грамотное совмещение механизмов.

Рекомендации плательщикам УСН

Наиболее безопасным вариантом является упрощенная система со ставкой в 6 %. Такое решение подойдет начинающим предпринимателям, не имеющим представления о первичной отчетности и не желающим рисковать. Объект обложения особенно актуален при оказании услуг через интернет. Система рекомендована самозанятым гражданам – фрилансерам.

Если издержки у фирмы значительные, есть смысл обратить внимание на ставку 15 %. Залогом успеха станет документальная фиксация расходов. Большое значение будет иметь проверка контрагентов на предмет добросовестности. Во избежание оспаривания затрат контролирующими органами следует отдать предпочтение безналичным расчетам.

Упрощенный режим актуален для развивающегося бизнеса. Высокий порог годового оборота позволяет фирмам активно расширяться и выходить на новые рынки. В отличие от ПСН и ЕНВД территориальных границ ведения коммерческой деятельности здесь нет. Работать можно в любом регионе страны без дополнительной регистрации.

Совет налогового оптимизатора!
Если компания на УСН начала регулярно продавать продукцию, торговый зал можно выделить на ЕНВД. Законной схема будет при четком разграничении денежных потоков и документировании движения материальных ценностей.

Рекомендации плательщикам ЕНВД

Поскольку эта система налогообложения для малого бизнеса не связана с реальными доходами и затратами, сделать акцент следует на физические показатели. Так, можно сократить фискальную нагрузку за счет перепланировки помещения. Монтаж перегородок, отделяющих торговый зал от складских и технических зон, законно уменьшит платежи в бюджет.
Основные средства плательщикам ЕНВД лучше брать в аренду. В случае резкого снижения дохода или простоя соглашение можно расторгнуть. Отсутствие физического показателя исключит начисление налога. Собственникам коммерческих активов доказать «заморозку» бизнеса будет значительно сложнее.

Совет налогового оптимизатора!
Некоторые виды деятельности, облагаемой ЕНВД, дублируют позиции в списках ПСН и УСН. Если реальная выручка по направлению ниже вмененного дохода, разумнее сменить систему.

Оптимизация при применении режима ПСН заключается в грамотном расчете периода осуществления деятельности. Законодатель разрешил приобретать патент с минимальными сроками. Такой вариант оптимален для сезонных видов бизнеса.

Налоги на малый бизнес в России формально не растут. Фактически власти увеличивают нагрузку за счет сопутствующих платежей. Негативно влияют на ситуацию инфляция, нестабильный курс национальной валюты, многочисленные административные барьеры.

Потрясениями для коммерческого сегмента стали экологические сборы, взносы за утилизацию. Ощутимым является стабильное повышение фиксированных взносов предпринимателей и страховых сборов по трудовым контрактам. Расчет обязательств перед внебюджетными фондами производится с опорой на МРОТ. Повышение этого показателя негативно отражается на финансовой стабильности небольших фирм.

Усложнила жизнь малому бизнесу и реформа расчетов. Внедрение онлайн-касс происходит на средства предпринимателей. Участники оборота должны приобретать дорогостоящую технику, ежегодно оплачивать услуги фискальных операторов и тратиться на связь. Налоговые вычеты издержки не покрывают. Более того, получить их могут не все.

Таким образом, грамотный выбор налогового режима – важное, но далеко не единственное решение. Анализировать преимущества и недостатки существующих систем следует применительно к реальной обстановке в стране.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *