Налоговые органы их права обязанности и ответственность

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право осуществлять следующие действия:

1.Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Следует обратить внимание на то, что право требования распространяется не на любые документы, а только на те, которые ведутся по установленным формам. Требовать документы, для которых форма не установлена налоговые органы не вправе.

2.Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (порядок установлен статьями 87, 88, 89, главой 26.4).

3.Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. НК РФ не ограничивает перечень документов, которые могут быть изъяты при выемке, но они должны иметь отношение к предмету проверки. Порядок выемки документов установлен ст.94 НК РФ.

4.Вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Можно отметить, что это право налоговых органов не подкреплено соответствующей обязанностью налогоплательщиков. В ст. 23 НК РФ говорится только об обязанности предоставлять информацию, но вызов и предоставление информации – это разные формы налогового контроля.

5.Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном ст.76 и ст.77 НК РФ.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа. Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счёту, за исключением платежей, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций принимается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов. Данное решение принимается только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Другим основанием для вынесения решения является непредставление налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а также отказ от представления налоговой декларации налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика. Данное решение подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём представления налогоплательщиком налоговой декларации или документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией, плательщиком сбора-организацией, налоговым агентом-организацией в установленные сроки обязанности по уплате (перечислению) налога (сбора) и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанные лица предпримут меры, чтобы скрыться либо скрыть своё имущество. Арест имуществапредставляет собой действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Степень ограничения права собственности может быть различной, поэтому предусмотрено два вида ареста: полный и частичный. Полный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа в форме постановления, а арест производится с санкции прокурора.

6.Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента установлен ст. 91 НК РФ, а осмотр помещений, территорий осуществляется в соответствии со ст. 92 НК РФ. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ.

7.Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчётным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объекта налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

8.Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

9.Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Порядок взыскания недоимки по налогам и сборам установлен ст. 45 НК РФ, а пени – ст.75 НК РФ. Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

10.Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

11.Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Порядок привлечения специалиста установлен ст. 96 НК РФ, статус эксперта – ст. 95 НК РФ, участие переводчика регулируется ст. 97 НК РФ.

12.Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Порядок дачи показаний свидетелем определён ст. 90 НК РФ.

13.Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности.

14.Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

— в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы несут также иные права, предусмотренные НК РФ.

Обязанности налоговых органов установлены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны:

1.Соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2.Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3.Вести в установленном порядке учёт организаций и физических лиц;

4.Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчётности и разъяснять порядок их заполнения;

5.Осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6.Соблюдать налоговую тайну.

Налоговая тайна – любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

— разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

— об идентификационном номере налогоплательщика;

— о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

— предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

7.Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога;

8.При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами. Так, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (ст.78 НК); не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления (ст.80 НК); незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (ст.83 НК); осуществить поставку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство или уведомление о постановке на учёт (ст.84 НК).

Права и обязанности налоговых органов осуществляются через права и обязанности должностных лиц. Должностными лицами налоговых органов являются руководящие работники и специалисты, которым в зависимости от занимаемой должности, квалификации и стажа работы в соответствии с действующим законодательством присваиваются классные чины.

В соответствии со ст. 33 НК права и обязанности налоговых органов должны реализовывать в пределах своей компетенции должностные лица налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами, а также корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

В соответствии с законом «О налоговых органах Российской Федерации» должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие и виды субъектов налогов и сборов, особенности их определения в разных странах;
  • • критерии определения резидентного статуса организаций и физических лиц; лиц, содействующих уплате налогов;
  • • понятие взаимозависимых лиц и консолидированной группы налогоплательщиков;

уметь

  • • определять субъектов налогов и сборов, резидентство организаций и физических лиц, взаимозависимость лиц;
  • • правильно толковать и применять нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение налогообязанных лиц;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в данной сфере;

владеть навыками

  • • определения резидентного статуса лиц и взаимозависимости лиц;
  • • составления и оформления юридических документов.

Понятие и виды налогообязанных лиц

К числу основополагающих в теории налогов и сборов относится вопрос о лицах, призванных к исполнению налоговых обязанностей. В современной жизни, уже не ставится под сомнение необходимость участия каждого в формировании публичных финансов, принцип всеобщности налогообложения прочно утвердился в сознании людей, обрел правовое значение и законодательное закрепление. Из этого следует, что каждое физическое лицо, каждая организация должны принимать носильное участие своим имуществом в деле финансирования государственных расходов. Тем не менее непосредственное определение круга лиц, потенциально способных исполнять обязанности по уплате и перечислению налогов и сборов, является делом крайне важным, поскольку наряду с определением налогооблагаемых объектов фактически составляет правовую основу налогообложения. Состав налогообязанных лиц того или иного государства неоднороден и включает различные категории субъектов, объединенных общей территорией, единым гражданством, различными социальными, экономическими и другими связями.

Следует напомнить, что налог рассматривается нами именно как правовая форма, посредством которой определяется круг налогообязанных лиц и устанавливаются их соответствующие обязанности. В данном случае мы умышленно использовали термин «налогообязанные лица», отказавшись от близкого к нему по смыслу и наиболее часто употребляемого в литературе по налоговому праву термина «налогоплательщики». Тем самым мы даем понять, что одними налогоплательщиками круг лиц, причастных к уплате налогов и сборов не исчерпывается. Термин «налогообязанные лица» в настоящее время употребляется многими авторами, как в узком, так и в широком смысле. В первом случае подразумеваются только налогоплательщики, а во втором – наряду с ними имеются в виду и некоторые другие лица, в том числе плательщики сборов, а также налоговые агенты.

С учетом изложенного, полагаем возможным сделать вывод, что налогообязанные лица – субъекты (физические лица и организации), на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов, либо по их удержанию и перечислению в бюджет. В зависимости от непосредственного содержания этих обязанностей, указанные лица могут иметь правовой статус налогоплательщиков, плательщиков сборов, либо налоговых агентов (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Налогообязанные лица

Налогоплательщики и плательщики сборов составляют основу состава налогообязанных лиц того или иного государства. Ведь именно эти лица, уплачивая налоговые платежи из своего имущества, несут основную фискальную нагрузку, обеспечивая тем самым, финансовую состоятельность публичной власти. От готовности и способности указанных лиц уплачивать налоги и сборы фактически зависит нормальное поступление налоговых доходов в бюджет и функционирование системы налогообложения в целом.

Категория «налогоплательщик» (субъект налога) в узком смысле, по мнению Д. В. Винницкого, определяет одну из сторон в налоговом правоотношении по конкретному налогу. В широком смысле под налогоплательщиком можно понимать участника определенного рода правоотношений, связанных с исчислением и внесением налогового платежа в бюджет. При этом под названием «налогоплательщики» обязанную сторону этих правоотношений представляют самые различные субъекты. Существенным признаком обязанной стороны, отмечает Е. В. Порохов, является обладание этой стороной статусом самостоятельного лица и правоспособностью. По нашему мнению, субъект налога (налогоплательщик) – это правоспособное лицо, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате налога самостоятельно и за счет собственных средств. Соответственно, субъект сбора (плательщик сбора) – лицо, обязанное на тех же условиях к уплате сбора.

Субъект налога и субъект сбора являются важнейшими элементами юридической конструкции соответствующих налоговых платежей. В данном случае как досадное недоразумение следует рассматривать содержание ст. 17 НК РФ, на основе которого можно ошибочно усмотреть, что налогоплательщик (плательщик сбора) не включается в состав элементов налога (сбора). Полагаем, что без субъекта юридическая конструкция налогового платежа фактически теряет смысл, ведь налог, как нами уже отмечалось, есть форма возложения на него соответствующей обязанности.

От налогоплательщика следует отличать носителя налога – лицо, которое, не являясь налогообязанным, фактически возмещает субъекту налога уплаченные им в бюджет в виде налоговых платежей денежные средства в результате окончания так называемого процесса переложения налога. В теории под переложением налога А. А. Соколов предлагал в свое время понимать «такое вызванное налогом изменение цен товаров и услуг или такое обусловленное налогом же воспрепятствование этому изменению, при котором плательщик получает возможность в той или иной мере перенести бремя налога на других лиц…». Способность к переложению в той или иной степени проявляют все налоговые платежи, однако наиболее явно она проявляется у косвенных налогов, сумма которых включается в стоимость облагаемых ими товаров. В данном случае переложение заключается в том, что покупатель, приобретая, например, подакцизную продукцию, фактически возмещает ее производителю сумму уплаченного им акциза, становясь тем самым непосредственным носителем этого налога.

Следует отмстить, что состав налогоплательщиков и плательщиков сборов неоднороден, среди них выделяется несколько обособленных групп с различающимися налоговыми статусами. Сгруппировать их можно по различным правовым основаниям (рис. 6.2).

Основное подразделение налогоплательщиков и плательщиков сборов осуществляется, исходя из того, какими лицами они являются. По этому основанию в налогообложении обособляется две основные категории налогообязанных лиц – физические лица и организации. В целом их правовое положение обычно характеризуется равными правами и обязанностями, однако в налоговом законодательстве усматриваются особенности, как в части перечня налогов, которые обязаны уплачивать те и другие, так и в части ведения учета для целей налогообложения, использования налоговых льгот, порядка принуждения к исполнению налоговых обязанностей, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства. Состав налогов, которые они обязаны уплачивать, не совпадает. Так, плательщиками НДФЛ являются только физические лица. Обязанности же по уплате так называемых корпоративных налогов, к числу которых, прежде всего, относятся НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, несут в основном юридические лица.

Рис. 6.2. Основные виды налогоплательщиков

Физические лица в любом государстве обычно составляют большинство среди налогоплательщиков. Налоговые обязанности этой категории лиц могут различаться в зависимости от их гражданства, финансовой состоятельности, наличия в собственности того или иного имущества, возраста, семейного положения и некоторых других особенностей.

Как отмечено выше, одной из характеристик, имеющих значение для налогообложения физических лиц, является их возраст.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В Южной Корее по возрасту предоставляют различные по объему налоговые льготы. В связи с этим Национальный налоговый арбитраж страны определил в одном из своих постановлений, что находящиеся в браке граждане в возрасте до 20 лет не должны признаваться взрослыми для целей налогообложения.

Принадлежность к той или иной профессии также может сказываться на налоговых обязанностях физического лица.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В Бразилии принят закон, в соответствии с которым работники иностранных дипломатических миссий, консульских служб и международных организаций освобождаются от уплаты налога на операции по зачислению средств на банковские счета. В Малайзии предоставлены налоговые льготы физическим лицам, являющимся высококвалифицированными специалистами в области науки, медицины, разработки информационных технологий, средств связи, строительства из числа работающих за рубежом. Предусмотрено освобождение указанных лиц от налогообложения сбережений и имущества в течение двух лет после их возвращения в страну. В Румынии же для приостановления эмиграции специалистов в области информационных технологий правительством принято решение о полном освобождении от уплаты налогов заработной платы разработчиков программного обеспечения и программистов.

В свою очередь среди налогоплательщиков – физических лиц, наряду с собственно физическими лицами, выделяются индивидуальные предприниматели. Последними являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Налоговый статус юридических лиц во многом определяется их принадлежностью к той или иной организационноправовой форме или форме собственности, наличием в их капитале иностранной составляющей, а также размером уставного капитала, характером и объемом их предпринимательской деятельности и т.д.

Все налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, в первую очередь подразделяются на организации коммерческие и некоммерческие. В отличие от коммерческих организаций – хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий, согласно ст. 50 ГК РФ преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, некоммерческие организации такой цели не имеют и полученную прибыль не распределяют. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. С учетом этого для них традиционно предусматривается несколько более льготный режим налогообложения.

Филиалы и иные обособленные подразделения организаций, например, представительства, налогоплательщиками или плательщиками сборов не являются, однако должны исполнять обязанности этих организаций но уплате налогов и сборов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Однако в отдельных странах их налогообложение имеет свои существенные особенности. Так, на Тайване предусмотрены различные ставки корпоративного налога для дочерних фирм иностранных компаний и их филиалов. В частности налогообложение «дочек» осуществляется по ставке 40%, а филиалы облагаются по ставке 25%.

Среди налогоплательщиков – физических лиц и организаций выделяются также пользующиеся определенными налоговыми преимуществами субъекты малого и среднего предпринимательства. Под ними понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), относящиеся к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, а также средние предприятия. Размер капитала компаний также принимается во внимание при налогообложении. Режим налоговой поддержки подобных хозяйствующих субъектов существует и в других странах.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В Таиланде при взимании налога на доходы корпораций к мелким и средним компаниям применяют отдельные, установленные для них ставки. Согласно законодательству этой страны к этой категории налогоплательщиков относятся юридические лица, размер оплаченного капитала которых на конец отчетного периода не превышает 5 млн бат. Для таких компаний предусмотрено несколько ставок, различающихся в зависимости от размера прибыли. Если сумма прибыли не более 1 млн бат, то налог взимается по ставке 20%, если прибыль не превышает 3 млн бат – 25%, а для большей прибыли – 30%. В Молдавии вновь созданные малые предприятия наделяются правом не уплачивать налог на доходы в течение первых трех лет.

Этими категориями состав налогообязанных лиц, тем не менее, не ограничивается. Свой особый налоговый статус имеют также налогоплательщики, зарегистрированные в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, а также являющиеся участниками свободных экономических зон, инвесторами или операторами соглашений о разделе продукции.

Обязанность по уплате отдельных налогов, например, акцизов, НДПИ, налога на игорный бизнес возникает при осуществлении индивидуальными предпринимателями и организациями определенных видов деятельности. По этому основанию можно выделить среди налогоплательщиков соответственно производителей подакцизной продукции, предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых и игорные заведения.

Нельзя не обратить внимание на «национальность» налогоплательщиков, поскольку этот признак во многом имеет определяющее значение для их налогового статуса. По этому основанию в частности все налогоплательщики подразделяются на лиц национальных и иностранных. Иностранные граждане и компании, находящиеся в Российской Федерации или осуществляющие деятельность на ее территории, обладают практически всеми правами и несут большинство обязанностей из числа тех, которые предусмотрены соответственно для граждан Российской Федерации и российских компаний. Какие-либо дискриминационные по отношению к ним положения в законодательстве РФ о налогах и сборах отсутствуют. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся постановки иностранных граждан и компаний на учет в налоговых органах, ведения бухгалтерского учета и уплаты ими налогов и сборов. Для таких субъектов могут создаваться и режимы благоприятствования.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В Китае иностранным компаниям, находящимся в столице этого государства, предоставлена скидка до 80% сумм, подлежащих уплате налогов при условии, что они осуществляют свою деятельность в области высоких технологий и используют сэкономленные денежные средства на приобретение недвижимости и автомобилей.

Непосредственно особенности уплаты налогов теми или иными субъектами обусловлены резидентством указанных лиц. В данном случае речь идет о так называемых резидентах и нерезидентах для целей налогообложения. В зависимости от признания того или иного налогоплательщика резидентом или нерезидентом у соответствующего государства в отношении него может возникнуть полная или ограниченная налоговая юрисдикция. Юридические признаки резидентов и нерезидентов для целей налогообложения различаются в зависимости от того, являются они физическими или юридическими лицами. Не совпадают эти критерии и по странам мира. Принимая во внимание сложность этих вопросов, рассмотрим их отдельно в одном из следующих параграфов.

Законодательство о налогах и сборах для целей налогообложения дополнительно предусматривает категорию взаимозависимых лиц. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то такие лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (ст. 105.1 НК РФ).

К институту взаимозависимости лиц примыкает институт консолидации налогоплательщиков, который предполагает объединение нескольких лиц для целей налогообложения. В частности, применительно к физическим лицам выделяется налогообложение супружеских пар. Для целей налогообложения семья фактически рассматривается в качестве консолидированного налогоплательщика. Частным случаем такой консолидации является консолидированная группа налогоплательщиков, включающая в себя совокупность юридических лиц, состоящих друг с другом в определенной системной (экономической, юридической, организационной, производственной и пр.) связи, как, например, группа компаний или холдинг. Более подробно институты взаимозависимых лиц для целей налогообложения и консолидации налогоплательщиков будут рассмотрены нами в последующем изложении.

В отличие от налогоплательщиков и плательщиков сборов, которые преследуют в налоговых отношениях собственный интерес, следует также обратить внимание на лиц, которые реализуют агентские функции. В данном случае в первую очередь следует иметь в виду лиц, содействующих уплате налогов, к числу которых относятся представители налогоплательщиков, налоговые агенты, сборщики налогов и банки.

Налоговое законодательство РФ и большинства зарубежных стран допускает, что налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях лично, либо через своего представителя. При этом участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в этих правоотношениях. В рамках налогово-правового регулирования могут устанавливаться определенные требования, предъявляемые к лицам, представляющим интересы налогоплательщиков, в рамках своей профессиональной деятельности. Представителями налогоплательщиков обычно являются адвокаты, аудиторы и налоговые (финансовые) консультанты.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

В Австрии в соответствии с Законом «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением» в качестве налоговых представителей могут выступать лишь те лица, которые обладают соответствующими специальными познаниями. По российскому законодательству не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов и представители некоторых других государственных органов (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Следует заметить, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах в определенных случаях предусматривается возложение полномочий по уплате налогов на представителей налогоплательщика и некоторых других лиц. Так, в случае признания физического лица судом безвестно отсутствующим обязанность по уплате налогов и сборов исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, а в случае признания физического лица судом недееспособным обязанность исполняется его опекуном (ст. 51 НК РФ). В случае ликвидации организации обязанность по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов исполняется ликвидационной комиссией (ст. 49 НК РФ), а в случае реорганизации юридического лица данная обязанность исполняется организацией, являющейся его правопреемником (ст. 50 НК РФ).

Рассматривая состав налогообязанных лиц, следует также обратить внимание на те обязанности, которые призваны выполнять налоговые агенты. В качестве таковых признаются лица, которые в соответствии с налогово-правовым регулированием обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующий бюджет налоги. В данном случае речь идет о специфической разновидности налогового обязывания, заключающегося не в уплате собственных средств, а в перечислении в бюджет средств, причитающихся налогоплательщику. К перечислению налоговых платежей наряду с налоговыми агентами, кроме того, причастны сборщики налогов, а также банки. Эти категории налогообязанных лиц также будут рассмотрены нами отдельно.

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Кто является должностным лицом?

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие

посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Преступлениям упомянутых граждан отводится отдельная статья кодекса (30-я глава).

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Этой теме посвящена шестнадцатая глава Кодекса (21 статья из 23).

Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

Это:

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Также может присутствовать адвокат, различные эксперты, свидетели, потерпевшие лица.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

  1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
  2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

Рассчитать декретные выплаты нужно правильно! Мы поможем вам в этом!
Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете .
На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как

дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Положения данного пункта основаны на нормах, закрепленных в статьях 52 и 53 Конституции: обеспечении со стороны государства потерпевшим доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, защиты потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также праве граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 413 ТК РФ таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 1 статьи 35 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 103 НК РФ установлено, что при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Судебная практика:

Как свидетельствует судебная практика, при взыскании с налогового органа упущенной выгоды налогоплательщик сталкивается со множеством препятствий.

Так, ФАС Московского округа в своем Постановлении от 25.08.2008 N КА-А40/7694-08 указал, что налогоплательщику необходимо доказать неправомерность действий налогового органа, размер убытков, причинную связь между размером убытка и неправомерными действиями налогового органа. Помимо этого, налогоплательщик должен принять меры к уменьшению размера убытков и документально подтвердить суду, что он эти меры принял.

Отметим, что доказать неправомерность действий налогового органа несложно, об этом будет свидетельствовать судебный акт, признавший решение налоговой инспекции неправомерным.

Доказать размер причиненных убытков уже сложнее. Например, в рассматриваемом деле суд не принял в качестве доказательства представленный налогоплательщиком расчет упущенной выгоды на том основании, что этот расчет носит характер предположения.

Сложно также доказать причинную связь между понесенными убытками и решением налогового органа. Налогоплательщик должен представить доказательства, из которых однозначно следует наличие причинной связи.

ФАС Северо-Западного округа также не принял представленный налогоплательщиком расчет упущенной выгоды и сделал вывод о недоказанности причинной связи между возникшими убытками и действиями налоговой инспекции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2007 N А26-6409/2006). Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-939/08-333А, ФАС Уральского округа от 14.06.2007 N Ф09-4487/07-С3.

Официальная позиция.

КС РФ в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П разъяснил, что НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 — 3) и 55 (часть 3) Конституции недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции).

Определение КС РФ от 20.02.2002 N 22-О устанавливает, что гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Кроме того, стоит учитывать, что на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налогоплательщик имеет право на возмещение вреда, причиненного действиями (бездействиями) налогового органа, в случае когда судом установлена неправомерность действий (бездействий) и присутствует причинно-следственная связь между этими действиями (бездействиями) и наступившими неблагоприятными последствиями для налогоплательщика.

Известны случаи, когда при доказанности наличия правонарушения со стороны налогового органа, последствий, а также причинно-следственной связи между правонарушением и последствиями суд принимал решение о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2008 N Ф03-А37/08-2/1457).

Пунктом 3 статьи 35 НК РФ установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внимание!

Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Также статьей 1100 ГК РФ предусматривается, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее — Постановление N 10) разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Также согласно пункту 2 Постановления N 10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Законодательством о налогах и сборах возмещение налогоплательщику морального вреда, причиненного незаконными (неправомерными) действиями (бездействиями) налоговых органов и их должностных лиц, прямо не предусмотрено.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.02.2003 N А57-6261/02-3 также пришел к выводу о том, что законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено право налогоплательщика на возмещение морального вреда.

Учитывая нормы пункта 3 статьи 35 НК РФ, положения ГК РФ о возмещении морального вреда могут применяться в случае неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов.

Таким образом, причинение налоговым органом морального вреда гражданину в виде разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, является основанием для возмещения морального вреда налогоплательщику, однако необходимо учесть, что при принятии решения судом будут учитываться степень вины нарушителя и конкретные обстоятельства дела, повлекшие за собой нарушение.

Внимание!

В соответствии с пунктом 1 статьи 413 ТК РФ за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *