Налоговые поступления в бюджет

Консолидированный бюджет Российской Федерации, как и других стран, включает в себя все совокупные бюджетные поступления от всех предприятия независимо от формы собственности и размера, собранный со всех территорий. Благодаря этому понятию и цифрам, которые он представляет, можно сложить полное впечатление о всех совокупных доходах и существует ли в определенном временном интервале дефицит консолидированного бюджета.

Что это

Под консолидированным бюджетом, как общим термином, понимается совокупность всех доходов разных уровней, собранных в одном месте. Таким образом это понятие включает в себя обобщенный доход всех субъектов Российской Федерации, а также, представляет собой в дополнении, еще и федеральный бюджет, прибавленный к предыдущим денежным поступлениям.

Структура

Если делить его на составляющие, то схема консолидированного бюджета РФ будет включать в себя следующие составляющие:

  • Федеральный, состоящий из федерального и федерального целевого.
  • Консолидированный от субъектов РФ, включая области, регионы, края. Это разносторонний пункт, включающий в себя следующие виды бюджетов – региональные, местные, территориальные целевые. Важно понимать, что категория местных объединяет в себе сборы с районов и городов. А те в свою очередь состоят из районных, городских, внутригородских, поселковых и сельских сборов.

Но знать структуру консолидированного бюджета РФ мало, необходимо четко предоставлять суммы, которые попадают в него из разных областей. Так можно сориентироваться, какие территориальные единицы являются донорами, а какие нуждаются во вливаниях и перераспределении денежных потоков для осуществления политики государства и поддержания социального уровня граждан.

Актуальные показатели о поступлении

Для того, чтобы сориентироваться в налоговых доходах и расходах консолидированного бюджета страны, необходимо проанализировать цифры, предоставляемые Росстатом.

По годам

Учитывая официальные данные, предоставляемые Федеральным казначейством России, имеются следующие цифры по суммам, которые поступали в консолидированный бюджет начиная с 2010 года:

  • В 2010 году общая сумма составила 18.694.994.432.731 руб. Далее, для упрощения предоставляемой информации и повышения наглядности, будем приводить исключительно сумму триллионов и миллиардов рублей с округлением в меньшую сторону.
  • В 2011 году итоговая сумма, поступившая в казну, составила – 14,622 трлн.руб.
  • В 2012 году цифра достигла отметки 17,247 трлн.руб.
  • В 2013 – 18,115 трлн.руб.
  • К 2014 году в государственную казну входит сумма в количестве 19,959 трлн.руб.
  • В 2015 пополнился на сумму 19,564 триллиона в национальной валюте. И, как видно, цифра стало несколько ниже, почти на 0,5 триллиона рублей.
  • 2016 год показал дальнейший рост до отметки в 19,842. Но эти цифры все же не догнали показатель 2014 года.
  • В 2017 году продолжилось укрепление по количеству поступлений. Также, как и в 2018.
  • А вот на 2019 год показатель достиг рубежа в 27,020 триллиона рублей.

По городам

Рассматривая бюджет России на 2020 и 2019 годы, консолидацию можно оценить только по совокупности сумм, поступающих из субъектов РФ. Вот какие данные имеются у Росстата и Федерального казначейства на период 2018 года. Учитывать, что данные приведены в тысячах рублей на одного жителя города:

Это топ-5 городов с наиболее высокими показателями, которые показывают, насколько хорошо здесь живется гражданам страны.

Далее, приведем в рейтинге топ-5 городов с наименьшим бюджетом:

  • На одного жителя города Иваново приходится 14,4 тысячи рублей.
  • В Махачкале и Йошкар-Оле эта отметка одинакова и достигла 12,7.
  • Далее идет Тольятти с небольшим показателем в 9,9.
  • И самым худшим и замыкающим, соответственно, список является Светлогорск. Тут на одного жителя приходится 9.300 ₽.

По видам продукции

Естественно, что суммарные вливания в общегосударственную казну, формируют исполнение консолидированного бюджета. Поэтому, с точки зрения управления страной важно, чтобы функционировали все предприятия, собирались все налоги и исполнялись все обязательства перед государством. Оценивая основные категории по которым наполняется казна страны, ситуация на 2016 год выглядит следующим образом:

  • На долю нефтегазовых доходов приходится около 41%. В этот раздел входит, как налог на добычу полезных ископаемых, так и таможенные пошлины ввозные и вывозные.
  • Поступления, связанные со сбором налога на прибыль с организаций и на добавленную стоимость. Сюда также можно отнести акцизы. В совокупности это категория дает до 50% общих поступлений.
  • Еще остается категория «прочие». Сюда входят госпошлины, безвозмездные отчисления физ и юрлиц, а также от международных организаций. Доходность этой статьи составляет около 8%.

Расходы и специфика

Необходимо четко осознавать, что специфика бюджета в России такова, что все города, области, районы и прочие территориальные подразделения перечисляют суммы в федеральный центр. Это делается для распределения сумм между регионами донорами и теми, кто нуждается в дополнительных вливаний, из-за невозможности собрать полноценную сумму для самостоятельного обеспечения жизни граждан.

Поэтому, важно учитывать доходы и расходы этой статьи:

  • Доходы, это те суммы, которые поступают в казну в виде реальных денег.
  • Расходы – это та сумма, которую вынуждено государство тратить на содержание бюджетных организаций, военных и силовых структур, социальных отчислений и прочих выплат, согласно социальной политики государства и конституции. Расходы ведутся регулятором на то, чтобы перераспределить уровни бюджетной системы через субсидии, субвенции, различные виды дотаций, а также посредством бюджетных ссуд.

Что касается прозрачности бюджета, то на сегодняшний день Россия занимает 15 место в мире согласно исследованию Organization International Budget Partnership по результатам 2017 года. Но, несмотря на хорошие позиции, все же остается открытым вопрос о возможности реального контроля со стороны общественности по расходованию бюджета и влияния на эти цифры.

Методы преодоления

Естественно, что если доходы превышают расходы, то образуется так называемый профицит. И в противоположность, если расходуется больше, чем поступает, формируется дефицит.

Учитывая возможность негативного развития для финансовых поступлений в казну, то есть такой ситуации, когда будет образовываться дефицит, существуют специальные методы, по преодолению этого негативного момента:

  • Развитие производственных мощностей и новых отраслей.
  • Достижение финансовой стабильности на предприятиях и отраслях независимо от формы собственности.
  • Активизация предпринимательской деятельности.

Динамика

Как видно из представленных статистических данных, бюджет рос на протяжении с 2010 по 2014 календарные периоды. Потом, в результате политической нестабильности и введенных санкций, он показал «проседание» по основным показателям. И только в следующий год он начал постепенное возобновление, догнав и обогнав отметку докризисного периода через 3 года.

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 34

Статистика налогов и налогообложения — отрасль экономической статистики, изучающая количественную сторону явлений и процессов в налоговой системе страны. Налоговая система- совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней и способов осуществления налогового администрирования.

В экономической статистике статистика налогов и налогообложения обычно рассматривается как часть статистики бюджета. К основным задачам статистики налогов и налогообложения относятся обобщение данных о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ и подготовка статистической информации, необходимой для проведения экономического анализа и принятия органами государственного управления обоснованных решений в отношении налогово-бюджетной политики.

Статистическое изучение налогов и налогообложения предполагает определение объема и структуры доходов бюджета налоговых по уровням бюджетной системы РФ, объема и структуры задолженности по налоговым платежам, анализ динамики структурных сдвигов, происходящих в налоговой системе, и выявление факторов, влияющих на данные процессы.

Задача № 1 Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +5%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,3 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 1800 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 20%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Решение:

Для решения составим таблицу:

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде найдем по формуле:
∆НО = НО1-НО0 = 585-360 = 225 тыс. руб. — произошло увеличение объема налоговых отчислений.

Задача № 2. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1,6 1,9
2,4 2,5

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов.

Решение:

3) Найдем изменение суммы налоговых отчислений (доходов) по факторам:

Вопросы для самопроверки.

1. Какая связь существует между фискальной и бюджетной системами?

2. Какие основные виды налогов платит население РФ?

3. Что такое «резидент» и «нерезидент»? Почему необходимо введение этих понятий?

4. Какие основные блоки статистической информации формируются в связи с переходом к СНС?

5. Какая разница между понятиями «предприятие» и «институциональная единица»?

Задачи для практических и самостоятельных работ.

Задача № 1. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +9%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,8 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 9000 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 32%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Задача № 2. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +9%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 2,3 раза. Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 5000 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 25%. Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Задача № 3. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1,9 1,9
3,4 2,5

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов

Задача № 4. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1,6 1,9
2,4 2,5

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов

В 2018 году в России будет проведена реформа налоговой системы. О необходимости готовиться к ней заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ранее в правительстве обсуждался переход на прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Эксперты пока относятся к инициативам чиновников скептически. Однако рассчитывают, что на фоне усиливающегося расслоения общества социальная справедливость со временем станет важным фактором стабильности общества.

По словам Шувалова, будущая налоговая реформа преследует не только экономическую, но и политическую цель. «Есть предварительное понимание и у администрации, и у ЦБ, и у правительства, что надо подготовиться к новой налоговой совокупности, так чтобы весь следующий политический цикл тоже был стабилен», — пояснил вице-премьер. Он предрек острую дискуссию по налогам в течение всего 2017 года, в ходе которой будут обсуждаться принципиальные подходы.

Законодательные решения, устанавливающие новый порядок налогообложения, должны быть приняты не позднее весенней сессии Госдумы 2018 года. «Ответственность за эти решения разделило бы новое правительство», — подчеркнул Шувалов. Очевидно, речь идет о новом кабинете министров, который будет сформирован после инаугурации президента, избранного на выборах в марте 2018 года.

Конфигурация новой системы сбора доходов пока не определена. Однако весьма вероятно, что плоская шкала налогообложения физических лиц будет заменена на прогрессивную. На прошлой неделе о необходимости освободить от налогов малоимущих заявила вице-премьер Ольга Голодец. Она же летом отстаивала повышенные налоговые сборы с тех, кто зарабатывает свыше 7−8 млн. рублей в год. По мнению вице-премьера, это принесло бы ощутимую пользу бюджету.

Идеям Голодец оппонирует глава Минфина Антон Силуанов. Однако его решимость оставить налоговую систему неизменной также ограничивается периодом до 2018 года. Ранее об обсуждении в правительстве налоговой реформы после 2018 года писала WSJ. Таким образом, практически нет сомнений в том, что политическое решение о предстоящей налоговой реформе принято. Предметом дискуссии являются лишь конкретные ее параметры.

До сих пор все попытки оппозиции изменить систему налогообложения в стране были неудачны. Законопроекты о прогрессивном налоге, вынесенные на голосование в Госдуме фракцией КПРФ и «Справедливой России», блокировались парламентским большинством, несмотря на их очевидную выгоду для бюджета. Так, в мае текущего года член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева оценивала дополнительные поступления в случае изменения налоговых ставок для физлиц в 200−300 млрд. рублей. При этом коммунисты предлагали весьма «щадящий» для богатых режим налогообложения — с доходов от 3 млн. рублей в год.

Подобная практика заставляет скептически оценивать инициативы правительства. Депутат Госдумы от фракции КПРФ, писатель Сергей Шаргунов предположил, что дальше «красивых разговоров» дело не зайдет: «Рассчитывать на введение прогрессивной шкалы пока сложно. Скорее, речь идет о введении новых налогов. Пока шли по этому пути. В этом году по-новому стали рассчитывать налог на землю, налог на недвижимое имущество. Капремонт — вообще боль».

При этом Шаргунов напомнил, что зарубежный опыт свидетельствует как раз в пользу прогрессивного налогообложения. «Американский бюджет наполовину состоит из доходов от прогрессивного налога. А мы, получается, так не можем. То есть экономика устроена в пользу сверхбогатых. А потом жалуемся на отсутствие денег».

Действительно, в развитых странах ставки для сверхбогатых очень высоки. В Великобритании налог доходит до 50%, в Дании — до 52%, в Бельгии — 54%, а в Швеции — до 57%. Во Франции и без того достаточно высокая ставка в 45% была резко повышена до 75%. Как раз по этой причине артист Жерар Депардье и предпочел стать российским, а не французским налоговым резидентом. При этом беднейшие домохозяйства во Франции вообще освобождены от налогов.

С учетом данных, приведенных в последнем исследовании Credit Suisse Research Institute о том, что 10% наиболее обеспеченных граждан обладают в России 89% всех доходов, задача прогрессивного налогообложения из экономической становится политической. Речь идет о социальной справедливости, как фундаменте стабильного общества.

Научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН Григорий Канарш пояснил «СП» социально-политический аспект вопроса.

— Переход к более справедливой формуле налогообложения обсуждается давно, особенно в левой и лево-либеральной среде. Эта идея часто звучала, в частности, на Московском экономическом форуме. В 2000-е годы число бедных вроде бы снизилось, но за последние три года выросло опять. Социальное расслоение на очень богатых и очень бедных прогрессирует. Например, появилось такое явление, как underclass. Буквально — социальное дно. Это люди, которые выброшены за борт социальных отношений.

Поэтому наши ведущие специалисты в области политической психологии считают, что социальная справедливость — необходимый компонент для российской национальной идеи, которую все так усиленно ищут. Кстати, одна из моих работ так и называется: «Социальная справедливость как национальная идея». Речь о России, конечно. Если уж нам предлагают сейчас идею державности, то она, с учетом российского менталитета, должна координироваться со справедливостью. Это наши две базовые национальные ценности, которые сегодня должны быть соединены. И власть приходит к осознанию этого, считает эксперт.

Отметим, что сторонники более справедливой формулы налогообложения есть не только в правительстве и Госдуме РФ, но и в Совете Федерации. Сенатор от Владимирской области Антон Беляков называет прогрессивную шкалу «классической социал-демократической идеей» и уверен, что время для перехода на нее уже наступило.

Сенатор обратил внимание на то, что одним из аргументов защитников ныне действующей системы была уверенность в том, что в случае увеличения налоговой нагрузки богатейшие граждане выведут свои активы из российской юрисдикции. Именно на эту опасность указывали Минэкономразвития, Минфин и Росфинмониторинг. Однако принятые в последние годы меры, препятствующие выводу капитала за рубеж (он сократился в разы!), противодействие правоохранителей в сфере незаконного обналичивания средств, борьба с офшорами, делают эту аргументацию несостоятельной. К тому же можно ожидать, что к 2018 году контроль со стороны государства лишь усилится.

По мнению Белякова, конкретные цифры доходов и взимаемых с них налоговых ставок — второстепенны и являются предметом обсуждения. Главное — изменить сам принцип налогообложения. Сенатор напомнил, что прогрессивный налог — это «велосипед, который не надо изобретать». Инструмент, успешно работающий в большинстве развитых стран. Причем подобная система выгодна и богатым. Им наверняка хочется жить в стабильном обществе, где их никто не ограбит на улице, уверен политик. И напоминает, что за это нужно платить. Беляков резонно считает ведение прогрессивной шкалы налогообложения не подачкой бедным, а «инвестицией в будущее страны».

Фактические доходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 7,781
2008 9,276
2009 7,338
2010 8,305
2011 11,368
2012 12,856
2013 13,020
2014 14,497
2015 13,659
2016 13,460
2017 15,089
Данные взяты с официального сайта

Фактические расходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 5,987
2008 7,567
2009 9,637
2010 10,116
2011 10,926
2012 12,895
2013 13,343
2014 14,832
2015 15,620
2016 16,416
2017 16,420
Данные взяты с официального сайта

В 2018 г. впервые за 7 лет бюджет РФ исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Дефицит бюджета в 2017 г. составил 1,4% ВВП.
По предварительной оценке Минфина исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018 г. составило:
— объем поступивших доходов — 19,455 трлн руб. или 102,7% к утвержденному общему объему доходов бюджета;
— исполнение расходов — 16,7 млрд руб. (99,4%), или 95,5% к расходам бюджета с учетом внесенных изменений.
— профицит — 2,746 трлн руб.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составило (-) 2,610 трлн руб. и (-) 135,466 млрд руб. соответственно.
Доходы федерального бюджета
Максимальные объемы администрируемых доходов обеспечены:
Федеральной налоговой службой — в сумме 11,927 трлн руб., или 102,4% к прогнозным показателям доходов;
Федеральной таможенной службой — в сумме 6,063 трлн руб. (102,1%);
Другими федеральными органами — в сумме 1,465 трлн руб. (107,2%).
Фонд национального благосостояния
Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте выросла в 2018 г. — с 3,753 трлн руб. на 1 января 2018 г. до 4,036 трлн руб. на 1 января 2019 г.
В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме 59,2 млн фунтов стерлингов была реализована за 5,125 млрд руб., а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ноябре— декабре 2018 г. часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме $6,765 млрд, 6,712 млрд евро, 1,75 млрд фунтов стерлингов была реализована за 1,108 трлн руб., а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. В июне 2018 г. средства в иностранных валютах в суммах $6,411 млрд, 5,625 млрд евро и 1,096 млрд фунтов стерлингов (суммарный эквивалент на дату зачисления — 906,722 млрд руб.), приобретенные за счет средств федерального бюджета в 2017 г. в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, были зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.
Курсовая разница от переоценки средств фонда за 2018 г. составила 489,717 млрд руб. Об этом сообщает Рамблер.
Федеральный бюджет
С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределение и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации.
В рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 10-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2012 года, опередив Германию, Испанию и Италию.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти…

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *