Нарушения правил торговли

Стр.

  1. Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров……………………2.
  2. Правила осуществления приемки товаров…………………7
  3. Ответственность за нарушение правил приемки товаров…………………………………………………………13
  4. Заключение…………………………………………………….17
  5. Список использованных источников……………………….18

1.Понятие приемки товаров. Правовое регулирование и юридическое значение приемки товаров.

Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения

С юридической точки зрения под приемкой товаров необходимо понимать процедуру (совокупность действий) подтверждения факта исполнения (полного или частичного исполнения) соответствующих гражданско-правовых обязанностей, основанных на договоре купли-продаже. В рамках данной процедуры осуществляется проверка исполнения названных обязанностей по определенным показателям: качество, количество, состояние тары и упаковки.

Рассмотрим приемку товаров с позиции правового регулирования. С одной стороны,- это обязанность покупателя принять товар, с другой стороны, осуществление приемки товаров может свидетельствовать и о полном или частичном исполнении обязанности продавца передать товар в соответствии с заключенным договором.

Правовое регулирование приемки товаров осуществляется различными нормативными актами. Главный из них – Гражданский кодекс Российской Федерации. Здесь приемку товара можно усмотреть не только в Гл.30 «Купля-продажа». Глава 37 «Подряд» также подразумевает прием товара (работы) заказчиком от подрядчика.

В п.1 «Общие положения об аренде» Гл.34 ГК РФ «Аренда» не предусмотрена обязанность составления акта о передаче арендованного имущества. Однако, как правило, на практике с целью фиксации факта исполнения обязательства со стороны арендодателя (передача имущества арендатору) и арендатора (возврат имущества арендодателю), факт закрепления реального состояния арендованного имущества, его передача и возврат, оформляются актами приема-передачи.

В п.1 «Общие положения о хранении» Гл.47 ГК РФ «Хранение» порядок приема и передачи вещей в правоотношениях по хранению специально не регулируются. Лишь в ст.900 ГК РФ закреплены эти требования, предъявляемые к возвращаемой хранителем вещи. Так хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя (ст.890 ГК РФ).

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В связи с этим у руководителей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.
Целями организации приемки являются:

1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров;
2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц;
3) ускорение и удешевление процедуры приемки.
С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта.

Пункт 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38,45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. № П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. № П-7 (далее — Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).
Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения.
Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.
Приемка согласно названным инструкциям неэффективна и неэкономична. Поэтому вместо ссылок на инструкции, которые встречаются в договорах, целесообразнее ссылаться на отдельные действительно полезные пункты инструкций: о месте проведения приемки, сроках приемки, содержании актов приемки и др.
Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций» (Справочная правовая система «Консультант Плюс»). Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам № Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями № П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ № 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.
Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.
Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом, установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями.
При этом надо учитывать, что приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Надлежит определять круг исполнителей, проводить их обучение, в том числе путем деловых игр, составлять образцы приемных документов, осуществлять контроль над соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы.

2.Правила осуществления приемки товаров.

Приемка товаров обычно слагается из следующих стадий:

  1. поступление товаров к покупателю (получателю), их выгрузка и размещение в специальных отведенных для них местах (складах);
  2. внешний осмотр товаров, выявление недостатков тары и упаковки, приемка товаров по количеству;
  3. приемка товаров по качеству;
  4. фиксация результатов приемки.

Названные операции на практике выполняются не во всех случаях, и, кроме того, встречаются дополнительные стадии приемки. Так, при выборке, осмотр товаров, а также их получение осуществляются в месте нахождения поставщика. Соответственно содержание первой стадии будет иным: продавец готовит товар к передаче в согласованном месте к сроку, предусмотренному договором, и покупатель в соответствии с условиями договора извещается о готовности товара (ст.458 ГК РФ). К дополнительным стадиям приемки следует отнести, например, проверку полномочий лиц, участвующих в ней.

Под методами приемки понимаются принимаемые в рамках процедуры приемки способы проверки качества и количества товаров. Количество товаров проверяется внешним осмотром и взвешиванием. Способы проверки качества можно классифицировать по количественному признаку: полная и выборочная проверка качества товаров. Согласно п.15 Инструкции № П-7, выборочная (частичная) проверка качества товаров с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, другими обязательными правилами или договором. Также по своему содержанию конкретные способы определения качества зависят от наименования (вида) товаров и устанавливаются, как правило, соответствующими нормативными документами по стандартизации.

Результаты приемки (сдачи) товаров оформляются, как правило, соответствующим актом. Однако эти результаты могут быть выражены не только в актах приемки товаров, но и в иных документах, например в товаросопроводительных документах (накладных).

По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.

Второй этап связан с дальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач или повреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товара собирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству в комиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только в случае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное не предусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которыми не могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается из другой организации либо направляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия о вызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» предусмотрено составление актов согласно формам №Торг-1, №Торг-2, №Торг-3. Реквизиты данных актов соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями о приемке по количеству и качеству, а также инструкцией о приемке импортных товаров. Таким образом, при составлении актов приемки следует использовать выше указанные формы. В остальном же руководствоваться положениями инструкций. В соответствии с этими положениями, акт о недостаче продукции должен содержать все реквизиты, перечисленные в п.25 Инструкции о приемке по количеству, среди которых данные о месте проведения, наименовании получателя, часах начала и окончания приемки, фамилиях и должностях принимавших участие в приемке, данные о наименовании и адресе поставщика, дате и номере телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя), дате и номере счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента), дате прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, времени выдачи груза органом транспорта, времени вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, времени доставки продукции на склад получателя. Здесь же, как отмечает Пугинский Б.И., «… необходимо указывать, проверялось ли количество товаров при выгрузке из транспортного средства либо на складе покупателя». Если приемка осуществляется на складе покупателя, следует указать, как обеспечивалась сохранность товара до момента данной процедуры. Необходимо указать также, каким способом определено количество недостающей продукции (счетом мест, обмером, взвешиванием и другими), точное количество недостающей продукции. Кроме этого в акте указываются и иные сведения, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи. На основании поверки комиссия в акте дает заключение о причинах и месте образования недостачи.

Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).

Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) — проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.

В случае обнаружения несоответствия качества товара требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору, либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель должен приостановить дальнейшую приемку и составить акт с указанием количества осмотренной продукции и характера выявленных дефектов. Когда качество проверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или на пункт договора, устанавливающий порядок такой проверки. Как указывалось ранее, акт о ненадлежащем качестве товара заполняется по форме №Торг-2, реквизиты которого соответствуют содержанию Инструкций о приемке товаров по количеству и по качеству. Помимо схожих положений, установленных в Инструкции №П-6, здесь существуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в акте отображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основания проверки, точное количество забракованного товара, степень понижения качества. В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.

Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.

Новая редакция Ст. 14.2 КоАП РФ

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Содержание

Комментарий к Статье 14.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 Гражданского кодекса установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии») либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях — незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация — продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересы государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», иных законодательных и подзаконных актах.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется активным действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил торговли путем незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Предметом правонарушения выступают товары (иные вещи), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Это могут быть радиоактивные вещества, оружие, ядовитые вещества.

Под запрещением свободной реализации товаров понимается их полное изъятие из оборота.

Под ограничением свободной реализации понимается их реализация только при условии выполнения требований, установленных специальными правилами, утвержденными на основании закона.

3. Учитывая бланкетный характер нормы, в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности по данной статье следует устанавливать, какое правило нарушено. При этом под действие статьи не подпадают случаи незаконной продажи (вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если они предусмотрены иными статьями настоящего Кодекса. Например, нарушение правил продажи этилового спирта квалифицируется по ст.14.16, а за нарушение правил продажи товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, ответственность наступает по ст.14.20 (Нарушение законодательства об экспортном контроле).

4. По юридической конструкции правонарушение, сформулированное в настоящей статье, образует формальный состав. Правонарушение считается оконченным в момент предложения к продаже товара (иных вещей), на которые установлен запрет или ограничение. Цели и мотив совершения административного правонарушения не влияют на назначение санкции.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный знает, сознает, что незаконно продает товары, ограниченные или запрещенные к продаже, и желает этого.

6. Субъектом правонарушения выступает физическое, должностное лицо, юридическое лицо, незаконно осуществляющие продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Магазин или продавец

Практически по всем «торговым» статьям КоАП РФ предусматривает штрафы как для организаций и ИП, так и для «обычных» физических лиц. Поэтому начнем с вопросов разграничения ответственности между магазином (т.е. ООО или ИП) и другими лицами. К ним, в частности, можно отнести конкретного работника-продавца, фактически допустившего нарушение.

Товароучетная система для небольшой розницы: работа с кассами по 54-ФЗ, с ЕГАИС, Меркурием и обязательной маркировкой Попробовать бесплатно

В этой части судебная практика складывается не в пользу владельцев бизнеса. Суды исходят из того, что за проступки, допущенные продавцами, отвечает магазин — как юрлицо или как ИП. Так, Верховный суд РФ подтвердил законность наложения штрафа на организацию за продажу товара без сопроводительных документов, хотя в материалах дела имелись сведения о том, что нарушение допустил именно продавец. Было установлено, что он продавал через магазин свой товар. Тем не менее, судьи указали, что нарушение допущено в рабочее время, а продавец являлся работником этого магазина. Работодатель же, в свою очередь, должен нести ответственность за все действия своих работников (определение от 15.07.19 № 304-ЭС19-11164).
Еще более конкретно по данному вопросу высказались судьи Пермского краевого суда. Здесь речь шла о штрафе для ИП-владельца магазина за то, что его работник продал пиво несовершеннолетнему лицу. Предприниматель настаивал, что его вины в этом нарушении нет, так как он принял все возможные меры к тому, чтобы продавцы не отпускали алкоголь несовершеннолетним лицам. В частности, был издан приказ, прямо запрещающий продажу пива несовершеннолетним; проведен соответствующий инструктаж со всеми продавцами; на рабочем месте каждого продавца имелась табличка с напоминанием о недопустимости реализации алкоголя несовершеннолетним лицам.
Однако судьи решили, что отвечать за нарушение должен именно владелец бизнеса, а не продавец. По мнению судей, все предпринятые ИП меры носили исключительно формальный характер и не могли предотвратить продажу пива несовершеннолетним лицам, что, собственно, и подтверждается фактом допущенного продавцом нарушения (постановление Пермского краевого суда от 19.07.19 по делу № 44а-941/2019).
Таким образом, избежать ответственности, переложив вину на продавца, не получится, несмотря на наличие указанных выше документов. Более того, наказание продавца за реализацию алкоголя несовершеннолетним или другое нарушение вовсе не исключает возможности привлечения к ответственности за это же нарушение и самого магазина (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.08.19 № Ф04-3975/2019).
Тем не менее, работодатель не должен отказываться от оформления внутренних документов (приказов, журналов инструктажа, табличек и проч.). Упомянутые документы помогут владельцу бизнеса взыскать с конкретного продавца уплаченный штраф и стоимость конфискованной продукции. Ведь, если продавец был ознакомлен с такими документами, следовательно, он умышленно нарушил трудовую дисциплину, чем причинил работодателю ущерб. А умышленное причинение ущерба — одно из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности (п. 3 ст. 243 ТК РФ). Возможность компенсации ущерба, причиненного работодателю, является хорошим мотивационным фактором, стимулирующим работников не допускать нарушений. Именно поэтому нужно извещать работников о том, что с них может быть взыскан ущерб, который возник у торговой организации из-за допущенных продавцами нарушений.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Магазин или производитель

Далее поговорим о разграничении ответственности между магазином и производителем товара. К примеру, кто должен отвечать за недостоверные сведения на упаковке товара или в сопроводительных документах?
Здесь суды, как правило, в каждом случае выясняют, была ли у торговой организации возможность обнаружить подобное нарушение самостоятельно. Так, Верховный суд РФ отказался оштрафовать магазин за то, что на упаковке товара значились неверные данные о его составе. Судьи отметили, что торговая организация не имеет возможности и не должна проверять указанные производителем сведения об ингредиентах. Чтобы установить состав продукта, требуется проведение лабораторных исследований. Предприятия розничной торговли не обязаны проводить такие исследования в отношении реализуемого товара (определение от 15.04.19 № 308-АД18-25527).

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц

Но такой подход вовсе не означает, что на продажу можно брать любую, даже откровенно сомнительную продукцию. Напротив, суды исходят из того, что при приемке товара магазин должен проявлять должную осмотрительность. И если неверные данные на упаковке и (или) в сопроводительных документах можно выявить без применения специальных технических средств, то отвечать за продажу таких товаров должен магазин.
В качестве примера приведем постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.07.19 № Ф03-2816/2019. Магазин был оштрафован на 300 000 рублей за то, что на этикетках и в сопроводительной документации на товар были указаны недостоверные сведения о производителе. Судьи подтвердили правомерность санкции. Арбитры отметили, что торговая организация могла выявить подложность сведений. Для этого нужно было проверить адрес производителя по данным ЕГРЮЛ и сравнить его с адресом, указанным на товаре. Должностные лица торговой организации пренебрегли этими мерами. А значит, магазин виноват в продаже товаров с недостоверной информацией на этикетках.

Упростить оформление документов и сократить трудозатраты на работу с ФГИС «Меркурий»

Похожее решение вынесли судьи Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Они подтвердили штраф, выписанный торговой организации за отсутствие на этикетках консервов данных о сроке хранения продукции после вскрытия упаковки. Судьи указали, что, хотя такие сведения наносятся изготовителем, магазин может обнаружить отсутствие на этикетке необходимой информации в рамках производственного контроля при обычной предпродажной подготовке. Следовательно, именно торговая организация, а не производитель, виновата в том, что в торговом зале появился неверно маркированный товар (постановление от 23.08.19 № Ф04-3397/2019).

Нужна ли контрольная закупка

Следующий важный процедурный момент — способ выявления «торговых» нарушений. К примеру, можно ли наказать магазин, если проверяющие (из Роспотребнадзора, полиции, органов власти субъектов РФ, ИФНС и др.) просто обнаружили в торговом зале некачественную продукцию, или они должны сначала купить эту продукцию в рамках контрольной закупки?
По этому вопросу у судов сложилось единодушное мнение. Оно заключается в следующем: сам по себе факт размещения товара в торговом зале равнозначен продаже такого товара. А значит, чтобы привлечь магазин к ответственности за нарушения, связанные с реализацией товаров, проводить контрольную закупку не обязательно.
Приведем несколько примеров. Арбитражный суд Дальневосточного округа поддержал штраф в размере 600 000 рублей и конфискацию продукции (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ) в ситуации, когда проверяющие нашли на полках продуктового магазина просроченный товар. Судьи указали, что в данном случае не имеет значение, купил кто-либо товар (в т.ч. в рамках контрольной закупки) или он так и остался в магазине. «Просрочка» располагалась в торговом зале, а значит, была доступна для покупателей. Именно это и является нарушением, за которое предусмотрена ответственность (постановление от 24.07.19 № Ф03-3049/2019).
Аналогичный подход применил Верховный суд РФ при рассмотрении спора о штрафе в размере 100 000 рублей за продажу контрафактной продукции. Судьи разъяснили, что размещение контрафактного товара на полках магазина означает, что он предлагается к продаже, что равносильно самой реализации. Поэтому контролерам достаточно подтвердить, что товар был доступен для покупателей в торговом зале. Проводить при этом контрольную закупку вовсе не обязательно (определение от 19.07.19 № 307-ЭС19-11776).

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Смягчение ответственности и освобождение от наказания

Завершая рассмотрение общих вопросов привлечения к ответственности торговых организаций, остановимся на правилах, которые позволяют ее смягчить, либо вовсе избежать наказания.
Законодательство предоставляет магазинам достаточно широкие возможности по сокращению штрафной нагрузки. Например, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые впервые нарушили правила торговли, замену штрафа на предупреждение. Правда, судебная практика показывает, что на эту замену могут претендовать далеко не все нарушители. И связано это со спецификой такого административного наказания как предупреждение.
По правилам статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение может назначаться только в том случае, если нарушение не сопряжено с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей. А значит, за нарушения в сфере торговли, которые потенциально могут повлечь упомянутый вред, такое наказание как предупреждение не применяется. Например, торговая организация, которая относится к малому бизнесу, не сможет претендовать на замену штрафа предупреждением в случае нарушения запрета на продажу алкоголя или сигарет, даже если это нарушение совершено впервые. Ведь ограничения по торговле такими товарами (в частности, запрет на продажу несовершеннолетним лицам или в определенное время суток) в большинстве случаев как раз и связаны с защитой здоровья покупателей. Следовательно, невыполнение таких ограничений само по себе создает угрозу для здоровья людей (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.19 № Ф03-2855/2019).
Заметим, что в некоторых случаях за совершение «алкогольных» нарушений все же возможно применение такого наказания как предупреждение. Например, проверяющие могут вынести магазину предупреждение за продажу спиртного по цене ниже минимальной (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.19 № Ф02-3387/2019). Поэтому если торговая организация относится к малому бизнесу и правонарушение совершено впервые, то лучше заявить ходатайство о применении статьи 4.1.1 КоАП РФ. Это можно сделать как на этапе рассмотрения дела, так и при обжаловании вынесенного решения. Если удастся заменить штраф предупреждением, организация не только сохранит свои денежные средства, но и избежит угрозы отзыва «алкогольной» лицензии.
Дело в том, что судебные инстанции рассматривают отзыв лицензии как административное наказание (хотя оно и не названо в КоАП РФ). Данное наказание является весьма серьезным, так как фактически оно влечет запрет на ведение деятельности. В связи с этим лишение лицензии возможно только за существенные нарушения. А таковые предупреждением не наказываются. Соответственно, если за «алкогольное» нарушение организация получила только предупреждение, то это нарушение не может быть поводом для аннулирования лицензии на торговлю спиртным (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.19 № Ф02-3387/2019).

Автоматизируйте учет алкоголя и подготовку «алкогольной» отчетности Попробовать бесплатно

В некоторых случаях знание процедуры привлечения к ответственности может помочь торговой организации вовсе избежать наказания. Например, магазин может отбиться от штрафа за продажу товаров без сопроводительных документов (в частности, сертификата соответствия), если контролеры при составлении протокола об административном правонарушении отделались лишь общими фразами.
Судебная практика исходит из того, что этот протокол должен содержать не только информацию о факте продаже товара без сопроводительных документов, но и исчерпывающие данные о законодательных актах, которые обязывают магазин иметь такую документацию. Кроме того, в протоколе должны быть указаны сведения о том, какую именно документацию (сертификат соответствия, декларацию о соответствии либо иной документ) обязан иметь продавец. Отсутствие в протоколе всей этой информации, по мнению судов, лишает владельца бизнеса возможности выдвигать в свою защиту какие-либо доводы о незаконности предъявленных претензий. А значит, решение о штрафе, вынесенное на основании такого протокола, является незаконным и подлежит отмене (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.19 № Ф06-46475/2019).
Заметим также, что суды отменяют штрафы за отсутствие документации на продукцию не только из-за неправильно составленных протоколов. По мнению арбитров, привлечение магазина к ответственности за продажу продукции без сопроводительных документов возможно только в том случае, если у него в принципе нет подобных бумаг. Если же таковые имеются, но продавец в момент проверки не смог их найти и передать контролерам, то оснований для штрафа нет. Чтобы избежать санкций, достаточно представить необходимые документы позднее. Это можно сделать при составлении протокола о правонарушении, при рассмотрении дела или при обжаловании вынесенного решения. Во всех этих случаях дело должно быть закрыто, а штраф отменен (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.19 № Ф05-10396/2019).

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели (или их бухгалтеры) могут в течение года бесплатно пользоваться специальной бухгалтерской программой для ИП. Это веб-сервис «Контур.Эльба», который позволяет вести учет доходов и расходов, рассчитывать сумму фиксированных взносов и налоги при УСН и ЕНВД, готовить отчетность и сдавать ее через интернет. Бесплатно работать в программе могут те ИП, с даты регистрации которых в качестве предпринимателя до регистрации в «Контур.Эльбе» прошло менее трех месяцев.

Очевидно, каждый становился свидетелем несанкционированной торговли продуктов питания или непродовольственных товаров у метро, на трассе с машины или просто на тротуарах населенных пунктов. Подобные действия вызывают неоднозначную реакцию у населения страны. Одни граждане не видят в этом ничего плохого, а вот другие категорически против таких продаж. Чем грозит незаконная торговля на улице для продавцов и покупателей, а также какие штрафы по статьям КоАП в России предусмотрены для нарушителей, рассмотрим подробнее в этой статье.

Законодательные аспекты предпринимательства.

Прежде чем рассуждать о возможных наказаниях за несанкционированную торговлю, стоит знать, в чем, собственно, заключается нарушение. Почему торговля в палатках или с лотков выходит за рамки закона?

Итак, незаконная торговля на улице обладает всеми признаками предпринимательства. Ведь, это самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью регулярного получения доходов от продажи товаров, услуг, а также пользования имуществом. Хотя, Конституция РФ открыто разрешает ведение предпринимательской деятельности для всех российских граждан (статья 34), в Гражданском кодексе вводятся некоторые уточняющие моменты.

Так, в 23 –ей статье ГК закреплено, что физическим лицам разрешается вести предпринимательскую деятельность только после регистрации в налоговом органе в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Эти действия не требуются, если имеется соглашение об образовании фермерского хозяйства, а деятельность носит хозяйственный характер.

Вместе с тем, допускается ведение торговли в качестве самозанятого гражданина, если реализуются товары собственного производства. Однако, это также требует официального оформления и постановки на налоговый учет.

Читайте: Налог на профессиональный доход – что это такое?

Таким образом, первое веское основание для штрафа за незаконную торговлю – это отсутствие регистрации в ФНС, а также права заниматься предпринимательством.

Что приравнивается к незаконной торговле?

Пожалуй, наиболее частыми случаями продажи товаров на улице являются незаконными, если гражданин осуществляет деятельность не как ИП, организация или самозанятое лицо. Поскольку, у него отсутствует право что-либо продавать и получать с этого прибыль на систематической основе. Однако, это далеко не единственные обстоятельства, за которые могут привлечь к ответственности. К незаконной торговле можно отнести:

  • Реализацию товаров с нарушением авторских прав;
  • Продажу запрещенной продукции;
  • Торговля в неположенном месте;
  • Отсутствие лицензий на товары;
  • Реализация продукции, противоречащей нравственным аспектам или оскорбляющей их.

В свою очередь, степень наказания будет зависеть от тяжести нарушения и может повлечь наступление налоговой, административной и даже уголовной ответственности.

Читайте: Ответственность за нарушение правил торговли.

Стоит отметить, что ряд организованных мероприятий, например, ярмарки, могут иметь схожие признаки с незаконной торговлей. Однако, при их проведении они:

  • Размещаются на торговых площадках или площадях;
  • Проводятся с разрешения администрации региона, города или района;
  • Представляют к продаже продукцию местных фермеров или мастеров;
  • Соответствуют установленному регламенту;
  • Имеют малую периодичность (как правило, приурочены к праздничным дням).

Незаконная торговля на улице: штрафы.

Нарушители законодательства в сфере торговли могут нести наказания в соответствии с несколькими нормативно правовыми актами:

Незаконная торговля на улице штрафы по КоАП РФ (статья 14.1):

1. Отсутствие государственной регистрации как ИП или юрлицо: 500 – 2 000 рублей;

2. Торговля без лицензии или спец разрешения наказывается конфискацией и штрафом:

  • 2 000 – 2 500 рублей для граждан;
  • 4 000 – 5 000 рублей для должностных лиц;
  • 40 000 – 50 000 рублей для компаний.

3. Продажа с нарушением условий лицензии может наказываться:

  • Предупреждением;
  • Штрафом (физлица 1 500 – 2 000, должностные 3 000 – 4 000, юридические 30 000 – 40 000 рублей);

Если нарушения требований разрешения носят грубый характер, то налагается штраф в размере:

  • 4 000 – 8 000 рублей для физических лиц, включая ИП;
  • 5 000 – 10 000 рублей для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 рублей для организаций.

Стоит отметить, что в данном случае штраф может замещаться приостановлением деятельности на 3 месяца.

Несанкционированная торговля в соответствии с УК РФ (статья 171):

Предусматривается наказание за торговлю без гос регистрации или лицензии, если такая деятельность повлекла крупный вред или прибыль в крупном размере. В таком случае незаконная торговля на улице повлечет штраф до 300 000 рублей. А также может наказываться арестом или обязательными работами. Если же закон нарушается группой лиц, то размер штрафа может быть увеличен до 500 000 рублей, а максимальное наказание составит 5 лет лишения свободы с сопутствующим штрафом (80 000).

НК РФ о нарушениях постановки на налоговый учет (статья 116):

  • Если нарушен срок направления заявления о регистрации и постановке на учет, то лицо рискует быть оштрафованным на 10 000 рублей;
  • Если компания или предприниматель не встали на налоговый учет и осуществляют торговую деятельность, то наказание в рублях составит 10% от полученных за период торговли доходов. Наименьший штраф в таких случаях 40 000 рублей.

Читайте: Ответственность за попрошайничество.

Если замечена незаконная торговля на улице, куда обращаться и жаловаться?

Если незаконная торговля на улице наносит ущерб гражданам или организациям, то может возникнуть необходимость в упразднении торговой точки. Вершить самоуправство по законам РФ не разрешается. Тем не менее, о замеченных нарушениях любой гражданин вправе сообщить в уполномоченные органы. В свою очередь, с жалобой можно обратиться:

  • К участковому инспектору, если нарушение замечено вблизи места проживания;
  • К сотрудникам полиции;
  • В городскую или районную администрацию;
  • В Комитет по управлению имуществом города;
  • К прокурору;
  • В налоговую службу.

Читайте: Жалоба в налоговую инспекцию.

Незаконная торговля на улице — мнения сторон.

Неучтенные продажи составляют целый экономический сектор. В отдельных городах масштабы незаконной торговли на улицах действительно обширны. Взгляды на этот счет разнятся, поскольку в процессе участвует, как минимум, три стороны.

Продавцы.

Львиную долю торговцев на открытом воздухе составляют приезжие граждане, а также пожилые люди. Первые могут быть уроженцами иных российских регионов или совсем другого государства. Открытие торговой точки для них с нарушением закона, порой крайний шаг. «Семья большая, а средств для ее содержания не хватает». Найти хорошо оплачиваемую работу не всегда возможно, как и получить соответствующие разрешения, гражданство, лицензии и регистрацию. Поэтому торговать «за углом» единственный выход. Конечно, не каждая ситуация настолько остра. И частая причина нарушений банальна – нежелание платить налоги.

Что касается пожилых людей, то для них незаконная торговля на улице является прибавкой к пенсии. А вот она, как известно, не блещет крупными размерами. Получается, что созданные условия самим же государством подталкивают пенсионеров на неправомерные действия.

Конечно, те и другие случаи не являются оправданиями и не могут поощряться. Закон писан для всех. Но, если первая группа, будучи дееспособными, может найти альтернативу, то как поступать с бабушками и дедушками? «Понять и простить» или удерживать в рамках закона?

Читайте: Налоги ИП.

Покупатели и прохожие.

Как говорится, без спроса не было бы и предложений. Пока покупатели «поддерживают рублем» несанкционированный оборот товаров, палатки, киоски и ларьки будут разворачиваться вновь и вновь. Что мотивирует людей делать там покупки? Как правило, причины одни и те же:

  • Удобное расположение точки «по пути»;
  • Цены ниже, чем в магазинах;
  • Наличие необходимого ассортимента;
  • Свежий и более качественный, по мнению покупателей, товар.

Как видно, продавцы у метро и на улицах предлагают людям то, что не могут предложить супермаркеты: качественный продукт по низким ценам. Как следствие, незаконная торговля пользуется спросом. Но, если купил, значит поддержал и поощрил нарушение.

Обратную сторону составляют граждане, которые против такого явления, поскольку:

  • Не исключается отравление продуктами без лицензий, не прошедшими соответствующие проверки;
  • Заставляются пешеходные дорожки, а также свободное пространство на улицах, создавая трудности в передвижении;
  • Торговля часто сопровождается зазывами и голосовым сопровождением в громкоговоритель;
  • Присутствует беспокойство о состоянии городского бюджета, в который не уплачиваются налоги с незаконных продаж;
  • Увеличивается приток не коренного населения, создавая перегруженность транспортных сетей, а также общественных мест;
  • Остается много мусора после сворачивания точек;
  • Деятельность продавцов является противозаконной.

Государственные органы.

Реакция государственных учреждений, а также силовых структур также не однозначна. Как правило, она во многом зависит от региона и местного руководства. Например, в одних населенных пунктах отстаивается позиция в соответствии с нормативными актами и все замеченные факты незаконной торговли на улицах максимально быстро пресекаются. А вот, в других, по утверждениям очевидцев, администрация и полиция смотрит на это сквозь пальцы, не принимая соответствующих мер, и даже порой оказывая содействие.

Любая продукция, которая производится для широкого потребления и реализуется в России, должна быть качественной и безопасной.

Государство в лице контрольно-надзорных органов следит, чтобы производители, импортеры и продавцы соблюдали законодательно предусмотренный порядок обращения продукции на рынке, включая условие о наличии обязательных сертификатов.

Сертификат/декларация – это документ, который выдается по итогам процедуры проверки соответствия продукции законодательно установленным нормативам: отечественным «ГОСТ» или международным техническим регламентам (ТР ТС), действующим в странах Таможенного Союза (России, Армении, Казахстане, Киргизии, Белоруссии).

Отсутствие декларации соответствия и других обязательных сертификатов наказывается административными штрафами. Товар могут конфисковать, а предпринимателю выписать запрет на ведение деятельность на срок до 3 месяцев. За фальсификацию документов предусмотрена уголовная ответственность.

Подробно об актуальных санкциях читайте далее.

Требования и основные нормативы

Термин «сертификация» является общим и может подразумевать как непосредственно сертификацию, так и декларирование соответствия. Это схожие процедуры, которые отличаются субъектом ответственности и тем, как выглядит итоговый разрешительный документ.

Декларирование и сертификация, в свою очередь, могут проходить в двух разных системах оценки соответствия: системе ГОСТ Р и системе ТР ТС. Следовательно, типов обязательных документов всего 4: декларация ГОСТ Р, декларация ТР ТС, сертификат ГОСТ Р, сертификат ТР ТС. Есть нюанс: декларация всегда обязательна, сертификат может быть как обязательным, так и добровольным.

О том, какие конкретно товары подлежат обязательной оценке соответствия, говорится в нормативных документах. Соответствующие списки продукции содержатся в перечнях ТР ТС и в Постановлении № 982.

Вот основные нормативы, касающиеся порядка сертификации и ответственности за отсутствие разрешений:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».
  • КоАП РФ (№ 195-ФЗ).
  • Профильные регламенты ТР ТС.

Какие санкции предусмотрены?

За нарушение правил сертификации, обязательных требований предусмотрены наказания в виде штрафов. В том случае, если нарушение допущено повторно, в результате производства, распространения продукции ненадлежащего качества пострадали потребители, нанесен вред окружающей среде, в отношении нарушителя могут быть применены санкции в виде «удвоенных» штрафов, конфискации товара, компенсации морального вреда, уголовной ответственности.

За что и в каком размере предусмотрены административные штрафы?

Ответственность за торговлю с нарушениями

Санкции за реализацию товаров ненадлежащего качества или с нарушением установленных законом требований (ст. 14.4 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • За повторное правонарушение (2000-5000 рублей)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (3000-10000 рублей)
  • За повторное правонарушение (7000-15000 рублей)

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • За повторное правонарушение (15000-30000 рублей (+возможна конфискация товара))

Компания (юр. лицо)

  • За однократное правонарушение ( 20000-30000 рублей)
  • За повторное правонарушение ( 30000-50000 рублей (+возможна конфискация товара))

Ответственность за нарушение техрегламентов

Санкции за нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП):

Гражданин:

  • За однократное правонарушение (1000-2000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 2000-4000 рублей (+возможна конфискация)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 4000-5000 рублей (+конфискация)

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение (10000-20000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 20000-30000 рублей
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей

Индивидуальный предприниматель:

  • За однократное правонарушение (20000-30000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 30000-40000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 40000-50000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 300 000-600 000 рублей (+возможна конфискация товара)
  • За повторное правонарушение, если нанесен вред здоровью, жизни потребителя 700000-1000000 рублей либо приостановление деятельности до 90 суток (с обязательной конфискацией)

Ответственность за недостоверное декларирование

Санкции за недостоверное декларирование соответствия (ст. 14.44 КоАП):

Должностное лицо:

  • За однократное правонарушение ( 15000-25000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 25000-35000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 35000-50000 рублей

Компания (юр. лицо):

  • За однократное правонарушение ( 100000-300000 рублей)
  • За недостоверное декларирование впервые выпускаемой продукции 300 000-500 000 рублей
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде 700000-1000000 рублей

Ответственность за нарушение порядка реализации

Санкции за нарушение порядка реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию (ст. 14.45 КоАП):

Должностное лицо:

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (20000-40000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • Суммы штрафов за неуказание в сопроводительной документации данных о сертификате или декларации (100 000-300 000 рублей)

Ответственность за нарушение правил маркировки

Санкции за нарушение правил маркировки товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия (ст. 14.46 КоАП):

Должностное лицо:

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию( 15000-25000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (30000-50000 рублей)

Компания (юр. лицо):

  • За маркировку знаками обращения и соответствия товаров, не прошедших обязательную сертификацию (100 000-300 000 рублей)
  • Если нанесен вред жизни или здоровью граждан, вред имуществу, окружающей среде (700 000-1000 000 рублей)

Ввоз продукции в Россию без сертификатов

Товар без надлежаще оформленных разрешительных документов, если они обязательны для данной продукции, не пройдет таможенный контроль. В любых спорных ситуациях будут значительные по времени простои груза, и предприниматель понесет материальные потери.

Допускается лишь ввоз образцов для проведения лабораторных исследований и последующего оформления разрешительных документов. При этом предприниматель обязан иметь на руках договор с органом по сертификации или испытательной лабораторией, в котором должно быть указано необходимое количество ввозимой продукции (в штуках, единицах массы или объема).

Уголовная ответственность за подделку документов

Фальсификация – это уголовно наказуемое преступление. Максимально возможное наказание по статье 327 УК РФ – два года лишения свободы.

Какие действия могут подпадать под уголовную статью? Занесение в бланк сертификата реквизитов продукции, не прошедшей испытания, подделка печатей органа по сертификации; внесение в подлинник информации о несертифицированном товаре путем дописок, подчисток, исправлений и т. д.

Куда обратиться, чтобы избежать штрафных санкций?

Оперативно заказать нужные сертификаты вы можете прямо сейчас в нашем центре сертификации:

  1. Вы подаете заявку в сертификационный центр «МосТест».

Далее наши специалисты:

  1. Проверят представленные документы на полноту комплектности и актуальность;
  2. Порекомендуют оптимальную схему оценки;
  3. Организуют лабораторные испытания, анализ производства (если необходимо);
  4. Заполнят разрешение по образцу или согласованному шаблону;
  5. Пройдут регистрацию в реестре Росаккредитации;
  6. Отдадут вам в срок готовые разрешения.

Какие документы потребуются:

  • устав, ОГРН, ИНН;
  • сведения о комплектующих;
  • протокол лабораторных испытаний (если исследования уже проводились);
  • ГОСТы, ТУ, регламенты (для резидентов ЕАЭС);
  • договор с производителем (для поставщика) и т. д.

Какие документы необходимы в вашем случае, узнайте у специалистов «МосТест». Даже в случае, если каких-то бумаг не хватает, вы сможете начать процедуру сертификации, а наши эксперты соберут недостающие документы самостоятельно.

Получите бесплатную консультацию уже сейчас!

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *