Ндд

5 (100%) 1 vote

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — этот налог обязаны платить те, кто добывает полезные ископаемые из недр земли. Используемая ставка зависит от вида полезного ископаемого, трудности его добычи и некоторых других условий. Для того, чтобы правильно платить налог и отчитываться по нему, нужно знать о его основных особенностях.

Оглавление
1. О налоге
2. История налога
3. Как платить налог и отчитываться по нему
4. Как точно определить налоговую базу
5. Отчётность и оплата налога
6. Что включается в декларацию
7. Налоговый вычет

Что значит налог НДПИ

Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.

Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.

История налога НДПИ

Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.

В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:

  1. Постоянный;
  2. Пропорциональный;

Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).

В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.

Как платить налог и отчитываться по нему

Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:

  1. Добыча полезных ископаемых.
  2. Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
  3. Разработка технологий добычи.
  4. Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
  5. Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.

Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.

В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:

  1. Добыча полезных ископаемых из земли.
  2. Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.

В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:

  • каменный уголь;
  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ;
  • сланцы;
  • антрациты;
  • торф;
  • руды металлов;
  • драгоценные природные камни;
  • радиоактивные вещества;
  • некоторые другие виды полезных ископаемых;

НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:

  1. Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
  2. Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
  3. Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
  4. Если происходит добыча из собственных отвалов.
  5. Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
  6. При получении метана из угольных пластов.

Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:

  1. Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
  2. Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
  3. Песчано-гравийные породы.
  4. Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
  5. Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
  6. Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.

Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.

  • Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
  • Физические и юридические лица — в чём их различия;

На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:

  1. В Красноярском крае это объём добытых многокомпонентных руд.
  2. При добыче углеводородного сырья учитывается количество продукции в натуральных единицах измерения.
  3. В остальных случаях учитывается стоимость.

В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.

Как точно определить налоговую базу

Если добытые полезные ископаемые были проданы, то сумма НДПИ будет определяться исходя из стоимости. Но если этого не произошло, должны быть использованы расчётные цены. Они состоят из следующих частей:

  1. Прямые затраты. В них включаются средства, непосредственно потраченные на добычу. Сюда включаются материальные расходы, оплата труда, амортизация оборудования. Хотя обычно понятно, что должно входить в этот список, плательщик должен составить точный перечень видов затрат, которые он учитывает. Эти затраты распределяются на всю продукцию в конце налогового отчётного периода, а учитываются при расчётах только те, которые соответствуют рассматриваемой партии ископаемых.
  2. Косвенные затраты. Во время добычи необходимы дополнительные расходы для обеспечения работы основного производства. Они могут включать ремонт оборудования, геологоразведочные работы. На конец отчётного периода их распределяют, а ту часть, которая приходится на эту партию продукции добавляют для расчёта налоговой базы.

Перечень видов затрат может включать только те, которые считаются таковыми при расчёте налога на прибыль. Количество добытых ископаемых определяется в единицах объёма или массы. Для определения расчётной цены нужно разделить стоимость понесённых затрат на объём или вес добытой продукции.

Отчётность и оплата налога НДПИ

Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.

При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.

При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.

При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.

При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.

Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.

Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.

Что включается в декларацию НДПИ

При сдаче используется специальный бланк. Его форма была утверждена в 2015 году. Документ состоит из нескольких разделов:

  1. Указание вида подземных ископаемых и его кода.
  2. Расчёт налоговой базы с указанием понесённых расходов.
  3. Указание суммы налога за отчётный месяц с описанием расчёта.

По каждому участку, на котором происходит добыча, данные указываются отдельно.

На начальной странице необходимо подробно указать реквизиты организации. В случае, когда в течение одного или нескольких месяцев добычи не происходило, подача декларации является обязательной. При этом в поданном документе в соответствующих графах ставят ноль. В этом случае сдают начальный лист с реквизитами организации и первый раздел.

Если среднесписочная численность за год не превышает 100 человек, то электронная форма подачи является обязательной. В остальных случаях плательщик может выбирать между ней и бумажным документом.

Налоговый вычет по НДПИ

При оплате налога может применяться налоговый вычет. Это возможно в тех случаях, если в числе затрат, учтённых при расчёте рассматривались те, которые сделаны в целях увеличения безопасности работников. Вычет образуется при условии, что данные затраты относятся к уже выплаченным суммам налога.

Он может использоваться одним из двух способов:

  1. В соответствующем объёме уменьшается налоговая база.
  2. При выплате налога на указанную сумму уменьшаются налоговые обязательства.

Способ использования выбирает плательщик налога.

Заключение

При добыче полезных ископаемых нужно платить НДПИ. Первый месяц — это тот, в котором фактически начались работы. Расчёты за каждый вид ископаемых имеют свои особенности, которые необходимо знать плательщику.

19 июля президент РФ подписал закон о пилотном введении налога на дополнительный доход (НДД) с 2019 года — его нефтяные компании с нетерпением и надеждой ждали двадцать лет. «Сибирская нефть» разбиралась в том, какие преимущества получат нефтяники от нового налогового режима и почему он так важен для успешной разработки новых активов

Первые редакции законопроекта о переходе на налогообложение финансового результата от добычи углеводородного сырья были подготовлены еще в далеком 1998 году при разработке проекта Налогового кодекса РФ. За все время рассмотрения концепция нового налогового режима видоизменялась несколько раз — от введения НДД с прогрессивной ставкой в зависимости от значения Р-фактора (соотношение накоп­ленных доходов к затратам) до введения налога на финансовый результат (НФР), представляющего из себя аналог налога на прибыль с полным отказом от взимания ключевого для государственного бюджета налога — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Из-за разногласий между государственными ведомствами относительно параметров НДД реформа нефтяной отрасли несколько раз откладывалась.

И вот наконец по итогам практически 20-летнего периода обсуждение концепции ­нового налогового режима завершено. Утвержден итого­вый вариант системы налогообложения финансового результата на базе уплаты НДД, параметры которой согласованы бизнес-сообществом и профильными министерствами. Что же из себя представляет утвержденный режим НДД и чем он отличается от других фискальных платежей в нефтедобыче?

В режиме дохода

Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на дополнительный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (см. врез). Это принципиальное отличие от НДПИ — новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной.

Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то НДД предполагает сохранение НДПИ, но в пониженном размере (в среднем на 60%) в сравнении с общей действующей налоговой ставкой. Кроме того, для участков недр, расположенных в новых регионах и относящихся к так называемым гринфилдам, предусмотрен льготный период уплаты НДПИ. Он предполагает, что в первые годы (до истечения 7 лет для гринфилдов в новых регионах или 2 лет для гринфилдов в традиционных регионах с года, следующего за началом промышленной добычи) ставка НДПИ снижена на величину до 60 и 50% соответственно. Таким образом, в рамках НДД происходит перераспределение налоговой нагрузки с этапа начала промышленной разработки месторождения на этап выхода проекта на окупаемость понесенных затрат. Также в режиме НДД отменяется действие сформированного за последние 10 лет лоскутного одеяла налоговых льгот по НДПИ.

Инесса Яшнева,
начальник налогового департамента «Газпром нефти»:

Пилотное введение НДД — это одно из самых долгожданных событий для российской нефтяной отрасли. Переход к новой налоговой системе назрел давно, схожие по ­своей механике режимы показали свою эффективность во многих нефтедобывающих странах. От результатов апробации НДД будет зависеть будущее налогообложения отрасли, поэтому выбранным пилотным проектам будет уделяться особое внимание со стороны государства.

Компания активно участвовала в обсуждении основных параметров НДД и положений проектов законодательных актов с целью снятия неопределенностей, связанных с применением нового фискального режима, и учета интересов «Газпром нефти». Новая система начнет действовать уже с 2019 года. Это ставит перед нами амбициозную цель быстрой адаптации методологии, бизнес-процессов и учетных систем к новым налоговым реалиям.

НДД имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с действующей налоговой системой. В отличие от налога на добычу НДД основан на показателе дополнительного дохода (по сути — прибыли), объективно отражающем реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения (лицензионного участка). Новый налог учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения: по мере истощения месторождения снижается доход и размер налога. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а по­сле­дую­щее налогообложение соответствует показателям доходности. В случае высокомаржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно создаются условия для реализации высокозатратных проектов. Кроме того, за счет снижения налоговой нагрузки до момента окупаемости проектов высво­бо­жда­ются дополнительные средства. Таким образом, НДД стимулирует инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи, что в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год.

Стоит также отметить, что режим НДД в принятой конфигурации не предполагает стимулирование разработки запасов газа и сохраняет налоговую нагрузку по НДПИ для этой категории запасов. То есть применение НДД для участков с преимущественно газовыми запасами может повлечь ухудшение экономической эффективности разработки. Поэтому, принимая во внимание возможность перехода нефтяного проекта со временем в газовую фазу, в новой налоговой системе предусмотрена возможность отказа от дальнейшего применения НДД в случае превышения доли остаточных запасов природного газа 50% относительно суммарных запасов углеводородов.

Расчет НДД

Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).

При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи всех углеводородов, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.

Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.

Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.

Тестовый периметр

На период апробации нового фискального режи­ма установлен закрытый перечень пилотных участков, в отношении которых возможно применение НДД. Выделено несколько групп пилотов — традиционные и новые месторождения Западной Сибири, а также месторождения новых регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспий) (см. рис.). В традиционных регионах нефтедобычи (ЯНАО, ХМАО, Коми, Тюменская область) выбрано 46 пилотных участков, право пользования которыми в большинстве случаев предоставлено крупнейшим неф­тяным компаниям в РФ. Для новых регионов четкого перечня участков, которые начнут применение НДД с 1 января 2019 года, не установлено, прописаны лишь критерии по выработанности и регионам, а порядок перехода на НДД конкретных участков предполагает волеизъявление недропользователей. В портфеле «Газпром нефти» представлены пилоты всех групп участков.

Условия перехода на НДД в рамках тестового периода

Условное деление пилотов на четыре категории обусловлено порядком перехода участков на НДД и установленными особенностями налогообложения. В частности, наиболее привлекательные условия установлены для участков из новых регионов добычи (1–2 группы). Так, для этих активов применяется освобождение от уплаты экспортной пошлины и региональная льгота по НДПИ на нефть в течение семилетнего периода с года, следующего за началом промышленной добычи. Кроме того, в указанный льготный период все понесенные фактические расходы могут быть учтены без ограничения на установленный в налоге лимит. Учитывая, что многие участки недр разрабатываются уже не первый год, для обеспечения возможности максимального учета понесенных исторических затрат предусмотрено определение исторического убытка по НДД начиная с 2011 года.

Для пилотных участков 4-й группы (новые месторождения в Западной Сибири) также установлены схожие стимулирующие меры в виде применения льготы по НДПИ на нефть и отсутствия лимитирования фактических расходов в течение двухлетнего периода с года, следующего за началом промышленной добычи, а также учет исторических расходов начиная с 2007 года. Для пилотов 3-й группы (браунфилды Западной Сибири) подобные преференции не пред­у­смо­трены ввиду уже зрелой стадии разработки запасов.

Расчет ставки НДПИ на нефть

Масштабные перспективы

Стоит ли ждать дальнейшего увеличения количества пилотов в новых регионах нефтедобычи? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Сейчас обсуждается только расширение периметра пилотов по 4-й группе за счет увеличения суммарной квоты для всех участков по начальным извлекаемым запасам нефти с 51 до 150 млн т. Возможность включения других крупнейших нефтедобывающих регионов (в частности, Оренбургской и Томской областей) будет зависеть от результатов мониторинга экономической эффективности введения НДД как для бюджета, так и для недропользователей.

Для бюджета целью будет рост фискальных поступлений в долгосрочной перспективе от прироста добычи за счет открытия и освоения новых месторождений нефти и вовлечения в разработку нерентабельных в действующей налоговой системе запасов на уже открытых месторождениях. Для недропользователей ключевым ориентиром станет повышение рентабельности зрелых месторождений и новых проектов за счет учета геологических и технологических особенностей их разработки.

Первые итоги внедрения НДД можно будет подводить только через несколько лет. ­Сегодня же нефтяники надеются, что НДД в пилотном режиме оправдает все возложенные на него цели и ожидания и получит возможность распространения на всю нефтяную отрасль. А также позволит за счет мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики (такие, как производство материалов и оборудования, сервисные услуги и пр.) обеспечить устойчивое функционирование экономики страны в целом в долгосрочной перспективе.

Архивное фото Фото: Reuters

Москва. 16 сентября. INTERFAX.RU — Правительство России одобрило отмену некоторых льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего рассчитывает в 2021 году получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.

По словам участников рынка, об отмене льгот на добычу сверхвязкой нефти они узнали из новостей. В публичной плоскости также не звучало таких предложений. Расходы у бюджета растут, а источников для доходов ввиду резкого падения цен на нефть и сделки ОПЕК+ меньше.

Известно было лишь о недовольстве Минфина результатами первого года эксперимента по переходу на уплату налога на добавленный доход (НДД) — вместо уплаты всех других налогов (хотя НДПИ при этом учитывается). Базой для исчисления НДД является расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче нефти на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д. Налоговая ставка НДД составляет 50% от доходов от продажи нефти за минусом расходов на разведку, добычу и транспортировку нефти на каждом лицензионном участке.

Теперь же недовольное НДД министерство предлагает отменить льготы, уменьшающие налоговую базу для НДД, и перейти на его уплату.

Верните недополученное

Еще прошлой осенью Минфин предупреждал, что недоволен ходом эксперимента НДД — выпадающие доходы в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли. Предполагалось, что добывающая и, соответственно, налогооблагаемая база за счет этого увеличится.

И вот в разгар всеобъемлющего кризиса из-за пандемии замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что НДД — возможно, самая большая ошибка за время его работы в Минфине: бюджет недополучил 213 млрд рублей в 2019 году.

«В 2017 году, когда мы обсуждали НДД, нам говорили — это очень правильный режим, вырастут инвестиции. Мы ввели его на 10% добычи, но инвестиции не увеличились ни на рубль. У топ-5 нефтяных компаний абсолютно никак не изменились инвестиции, разница — ноль. А вот дивиденды за это время выросли в два раза — на 500 млрд рублей», — сказал он.

Сазанов заявлял, что министерство планирует подготовить изменения в режим, чтобы в будущем избежать выпадающих доходов и вернуть потерянные в 2019 году доходы через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий.

Сначала в публичной плоскости прозвучало лишь намерение Минфина запретить уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%), снижение индексации исторических убытков с 16,3% до 7% в год начиная с 2020 года, а также сокращение размера вычитаемых расходов. Действующую ставку расходов в размере 7,14 тыс. руб. на тонну, которая должна быть повышена до 9,52 тыс. руб. с 2021 года, предлагается оставить неизменной до 2024 года, после чего повысить только до 8,6 тыс. руб.

При этом предполагалось, что основные потери понесут «Газпром нефть» и «Роснефть», месторождения которых входят во вторую группу НДД (объем добычи 26 млн тонн добычи в год). Однако пострадают и другие крупные нефтяники: законопроект ухудшает условия налога для всех групп месторождений. На месторождения на НДД приходится около 50 млн тонн в год, или 10% от добычи нефти в РФ.

Эти меры, по оценке Минфина, должны были принести в бюджет дополнительно 87,8 млрд руб. в 2021 году и 55,6 млрд руб. в 2022 году — в целом примерно 200 млрд руб. за три года

В результате главы нефтяных компаний, как это часто водится, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не менять утвержденные параметры НДД и НДПИ до 2025 года. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов.

В письме также говорилось и о новой инициативе Минфина — пересмотре понижающего коэффициента к ставке НДПИ для выработанных месторождений. Льготы по выработанности — самые крупные во всей налоговой системе и распространяются более чем на 100 млн тонн ежегодной добычи. Сейчас понижающий коэффициент к НДПИ применяется на основании данных о начальных извлекаемых запасах на начало 2006 года, Минфин же хочет актуализировать эти данные. По оценке нефтяников, пересмотр данных о запасах увеличит налоговую нагрузку на 140 млрд руб. в год.

Путин поставил на письме резолюцию профильному вице-премьеру Юрию Борисову «рассмотреть и представить предложения.

Никогда, пожалуйста, на Белый дом не жалуйся

Однако как снег на голову в сентябре нефтяникам вместо послаблений упало новое предложение, которое выглядит не альтернативным, а, скорее, дополняющим: отменить льготы по НДПИ и пошлине на сверхвязкую нефть. Вместо этого, сказал глава Минфина Антон Силуанов, нефтяникам предлагается перейти на уплату НДД.

Причем еще вчера эти предложения были приняты на правкомиссии по законотворческой деятельности, а уже сегодня правительство РФ их одобрило.

Из законопроекта не исчезло упоминание о частичном запрете переноса убытков — только за счет этой меры правительство рассчитывает получить в 2021 году 100 млрд рублей.

В неформальных беседах представители отрасли лишь пожимают плечами, давая понять, что предложения по сверхвязкой нефти ни с кем особо не обсуждались.

В «Роснефти», «ЛУКОЙЛе» и «Татнефти», которые пользуются льготой по сверхвязкой нефти, не ответили на просьбу прокомментировать инициативу Минфина.

«Вы знаете, что мы ввели ограничение зачета убытков прошлых лет по параметрам 50%, примерно также, как и по налогу на прибыль, поменяли коэффициенты к НДПИ, чтобы нам обеспечить за счет этого источника порядка 100 млрд рублей. По НДПИ тоже договорились пересмотреть ряд льгот, которые, на наш взгляд, носят неэффективный характер», — пояснил после заседания правительства глава Минфина.

«Речь идет о выработанных месторождениях, о месторождениях с вязкой и сверхвязкой нефтью. Да, это вызывает определенные вопросы у нефтяных компаний, но смысл какой — предоставлялись эти льготы, особенно по выработанным месторождениям, не учитывая реальную степень выработанности, брали информацию по учету 2006 года, не было актуализации», — посетовал он.

«Сейчас говорим о том, что это нужно сделать — отменить льготы по выработанности и определенные льготы по экспортным пошлинам. То же самое по вязким и сверхвязким. Там большие льготы, доля таких месторождений около 1% от всей добычи. Даже в условиях сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках договоренности с ОПЕК, тем не менее, даже на этих сложных месторождениях идет активная добыча, потому что там льготы действуют, а на обычных месторождениях, где нет льгот, не добывается», — сказал Силуанов.

«Договорились поменять порядок предоставления льгот по таким месторождениям, связанным со сложной добычей, и предложить им перевести добычу на условия НДД», — сообщил глава Минфина.

Комментируя пересмотр пошлин, Силуанов сказал: «Там ряд льгот по экспортной пошлине, которые нами предусмотрены, в первую очередь по зрелым месторождениям».

«Поэтому, когда речь идет о таком глобальном пересмотре налоговых расходов, преференций, логика наша заключается в том, что льготы должны стимулировать новые инвестиции. Мы видим, что, предоставляя эти льготы, никаких инвестиций новых не происходит. Поэтому такой подход будет реализовываться, если предоставляем льготу, берем обязательства компании по инвестированию. Если не видим, что льгота как-то работает на новые вложения, рабочие места, считаем, что такую льготу нужно отменять. Поэтому по экспортной пошлине будет отменяться льгота по зрелым месторождениям. Мы оцениваем дополнительные поступления от этой меры порядка 30 млрд рублей», — заметил он.

Попрошу делать взносы!

По словам Силуанова, Минфин рассчитывает на дополнительные доходы «по НДПИ по отмене льгот по вязкой нефти — около 80 млрд рублей». «По выработанным месторождениям взамен на НДД — порядка около 100 млрд рублей. По НДД в целом — порядка 80 млрд рублей планируем получить дополнительных доходов», — добавил он.

Льгота по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть была введена в 2012 году сроком на 10 лет, то есть должна закончить свое действие через год и три с половиной месяца.

Нефтяники опасались, что из-за новых предложений Минфина снизятся инвестиции, а затем и добыча. Похоже, вместо этого ведомство само решило отрегулировать, где снизятся инвестиции и добыча. У «Татнефти» в 2019 году добыча сверхвязкой нефти составила 3370,2 тыс. тонн, включая 2735,1 тыс. тонн на Ашальчинском и некоторых других месторождениях. По данным компании, экономия от снижения суммы налогов на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском, а также на некоторых других месторождениях за 2019 год составила 39 млрд руб. по сравнению с 29 млрд руб. за 2018 год. Всего «Татнефть» добывает около 30 млн тонн нефти в год, ее прибыль в 2019 году по МСФО составила 192 млрд рублей.

«ЛУКОЙЛ» в своих отчетах говорит о применении льгот для пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения сверхвязкой нефти в Тимано-Печоре, а также сверхвязкого Ярегского месторождения.

«Роснефть» перечисляет в числе льгот, применяемых к компании, и льготу для сверхвязкой нефти.

«Важно помнить, что бюджет — это финансовый документ, но это документ не о цифрах, а о людях, это документ, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей в нашей стране. Отсюда пакет налоговых законов, которые позволяют обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика. Отсюда и наше видение налоговой политики», — попытался усыпить бдительность нефтяников премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на заседании правительства, посвященному корректировке бюджета.

«Вот лишь некоторые из наших предложений. Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход (НДД — ИФ) при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции», — сказал также премьер.

Повысить налоговую нагрузку правительство предполагает и за счет майнинга. «Роснефть» это поприветствовала.

«В условиях серьезного сокращения поступлений в бюджет Российской Федерации и необходимости исполнения обязательств государства в социальной сфере действия правительства РФ и Минфина России по поиску дополнительных источников бюджетных доходов являются логичными и заслуживающими поддержки. Надеемся, что решения, которые будут приняты, покажут их сбалансированность и направленность на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе», — заявила «Роснефть», отвечая на запросы СМИ о поправках в НК.

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Налог на добавленный доход представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2018 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

— размеры вычета налога;

— порядок его уплаты;

— вместо НДПИ придет на смену НДД — налог на добавленный доход нефтепродукции.

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2018 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.

МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о внесении в Налоговый кодекс РФ изменений по корректировке параметров налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, а также об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Документ был инициирован правительством РФ. Госдума рассмотрит законопроект на заседании 22 сентября.

«Реализация положений, предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых, приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет около 100 млрд рублей и порядка 90 млрд рублей в год по НДПИ», — сказано в финансово-экономическом обосновании к проекту закона.

В пояснительной записке уточняется, что законопроект определяет размер удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 года, тогда как раньше он устанавливался на срок до 2021 года. С 1 января 2024 года он составит 8 600 рублей.

Кроме того, будет расширен перечень участков недр «3 группы» налогового режима за счет выработанных месторождений Северо-Кавказского федерального округа, а также на территории Сахалинской области. Расширяется и перечень участков недр «4-й группы».

Также проектом федерального закона предлагается отменить с 1 января 2021 года налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти.

«Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета», — сказано в документе.

Об НДД

Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД — эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *