НДС база

Для чего используется налоговая нагрузка по НДС

Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Итак, в отношении НДС в письме рассматриваются 2 расчетных показателя:

  • удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы. Напомним, ФНС ежеквартально выкладывает на своем сайте показатели для расчета безопасной доли вычета по регионам;

Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2019-2020 годах?».

  • налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.

В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.

Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.

Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.

См. также: «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 году (формула)».

Расчет налоговой нагрузки по НДС

В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.

1. БВ – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.

2. БЭ – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

3. НУ – сумма НДС к уплате в бюджет – сумма по строке 040 раздела 1.

Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.

1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

НУ / БВ × 100.

2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

НУ / (БЭ+БВ) × 100.

Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.

Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.

Показатели, влияющие на налоговую нагрузку по НДС

Исходя из формулы расчета, показателями, влияющими на величину налоговой нагрузки по НДС, являются величина налоговой базы и сумма НДС, начисленная к уплате по декларации.

Величина налоговой базы по НДС определяется следующими факторами:

1. Величиной оборота от реализации. Чем больше оборот от реализации, тем больше величина налоговой базы.

2. Наличием операций по реализации, не являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148 НК РФ) или освобождаемых от налогообложения НДС (ст. 149 и 150 НК РФ). Наличие таких операций уменьшает величину налоговой базы.

3. Наличием операций по реализации с применением налоговой ставки НДС 0%. Наличие таких операций влияет на величину налоговой базы в конкретном налоговом периоде за счет отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки и подтверждения права на применение организацией ставки 0%. Наличие этого несоответствия, кроме того, приводит к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за один и тот же налоговый период.

4. Наличием операций по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд организации. Наличие данных операций увеличивает размер налоговой базы.

5. Наличием оборотов по поступившим от покупателей авансам. Авансы полученные увеличивают величину налоговой базы.

См. также материалы:

  • «Как определить налоговую базу по НДС (момент определения)?»;
  • «НДС по авансовым платежам: примеры, проводки, сложные ситуации»;
  • «Какой порядок учета и вычета НДС при строительстве основных средств?».

Факторы, влияющие на сумму НДС, подлежащего уплате

Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.

При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:

1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.

2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия?».

3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».

4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?»

6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.

8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.

Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.

См. также: «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Итоги

Все перечисленные факторы оказывают достаточно сложное влияние на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Правильное понимание механизма этого влияния позволит организации привести обоснованные доводы в поддержку правильности данных, содержащихся в декларации по НДС, и еще на этапе дачи дополнительных письменных пояснений снять вопросы, возникшие у налоговых органов из-за несоответствия показателей налоговой нагрузки, рассчитанной по формуле, приведенной в приложении 7 к письму ФНС России от от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, критериям благополучной в отношении налоговой нагрузки организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Под обложение НДС попадают все операции по передаче товаров, услуг, имущественных прав, проводимые возмездно, то есть за плату, а также некоторые безвозмездные операции, определяемые НК РФ. Рассмотрим порядок определения и момент определения налоговой базы по НДС.

Как определяется налоговая база по НДС

Налоговая база по НДС — это совокупная стоимость по всем операциям продажи и авансам, полученным от покупателей.

В соответствии с НК РФ, существуют несколько видов объектов, подлежащих обложению НДС:

  • операции реализации, в том числе, безвозмездные, производимые на территории РФ;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • передача продукции, товаров, имущественных прав на территории России;
  • операции на основе комиссионных, агентских и поручительских договоров;
  • ввоз товаров на территорию страны, и др.

В базу для НДС включаются:

  • стоимость товара по рыночной цене;
  • сумма полученных авансов.

Понятие рыночной цены означает, что его цена должна соответствовать «вилке» цен на идентичные товары. Чаще всего, указанная в договоре цена по умолчанию считается рыночной.

Особенности определения налоговой базы

В зависимости от вида деятельности организации, существуют нюансы в формировании налоговой базы по НДС.

Для компаний, занимающихся продажей покупных товаров, налоговую базу НДС по операциям подлежащим налогообложению можно определить по формуле:

У предприятий, реализующих товары собственного производства, схема усложняется за счет возникновения затрат на покупку сырья, расходные материалы и т. д. Здесь возникают вычеты НДС по приобретению у поставщиков, уменьшающие базу налогообложения.

При раздельном учете НДС, то есть при облагаемых и необлагаемых операциях и (или) применении различных ставок налога, налоговая база формируется отдельно по каждому виду операций, относящихся к определенной категории.

Для СМР и работ для собственного пользования налоговой базой считается совокупная стоимость всех работ и товаров. Обязательное условие при этом — расходы на собственные нужны не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в качестве базы для расчета налога принимается:

  • таможенная стоимость ввозимых товаров. Определяется в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ;
  • таможенные пошлины;
  • акцизы для подакцизных товаров.

В случае проведения операций в пользу третьих лиц, к которым относятся операции по агентским, комиссионным и договорам поручительства, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода в виде агентских вознаграждений, дополнительного дохода, превышения возмещения затрат над фактическими, и т. д.

Момент определения налоговой базы

Моментом возникновения налоговой базы по НДС является момент, когда произошло одно из событий:

  • отгрузка товара покупателю;
  • передача имущественных прав;
  • для товаров, которые не транспортируются — переход собственности;
  • оплата (полная или частичная) в счет будущих поставок, и др.

Например, оплата покупателем товара, который еще фактически не отгружен, означает возникновение обязательств по начислению в бюджет НДС с аванса.

Если организация выполняет работы для собственных нужд (допустим, СМР), то моментом возникновения налоговой базы считается последнее число налогового периода. Для экспортных операций момент возникновения — последний день квартала, в котором были собраны все документы.

Пример определения налоговой базы по НДС при проведении СМР для собственных нужд

Если предприятие производит работы (товары, услуги), предназначенные для собственного потребления, то моментом возникновения налоговой базы является непосредственно момент передачи продукции (оказания услуг).

Допустим, ООО «Илона» занимается производством мебели. Для собственного использования было выпущено 10 стульев, которые планируется поставить в офисе. Фактическая стоимость одного стула составила 700руб. Стоимость реализации такого стула в прошлом налоговом периоде составила 1 000руб., без учета НДС.

Следовательно, 700руб. * 10 стульев = 7 000руб. — фактическая стоимость выпущенных стульев. Эта сумма не включается в расходы с точки зрения налога на прибыль, то есть появляется объект налогообложения по НДС.

Для того чтобы вычислить базу для обложения НДС, берем стоимость, по которой стулья реализовывались в прошлом периоде: 1000руб. * 10 стульев = 10 000руб.

Вычисляем сумму НДС, подлежащую уплате: 10 000 * 18 % = 1 800руб.

Новые лимиты по численности сотрудников и доходам

Комментируемый закон увеличивает предельно допустимые значения доходов и средней численности работников, при которых можно оставаться на УСН (см. табл. 1).

Алгоритм проверки соблюдения лимитов прежний.

  1. Определить доходы (согласно ст. 346.15 НК РФ и подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ) по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря. Подсчет производится нарастающим итогом с начала года.
  2. Найти среднюю численность работников за квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Вычисления производятся согласно пунктам 75-81 указаний, утв. приказом Росстата от 27.11.19 № 711.
  3. Если доходы и (или) средняя численность на любую из указанных дат превышает соответствующий лимит, право на УСН теряется с начала квартала, в котором произошло превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Подайте уведомление о переходе на УСН, ведите учет и сдавайте отчетность через интернет Подать заявку

ВНИМАНИЕ

Предельно допустимое значение выручки ежегодно индексируется. Это правило сохранится в новой редакции Кодекса. В 2020 году коэффициент-дефлятор равен 1 (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.16 № 243-ФЗ). Значение на 2021 год будет установлено отдельно.

Таблица 1

Лимиты доходов и численности работников, позволяющие оставаться на УСН

Показатель

Предельно допустимое значение

До конца 2020 года

С января 2021 года (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции)

доходы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год

150 млн. руб.

200 млн. руб.

средняя численность сотрудников за квартал, полугодие, 9 месяцев, год

100 человек

130 человек

Изменение ставок

Действующие значения

Сейчас ставки единого «упрощенного» налога не зависят от размера дохода. Ставки равны:

  • для объекта налогообложения «доходы» — 6%;
  • для объекта налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Новые значения

В 2021 году и далее ставки станут дифференцированными.

За период, в котором доходы не превысили 150 млн. руб., и средняя численность персонала не превысила 100 человек, ставки остаются на прежнем уровне: 6% и 15% соответственно.

Начиная с квартала, в котором доходы (посчитанные нарастающим итогом с начала года) оказались более 150 млн. руб. и (или) средняя численность работников оказалась более 100 человек, нужно применять повышенные ставки:

Ведите учет и рассчитывайте налог по УСН с 2020 года по новым правилам Попробовать бесплатно

С квартала, в котором доходы превысили 200 млн. руб. и (или) средняя численность сотрудников оказалась выше 130 человек, налогоплательщик теряет право на УСН.

СПРАВКА

Как быть, если уже в первом квартале доходы «упрощенщика» превысили 150 млн. руб. и (или) средняя численность персонала превысила 130 человек? В такой ситуации повышенную ставку (8% или 20%) нужно применять с первого квартала и до конца года. Либо до момента, когда право на УСН утрачено. Это следует из новой редакции статьи 346.20 НК РФ.

Как считать налог и авансовые платежи по новым правилам

В новой редакции статьи 346.21 Кодекса приведены формулы для случая, когда в середине года доходы попали в диапазон «более 150, но менее 200 млн. руб.». Или средняя численность сотрудников попала в диапазон от 101 до 130 человек.

Чтобы посчитать налог, нужно сделать шаги.

Шаг 1. Найти облагаемую базу за период, предшествующий кварталу, в котором доходы превысили 150 млн. руб., или средняя численность работников превысила 100 человек. Эту базу умножить на «обычную» ставку: 6% или 15%.

Шаг 2. Вычислить облагаемую базу за весь налоговый период. От нее отнять базу, полученную при выполнении шага 1. Найденное число умножить на повышенную ставку: 8% или 20%.

Шаг 3. Сложить итоговые цифры, полученные при выполнении шага 1 и шага 2.

Авансовый платеж считается аналогичным образом. Если пороговые показатели (150 млн. руб. и (или) 100 человек) превышены, нужно складывать две величины, рассчитанные до и после превышения.

Бесплатно рассчитать авансовый платеж по УСН в веб‑сервисе для ИП и небольших ООО

ВНИМАНИЕ

В обновленной редакции пункта 3 статьи 346.21 НК РФ есть один пробел. Там сказано: в случае, когда пороговые показатели не превышены, при расчете авансовых платежей за тот или иной период нужно учитывать авансовые платежи за предыдущие периоды. Если же пороговые показатели превышены, данное правило не действует. Но, как нам кажется, это чисто технический недочет. На самом деле учет ранее исчисленных авансовых платежей нужно делать всегда, независимо от достижения показателей 150 млн. руб. и 100 человек.

Пример

ООО «Ёлочка» применяет упрощенную систему с объектом «доходы». Показатели доходов, полученных компанией в 2021 году, приведены в таблице 2. Средняя численность работников в каждом отчетном периоде 2021 года — менее 100 человек.

Таблица 2

Доходы ООО «Ёлочка» в 2021 году

Поскольку доходы «Ёлочки» за полугодие 2021 года не превысили 150 млн. руб., в период с января по июнь организация применяла ставку 6%.

Авансовый платеж по итогам I квартала составил 5,1 млн. руб.(85 млн. руб. х 6%).

Авансовый платеж по итогам полугодия составил 3,3 млн. руб.((140 млн. руб. х 6%) – 5,1 млн. руб.).

Доходы за 9 месяцев 2021 года составили 190 млн. руб., т.е. оказались более 150 млн. руб. Превышение произошло в III квартале. Значит, к части налоговой базы, равной 50 млн. руб.(190 — 140), нужно применять ставку 8%. Учитывая, что доходы за 9 месяцев не превысили 200 млн. руб., «Ёлочка» сохранила право на «упрощенку».

Авансовый платеж по итогам 9 месяцев составил 4 млн. руб.(((140 млн. руб. х 6%) + ((190 млн. руб. – 140 млн. руб.) х 8%)) – 5,1 млн. руб. – 3,3 млн. руб.).

Доходы за 2021 год составили 220 млн. руб. Это больше, чем лимит 200 млн. руб. Превышение произошло в IV квартале. Следовательно, с октября 2021 года ООО «Ёлочка» утратило право на применение УСН.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 17 декабря 2018 г.

Объектом налогообложения по НДС признаются операции:

Но не всякий объект облагается НДС. Поэтому сначала нужно определить, что облагается НДС, а что нет, и только потом можно переходить к подсчету налоговой базы.

Налоговая база по НДС в общем случае – это стоимость реализованных (переданных, ввезенных) товаров, облагаемых НДС, без включения в нее суммы налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Налогооблагаемая база НДС

При реализации товаров в налоговую базу по НДС включается (п. 1 ст. 154 НК РФ):

  • стоимость товаров исходя из рыночных цен без учета НДС. По умолчанию считается, что цена, установленная договором, и есть рыночная;
  • суммы полученных авансов с учетом НДС.

Также налоговая база определяется как стоимость товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ):

  • при их реализации в рамках товарообменных операций;
  • при их реализации на безвозмездной основе;
  • при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю;
  • при передаче товаров в целях оплаты труда в натуральной форме.

Своя формула расчета налоговой базы применяется при реализации товаров, учтенных с НДС. К примеру, товары приобретались для использования в деятельности, не облагаемой НДС, и входной налог был включен в стоимость товара. Тогда база считается так (п. 3 ст. 154 НК РФ):

Реализация таких товаров облагается НДС по расчетной ставке 18/118 (с 01.01.2019 — 20/120) или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Налоговую базу по НДС необходимо определять по итогам каждого налогового периода – квартала (ст. 163 НК РФ). В нее включаются операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС, у которых момент определения налоговой базы попадает на соответствующий квартал (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Момент определения налоговой базы по НДС

При реализации товаров момент определения базы определяется на одну из дат, которая наступила раньше (п. 1 ст. 167 НК РФ):

  • дата поступления аванса в счет предстоящих поставок. Если покупатель перечислит аванс, то продавцу понадобится дважды считать налоговую базу – на дату поступления аванса и на дату отгрузки товара (п. 14 ст. 167 НК РФ).
  • дата отгрузки (передачи) товара. Ею признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика (Письмо ФНС от 01.10.2015 N ГД-4-3/17114@). Если же товар доставляется по частям, то дата отгрузки – это дата составления первичного документа при отгрузке последней его части (Письмо Минфина от 13.01.2012 N 03-07-11/08).

Таким образом, обязанность по исчислению НДС возникает у продавца независимо от момента перехода права собственности на товар (Письмо Минфина от 06.10.2015 N 03-07-15/57115).

При выполнении работ момент определения налоговой базы для целей НДС – это дата подписания акта сдачи-приемки работ (Письмо Минфина от 02.02.2015 N 03-07-10/3962).

Подсчет налоговой базы

НК РФ установлено несколько ставок по НДС. Налоговая база считается отдельно по каждой группе операций, облагаемых по одной ставке (п. 1 ст. 153 НК РФ).

В налоговую базу включается выручка от реализации, полученная как в денежной форме, так и в натуральной. Все то, что получено в натуральной форме, учитывается по оценочной стоимости (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Кроме того, в определенных случаях налоговая база должна быть увеличена на полученные продавцом суммы, связанные с расчетами за товар (ст. 162 НК РФ). НДС с этих дополнительных сумм считается по расчетной ставке 18/118 (c 01.01.2019 20/120) или 10/110 в зависимости от того, по какой ставке облагалась сама операция (п. 4 ст. 164 НК РФ). А если операция облагалась по ставке 0%, то и суммы, связанные с оплатой товаров, тоже облагаются по ставке 0% (Письмо Минфина от 16.04.2014 N 03-07-08/17462).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *