Норма электроэнергии

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы потребления

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Нормы потребления электроэнергии для особых случаев

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Порядок расчёта

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В каких случаях назначается оплата по нормативом при установленном электросчётчике

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Некоторые тарифные нормативы на человека для регионов РФ

Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.

Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.

Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.

Социальные нормативы

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;(Читайте статью: Сколько потребляют обогреватели)
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лампочек)

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Электричество является продуктом, который от производителя через энергетические компании поставляется потребителям. Сотрудничество осуществляется на основе договоров, в которых прописывается их предмет, обязанности и права сторон, стоимость единицы товара и объем его предоставления. Поскольку ресурсы страны ограничены, установлен норматив потребления электроэнергии для проживающих в разных условиях категорий населения. Введение мер ограничения способствует более эффективному расходу электричества за счет уменьшения его потребления и установки более совершенных приборов учета.

Зачем нужен норматив потребления электроэнергии

Социальные нормы потребления электроэнергии

Норма электричества вводится там, где отсутствуют зарегистрированные и установленные специалистами счетчики. Так как в этом случае гражданам нет необходимости экономить, государством устанавливается минимальная норма потребления электроэнергии на одного человека с использованием повышающего коэффициента. В результате возникает ситуация, когда потребитель должен платить больше, чем получил фактически. Все это способствует тому, что граждане стремятся поставить учетные устройства, а затем начать экономить, что положительно сказывается на бюджете страны в целом и экологии в частности, так как снижение выработки энергии уменьшает объем вредных выбросов в окружающую среду.

Существует и такое понятие, как социальные нормы расхода электроэнергии. Они распространяются на объекты, которые оборудованы счетчиками. Среднемесячный расчет проводится на одного человека, проживающего в квартире или частном доме.

Разбиты нормативы потребления электрической энергии на такие диапазоны:

  1. Действующий в отношении льготной категории населения. Таким гражданам предоставляется 100 кВт со скидкой 25-90 % в зависимости от имеющейся льготы.
  2. Первый диапазон. Он отсчитывается от льготного, если он есть, или от нуля. Оплата начисляется по тарифу, установленному для населенного пункта, района, области.
  3. Повышенные диапазоны. Цена за единицу энергии возрастает через каждые 200-300 кВт. Коэффициент увеличения может доходить до 2,0.

Расчет по нормативу за электроэнергию производится по двум направлениям. Если установить прибор учета невозможно по техническим причинам (ветхое состояние строения, износ коммуникаций) и имеется акт обследования, применяются минимальные ставки. Когда причиной является отказ жильцов, коммунальные службы используют максимальные тарифы.

Порядок и правила потребления электричества закреплены в законодательной базе, которая состоит из федеральных законов, постановлений правительства, нормативных актов региональных органов власти.

Основные документы, на которые нужно опираться при разработке юридической базы на местах:

  • ФЗ № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Органам управления даны полномочия в рамках, ограниченных законом, варьировать тарифы с учетом имеющейся инфраструктуры, экономической ситуации и климатическими условиями.

Основные положения

Метод определения социальной нормы

Установленные социальные нормы потребления действуют только в отношении оплаты. Потребитель имеет право потреблять столько энергии, сколько ему необходимо для ведения хозяйства и создания комфортных условий для жизни. Однако цена за единицу потребленного электричества будут расти прогрессивно.

Размер объема поставки характеризуется такими факторами:

  • равенство для всех слоев потребителей;
  • исходная составляющая для проведения расчета цены;
  • использование исключительно в бытовых целях.

Эта система была введена для создания справедливых условий для пользователей с различным уровнем жизни. В среднем по стране электроэнергия поставляется по цене ниже себестоимости. Если для бедных слоев это нормально, то обеспеченные люди пользуются такой дотацией незаслуженно.

Чтобы устранить данную диспропорцию, была введена ступенчатая система тарификации. Суть ее заключается в том, что хозяева элитного жилья, потребляющего много ресурсов, будут платить по тарифу, превышающем действующие для основного населения страны нормативы.

На 2019 установлены такие размеры тарифов для коммунального хозяйства:

  • базовый — до 300 кВт;
  • повышенный — 300-500 кВт;
  • экономически обоснованный — свыше 500 кВт.

Согласно статистическим данным, сегодня средний расход на одну точку подключения составляет 225 кВт/мес.

Средний расход электроэнергии в квартире за месяц

При расчете среднего расхода электроэнергии учитывается наличие или отсутствие подвода газа для приготовления пищи

Этот показатель рассчитывается и корректируется ежегодно на уровне Правительства и местными органами власти в регионах.

Норма определяется такими параметрами:

  • наличие и состояние счетчика;
  • сколько комнат в помещении;
  • общая жилая площадь;
  • количество членов семьи;
  • есть ли в строении общедомовой прибор учета;
  • величина ОДН (общедомовых нужд), которая определяется количеством ресурсов для нежилых площадей;
  • подвод газа для приготовления пищи;
  • использование электроустановок для обогрева;
  • место расположения здания (город или сельская местность).

Расчет осуществляется по количеству прописанных в жилплощади людей отдельно для одиноких граждан и семьи. Для тех, кто живет один, норма составляет 95-135 кВт в месяц в зависимости от региона проживания и уровня развития технологий поставки энергии. Для семей норматив будет рассчитываться в арифметической прогрессии исходя из уровня газификации жилья. При этом учитывается насколько новое строение. В современных зданиях установлено энергосберегающее оборудование, что снижает размер ОДН на 15-20 % в год.

Плюсы такого подхода:

  1. Учет интересов малообеспеченных категорий граждан, удельный вес которых в стране велик. Зажиточные люди могут потребить неограниченное количество ресурсов, но и заплатят по повышенному курсу.
  2. Улучшение системы субсидий за счет увеличения сборов с богатых потребителей.
  3. Снижение нагрузки на ЛЭП и внутридомовые коммуникации.

Недостаток системы расчета электроэнергии по нормативу в том, что она ликвидирует некоторые льготы и не учитывает интересы владельцев старого жилья, где нет возможности установить современные приборы учета.

Размер потребления электричества по регионам

Данный показатель может сильно отличаться, так как условия проживания граждан различаются не только по климатическим факторам, но и по уровню субсидий и дотаций, которые может выделить местный бюджет. Кроме этого, величина выделяемых ресурсов определяется средним уровнем заработной платы по региону.

Максимальные социальные нормы на месяц:

Город Один человек Семья
1 Москва 95 145
2 Санкт-Петербург 140 190
3 Волгоград 125 175
4 Вологда 95 145
5 Ростов-на-Дону 135 185
6 Казань 125 175
7 Новосибирск 110 155
8 Омск 100 165
9 Казань 105 125
10 Самара 100 140
11 Ярославль 80 110
12 Барнаул 175 235
13 Тюмень 135 210

Нормы имеют большой разброс, который обоснован экономически. Как пример: уровень жизни в Алтайском Крае самый низкий в Федерации. Исходя из этого жителям этого региона предоставляется самая высокая норма. Кроме этого, учитывается, что регион практически не газифицирован, для приготовления пищи и отопления используются электрические приборы.

Нормативы потребления электроэнергии на человека без счетчика

Нормативы потребления электроэнергии без счетчика

Начисление оплаты при отсутствии счетчика за поставляемую энергию осуществляется по двум тарифам:

  1. При наличии акта обследования и признания помещения аварийным — по базовым нормам.
  2. При отсутствии акта — по экономически обоснованным.

В зависимости от площади жилья на одного человека выделяется 70-100 кВт в месяц. Для каждого последующего добавляется еще 50-70 кВт. Стоимость единицы энергии устанавливаются компаниями для каждого региона индивидуально.

Рассчитать месячную оплату за полученные услуги можно по формуле:

А= Б x В x Г, где:

  • Б — количество жильцов;
  • В — норма потребления на человека (кВт/мес.);
  • Г — тариф на электроэнергию (руб/кВт).

Если прописанный жилец надолго покидает недвижимость, следует подать соответствующее заявление. Документ нужно подтвердить официальной бумагой о командировке, лечении, отметками о нахождении в другой местности.

Как можно уменьшить расход

Замена ламп накаливания на светодиодные значительно снизит количество потребляемой энергии

Грамотно организованная экономия электроэнергии позволит значительно уменьшить счета за ее потребление.

Существуют следующие способы сокращения использования ресурсов:

  1. Установить двухтарифный счетчик, включать мощные потребители в ночное время, когда цена в 2 раза ниже.
  2. Переставить холодильник в теневую зону, правильно выставить регулятор, не ставить в камеру горячие продукты.
  3. Поменять лампы накаливания на светодиодные аналоги.
  4. Установить в компьютер энергосберегающий блок питания.
  5. Не держать включенными в сеть приборы, которые используются эпизодически, расходуя энергию в режиме ожидания.

Грамотная экономия позволяет снизить расходы по счетам на 40-60 % при сохранении уровня комфорта проживания в доме.

Социальная норма потребления — это объем потребления электрической энергии, который оплачивается по льготной цене. Социальная норма энергопотребления введена в Красноярском крае как одна из мер по защите неимущих и малообеспеченных слоев населения. Если потребителю нет необходимости экономить и отказываться от энергоемких приборов, и он превышает социальную норму, то объем потребления сверх социальной нормы он оплачивает по стандартному тарифу. Социальная норма устанавливается местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ. В Красноярском крае таким органом является Министерство тарифной политики Красноярского края – структура Правительства Красноярского края.

Социальная норма потребления устанавливается на всё домохозяйство в целом. Под домохозяйством понимается квартира или частный дом. Размер социальной нормы потребления зависит от количества зарегистрированных граждан. В случае если в жилом помещении зарегистрирован один человек, социальная норма предоставляется в размере 110 кВт*ч. В том случае, если зарегистрировано два и более человек, социальная норма предоставляется в размере 75 кВт*ч на каждого зарегистрированного гражданина. Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками: в период с 15 сентября по 15 мая — 400 кВт*ч на домохозяйство в месяц, в иные периоды — 75 кВт*ч на каждого зарегистрированного человека в месяц. Законность установки электроотопительных приборов должна быть подтверждена наличием акта о технологическом присоединении, составленным и подписанным заявителем и сетевой организацией. При отсутствии зарегистрированных граждан по конкретному адресу оплата всего объема потребленной электроэнергии производится по тарифу сверх социальной нормы.

Льготы для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей при использовании социальной нормы не применяются.

При выявлении безучетного потребления расчет производится по тарифу сверх социальной нормы потребления.

Порядок установления и порядок расчетов за потребленную электрическую энергию с использованием социальной нормы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13.12.2005 № 273 «Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края».

См. также

Перерасчеты социальной нормы потребления

Расчет социальной нормы при пользовании многотарифным прибором учета

Социальная норма для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан

Социальная норма при расчете платы за услугу по содержанию общедомового имущества

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *