Нормативы услуг

О КАЧЕСТВЕ УСЛУГ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ

Н.В. Литвинова,
экономист, консультант;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

С каждым годом образовательные учреждения получают в свое распоряжение все более комфортные и современные здания. При этом существует немало учреждений, которые осуществляют свою деятельность в исторических зданиях, приспособленных для организации учебного процесса. Нередко образовательные учреждения арендуют необходимые им для занятий помещения. При этом основная деятельность учреждений – качественное выполнение возложенных на них полномочий в соответствующем секторе государственной экономики.
Очевидно, что затраты на содержание каждого такого учреждения будут различными, а требования к качеству оказываемых ими услуг – одинаковыми. При этом учредитель должен найти ответ на вопрос: какое же учреждение является наиболее эффективным?

Выбор метода

Напомним, что основой для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями являются нормативные затраты на оказание соответствующих услуг.
При расчете объемов финансового обеспечения на 2016 год учредителям следует руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2015 № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее – Приказ № 104н; Общие требования), который был разработан в соответствии с абз. 2 п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ.
Минфин России указанным приказом установил, что нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги, осуществление которой предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности:
— применяются при расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов);
— не могут приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и на плановый период) на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Кроме того, значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности, до начала срока формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждаются федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений.
В Приказе № 104н достаточно подробно описан порядок определения нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, осуществление которой предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности (далее – государственная (муниципальная) услуга).
При этом в пункте 8 Общих требований указано, что при определении базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги применяются нормы, выраженные в натуральных показателях, установленные нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги (далее – стандарт оказания услуги).
Обратите внимание! При отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, в отношении государственной услуги, оказываемой федеральными государственными учреждениями, нормы, выраженные в натуральных показателях, определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги при выполнении требований к качеству оказания государственной (муниципальной) услуги, отраженных в стандарте оказания услуги (далее – метод наиболее эффективного учреждения), либо на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу (далее – медианный метод).

Извлечения из

Административного регламента

10. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 1 к Административному регламенту) в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

11. При необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 календарных дней, о чем уведомляется заявитель.

12. Срок направления документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, — в течение 3 рабочих дней со дня подписания справки о наличии (отсутствии) судимости либо отказа в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

27. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 минут.

Максимальный срок ожидания в электронной очереди при подаче заявления в электронной форме в виде запроса о предоставлении государственной услуги составляет 1 рабочий день со дня поступления заявления.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

28. Заявления, поданные на личном приеме в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, регистрируются в течение 15 минут с момента их подачи.

Прием и регистрация заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги

54. Датой регистрации заявления, полученного на личном приеме в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, является дата приема заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.

Датой регистрации заявления, направленного через ЕПГУ или МФЦ, является дата его поступления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.

55. Срок выполнения административной процедуры составляет 15 минут.

Отказ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости

64. Основанием для начала административной процедуры является выполнение административной процедуры, предусмотренной подпунктом 49.2 пункта 49 Административного регламента.

65. Оформление отказа в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости осуществляется должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости.

69. Срок выполнения административной процедуры при подаче заявления на личном приеме составляет не более 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, при подаче заявления в электронной форме — в течение 1 рабочего дня с момента регистрации заявления.

Оформление справки о наличии (отсутствии) судимости

81. Справка о наличии (отсутствии) судимости в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью начальника ФКУ «ГИАЦ МВД России» (ИЦ), его заместителя или должностного лица, уполномоченного начальником ФКУ «ГИАЦ МВД России» (ИЦ) на подписание справок о наличии (отсутствии) судимости.

82. Срок выполнения административной процедуры составляет до 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

89. Срок хранения справки о наличии (отсутствии) судимости на бумажном носителе составляет 3 месяца с даты регистрации заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

М. Е. Смолева
Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 4/2015

Минфин сделал очередной шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Чиновники разработали примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировали, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина. Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги – обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.

Норматив на оказание услуги

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;

3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180, в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта – на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6.

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива – нормативные затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства.

Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

2 = 3 / 4

Тренер

0,25

Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства – 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер

Инструктор-методист

0,05

В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов

Далее рассчитываются нормативные затраты на оплату труда:

Наименование ресурса (штатной единицы)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

4 = 2 х 3

Тренер

0,25

590 000

147 500

В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм

Инструктор-методист

0,05

470 000

23 500

Итого

171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу – нормативные затраты на приобретение материальных запасов. Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе.

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Наименование ресурса (материальный запас)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

2 = 3 / 4

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

0,01

Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

0,01

Синтезатор с подставкой (комплект)

0,01

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов:

Наименование ресурса (материальный запас)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Срок использования ресурса (лет)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

5 = 2 х 4 / 3

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

0,1

1 000

В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

0,1

4 000

133,3

Синтезатор с подставкой (комплект)

0,1

10 000

Итого

1 148

Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования. Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп – 10, число человек в группе – 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Далее определяются нормативные затраты на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 х 225 = 13 000 (руб. в год на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате.

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год. Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги – 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Далее рассчитываем нормативные затраты на указанный персонал: 1 200 000 / 262 800 х 365 = 1 667 (руб. в год на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям:

1) стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);

2) нормы использования ресурсов – учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);

3) сроки использования ресурса;

4) затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).

По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.

Письмо Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 (далее – Рекомендации № 02-01-09/49180).

Раздел «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Анализ объемов оказываемых услуг осуществлен на основании материалов годовых бухгалтерских отчётов, оперативного и статистического учёта предприятия. При этом учитывались также результаты личных исследований и наблюдений во время преддипломной практики.

Основными задачами анализа объёма оказываемых услуг ООО «Стройсвязьсервис» являются:

— определение динамики роста и степени выполнения плана по объему и ассортименту реализации (услуг);

— выявление факторов и причин отклонений фактических значений показателей от предшествующего периода;

— оценка структурных сдвигов в составе услуг и их влияния на показатели хозяйственной деятельности.

Анализ объемов реализации продукции предприятия за 2012 год в сравнении с 2011 годом показан в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

Анализ динамики изменения объема оказываемых услуг, тыс.руб.

Показатель 2011 г. 2012г % выполнения
Монтажные работы 4432,0 4503,0 101,6
Проектные работы 4923,0 5000,0 101,6
Работы по прокладке сети и установке оборудования 8956,0 8120,0 90,7
Итого 18311,0 17623,0 96,2

Приведенные данные показывают, что наблюдается снижение объемов реализации услуг в 2012 году в сравнении с данными за 2011 год на 3,8%, которое рассчитано по формуле%:

Тр=Qр1:Qр2х100,

где: Тр- темп роста объемов реализации;

Qр1, Qр2-соответственно объемы реализации услуг за 2012 и 2011 годы;

Тр=17623/18311х100=96,2(%)

Проведенный анализ объемов оказываемых услуг в динамике показывает, что рост объемов наблюдается по проектным и монтажным работам. По работам, связанным с прокладкой сетей и установке оборудования наблюдается падение объемов работ, что связано с усилением конкуренции и ростом стоимости работ у ООО «Стройсвязьсервис».

Динамика объемов реализации по видам услуг в 2012 году в сравнении с фактом 2011 года представлена на рисунке 2.2.1.

Рис. 2.2.1. Динамика объемов реализации по видам работ

Проведенный анализ показывает падение спроса на услуги компании.

Анализ выполнения плана за 2012 год представлен в таблице 2.2. Анализ производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического объема реализации услуг 2012 года, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый объем реализации услуг (услуги, выполненные сверх плана или не предусмотренная планом, не зачитывается в выполнение плана по ассортименту).

Таблица 2.2.2.

Анализ выполнения плана по видам услуг за 2012 год,тыс.руб.

Наименование Объем реализации, тыс. руб. Процент вып. плана, % Объем услуг, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
план факт
Монтажные работы 101,2
Проектные работы 100,0
Работы по прокладке сети и установке оборудования 90,2
Итого 95,5

Одноименный коэффициент равен: 17570/18450=0,952. Приведенные данные анализа показывают, что предприятие неравномерно в 2012 году выполнило план по всем видам услуг- наблюдается невыполнение плана по работам по прокладке сети и установке оборудования. Это связанно со снижение объема оказания услуг по телефонизации. Анализ структуры объема услуг представлен в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3.

Анализ структуры объема услуг

Структура услуг предприятия в 2012 году в сравнении с 2011 годом, представленная в таблице 2.2.3, свидетельствует о небольших изменениях удельного веса всех видов услуг в общем объеме реализации.

Наблюдается снижение удельного веса по работам по прокладке сети и установке оборудования за счет увеличения удельного веса проектных и монтажных работ.

Далее проведем расчеты по определению количественных значение резервов увеличения объема реализации. Расчёт влияния количественных и качественных факторов, влияющих на объём реализации услуг показан таблицами 2.2.4. и 2.2.5.

Таблица 2.2.4.

Анализ динамики трудовых показателей, влияющих на объем услуг

Данные таблицы 2.2.4 показывают при приросте численности на 2 человека в 2012 году снижение рост выработки на 1 работающего на 16,6 %, что вызвано, в том числе снижением общего объема реализации услуг.

В таблице 2.2.5 видим снижение выработки годовой, дневной и часовой и рост количества отработанных дней 1 работников в 2012 году.

Проведем факторный анализ снижения выработки в расчете на 1 человека в 2012 году в сравнении с 2011 годом.

Таблица 2.2.5.

Анализ влияния трудовых факторов на выпуск продукции.

Факторная модель:

Вг= Вч.хЧас.хД

где:

Вг.- годовая выработка,тыс.руб./чел

Вч.-среднечасовая выработка 1 работающего,

Час.-продолжительность рабочего дня,час.

Д-количество дней,отработанных 1 работающим, дн.

Изм.Вг=Вчо.хЧас.о.хДохЧо- Вчб.хЧас.б.хДбхЧб,

Где:

Изм.Вг-изменение годовой выработки в 2012 году в сравнении с 2011 годом,

Вчо;Часо;До-показатели отчетного (2012) года;

Вчб.;Час.б;Дб- показатели базового (2011) года.

Расчет влияния факторов:

1.Влияние за счет изменения часовой выработки.

1Изм.Вч= Вчо.хЧас.б.хДб- Вчб.хЧас.б.хДб=

=0,68х8х215-0,82х8х215=-239,1(тыс.руб./чел.)

2.Влияние за счет изменения количества отработанных дней.

2Изм.Д= Вчо.хЧас.б.хДо — Вчо.хЧас.б.хДб=

=0,68х8х216-0,68х8х215=5,44(тыс.руб./чел.)

3.Влияние за счет изменения продолжительности рабочего дня.

Влияния нет, ввиду того, что продолжительность дня одинакова в отчетном и базовом периоде.

Всего прирост годовой выработки : -239,1+5,44=-233,7(тыс.руб./чел.)

Проведенный анализ позволяет отметить, что наибольшее влияние на снижение годовой выработки оказало изменение часовой выработки 1 работника. Предприятию необходимо направить усилия на рост объемов оказываемых услуг(выполняемых работ).

Порядок финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий (далее – обеспечения госзаданий) устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Постановление Правительства РФ № 640), принятое в конце июля, утверждает порядок формирования госзадания и его финансового обеспечения в отношении федеральных учреждений. В соответствии с этим документом субъекты РФ и муниципалитеты будут создавать свои порядки формирования госзадания.

Госзадание может включать в себя как оказание услуг, так и выполнение работ. Рассмотрим особенности нормирования того и другого.

Обеспечение госзадания по оказанию услуг

Объем обеспечения госзадания по оказанию услуг будет определяться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, которые установит орган-учредитель.

Нормативные затраты на оказание конкретной услуги рассчитываются на основе базового норматива затрат. Как следует из абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ, базовые нормативы затрат на оказание госуслуг разрабатывают федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), руководствуясьобщими требованиями к определению нормативных затрат. Эти общие требования устанавливают ФОИВ, осуществляющие функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (те, что формируют базовые (отраслевые) перечни).

Например, Приказ Минприроды РФ от 25.06.2015 № 279 утверждает общие требования к определению нормативных затрат на оказание госуслуг в установленной сфере. Требования касаются услуг и работ, включенных в базовые (отраслевые) перечни Минприроды по видам деятельности «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения», «Лесное и водное хозяйство», «Охрана окружающей среды».

Эти требования применяются при расчете объема субсидии государственным (муниципальным) учреждениям, которые осуществляют воспроизводство и использование природных ресурсов, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения, лесного и водного хозяйства, охраны окружающей среды.

Базовый норматив затрат будет определяться исходя из затрат, необходимых для оказания госуслуги. Он должен гарантировать соблюдение всех показателей качества оказания госуслуги, а также учитывать показатели, отражающие отраслевую специфику (содержание, условия (формы) оказания услуги), установленные в базовом (отраслевом) перечне (п. 17 Постановления Правительства РФ № 640).

И, как мы уже говорили, эти базовые нормативы служат основой для расчета органом-учредителем нормативных затрат на оказание конкретной услуги, оказываемой подведомственным бюджетным учреждением.

Положение абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ в части определения нормативных затрат на оказание услуг с учетом общих требований применяется при расчете объема финансирования начиная с госзаданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). То есть при расчете объема обеспечения госзадания при определении нормативных затрат на оказание услуг на указанный период должны обязательно учитываться общие требования, установленные к тому времени соответствующими министерствами и ведомствами.

Порядок финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание госуслуг

Обеспечение госзадания по выполнению работ

Стоимость работ, в отличие от стоимости услуг, как правило, рассчитывается индивидуально. Поэтому при определении объема обеспечения выполнения задания нормативные затраты на выполнение работ применяются по решению учредителя, а утверждение общих требований для расчета, по аналогии с услугами, не обязательно.

Нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема обеспечения выполнения госзадания. Учредитель устанавливает порядок определения этих затрат, а также утверждает их значения (п. 28, 32 Постановления Правительства РФ № 640). Нормативные затраты на работы могут быть обычными и упрощенными. Главное, чтобы они раскрывали себестоимость работы. То есть, как следует из п. 29Постановления Правительства РФ № 640, они рассчитываются на работу в целом или на единицу объема работы, например, на ее цикл, (если в госзадании установлены показатели объема выполнения работы).

Применение стандартов госуслуги при определении базового норматива затрат

При формировании госзадания и расчете объема обеспечения его выполнения на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов для определения базового норматива затрат на оказание услуги или выполнение работы будут применяться стандарты услуги. Это нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания госуслуги, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания госуслуг или выполнения работ в установленной сфере (п. 18, 31 Постановления Правительства РФ № 640).

Утверждение базовых нормативов затрат

Все базовые нормативы затрат утверждаются ФОИВ, утвердившим базовый (отраслевой) перечень, либо учредителем, но не позднее срока формирования госзаданий на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Минфин Приказом от 16.06.2014 № 49н определил виды деятельности, по которым уполномоченными ФОИВ должны быть сформированы базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ.

Существующие перечни будут откорректированы с учетом заявок о включении в них работ или услуг, выполняемых бюджетными учреждениями, но не указанных в этих перечнях. На основе перечней будут составлены списки государственных и муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Данные списки учитываются при формировании госзадания.

Далее будут утверждены нормативы затрат на все услуги и работы, включенные в базовые (отраслевые) перечни.

Для федеральных органов исполнительной власти Минфин Письмом от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 направил методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг (выполнение работ), а позднее, Письмом от 18.05.2015 № 02-01-09/28324, – примерную форму общих требований к определению нормативных затрат на оказание госуслуги.

Вот как выглядел отчет о проделанной работе на июль 2015 года по наиболее актуальным направлениям:

Ответственный ФОИВ

Базовый (отраслевой) перечень

Общие требования к определению нормативных затрат

Наименование вида деятельности

Содержит только работы

Минпромторг

Общественное питание

В рабочем порядке согласовано 02.06.2015

Минприроды

Воспроизводство и использование природных ресурсов

Утверждено 25.06.2015

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Мониторинг состояния окружающей среды, ее загрязнения

Лесное и водное хозяйство

Охрана окружающей среды

Минкультуры

Культура, кинематография, архивное дело

Утверждено 09.06.2015

Минздрав

Здравоохранение

В рабочем порядке согласовано 01.06.2015

Минкомсвязь

Связь, информатика и СМИ

+

Согласовывается

Минобрнауки

Образование и наука

Проекты на согласование не представлены

Молодежная политика

Минфин

Управление государственными (муниципальными) финансами и ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговое консультирование

+

В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется

Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и которые не отнесены к иным видам деятельности

Согласовывается

Минтранс

Транспорт и дорожное хозяйство

Согласовано 08.06.2015

Минэкономразвития

Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ним и государственный кадастровый учет объектов недвижимости

Проекты на согласование не представлены

Геодезия и картография

Предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП

Обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах

Обеспечение предоставления госуслуг в сфере интеллектуальной собственности

+

В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется

Роспотребнадзор

Защита прав потребителей

+

В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется

Минтруд

Соцзащита

Согласовывается

Содействие занятости

Согласовывается

МЧС

Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность и безопасность людей на водных объектах, ГО

+

В перечне отсутствуют услуги, утверждение не требуется

Минстрой

Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, градостроительная деятельность, строительство и архитектура

В рабочем порядке согласовано 03.06.2015

Минспорт

Физическая культура и спорт

Утверждено 22.05.2015

Нормативные затраты (затраты) будут учитываться при формировании обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

Обеспечиваться выполнение госзадания будет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, путем предоставления субсидии (п. 38, 39 Постановления Правительства РФ № 640).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *