Объект 01

Решение о порядке учета двух объектов основных средств в качестве единого инвентарного объекта может быть принято на основании заключения профильной комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. Заключение основывается на профессиональном суждении специалистов, технической документации. При этом необходимо принимать во внимание положения п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, о самостоятельности объектов (сооружений).

Поскольку фактически ни один объект учета не выбывает, дополнительных вложений (инвестиций) в существующие инвентарные объекты не производится, применение счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» при объединении основных средств в один инвентарный объект не вполне обоснованно.

Операции по созданию единого инвентарного объекта из нескольких основных средств инструкциями не предусмотрены, поэтому их необходимо согласовать в установленном порядке.

Объединение инвентарных объектов может быть отражено по аналогии с перемещением объектов основных средств между группами и (или) видами имущества или разукомплектацией.

В новых практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить объединение двух основных средств в один объект:

  • по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
  • по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств — признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

При наличии нескольких самостоятельных объектов, используемых совместно, но имеющих самостоятельное предназначение и жестко не привязанные к определенному объекту, они учитываются как отдельные инвентарные объекты (например, в составе оргтехники могут отдельно учитываться принтеры, процессоры и мониторы).

В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в организации.

Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.

Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств в электронном виде, разработанных на основе унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ от 2101.2003г №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, например; накладная на отпуск материалов на сторону, приходный ордер, сооружение, и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) приводятся основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о наличии амортизации.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора также открываются инвентарная карточка. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Синтетический и аналитический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Министерством финансов российской федерации и разработанных и утвержденных на предприятии.

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Что такое единый недвижимый комплекс (ЕНК)?

ЕНК – это совокупность зданий, строений и сооружений с единым назначением, которые неразрывно связаны между собой технологически и физически или расположены на одном земельном участке. К ЕНК можно отнести железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и др.

Для чего объединять объекты в единый комплекс?

Объединение связанных друг с другом объектов недвижимости в одно целое позволяет упростить процесс регистрации права на них, а также удешевить его. Один объект – один договор, одна госпошлина. Согласитесь, это куда лучше, чем уплачивать госпошлину отдельно за каждый объект комплекса?

Что необходимо знать, принимая решение объединить группу объектов в ЕНК? Какие минусы у объединения объектов в комплекс?

Так как ЕНК является единым объектом недвижимости, к нему применяются правила о неделимых вещах, законом не предусмотрена процедура выдела одного объекта из комплекса. Поэтому, в случае возведения дополнительных объектов на участке, владелец ЕНК столкнется с трудностями, а также не сможет продать один или часть объектов из комплекса.

Также, в случае, если ЕНК является предметом ипотеки, залог будет распространяться на все объекты комплекса.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01 в ред. Приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н). Так как ПБУ 6/01 не уточняет, что именно следует понимать под существенным отличием сроков использования, то в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации должны самостоятельно определить, какая разница между сроками полезного использования частей одного объекта основных средств является для них существенной.

Есть несколько вариантов, каждый из которых может быть зафиксирован в учетной политике:

  • — 5%-ный уровень существенности, предусмотренный п. 1 Приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н;
  • — критерий, по которому активы и обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные, предусмотренный п. 19 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • — части объекта относятся к разным амортизационным группам в Классификации основных средств по амортизационным группам, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1;
  • — любой иной обоснованный критерий.

Как отдельные инвентарные объекты основных средств должны быть учтены:

  • — капитальные вложения в земельные участки;
  • — капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
  • — капитальные вложения в объекты природопользования — вода, недра и другие природные ресурсы.

Капитальные вложения на коренное улучшение земель по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения.

Капитальные вложения в арендованный объект основных средств учитываются арендатором как отдельный инвентарный объект, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации. Организация аналитического учета основных средств по степени использования необходима, в частности, для раскрытия информации в форме N 5 об изменении стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

Таблица 2. Отражение основных средств в формах бухгалтерской отчетности

N п/п

Разновидность прав организации на основные средства

Форма отчетности, требующая отдельного указания (раскрытия) показателя

Основные средства, принадлежащие на праве собственности

Форма N 1

Основные средства, принадлежащие на праве собственности, используемые организацией

Основные средства, принадлежащие на праве собственности, сданные в аренду

Форма N 5

Основные средства, принадлежащие на праве собственности, переданные в безвозмездное пользование

Основные средства, принадлежащие на праве собственности, переданные в доверительное управление

Форма N 5

Основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Форма N 1

Основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении, используемые организацией

Основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении, сданные в аренду

Форма N 5

Основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении, переданные в безвозмездное пользование

Основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении, переданные в доверительное управление

Форма N 5

Основные средства, полученные организацией в аренду

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

Основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование

Основные средства, полученные организацией в доверительное управление

Обособленный баланс доверительного управляющего

Ни одна форма бухгалтерской отчетности не требует раскрытия информации об основных средствах, полученных организацией в безвозмездное пользование, тем не менее если на балансе организации не отражены основные средства, так как они все получены в безвозмездное пользование, у пользователей бухгалтерской отчетности может возникнуть вопрос: как же работает организация в таких условиях? Информация о том, что основные средства у организации имеются, но получены в безвозмездное пользование, требует в данном случае раскрытия в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Первоначальная оценка основных средств. Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях:

  • — приобретения, сооружения и изготовления за плату;
  • — сооружения и изготовления самой организацией;
  • — поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;
  • — поступления от юридических и физических лиц безвозмездно;
  • — получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;
  • — поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;
  • — поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.);
  • — в других случаях.

Говоря про бухгалтерский учет основных средств, мы не всегда отдаем себе отчет, что на самом деле речь идет не об абстрактном основном средстве, а об отдельных инвентарных объектах. Именно в виде отдельных объектов основные средства числятся на балансе предприятия.

Перед тем как организация начинает использовать объект основных средств в работе, его необходимо принять к учету, т.е. отразить на бухгалтерских счетах. Единица бухгалтерского учета основных средств – это инвентарный объект. Поэтому давайте разберемся, что же понимается в бухгалтерском учете под инвентарным объектом?

Что такое инвентарный объект?

Инвентарный объект основных средств это (п.6 ПБУ 6/01):

1. Объект со своими приспособлениями и принадлежностями. Например, автомобиль вместе с камерой, ободной лентой и набором инструментов, которыми он комплектуется в обязательном порядке.

2. Отдельный предмет, конструктивно обособленный, который предназначается для выполнения каких-то самостоятельных функций.

3. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов:

— один или несколько предметов с одинаковым или различным назначением;

— имеют общие принадлежности и приспособления;

— имеют общее управление;

— смонтированы на одном фундаменте;

— каждый предмет выполняет функции только в составе комплекса.

Когда у объекта несколько частей

Когда предмет один, то проблем не возникает. Для одного предмета однозначно устанавливается свой срок эксплуатации. Но что делать в том случае, если объект состоит из нескольких частей, которые различаются по срокам полезного использования? Учитывать как один инвентарный объект основных средств или несколько? Например, у знания, помимо собственно стен есть еще лифты, системы водоснабжения, электричества, канализации и т.п.

В бухгалтерском учете ответ дает п.6 ПБУ 6/01: если у отдельных частей сроки полезного использования различаются существенно, то эти части считаются за отдельные инвентарные объекты. Для этого в учетной политике установите критерий существенности, например, 6 месяцев.

Важно: независимо от сроков полезного использования неотделимые части зданий (системы канализации, водоснабжения, электричества и т.п.) включаются в состав объектов недвижимости (письмо Минфина от 21.04.2011г. №07-02-06/58).

Правила налогового учета

Обратите внимание, в налоговом учете действуют другие правила. Сроки службы отдельных частей комплекса не принимаются во внимание (письмо Минфина от 10.03.2011г. №03-03-10/18). Если элемент оборудования не может выступать в качестве самостоятельного средства труда (проще говоря – работать самостоятельно), то он включается в состав комплекса. Хотя есть случаи судебных решений, опровергающих мнение налоговиков, т.к. в НК понятия инвентарного объекта нет, а значит необходимо руководствоваться требованиями бухгалтерского законодательства.

О том, какие критерии применяются для признания имущества основным средством, . О том, как энергоэффективное оборудование поможет вам сэкономить по налогу на имущество,.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *