Объект концессионного соглашения

Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического развития местного самоуправления. Рациональное и эффективное использование находящихся в распоряжении органов местного самоуправления активов позволяет решать текущие задачи развития территории. Главная цель управления муниципальной собственностью — обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточностью финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей, повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность.

Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранение муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально — экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления. Одной из таких форм государственно-частного партнерства является концессия.

Термин «концессия» происходит от латинского понятия «concessio» (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Российский исследователь государственно-частного партнерства В. Г. Варнавский определяет концессию как «передача частной компании объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т. д. на определенных, закрепленных в договоре условиях, на возвратной и платной основе, в соответствии с концессионным законодательством».

Федеральный закон о Концессионных соглашениях № 115-ФЗ от 21.07.2005 создает правовую основу регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии.

Целью Федерального закона является «привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям»

Согласно статье 5 Федерального закона о Концессионных соглашениях № 115-ФЗ, сторонами концессионного соглашения являются:

1) Концедент — Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (орган местного самоуправления).

2) Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо

Концедент и концессионер руководствуются различными, практически противоположными целями: органы местного самоуправления выполняют основную задачу по удовлетворению потребностей общества, а целью концессионера является извлечение прибыли. В рамках соглашения достигается баланс по вопросу управления объектом концессии и достижения сторонами поставленных задач.

В своем исследовании Жукова Н.С предлагает схему концессионного механизма, который на наш взгляд отражает взаимодействие органов власти, частного инвестора, и потребителей услуг и товаров создаваемых концессионером в процессе осуществления деятельности по управлению объектом концессии.

Рис. 1 Схема функционирования концессионного механизма

Концессионное соглашение заключается посредством проведения конкурса. Концедент, действуя в интересах общества, предоставляет концессионеру на срок, определенный соглашением, права владения и пользования вновь создаваемым или реконструируемым недвижимым имуществом, которое является или будет являться в последствии объектом муниципальной собственности, на условиях обязательного инвестирования средств в объект концессии. При этом срок соглашения определяется с учетом объема инвестиций в создание и/или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, а так же других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Возврат затраченных инвестором средств происходит путем эксплуатации объекта концессии в коммерческих целях.

Выделим ряд особенностей концессионного соглашения, определенных законодательством:

— недопустимо изменение целевого назначения объекта, передача концессионером в залог или отчуждение имущества;

— риск повреждения или случайной гибели объекта концессионного соглашения возлагается на концессионера, если не оговорено иное;

— возможность страхования риска случайной гибели или повреждения имущества за счет концессионера;

Важным условием концессионного соглашения является концессионная плата, которая может вноситься не только в виде фиксированных платежей, но и в виде передачи концессионером части имущества в пользу муниципального образования, а так же доли продукции или доходов концессионера. Периодичность платежей, согласно законодательства, так же достаточно вариативна. Допускается внесение концессионной платы как на всем протяжении соглашения, так и в отдельные периоды. Не исключается и полное отсутствие платы по концессионному соглашению.

Контроль органами местного самоуправления осуществляется в рамках соглашения и без вмешательства в хозяйственную деятельность концессионера.

Концессия муниципальной собственности является, несомненно, перспективным способом решения задач и проблем социально-экономического развития муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Можно выделить следующие преимущества концессии для органов местного самоуправления:

­ привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования

­ обеспечение эффективного использования муниципального имущества

­ сохранение целевого назначения имущества

­ решение социальных задач за счет средств частных партнеров

­ наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса; планирование и контроль за его деятельностью

­ привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения муниципальных задач

­ создание новых рабочих мест

­ обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования

­ получение обществом более качественных услуг

­ передача рисков частным инвесторам

­ возможность возникновения права муниципальной собственности на движимое\недвижимое имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением

­ возможность поступления в муниципальную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением

К недостаткам концессионного соглашения в отношении муниципальной собственности относятся:

­ возможность перехода созданного или приобретенного в процессе реализации концессионного соглашения движимого\недвижимого имущества в собственность концессионера, если соглашением не предусмотрен переход в муниципальную собственность

­ приобретение концессионером прав собственности на продукцию и доходы, полученные в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением

Основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности, то есть данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации.

Однако на практике концессионные соглашения относительно объектов муниципальной собственности широко не распространены. Это связано с наличием большого количества объектов социально значимых для общества, но не приносящих доход и как следствие не привлекательных для инвестора. Такого рода ограничение в применении концессии является существенным недостатком.

Литература:

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Объект концессионного соглашения

Настоящая статья раскрывает перечень объектов концессионного соглашения, установленный законодательством, и описывает их особенности

Особенности объекта концессионного соглашения

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в качестве объекта концессионного соглашения могут выступать недвижимое или недвижимое и движимое имущество, которые связаны друг с другом технологически и предназначены для совершения деятельности, определенной концессионным соглашением. Объектом соглашения не могут быть услуги или иная деятельность в отношении определенного имущества.

В законе представлен закрытый перечень имущества, это означает, что объектом концессионного соглашения может быть только то имущество, которое прямо закреплено в законе как объект такого соглашения. Никакое иное имущество, не входящее в закрепленный законом список, не может являться объектом концессионного соглашения. Закрытость перечня гарантирует стабильность института концессии, а также ограничивает произвол со стороны власти.

Одной из особенностей объекта концессионного соглашения является то, что он свидетельствует о присутствии в договоре публичного интереса. Как правило, такие объекты носят инфраструктурный характер, то есть это такие вещи, которые создал сам человек, и которые предназначены для обеспечения его жизнедеятельности.

Как правило, объект концессионного соглашения, который требует реконструкции, должен быть в собственности концедента на момент совершения сделки. Также, передавая такой объект концессионеру, концедент должен убедиться, что данный объект свободен от прав других лиц на него.

Имущество, передаваемое по концессионному соглашению, должно отражаться на балансе концессионера и находиться отдельно от его собственного имущества. Относительно объекта концессионного соглашения концессионер производит самостоятельный учет, который он осуществляет вместе с исполнением обязательств по соглашению. Также на объект соглашения начисляется амортизация. Не допускается обращать взыскание по долгам концессионера на его права на объект соглашения.

Перечень объектов концессионного соглашения

Как уже говорилось, перечень объектов концессионного соглашения носит закрытый характер. Закон относит к объектам договора концессии следующее имущество:

1. Автодороги или участки автодорог. Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, который предназначен для передвижения транспорта, состоящий из отдельных земельных участков, которые входят в границы полосы отвода автодороги, а также из конструктивных элементов и дорожных сооружений, которые расположены над земельными участками, и представляющие собой ее технологическую часть.

Защитные дорожные сооружения. К ним относят сооружения, состоящие из элементов озеленения и исполняющие защитную функцию.

Искусственные дорожные сооружения. Они включают в себя сооружения, необходимые для движения транспорта, пешеходов, а также прогона скота в местах пересечения автодорог с другими автодорогами, водотоками, оврагами.

Производственные объекты. Производственные объекты представляют собой сооружения, которые эксплуатируются при капитальном ремонте, текущем ремонте, поддержании автодорог в рабочем состоянии. В производственные объекты входят элементы обустройства автодорог. Последние представляют собой устройства, регулирующие дорожное движение, остановки, места отдыха, пешеходные переходы, тротуары, места для стоянки, сооружения, которые выполняют функцию охраны автодорог, а также другие сооружения, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Объекты дорожного сервиса. К ним относят объекты капитального строительства, а также иные объекты, которые необходимы для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

2. Объекты железнодорожного транспорта. К ним относят ж/д транспорт общего пользования, ж/д транспорт необщего пользования, инфраструктура ж/д транспорта общего пользования, ж/д пути общего пользования, ж/д пути необщего пользования.

3. Объекты, входящие в состав трубопроводного транспорта. К ним относят систему газоснабжения, газораспределительную систему, различные газопроводы, магистральных трубопроводов.

4. Морские и речные порты, включая искусственные территории из земельных участков, гидротехнические сооружения портов, производственные и инженерные объекты инфраструктур. Морской порт представляет собой несколько объединенных объектов инфраструктуры морского порта, базирующихся на отдельных земельных участках и акваториях, которые ведут обслуживание судов рыбопромыслового флота, пассажирских суден, а также совершают необходимые действия с грузами, включая действия для их перевалки, и иных услуг, обыкновенно осуществляемых в морском порту, а также взаимодействие с другими видами транспорта. Речной порт представляет собой аналогичное морскому порту объединение сооружений, которое расположено на суше и акваториях внутренних вод, предназначенное для оказания услуг пассажирам и разного вида судам.

5. Морские и речные суда, суда смешанного плавания, а также суда, необходимые для проведения ледокольных операций, гидрографической, научной, исследовательской деятельности, паромные переправы, плавучие и сухие доки. Судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

6. Аэродромы или здания, сооружения, необходимые для осуществления взлета, руления, посадки и стоянки воздушных судов, а также авиационная инфраструктура, которая организует полеты гражданских и государственных воздушных судов, устройства, обслуживающие воздушное движение, навигацию, посадку и связь.

7. Объекты, входящие в состав производственной и инженерной инфраструктур аэропортов.

8. Гидротехнические сооружения. К ним относят:

  • туннели, плотины, насосные станции, сооружения гидроэлектростанций, каналы, судоходные шлюзы, водоспускные и водовыпускные сооружения, судоподъемники, водосбросные;
  • сооружения, защищающие от наводнений, разрушений дна водохранилищ и берегов, рек;
  • сооружения, представляющие собой дамбы, которые отграничивают места хранения жидких отходов сельскохозяйственных и промышленных предприятий;
  • устройства, защищающие от размывания каналов, а также иные сооружения, здания, устройства и другие объекты, которые необходимы для эксплуатирования водных ресурсов и предупреждения отрицательного воздействия жидких отходов и вод.

9. Объекты по производству, передаче и распределению тепловой и электрической энергии. Объекты электрической энергии представляют собой имущественные объекты, которые непосредственно используются в период производства, трансляции электроэнергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и реализации электроэнергии, включая объекты электросетевого хозяйства.

10. Системы коммунальной инфраструктуры, иные объекты жилищного хозяйства, включая объекты теплоснабжения, энергоснабжения и газоснабжения, централизованные системы горячего и холодного снабжения водой, системы водоотведения, обособленные элементы таких систем. Также к ним относят объекты, на которых обрабатывают, обезвреживают, утилизируют и размещают твердые коммунальные отходы, объекты, осуществляющие освещение территорий муниципальных районов, объекты, необходимые для осуществления благоустройства территорий, а также объекты, с помощью которых осуществляется социальное обслуживание граждан;

11. Метрополитен и прочий транспорт общего пользования.

12. Объекты здравоохранения, включая объекты, созданные для осуществления санаторно-курортного лечения.

13. Объекты культуры, образования, спорта, объекты, которые используются при организации отдыха граждан и туризма, другие социально-культурные объекты.

14. Объекты капитального строительства, созданные для осуществления хранения, складирования и ремонта имущества вооруженных сил РФ, объекты, входящие в производственные и инженерные инфраструктуры таких зданий, строений и сооружений.

15. Объекты производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, которые входят в установленный Правительством РФ перечень.

Мно­гие объ­ек­ты (здра­во­охра­не­ния, обра­зо­ва­ния, нау­ки, авто­мо­биль­ные и желез­ные доро­ги, поез­да, мор­ские и реч­ные суда и др.) пред­став­ля­ют боль­шую соци­аль­ную зна­чи­мость. Они при­над­ле­жат госу­дар­ству и не могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны. Тем не менее госу­дар­ство с целью при­вле­че­ния денеж­ных средств для стро­и­тель­ства, ремон­та, рекон­струк­ции дан­ных объ­ек­тов может заклю­чить дого­вор с част­ны­ми парт­не­ра­ми — кон­цес­сию. В реаль­но­сти же под кон­цес­сию на тер­ри­то­рии быв­ше­го Сою­за часто мас­ки­ро­ва­лась про­да­жа госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти оли­гар­хам. Кон­цес­сия — что это такое про­сты­ми сло­ва­ми?

Концессионные соглашения — что это такое?

Рас­смот­рим вна­ча­ле при­мер:

Допу­стим, субъ­ект РФ решил постро­ить плат­ный ско­рост­ной авто­бан, исполь­зуя инве­сти­ци­он­ные вло­же­ния. В объ­ем стро­и­тель­ства вхо­дят так­же все необ­хо­ди­мые дорож­ные соору­же­ния и объ­ек­ты для экс­плу­а­та­ции, обслу­жи­ва­ния и ремон­та доро­ги. Авто­бан вме­сте со все­ми вхо­дя­щи­ми в него объ­ек­та­ми дол­жен остать­ся в госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти. Меж­ду субъ­ек­том и инве­сто­ром заклю­ча­ет­ся согла­ше­ние, при кото­ром:

  • инве­стор обя­зу­ет­ся осу­ще­ствить стро­и­тель­ство доро­ги, вовре­мя её ремон­ти­ро­вать, под­дер­жи­вать в рабо­чем состо­я­нии в зим­ний и лет­ний пери­о­ды;
  • субъ­ект со сво­ей сто­ро­ны даёт пра­во инве­сто­ру на про­тя­же­нии опре­де­лен­но­го сро­ка вла­деть и поль­зо­вать­ся доро­гой, полу­чая от ее экс­плу­а­та­ции доход. По исте­че­нии сро­ка дого­во­ра, инве­стор утра­чи­ва­ет пра­ва вла­де­ния и поль­зо­ва­ния объ­ек­том.

Таким обра­зом, кон­цес­сия про­сты­ми сло­ва­ми — это пере­да­ча за день­ги вре­мен­ных или посто­ян­ных прав вла­де­ния и поль­зо­ва­ния иму­ще­ством, при­над­ле­жа­ще­го госу­дар­ству, част­но­му лицу.

Иму­ще­ство может быть толь­ко недви­жи­мым, или недви­жи­мым и дви­жи­мым (если дви­жи­мые объ­ек­ты необ­хо­ди­мы для обес­пе­че­ния экс­плу­а­та­ции недви­жи­мо­го иму­ще­ства).

Стороны концессии

  • Сто­ро­на-пра­во­об­ла­да­тель, пере­да­ю­щая пра­ва вла­де­ния и поль­зо­ва­ния иму­ще­ством дру­гой сто­роне за денеж­ное воз­на­граж­де­ние, назы­ва­ет­ся кон­це­ден­том. В роли кон­це­ден­та высту­па­ет госу­дар­ство, субъ­ект РФ или муни­ци­паль­ное обра­зо­ва­ние.
  • При­ни­ма­ю­щая сто­ро­на (ИП, ком­мер­че­ская орга­ни­за­ция) — это кон­цес­си­о­нер, кото­рый создав, рекон­стру­и­ро­вав, вве­дя в экс­плу­а­та­цию объ­ект, реги­стри­ру­ет пра­ва управ­ле­ния им с целью воз­ме­ще­ния вло­жен­ных средств.

Типы концессии в международном праве

В мире суще­ству­ют пять раз­ных схем кон­цес­сии:

  • Стро­и­тель­ство (Build) <->Управ­ле­ние (Operate) <-> Пере­да­ча (Transfer) (аббре­ви­а­ту­ра по пер­вым бук­вам ВОТ): кон­цес­си­о­нер стро­ит объ­ект и на вре­мя полу­ча­ет воз­мож­ность управ­лять им на пра­вах соб­ствен­ни­ка, после чего пере­да­ет его обрат­но кон­це­ден­ту.
  • Стро­и­тель­ство (Build) <-> Пере­да­ча (Transfer) <->Управ­ле­ние (Operate) (ВТО): постро­ив объ­ект, кон­цес­си­о­нер сра­зу пере­да­ет его кон­це­ден­ту, тот реги­стри­ру­ет пра­ва соб­ствен­но­сти и пере­да­ет иму­ще­ство обрат­но инве­сто­ру в управ­ле­ние.
  • Стро­и­тель­ство (Build) <->Вла­де­ние (Own) <-> Управ­ле­ние (Operate) (ВОО): по завер­ше­нию стр-ва объ­ек­та кон­цес­си­о­нер вла­де­ет им и управ­ля­ет неогра­ни­чен­ный пери­од вре­ме­ни (хотя соб­ствен­ни­ком явля­ет­ся госу­дар­ство).
  • Стро­и­тель­ство (Build) <->Вла­де­ние (Own) <-> Управ­ле­ние (Operate) <-> Пере­да­ча (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схе­ме выше, но пра­во вла­де­ния и управ­ле­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся на какой-то срок, после чего про­ис­хо­дит транс­фер объ­ек­та госу­дар­ству.
  • Покуп­ка (Buy) <-> Стро­и­тель­ство (Build) <-> Управ­ле­ние (Operate) (ВВО): част­ное юри­ди­че­ское лицо (кон­цес­си­о­нер) поку­па­ет объ­ект у госу­дар­ства, совер­шен­ству­ет, рекон­стру­и­ру­ет его и затем управ­ля­ет им. Фак­ти­че­ски — это уза­ко­нен­ная фор­ма про­да­жи госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти част­ным лицам.

Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ

Опре­де­ле­ние кон­цес­си­он­но­му согла­ше­нию дает ФЗ № 115 в ст. 3:

Кон­цес­сия в Рос­сий­ской Феде­ра­ции зако­но­да­тель­но воз­мож­на толь­ко по схе­ме ВОТ: то есть после созда­ния (рекон­струк­ции) недви­жи­мо­го (и свя­зан­но­го с ним дви­жи­мо­го) иму­ще­ства, кон­цес­си­о­нер полу­ча­ет вре­мен­ное пра­во вла­деть и управ­лять им, а по исте­че­нии сро­ка кон­цес­сии пере­да­ет его обрат­но госу­дар­ству.

Одна­ко на прак­ти­ке кон­цес­сия в Рос­сии осу­ществ­ля­ет­ся по вто­рой схе­ме (ВТО): объ­ект стро­ит­ся кон­цес­си­о­не­ром, пере­да­ет­ся вре­мен­но госу­дар­ству для реги­стра­ции, а потом воз­вра­ща­ет­ся в инвес­тор­ское управ­ле­ние.

  • Кон­цес­сия явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния для иму­ще­ства пра­во­об­ла­да­те­ля.
  • Кон­цес­си­о­нер не име­ет пра­во отдать при­над­ле­жа­щий ему по дого­во­ру кон­цес­сии объ­ект в залог или про­из­ве­сти его отчуж­де­ние в поль­зу тре­тьих лиц.
  • Кон­цес­си­он­ные согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся на кон­курс­ной осно­ве, при этом инфор­ма­ция о кон­кур­се, начи­ная с 2014 г., долж­на быть раз­ме­ще­на на офи­ци­аль­ном инфор­ма­ци­он­ном сай­те РФ о про­ве­де­нии тор­гов.
  • К рекон­струк­ции объ­ек­та отно­сит­ся:
    • улуч­ше­ние кон­струк­ции;
    • моди­фи­ка­ция;
    • заме­на уста­рев­ше­го обо­ру­до­ва­ния;
    • внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий;
    • изме­не­ние функ­ций частей объ­ек­та и т.д.
  • Целе­вое назна­че­ние объ­ек­та, пере­дан­но­го в кон­цес­сию, изме­нить нель­зя.
  • Кон­цес­си­о­нер несет ответ­ствен­ность за слу­чай­ное уни­что­же­ние или повре­жде­ние объ­ек­та.
  • Создан­ное в про­цес­се кон­цес­си­он­ной дея­тель­но­сти дви­жи­мое иму­ще­ство при­над­ле­жит кон­цес­си­о­не­ру.
  • Одна­ко пло­ды интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, если иных усло­вий нет в согла­ше­нии, при­над­ле­жат кон­це­ден­ту.
  • Кон­це­дент и кон­цес­си­о­нер могут нести сов­мест­ные рас­хо­ды при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции объ­ек­та.
  • Дохо­ды от дея­тель­но­сти по дого­во­ру кон­цес­сии могут при­над­ле­жать не толь­ко кон­цес­си­о­не­ру, но и госу­дар­ству-кон­це­ден­ту: в этом слу­чае послед­ний рас­счи­ты­ва­ет­ся с кон­цес­си­о­не­ром госу­дар­ствен­ны­ми суб­си­ди­я­ми.

Объекты концессии

Ст. 4 ФЗ № 115 опре­де­ля­ет объ­ек­ты, пере­да­ва­е­мые по кон­цес­си­он­но­му согла­ше­нию:

  • авто­мо­биль­ные доро­ги и при­вя­зан­ные к ним объ­ек­ты;
  • желез­но­до­рож­ный, мор­ской и реч­ной транс­порт;
  • мор­ские (реч­ные) суда;
  • аэро­пор­ты и аэро­дро­мы;
  • мет­ро и обще­ствен­ный транс­порт;
  • тру­бо­про­вод­ный транс­порт;
  • элек­тро­стан­ции и ЛЭП;
  • гид­ро­тех­ни­че­ские объ­ек­ты;
  • объ­ек­ты теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния;
  • обра­зо­ва­тель­ные, соци­аль­ные, куль­тур­ные, спор­тив­ные, тури­сти­че­ские и иные объ­ек­ты;
  • учре­жде­ния здра­во­охра­не­ния, сана­то­рии и курор­ты;
  • воен­ные скла­ды;
  • мусо­ро­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды;
  • ком­му­наль­ные объ­ек­ты;
  • ком­пью­тер­ные про­грам­мы, базы дан­ных. инфор­ма­ци­он­ные сай­ты (либо объ­ек­ты инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий);
  • иные объ­ек­ты.

Концессия для объектов ИТ

Пра­ви­ла кон­цес­си­он­ных согла­ше­ний для объ­ек­тов инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий регу­ли­ру­ют­ся отдель­ной гла­вой зако­на 4.1:

Кон­це­дент при­об­ре­та­ет исклю­чи­тель­ные пра­ва на исполь­зо­ва­ние резуль­та­тов интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, кото­рые явля­ют­ся частью объ­ек­та кон­цес­сии, соглас­но дого­во­ру. При этом в момент заклю­че­ния согла­ше­ния о моди­фи­ка­ции объ­ек­та ИТ у само­го кон­це­ден­та долж­ны быть исклю­чи­тель­ные пра­ва, и если тре­бу­ет­ся, согла­сие обла­да­те­ля автор­ских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).

Кон­цес­си­о­нер может исполь­зо­вать рез-ты интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти толь­ко в том слу­чае, если он обла­да­ет исклю­чи­тель­ны­ми пра­ва­ми на них при заклю­че­нии дого­во­ра кон­цес­сии.

Концессия для инженерных коммуникаций

Ряд линей­ных объ­ек­тов (ТЭЦ, систе­мы горя­че­го и холод­но­го водо­снаб­же­ния, кана­ли­за­ци­он­ные линии сда­ют­ся в кон­цес­сию, по пра­ви­лам, уста­нов­лен­ным гл. 4 дан­но­го феде­раль­но­го зако­на:

  • в кон­цес­сии обя­за­тель­но при­ни­ма­ет уча­стие субъ­ект РФ, в тер­ри­то­ри­аль­ных пре­де­лах кото­рых нахо­дят­ся дан­ные объ­ек­ты;
  • реа­ли­за­ция това­ров, работ и услуг про­из­во­дят­ся кон­цес­си­о­не­ром по уста­нов­лен­ным тари­фам и рас­цен­кам;
  • госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное уни­тар­ное учре­жде­ние, пере­дав­шее инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ци­он­ные объ­ек­ты по дого­во­ру кон­цес­сии, в тече­ние года после под­пи­са­ния согла­ше­ния долж­но вне­сти в свой устав изме­не­ния, каса­тель­но сво­ей дея­тель­но­сти
  • (ст. 39 № 115-ФЗ).

Коммерческая концессия

При ком­мер­че­ской кон­цес­сии воз­мож­на пере­да­ча от кон­це­ден­та кон­цес­си­о­не­ру исклю­чи­тель­ных прав (тор­го­вых марок, зна­ков, ноу-хау и пр.) на опре­де­лен­ный срок или бес­сроч­но.

  • Пра­во­об­ла­да­тель может раз­ре­шить исполь­зо­вать свой ком­мер­че­ский опыт и дело­вую репу­та­цию, ука­зав объ­ем это­го исполь­зо­ва­ния, тер­ри­то­рию и сфе­ру дея­тель­но­сти.
  • Обе­и­ми сто­ро­на­ми ком­мер­че­ско­го кон­цес­си­он­но­го согла­ше­ния, в отли­чие от госу­дар­ствен­но­го, могут быть КО и отдель­ные граж­дан­ские лица, заре­ги­стри­ро­ван­ные как ИП.
  • Дого­вор ком­мер­че­ской кон­цес­сии заклю­ча­ет­ся по пра­ви­лам лицен­зи­он­ных дого­во­ров (ст. 1027 ГК РФ)
  • Кон­цес­си­о­нер может пере­дать все свои исклю­чи­тель­ные пра­ва (или их часть) дру­гим поль­зо­ва­те­лям по дого­во­ру суб­кон­цес­сии (ст. 1029 ГК).
  • Денеж­ное воз­на­граж­де­ние, кото­рое кон­цес­си­о­нер выпла­чи­ва­ет кон­це­ден­ту, может быть в виде:
    • фик­си­ро­ван­ных пла­те­жей;
    • про­цен­тов от выруч­ки;
    • раз­ни­цы меж­ду роз­нич­ной и опто­вой ценой про­дук­ции, по кото­рой она про­да­ет­ся пра­во­об­ла­да­те­лю (ст. 1030 ГК).

Расторжение концессионного договора

Согла­ше­ние может быть рас­торг­ну­то в слу­чае:

  • неис­пол­не­ния кон­цес­си­о­не­ром сво­их обя­зан­но­стей по дого­во­ру;
  • нару­ше­ния им сро­ков созда­ния и рекон­струк­ции объ­ек­тов;
  • изме­не­нии основ­но­го назна­че­ния объ­ек­та;
  • при­чи­не­ния боль­шо­го мате­ри­аль­но­го ущер­ба кон­це­ден­ту;
  • пере­да­чи объ­ек­та, не соот­вет­ству­ю­ще­го по сво­им харак­те­ри­сти­кам тре­бо­ва­ни­ям согла­ше­ния;
  • пре­кра­ще­ния кон­цес­си­о­не­ром в одно­сто­рон­нем поряд­ке дея­тель­но­сти без согла­сия пра­во­об­ла­да­те­ля и т.д.

(Про­честь пол­но­стью усло­вия рас­тор­же­ния дого­во­ра мож­но в ст. 15).

И напо­сле­док:

Кон­цес­сия, арен­да и при­ва­ти­за­ция

Что­бы окон­ча­тель­но понять, что такое кон­цес­сия, мож­но вспом­нить ком­мер­че­скую арен­ду: недви­жи­мый объ­ект при арен­де так­же предо­став­ля­ет­ся во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Одна­ко кон­цес­си­о­нер еще и созда­ет (стро­ит) этот объ­ект, либо про­во­дит его рекон­струк­цию. Таких обя­за­тельств у арен­да­то­ра нет.

Пере­да­ча в кон­цес­сию госу­дар­ствен­но­го объ­ек­та част­ной ком­па­нии явля­ет­ся скры­той фор­мой при­ва­ти­за­ции.

Подроб­но­сти в видео

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *