Объекты бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Учет затрат на капитальное строительство

Методический материал

Дата: 2019-07-29

Переход на главную

Учет затрат на капитальное строительство

Капитальное строительство – это отрасль материального производства, осуществляющая воспроизводство основных производственных и непроизводственных фондов.

Основными направлениями воспроизводства основных фондов являются новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и организаций.

Организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляется застройщиками.

При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика (застройщик-заказчик). В учете заказчика-застройщика затраты, предусмотренные сметами на капитальное строительство учитываются на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств».

Порядок учета затрат на капитальное строительство зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного.

Учет при хозяйственном способе строительства. К строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций.

Произведенные расходы на строительно-монтажные работы группируются по статьям:

1) строительные материалы,

2) заработная плата строительных рабочих, отчисления на социальные нужды,

3) амортизация ОС,

4) расходы по обслуживанию строительных машин и механизмов (включая амортизацию ОС),

5) накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы.

Строительные работы могут выполняться:

1) ремонтно-строительными цехами.

Все затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонтно-строительный цех» и до окончания работ являются НЗП.

По окончании работ все затраты списываются: Д 08-3 К 23

2) отделами капитального строительства.

Затраты по строительству отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов ос­новных средств». Д 08-3 К 10, 70, 69, 02

Завершенный строительством объект подлежит сдаче государственной приемочной комиссии.

После получения Свидетельства о собственности объект принимается к учету в составе ОС: Д 01 К 08-3 – принят выстроенный объект в состав ОС – акт ф. ОС-1.

Учет при подрядном способе строительства.

При подрядном способе работы по строительству объекта выполняются для заказчика-застройщика по договорам строительного подряда специализированными строительными организациями.

Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в журнале учета выполненных работ (ф. № КС-6а) в одном экземпляре.

При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы (СМР) на основании журнала № КС-6а оформляются Актом о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3).

Формы № КС-2 и КС-3 оформляются не менее чем в двух экземплярах: первый для подрядчика, второй – для заказчика и составляются по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда.

Принятые от подрядчика работы заказчик отражает:

Д 08-3 К 60 – приняты работы от заказчика (акта формы № КС-2 и формы № КС-3)

Д 19 К 60 – отражена сумма НДС – счет-фактура

Д 60 К 51 – оплачен счет подрядчика – платежное поручение

Д 01 К 08-3 – принят выстроенный объект в состав основных средств – акт ф. ОС-1.

Завершенный строительством объект подлежит сдаче государственной приемочной комиссии.

После получения Свидетельства о собственности объект принимается к учету в составе ОС:

Д 01 К 08-3 – принят выстроенный объект в состав ОС – акт ф. ОС-1.

Финансирование — капитальное строительство

Cтраница 1

Финансирование капитального строительства осуществляет Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений ( Стройбанк СССР), за исключением сельскохозяйственного строительства, которое финансируется через Государственный банк ( Госбанк) СССР.  

Финансирование капитального строительства на действующих предприятиях идет преимущественно за счет собственных средств. Сюда относятся часть полученной прибыли, амортизационные отчисления, а также привлеченные средства в виде кредита Стройбанка. Бюджетные ассигнования на капитальное строительство для предприятия допускаются лишь в исключительных случаях по решениям правительства.  

Финансирование капитального строительства производится в зависимости от характера затрат и сроков окупаемости. Строительство новых предприятий, затраты на которые могут быть возмещены в срок до 5 лет с момента ввода в эксплуатацию, финансируется за счет кредита Стройбанка и собственных средств промышленности. Безвозвратное финансирование с преобладающей ролью в нем бюджетных средств сохраняется по тем вновь строящимся предприятиям, затраты на строительство которых возмещаются в срок, превышающий 5 лет.  

Финансирование капитального строительства осуществляет банк со специального счета по капитальным вложениям ( собственные средства совхоза) или с бюджетных счетов.  

Финансирование капитального строительства и приобретения основных фондов осуществляют через учреждения Стройбанка СССР или Госбанка СССР со счетов по финансированию, открываемых заказчиком, с расчетных счетов или, в соответствующих случаях, с бюджетных счетов.  

Финансирование капитального строительства ведется через специальные банки ( промышленный, коммунальный, торговый и сельскохозяйственный), которые осуществляют контре 1Ь за целевым использованием средств.  

Разрешать финансирование капитального строительства имеющих особое значение для хозяйства республики объектов республиканских министерств и ведомств и местного подчинения, а также союзно-республиканских министерств и ведомств союзной республики, капитальные вложения по которым выделяются совету министров союзной республики, в пределах годовых бюджетных ассигнований, независимо от распределения их по кварталам.  

Разрешать финансирование капитального строительства имеющих особое значение для хозяйства республики объектов республиканских министерств и ведомств и местного подчинения, а также союзно-республиканских министерств и ведомств союзной республики, капитальные вложения по которым выделяются Совету Министров союзной республики, в пределах годовых бюджетных ассигнований, независимо от распределения их по кварталам.  

Для финансирования капитального строительства и капитального ремонта и отчислений в государственный бюджет по накоплениям с дороги удерживаются ( при расчетах по доходам от перевозок) определенные суммы, которые находятся в распоряжении Министерства путей сообщения. Размер удержаний определяется балансом доходов и расходов.  

Правила финансирования капитального строительства через систему Промбанка обеспечивают соблюдение предприятиями и подрядными организациями проектно-сметной, плановой и финансовой дисциплины в соответствии с законами.  

План финансирования капитального строительства взаимно увязывает расходы предприятия на капитальное строительство и источники их покрытия. Включение источников в этот план также осуществляется в определенной последовательности.  

План финансирования капитального строительства составляют на основе лимита финансирования на плановый период.  

Порядок финансирования капитального строительства, осуществляемого хозяйственным способом, зависит от сметной стоимости выполняемых строительно-монтажных работ.  

Управление финансированием капитального строительства дифференцировано по видам капитальных затрат ( проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, оборудование), что в первую очередь объясняется спецификой оплаты капитальных работ или приобретений в зависимости от технологической структуры капитальных вложений. В то же время для оплаты любых видов капитальных работ или приобретаемых материальных ценностей требуются финансовые средства либо лимит на кредитование. Органы управления финансированием капитального строительства должны обеспечить своевременное получение средств по всем источникам финансирования.  

Основными источниками финансирования капитального строительства в природоохранной сфере оставались средства предприятий и организаций всех форм собственности, хотя и они были незначительны.  

Как оформить передачу затрат по незавершенному строительству и дебиторской задолженности между казенными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк и В. В. Пименов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Казенное учреждение планирует передать в рамках бюджетной деятельности затраты по незавершенному строительству и дебиторскую задолженность другому государственному заказчику (казенному учреждению), подведомственному тому же главному распорядителю, что и передающее учреждение. В учете передающей стороны затраты были распределены на счета 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» и 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Какими бухгалтерскими проводками оформить передачу затрат, какие должны быть оформлены первичные документы?

В рассматриваемой ситуации конкретный порядок передачи дебиторской задолженности и затрат (в том числе порядок документального оформления таких операций) между бюджетными учреждениями может быть определен главным распорядителем бюджетных средств.

Перед передачей активов в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), может быть проведена инвентаризация.

Так, например, по незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п. При этом проверяется: не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтироваться; состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов (п. 3.32 Методических указаний).

Независимо от проведения инвентаризации передача учетных данных по нефинансовым активам, дебиторской задолженности может быть оформлена актами, разработанными учреждением самостоятельно с включением в них всех обязательных реквизитов, которые предусмотрены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н).

В частности, могут быть использованы следующие формы:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087);
  • Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089).

Кроме того, Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение № 5 к Приказу № 173н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества и (или) обязательств между учреждениями и созданными ими обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, в том числе при реорганизации, предусмотрено оформление Извещения (форма 0504805), которое формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения, участвующего в приеме-передаче имущества и (или) обязательства.

Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктом 276 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждениями (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предусмотрен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

Таким образом, расчеты по передаче в рамках бюджетной деятельности имущества и дебиторской задолженности (относящейся к финансовым активам) между получателями бюджетных средств, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, следует отражать бухгалтерскими записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н) с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» в разрезе кодов КОСГУ.

Учитывая вышеизложенное, операции по передаче нефинансовых и финансовых активов в рассматриваемой ситуации отражаются в учете передающей стороны следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит КРБ 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— переданы вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 304 04 0001
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит КРБ 1 206 00 0002
«Расчеты по выданным авансам»
— передана дебиторская задолженность по выданным авансам.

Соответственно принимающая сторона должна отразить в бухгалтерском учете в установленном порядке следующие записи:

Дебет КРБ 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— приняты к учету вложения в основные средства;

Дебет КРБ 1 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам»
Кредит КРБ 1 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
— принята дебиторская задолженность по выданным авансам.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 4 апрель 2011 года

1Вместо нулей в 24 — 26 разрядах счета проставляется соответствующий код аналитического учета по КОСГУ.

2Вместо нулей в 22 разряде счета проставляется соответствующий код группы синтетического счета, в 23 разряде — код вида синтетического счета, в 24 — 26 разрядах — код аналитического учета по КОСГУ.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *