Обеспечение заявки

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.

Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы.

Согласно 44-ФЗ внесение обеспечения заявки на участие является обязательным только в таких видах закупки, как аукцион и конкурс.

Также, данное требование может быть выставлено при проведении запроса предложений, но только в случае, когда данный метод закупки применяется после несостоявшегося аукциона или конкурса.

Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.

Всю информацию о предстоящей закупке заказчик публикует в тендерной документации:

  • НМЦК;

  • срок приема заявок участников;

  • дата и время проведения закупки;

  • размер обеспечения заявки, соответственно законодательству.

Существует несколько вариантов обеспечения заявки по 44-ФЗ, это:

  1. денежные средства, которые могут быть собственными средствами подрядчика, тендерный займ или тендерный кредит;
  2. банковская гарантия.

Но в отличие от денежных средств, банковскую гарантию можно применять не всегда, а только в отдельных видах тендера. Рассмотрим подробнее, какие они бывают и какое обеспечение заявки требуется в каждом случае.

Важно: согласно новым правкам 44 Федерального Закона, с 1 июля 2019 года участник закупки сможет по собственному желанию вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами, не зависимо от вида закупочной процедуры.

Содержание

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Внесение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе регламентируется ч. 2, ст. 44 ФЗ-44.

Данный вид закупок является самым распространенным и имеет свои особенности, что касается обеспечения, то оно может быть только в денежной форме и должно вноситься на специальный счет в банке, который открывает участник закупок. Денежные средства должны находиться на этом счете на момент подачи заявки, затем они будут заблокированы в размере, установленном тендерной документацией.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 44-ФЗ за 2 часа

единоразовая комиссия без годовых процентов и переплат

Получить

Обеспечение заявки в конкурсе

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Размер обеспечения заявки

Он зависит от начальной максимальной цены контракта, а именно процентная ставка, которая применяется для расчета — ч.14, ст.44 ФЗ-44

  1. В случае, если НМЦК составляет от 5 до 20 млн руб., то ставка составляет от 0,5% до 1% от стоимости контракта.
  2. Если начальная цена более 20 млн руб., то заказчик в праве установить обеспечение конкурсной заявки от 0,5% до 5% от стоимости.

Примечание: размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, НМЦК в которых составляет от 1 до 5 млн. руб., определяется в пределах, установленных для контрактов, НМЦК в которых составляет от 5 до 20 млн. руб. (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911).

Но 44 Федеральным Законом также предусмотрена ставка 2%. Данное правило применяется относительно следующих организаций:

— организаций инвалидов;

— учреждений уголовно-исправительной системы;

— субъектов малого предпринимательства;

— социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обеспечение заявки банковской гарантией

Как уже говорилось выше, при проведении некоторых видов закупок обеспечение заявки по 44-ФЗ возможно вносить не денежными средствами, а банковской гарантией. К данному документу предъявляется ряд требований.

Во-первых, стоит отметить, что каждая гарантия выдается под определенную закупку.

Во-вторых, она должна быть безотзывной и срок ее действия должен быть не менее 2-х месяцев после окончания приема заявок.

Также, есть ряд требований к информации, которая должна быть отражена в данном документе:

  1. срок действия гарантии;

  2. обязательства принципала, гарантом исполнения которых выступает банк;

  3. условие о том, что гарант считается исполнившим свои обязательства при перечислении денежных средств на счет заказчика;

  4. список документов (установленных Правительством РФ), которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом выплатить возмещение, согласно условиям банковской гарантии;

  5. обязанность гаранта в уплаты неустойки, в случае просрочки выплаты по договору;

Каждая выданная гарантия должна вноситься банками в официальный реестр банковских гарантий, тем самым подтверждая свой правовой статус.

Совет: выбирая способом обеспечения заявки в конкурсе банковскую гарантию, стоит убедиться, что банк, выдавший документ, находится в списке МинФина и является реестровым банком на право выдачи данного документа.

Если все эти условия соблюдены, то можно быть уверенным, что заказчик примет документ в качестве обеспечения участия.

Возврат обеспечения заявки

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

  1. подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

  2. подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

  3. закупка была отменена;

  4. заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

  5. поставщик не выиграл закупку;

  6. если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

В случает внесения собственных средств в конкурсе или закрытом аукционе возврат осуществляется на счет подрядчика. Если же проводился электронный аукцион, то деньги разблокируются на счете участника на площадке оператора ЭТП и снова станут доступны для участия в других торгах на данной площадке. В случае, когда подрядчик хочет вывести средства с электронной площадки, он должен направить запрос оператору и получить деньги на свой счет в течение трех дней.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.

Возврат обеспечения не происходит в следующих случаях:

1. Согласно ч. 13 ст. 44, ФЗ-44 возврат не производится, если победитель закупки уклонился от подписания контракта с заказчиком, а также если он не предоставил обеспечение исполнения контракта до его подписания.
2. Если подрядчик в течение одного квартала отклоняется на одной и той же ЭТП третий раз, то средства уходят заказчику (по закупке которого было третье отклонение). Оно перечисляется на счет через 30 дней после третьего отклонения.

Сроки возврата обеспечения заявки на участие по 44-ФЗ

Срок возврата обеспечения участия в торгах зависит от того, в каком именно виде закупки участвовал поставщик:

  1. Если речь идет об электронном аукционе, то при наступлении одного из случаев возврата — денежные средства должны быть зачислены на счет подрядчика на электронной площадке в течение одного рабочего дня. После он может или вывести их с площадки или использовать для участия в другой закупке.
  2. Если речь идет о конкурсе или закрытом аукционе, то деньги возвращаются в течение 5 рабочих дней. В зависимости от того, своими денежными средствами или заемными подрядчик вносил обеспечение заявки на участие, они перечисляются на счет участника или счет организации, предоставившей займ.
  3. Победителю закупки деньги возвращается только после подписания контракта.

Если у вас остались какие-либо вопросы по получению и внесению обеспечения для участия, вы можете оставить заявку на нашем сайте, и специалисты компании РусТендер проконсультируют по всем возникшим вопросам.

Требование об обеспечении исполнения контракта установлено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Полученные в качестве обеспечения заявок денежные средства учитываются у учреждения-заказчика по коду вида деятельности 3 «средства во временном распоряжении» на отдельном лицевом счете. Когда и в какие сроки подлежат возврату данные суммы участникам торгов, победителю торгов? Можно ли использоваться эти денежные средства, на погашение сумм неустойки, начисленной в связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением контракта? Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по перечислению денежных средств для обеспечения заявки, в случае если учреждение является участником торгов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном материале.

Какие требования предъявляются к обеспечению заявок?

Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Из положений ст. 44 Закона № 44-ФЗ следует, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчик должен указать размер обеспечения заявок конкурса. Из положений п. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1% начальной (максимальной) цены контракта. Форма обеспечения заявок конкурса или аукциона (денежные средства или банковская гарантия) зависит от способа проведения торгов.

Виды обеспечения заявок

Конкурс, закрытый аукцион

Электронный аукцион

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок самостоятельно

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

    • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
    • отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • отклонение заявки участника закупки;
    • отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

Участнику, победившему в торгах, с которым по итогам проведения конкурсных (аукционных) процедур был заключен контракт, обеспечение возвращается в сроки, оговоренные условиями контракта (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом возможно установление различных сроков возврата обеспечения исполнения контракта, предоставленного денежными средствами или банковской гарантией (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.08.2015 № Д28и-2493).

Обратите внимание

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по своевременному возврату денежных средств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения утвержденного срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (п. 29 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок аукциона или конкурса, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок аукциона, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии. К таким случаям относятся (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):

  • уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  • непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

При ненадлежащем исполнение (неисполнении) обязательств по контракту обеспечение возвращается?

Как мы уже говорили, сроки и условия возврата заказчиком, в том числе в случае одностороннего расторжения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, устанавливаются и регулируются контрактом. В случае неисполнения обязательств по контракту заказчик не возвращает обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157). При этом неустойка не может быть оплачена за счет средств обеспечения исполнения контракта, так как является неосновным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено денежными средствами, внесенными на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157). Неустойка оплачивается исполнителем отдельно самостоятельно или по решению суда. В то же время в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы неустойки (пени, штрафов) из суммы денежного залога, полученного в обеспечение контракта. А в Письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 № Д28и-2157 имеется приписка, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством РФ специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития действующим законодательством РФ, в том числе Положением о Минэкономразвития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ. Однако поскольку разъяснения относительно применения положений Закона № 44-ФЗ даются Минэкономразвития, то в данном вопросе следует опираться на них, а не на разъяснения Минфина, в полномочия которого входит решение совершенно других вопросов. По нашему мнению, погашение неустойки за счет суммы обеспечения заявки недопустимо.

Здесь же заметим, что в соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Расчет предоставляемого обеспечения исполнения контракта осуществляется пропорционально от суммы неисполненных обязательств (поставщик исполнил контракт на 10%, следовательно, размер предоставляемого обеспечения необходимо уменьшать на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставляемого исполнителем при его заключении). Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна только при уменьшении размера такого обеспечения пропорционально объему исполненных обязательств (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.03.2015 № Д28и-593).

Как в бухгалтерском учете отражается движение средств, поступивших в учреждение в качестве обеспечения?

Средства, перечисляемые в качестве денежного обеспечения, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях по своей экономической сущности не являются расходами учреждения (Письмо Минфина РФ от 27.04.2015 № 02-07-07/24261 «Об отражении в учете бюджетных и автономных учреждений операций по перечислению и возврату денежных залогов»). В соответствии с положениями разд. V Указаний № 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного обеспечения (возврата денежного обеспечения) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Бюджетное учреждение может выступать как исполнителем (участником торгов), так и заказчиком по контракту. То есть учреждение, в зависимости от выполняемой им роли, либо само перечисляет суммы обеспечения по контракту, либо учитывает поступившие суммы на отдельном лицевом счете. Если учреждение выступает заказчиком, то учет сумм, поступивших в учреждение в качестве обеспечения заявки, ведется посредством счета 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Если же учреждение является исполнителем, то перечисление средств в обеспечения заявки отражается по счету 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Напомним, что счет 0 210 05 в Инструкцию № 157н был введен Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н. Из положений п. 235 Инструкции № 157н следует, что счет 0 210 05 000 предназначен:

  • для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам);
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • для отражения иных операций, возникающих в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Поскольку Инструкция № 174н на сегодняшний день не приведена в соответствие с положениями Инструкции № 157н, в ней отсутствует корреспонденция по счету 0 210 05. Однако в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 для бюджетных и автономных учреждений приведены примеры отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчете (ф. 0503737) следующих операций:

  • по удержанию суммы неустойки (пени, штрафов) из суммы денежного залога, полученного в обеспечение контракта;
  • операций с залоговыми суммами.

В этом письме можно увидеть корреспонденцию счетов по счету 0 210 05. Предлагаем воспользоваться данным письмом и рассмотреть на примерах ситуации по получению и перечислению сумм обеспечения.

Пример 1

Учреждение в октябре 2015 года объявило конкурс на заключение контакта на проведение работ по текущему ремонту помещений. Начальная (максимальная) цена контракта – 300 000 руб. Размер обеспечения составляет 150 000 руб. Условиями контракта предусмотрено, что заказчик производит возврат обеспечения контракта в течение трех рабочих дней со дня подписания акта выполненных работ, обусловленных контрактом. Заказчик перечислил подрядчику аванс в размере 30% от стоимости контракта, что составило 90 000 руб. Срок исполнения – 1 ноября 2015 года. Условиями контракта предусмотрено, что в случае несвоевременного его исполнения, размер обеспечения не возвращается. Поскольку контракт своевременно исполнен не был, сумма обеспечения поступает в распоряжение учреждения.

На счетах бухгалтерского учета операции по поступлению сумм залога в доход учреждения отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислена на лицевой счет учреждения сумма, поступившая от поставщика (подрядчика) в обеспечение исполнения контракта

3 201 11 510

17 (510)

3 304 01 730

150 000

Изменен остаток денежных средств по средствам во временном распоряжении

3 304 06 830

3 201 11 610

18 (610)

150 000

Увеличен остаток денежных средств по приносящей доход деятельности на сумму обеспечения

2 201 11 510

17 (140)

2 205 41 660

150 000

Начислен доход от сумм, полученных в распоряжение учреждения от невозвращенного обеспечения заявки ввиду нарушения поставщиком своих обязательств

2 205 41 560

2 401 10 140

150 000

Согласно нормам п. 98 Инструкции № 174н списание с балансового учета нереальной ко взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением оправдательных документов по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (0 206 21 660 – 0 206 26 660, 0 206 31 660 – 0 206 34 660, 0 206 41 660, 0 206 42 660, 0 206 52 660, 0 206 53 660, 0 206 62 660, 020663660, 020691660) и дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В связи с этим сумма аванса по контракту будет числиться на счете 0 206 00 до момента признания дебиторской задолженности нереальной ко взысканию.

За несвоевременное исполнение (неисполнение) контракта учреждение-заказчик, в зависимости от условий контракта, начисляет неустойку, штраф, пени.

Пример 2

Учреждение объявило конкурс на заключение контакта на проведение работ по текущему ремонту помещений. Начальная (максимальная) цена контракта – 300 000 руб. Размер обеспечения составляет 150 000 руб. Условиями контракта предусмотрено, что заказчик производит возврат обеспечения контракта пропорционально выполненным исполнителем объемам работ по контракту. Заказчик перечислил подрядчику аванс в размере 30% от стоимости контракта, что составило 90 000 руб. В срок 3 октября 2015 года был исполнен этап работ по контракту, объем которого составил 50% от выполняемых по контракту работ.

Обеспечение заявки на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки (ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Из содержания ч.ч. 1 — 3 ст. 44 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что предоставление обеспечения заявки должно быть произведено участником закупки лично.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсах и закрытом аукционе может предоставляться по выбору самого участника:

1) путем внесения денежных средств;

2) банковской гарантией, которая является видом независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). В этом случае банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, при этом срок действия гарантии должен составлять не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Заявки на участие в электронном аукционе обеспечиваются только внесением денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ), путем блокирования оператором электронной торговой площадки средств на счете, определенном при аккредитации участника закупки на электронной торговой площадке (ч. 18 ст. 44, ч. 5 ст. 61 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявок и (или) условия банковской гарантии в силу п. 7 ст. 42, ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ должны быть указаны заказчиком в извещении и документации.

Границы определения размера обеспечения заявки определены ч.ч. 14 и 15 ст. 44, ч. 9 ст. 86 Закона N 44-ФЗ и составляют:

— от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) — по общему правилу;

— 1% НМЦК — при проведении аукционов , если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;

— от 0,5% до 2% НМЦК, если закупка осуществляется в соответствии со ст.ст. 28 — 30 Закона N 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация.

Как следует из определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 03.08.2017 N 305-КГ17-3351, в извещении и документации заказчику достаточно определить размер обеспечения заявки в процентах от НМЦК. Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно.

Установление требований к размеру обеспечения заявок, не предусмотренных законом, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Следует учитывать, что внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки может являться для участника — юридического лица крупной сделкой, совершение которой возможно только при наличии решения об одобрении или о совершении такой крупной сделки в силу положений законодательства (см., например, ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») или учредительных документов юридического лица. В таком случае названное решение или копия решения представляется участником конкурса или аукциона в составе заявки (пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 5 ст. 66, пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ).

Возврат обеспечения в конкурсах и аукционах

При начальной цене контракта более 1 млн. руб. заказчик обязан установить требование о гарантии предложения участника (ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ). При сумме меньше 1 млн. Минфин разъяснил, что заказчик вправе установить обеспечение. Эту сумму поставщик может внести либо в виде денежных средств, либо в виде банковской гарантии. С 01.10.2018 для этих целей ему необходимо иметь спецсчет в банке.

Основанием для возврата является одно из следующих событий:

  1. Подписание итоговых протоколов. В этом случае деньги возвращают всем участникам, кроме того, кто получил первый номер. Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ победителю производят после заключения контракта.
  2. Отмена закупки.
  3. Отказ в допуске к участию в торгах.
  4. Отзыв документов участником до дня окончания подачи предложений. В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и других торгов.
  5. Отзыв предложения после публикации итогового протокола участниками, которые не получили первый номер по итогам электронного конкурса либо первые три номера при проведении электронного аукциона.
  6. Просроченная подача предложения (после окончания приема).
  7. Отказ заказчика заключить контракт с поставщиком, если стало известно о несоответствии последнего требованиям документации либо при подачи им недостоверных сведений.
  8. Несогласование в ФАС контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Отметим, что возврат банковских гарантий, а также взысканий по ним закон не предусматривает.

В какие сроки вернут деньги

Когда мы говорим про возврат обеспечения заявки 44-ФЗ (сроки), статья 44 поможет разобраться в этом вопросе. Количество дней здесь будет зависеть от типа процедуры (бумажная либо электронная).

Так, при проведении офлайн конкурсов (в т. ч. с ограниченным участием и двухэтапных), а также закрытых торгов, деньги возвращают в течение 5 рабочих дней. Однако неэлектронные торги запретят проводить с 01.01.2019. Исключения из этого правила составят только закрытые тендеры, запросы котировок для гуманитарной помощи и другие (ч. 44 ст. 112 № 44-ФЗ).

А в какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44-ФЗ, если закупка электронная? Здесь у оператора ЭТП есть 1 рабочий день на разблокировку средств на спецсчете и 1 час, чтобы оповестить об этом уполномоченный банк.

Следовательно, ответ на вопрос: возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе — будет положительным.

Во всех случаях отсчет дней ведется с момента наступления одного из событий, о которых мы рассказали выше.

Добавим, что после внесения записи об участнике в реестр недобросовестных поставщиков закон дает оператору ЭТП 1 рабочий день, чтобы известить банк об уклонении такого участника от заключения контракта и о размере заблокированных средств.

Мы выяснили, как вернуть обеспечение заявки с электронной площадки — оператор должен сделать это сам в установленные законом сроки. Но несмотря на четкие правила, нелишним будет также направить заказчику письмо с требованием разблокировать средства в связи с наступлением одного из вышеуказанных обстоятельств.

Пример письма о возврате денег, внесенных в качестве гарантии

Когда деньги не возвращают

Итак, мы рассмотрели сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ. Теперь разберем варианты, при которых деньги вообще не возвращают. Сюда можно отнести уклонение победителя тендера от заключения контракта. Подобный финал также ожидает поставщика при отсутствующей или некорректно составленной гарантии исполнения контракта.

Суммы, внесенные в виде банковских гарантий, не вернут. Взыскания по ним проводить также не будут (ч. 7 ст. 44).

Блокировка суммы в размере обеспечения заявки (заявка отклонялась 3 раза) — такая ситуация тоже возможна. Так, если за один квартал на одной ЭТП участника 3 раза отклонили по вторым частям, то рассматриваемые средства ему не вернут (ч. 27 ст. 44). В этом случае у поставщика есть 30 дней для обжалования решения заказчика. После истечения этого срока банк по информации от ЭТП перечисляет в бюджет деньги, которые были заблокированы на спецсчете.

Ответственность

Рассмотрим зависимость обеспечение заявки — штрафные санкции.

Оператор ЭТП и обслуживающий его в части рассматриваемых средств банк в равной степени несут ответственность, если нарушают порядок возврата обеспечения заявки 44-ФЗ (ч. 11 ст. 44).

За срыв сроков разблокировки либо возврата необходимой суммы поставщик (в т. ч. признанный победителем) имеет право потребовать выплатить ему пени (ч. 29 ст. 44).

В соответствии со ст. 7.31.1 КоАП РФ, при просрочке возврата денег за предложение не более чем на 3 рабочих дня штрафами облагаются как должностные лица (5000 руб.), так и юридические (30 000 руб.). При увеличении срока размер взыскания увеличивается до 15 000 и 90 000 руб. соответственно. А увеличение оператором ЭТП периода возврата обойдется ему в 15 000 руб.

Возврат обеспечения заявки — это действия по разблокированию или перечислению участнику закупочной процедуры денег, которые тот вносил на спецсчет в банке или непосредственно на счет госзаказчика, чтобы иметь право принять участие в конкурсе или аукционе. Это своеобразная страховка от недобросовестного поведения претендентов на госконтракт.

Когда нужно возвращать деньги

Обеспечивать участие обязаны все претенденты на контракты, заключаемые по результатам конкурсов и аукционов, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн. рублей. Организация, желающая получить на исполнение госконтракт, должна внести денежные средства:

  • на спецсчет, открытый в одном из банков, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ;
  • на счет заказчика. Эта возможность сохраняется для бумажных процедур, но с 2019 года они применяются только в исключительных случаях.

В какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44 ФЗ указано в статье 44: до 5 рабочих дней в зависимости от типа процедуры. Правило не касается банковских гарантий: они возврату не подлежат, но и взысканий по ним не производится.

Основания для возврата

Законом предусмотрены случаи, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ:

  1. Окончание закупки. Есть исключение: победителю возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ производится после подписания контракта;
  2. Отказ заказчика от проведения закупки.
  3. Отклонение участника.
  4. В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении закупочной процедуры без привлечения электронных систем и разблокируются на его же спецсчете, если процедура проходила в электронной форме.
  5. Опоздание участника с подачей документов на участие.
  6. Дисквалификация участника, либо обоснованный отказ госзаказчика от подписания контракта с победителем.
  7. Отказ УФАС выдать разрешение на заключение контракта с единственным поставщиком.

Обычно вопроса о том, возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе, не возникает. Если со стороны участника не было нарушений, деньги вернутся независимо от того, победит он или нет. Другое дело, если поставщик что-то нарушил. Претендент на контракт потеряет деньги, предоставленные для участия в закупке, если:

  • выиграл, но уклонился от заключения контракта;
  • в течение квартала на одной и той же электронной площадке заявка отклонялась 3 раза, блокировка суммы в размере обеспечения заявки не отменится.

Если организация, в рамках участия в закупке, предоставит банковскую гарантию, те же основания станут поводом для обращения в банк, выдавший гарантию, за выплатой гарантированной суммы.

Срок возврата для электронного аукциона

44 статья 44 ФЗ срок возврата обеспечения заявки в аукционе установила в 1 рабочий день. Столько времени дается банкам, чтобы разблокировать деньги на спецсчете.

Срок возврата для конкурса

Сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ, зависят от формы проводимой процедуры:

  • если в бумажной форме и сумма переводилась на счет заказчика — в течение 5 рабочих дней;
  • если в электронной форме — в течение одного рабочего дня.

Как вернуть обеспечение

Порядок возврата обеспечения заявки 44 ФЗ не предполагает каких-либо действий со стороны поставщика. В бумажной процедуре заказчик перечисляет деньги в 5-дневный срок. Если процедура проходила в электронной форме, торговая площадка в течение часа обязана сразу направить запрос в банк, где открыт спецсчет, чтобы тот разблокировал деньги. . Если по каким-то причинам возврат не производится, участник вправе направить на площадку или заказчику письмо. Составляют его в свободной форме, указав:

  • кому адресовано: заказчику или оператору электронной площадки;
  • от кого — наименование организации участника;
  • реквизиты закупочной процедуры, в рамках которой были перечислены денежные средства;
  • размер перечисленной суммы;
  • просьбу известить банк о необходимости разблокировать средства на счете (если речь идет об электронной процедуре), либо перечислить их на счет участника (если о бумажной);
  • реквизиты счета участника.

В письме можно указать, что нарушение сроков возврата средств грозит административной ответственностью для уполномоченных лиц.

Что грозит за невозврат средств

Штрафные санкции за обеспечение заявки, а именно за несвоевременный перечисление внесенных организацией-участником денег или промедление в разблокировании средств, лежит на заказчике и операторе электронной площадки. Если организация внесла необходимую сумму на счет заказчика, а он их своевременно не вернул, и опоздание составило не более трех дней, ответственность по ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ:

  • для должностного лица заказчика составит 5 000 рублей;
  • для заказчика, как юридического лица — 30 000 рублей.

Если просрочка продлилась свыше 3 дней:

  • 15 000 рублей — для должностного лица;
  • 90 000 рублей — для юридического.

Если оператор электронной площадки не известит банк о необходимости разблокировки обеспечения в течение одного часа, ему грозит ответственность по ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ в размере 15 000 рублей.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня я хочу рассказать вам о таком распространенном инструменте, как обеспечение заявки. Этот инструмент используется для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Суть этого инструмента заключается в следующем. Поставщик (участник закупки), который намеревается принять участие в той или иной закупке, перечисляет на специальный счет в банке денежные средства в размере обеспечения заявки, либо предоставляет заказчику банковскую гарантию. Тем самым поставщик подтверждает всю серьезность своего намерения принять участие в закупке. Если он не выполнит данного требования, то его заявка на участие будет отклонена. Как правило, обеспечение заявки возвращается (разблокируется) участникам после проведения закупки за исключением отдельных случаев, например, при уклонении победителя от заключения контракта. Обо всех нюансах использования этого инструмента в рамках 44-ФЗ, а также в рамках 223-ФЗ мы и поговорим в этой статье. И так, давайте приступим к изучению… (Примечание: настоящая статья актуализирована 07.08.2018 г.).

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ
1.1 Виды обеспечения заявок
1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ
1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки
1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ
1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки
1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки
1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ
2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ
3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, тендерный кредит, тендерный займ) или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета (Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку .

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

1.1 Виды обеспечения заявок

Ниже в табличной форме представлена информация о видах обеспечения заявок:

1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

В расположенной ниже таблице представлена информация о размерах обеспечения заявок:

1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки

Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится .

Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  2. Закупка отменена;
  3. Заявка участника отклонена заказчиком;
  4. Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  5. Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;
  6. Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ;
  7. Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.

Важно:

  • Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  • Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  • В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7, п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. (Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки

Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать .

1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).

1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ

Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в соответствии со ст.104 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ заказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно.

Кредит на обеспечение тендерной заявки

Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.

В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.

Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.

Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.

Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.

По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:

  1. С возобновляемой кредитной линией. Такой кредит позволяет поставщику принимать участие сразу в нескольких закупках на протяжении установленного периода. Оформляя такой кредит, сроки и величина платежей оговариваются сразу, новые платежи будут предоставлены лишь после того, как предыдущие будут погашены.
  2. Единоразовые. Этот вид тендерного кредита дает возможность поставщику принять участие только в одной закупочной процедуре, заранее обговоренной. В случае соблюдения всех установленных обязательств перед банком, получение последующих кредитов для поставщика будет происходить значительное быстрее (в течение 3-4-х дней) и на более выгодных условиях.

Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.

На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия. Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;
— отстранение участника от торгов;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— направление заявки после окончания срока подачи заявок;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *