Обращение с отходами
Решение проблемы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления представляет собой комплекс серьезных проблем, требующих системного и безотлагательного решения. В данном направлении в 2017 г. поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» была подчеркнута необходимость принятия мер по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), а также внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления.
Содержание
Образование отходов производства и потребления
В 2017 г. на территории Российской Федерации, по данным Росприроднадзора, образовалось 6 220,6 млн т отходов. Удельный показатель общего объема образования отходов на единицу ВВП в 2017 г. составил 98,3 тонн на 1 млн рублей.
За период с 2010 по 2017 г. количество ежегодно образующихся отходов увеличилось с 3 735 млн т до 6 221 млн т, или на 66,5 %. Общий прирост удельного показателя общего объема образования отходов на единицу ВВП с 2011 по 2017 г. составил 30,3 т на 1 млн руб., или 44,6 %.
Динамика показателей объема образования отходов производства и потребления в Российской Федерации и удельного образования отходов на единицу ВВП (в ценах 2011 г.), 2010-2017 гг. По левой оси – количество образованных отходов (млн т), по правой оси – общий объем образования отходов на единицу ВВП (т/1 млн руб.).
Источник: данные Росприроднадзора, Росстата.
Основной вклад в общее количество отходов вносят отходы V и IV классов опасности (практически неопасные и малоопасные). За период 2010-2017 гг. соотношение объемов отходов по классам опасности оставалось практически неизменным. Динамика образования отходов производства и потребления по классам опасности в 2010-2017 гг., млн т Источник: данные Росприроднадзора.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший объем образования отходов производства и потребления в 2017 г. приходился на вид экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» — 5 786,2 млн т, или 93% от общего количества образованных отходов.
Образование отходов производства и потребления по видам экономической деятельности, 2010-2017 гг., млн т
Примечание:
*За исключением рыболовства и рыбоводства
**Названия даны в соответствии с действующим в настоящее время Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). До 2016 г. данный вид экономической деятельности имел название производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Данные за 2016 г. и 2017 г. не вполне сопоставимы со сведениями за предыдущий период.
***До 2016 г. — транспорт и связь.
****До 2016 г. — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Источник: данные Росприроднадзора.
Обращение с отходами производства и потребления
Обращение с отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», рассмотрено в части их утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения.
Утилизация отходов производства и потребления
Количество утилизированных отходов производства и потребления, по данным Росприроднадзора, в 2017 г. составило 3 248,9 млн т, или 52,2 % общего количества образованных отходов. Наибольшим показателем утилизации характеризуются отходы V класса опасности, который составил в 2017 г. 3 191,2 млн т, или 98,2 % от общего объема утилизированных отходов. Относительно отходов других классов опасности данный показатель составил: по IV классу опасности 46,1 млн т, или 1,4 %, по III классу опасности — 11,4 млн т, или 0,3 %, в сумме по I и II классам опасности — 0,238 млн т, или 0,007 %.
В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов было утилизировано по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» и составило 3 017,7 млн т, или 93 % от общего количества утилизированных отходов.
Количество утилизированных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора.
Обезвреживание отходов производства и потребления
Количество обезвреженных отходов в 2017 г. составило 15,7 млн т. Отношение количества обезвреженных отходов к общему количеству образованных отходов составило 0,3 %.
В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество обезвреженных отходов принадлежало предприятиям по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и составило 5,5 млн т, или 35 % от общего количества обезвреженных отходов.
Количество обезвреженных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора. Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора. Доля обезвреженных отходов в общем количестве образованных отходов по классам опасности в 2017 г. в процентах Источник: данные Росприроднадзора.
В целом по Российской Федерации количество утилизированных и обезвреженных отходов выросло с 1 738 млн т в 2010 г. до 3 265 млн т в 2017 г. Необходимо отметить положительную динамику увеличения объемов утилизации и обезвреживания отходов в 2017 г. по сравнению с 2010 г.
Динамика утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в Российской Федерации, 2010-2017 гг., млн т Источник: данные Росприроднадзора. Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления по классам опасности, млн т Источник: данные Росприроднадзора.
Хранение отходов производства и потребления
Количество хранящихся отходов в 2017 г., по данным Росприроднадзора, составляло 2 378,5 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 1 634,5 млн т до 2 378,5 млн т, или на 45,5 %.
Динамика количества хранящихся отходов, 2010-2017 гг. Источник: данные Росприроднадзора.
По классам опасности в 2017 г. в общем объеме хранения отходов доминировали отходы V и IV классов опасности; их соответствующие объемы составляли 2 373,246 млн т, или 99,7 %, и 4,766 млн т, или 0,2 %. Объемы хранения отходов иных классов опасности отмечены на относительно низком уровне: III класса опасности — 0,17 млн т, или 7,1 %; I и II классов опасности — 0,000017 млн т и 0,281 млн т соответственно, или 0,01 % в суммарно.
В разрезе видов экономической деятельности в 2017 г. наибольшее количество отходов находилось на хранении на объектах, принадлежащих предприятиям по добыче полезных ископаемых – 2 254 млн т, или 95 % от общего количества хранящихся отходов.
Количество отходов, находящихся на хранении, по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора.
Захоронение отходов производства и потребления
Количество отходов, направленных на захоронение, в 2017 г. составило 826 млн т. За период 2010-2017 гг. данный показатель увеличился с 593,0 млн т до 826,0 млн т, или на 39 %. С 2013 по 2017 г. отмечено существенное падение объемов захоронения отходов — с минимальным значением в 354,6 млн т в 2015 г. и последующим ростом к 2017 г.
Динамика захоронения отходов, 2010-2017 гг. Источник: данные Росприроднадзора.
В разрезе видов экономической деятельности наибольший показатель захоронения отходов отмечен по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» — 773,4 млн т, или 94 % от показателя общего объема захоронения отходов.
Количество захороненных отходов по видам экономической деятельности в 2017 г. Источник: данные Росприроднадзора.
Трансграничное перемещение отходов
По данным Росприроднадзора, объемы вывоза опасных отходов в 2017 г. составили 112,1 тыс. т, а объемы ввоза опасных отходов — 11,0 тыс. т. За период 2010-2017 гг. объемы ввоза отходов ежегодно сокращались. Объемы вывоза отходов за рассматриваемый период, при общей тенденции к снижению (с 1 492 тыс. т в 2010 г. до 112,1 тыс. т в 2017 г.), в 2014 г. существенно возросли до уровня 2 723,9 тыс. т.
Динамика трансграничного перемещения опасных отходов, тыс. т
Н. Рогожинская, коммерческий директор компании «Экологические услуги», Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании «Экологические услуги»
Публикуем материал третьего обучающего видео-урока из цикла «Введение в экологию за 30 дней», который компания «Экологические услуги» размещает на канале YouTube.
С нового 2018 года вновь обновлены некоторые пункты Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления”. Множество дополнений касается экологического сбора и обращения твердо-коммунальных отходов, однако в этой заметке поговорим о радикальном изменении определения сбора отходов.
Итак, законодательство зачем-то изменило определение сбора отходов. Если в предыдущей редакции сбором считался «прием и поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.”
То новое определение сбора отходов звучит как «прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” Из прежнего определения убрали слово «транспортирования” и уточнение по поводу приема от физических и юридических лиц.
Позднее на официальном сайте Росприроднадзора появились пояснения по поводу последствий изменения формулировки сбора отходов. Оказывается, для компаний с лицензией на обращение с отходами это значит, во-первых, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Во-вторых, компании, у кого в лицензии указана только деятельность по сбору и транспортированию отходов, обязаны исключить слово «сбор отходов” из лицензии путем ее переоформления.
Основанием для переоформления лицензии Росприроднадзор указывает статью 18 часть 1 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности”, где говорится о том, что при изменении перечня выполняемых работы или услуг лицензию необходимо переоформлять.
Чем теперь является прием отходов транспортных организаций, если не сбором, в федеральном законе не поясняется. Для чего нужно было разграничивать, казалось бы, одно и то же действие как сбор у транспортировщиков и у предприятий по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов – неизвестно. Отметим лишь то, что для переоформления лицензии лицензиаты платят госпошлину в размере 3500 рублей. И процесс переоформления выглядит так (ФЗ №99):
- Предоставление в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, квитанцию об оплате государственной пошлины, оригинал действующей лицензии.
- Через 30 рабочих дней после приема заявления получение переоформленную лицензию или отказ. (99№-ФЗ ст. 18).
Скачать презентацию «Новое понятие «сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний»
Презентация «Новое понятие «сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний» |
ИНСТРУКЦИЯ № 37
О порядке обращения с отходами производства и потребления
г. Ярославль, 201_
1.Общие положения
1.1.Настоящая инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
1.2.Инструкция определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
1.3.В инструкции устанавливается порядок учета и контроля над образованием, сбором, накоплением, повторным использованием, транспортированием, обезвреживанием и размещением отходов.
1.4.Выполнение требований настоящей инструкции является обязательным для всех работников предприятия.
1.5. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
1.6. Деятельность подразделений предприятия должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье, получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и размещение их в соответствии с действующим законодательством.
1.7. В настоящей инструкции используются следующие основные термины и определения:
отходы производства и потребления (отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
объект размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
лом и отходы цветных и (или) чёрных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
2. Экологические требования по обращению с отходами
2.1. Общее руководство по обеспечению экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами возлагается на лиц, допущенных к обращению с отходами I-V классов опасности, назначенных приказом генерального директора предприятия, и ответственных за их учет,
2.2. Руководители всех подразделений предприятия должны ознакомить персонал с настоящей инструкцией, осуществлять контроль над выполнением требований инструкции.
2.3. Руководители подразделений предприятия, в которых образуются отходы производства и потребления, в соответствии с законодательством РФ обязаны организовать:
2.3.1. соблюдение действующих экологических, санитарно – эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами;
2.3.2. раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку или размещение;
2.3.3. условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости накопления отходов на территории предприятия (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объекты для утилизации);
2.3.4. достоверный учет образования, накопления, использования, обезвреживания и размещения всех отходов собственного производства, так как данные учета используются при составлении сводного статистического отчета по форме 2-ТП (отходы) и являются основанием для расчета платы за размещение отходов;
2.4. При планировании в подразделении новых видов деятельности, технологических процессов, сопровождаемых образованием новых видов отходов, либо изменением объёмов образования отходов, необходимо оповестить лиц, ответственных за учет отходов.
2.5. На отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
2.6. Транспортирование отходов должно осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным или иным объектам.
2.7. Размещение отходов допускается только на специально оборудованных объектах размещения отходов.
2.8. Размещение отходов осуществляется только при обосновании невозможности их переработки (отсутствие технологий, оборудования и др.) и не освобождает от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами, а также от выполнения мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов.
2.9. Запрещается сброс отходов в водоёмы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
2.10. Запрещается сжигание отходов.
3. Порядок сбора и накопления отходов
3.1.В результате производственной деятельности в подразделениях предприятия образуются и накапливаются отходы, которые подлежат учету, сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию и размещению.
3.2.За сбор, накопление, использование, учёт и своевременный вывоз отходов производства и потребления по предприятию несут ответственность лица, допущенные к обращению с отходами I-V классов опасности. #x00a0Накопление и временное хранение отходов на территории подразделений допускается временно как исключение в следующих случаях:
при использовании отходов в последующем технологическом цикле в целях их полной утилизации;
при отсутствии организаций-потребителей данных видов отходов;
до формирования транспортной партии при отправке отходов на использование, обезвреживание, размещение.
3.3.Накопление отходов на территории предприятия осуществляется в специально отведённых местах.
3.4.Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов:
отходы I, II и III классов опасности хранятся в закрытой или герметичной таре (металлические или пластиковые контейнеры, ящики, бочки и др.);
отходы IV и V классов опасности могут хранится в открытой таре. Временное хранение твердых отходов IV и V классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары – навалом, насыпью, в кипах и т.п.
Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.
Отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.
Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:
oпринадлежности отхода к I – III классам опасности в зависимости от их свойств;
oнеобходимости создания особых условий хранения, а также надежной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
oнеобходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
oсбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях);
3.5.При наличии в составе отходов веществ различного класса опасности, предельное количество накопления, время и способ хранения определяются наличием наиболее опасных веществ.
3.6.Площадки для накопления отходов на территории предприятия должны соответствовать следующим требованиям:
покрытие площадки выполняется из неразрушаемого и непроницаемого для токсичных веществ материала (керамзитобетона, полимербетона, асфальтобетона, плитки);
должно быть исключено попадание отходов в сточные воды и на почву;
площадка должна иметь удобный подъезд транспорта для вывоза отходов.
4. Порядок сбора и накопления ртутьсодержащих ламп
4.1. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к I классу опасности.
4.2. К работе по замене и сбору отработанных ртутьсодержащих ламп допускаются электромонтеры после проверки знаний и прохождения инструктажа о мерах безопасности при выполнении данного вида работ.
4.3. Главным условием при сборе отработанных ртутьсодержащих ламп является сохранение их герметичности. Одна разбитая лампа, содержащая ртуть в количестве 0,1 г делает непригодным для дыхания воздух в помещении объемом 5000 м3.
4.4. Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак подлежат сбору, накоплению и передаче лицензированным организациям на утилизацию.
4.5. Люминесцентные лампы необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в контейнерах, желательно металлических.
4.6. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— хранение ламп под открытым небом;
— хранение ламп без тары;
— хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;
— хранение на грунтовой поверхности.
4.7. Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителям допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировке. Для транспортирования используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.
5. Порядок сбора и накопления отработанных аккумуляторов
5.1.Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом относятся ко II классу опасности.
5.2.Отработанные аккумуляторы подлежат сбору, накоплению и передаче лицензированным организациям на обезвреживание.
5.3.При обращении с отработанными аккумуляторами следует соблюдать условие их герметичности, во избежание вытекания электролита (пробки должны быть плотно закрыты и затянуты).
5.4.Отработанные аккумуляторы должны храниться в крытом, хорошо проветриваемом, недоступном для посторонних лиц помещении, на поддоне, исключающем пролитие электролита, в штабелях либо на стеллажах. Пол помещения должен быть устойчив к действию кислот.
5.5.НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— хранение аккумуляторов под открытым небом;
— хранение на грунтовой поверхности.
6.Порядок сбора и накопления отработанных масел
6.1.Масла автомобильные отработанные, масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены, относятся к III классу опасности.
6.2.Сбор и накопление отработанные масел осуществляется отдельно от других отходов в специально отведённых герметичных ёмкостях (металлических или пластиковых бочках, канистрах), установленных на металлических поддонах. Площадки, отведённые для накопления масел, должны иметь твёрдое водонепроницаемое покрытие и навес.
6.3.Для исключения попадания атмосферных осадков и пролития масел на почву при хранении отработанных масел необходимо следить за герметичностью ёмкостей.
6.4.При обращении с отработанными маслами необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, места накопления размещать вдали от источников огня.
6.5.Отработанные масла подлежат сбору, накоплению и использованию для смазки оборудования и механизмов.
7. Порядок сбора и накопления обтирочного материала, загрязненного маслами
7.1. Обтирочный материал, загрязненный маслами, относится к III классу опасности.
7.2. Промасленная ветошь накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик).
7.3. Промасленная ветошь подлежит передаче лицензированной организации на обезвреживание.
7.4. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
— поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора ветоши.
8. Порядок сбора и накопления шин пневматических
8.1. Шины пневматические отработанные относятся к IV классу опасности.
8.2. Отработанные шины представляют опасность как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду.
8.3. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твердым покрытием в штабелях.
8.4. Отработанные шины подлежат передаче организациям для использования.
9. Порядок сбора и накопления металлолома
9.1. Лом черных металлов несортированный относится к V классу опасности.
9.2. Металлолом должен хранится на площадке с твердым покрытием, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями.
9.3. Металлолом подлежит передаче лицензированным организациям для использования.
10. Порядок сбора и накопления других отходов III, IV и V классов опасности
10.1. Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) – относится к III классу опасности; осадок (шлам) с очистных сооружений ливнестоков и осадок (шлам) с очистных сооружений мойки автотранспорта – к IV классу опасности.
10.1.1. Данные отходы на предприятии не хранятся. Отходы сдаются в лицензированную организацию в момент производства работ по очистке аккумулирующих емкостей с помощью специальной техники.
10.2. Мусор от бытовых организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — относится к IV классу опасности.
10.2.1. Мусор складируется вместе с твердыми бытовыми отходами принятыми от сторонних организаций. После сортировки невостребованные в качестве вторсырья отходы брикетируются и вывозятся на горполигон (ОАО «Скоково») для захоронения.
10.3. Мусор от уборки территории (смет с территории), абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов – относятся к V классу опасности.
10.3.1. Данные отходы вместе с невостребованными в качестве вторсырья отходами вывозятся на горполигон (ОАО «Скоково») для захоронения.
11. Требования безопасности при работе с отходами
11.1. При проведении работ с отходами необходимо соблюдать осторожность и аккуратность.
11.2. Места накопления пожароопасных отходов должны быть оборудованы противопожарными устройствами и инвентарём.
11.3. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с утечкой отходов, места их накопления должны быть обеспечены необходимыми для нейтрализации реагентами.
11.4. Не разрешается загромождать места сбора и накопления отходов и подходы к ним.
11.5. Перед транспортированием во избежание боя каждая ртутьсодержащая лампа должна быть обернута бумагой или картоном.
11.6. При погрузочно-разгрузочных работах запрещается бросать упаковки с ртутными лампами, отработанными аккумуляторами, ёмкости с отработанными маслами.
11.7. Укладка отходов производится таким образом, чтобы при транспортировке они не могли выпасть или разбиться.
12. Действия в случае аварийных ситуаций
12.1. Все действия по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций на предприятии, произошедших с отходами производства и потребления, ведутся под надзором лиц, допущенных к обращению с отходами I-V классов опасности, имеющих профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами).
12.2. Разбитые ртутьсодержащие лампы должны быть немедленно собраны в прочные герметичные емкости, помещены в картонные или фанерные коробки и вывезены на обезвреживание.
12.3. Работы по сбору и упаковке разбитых ламп необходимо проводить с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания.
12.4. Выделившуюся ртуть необходимо нейтрализовать путём обработки загрязнённой поверхности реагентами, после высыхания обработанную поверхность промыть мыльной водой. При разбитии большого количества ламп работы проводятся службой МЧС или специализированной организацией.
12.5. Для ликвидации утечек электролита необходимо обработать поверхность пола или площадки кальцинированной содой или аммиачной водой, после чего тщательно промыть водой. Работы проводить в перчатках.
12.6. Утечки отработанных масел ликвидировать опилками или песком.
13. Порядок учета отходов
13.1. Учёт в области обращения с отходами ведётся по предприятию в целом.
13.2. Учёту подлежат все виды отходов I – V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых предприятием за учётный период.
13.3. Данные учёта в области обращения с отходами оформляются в письменном и/или электронном виде по установленным формам.
13.4. Заполнение таблиц данных учёта осуществляется лицами, допущенными к обращению с отходами I-V классов опасности, назначенными приказом генерального директора и ответственными за их учет.
13.5. Данные учёта обобщаются по итогам квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию
#x200eна 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
13.6. Данные учёта хранятся в течение пяти лет.
14. Ответственность за невыполнение требований инструкции
14.1. Лица, допущенные к обращению с отходами, и руководители подразделений предприятия несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ:
за несвоевременное ознакомление персонала с настоящей инструкцией;
за невыполнение требований данной инструкции;
за размещение отходов на несанкционированных либо не оборудованных для этих целей местах;
за нарушение учета, норм и правил сбора, накопления, использования, транспортирования, обезвреживания и размещения отходов.
за предоставление неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами;
за передачу отходов без оформления в установленном порядке сопроводительной документации.
14.2. Начальник автотранспортной службы несет ответственность за исправность и пригодность транспортных средств к вывозу отходов.
14.3. Лица, ответственные за обращение с отходами несут ответственность за своевременное заключение договоров на утилизацию и размещение образовавшихся отходов.
СОСТАВИЛ:
Инженер по охране труда#x00a0Иванов И.И.
СОГЛАСОВАЛ:
Главный инженер#x00a0#x00a0#x00a0#x00a0#x00a0#x00a0Иванов И.И.
Информация об изменениях:
Статья 1 изменена с 14 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ
См. предыдущую редакцию
Статья 1. Основные понятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
абзац третий утратил силу;
См. текст абзаца третьего статьи 1
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;
абзац утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ
См. предыдущую редакцию
федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);
российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;
оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Онлайн экология» __________________ И.И.Иванов «____» ________________ 201_ г. |