Общие логистические издержки

Необходимость анализа издержек

Компаниям следует регулярно проводить анализ издержек с целью поиска возможностей для их снижения. Отказ от анализа издержек может привести к снижению прибыли компании, а также к снижению спроса на ее продукцию в результате проводимых государством мероприятий против инфляции или понижения уровня жизни потребителей.

Анализ издержек позволяет компании контролировать себестоимость продукции и использовать возможности для ее снижения. Снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли при неизменности цены на продукт или к возможностям манипулирования ценой, что предоставляет компании значимое конкурентное преимущество. Суммарные издержки компании определяют тот минимум, до которого компания может снизить цены на продукцию в случае возникновения такой необходимости.

Стратегическая маневренность компании также напрямую зависит от ее возможностей по управлению себестоимостью продукции, так как реализация любой коммерческой стратегии требует ресурсов и финансового обеспечения, источником которых является прибыль компании. Снижение себестоимости продукции позволяет получить большую прибыль с каждой единицы проданного продукта и распределить ее в соответствии с целями и нуждами компании.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ издержек 460 руб.
  • Реферат Анализ издержек 220 руб.
  • Контрольная работа Анализ издержек 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Виды издержек и факторный анализ

Определение 1

В соответствии с концептуальными основами современной экономики под издержками понимают затраты компании или предпринимателя на приобретение факторов производства.

Существуют различные виды издержек, которые используются в анализе, однако наиболее часто применяется классификация издержек на общие, переменные и постоянные. Анализ соотношения между ценой продукции и различными видами издержек позволяет оценить прибыльность и эффективность стратегии компании, сделать выводы о необходимости внесения изменений или корректировок.

Разделение себестоимости продукта на условно-постоянные и условно-переменные затраты играет большую роль в процессе анализа коммерческой деятельности организации, позволяя точно определить необходимость понесенных издержек и возможности их снижения.

Определение 2

Анализ издержек предполагает их рассмотрение в виде комплексного явления с учетом видов и условий их формирования.

В рамках анализа издержек производится оценка факторов влияния на них или причин, повлекших за собой изменение размера того или иного вида затрат в производственном процессе. Такой подход к анализу издержек называется факторным анализом.

Анализ издержек и жизненный цикл организации

Создание новой организации предполагает высокие издержки. Рост издержек в данном случае напрямую связан с увеличением объема производства. Кроме того, новая организация на первом этапе своего функционирования не обладает отлаженной технологией производства, что приводит к низкой производительности труда и эффективности производства. Большое количество проблем в производственном процессе в данный период деятельности компании является причиной повышения издержек.

Впоследствии, при развитии организации и освоении методов и технологий производства происходит выравнивание уровня издержек и некоторое снижение себестоимости продукции по сравнению с первоначальным. Это объясняется повышением производительности труда и уменьшением количества проблем в производственном процессе, а также эффектом отдачи от масштаба.

Замечание 1

Эффект масштаба означает, что в условиях стабильного производственного процесса увеличение объема производства ведет к снижению себестоимости за счет сокращения постоянных затрат на единицу продукции.

На следующем этапе развития организации – расширении производства, производит новый подъем себестоимости продукции, связанный с:

  • осуществлением новых капитальных вложений,
  • расширением производства,
  • обучением новых сотрудников,
  • и т.п.

В благоприятных рыночных условиях для продукции, пользующейся потребительским спросом, такое повышение себестоимости является кратковременным и позволяет компании впоследствии получить большую прибыль и окупить инвестиции.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Понятие KPI

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответству­ющую ее целям ЛС, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

В терминологическом словаре ELA есть понятие «Logistics key performance indicators» (KPI) — ключевые показатели результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производитель­ности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

– общие логистические издержки;

– качество логистического сервиса;

– продолжительность логистических циклов;

– производительность;

– возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС.Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности ЛС называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей, учитывая, что более детально их содержание и особенности использования раскры­ты в соответствующих разделах книги.

Общие логистические издержки

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в ЛС.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

– затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);

– ущербы от логистических рисков;

– затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджмен­те, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспор­тные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

• логистические издержки в отношении объема продаж;

• отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;

• логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;

• логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;

• логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

– неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;

– наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в Л С и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;

– отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д.

8.1. Виды показателей логистической деятельности

Для поддержания высокой конкурентоспособности ЛЦ должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов:

  1. насколько хорошо ЛЦ работает в настоящее время;
  2. в каком направлении следует усовершенствовать ЛЦ;
  3. насколько успешно проходит процесс преобразований ЛЦ в выбранном направлении.

Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Показатели могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния ЛС, пользуются популярностью. Но при этом они имеют ряд существенных недостатков: они отражают прошлые результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не показывают конкретные проблемы и способы их устранения. Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки и т.п.

Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели. Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

К наиболее общим показателям деятельности цепей поставки относятся показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность.

Мощность ЛЦ и коэффициент использования мощности

Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это может показаться на первый взгляд, а действительно показывает эффективность организации использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит от способа использования ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Например, профессионализм или непрофессионализм менеджеров может соответственно увеличить или снизить пропускную способность предприятия при одних и тех же имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность сотрудников снижается, что приводит к снижению мощности. В связи с этим, как указывалось ранее, выделяют проектную, эффективную и фактическую мощность.

Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности логистической деятельности используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Например, если парк транспортных средств спроектирован на доставку 100 т материалов в неделю, но реально доставляет только 60 т, то коэффициент использования его мощности составляет 60%.

Производительность

Этот показатель — один из наиболее широко используемых. Выделяют несколько типов производительности:

  • общая производительность — отношение общей пропускной способности к общему количеству использованных ресурсов. Недостатки: использование денежных единиц измерения для сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от бухгалтерских приемов; трудности точного определения значений для всех используемых составляющих, особенно нематериальных, таких как квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация фирмы и т.д.; невозможность выделения наиболее важных факторов;
  • частичная производительность — отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно
    • производительность оборудования: число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;
    • производительность труда: число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;
    • производительность капитала: число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в оборудование;
    • энергетическая производительность: число доставок на литр топлива; объем хранимой продукции на киловатт-час электроэнергии; добавленная стоимость на каждую денежную единицу, затраченную на единицу энергии.

Логистические издержки

Логистические затраты (издержки) — это сумма всех затрат, связанных выполнением ЛО: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение ГП, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Классификация логистических затрат приведена на рис. 8.1.

Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения). Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

Продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить. Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции. Затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.


увеличить изображение
Рис. 8.1. Классификация логистических издержек

Убыточные затраты — затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание). Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта. Частичные затраты — это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

Фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов. Нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.

Другие показатели

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели, например:

  • для закупочной логистики — затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;
  • для транспортной логистики — надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;
  • для логистики складирования — оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Страница 1 из 3

Растущая тенденция роста общих расходов по сравнению с ростом общих доходов, повышение себестоимости продукции, снижение эффективности бизнеса вместе с ростом уровня конкуренции обусловили практическую значимость и актуальность управления логистическими расходами предприятий с целью повышения эффективности логистических систем. Наличие достоверной информации о логистических расходах, четкий порядок их отражения в конечных результатах создают действующие стимулы эффективной деятельности.

Вместе с тем разнообразие видов логистических расходов, сложность связей их с функциями, выполняемыми различными структурными подразделениями предприятий, недостаток фундаментальных научно-методических исследований в данной области затрудняют определение, учет, анализ и планирование логистических расходов.

Логистические расходы – это расходы, связанные с выполнением логистических операций.

При этом для принятия обоснованных решений при управлении логистической системой в составе общих логистических расходов учитываются также потери прибыли от замораживания (иммобилизации) материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в запасах, а также убыток от недостаточного уровня качества снабжения, производства, дистрибуции готовой продукции потребителям и логистического сервиса. Этот убыток обычно оценивается как уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли, потеря клиентов и т.п. Таким образом в состав логистических расходов, кроме фактических затрат, входят и расходы упущенных возможностей.

Расходы упущенных возможностей характеризуют утраченную выгоду, связанную с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, который обеспечивает получение прибыли.

Основная проблема, которая возникает при выделении логистических расходов состоит в том, что традиционная бухгалтерская практика классификации и учета основных видов расходов, как правило, не содержит адекватной информации для идентификации расходов, связанных с логистическими процессами. Причина состоит в том, что традиционные системы учета агрегируют логистические расходы в другие группы корпоративных затрат, что не позволяет провести их детальный анализ, учитывать все последствия принятых управленческих решений, а также их влияние на общую эффективность логистической системы. Таким образом, традиционные методы бухгалтерского учета не уделяют внимание этим вопросам главным образом потому, что они разрабатывались для других целей. Все это обуславливает тот факт, что логистические расходы находятся вне контроля руководства предприятий.

Вышеуказанные причины вызывают также и существенные расхождения в принципах классификации логистических расходов (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к классификации логистических расходов

Подход Классификация логистических расходов
I 1) расходы на размещение заказов;
2) расходы на транспортировку на предприятие;
3) расходы на хранение на складе снабжения;
4) расходы на внутрипроизводственные перемещения;
5) расходы на хранение на складе готовой продукции;
6) расходы на операции по отгрузке;
7) расходы на доставку покупателю.
II 1) расходы на элементарные и комплексные логистические операции;
2) расходы от иммобилизации средств в запасах;
3) убытки от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса;
4) расходы на логистическое администрирование.
III 1) расходы на оформление заказов и выбор поставщиков;
2) расходы на поддержку контактов с поставщиками;
3) расходы на доставку;
4) расходы на погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы;
5) расходы на составление графиков производства;
6) расходы на перенастройку оборудования;
7) расходы на внутризаводские перемещения;
8) расходы на поддержку контактов с потребителями;
9) расходы на отправку;
10) убытки вследствие упущенных возможностей.
IV 1) расходы на транспортировку;
2) расходы на складирование товаров;
3) расходы на хранение товарно-материальных запасов;
4) расходы на получение, отгрузку и упаковку товаров;
5) административные расходы и расходы, связанные с обработкой заказов.
V 1) расходы на обработку заказов;
2) расходы на запасы готовой продукции;
3) расходы на поставки;
4) расходы на транспортировку;
5) расходы на складскую деятельность.
VI 1) расходы на выполнение заказов;
2) расходы на закупку материальных ресурсов;
3) общие расходы на содержание запасов;
4) расходы на финансирование логистики и управление информационными системами;
5) производственные расходы труда и накладные расходы в управлении запасами.

Как видно из табл. 1, существующие принципы классификации логистических расходов отличаются один от одного, прежде всего, составом логистических операций, в процессе выполнения которых они возникают. Большинство рассмотренных подходов к выделению логистических расходов имеют существенные недостатки.

Во-первых, в составе логистических расходов не учтены расходы на формирование и управление информационным потоком, который является одним их объектов применения логистических операций, хотя такой подход противоречит самой сущность логистических расходов. Во-вторых, недостаточное внимание уделяется расходам, которые возникают в каналах распределения. Игнорирование таких расходов также нецелесообразно, поскольку в условиях рыночной экономики, где сбыт является «узким» местом, размер этих расходов может быть значительным.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *