Обязанности педагога

Скачать образец должностной инструкции учителя

Содержание

Кто такой учитель

Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:

  • любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
  • коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
  • высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.

Указанные права и обязанности учителя в законе об образовании прописываются в должностной инструкции и подлежат обязательному соблюдению. Чтобы работать учителем, требуется наличие педагогического образования, полученного в колледже, педагогическом университете.

Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности преподавателей в статье № 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации». В законодательстве отмечено, какой документ отражает должностные обязанности педагогических работников в учебном заведении, — должностная инструкция и устав школы. Учителя имеют право:

  • выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
  • выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
  • бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
  • разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
  • вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
  • объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.

Что входит в функции учителя

Рассматривая функциональные обязанности педагога, отметим, что они регламентируются профстандартом «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) и зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Профстандарт определяет основные требования к профессии и обозначает задачи, которые ставятся перед учителем:

  • обучение по утвержденной программе;
  • осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.

Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • в форме самообразования;
  • экстерната;
  • дистанционного обучения.

Какими правами обладает

Права и обязанности учителя на уроке, в школе, во внеклассной работе определены федеральным законом «Об образовании». Учитель обладает правом на:

  • получение социальных гарантий и льгот по законодательству РФ;
  • внесение предложений по улучшению образовательного процесса;
  • выбор учебных пособий и методик обучения;
  • принятие участия в решениях педсовета, других органов управления;
  • ознакомление с проектами решений руководства школы, касающихся его деятельности;
  • выдвижение своей кандидатуры на выборную должность в педагогическом совете;
  • обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • защиту чести и достоинства.

Что входит в обязанности

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» определяется, что входит в обязанности учителя:

  • обеспечение обучения и выполнение учебной программы;
  • планирование учебного материала и проведение занятия по своему предмету;
  • анализ успеваемости и корректировка в соответствие с результатами;
  • обеспечение дисциплину и наблюдение за выполнением правил безопасности;
  • вырабатывание навыков самостоятельной работы и изучение индивидуальных особенностей учеников;
  • проверка усвоения пройденного материала, оценка эффективности методов и корректировка работы для достижения результатов;
  • оформление документации, ведение журналов, дневников, в том числе электронных.

Должностные обязанности учителя по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) сводятся к:

  • точному выполнению требований в освоении образовательной программы;
  • обеспечению социализации, формирования общей культуры личности, осознанному выбору программ учащимися в рамках ФГОС;
  • руководству и контролю за развитием образовательного процесса.

Помимо основных, должностные обязанности учителя по охране труда (ОТ) дополняются следующими обязанностями:

  • проведение инструктажа учащимся и обеспечение безопасности рабочего места;
  • контроль состояния учебного оборудования;
  • оказание необходимой медицинской помощи;
  • ответственность за произошедшие несчастные случаи во время учебного процесса.

За что несет ответственность

Должностные и функциональные обязанности учителя подлежат обязательному выполнению и работник несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за неисполнение их, в том числе за:

  • сохранение жизни и здоровья детей;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • за несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • неоказание своевременной медицинской помощи и сокрытие несчастного случая;
  • превышение полномочий.

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция учителя

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— школьную гигиену;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Учителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Должностные обязанности

Учитель:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

2.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. .

Права

Учитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. .

Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

В данном разделе представлены должностные инструкции учителей школы в соответствии с ФГОС. Это должностная инструкция учителя начальных классов школы, учителя биологии, физики, информатики.

Предоставлена возможность просмотреть и скачать любую должностную инструкцию учителя школы по фгос для общеобразовательных учебных учреждений.

Соблюдение педагогами общеобразовательных организаций своих должностных инструкций педагога школы по фгос обеспечит качественное выполнение возложенной на них работы, обязанностей перед государством, учащимися и их родителями (законными представителями).

Соблюдение новых должностных инструкций учителями школы обеспечит выполнение в полном объеме образовательных программ, качественную организацию интересного и безопасного учебно-воспитательного процесса, выполнение требуемых норм охраны труда и безопасности жизнедеятельности в школе.

Должностные инструкции учителей школы

В данном подразделе предложены для скачивания: общая должностная инструкции учителя, учителя начальных классов школы, а также должностные инструкции учителя биологии, химии, математики, информатики и физики.

скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
1. Должностная инструкция учителя в школе (общая)
2. Должностная инструкция учителя начальных классов в школе
3. Должностная инструкция учителя биологии в школе
4. Должностная инструкция учителя химии в школе
5. Должностная инструкция учителя математики в школе
6. Должностная инструкция учителя информатики в школе
7. Должностная инструкция учителя физики в школе
8. Должностная инструкция учителя иностранного языка
9. Должностная инструкция учителя ОБЖ в школе
10. Должностная инструкция учителя истории и обществознания в школе
11. Должностная инструкция учителя русского языка и литературы в школе
12. Должностная инструкция учителя географии в школе
13. Должностная инструкция учителя ИЗО в школе
14. Должностная инструкция учителя музыки в школе
15. Должностная инструкция учителя физкультуры в школе
16. Должностная инструкция учителя технологии в школе

скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года
Профессия учителя является ключевой в сфере образования и формирования личности, так как именно учитель впервые знакомит учеников с тем или иным предметом, определяя их отношение к нему и стремление к изучению.

Должностные инструкции педагогов школы

В данном подразделе предложены для скачивания должностные инструкции педагогов школы, таких как старший вожатый, тьютор, учитель-логопед и учитель-дефектолог, а также должностные инструкции инструктора по физической культуре и педагога дополнительного образования.

скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
1. Должностная инструкция старшего вожатого в школе
2. Должностная инструкция тьютора в школе
3. Должностная инструкция учителя-логопеда в школе
4. Должностная инструкция учителя-дефектолога в школе
5. Должностная инструкция инструктора по физической культуре в школе
6. Должностная инструкция инструктора по труду в школе
7. Должностная инструкция руководителя кружка в школе
8. Должностная инструкция педагога дополнительного образования в школе
9. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня (ГПД)
10. Должностная инструкция классного руководителя
11. Должностная инструкция дежурного классного руководителя в школе

скачать: Положения для Школы
62 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 03.09.2020г
Должностные инструкции учителей школы в основе своей одинаковы, однако присутствуют отличия характерные преподаваемому педагогом предмету. Если преподаватель является заведующим или преподает в специализированном кабинете, то он подвержен большей ответственности и дополнительным должностным и функциональным обязанностям.

скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г

скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для учителей школы

Законодательство об обязанностях педагогических работников

Рассмотренные в предыдущем материале «Академические права педагогических работников в РФ» права педагогических работников всегда соотносятся с установленными для них профессиональными обязанностями.

Обязанности педагогических работников, наряду с ответственностью за их неисполнение или ненадлежащее исполнение:

  • установлены статьей 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

На педагогических работников распространяются также «общие» обязанности, предусмотренные:

  • нормами статьи 21 «Основные права и обязанности работника» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018) для всех работников, работающих по трудовому договору.

В трудовых обязанностях педагогического работника следует выделять две части:

  • обязанности, прописанные в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве;

  • должностные обязанности, предусматриваемые для каждого конкретного в трудовом договоре, заключенном с ним, в должностной инструкции и иных локальных нормативных актах образовательного учреждения, а также в профессиональных стандартах, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с действующим законодательством администрация образовательного учреждения имеет право:

  • распределять должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, между несколькими исполнителями;

  • при разработке должностных инструкций уточнять перечень работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях, а также устанавливать требования к необходимой специальной подготовке педагогических работников;

  • в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников образовательного учреждения расширять круг должностных обязанностей педагогического работника по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

При этом без изменения наименования должности:

  • педагогическому работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей,

  • близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

п.п. 5 и 6 Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Данные положения в полной мере сохраняют свою актуальность, поскольку вытекают:

  • из общих положений и требований трудового законодательства,

  • а также статуса образовательного учреждения как работодателя.

Рассмотрим основные положения обязанностей педагогических работников, закрепленных в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Обязанность педагогических работников 1: Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне:

  • обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Указанная обязанность педагогических работников включает в себя:

  • как вполне определенные требования к педагогическим работникам, например, работать в соответствии с утвержденной рабочей программой,

  • так и обобщенные описания качества труда педагогического работника — обеспечить высокий профессиональный уровень.

В зависимости от этого может решаться вопрос об ответственности педагогического работника:

  • она может наступать только в случае доказуемого невыполнения своих обязанностей,

  • либо ненадлежащего выполнения обязанностей.

Обязанность педагогических работников 2: Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Данная обязанность педагогических работников включает в себя:

  • требования соблюдать нормы различного характера и, соответственно,

  • влекущие принципиально разные последствия в случае несоблюдения.

Несоблюдение правовых требований влечет различные виды юридической ответственности.

Иные же нормы обеспечиваются другим образом, однако, их нарушение в отдельных случаях также может влечь правовые последствия:

  • например, совершение аморального проступка, не совместимого с продолжением работы, может повлечь увольнение работника, выполняющего воспитательные функции, исходя из статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» Трудового кодекса РФ.

Обязанность педагогических работников 3: Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Данная обязанность педагогических работников является:

  • обязанностью общего характера и не специфична для образовательных отношений;

  • уважать честь и достоинство окружающих необходимо независимо от того, являются ли они участниками образовательных отношений.

Обязанность педагогических работников 4: Развивать у обучающихся:

  • познавательную активность,
  • самостоятельность, инициативу, творческие способности,
  • формировать гражданскую позицию,
  • способность к труду и жизни в условиях современного мира,
  • формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Данная обязанность сформулирована в общем виде, и достаточно сложно оценить, выполняется ли она надлежащим образом.

Обязанность педагогических работников 5: Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Эта формулировка также достаточно общая, и не обладает необходимой конкретизацией для применения ответственности педагогических работников за невыполнение обязанности.

Обязанность педагогических работников 6: Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья:

  • соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

  • взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Выполнение указанной обязанности становится особенно актуальным в свете тенденций к развитию инклюзивного образования и закрепления специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обязанность педагогических работников 7: Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень коррелирует с правом на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года.

При этом программа повышения квалификации педагогических работников, по общему правилу, составляет 16 часов и более. Т.е. формально обучение в течение 16 часов по программе повышения квалификации является реализацией предусмотренного права.

Однако в ряде случаев федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают более высокие требования к повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию:

  • например, для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, продолжительность повышения квалификации должна составлять не менее 108 часов;

п. 22 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897,
п. 22 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

  • в тестах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по программам среднего профессионального образования конкретная продолжительность программ повышения квалификации педагогических работников не указана, однако указано, что дополнительное профессиональное образование должно получаться с учетом расширения спектра профессиональных компетенций педагогических работников.

Обязанность педагогических работников 8: Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Особенности аттестации педагогических работников будут рассмотрены в отдельном материале.

Обязанность педагогических работников 9: Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Указанная обязанность является именно обязанностью педагогического работника, т.е. трудовой обязанностью:

  • исходя из этого, выполняться она должна в пределах рабочего времени педагогического работника, и не за счет средств педагогического работника в случаях, когда выполнение обязанности требует расходов, например, расходов на проезд из отдаленных населенных пунктов в места расположения медицинских организаций.

Обязанность педагогических работников 10: Проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Данное обучение и проверка также являются трудовыми обязанностями педагогических работников, а потому должны проходить в рамках рабочего времени педагогического работника и за счет средств работодателя.

Обязанность педагогических работников 11: Соблюдать устав образовательного учреждения, положение о специализированном структурном образовательном подразделении образовательного учреждения, осуществляющего обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Данная обязанность сформулирована достаточно узко, в действительности на работников чаще всего трудовым договором возлагается обязанность соблюдать все локальные нормативные акты, которые действуют в конкретном образовательном учреждении.

Помимо рассмотренных законодательством об образовании на педагогических работников наложен еще ряд ограничений (обязанностей).

Ограничение 1: Педагогический работник учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя:

  • не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данном образовательном учреждении,

  • если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Ограничение 2: Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации:

  • принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них,

  • для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

  • для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности,

  • их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов,

  • а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Ограничение 3: Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей:

  • в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, учитывается при прохождении ими аттестации.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *