Обязательный аудит проводится

Проведение бухгалтерского аудита в некоторых случаях обязанность. Однако, не все руководители организаций точно понимают, когда и для чего именно они необходимы. В данной статье рассматривается один из видов аудита – обязательный бухгалтерский аудит, а именно для каких организаций он необходим, какие функции он выполняет, а также виды аудиторского бухгалтерского заключения и ответственность за его не предоставление в налоговые органы.

Содержание

Какие компании подлежат обязательному бухгалтерскому аудиту

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту организация подлежит если:

1. имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением госучреждений) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. организация (за исключением госучреждений) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такие организации обязаны одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью представлять в налоговые органы аудиторское заключение. Срок предоставления – 90 дней по окончании года.

Ответственность за не предоставление аудиторского заключения в ФНС: должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 руб., организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В результате максимальный размер штрафов может составить — 700 руб. При этом выплата штрафов не освобождает организацию и должностных лиц организации от представления в ФНС аудиторского заключения.

Форма и содержание аудиторского заключения

Форма и содержание аудиторского заключения строго регламентировано федеральными стандартами аудиторской деятельности. Аудиторское заключение прошивается с формами бухгалтерской отчетности и пояснительной запиской, все листы аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью и пояснительной запиской пронумеровываются, итоговое количество скрепляется подписью и печатью аудиторской компании (аудитора).

Основное предназначение аудиторского заключения — это выражение мнения аудиторской компании (аудитора) о достоверности или о не достоверности отражения в представленной бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях финансового положения аудируемой организации по состоянию на 31 декабря ХХХХ года, результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств аудируемого лица за период с 01 января по 31 декабря ХХХХ года.

Аудиторское заключение может быть:

— с выражением безоговорочно-положительного мнения;

— с выражением мнения с оговоркой;

— с выражением отрицательного мнения;

— с отказом от выражения мнения.

Аудиторское заключение с выражением мнения с оговоркой подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части аудиторского заключения, содержащей основания для выражения мнения с оговоркой. Основаниями для выражения мнения с оговоркой могут быть, например: ошибки в отражении данных по строкам форм бухгалтерской отчетности; ошибки при отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлиявшие на искажение данных бухгалтерской отчетности и др.

Аудиторское заключение с выражением отрицательного мнения составляется в том случае, когда выявленные ошибки при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете, либо при их не отражении в бухгалтерском учете настолько существенны, что не позволяют аудиторской компании (аудитору) выразить мнение с оговоркой.

Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудиторская компания (аудиторы) не были ознакомлены с затребованными для целей проведения аудита документам, ограничены в доступе к документам и информации, при этом такое ограничение не дает основание выразить аудитору мнение о достоверности, либо не достоверности представленной бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Полезные функции аудита

Следует отметить, что аудит, помимо своей обязательности в указанных выше случаях, также выполняет ряд положительных для организации функций.

  • отличный способ подготовиться к грядущей проверке налоговыми органами, а соответственно и возможность сэкономить на штрафных санкциях. Кроме того, за деятельность организации директор лично несет не только административную и материальную, но и уголовную ответственность. Не нарушая умышлено налоговое законодательство, руководитель компании все равно может быть подвергнут преследованиям контролирующих органов. Причин тому много, но, самая распространенная из них — ошибка бухгалтера.
  • аудит – хорошая возможность проверить квалификацию и работу бухгалтерского персонала, ведь бухгалтерская ошибка при проверке может дорого стоить.
  • аудит дает оценку эффективности деятельности организации, так как обязательным элементом аудиторской проверки является выполнение анализа финансово-хозяйственной деятельности.
  • можно открыть новые способы минимизации налоговых платежей. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации переплачивают налоги, вследствие технических ошибок или незнания отдельных особенностей и льгот налогового законодательства.

Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (СКАЧАТЬ)

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

1. Общий план проведения аудита составляется для:

1) согласования порядка проведения аудиторских процедур;

2) определения уровня существенности и аудиторского риска;

3) для достижения эффективности и результативности аудита;

4) + все ответы правильные.

2. Аудиторский риск – это:

1) опасность необнаружения ошибок системой внутреннего контроля;

2) опасность необнаружения существенных ошибок в процессе проведения выборочной проверки;

3) + опасность составления неверного заключения о результатах финансовой отчетности;

4) риск, присущий бизнесу клиента, обусловленный характером и условиями деятельности организации

3. Укажите верное утверждение:

1) риск внутреннего контроля может быть снижен в результате аудиторской проверки.

2) собственный риск не изменяется в зависимости от вида деятельности компании.

3) + если риск контроля низок, то аудитор может уменьшить объем выборки.

4) нет правильного ответа.

4 — Тест. Наиболее традиционной является следующая методика выполнения аудита:

1) + бухгалтерская;

2) юридическая;

3) отраслевая;

4) нет правильного ответа.

5. Основные положения методики проведения аудита не включают:

1) нормативное обеспечение аудита;

2) предметную область проверки;

3) методику проверки основных разделов учета;

4) + нет правильного ответа.

6 Рабочая документация – это:

1) аудиторский отчет;

2) аудиторское заключение;

3) + записи по время проведения аудиторских процедур;

4) документация по составлению договора на проведение аудита.

7. На количество и состав рабочих документов аудитора не влияет:

1) квалификация аудитора;

2) + квалификация руководства проверяемого предприятия;

3) условия договора на проведение аудита;

4) наличие эксперта.

8. Заключительному этапу проведения аудита не соответствуют такие документы:

1) + план аудита;

2) аудиторский отчет;

3) аудиторское заключение;

4) все ответы не правильные.

9. Аудиторское заключение подписывает:

1) + только руководитель аудиторской фирмы;

2) руководитель аудиторской фирмы и аудитор, которые непосредственно проводил аудиторскую проверку;

3) руководитель аудиторской фирмы и руководитель проверяемого предприятия;

4) все аудиторы, принимающие участие в проверке, и текст заключения утверждается руководителем аудиторской фирмы.

10. К видам аудиторского заключения нельзя отнести:

1) условно-положительное заключение;

2) + условно-отрицательное заключение;

3) безусловно-положительное заключение;

4) отрицательное заключение.

11. При наличии фундаментального несогласия обычно составляется:

1) положительное заключение;

2) условно-положительное заключение;

3) + отрицательное заключение;

4) отказ от выдачи заключения.

12. Система контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля – это:

1) внутренний учет;

2) + внутренний аудит;

3) внутрихозяйственный контроль;

4) нет правильного ответа.

13. Процесс изучения законности, целесообразности и достоверности хозяйственных операций – это:

1) изучение выявленных в операциях нарушений;

2) формулирование аудиторских версий;

3) изучение хозяйственных операций;

4) + сбор аудиторских доказательств.

Тест — 14. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от проверяемого субъекта в письменном или устном виде, – это:

1) + внутренние аудиторские доказательства;

2) внешние аудиторские доказательства;

3) смешанные аудиторские доказательства;

4) нет правильного ответа.

15. Проверка арифметической точности первичных документов называется:

1) взаимным контролем;

2) хронологической проверкой;

3) подтверждением;

4) + подсчетом;

5) нет правильного ответа.

16. Сбор информации у работников предприятия или за его пределами называется:

1) наблюдением;

2) + опросом;

3) встречной проверкой;

4) аналитическими процедурами.

17. Какое из нижеследующих утверждений неверно?

1) выборка при осуществлении аудита проводится с целью сокращения объема работ;

2) результаты анализа выборочной совокупности экстраполируются на генеральную совокупность;

3) + формальный подход к выборочному исследованию более предпочтителен, чем неформальный;

4) нет правильного ответа.

18. Какое из нижеследующих утверждений верно?

1) + объем выборки зависит от уровня риска выявления;

2) объем выборки не зависит от уровня существенности;

3) объем выборки зависит от уровня собственного риска;

4) нет правильного ответа.

19. К этапам организации аудиторской выборки не относится:

1) проверка репрезентативности выборки;

2) определение методов отбора;

3) + определение размера совокупности факторов, влияющих на выборку;

4) определение цели выборочной проверки.

20. К функциям внутреннего аудита нельзя отнести:

1. Проверку внутреннего контроля.

2. Проверку всех звеньев управления.

3. Работу над специальными проектами.

4. + Нет правильного ответа.

21. К итоговым документам аудиторской проверки не относятся:

1. Документы по оценке аудиторского риска.

2. Результаты экспертизы привлеченного специалиста.

3. Общий план проведения аудита.

4. + Все ответы правильные.

22. К видам выборочной проверки нельзя отнести:

1. Атрибутивную.

2. + Нормальную.

3. Количественную.

4. Нет правильного ответа.

23.Тест. Аудиторские доказательства, включающие в себя информацию, полученную от третьих лиц в письменно виде:

1. Внутренние аудиторские доказательства.

2. + Внешние аудиторские доказательства

3. Смешанные аудиторские доказательства.

4. Нет правильного ответа

24. К целям составления рабочих документов не относится:

1. + Помощь в привлечении клиентов.

2. Обеспечение юридической обоснованности проведения аудита.

3. Контроль рабочего времени аудита.

4. Обоснование выбора методики и приемов проведения проверки.

25. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности клиента представляет собой:

1. Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей финансовой и статистической отчетности.

2. Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности.

3. + Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности заказчика.

4. Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении учета.

26. К этапам организации аудиторской выборки не относится

1. + Определение величины оплаты за данный вид работ.

2. Определение единицы наблюдения.

3. Определение порядка распространения данных.

4. Определение единицы отбора

27. Аудиторские доказательства — это

1. Аудиторские версии по фактам проверки.

2. + Информация для формирования мнения о достоверности отчетности.

3. Записи, составленные в ходе проведения аудита.

4. Нет правильного ответа.

28. Основные требования, предъявляемые к рабочей документации не включают:

1. Отражение информации, относящейся к предыдущему и будущему периоду.

2. Оценка финансовой отчетности с установленными признаками и критериями.

3. Содержать используемые сокращения или условные обозначения.

4. Указание фамилии аудитора, даты, подписи.

5. + Нет правильного ответа.

30. Основной целью аудиторской проверки является:

+1. придание бухгалтерской отчетности достоверности

2. выявление скрытых от налогообложения доходов

3. проверка правильности оформления первичных документов по кассе

31. Аудитор это:

1. внештатный бухгалтер, курирующий работу рядовых сотрудников бухгалтерии

+2. независимый эксперт, проверяющий финансовую и налоговую отчетность организации

3. сотрудник налоговой службы, проверяющий правильность начисления налогов организацией

32. Основной целью аудита не является

1. Проверка правильности и достоверности обязательной отчётности организации

+ 2. оказание услуги и получение прибыли за выполнение аудиторской проверки

3. Анализ соблюдения предприятием норм действующего законодательства.

33. Аудит, базирующийся на риске, означает:

— Внеочередную проверку со стороны государственных надзорных органов

— Проверку наиболее экономически неустойчивых видов деятельности предприятия

+ Выборочную проверку работы предприятия, а именно, проверку критических точек

34. Неотъемлемый риск – это:

— Вероятность обнаружения нарушений ведения оборотно-сальдовых ведомостей

+ Явление, которое характеризует вероятность искажения сальдо счета или класса операций

— Риск обнаружения хотя бы одной существенной ошибки в бухгалтерской отчетности при проведении государственной аудиторской проверки

35. Внешний контроль качества аудита осуществляет:

— Министерство финансов РФ

+ Саморегулируемые организации аудиторов по отношению к своим участникам

— Федеральное агентство по контролю за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

36. Обязательный аудит проводится:

+ Ежегодно

— 1 раз в 3 года

— 1 раз в 5 лет

37. Чем вызвана потребность в аудите?

— Необходимостью получить информацию для разработки стратегических планов

— Желанием руководства предприятия убедиться в его финансовой состоятельности

+ Необходимостью подтвердить достоверность и правдивость документов бухгалтерской и финансовой отчетности

38. По итогам обязательного аудита готовится:

— Финансовый бюллетень субъекта хозяйствования

+ Информационное сообщение аудитора для руководства субъекта хозяйствования и/или аудиторское заключение

— Отчет аудитора и практические рекомендации

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте .

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать .

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте .

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте .

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *