Оклад по должности

Регулирование заработной платы главного бухгалтера в бюджетном учреждении в отличие от аналогичных мер в отношении руководителя появилось совсем недавно.

Для руководителей такая мера была установлена постановлением Правительства РФ от 26.09.2012 № 975. Указанным постановлением в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений были внесены дополнения, согласно которым предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений установлен в кратности от 1 до 8. То есть изначально вопрос касался только руководителей учреждений, причем, федерального уровня (конечно, на региональном и местном уровне также могли быть аналогичные положения).

Но с 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 347-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, и изменения условий оплаты труда коснулись не только руководителей и их заместителей, но и главных бухгалтеров бюджетных учреждений.

Если ранее статья 145 ТК РФ говорила лишь о том, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений должны регулироваться соответствующими нормативными правовыми актами, то с 1 января 2017 года предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений должен не превышать размера, который установлен:

  • для главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • для главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • для главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, на всех уровнях государственной власти возникла необходимость установить размер этого предельного соотношения зарплаты главного бухгалтера учреждения и зарплаты работников учреждения (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Обратите внимание, что речь в ТК РФ идет о среднемесячной заработной плате, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год. Среднемесячная зарплата за счет всех источников может существенно отличаться от должностного оклада бухгалтера за счет субсидии, получаемой из бюджета.

Соответственно, во исполнение новых требований законодательства приказами различных министерств, ведомств, комитетов, администраций был установлен предельно допустимый уровень соотношения зарплат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и зарплат остальных работников учреждения. Мониторинг данных нормативных актов показывает, что наиболее популярная цифра предельного уровня соотношений — это 8, но встречаются и существенные отклонения. Так, например, для ФГУП «Росспиртпром» установлен предельный уровень 2, а для ФГБОУ «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» — 14.

Кроме того, Трудовой кодекс РФ дополнен новой статьей 349.5, из которой следует, что информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждении будет размещаться в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений. Это будет еще один объект для мониторинга текущего положения дел в бюджетной сфере…

Алексей Павлов, ведущий эксперт компании «КАДИС»

2.2. Размеры должностных окладов рабочих учреждений, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими профессий рабочих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (зарегистрирован в Минюсте РФ 23 июня 2008 года N 11861).

Наименование должностей профессий (рабочих)

Размер разряда работ в соответствии с Единым тарифным квалификационным справочником работ и профессий рабочих

Должностной оклад, руб.

1

2

3

Водитель автомобиля

4 разряд

4 980 — 5 200

5 разряд

5 250 — 5 400

6 разряд

5 450 — 5 600

7 разряд

5 650 — 6 300

8 разряд

6 350 — 7 100

Уборщик служебных (производственных) помещений

1 разряд

4 550 — 4 700

2 разряд

4 760 — 4 900

Подсобный рабочий

1 разряд

4 550 — 4 700

2 разряд

4 760 — 4 900

Примечание. Конкретный перечень должностей высококвалифицированных рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий (ЕТКС) которым присвоены 7 — 8 разряды определяется локальным нормативным актам учреждения в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Размеры должностных окладов работников общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих бюджетного учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2008 года N 11858).

Квалификационные уровни

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

Должностной оклад, руб.

1

2

3

4

1 квалификационный уровень

инспектор по контролю за исполнением поручений

4 980 — 5 200

2 квалификационный уровень

заведующий складом

5 200 — 5 490

заведующий канцелярией

5200 — 5 490

заведующий хозяйством

5200 — 5 490

инспектор 2 категории по контролю за исполнением поручений

5200 — 5 490

3 квалификационный уровень

инспектор 1 категории по контролю за исполнением поручений

5 490 — 5 770

4 квалификационный уровень

ведущий инспектор по контролю за исполнением поручений

5 770 — 6 270

механик

5 770 — 6 270

1 квалификационный уровень

бухгалтер

6 350 — 6 700

инженер

6 350 — 6 700

инженер по охране труда

6 350 — 6 700

психолог

6 350 — 6 700

специалист по кадрам

6 350 — 6 700

экономист

6 350 — 6 700

юрисконсульт

6 350 — 6 700

2 квалификационный уровень

бухгалтер

2 категории

6 800 — 7 200

инженер по охране труда

2 категории

6 800 — 7 200

инженер

2 категории

6 800 — 7 200

психолог

2 категории

6 800 — 7 200

специалист по кадрам

2 категории

6 800 — 7 200

экономист

2 категории

6 800 — 7 200

юрисконсульт

2 категории

6 800 — 7200

3 квалификационный уровень

бухгалтер

1 категории

7 230 — 8 000

инженер

1 категории

7 230 — 8 000

инженер по охране труда

1 категории

7 230 — 8 000

психолог

1 категории

7 230 — 8 000

специалист по кадрам

1 категории

7 230 — 8 000

экономист

1 категории

7 230 — 8 000

юрисконсульт

1 категории

7 230 — 8000

4 квалификационный уровень

ведущий бухгалтер

8 100 — 8 900

ведущий инженер

8 100 — 8 900

ведущий инженер по охране труда

8 100 — 8 900

ведущий психолог

8 100 — 8 900

ведущий экономист

8 100 — 8 900

ведущий юрисконсульт

8 100 — 8 900

ведущий специалист по кадрам

8 100 — 8 900

5 квалификационный уровень

главный специалист

8 960 — 9 800

главный специалист — заместитель начальника отдела

8 960 — 9 800

1 квалификационный уровень

начальник отдела

9 830 -10 800

3 квалификационный уровень

директор филиала

4 группы

11 250 -11 600

директор филиала

3 группы

11 690 -12 100

директор филиала

2 группы

12 120 -12 900

директор филиала

1 группы

12 990 -13 400

начальник управления

11 250 — 13 400

начальник управления — заместитель руководителя центра

11 250 — 13 400

руководитель центра

11 250 — 13 400

Размеры должностных окладов работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 242н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп, должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2008 года N 11856).

Квалификационные уровни

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

Должностной оклад, руб.

1

2

3

4

1 квалификационный уровень

диспетчер пожарной части

4 980 — 5 600

инструктор по противопожарной профилактики

4 980 — 6 900

мастер газодымозащитной службы пожарной части

4 980 — 6 900

капитан-механик спасательного судна

4 980 — 6 900

помощник оперативного дежурного

4 980 — 6 900

пожарный

4 980 — 5 600

пожарный

3 класса

5 620 — 6 200

пожарный

2 класса

6 270 — 6 800

пожарный

1 класса

6 820 — 7 000

2 квалификационный уровень

командир отделения пожарной части (отдельного поста)

6 820 — 7 100

начальник караула пожарной части

7 110 — 7 450

1 квалификационный уровень

инженер пожарной части

7 470 — 7 700

инспектор по основной деятельности

7 470 — 7 700

оперативный дежурный

7 470 — 7 700

оперативный дежурный

7 470 — 7 700

2 квалификационный уровень

спасатель

7 790 — 8 000

спасатель

3 класса

8 010 — 8 400

спасатель

2 класса

8 440 — 8 800

спасатель

1 класса

8 880 — 9 300

3 квалификационный уровень

начальник пожарной части

3 группы

9 310 — 9 700

начальник пожарной части

2 группы

9 740 — 10 100

начальник пожарной части

1 группы

10 170 — 10 600

начальник поисково-спасательного отряда

9 310 — 10 600

Размеры должностных окладов работников внутреннего водного транспорта устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2008 года N 392н «Об Утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников внутреннего водного транспорта» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2008 года N 12178).

Квалификационные уровни

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

Должностной оклад, руб.

1

2

3

Профессиональная квалификационная группа должностей работников внутреннего водного транспорта третьего уровня

5 квалификационный уровень

Старший водолазный специалист

10 830 — 11 200

Профессиональная квалификационная группа «Отраслевые должности работников первого уровня»

1 квалификационный уровень

Рулевой, моторист

4 760 — 4 980

Размеры должностных окладов руководителей, специалистов и служащих бюджетного учреждения, занимающих должности и профессии, не отнесенных к профессиональным квалификационным группам:

Должности, профессии, не отнесённые к профессиональным квалификационным группам

Должностной оклад, руб.

1

2

Заведующий центральным складом

5 490 — 5 700

Инспектор

6 350 — 6 700

Главный специалист — врач

8 960 — 9 800

Начальник службы

9 830 — 10 800

Начальник группы

9 830 — 10 800

Заместитель начальника управления — начальник отдела

10 830 — 11 200

Заместитель руководителя центра — начальник управления в составе центра

10 830 — 11 200

Заместитель директора филиала

10 830 — 11 200

Заместитель директора филиала — начальник пожарной части

10 830 — 11 200

Заместитель главного бухгалтера — начальник отдела

10 830 — 11 200

Заместитель начальника управления

10 830 — 11 200

Главный бухгалтер филиала

10 830 — 11 200

Диспетчер

4 980 — 6 900

Старший диспетчер

6 930 — 7 400

Начальник смены

7 470 — 7 700

Заместитель начальника поисково-спасательного отряда

7 580 — 9 300

Заместитель начальника пожарной части

7 580 — 9 300

Начальник отдельного поста 3 группа

2 группа

1 группа

7 580 — 8 100

8 100 — 8 900

8 900 — 9 300

Размеры должностных окладов руководителя бюджетного учреждения, его заместителей, главного бухгалтера:

Должности

Должностной оклад (оклад) руб.

1

2

Директор

18 200

Первый заместитель директора

16 400

Начальник управления — главный бухгалтер

14 600

Заместитель директора — руководитель центра

14 600

Заместитель директора — начальник управления

14 600

Примечание. Размер должностного оклада начальника управления-главного бухгалтера, заместителя директора — руководителя центра, заместителя директора — начальника управления на 10-30% ниже должностного оклада руководителя учреждения. Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу учреждения и составляет 4 должностных оклада (оклад) работников осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих по наименьшему должностному окладу (оклад).

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Не менее 1221

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Не менее 1548

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»

Не менее 2278

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»

Не менее 3197

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня», учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Жуков Анатолий Лаврентьевич
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

В первой части статьи рассматривались элементы тарифной системы, назывались критерии установления минимальной тарифной ставки в организации. Сегодня мы продолжаем разговор о том, как на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов.

Дифференциация тарифных ставок и окладов

Установление тарифных ставок и окладов по категориям персонала, выполняющего работу различной сложности, осуществляется либо на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для всех работников, либо с помощью тарифных сеток рабочих и схем должностных окладов руководителей, специалистов и служащих.

Кстати сказать

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что тарифная сетка широко используется для дифференциации тарифных ставок и окладов работников организаций. Дифференциация заработной платы на основе единой 17-разрядной ТС (табл. 1) осуществлялась в СССР в годы новой экономической политики (НЭП)

с 1921 г. до середины 30-х годов. Примечательно, что в 17-разрядной ТС натуральный пай дифференцировался незначительно (в 1,8 раза), а денежный – до 20 раз. Общий же диапазон ТС при суммировании натурального и денежного паев составлял 7,87 раза (354 : 45).

Таблица 1

Тарифная сетка по распределению натуральных и денежных паев в России (СССР) в годы НЭПа

Обратите внимание!

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов

Тарифная сетка (ТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ).

Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда.

Диапазон тарифной сетки определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов.

Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений тарифных ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда. Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.

В постсоветский период ЕТС получила распространение на многих предприятиях рыночного сектора после того, как она была введена в бюджетной сфере постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».

В настоящее время организации внебюджетной сферы используют самые различные подходы к построению своих тарифных сеток. Некоторые организации применяют ТС с небольшим диапазоном.

Например, в одном из акционерных обществ по производству инструмента установлен диапазон 18-разрядной тарифной сетки в размере 1 : 5,8.

В другой крупной компании диапазон ТС для всех категорий персонала составляет 1 : 5,3. Но есть и примеры построения ТС с диапазоном 15–20 и более раз.

В таблице 2 приведен пример ТС одного из крупных акционерных обществ.

Таблица 2

Тарифная сетка АО

Для оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 г. до 1 мая 2006 г. применялась 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1 : 4,5 (табл. 3).

При построении единой тарифной сетки в бюджетной сфере был использован регрессивный подход, при котором рост тарифных коэффициентов с 1-го по 6-й разряды составил 11 %, с 7-го по 11-й разряды – 10 % и с 12-го по 18-й разряды – 8 %.

Таблица 3

Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Таблица 4

Тарифные сетки по оплате труда работников организаций (варианты)

Таблица 5

Единая тарифная сетка акционерного общества

Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России рекомендует пять вариантов 17-разрядной ТС с диапазонами 1 : 3,42; 1 : 5,11; 1 : 5,35; 1 : 6,24; 1 : 6,45 (табл. 4). При этом рост тарифных коэффициентов предусмотрен в одной ТС на 8 %, в другой – на 11 %, в остальных применяется регрессивная шкала.

По-иному решили вопрос дифференциации тарифных ставок работникам, имеющим один и тот же разряд, в одной из крупных акционерных компаний, использовавшей 21-разрядную единую тарифную сетку в 2006 г. (табл. 5). В пределах вилки по каждому из разрядов устанавливается тарифная ставка (оклад) в зависимости от квалификации, напряженности труда и других факторов. Кроме того, тарифные ставки (оклады) дифференцируются на три категории (I-III) с учетом значимости того или иного производства.

Заслуживает внимания отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (табл. 7). Ее отличительной особенностью является установление различных тарифных коэффициентов по одним и тем же разрядам работникам, занимающим различные должности, а применительно к специалистам и руководителям коэффициенты дополнительно дифференцируются с учетом структурных подразделений.

В частности, по одному и тому же 8-му разряду установлены следующие тарифные коэффициенты: рабочим – 2,55; рабочим, связанным с движением поездов и ремонтом подвижного состава, – 3,07; служащим – 3,20; специалистам обособленных структурных подразделений – 3,33; специалистам отделений железных дорог – 3,49; специалистам управлений железных дорог – 3,67; руководителям обособленных структурных подразделений – 3,85; руководителям отделений железных дорог – 4,04; руководителям управлений железных дорог – 4,24.

Многие организации сохранили традиционные тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, в необходимых случаях их модернизировали с учетом фактических различий в сложности труда и меняющейся экономической ситуации.

Например, в управлении механизации одного из акционерных обществ для рабочих в коллективном договоре была установлена 6-разрядная тарифная сетка с увеличением темпов роста относительных тарифных коэффициентов и диапазоном 1 : 1,78 (табл. 6).

Таблица 6

Тарифная сетка рабочих управления механизации АО

Таблица 7

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог

Крупная металлургическая компания для дифференциации тарифных ставок рабочих использует 8-разрядную тарифную сетку с диапазоном 1 : 3,09 (табл. 8). Данная тарифная сетка отличается тем, что в ней предусмотрена вилка тарифных ставок по каждому разряду: по 1-му – 5 %, по 2–8-му – от 6 до 9 %.

Таблица 8

Восьмиразрядная тарифная сетка

Схема должностных окладов

Когда в организациях устанавливается тарифная сетка рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады. В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.

При дифференциации должностных окладов уровень квалификации, например, специалистов может оцениваться следующими квалификационными категориями:

    специалист (начальная ступень квалификации); специалист 3-й категории; специалист 2-й категории; специалист 1-й категории; ведущий специалист.

Начальная ступень квалификации устанавливается специалисту, выполняющему работу минимального уровня сложности. Как правило, это молодые специалисты с высшим образованием, не имеющие опыта работы, или работники со средним специальным образованием, опыт работы которых позволяет им в полном объеме выполнять обязанности по данной должности.

Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.

Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.

В одной из крупных компаний для руководителей, специалистов и служащих установлена схема должностных окладов. В качестве примера рассмотрим схему должностных окладов руководителей и специалистов одного из цехов (табл. 9). В пределах установленной вилки повышение окладов руководителям и специалистам осуществляется по результатам аттестации.

Таблица 9

Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих цеха АО

В некоторых организациях, если не применяется единая ТС, вместо схем должностных окладов используются тарифные сетки.

Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации тарифных ставок и окладов предусматривает 7-разрядную тарифную сетку для рабочих (табл. 10) и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона тарифных коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.

Таблица 10

Тарифная сетка по оплате труда рабочих АО

Таблица 11

Тарифная сетка по оплате труда руководителей, специалистов и служащих АО

В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 годы организациям рекомендована Отраслевая единая тарифная сетка с диапазоном 1 : 10,1 (табл. 12).

Таблица 12

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Федерация профсоюзов Свердловской области в своем бюллетене приводит единую тарифную сетку АО «Уралэлектромедь» с диапазоном 1 : 5,94 (табл. 13) и с ростом тарифных коэффициентов на 11 %.

Таблица 13

Модель единой тарифной сетки АО «Уралэлектромедь»

Гибкое регулирование ставок

В последнее время некоторые организации сокращают количество разрядов в своих ТС, ограничивая их число девятью-десятью и называя их уровнями или грейдами, но при этом резко увеличивают вилки окладов по каждой категории персонала. Между минимальным и максимальным окладами по каждому уровню структуры должностей рабочих, руководителей, специалистов и служащих разрыв в некоторых компаниях составляет три и более раз. Такая система значительно увеличивает возможности регулирования в пределах одного квалификационного уровня (грейда) размера оклада – как в сторону повышения, так и в сторону снижения – с учетом изменения сложности выполняемой работы, повышения работником своей квалификации, результатов труда и др. Благодаря этому создаются более высокие возможности для стимулирования работников. Однако такие возможности могут быть реализованы только при условии установления для всех работников четких и понятных критериев и объективности оценки.

Есть и другая причина, побуждающая организации разрабатывать более гибкие системы тарифного регулирования заработной платы. Суть ее заключается в том, что в условиях глобализации экономики, динамично меняющейся рыночной конъюнктуры обеспечивают и поддерживают конкурентоспособность только те организации, которые могут адекватно реагировать на внешние вызовы, на изменяющийся спрос потребителей, а в этих условиях меняются и возлагаемые на работников должностные обязанности. С изменением выполняемых персоналом функций и с изменением рыночной цены труда возникает необходимость в периодической корректировке тарифной системы. Если возрастает количество выполняемых работником функций или повышается сложность выполняемой работы, то ему следует устанавливать более высокий разряд, пересматривать схему должностных окладов, особенно если они являются фиксированными. Гибкая модель регулирования тарифных ставок и окладов позволяет без принципиального изменения тарифной системы регулировать их размеры.

Отражение системы оплаты труда в штатном расписании

Тарифные ставки и оклады фиксируются в организации штатным расписанием, которое составляется по структурным подразделениям. В штатном расписании по профессиям и должностям устанавливаются тарифные ставки и оклады, надбавки к ним, определяется фонд заработной платы структурных подразделений. Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждена унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание». В нем также приведены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, в которых применительно к штатному расписанию (форме № Т-3) говорится следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц…

В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6–8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством РФ иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).

Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом».

Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.

Например, в одной из крупных организаций в штатном расписании предусмотрены отдельно по категориям персонала: разряд, оклад, выпуск ЕТКС с указанием параграфа, продолжительность рабочей недели, категория работающих, доплаты в процентах, процент и вид премии, отнесение к льготному пенсионному списку, дополнительный отпуск в днях, уровень механизации, численность в смену и в сутки, подменный штат по данному рабочему месту.

В другой крупной компании в штатном расписании предусмотрены не только тарифные ставки, доплаты и надбавки, но и затраты работодателя на содержание работников по той или иной должности, включая единый социальный налог.

Гарантированный уровень cтавки

Таким образом, на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов. При этом независимо от того, применяются ли единые для организации ТС или отдельно тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, основным является вопрос обеспечения достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок (окладов) с учетом рыночной цены труда и обоснованной их дифференциации по категориям персонала.

Гарантированный уровень заработка по категориям персонала в значительной степени зависит от установленного в организации минимального и максимального размера тарифной ставки (оклада). Чем больше это соотношение, тем, как правило, ниже гарантированный уровень заработка неквалифицированных работников.

Говоря о необходимости оптимизации соотношения между минимальным и максимальным окладами (тарифными ставками) в организации, нельзя не учитывать и того факта, что заработная плата устанавливается с учетом рыночной цены труда. Поскольку работодатели заинтересованы нанимать на ключевые должности высококвалифицированных специалистов, то при установлении окладов они вынуждены ориентироваться на рыночную ставку заработной платы. В связи с этим при недостаточности финансовых средств в организациях сохраняются высокие разрывы между минимальными и максимальными тарифными ставками и окладами.

В этих условиях упорядочению соотношений между минимальной и максимальной оплатой труда способствовало бы, с одной стороны, более динамичное повышение государством минимального размера оплаты труда (МРОТ) и гарантированных ставок оплаты труда в соглашениях и коллективных договорах, а с другой – повышение производительности труда.

Одним из резервов сокращения разрыва в окладах является повышение доли тарифа в общем заработке у рабочих, поскольку они в меньшей степени, чем руководители и ведущие специалисты влияют на общие результаты деятельности организации. В то же время, в среднем по кругу обследованных Росстатом видов экономической деятельности и субъектов РФ размер выплат по окладам (тарифным ставкам) в общей сумме заработной платы за отработанное время в 2005 г. составил 43,4 %.

Самая низкая доля тарифной части заработной платы по сравнению с надтарифной наблюдалась в организациях по добыче полезных ископаемых (24 %), что во многом связано со структурой заработной платы этих организаций, где более значительными по сравнению с другими видами деятельности являются выплаты, связанные с районным регулированием оплаты труда. Наиболее высокую долю тарифная часть в заработной плате составляла в организациях по производству кожи, изделий из кожи и обуви, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в оптовой и розничной торговле (по 60 %).

В соответствии с рекомендациями Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России доля тарифа в общем заработке не должна быть ниже 65–70 %. При этом, как показывает опыт передовых зарубежных фирм и результаты экономического анализа, наибольшая доля тарифа вместе с гарантированными компенсационными доплатами и надбавками должна быть у рабочих, а наименьшая – у руководителей и ведущих специалистов, поскольку от их деятельности в первую очередь зависят результаты производства. Если руководители и ведущие специалисты обеспечивают высокоэффективную и рентабельную работу организации и соответственно, высокую среднюю заработную плату, то можно считать вполне обоснованной выплату им более высоких премий по сравнению с рабочими.

Таким образом, анализ вариантов регулирования тарифных ставок и окладов показывает, что организации используют самые различные подходы и по количеству разрядов, и по диапазону тарифных сеток, и по использованию единого или дифференцированного похода к их построению с учетом категорий персонала и видов производства в зависимости от политики руководства в области оплаты труда, объемов и результатов деятельности, финансовых возможностей и т. п. Главное, чтобы была обоснованная дифференциация тарифных ставок и окладов с точки зрения учета рыночной цены труда и различий в сложности выполняемой работы.

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год (поквартально, с нарастающим итогом для расчета выплат стимулирующего характера руководителю учреждения).

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников федерального учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.

Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению Минобрнауки России, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р, федеральных университетов, федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего образования «Российский университет дружбы народов», «Московский физико-технический институт (государственный университет)», «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Расчет среднемесячной заработной платы работников учреждения осуществляется без учета заработной платы руководителя (заместителей руководителя, проректоров, главного бухгалтера, президента вуза).

Среднесписочная численность работников учреждения для целей определения среднемесячной заработной платы работников принимается без руководителя, его заместителей (проректоров) и главного бухгалтера.

Внутренние совместители учитываются полностью. Соответственно, если руководитель работает по совместительству научно-педагогическим работником, при расчете средней зарплаты сотрудников учреждения его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения.

В случае, если научно-педагогический работник по совместительству работает в должности заместителя руководителя, фонд его заработной платы по руководящей должности изымается из фонда для расчета среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Порядок расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя (проректоров, президента вуза), главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя , главного бухгалтера) установлен пунктами 9, 10.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, пунктом 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Определение среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) = Начисленная зарплата работников учреждения за определяемый период (квартал, полугодие, год) (без руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, президента вуза, и.о. руководителя, заместителей руководителей )
Среднесписочная численность работников в определяемый период (без руководящих работников)

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (пункт 79 указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения , утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. № 498 ).

Определение среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера = Начисленная зарплата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за определяемый период (квартал, полугодие, год)
3, 6, 9, 12 месяцев

Расчет ведется отдельно по каждой должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает неполный календарный год (неполный период), его среднемесячная заработная плата определяется с учетом количества полных отработанных месяцев.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).

Уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера
= Среднемесячная заработная плата работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)

Внимание! В случае, если по результатам расчетов уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) окажется выше предельного, установленного по учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки России, необходимо принять меры по приведению заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера (проректоров, президента вуза, исполняющих обязанности руководителя, заместителей руководителя из числа научно-педагогических работников, профессорско-преподавательского состава, иных работников) в соответствие с уровнем, в кратности установленной по учреждениям.

Несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного учреждения и среднемесячной заработной платы работников данного учреждения помимо иных оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, также может служить основанием для прекращения трудового договора с руководителем учреждения (часть вторая статьи 278 Трудового Кодекса Российской Федерации, введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *