Операционные доходы банка

А Б В Г Д Е Ж З И К Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Операционные доходы и расходы банка

    — основная часть доходов и расходов банка, связанная с выполнением различных банковских операций.
    К операционным доходам коммерческого банка относят: начисленные и полученные проценты по ссудам, предоставленным юридическим и физическим лицам, кредитам, предоставленным другим банкам, а также полученным централизованным ресурсам; проценты, уплаченные банками-корреспондентами; плата за услуги по открытию и ведению расчетных, текущих, валютных, ссудных счетов; положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; возмещение клиентами почтовых, телеграфных, телефонных расходов; доходы от лизинговых, факторинговых, форфейтинговых, трастовых, информационных, консультационных услуг; доходы, полученных банком за работу по размещению государственных ценных бумаг на рынке, резервов федерального казначейства; доходы от операций с ценными бумагами; доходы от участия в деятельности других организаций и др.
    Операционные доходы учитываются на балансовом счете «Доходы», к которому открываются счета аналитического учета по видам доходов. В течение отчетного периода (не более квартала) доходы собираются на данном счете, а затем переносятся на счет «Прибыль». При анализе структуры доходов банка операционные доходы делят на две части: процентные и др. Считается, что чем выше доля операционных доходов в валовом доходе банка и устойчивее темпы их роста, тем выше активность банка на денежном рынке (однако, такой вывод следует корректировать с учетом качества полученных отдельных источников дохода). В международной практике и формах отчетности российских банков агрегированный отчет о прибылях и убытках предусматривает классификацию доходов и расходов банка на процентные, комиссионные, другие операционные и непредвиденные. Такое деление позволяет в процессе анализа выявить стабильные и нестабильные источники формирования доходов кредитных организаций. В случае, если доход банка формируется из нестабильных источников (доход от дилинга на валютном рынке, рынке ценных бумаг, межбанковском рынке) рейтинг банка по показателю доходности должен снижаться.
    К операционным расходам относят: проценты, выплачиваемые банком по привлеченным депозитам и займам на межбанковском рынке и у центрального банка; комиссии по услугам и корреспондентским отношениям, оказываемым клиентами и другими банками; выплаты процентов по облигациям, депозитам и депозитным сертификатам, другим источникам привлечения средств; комиссии по операциям с иностранной валютой, а также расходы по управлению и защите от валютных рисков; отрицательные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; расходы по инкассации выручки и перевозке банковских документов; оплата услуг вычислительных центров и содержание технических средств управления; расходы, связанные с изготовлением, приобретением и пересылкой бланков, магнитных носителей и других материалов, а также упаковочных материалов для денежных билетов и монеты; почтовые, телеграфные расходы по операциям клиентов; расходы на подготовку и переподготовку кадров (в пределах законодательно утвержденных норм и смет); оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг (в соответствии с требованиями банковского законодательства); представительские расходы, связанные с деятельностью банка (в соответствии с установленными законодательством нормами); расходы на рекламу (в соответствии с установленными законодательством нормами); амортизационные отчисления по основным фондам; расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежно-расчетных документов; расходы на ведение всех видов ремонта основных фондов; суммы, причитающиеся к уплате налогов.
    Операционные расходы по действующим стандартам учета отражаются на балансовом счете «Расходы», к которому открываются счета аналитического учета в разрезе отдельных видов затрат банка. Доля операционных расходов банка в общем объеме затрат, произведенных за период, свидетельствует об активности банка на рынке. Чем выше доля затрат по привлеченным средствам, тем выше активность банка (однако этот вывод должен быть уточнен с учетом затрат на привлечение отдельных видов ресурсов, которые по-разному влияют на уровень затрат, используемых инструментов и отражаются на ликвидности банка). При оценке агрессивности банка на рынке следует использовать данные балансового отчета, которые позволяют оценить качество ресурсной базы банка. Расходы по оплате труда и содержанию банка (эксплуатационные и др.) относят в соответствии с правилами к другим операционным расходам. Более детальная классификация расходов позволяет проводить анализ качества доходной базы банка, уровня затрат по привлечению ресурсов, обеспечению функционирования банка.

Тема 25. Я — клиент банка

Банки помогают не только сберечь деньги, но и увеличить их количе­ство, обеспечить осуществление платежных отношений. Количество бан­ковских услуг в Украине достигло уровня развитых стран. Однако степень доверия населения к коммерческим банкам все еще недостаточна из-за существующего риска их разорения.

С помощью банка можно получить определенную сумму денег, то есть взять в долг на оговоренных условиях.

Кредит (от лат. сreditum — ссуда, долг) — предоставление временно сво­бодных денежных средств в ссуду.

Ссудный процент (плата за кредит) — плата за пользование денежными средствами банка. Рассчитывается в процентах к сумме кредита исходя из расчета пользования кредитом в течение года.

Банковская прибыль — это разница между суммой полученных процен­тов по кредитам и расходами банка на выплату процентов до депозитным вкладам. Прибыльность банка оценивают по специальному показателю — норме банковской прибыли.

Основные виды банковских операций

Пассивные — дей­ствия банка по при­влечению денежных средств

Активные — раз­мещение денежных средств — кредитова­ние, покупка ценных бумаг, инвестирова­ние и т. д.

Посреднические (комиссионные) — выполнение поруче­ний клиентов, связан­ных с обслуживанием платежей, размещени­ем капитала и т. д.

Способы начисления банковского процента по вкладам

Простой процент

Sn=Р(1+n·i)

Сложный процент

Sn=Р(1+i)n

где Sn — сумма через определенный период; Р — сумма вклада; n — период вклада или договора; i — размер годовой процентной ставки

Виды депозитных вкладов

До востребования

Срочные

Деньги со счета можно снять в любое время и в любом объеме (частично или полностью); депо­зитный процент невысокий

Деньги со счета можно снять в ого­воренное с банком время; депозит­ный процент высокий

Виды кредитов

Коммерческий — продажа това­ров в долг с отсрочкой платежа

Банковский — предоставляется банками предпринимателям

Потребительский — предостав­ляется в виде рассрочки за това­ры потребительского назначения

Международный — осуществля­ется между государствами в де­нежной или товарной форме

Ипотечный — предоставляется под залог земли

Государственный — заемщиком выступает государство

Если банк «лопнул»

Вкладчикам обанкротившегося банка необходимо:

  • написать заявление в ликвидационную комиссию об объявлении себя кредиторами, приложив к нему копии паспорта, идентификационного кода и договора с банком;
  • дождаться публикации от имени Фонда гарантирования вкладов физи­ческих лиц (ФГВФЛ) в газете «Голос Украины» о том, с какого числа в каком банке будут выплачивать гарантированные суммы (до 3000 грн) по вкладам;
  • деньги можно получить в течение трех месяцев с момента публикации;
  • если вы не получили деньги в установленный срок, за выплатой следует обращаться в ФГВФЛ;
  • вопросы выплаты сумм, превышающих 3000 грн, решает ликвидатор банка.

Структура доходов российского банковского сектора меняется. Процентные выплаты остаются основным источником поступлений, но их доля постепенно сокращается. Зато все более обещающими выглядят комиссионные платежи. Они меньше зависят от состояния экономики, позволяя диверсифицировать источники дохода. Преследуя диверсификацию, участники рынка все глубже заходят в новые, нетрадиционные для банков сегменты.

Процентом не вышли

По оценке «Ъ”, чистый процентный доход российского банковского сектора вырос за 2018 год примерно на 10%, до 2,86 трлн руб., а чистый комиссионный доход — на 18%, до 1,05 трлн руб. Кроме того, если смотреть на отношение чистого процентного дохода к кредитному портфелю банков, то можно увидеть, что за 2014–2018 годы показатель сократился с 4,9% до 4,4%. При этом отношение чистых комиссионных доходов, наоборот, за пять лет выросло с 1,4% до 1,7%. Комиссионные доходы пять лет назад составляли менее 30% от величины процентных доходов. В последующие годы это соотношение менялось в пределах 32–36%, а по итогам 2018 года приблизилось к 37%, что является рекордным показателем с кризиса 2008 года.

Чистые процентные доходы — это доходы, полученные банком в основном от выданных кредитов за вычетом процентных расходов, которые связаны с привлечением средств, например, депозитов. В большинстве российских банков кредитование — основной вид деятельности, поэтому и на итоговый финансовый результат главным образом влияют чистые процентные доходы.

Комиссионные доходы банку приносят комиссии за расчетно-кассовое обслуживание (РКО), открытие и ведение счетов, обслуживание карт, доверительное управление, брокерские услуги, и т.п.

«Процентные ставки сильно зависят от экономических условий и уровня ключевой ставки, размеры комиссий меняются слабее»,— поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Кривая отношения чистого процентного дохода к кредитному портфелю банков действительно напоминает инверсию кривой ключевой ставки. Этот показатель сокращался до 2014 года, когда ключевая ставка постепенно росла, сильно просел в 2015 году после резкого роста ставки ЦБ до 17%, восстановился в 2016 году, но в 2017–2018 годах начал опять сокращаться.

Кроме того, в условиях спада в экономике, когда кредитное качество заемщиков падает, банки ужесточают требования по выдачам новых ссуд, отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина. «Многие банки после кризиса 2014 года снизили аппетиты к риску, стали внимательнее относиться к оценке заемщиков, а заемщики, в свою очередь, стали внимательнее следить за условиями, на которых они кредитуются»,— соглашается заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина. Когда экономика входит в стадию роста, банки поднимают кредитную активность, соответственно, доля процентного дохода растет.

С определенным временным лагом кредитные портфели банков сокращаются, что ведет к потере процентного дохода. Так, в 2016 году кредитный портфель банков сократился на 3,3%, что могло сказаться на снижении процентного дохода в 2017 году. Несмотря на рост кредитного портфеля в 2014–2015 годах, негативное влияние на процентные доходы мог оказать рост просроченной задолженности в 2,2 раза, до более 3 трлн руб.

«В условиях макроэкономической нестабильности традиционно зарабатывающий продукт — кредит — подвержен кредитному и процентному рискам, что может обнулить ранее заработанную на нем прибыль или привести к отрицательному результату,— поясняет зампред правления Абсолют-банка Анатолий Фогельгезанг.— Именно это и происходило с большинством банков после кризиса 2014 года, когда резервы по корпоративным заемщикам полностью нивелировали полученную по ним прибыль».

Доход без риска

Замедление роста процентных доходов заставляет банки развивать направления, приносящие комиссионные доходы. «Как показывает мировая практика, это достаточно устойчивая тенденция,— говорит заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Михаил Полухин.— Ее проявление характерно в основном для стран с достаточно развитой экономикой в периоды низкого роста макроэкономических показателей, компрессии процентного дохода и снижения поступлений от прочих операций, например торговых».

Как поясняют в Альфа-банке, комиссионный доход «является безрисковым, поэтому он очень ценен для банка, так как в периоды нестабильности в экономике он позволяет поддержать прибыльность, операционную эффективность банка и сохранить устойчивость его бизнес-модели». Комиссии за предоставление банковских гарантий (тендерные, провозные, НДС) не требуют фондирования и имеют меньшую стоимость риска, а прочие комиссионные продукты, такие как РКО, валютообменные операции, перевод денежных средств и другие, не несут кредитного риска и не оказывают давления на капитал банков, уточняет господин Фогельгезанг. Для розничного бизнеса ключевым способом сохранения и роста доходности выступает развитие продаж агентских (страховых и сервисных) продуктов, добавляет Лидия Каширина.

Согласно промежуточной отчетности крупнейших российских банков по МСФО, в структуре комиссионных доходов большая часть (50–90%) приходится на РКО и операции по картам. За счет жесткой конкуренции в этих сегментах рынка в последние два года доля остается стабильной. Вместе с тем доля агентского вознаграждения, в том числе по продаже страховых продуктов, постепенно растет и в ряде банков достигает 25–30% от всех комиссионных доходов. Увеличивается и доля валютообменных операций и брокерских услуг, на них может приходиться до 10%.

В глубоком фокусе

Банки «глубоко сфокусированы на росте комиссионных доходов», подтверждает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. В частности, по его словам, банки сосредоточены на расширении линейки, заходя во все новые для них ниши. К ним можно отнести и всевозможные маркетплейсы как по продаже финансовых услуг, так услуг и товаров своих партнеров, не связанных с банковским или инвестиционным бизнесом. Прорабатываются совместные проекты и с мобильными операторами, которые, как и банки, обладают широкой клиентской сетью.

Анатолий Фогельгезанг добавляет, что отличительной чертой последних лет является внедрение цифровых технологий в целом в экономике и особенно в банковском секторе. «Цифровые процессы позволяют в автоматическом режиме обрабатывать большой объем данных, оценивать риск и быстро принимать решения,— поясняет он.— В результате продажа комиссионных и партнерских продуктов выходит на новый уровень и позволяет в несколько раз увеличивать масштаб бизнеса при одновременном сокращении издержек».

Особенностью российского тренда при этом можно назвать консолидацию банковского сектора. По мнению господина Фогельгезанга, рост доли в системе окологосударственных банков приводит к ужесточению конкуренции за ресурсы и еще большему снижению маржинальности кредитования как юридических, так и физических лиц за счет доступа таких игроков к более дешевому фондированию. Это вынуждает банковский сектор развивать продукты, приносящие комиссионный доход.

Виталий Солдатских

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *