Оплата труда работников бюджетных организаций

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год утверждены на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 24 декабря 2019 года.

Единые рекомендации на 2020 год разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с целью обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

За основу взяты Единые рекомендации на 2019 год.

Рекомендации дополнены новыми положениями о том, что при формировании систем оплаты труда, фондов оплаты труда, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы необходимо учитывать выводы постановлений Конституционного Суда в части невключения в состав заработной платы не ниже МРОТ выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, совмещение профессий, а также в части установления повышенного размера оплаты труда за работу в выходной и нерабочий праздничный день.

В 2020 году рекомендуется обеспечить уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2019 году.

С участием Минсельхоза России и Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации Единые рекомендации на 2020 год дополнены новым разделом «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии». Данным разделом предусматриваются:

  • особенности установления стимулирующих выплат работникам ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, повышенная оплата труда за работу вне стационарных пунктов;
  • недопущение снижения уровня заработной платы работников государственных учреждений ветеринарии, достигнутого в 2019 году;
  • установление доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 процентов и другие положения.

По предложениям Минздрава России, Минкультуры России и Минспорта России внесены изменения в отраслевые разделы в сфере здравоохранения, культуры, а также физической культуры и спорта.

В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» введена рекомендуемая доля окладов не ниже 70 % фонда оплаты труда. Существенные дополнения даны по стимулирующим выплатам, которые конкретизированы по показателям деятельности: за наличие спортивных званий и разрядов, ведомственных наград; за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку; для тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку, расположенных в сельской местности; за участие в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и другие.

В раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» добавлено положение о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры вправе выплачивать стимулирующие выплаты за работу в сельской местности.

Соколова Алла Владимировна, Шарапова Валентина Михайловна
1. Магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО УРГЭУ
2. д.э.н., профессор кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО УРГЭУ
Sokolova Alla Vladimirovna, Sharapova Valentina Mikhailovna
1. Master of the Department of Economics of labor and personnel management FGBOU VO URGEU
2. PhD, Professor of Human Resources Management and Labour Economics FGBOU VO URGEU Аннотация: достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития экономики и благополучия населения. Только при наличии справедливой, прозрачной системы оплаты труда, конкурентного компенсационного пакета можно рассчитывать на лояльность работников и высокую результативность их труда.
Abstract: decent wages is now necessary to ensure national security, sustainable economic development and welfare of the population. Only with fair and transparent remuneration system, a competitive compensation package, you can count on the loyalty of employees and higher productivity of their labor. Ключевые слова: оплата труда; бюджетные учреждения; компенсации, стимулирующие выплаты, грейдирование.
Keywords: compensation; public institutions; compensation, incentive payments, grading.

Регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций в настоящее время является сферой прямого и непосредственного воздействия государства, которое осуществляется на всех уровнях — от муниципального до федерального. Работниками бюджетного сектора вносится значительный вклад в обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности страны, поскольку они оказывают населению социально значимые услуги в области образования, здравоохранения и др. Тем самым они в решающей степени формируют его образовательный и трудовой потенциал. Поэтому задачей, которая решается в первую очередь, является обеспечение каждому работнику условий, которые позволят ему своим трудом поддерживать достойный уровень жизни, обеспечить реализацию всех функций оплаты труда.

В настоящее время, поскольку происходят изменения в экономическом и социальном развитии страны, подвергается существенным изменениям и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников бюджетной сферы. Частично отдельные функции государства по реализации этой политики возложены на бюджетные учреждения, в части самостоятельного установления оплаты труда, материального стимулирования. Понятие заработная плата наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков. В связи с этим, задачей каждого бюджетного учреждения является создание экономически обоснованной и достоверной информации о труде и его оплате. Современные требования диктуют необходимость в обязательном порядке производить полную и своевременную оплату труда работников, а так же осуществлять эффективное планирование расходов, связанных с начислением и выплатой причитающейся заработной платы, эффективностью используемых форм и систем организации и стимулирования труда.

В бюджетных учреждениях (федеральных, региональных, муниципальных) складывается из трех составляющих, которыми являются — базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для дифференциации оплаты труда утверждены четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой группы Правительством РФ утвержден базовый оклад. Базовый оклад является нижней границей заработной платы, ниже которого по профессиональным квалификационным группам заработную плату устанавливать нельзя. Следующий этап — это установление шести квалификационных уровней. Такие уровни дифференцируют заработную плату работников одной профессии в зависимости от сложности работы, которую они выполняют, при этом учитывая дополнительные критерии квалификации.

Природа стимулирующих и компенсационных выплат различна. Посредством стимулирующих выплат работодатель создает побудительные мотивы к труду, вырабатывает у работника желание трудиться более результативно, а компенсационные выплаты возмещают (отсюда и название «компенсационные») потенциальные потери работников. Но, можно сказать, что и стимулирующие выплаты, и компенсационные направлены на повышение эффективности и производительности труда. Особенности функционирования организации влияют в большей степени на стимулирующие выплаты, чем на компенсационные. Стимулирующие выплаты являются показателем качества и количества труда, но если работодатель слишком увлекается такими выплатами, то это может привести к негативным последствиям.

При введении отраслевой системы оплаты труда структура заработной платы работников бюджетной сферы значительно изменилась, основная ее часть стала состоять из выплат стимулирующего характера. Такие выплаты предусмотрены статьей 129 ТК РФ, но законодательство не имеет трактовки термина «классификация стимулирующих выплат». Восполнение этого пробела законодателем осуществлено с введением перечня видов выплат стимулирующего характера.

Основным документом, в соответствии с которым устанавливаются размеры и условия стимулирующих выплат для всех категорий работников в бюджетной сфере является коллективный договор. Так же используются соглашения, локальные нормативные акты.

Целесообразно выделить четыре основные функции оплаты труда:

  1. Воспроизводственная функция. Возможность воспроизводства рабочей силы должна быть обеспечена заработной платой.

Невозможность реализации воспроизводственной функции влечет за собой проблему дополнительных заработков, что часто вызывает негативные последствия: истощается трудовой потенциал персонала, ухудшается трудовая дисциплина, снижается производительность труда и т. д.

При осуществлении борьбы за лучшие кадры предприятия и бюджетные организации должны прилагать определенные усилия для удержания своих специалистов, в том числе и компенсационного характера.

Предприятия обладают большей свободой в данном случае. В бюджетных учреждениях такой формой удержания, в основном является установление стимулирующих выплат.

2.Стимулирующая (мотивационная) функция оплаты труда. Заработная плата должна стимулировать заинтересованность в развитии производства.

При осуществлении рыночной модели организации оплаты труда, основой которой является закон стоимости (цены) рабочей силы и большое число форм собственности, основным показателем является заинтересованность работника в результатах своего труда. Но это совсем не значит, что интересы предприятия (собственника) совершенно не учитываются при организации оплаты труда. В этой ситуации осуществляется четкое разделение функций и интересов между собственником средств производства и наемным работником:

– собственник средств производства имеет материальную заинтересованность в укреплении и развитии предприятия, а так же в положительном результате работы предприятия;

– наемный работник отвечает только результаты собственного труда, оплата которого обязательна и не зависит от результатов работы предприятия в целом (и результатов деятельности всей экономической системы — тем более).

Поэтому вторым этапом отношений работников и работодателей является взаимодействие внутри предприятия. Для реализации способностей наемных работников и эффективности их труда, иными словами, чтобы работодатель и работник имели то, на что по отдельности рассчитывали, необходимо определенным образом организовать работу на предприятии, а так же установить конкретную зависимость между ценой рабочей силы (трудовой услуги) и показателями, которыми характеризуется эффективность деятельности работника. Данная взаимосвязь и является предметом организации заработной платы на предприятии.

Ключевым принципом компенсационного менеджмента и компенсационного моделирования в современных условиях — в обществе свободного предпринимательства — является оптимальная оплата труда сотрудников по результатам их работы, поскольку предприятие, деятельность которого неэффективна в условиях свободного предпринимательства, не является конкурентоспособным и утрачивает возможность работать в условиях рынка.

Отметим, что наивысшие результаты получают предприятия, использующие в своей внутрифирменной политике взаимосвязь между результатами работы каждого и его вознаграждением, и умело соединяющие общий результат труда с конкретным вкладом отдельного сотрудника. На практике это сделать нелегко.

Что касается бюджетных учреждений, то в последнее время прослеживается тенденция резкого роста заработной платы руководителей бюджетных организаций (при закрытой информации) на фоне низкого уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. По мнению Президента Российской Федерации, «уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счет бюджета, должен быть привязан к качеству работы организации и средней заработной плате основного персонала», он считает неприемлемой ситуацию, когда в некоторых учреждениях руководители получают в разы больше, чем средний персонал .

Новая система оплаты труда подразумевает формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая введение публичных рейтингов их деятельности «Эффективный контракт».

Образовательным учреждениям необходимо актуализировать квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем внедрения профессиональных стандартов.

3.Социальная функция заработной платы.

Заработная плата как цена труда или рабочей силы — это основная часть фонда жизненных средств работников, которая распределяется между ними с учетом количества и качества труда и зависит от конечных результатов работы предприятий. Практически само существенной частью доходов граждан является заработная плата, поскольку для большинства граждан — это единственный источник дохода.

Взаимосвязь функций заработной платы и принципов ее организации оказывает влияние на цель организации заработной платы на предприятии, заключающейся в обеспечении работникам уровня заработной платы для воспроизводства рабочей силы.

На современном этапе сделан отступ от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников с переходом к рыночной экономике. Прямому регулированию государства подлежат только размеры минимальной заработной платы. Правительством России регулируются вопросы применения надбавок за стаж на некоторых территориях и районных коэффициентов к заработной плате. Все остальные условия оплаты труда предусматриваются системой тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а так же на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятии.

Под системой оплаты труда в науке понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев — и с его результатами .

Существуют две системы оплаты труда — тарифная и бестарифная. Тарифная система регулирует оплату труда путем учета не только сложности труда и условий его выполнения, но и индивидуализации результатов труда с учетом опыта работника, длительности непрерывного стажа, отношения к труду, профессионального мастерства и т.д. В основе оценки трудового вклада работника при бестарифном варианте организации заработной платы стоит квалификационный уровень работника, который характеризуется конкретными признаками. Указанные признаки оговариваются работниками и работодателем, чтобы учесть их для начисления работнику заработной платы. Возникающие отклонения от средних условий использования квалификационного потенциала работника, сказывающиеся на общем результате труда при бестарифном варианте организации заработной платы, должны быть оценены с помощью специальных корректирующих коэффициентов. При этом трудовой вклад работника уже оценивают не специалисты по труду, а руководители (зачастую первичных трудовых коллективов) и сами работники.

Работодатели, согласно статьи 135 ТК РФ вправе вводить и другие системы оплаты труда.

Широкое распространение получила система грейдов. Данная система для российской экономики является относительной новой, тогда как в зарубежных (западных) странах применяется очень активно. Эдвардом Хэйем в прошлом столетии были разработаны принципы к построению системы оплаты труда. Основой данной системы является оценка вклада отдельно взятого сотрудника в суммарной результативности работы компании. При внедрении данной системы определяется ценность каждой отдельной должности с точки зрения реализации стратегии компании .

Существуют формы оплаты труда – сдельная и повременная. Сдельная система труда характеризуется определением заработка работника по сдельным расценкам (на основе норм времени или выработки) в расчете на единицу продукции. При повременной форме оплаты труда основой для определения заработной платы работника служит тарифная ставка или оклад за фактически отработанное время. Разновидностями повременной оплаты являются: простая повременная и повременно-премиальная .

Следует сказать, что каждая из этих систем (сдельная и повременная) дополняются премиальной системой оплаты труда.

Премиальная система основана на поощрении работника за совершенную работу, за проявление определенных качеств и навыков.

Помимо премий работодатель так же имеет право устанавливать работникам различные стимулирующие доплаты и надбавки к заработной плате. Целью указанных надбавок является — стимулирование работников к качественному изменению результативности труда, к повышению профессионального уровня.

Преимуществом отраслевой системы оплаты труда является то, что регулирование всех выплат в рамках отдельно взятой отрасли происходит на уровне региона, благодаря чему в системе оплаты труда учитываются все специфические особенности различных сфер деятельности работников бюджетной сферы, происходит дифференциация выплат, увеличивается стимулирование работников. Данная система является прозрачной и отражает реальную картину уровня дохода работников бюджетного сектора в рамках отрасли .

Достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития экономики и благополучия населения. Только при наличии справедливой, прозрачной системы оплаты труда, конкурентного компенсационного пакета можно рассчитывать на лояльность работников и высокую результативность их труда.

Библиографический список

1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря.
2. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Спарк, 2012. С. 273.
3. Никифоров А. Основные направления реформирования заработной платы /Никифоров А. // Экономист. 2009. N 4. С. 38 — 45.
4. Проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы в России. Шарапова Н.В., Попова М.А. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы X международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Научно-издательский центр Академический, 2016 С. 132-136.
5. Оплата труда: выбор системы вознаграждения. Шарапова Н.В., Булдакова Н.В., Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 11 (62). С. 85-89.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ , заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Системы оплаты работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ , локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными правовыми актами РФ для федеральных государственных учреждений, в учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях они дополняются законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На сегодняшний день в бюджетной сфере в отношении различных категорий сотрудников используются разные виды систем оплаты труда, которые регулируют соответствующие нормативные правовые акты.

Так, например, оплата работников федеральных государственных учреждений осуществляется в соответствии с положениями ТК РФ и постановлением Правительства РФ №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов…» от 05.08.2008 г.

Для работников муниципальных учреждений и государственных учреждений субъектов РФ регулирование оплаты труда осуществляется на основании федеральных законов РФ, законов и актов органов местного самоуправления, субъектов РФ и Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на соответствующий год .

Для муниципальных служащих оплата труда осуществляется в виде денежного содержания, она регулируется ФЗ № 25–ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25–ФЗ и иными муниципальными правовыми актами;

Оплата труда государственных гражданских служащих также представлена в виде денежного содержания. В данной категории правовые акты подразделяются на 2 группы, регулирующие оплату труда федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Они регулируются ФЗ № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. (для обеих групп), Указом Президента РФ № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 г., постановлением Правительства РФ № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» от 06.09.2007 г. и соответствующими нормативными актами субъектов РФ.

Оплата труда категории лиц, имеющих специальные звания, военнослужащих и приравненных к ним осуществляется в соответствии с положениями отдельных федеральных законов в виде денежного довольствия.

Для остальных категорий сотрудников нормативно–правовой базой оплаты труда являются различные ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственных нормативных актов и т.д. Например, постановление Правительства РФ № 1027 «Об упорядочении оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30.12.2000 г.

Перечень осуществляемых в пользу специалистов бюджетной сферы выплат, порядок их исчисления, выплаты, определяется нормативно–правовыми актами, содержащими правила оплаты труда работников и регламентирующими иные, связанные с оплатой труда, вопросы. Так, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на основании действующих в субъектах локальных нормативных актов, коллективных договоров и соглашений.

При формировании систем оплаты труда учреждениям необходимо учитывать положения единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Данные рекомендации издаются ежегодно на основании ст. 135 ТК РФ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при разработке нормативно–правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений рекомендовано следующее :

  • не допускать установления различных размеров должностных окладов, тарифных ставок, разного рода повышающих коэффициентов для работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую работу по одним и тем же должностям;
  • не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда при условии сохранения за работником того же объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации;
  • соблюдать принцип оптимального соотношения уровней оплаты труда руководителей и работников учреждений.

Стоит отметить, что начиная с 1 января 2017 года бюджетные учреждения всех уровней и типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты сотрудников с зарплатами руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера . Соотношение заработной платы указанных должностных лиц и остальных работников не должно превышать одной восьмой. Расчет производится следующим образом — среднемесячная зарплата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера делится на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения.

Таким образом, в соответствии с поправками, внесенными в ст. 145 ФЗ № 347–ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ», среднемесячная зарплата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров теперь зависит от оплаты труда работников учреждения. В то же время учредитель учреждения имеет право составить перечень таких подведомственных организаций, в которых данное требование может не соблюдаться, т.е. зарплаты руководства могут выходить за рамки установленного предельного соотношения.

Также учреждениям необходимо руководствоваться законодательно установленными государственными гарантиями в области оплаты труда, закрепленными в ст.130 ТК РФ. Так, например, заработная плата за месяц работника, полностью отработавшего норму рабочего времени за этот период и выполнившего все возложенные на него трудовые обязанности в полном объеме, не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ). В случае, если заработная плата работника менее минимального размера оплаты труда, устанавливается доплата до МРОТ.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух составляющих — базовой и стимулирующей части.

1. Базовая часть заработной платы включает в себя общую часть (должностные оклады, ставки), компенсационные выплаты (устанавливаемые к должностным окладам, ставкам), повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, категорию труда и т.д.) и доплаты за государственных наград, почетных званий.

Стоит отметить, что данная часть, в зависимости от вида учреждения, будет иметь свою специфику.

Так, для работников бюджетной сферы казенных учреждений источником покрытия базовой части заработной платы является бюджетная роспись, смета, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211. Для автономных и бюджетных учреждений источником будут являться субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

2. Стимулирующая часть заработной платы включает в себя выплаты за качество выполняемых работ, выслугу лет, интенсивность и высокие результаты работы, премии и т.п. Условия получения и размер данных выплат устанавливаются в соответствии локальными нормативными актами учреждения, коллективными договорами, соглашениями.

Источниками покрытия данной части заработной платы для бюджетных и автономных учреждений являются средства от приносящей доход деятельности, средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС), а для казенных учреждений — бюджетные ассигнования.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ.

Все обязательные к применению положения по оплате труда также приведены в ТК РФ, например, положение о выплате заработной платы не менее двух раз в месяц, и имеют общие принципы как для учреждений бюджетной сферы, так и для коммерческой. Стоит отметить, что бухгалтерский учет расчетов по заработной плате с работниками бюджетной сферы, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» .

Таким образом, в процессе начисления и выплаты зарплаты необходимо руководствоваться законодательством РФ, локальными нормативными актами учреждения и заключенными трудовыми договорами.

Заработная плата является одним важнейших средств повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, а следовательно и улучшения качества оказываемых услуг . Необходимость организации четкого контроля за мерой труда и потребления заключается в значительной трудоемкости учетной работы на данном участке, что предопределило потребность в точном учете затрат труда и хорошо налаженной системе внутреннего контроля.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, также не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. При совпадении

дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии со ст. 142 ТК РФ и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— государственными служащими;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Рассмотрим особенности и порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях.

Заработная плата в бюджетных учреждениях начисляется на основании документов, которые ус-

танавливают систему, форму и размер оплаты труда сотрудника, в том числе на основании штатного расписания, приказов о приеме на работу, трудовых договоров. Также заработная плата зависит от выполнения норм выработки, которые фиксируются в нарядах, книгах учета выработки, табелях учета рабочего времени.

Кроме того, на сумму заработной платы влияют служебные записки руководителя, приказы о поощрении и т. д. (ст. 129, 132 и 135 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»).

Сроки начисления и выдачи заработной платы бюджетное учреждение должно закрепить в трудовом (коллективном) договоре либо в любом другом локальном акте, например в Правилах трудового распорядка, Положении об оплате труда (ст. 136 ТК РФ, письмо Роструда от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1). При этом за несвоевременную выдачу заработной платы предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ, ст. 192 ТК РФ). Если же просрочка составит более 15 дней, сотрудники вправе приостановить свою работу (ст. 136 ТК РФ).

Суммы начисленной заработной платы и удержаний фиксируются в расчетной ведомости (ф. 03010101) или расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401). Если заработная плата начислена в

1 Формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

межрасчетный период (например, при уходе сотрудника в отпуск или увольнении), сумму, подлежащую выдаче, отражают в платежной ведомости по ф. 0504403 (0301011), начисленная заработная плата при этом включается в расчетно-платежную ведомость текущего месяца (ф. 0504401). На сотрудников, которые получают заработную плату на банковскую карту, расчетно-платежная и платежная ведомости не заполняются.

Данные о заработной плате (справочные сведения о зарплате), начисленной сотруднику в течение календарного года, отражаются в карточке-справке (ф. 0504417), которая заполняется ежемесячно. В ней указываются все начисления и удержания по оплате труда каждого сотрудника (по видам выплат, удержаний) по всем источникам финансового обеспечения (средства бюджета, субсидии, внебюджетные источники). Карточки-справки заполняются на основании расчетно-платежных ведомостей, расчетных ведомостей.

При выплате заработной платы работодатель должен в письменной форме известить сотрудника

0 причитающейся ему за соответствующий период сумме. Для этого используется расчетный листок (ч.

1 и 2 ст. 136 ТК РФ). При этом бюджетные учреждения обязаны выдавать сотрудникам расчетные листки независимо от того, каким способом они выплачивают заработную плату:

— наличными деньгами через кассу;

— перечислением на банковские карты;

— в натуральной форме.

Поскольку типовой бланк расчетного листка не утвержден, его можно составить в произвольной форме и согласовать с профсоюзом (при его наличии в учреждении). При этом в расчетном листке необходимо указать составные части заработной платы, причитающейся сотруднику:

— удержания из заработной платы;

— подлежащую выплате общую сумму заработной платы (ч. 1 и 2 ст. 136 ТК РФ).

Оплата труда сотрудникам должна производиться не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Однако расчетные листки должны составляться только при начислении и выплате второй части заработной платы, как правило, в конце месяца (письмо Роструда от 24.12.2007 № 5277-6-1).

За нарушение правил составления и выдачи расчетных листков сотрудникам трудовая инспекция в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ может привлечь учреждение и его должностных лиц к административной ответственности. Администра-

тивная ответственность возникает только в случае отсутствия локального акта учреждения об утверждении формы расчетного листка и наличия жалоб сотрудников. Ответственность за данное нарушение предусмотрена:

— для учреждений — в виде штрафа от 30 000 до 50 000 руб. или приостановления деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц учреждения (например, руководителя) — в виде штрафа от 1 000 до 5 000 руб., повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).

Аналитический учет по расчетам заработной платы ведется в журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071). Основанием для составления журнала операций является свод расчетно-платежных ведомостей (расчетных ведомостей) с приложением первичных документов (табелей, приказов и т. д.). Свод составляется отдельно по операциям за счет разных источников финансового обеспечения. Унифицированная форма свода расчетно-платежных ведомостей (свода расчетных ведомостей) законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Сам порядок аналитического учета расчетов по оплате труда устанавливается в учетной политике учреждения в соответствии с п. 257 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

В бухгалтерском учете порядок отражения операций по начислению заработной платы зависит от типа бюджетного учреждения. Так, в учете казенных учреждений начисление зарплаты отражается следующими проводками:

Д-т сч. 401.20.211 (109.60.211 — 109.90.211) К-т сч. 302.11.730 — начислена заработная плата штатным сотрудникам;

Такой порядок установлен пп. 33 и 102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н), Инструкцией № 157н (сч. 106.00, 109.00, 302.00, 401.20).

Необходимо подчеркнуть, что использовать сч. 109 при начислении заработной платы нужно только в части формирования стоимости изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую казенное учреждение реализует за плату (п. 40 Инструкции № 162н).

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений начисление заработной платы отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 401.20.211 (109.60.211 — 109.90.211) К-т сч. 302.11.730 — начислена заработная плата штатным сотрудникам;

Список литературы

1. Беспалов М. В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2—9.

2. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.

3. Беспалов М. В. Порядок и особенности бухгалтерского учета и налогообложения сумм материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компании // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. № 5. С. 14—18.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г. №174н.

9. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

10. Письмо Роструда от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1.

11. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 08.09.2006 № 1557-6.

12. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

13. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *