Основное средство полностью самортизировано

Амортизация при консервации – расконсервации ОС

При переводе оборудования на консервацию свыше 3-х месяцев оно исключается из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

При этом с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода оборудования на консервацию, прекращается начисление амортизации (п. 6 ст. 259.1 Налогового кодекса).

При расконсервации объекта ОС амортизация начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расконсервации (п. 3 ст. 256, п. 7 ст. 259.1 Налогового кодекса).

После расконсервации ОС амортизацию по нему продолжайте начислять в период со следующего месяца и до полного списания остаточной стоимости.

Ранее по теме:

Начисление амортизации после расконсервации ОС в 2020 году

Если срок полезного использования в период консервации истек

Аналогичный порядок действует и в случае, если в период консервации ОС срок его полезного использования истек.

Он обратил внимание, что истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.

Таким образом, после расконсервации ОС, срок его полезного использования не продлевается.

Минфин отмечал, что период начисления амортизации не является периодом, равным сроку полезного использования объекта основных средств (письмо Минфина России от 02.07.2020 № 03-03-07/57451).

Ранее по теме:

Консервация основных средств: зачем нужна и как оформить

Как учитывать амортизацию после расконсервации ОС

Бухгалтерский учет при консервации – расконсервации ОС

Перевод основного средства на консервацию и его расконсервацию отражайте проводками:

  • Дебет 01 субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
    • ОС переведено на консервацию;
  • Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 01 субсчет «Основные средства на консервации»
    • ОС расконсервировано и введено в эксплуатацию.

Начисление амортизации по расконсервированному оборудованию отражайте проводками:

  • Дебет 02 субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 02 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
    • отражена амортизация по расконсервированному оборудованию;
  • Дебет 20 Кредит 02 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
    • ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем расконсервации, начисляется амортизация по ОС до полного погашения его стоимости.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Амортизация расконсервированных основных средств

Практически на каждом предприятии имеются полностью самортизированные основные средства, которые продолжают использоваться при полном погашении амортизацией стоимости приобретения, указанной в балансовой ведомости.

Бухгалтер должен знать правила отражения действий при модернизации, демонтаже или сбыту ОС без остаточной стоимости.

Как списать с баланса ОС, если оно полностью самортизировано?

Исходя из правил ПБУ 6/01, списать объекты ОС с баланса предприятия можно только в процессе выбытия (продажи, передачи) или полной утери им способности давать доходы.

Отразить убытки в связи со списанием ОС, переставшего быть рентабельным и не подлежащего восстановлению, необходимо в составе прочих расходов за тот период, к которому они имеют отношение.

Когда будет рассчитываться налог на прибыль, нужно учесть траты на ликвидацию основного средства во внереализационных расходах.

Важно! начисление амортизации не допустимо расценивать как списание имущества. Даже при полном исчерпании данного ресурса имущество можно учитывать на балансе по нулевой остаточной стоимости.

При этом если полностью самортизированное имущество состоит из нескольких составляющих, то списание возможно частично, так как некоторые элементы основного средства могут принести пользу.

Если ОС полностью самортизирован, то предприятие вправе списать его с баланса.

Остаточной стоимости такое основное средство не имеет, поэтому убытки от данной процедуры будут связаны только с оплатой процесса демонтажа, разукомплектации, утилизации.

При этом детали и составные части самортизированного основного средства можно принять к учету, если они могут использоваться в дальнейшем.

Читайте также: Как списать ОС, которое пришло в негодность?

Документальное оформление

Для списания полностью самортизированного средства требуется сбор комиссии, в состав которой обязательно входит бухгалтер и лицо, ответственное за объект.

Комиссия должна выполнить несколько шагов, сопровождая их формированием документальных подтверждений:

Шаги

Характеристика

Осмотр самортизированного объекта

Необходимо детально изучить основное средство на предмет технического и внешнего состояния, все данные вносятся в специальный акт осмотра

Определение возможности и целесообразности восстановления основного средства

Важно выяснить рентабельность восстановления или модернизации ОС для дальнейшей эксплуатации

Определение причин списания

Указание причины, по которой требуется списание ОС – физический износ в связи с истечением срока полезного использования

Определение виновных лиц

Это действие необходимо, если списание объекта происходит до исхода эксплуатационного периода и полной амортизации ОС (авария, поломка, порча)

Возможность применения и оприходования отдельных элементов

Перед полной ликвидацией необходимо определить целесообразность снятия отдельных узлов и механизмов самортизированного основного средства для дальнейшего применения

После ликвидации основного средства участники процесса должны составить акт о списании согласно требованиям п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ № 91 от 2003 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию и количество списанных средств, используются актуальные унифицированные бланки из следующего списка:

  • форма ОС-4 – для демонтажа одного объекта;
  • форма ОС-4а – для списания автотранспорта;
  • форма ОС-46 – для удаления группы объектов.

Данный документ выступает в качестве основания для внесения информации в такую документацию:

  • инвентарная карточка в формате ОС-6 или для информации по группе унифицированный бланк ОС-6а;
  • инвентарная учетная книга ОС по форме ОС-6б.

Если списанное ОС подверглось разборке и полученные детали остались на производстве для дальнейшего применения, их необходимо оприходовать.

С этой целью заполняются следующие документы:

  • накладная по форме М-11;
  • акт по форме М-35.

Кроме этого, предприятие в связи с избавлением от неликвидной производственной единицы может понести траты в качестве:

  • остаточной стоимости объекта (если ОС не полностью самортизирован), согласно п. 29 ПБУ 6/01;
  • трат в результате его разборки п. 31 ПБУ 6/01.

Бухгалтерские проводки при выбытии объекта без остаточной стоимости

Для отражения списания ОС на счете 01 открывается отдельный субсчет 2, в дебет которого переносится первоначальная стоимость актива, а в кредит накопленная амортизация.

Для полностью самортизированных основных средств эти показатели будут равны, а ОС не будет иметь остаточной стоимости, то есть сальдо по субсчету 01.2 для таких ОС будет нулевым.

Расходы от списания отражаются по дебету счет 91. Здесь собираются траты на демонтаж, оплату услуг сторонних организаций по разборке и утилизации.

Стоимость оприходуемых составных деталей и узлов списываемого основного средства отражается в составе прочих доходов на счете 91.

Для внесения информации в бухгалтерский учет относительно списания имущества, которое полностью самортизировано, то есть не имеет остаточной стоимости, формируются такие проводки:

Проводка

Описание операции

Дебет

Кредит

02

01.Выбытие ОС

Указываются амортизационные суммы, начисленные за период эксплуатации объекта

01.Выбытие ОС

01

Переносится первоначальная стоимость приобретения списываемого объекта

91.2

01.2

Согласно акту списывается остаточная стоимость по объекту, предназначенному для списания (для полностью самортизированных ОС сумма операции нулевая)

91.2

23, 68, 76, 60

Расходы на демонтаж объекта, если эта процедура проводится силами сторонних лиц

91.2

70, 69, 10

Учет расходов на ликвидацию силами собственных работников предприятия

Такой порядок соблюдается согласно инструкции к плану счетов 23 – 91.

Чтобы учесть при демонтаже материалы необходимо использовать следующие проводки:

Проводки

Описание операции

Дебет

Кредит

10

91.1

Постановка на приход материалов, которые были получены в результате демонтажа

62

91.1

Обозначение выручки, полученной в результате реализации отдельных составляющих или лома

91.2

10

Списанная себестоимость изделий

Важно! реализация материалов отражается в бухучете в качестве прочих доходов, а списание их себестоимости приходится на прочие расходы.

Пример

Исходные данные:

Организация ООО «Стандарт» демонтировала и списала полностью самортизированное основное средство в результате физического износа. Срок полезного использования по данному активу закончился.

При приобретении оно стоило 150 000, вся стоимость учтена в виде амортизационных отчислений.

В процессе списания и демонтажа компания получила узлы и запчасти, общая стоимость которых равняется 70 000.

Демонтаж оборудования выполнила внутренняя ремонтная бригада, что обошлось предприятию дополнительно в 10 000.

Бухгалтер на основании акта списания сделал следующие проводки:

Сумма

Проводки

Операции

150 000

Дт 01.2 Кт 01.1

Списано 150 000 рублей в качестве первоначальной стоимости объекта

150 000

Дт 02 Кт 01.2

Списание амортизационных отчислений

20 000

Дт 91.2 Кт 23

Списание трат на демонтаж

10 000

Дт 10 Кт 91.1

Учет изделий, являющихся продуктом демонтажа

10 000

Дт 99 Кт 91.9

Обозначение убытка, связанного с демонтажем объекта

При этом сумму расходов, связанных со списанием объекта, необходимо указать в строке 2350 отчета о финансовых результатах. Доход отражается в строке 2340 этого же финансового отчета.

Демонтаж оборудования не может обойтись без налоговых последствий. В результате чего необходимо расходы на списание при расчете налога на прибыль учесть во внереализационных расходах на основании ст. 265 НК РФ.

Если применяется метод начисления расходов, демонтаж оборудования необходимо отразить в том периоде, когда был подписан акт о демонтажных действиях согласно ст. 272 НК РФ.

При наличии недоначисленной амортизации, необходимо списать ее на дату оформления акта о списании.

В случае кассового метода все расходы на демонтаж необходимо списывать по мере их оплаты.

Выводы

Списание основных средств без остаточной стоимости в связи с полной амортизацией выполняется согласно установленным законодательством требованиям – необходимо собрать комиссию и сформировать соответствующие документы.

Согласно полученным данным, бухгалтер сделает все необходимые проводки и записи в финансовом отчете.

Кроме этого, в итоге всех этапов следует учесть расходы, связанные с демонтажем при исчислении налога на прибыль.

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Это установлено п. 23 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), пп. 14 — 21 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение или изготовление (создание) активов с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС).

Срок полезного использования основных средств определяют в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н, пп. 7, 35 СГС «Основные средства». При этом, прежде всего, руководствуются классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Если учреждение приобрело объект основных средств, который ранее был в эксплуатации, дату окончания срока полезного использования нужно определять с учетом срока фактической эксплуатации у предыдущего владельца.

Инструкция № 157н, СГС «Основные средства» не содержат специального порядка определения срока полезного использования, если приобретен полностью самортизированный объект. Этот срок должна установить комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов, принимая во внимание критерии, которые перечислены в п. 44 Инструкции № 157н, п. 35 СГС «Основные средства»:

  • ожидаемый срок использования объекта в соответствии с производительностью или мощностью;
  • ожидаемый физический износ в зависимости от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • ограничения использования объекта (при наличии).

В обновленных практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить покупку полностью самортизированного объекта основных средств:

  • по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
  • по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *