Отчет МСП

Формирование отчета субъектов МСП

Форма отчета субъектов МСП заполняется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)”

Для формирования отчета субъектов МСП необходимо открыть Личный кабинет.

Далее необходимо выбрать пункт меню Ваша отчетность – МСП.

Для формирования отчета необходимо создать новую карточку и заполнить необходимые вкладки.

Форма редактирования отчета субъектов МСП

Форма редактирования используется для добавления, изменения или просмотра записи об отчете. Ввод данных посредством заполнения значения полей, выбора значения из выпадающего списка / справочника и другие элементы интерфейса.

Карточка отчета разделена на разделы с определенным набором полей для обязательного заполнения.

Служебная информация отчета субъектов МСП

Для ввода значения нажмите на карандаш и заполните все обязательные поля, помеченные * в данном разделе. Для ввода значения в выпадающий список нажмите на него мышкой и выберите нужное значение.

Информация об организации отчета субъектов МСП

Для ввода значения нажмите на карандаш и заполните все обязательные поля, помеченные * в данном разделе. В разделе так же имеются подразделы.

Для заполнения Списка ОКВЭД используйте выплывающий список и кнопку добавления дополнительных строк для ввода Кодов ОКВЭД.

Лицензии и договоры

Информация по лицензиям и договорам вносится в отдельном разделе Личного кабинета Справочники — Подтверждающие документы. Работа с документами описана в соответствующем разделе.

В отчете МСП лицензии и договора с операторами выбираются, из ранее внесенных, из выплывающего списка.

Заполнение всех последующих разделов аналогично заполнению предыдущих разделов.

После заполнения необходимо нажать кнопку сохранения.

Работа со списком отчетов субъектов МСП

Работа со списком аналогична работе со списком, описанным в соответствующем разделе.

  1. Отчётность по отходам для МСП
  2. Технический отчет по обращению с отходами
  3. Форма 2-ТП (воздух)
  4. Форма 4 – ОС (текущие затраты)
  5. Форма 2-ТП (отходы)
  6. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  7. Отчет по программе ПЭК

Мы прожили целый год в условиях новой системы экологического контроля и надзора. Теперь предприятия уже знают, к какой категории опасности относятся принадлежащие им объекты негативного воздействия и какие документы должны быть разработаны. Многие уже провели в течение года производственный экологический контроль по новым правилам. В конце декабря было торжественно выдано первое в стране комплексное экологическое разрешение для объекта I категории. И вот приближается кампания по экологической отчетности 2020, в которой предприятиям придется впервые отчитываться по новым правилам. Попробуем разобрать, чем она будет отличаться от привычных кампаний прошлых лет.

Отчётность по отходам для МСП в 2020 году

Уже 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта отчётность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно в срок до 15 января и называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с постановлением № 903 от 28.08.15 г., регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчётность за 2018 г. Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об отходах производства и потребления”

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчётность. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

В конце 2019 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась отчётность МСП.

Получить лицензию на отходы

Технический отчет по обращению с отходами в 2020 году

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). С 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2019 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2019 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2020 подавать не нужно.

Форма 2-ТП (воздух) в рамках экологической отчетности 2020

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным. Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил новую форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту. В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было.

Получить консультацию по форме 2-ТП (воздух)

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2020 года

По форме этой отчётности в 2019 году вышел новый приказ. Приказ Росстата от 18.07.2019 N 412 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения предоставляются при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат до 25 января года, следующего за отчетным.

Форма 2-ТП (отходы) образца 2020 года

Один из самых стабильных видов отчётности как предмет экологической отчетности 2020 в этом году тоже не избежал перемен. Причём форма приказа поменялась дважды за год. То есть, первые изменения произошли с выходом приказа Приказом Росстата от 19.08.2019 г. N 459, а через 4 месяца выше новый Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766. Таким образом, по приказу № 459 даже не было сдано не одного отчета, что наглядно показывает нам темпы изменений в экологическом законодательстве.

Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2019 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что ранее данную форму сдавал более широкий круг лиц (сравнение трех нормативных актов в части требований к кругу лиц):

Приказ от 10 августа 2017 г. N 529 Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459 Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – операторы). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Таким образом, не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Форму 2-ТП (отходы) необходимо представить в ТО Росприроднадзора в срок до 1 февраля. В целом отличия нового приказа несущественны, например, даны более подробные пояснения по вопросу, кто и в каких случаях должен заполнять тот или иной раздел формы, изменилась форма некоторых разделов.

Получить консультацию по форме 2-ТП (отходы)

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

В рамках экологической отчетности 2020, данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.

За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональными программами в области обращения с отходами и территориальными схемами обращения с отходами, а также выбрать регионального оператора. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

С 1 января 2020 года при расчёте платы вступает в силу положение ч. 5 статьи 16.3 о дополнительных коэффициентах:

Коэффициент Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду Размещение отходов
0 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве
1 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
25 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСВ, ВСС размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
100 выбросы, сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата будет взиматься в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДОВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере. Для объектов III категории плата за НВОС будет взиматься без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчётности об образовании отходов.

Из новинок этого года в сфере внесения платы можно отметить появление долгожданного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, утверждённого Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334″. Согласно этому приказу, зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ по заявлению в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления. При этом сначала нужно подписать без разногласий акт сверки с Росприроднадзором.

Отчетность по программе ПЭК в 2020

Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за деятельностью по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 утвердил форму отчетности по ПЭК. Отчётность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2019 года.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждались в государственной регистрации. В ноябре 2019 года рекомендации были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2020 года.

Отчет МСП представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Форма составляется на бумажном носителе (2 экземпляра в печатном виде) один из которых после согласования предается отчитывающемуся природопользователю, а также на электронном носителе (1 экземпляр).

Работаем по всей России.

Стоимость: от 2 500* руб. за отчет.

Срок разработки: от 3 дней.

Необходимость данной отчетности предусмотрена:

Отчетность МСП представляется (разрабатывается) до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. Порядок предоставления отчетности утвержден Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)»;

Отчетность сдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства;

В соответствии пункта 3 стати 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы, представляют Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

Письмо Росприроднадзора № ОД-06-01-32/15903 от 07.12.2011 г;

Утверждение лимита на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок утверждения лимита определен Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Отчет МСП составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Территориальные органы Росприроднадзора регистрируют Отчетность МСП, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов. В случае несоответствия или несвоевременной сдачи, Порядка или отсутствия Отчета, плата за негативное воздействие на окружающую среду в форме размещения отходов будет начисляться в 5-ном размере.

С 17 декабря 2012 года, Росприроднадзор перешел на прием отчетности от природопользователей в электронном виде через веб-портал приема отчетности, а также сдача отчета на бумажном носителе и в электронном виде.

При подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов, необходимо предоставить электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности. Электронные версии отчетов должны быть подготовлены в формате программы «Модуль природопользователя» версии 1.7.1 и более поздних.

Отчетность МСП составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Важно! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем, либо оформленный не в соответствии с требованими нормативных документов – считается не принятым!

Отчетность включает в себя:

1 — общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;

2 — баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;

3 — сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

4 — приложения.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих помещения для осуществления своей деятельности:

Когда арендодатель берет на себя обязанности по вывозу отходов и заключению для этого договора со специализированной организацией, необходимо, чтобы в этом договоре на вывоз отходов были прописаны все арендаторы помещений (если помещения находятся по одному адресу). Список арендаторов представляется в приложении к договору, где на каждого из них рассчитан свой объем вывоза отходов.

Таким образом, если у субъекта малого и среднего предпринимательства нет собственного договора на вывоз отходов, либо он не прописан в договоре на вывоз отходов у своего арендодателя, в Отчетности МСП масса образованных за год отходов заносится в графу «накоплено на конец отчетного периода» вследствие отсутствия документального подтверждения передачи отходов.

Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информирует о введении годовой формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению, утвержденную приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (2-ТП (отходы)).
Сбор первичных статистических данных по указанной форме предполагается с 2020 года за отчетный 2019 год.

Календарь отчётности за 2019 год

10 января

1. Журнал движения отходов за IV квартал

Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» — три табличные формы отчетности по движению отходов предприятия, способы обращения с отходами и фактические количества образовавшихся и переданных отходов.

Как заполнять. Журнал ведется в течение года. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом, то есть 10 января.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Для составления отчетности понадобятся копии накладных, актов передачи отходов лицензированным организациям-приемщикам с указанием массы переданных отходов.

15 января

2. Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Кто подает. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.

Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ в области нормирования применяются дифференцированные меры.

Дополнительно информируем, что статьей 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ больше не предусмотрено деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес, с 01.01.2019 предприятия делятся на четыре категории НВОС.

Одновременно сообщаем, что пунктом 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Как подавать. В настоящее время форма не утверждена.

3. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов

Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»

Как подавать. Форма введена с отчета за 2018 год. Отчет сдается в территориальные органы Росприроднадзора. Форма заполняется по каждому объекту ОРО отдельно и предоставляется вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Кто подает. Лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов.

Объекты на которые не распространяется данный отчет:

— объектов размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

— объектов захоронения отходов, расположенных на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники;

объекты размещения медицинских отходов.

22 января

4. Отчет по форме 2-ТП (воздух)

Нормативные документы. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», согласно которому утверждена новая форма данной отчетности.

Как подавать. Обращаем внимание, что отчет заполняется юридическим лицом совокупно по всем объектам HBOC в рамках одного ОКТМО. В отчете не отражаются данные по передвижным источникам.

Дополнительно сообщаю, что на основании Перечня, подведомственной организацией Минприроды России ФГБУ УралНИИ «Экология» разработан справочник «Характеристики загрязняющих веществ из раздела «1. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р» (далее — справочник). Справочник опубликован для свободного доступа на сайте Минприроды России.

Кто подает. Лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5-10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ I и (или) II класса опасности.

Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — https://lk.rpn.gov.ru/ .

5. Отчет по форме 2-ТП (водхоз)

Нормативные документы. Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды».

Как заполнять. Отчет по форме 2-ТП (водхоз) содержит сведения о водозаборе, водоотведении, о количестве использованной, принятой, потерянной воды. Отчет представляется в территориальное управление Росводресурсов.

Кто подает. Сведения по форме №2-ТП (водхоз) представляют все юридические лица и ИП (далее — респонденты):

— осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;

— осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);

— получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;

— получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;

— имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Программное обеспечение. «Модуль респондента статотчетность 2-тп (водхоз)». Предоставляется в Федеральное агентство водных ресурсов.

25 января

6. Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах по форме 4-ОС

Нормативные документы. В 2018 году отчетность сдается по новой форме согласно приложению 5 приказа Росстата от 01.08.2018 № 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

Кто подает. Изменился перечень лиц, подающих отчетность: если ранее ее должны были сдавать лица, которые имеют очистные сооружения и осуществляют природоохранные мероприятия, то теперь — лица, которые имеют основные фонды природоохранного назначения, осуществляют природоохранные мероприятия и имеют объекты, оказывающие HBOC.

Форму 4-ОС представляют в Росстат лица при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.

31 января (с учетом субботы 1 февраля)

7. Отчет по форме 2-ТП (отходы)

Нормативные документы. Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Как заполнять. Форма 2-ТП (отходы) направляется в территориальный орган Росприроднадзора ежегодно по форме, утвержденной в прошлом году. Отчетность представляется в электронном виде через Личный кабинет природопользователя и в бумажном виде (при отсутствии электронной подписи).

Кто подает. Предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — операторы).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.

Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — https://lk.rpn.gov.ru/ .

8. Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)

Нормативные документы. Приказ Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы».

Как заполнять. Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель. Перечень земель, подпадающих под категории нарушенных и отработанных, приводится в приказе Росстата от 29.12.2012 № 676, в указаниях по заполнению формы.

Кто подает. Отчет представляют в территориальные управления Росприроднадзора юридические лица и ИП, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, осуществляют строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение отходов.

Программное обеспечение. Подается через новый «Личный кабинет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — https://lk.rpn.gov.ru/ .

1 марта

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (HBOC).

Нормативный документ. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ).

1. Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

2. Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

3. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

10 марта

9. Декларация о плате за HBOC

Нормативные документы. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Форма декларации о плате за НВОС утверждена Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в 2019 году к ставкам платы за НВОС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 , установленным на 2018 год применяется коэффициент 1,04.

Кто представляет. Положениями ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии с п.5 ст.23 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом, на основании п.9 ст.23 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ).

25 марта

10. Отчет по программе ПЭК

Нормативные документы. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Как заполнять. Отчет введен с 2019 года. Форма должна быть разработана для каждого из эксплуатируемых объектов HBOC I-III категорий. Форма отчета состоит из 11 таблиц.

Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 2018 года необходимо проводить контроль по планам-графикам, утвержденным в программе ПЭК, чтобы в марте 2019 года подать в Росприроднадзор отчет о проведенных мероприятиях в рамках ПЭК. При этом в приказе не уточняется, будут ли рассматривать данный отчет при его подаче в Росприроднадзор и могут ли отказать в приеме, если отчет окажется не соответствующим установленным требованиям.

1 апреля

11. Декларация о количестве выпущенных товаров и отчетность о выполнении нормативов утилизации

Нормативные документы. Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки — постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.

Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, — распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

Нормативы утилизации на 2018-2020 годы — распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р.

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации — постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Как заполнять. Производители и импортеры обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования выпущенных товаров и упаковки путем организации собственных объектов по утилизации, или путем заключения договоров с третьими лицами (с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, ИП, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов и имеющими соответствующую лицензию).

Если установленные нормативы утилизации не выполнены, производители и импортеры обязаны заплатить экологический сбор.

При осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) вправе запросить у производителя товаров, импортера товаров, ассоциации:

а) копии договоров — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Декларация о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки и Отчетность о выполнении нормативов утилизации направляются в Росприроднадзор в срок до 1 апреля.

Кто подает. Согласно статье 24.2 Закона № 89-ФЗ обеспечивать выполнение нормативов утилизации обязаны:

— производители товаров и упаковки, произведенных на территории РФ;

— импортеры товаров и упаковки, ввезенных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;

— импортеры товаров и упаковки, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

15 апреля

12. Экологический сбор

Нормативные документы. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, — распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

Постановление Правительства №1293 от 31.10.2018г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №284».

Обязанность по уплате сбора — статья 24.5 Закона № 89-ФЗ. Порядок уплаты сбора и подачи расчета в Росприроднадзор — постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.

Форма расчета суммы экологического сбора — приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Кто платит. Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров и упаковки, по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке.

Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Как подавать. Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В этом случае дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов вышеуказанные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:

а) производителем товаров — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;

б) импортером товаров — в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

в) ассоциацией — в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров — представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В течение 10 дней с даты выдачи лимитов

13. Технический отчет по обращению с отходами

Нормативные документы. Разработка ПНООЛР и додача технических отчетов, подтверждающих выполнение выданных предприятиям нормативов и лимитов, определяется методическими указаниями:

— для объектов федерального уровня надзора — приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

— для объектов регионального уровня надзора — местными, утвержденными в установленном порядке методическими указаниями и порядками.

Как заполнять. Технический отчет направляется в территориальные органы Росприроднадзора (объектами федерального уровня надзора) и в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ (объектами регионального уровня надзора). Информация о предоставлении технического отчета размещена на сайте Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора.

В соответствии с п. 8 Методических указаний, технический отчет по обращению с отходами составляется с целью подтверждения заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение видов (далее — НООЛР), классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.

Таким образом, в техническом отчете по обращению с отходами предоставляются сведения по всему перечню отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, заявленных в проекте НООЛР и документе об утверждении НООЛР.

Ответственность. В случае несвоевременной подачи технического отчета предприятию грозит наказание по статье 8.2 КоАП РФ.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *