Оценка эффективности государственных программ

Введение

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят задачи повышения благосостояния населения и модернизации экономики, решение которых зависит от качества государственного управления бюджетными средствами. За последние несколько лет существенное развитие получил программный метод государственного управления. Основная цель внедрения данного механизма заключается в обеспечении повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления ими на всех уровнях власти. В связи с чем возникает необходимость анализа существующих методик оценки эффективного расходования каждого рубля в рамках государственных программ, выявления их недостатков, а также разработки методики оценки расходования бюджетных средств наиболее полно учитывающей критерии их эффективности.

Критерии региональных методик анализа эффективности государственных программ

Осуществление государственных программ предполагает наличие специального инструмента программной оценки. Оценочная деятельность в государственном управлении начала развиваться с 1960-70-х годов в США и была заимствована из сферы корпоративных финансов.

Оценка эффективности государственных программ в Российской Федерации является относительно новым инструментом проведения региональной политики. В период 2013-2014 гг. субъекты Российской Федерации, опираясь на федеральные методические рекомендации, разработали собственные методики оценки эффективности государственных программ. Для выявления наиболее объективной, прозрачной и качественной методики был проведен анализ подходов субъектов РФ к оценке государственных программ, что позволило выявить параметры, по которым они различаются:

  • орган власти, утвердивший методику и ответственный за оценку программ;
  • качественные показатели оценки программ;
  • количественные показатели оценки программ
  • оценка реализации основных мероприятий;
  • оценка финансового обеспечения программ;
  • эффективность реализации программ;
  • оценка качества управления программами;
  • информационная открытость, публичность сведений о реализации программ;
  • ранжирование по степени реализации
  • риски, последствия, внешние факторы и другие.

Подходы объединяет общий принцип оценки, который заключается в соотношении фактических расходов бюджета и достигнутых целевых показателей к плановым значениям. Методики различаются тем, что одни регионы рассчитывают уровень достижения целевых показателей программ, а другие динамику изменений целевых индикаторов по годам. Анализ динамики характеризуют общий тренд реализации государственной программы, что имеет важное значение в сфере государственного управления.

Показатели при проведении оценки применяются как качественные, так и количественные. Однако только 22% всех регионов используют качественные критерии, что обусловлено сложностью их формализации при расчете уровне эффективности и тем, что в основном они используются на стадии разработки программ (соответствие цели стратегиям, приоритетам государственной политики; уровень проработанности показателей, проработанности индикаторов и прочие).

Особое внимание при оценке государственных программ уделяется основным мероприятиям их реализации (53%), включая оценку корректности их формулировок, степени своевременности исполнения, а также сравнения эффективности с предыдущим годом.

Методики оценки эффективности реализации государственных программ 13 % всех субъектов учитывают объем привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также внебюджетных средств, их структуру и динамику по сравнению с предыдущим годом (Владимирская область, Республика Ингушетия и другие).

Показатели качества управления программами используются в 18% регионов, которые заключаются в оценке деятельности администраторов, учете количества изменений, своевременного отчета об исполнении (Республики Ингушетия, Якутия (Саха), Ставропольский край и другие). Однако эти показатели характеризируются низкой степенью объективности.

Используемые критерии, в большинстве случаев позволяют отчитаться об использовании бюджетных средств с достаточно высокой степенью эффективности действующих программ, что актуализирует задачу разработки объективной методики оценки.

Методики оценки эффективности государственных программ субъектов РФ можно сгруппировать, учитывая некоторые их особенности. Ряд методик субъектов, которые используют более 65% регионов России, предполагают расчет интегрированного показателя, применяя либо балльную оценку, либо учитывая значимость (веса) конкретных показателей достижения целей, вследствие чего распределяются по группам по степени их эффективности. Обычно применяют трехуровневую систему, например, в Новосибирской области регионы программы подразделяют на эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные; в Калужской области – высокий уровень эффективности, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни. Республика Бурятия применяет пятиуровневое ранжирование – высокоэффективная, эффективная, недостаточно эффективная, низкоэффективная и неэффективная.

Некоторые методики опираются на оценку достижения отдельных целей, (около 30% субъектов РФ, в числе которых Вологодская, Нижегородская, Мурманская области) не сводя к расчету интегрированного итогового показателя, и как следствие составляется рейтинг государственных программ. В данной группе стоит отметить Забайкальский край, методика которого предусматривает составление рейтинга в относительно динамики предыдущего года.

Группа методик предполагает расчет бюджетной или экономической эффективности, который используется в Республике Татарстан, Владимирской и Ростовской областях. Методика Республики Татарстан характеризуются сложностью расчетов и требует дополнительных исследований со стороны органов государственной власти субъекта РФ. А методику оценки эффективности программ в Ростовской области администраторы разрабатывают каждый для своей программы самостоятельно, что повышает риск субъективной оценки, во всех программах является составляющим коэффициентом интегрированного показателя. Методика Владимирской области предполагает два этапа расчета эффективности – оценка эффективности реализации программы (подпрограммы), исходя из системы критериев, и оценка бюджетной эффективности реализации основных мероприятий.

Стоит отметить уникальность методик Ханты-Мансийского автономного округа и Тамбовской области, которые учитывают открытость, доступность информации о реализации государственной программы и их обсуждение на общественных советах.

Проанализировав подходы и критерии оценки эффективности государственных программ, используемых субъектами Российской Федерации, все методики можно разделить на две группы. В первую группу входят регионы, которые используют методические рекомендации, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации (Республики Алтай, Калмыкия; Ленинградская, Волгоградская, Новосибирская, Оренбургские области; Алтайский, Хабаровский края) . Вторую группу составляют регионы, использующие наряду с федеральными рекомендациями свои уникальные индикаторы и критерии оценки, которые представлены на таблице 1.

Таблица 1 – Критерии оценки эффективности государственных программ субъектов РФ

В результате исследования нормативно-правовых актов по оценке эффективности государственных программ в субъектах Российской Федерации можно выделить недостатки и преимущества методик. Стоит отметить методики Республики Татарстан и Владимирской области, которые используют показатели бюджетной эффективности; Ставропольский край – показатели качества управления программами и подпрограммами; Владимирская, Рязанская, Тамбовская области, Республики Ингушетия и Якутия – привлечение средств из бюджетов других уровней и внебюджетных средств; Ханты-Мансийский автономный округ – открытость и доступность данных о реализации государственных программ, участие населения, а также наличие в программах описания внешних факторов и рисков.

Особенности методики анализа эффективности государственных программ Республики Алтай

Методика Республики Алтай относится к первой группе регионов, что не позволяет многосторонне и полно оценить эффективность реализации программ. Для её совершенствования, в результате проведенного анализа были отобраны лучшие практики оценки эффективности государственных программ субъектов РФ — методики Владимирской области, Республики Ингушетия и Ханты-Мансийского автономного округа.

Республика Алтай входит в число дотационных регионов, более 70% бюджета составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета, в общем объеме бюджетных расходов на реализацию государственных программ приходится не менее 85% за все годы. Если рассматривать основные показатели социально-экономического развития Республики Алтай, то можно отметить динамику роста за последние три года, что отчасти связано с началом применения программного бюджетирования. Эти тенденции актуализирует исследование бюджетных процессов, а особенно эффективность расходования бюджетных средств, в том числе и финансирование государственных программ в регионе.

Методика Республики Алтай базируется на методических рекомендациях Министерства экономического развития РФ и предполагает расчет исходя из суммарного значения коэффициентов :

  • эффективности реализации подпрограмм и основных мероприятий, обеспечивающих программу;
  • отношения фактически достигнутого значение целевых показателей к плановым показателям;
  • отношения фактических расходов на реализацию подпрограммы за счет всех источников финансирования к плановому объему финансирования;
  • оценки качества управления государственной программой.

По результатам проведенного исследования с использованием действующей методики оценки эффективности государственных программ расходы являются эффективными или высокоэффективными, однако это уровень является спорным. Это связано в первую очередь с тем, что методика Республики Алтай не в полной мере позволяет объективно оценить эффективность государственных программ.

С целью уточнения методики Республики Алтай, были выбраны различные практики оценки эффективности государственных программ, включающие в себя критерии, не используемые в методике Республики Алтай, а именно: методики Владимирской области, Республики Ингушетия и Ханты-Мансийского автономного округа.

Применение выбранных методик осуществлялось на выборке государственных программ, в которую входят «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения». Данный выбор обусловлен тем, что все три программы имеют социальную направленность, занимают значительный удельный вес (в сумме 46,5%) в структуре расходов республиканского бюджета, имеют тенденцию увеличения объемов финансирования, а также непосредственно влияют на благосостояние и уровень жизни населения анализируемой территории.

Проведя оценку эффективности государственных программ, действующих на территории Республики Алтай, можно сравнить степени эффективности финансирования государственных программ для выявления тех критериев, значения которых влияют на итоговый показатель.

Таблица 2 — Оценка эффективности государственных программ по методикам Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Ингушетии и Владимирской области

Год Наименование программы Методика ХМ АО Методика Республики Ингушетия Методика Владимирской области Методика Республики Алтай
2015 г. Обеспечение со­циальной защи­щенности и за­нятости населения хорошо умеренно эффективная неудовлетворительная высокоэффективная
Развитие образо­вания хорошо умеренно эффективная неудовлетворительная эффективная
Развитие здраво­охранения хорошо умеренно эффективная неудовлетворительная высокоэффективная
2016 г. Обеспечение со­циальной защи­щенности и за­нятости населения хорошо умеренно эффективная удовлетворительная высокоэффективная
Развитие образо­вания хорошо умеренно эффективная неудовлетворительная эффективная
Развитие здраво­охранения хорошо Эффективная неудовлетворительная высокоэффективная
2017 г. Обеспечение со­циальной защи­щенности и за­нятости населе­ния хорошо умеренно эффективная удовлетворительная эффективная
Развитие образо­вания хорошо умеренно эффективная удовлетворительная эффективная
Развитие здраво­охранения хорошо умеренно эффективная удовлетворительная эффективная

Согласно таблице, степень эффективности государственных программ различаются в зависимости от критериев, применяемых в методике оценки. Снижение общего показателя по методике Республики Ингушетия обусловлено отсутствием показателей бюджетной эффективности, малой долей привлечения внебюджетных источников, внесением большого количества изменений, а также отсутствием схемы взаимодействия между участниками.

Во всех анализируемых государственных программах Республики Алтай не учтены неблагоприятные факторы и риски, а также отсутствует оценка населением результатов реализации государственных программ, что значительно снижает итоговое значение по методике Ханты-Мансийского автономного округа.

Оценка бюджетной эффективности реализации государственных программ Республики Алтай по методике Владимирской области показала также более низкий результат. Это является следствием применения к оценке показателей, учитывающих отношение степени достижения целевых индикаторов основных мероприятий программы (подпрограмм) к степени соответствия фактических затрат на реализацию основных мероприятий запланированному уровню (оценка полноты и эффективности использования средств). Отрицательные показатели связаны, прежде всего, с высокими границами определения эффективности программ.

Оценка государственных программ Республики Алтай разными методиками позволила выявить недостаточную объективность методики анализируемой территории и доказала необходимость ее повышения.

Анализ методики Республики Алтай показал, что она не содержит показателей оценки бюджетной эффективности, анализа рисков и неблагоприятных внешних факторов, не рассчитывается промежуточная эффективность расходов бюджета, а также стоит отметить, что целевые показатели программ, подпрограмм и основных мероприятий не актуализируются по итогам отчетного года. Например, значение доли населения с доходами ниже регионального прожиточного минимума в 2014 г. было установлено на уровне 18,5%, результат достигнут в размере 100%, но в 2015 г. целевое значение было равно 17,8%, то есть снижено на 0,7 п. п. по сравнению с достигнутым значением в предыдущем году.

Кроме этого, отсутствуют показатели, характеризующие качество управления государственными программами в процессе их реализации, характеризующие например низкий уровень привлечения средств из внебюджетных источников, отсутствие участия населения при разработке государственной программы и контроле её реализации.

Модульная методика оценки анализа эффективности государственных программ

С целью получения более объективной оценки эффективности государственных программ предлагается внести уточнения в действующую методику Республики Алтай. Уточненная методика представляет собой набор критериев, которые являются в определенной степени автономными, но в то же время дополняющими друг друга, образующих в совокупности комплексную методику оценки эффективности государственных программ.

В основе уточненной методики оценки эффективности реализации государственных программ Республики Алтай предлагается использовать модульный подход (рисунок 1). Сгруппировав показатели по модулям, характеризующие целевые векторы развития территории, можно оценить эффект достигнутый благодаря реализации той или иной государственной программы.

Модуль 1 позволяет оценить эффективность программы не только по целевым показателям программ, подпрограмм и основных мероприятий, определенных паспортом, но и в виде количественно оцениваемого общественно значимого социально-экономического эффекта.

Рисунок 1 – Модульная методика оценки эффективности государственных программ

Преимущество модуля 2 в гибкости и используется для оценки по специфическим критериям, характеризующихся сложностью количественного выражения, например – качества управления программой, учет рисков и неблагоприятных факторов.

Модуль 3 предполагает собой оценку привлечения населения в процесс разработки, реализации и оценки государственных программ в целях повышения прозрачности, объективности и доступности сведений о расходовании бюджетных средств.

Модуль 4 представляет систему расчетных показателей уровня исполнения бюджета, доли привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также внебюджетных источников. В перспективе, возможно применение показателей эффективности инвестиционных проектов, определяющих окупаемость и рентабельность основных мероприятий.

Опираясь на модульную методику оценки эффективности, результаты исследования лучших практик регионов России, выявленных недостатков действующей методики Республики Алтай, предлагается ее уточнение с учетом этих факторов.

Таким образом, уточненная методика оценки эффективности государственных программ состоит из четырех модулей, включающих 7 комплексных критериев и 18 подкритериев.

Модуль 1 включает критерии К1 и К2, которые содержатся в методике оценки государственных программ Республики Алтай, и не являются нововведёнными. Однако, стоит отметить необходимость пересмотра значений целевых показателей программы, подпрограмм и основных мероприятий в сторону увеличения. Это позволит выявить возможность перераспределения средств внутри программы, от менее эффективных подпрограмм и мероприятий к более эффективным, в результате чего повысится эффективность государственной программы в целом (таблица 3, 4)

Таблица 3 – Подкритерии К1 уточненной методики оценки эффективности государственных программ Республики Алтай (Модуль 1)

Удельный вес подкритерия Содержание критерия (К), подкритерия (КК) Норматив значения, % Балл
К1 – Финансирование государственной программы
0,5 КК 1.1 — Отношение общего фактического объема финансирования государственной программы к плановому уточненному объему 97-102 10
80-97 7
70-80 5
102-120 7
120 и более 0
Менее 70 0
0,2 КК 1.2 — Отношение общего фактического объема расходов государственной подпрограммы к плановому значению объему расходов 97-102 10
80-98 7
70-80 5
102-120 7
120 и более 0
Менее 70 0
0,3 КК 1.3 — Отношение общего фактического объема расходов основных мероприятий к плановому значению объему расходов 95-102 10
80-98 7
70-80 5
102-120 7
120 и более 0
Менее 70 0

В таблице 3 представлены уточненные интервальные значения, так как значительное перевыполнение плана финансирования программы, подпрограммы и основных мероприятий является признаком некачественного планирования расходов.

Таблица 4 – Подкритерии К2 уточненной методики оценки эффективности государственных программ Республики Алтай (Модуль 1)

Удельный вес подкритерия Содержание критерия (К), подкритерия (КК) Норматив значения, % Балл
К2 – Результативность государственной программы
0,5 КК 2.1 — отношение достигнутых значений к плановым значениям целевых показателей государственной программы 95-105 10
90-95 7
80-89 5
105-120 7
менее 80 0
более 120 0
0,2 КК 2.2 — отношение достигнутых значений к плановым значениям целевых показателей государственной подпрограммы 95-105 10
90-95 7
80-89 5
105-120 7
менее 70 0
более 120 0
0,3 КК 2.3 — отношение достигнутых значений к плановым значениям целевых показателей государственной основных мероприятий 95-105 10
90-95 7
80-89 5
105-120 7
менее 70 0
более 120 0

Критерий 2 – результативность государственной программы — так же учитывается как в федеральных методических рекомендациях, так и в методике Республики Алтай. Норматив его значений был уточнен в целях актуализации плановых показателей и улучшения процесса планирования. Например, неактуальность действующих нормативных значений подтверждает то, что целевые показатели достигаются ежегодно более чем на 100%, поэтому необходимо либо увеличить целевые показатели, либо сократить планируемые расходы на реализацию программы в 2018-2020 гг.

Критерий К3 также содержится в действующей методике, но необходимо внести коррективы и ввести дополнительный критерий КК 3.1 ввиду того, что чрезвычайные и непредвиденные факторы могут значительно повлиять на итоговые результаты эффективности программы, подпрограммы и основных мероприятий (таблица 5).

Таблица 5 – Подкритерии К3 уточненной методики оценки эффективности государственных программ Республики Алтай (Модуль 2)

Удельный вес подкритерия Содержание критерия (К), подкритерия (КК) Норматив значений Балл
К3 – Качество управления государственной программой
0,2 КК 3.1 — наличие описания неблагоприятных внешних факторов и рисков, влияющих на государственную программу, а также определенных мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных факторов риска наличие описания и рисков, и мер 10
наличие описания только факторов и рисков 5
отсутствует 0
0,2 КК 3.2 — наличие в государственной программе иных, кроме средств республиканского бюджета, источников финансирования да 10
нет 0
КК 3.3 — соответствие цели государственной программы области приоритетам федерального уровня да 10
нет 0
0,2 КК 3.4 — соответствие цели государственной программы Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай да 10
нет 0
0,2 КК 3.5 — качество ежегодно представляемой информации (доклада, отчета) о выполнении программы за отчетный период информация полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям 10
информация не содержит полного объема сведений 5
информация не соответствует установленным требованиям и рекомендациям 0

Результаты оценки данного критерия позволят дать более объективную оценку эффективности государственной программы и ее составляющих с учётом возникших рисков. Например, программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай имела низкую эффективность из-за паводка в 2014 г., что не позволило дать объективную оценку эффективности данной программы.

Методика оценки, по которой в настоящее время проводится оценка эффективности программ республики, никак не учитывает участие населения и открытость сведений о ходе и итогах реализации программ. Отсутствие влияния оценки на принимаемые решения исполнителями и расходование бюджетных средств создает временной лаг между реализацией программы и получением конечных результатов, что приводит к тому, что неэффективные программы будут финансироваться в том же объеме на очередной год. Поэтому, необходимо проводить промежуточную оценку (ежемесячно, ежеквартально) для своевременной корректировки и принятия управленческих решений в течение года (таблица 6).

Таблица 6 – Подкритерии К4 уточненной методики оценки эффективности государственных программ Республики Алтай (Модуль 3)

Удельный вес подкритерия Содержание критерия(К), подкритерия (КК) Норматив значений Балл
К4 — Участие населения и открытость данных
0,4 КК 4.1 — участие населения в разработке и проведении оценки эффективности государственной программы да 10
нет 0
0,3 КК 4.2 — уровень удовлетворенности населения республики реализацией государственной программы более 70 10
50-70 5
менее 50 0
0,3 КК 4.3 — публичность и доступность промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности реализации программы публикация на официальном сайте промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности реализации программы 10
публикация только итоговых результатов реализации программы 8
сведения не публикуются 0

Мониторинг необходимо проводить независимыми экспертами с участием общественности. Участие населения должно так же проявляться в выражении мнения об эффективности реализации государственных программ путем проведения опросов или других способов изучения общественного мнения.

В первую очередь, администраторам государственных программ необходимо внести изменения в программы с целью учета таких показателей как бюджетная эффективность и социальная эффективность (таблица 7).

Таблица 7 – Подкритерии К5 и К6 уточненной методики оценки эффективности государственных программ Республики Алтай (Модуль 4)

Удельный вес подкритерия Содержание критерия (К), подкритерия (КК) Норматив значений Балл
К5 Показатель бюджетной эффективности
0,3 КК 5.1 — наличие в программе показателя ее бюджетной эффективности да 10
нет 0
0,7 КК 5.2 — показатель бюджетной эффективности более 100 10
90-100 7
70-90 5
менее 70 0
К6 – Привлечение внебюджетных средств
К6 — привлечение средств из внебюджетных источников более 40 10
15-40 7
менее 15 5
не привлечено 0

Вторым этапом станет расчет значений этих показателей и определение итогового балла. Бюджетную эффективность можно рассчитать исходя из затрат на реализацию государственной программы и суммы налоговых поступлений от её реализации:

, (1)

где ИБЭ — индекс бюджетной эффективности;
— сумма налоговых поступлений от реализации государственной программы;
– сумма бюджетных средств на реализацию государственной программы.

Шестой критерий является одним из наиболее значимых ввиду того, что Республика Алтай — один из высокодотационных регионов РФ. Актуальной проблемой для данного региона является привлечение внебюджетных источников финансирования.

Также направлениями совершенствования являются наделение прав, ответственности администраторов и соисполнителей в целях повышения самостоятельности в распределении в рамках программы бюджетных средств, расчет социальной эффективности, проведение экспертизы независимыми экспертами и другие.

Все критерии в уточненной методике можно разделить на три группы:

  • применяемые в настоящей методике (К1, К2);
  • подлежащие улучшению (К3);
  • подлежащие внедрению (К4, К5, К6).

Расчет по уточненной методике объективно оценивает все аспекты реализации государственной программы, что позволяет корректировать целевые показатели; снизить или увеличить плановые объемы финансирования; изменить сроки; высвободить ресурсы для финансирования государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий, являющихся более эффективными; принимать меры по смягчению и предотвращению неблагоприятных рисков; корректировать в течение года расходы на реализацию программ, подпрограмм и основных мероприятий, а не устранять последствия после проведения оценки в следующем году; увеличить долю внебюджетных источников финансирования в общем объеме расходов, а также повысить прозрачность, доступность сведений о ходе реализации программ, основных мероприятий и привлечь население к участию в процесс разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ.

Реализация государственных программ и исполнение программного бюджета субъекта федерации являются важными задачами социально-экономической политики каждого региона и государства в целом. Программный бюджет является инструментом повышения эффективности государственных расходов, позволяющий оперативно принимать управленческие решения, корректируя параметры и объемы финансирования для достижения установленных целей при минимуме затрат. Уточненная методика учитывает, как качественные и количественные показатели эффективности финансирования, представляя собой в совокупности комплексную систему оценки и является реальным механизмом повышения эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности государственных программ позволит принять необходимые управленческие решения по повышению качества и объемов государственных бюджетных услуг для населения.

Список литературы

  1. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. : Постановление Правительства РФ . // Собрание законодательства РФ. — 09.08.2010. — № 32. – ст. – 4329. — Режим доступа: . — Загл. с экрана.
  2. Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай. : Приказ Минэкономразвития Республики Алтай, Минфина Республики Алтай 189-ОД №166 (Утверждена Приказом Министерства экономического развития и Министерства финансов Республики Алтай . — Загл. с экрана.
  3. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай. : Постановление Правительства Республики Алтай . // «Сборник законодательства Республики Алтай». — 14.12.2014. — № 119(125), ч. 3. — Режим доступа: . — Загл. с экрана.
  4. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Оценка и реализация программно-целевого метода планирования в бюджетных учреждениях // Современное общество и власть. 2016. № 3 (9). С. 190-196.

Государственная программа Российской Федерации — основной программный документ, непосредственно прописанный в федеральном бюджете Российской Федерации.

Представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования.

Документ разрабатывается в рамках планирования и программирования на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определённых в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:42 705 1 038 5 897
  • ✪ «Эконом Эксперт» — программа для работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • ✪ Программа государственного софинансирования пенсий
  • ✪ Программа государственного софинансирования пенсии

Субтитры

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 351/354

Н. О. Приженников

ведущий специалист-эксперт, Отдел автоматизированных казначейских

систем управления, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, аспирант, кафедра «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВПО » Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

М.К. Кривцова

председатель, Научное студенческое общество, факультет «Государственное и муниципальное

управление»,

ФГОБУ ВПО » Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

М.А. Подзорова

заместитель председателя, Научное студенческое общество, факультет «Государственное и муниципальное

управление»,

ФГОБУ ВПО » Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность государственных программ, в том числе Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Авторами проводится анализ структуры государственной программы, дается характеристика каждой структурной единицы.

Ключевые слова: государственная программа, структура, подпрограмма, направления государственной политики.

N.O. Prizhennikov, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

M.K. Krivtsova, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Keywords: waste from industry, the level of morbidity, mortality dynamics.

№ 2 (42) — 2015

Проблемы экономики и менеджмента

К концу первого десятилетия XXI века в бюджетной сфере Российской Федерации накопился комплекс проблем, в том числе:

— отсутствие действенных методик оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч. использования ими финансовых ресурсов;

— отсутствие способов оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения поставленных целей;

— слабая увязка структуры и динамика расходов с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— недостаточность мотивации органов государственной власти и местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов, своей деятельности, а также сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов .

В 2010 г. принята Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В этой Программе в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов был принят программно-целевой принцип.

В ней же определено, что Г осударственная программа Российской Федерации -документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.

Основные параметры утвержденных государственных программ подлежат отражению в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утвержден перечень, включающий 42 государственных программы. Программы классифицированы исходя из содержания основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

На рисунке 1 показано их распределение по направлениям и количеству.

Госпрограмма Российской Федерации состоит из следующих структурных единиц: подпрограммы и (или) федеральные целевые программы; ведомственные целевые программы и (или) основные мероприятия; мероприятия .

Для достижения целей государственной программ соисполнители разрабатывают и реализуют подпрограммы и федеральные целевые программы. В свою очередь, для реализации задач, стоящих перед подпрограммой, реализуются ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

№ 2 (42) — 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Подпрограмма государственной программы — комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, сформированный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы.

■ Новое клчегтео жизни

■ Инновационное развитиен модерн пзацпя экономики

■ Обеспечение национальной

безопасности

■ Сбалансированное региональное развитие

Эффективное государство

Рисунок 1 -Количественное распределение государственных программ

по направлениям

Состав сведений, содержащихся в описании подпрограммы, идентичен составу сведений в целом для государственной программы, за исключением оценки эффективности реализации государственных программ, которая для подпрограмм не приводится. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых (в рамках государственной программы) задач.

Г осударственная программа также может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации государственной программы.

Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Основное мероприятие — комплекс взаимосвязанных мероприятий, характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы. У каждой государственной программы есть ответственный исполнитель и соисполнитель .

Ответственный исполнитель государственной программы обладает следующими основными полномочиями:

а) обеспечение разработки государственной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

б) организация реализации государственной программы, принятие решения о внесении изменений в государственную программу и ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;

в) предоставление сведений, необходимых для проведения мониторинга реализации государственной программы;

г) проведение оценки эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем;

д) запрос у соисполнителей информации, необходимой для проведения оценки

№ 2 (42) — 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы экономики и менеджмента

эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы.

Соисполнителями государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «О Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *