Ответственность экспедитора

Содержание

Ответственность экспедитора и клиента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ. Из этого правила существует одно исключение, установленное п. 2 ст. 803 ГК РФ. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной. По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку. За отдельные виды нарушений предусматриваются ограничения размера ответственности. Стороны вправе своим соглашением установить повышенный размер ответственности. Вместе с тем и. 2 ст. 11 Закона о транспортно- экспедиционной деятельности установлен запрет на устранение или ограничение ответственности по сравнению с требованиями, установленными названным Законом.

Законом установлена ответственность как экспедитора, так и клиента за односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Понятие «разумный срок» имеет оценочный характер. К сожалению. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности не дает ответа на вопрос: какие последствия может повлечь односторонний отказ, если груз находится в пути следования? Нарушившая сторона должна возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, в отличие от ст. 806 ГК РФ, за односторонний отказ от исполнения договора, повлекший расходы другой стороны, предусмотрен штраф в размере 10% от суммы расходов. Во-первых, вызывает сомнение правомерность самого факта установления штрафных санкций, которые не предусмотрены нормами ГК РФ. Во-вторых, в имущественном обороте использование штрафных санкций допустимо лишь в целях защиты публичных интересов или слабой стороны в договорных отношениях.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Первый пункт ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза. Экспедитор, виновный в несохранности груза, несет ответственность в следующих размерах:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;
  • за повреждение (порчу) груза, пришлого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза только при наличии вины, которая презюмируется. Необходимость наличия вины здесь выражена в отрицательной форме словами: «если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Следовательно, для освобождения экспедитора от ответственности он должен доказать, что несохранность перевозимого груза вызвана не какими-то обстоятельствами, которые могут быть поставлены ему в вину, а иными, выходящими за пределы его возможностей обстоятельствами. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор, принявший все меры к обеспечению сохранности груза, но не выполнивший договора транспортной экспедиции по не зависящим от него обстоятельствам, должен быть освобожден от ответственности. Правила об ответственности экспедитора за утрату груза только при наличии вины противоречат требованиям 803 ГК РФ и правилам гл. 25 ГК РФ. Положения п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности воспроизводят нормы транспортных уставов и кодексов об ответственности перевозчиков за несохранность груза. Однако они не сообразуются с нормами п. 2 ст. 803 ГК РФ, согласно которому экспедитор будет отвечать по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ограниченная ответственность), если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки. Согласно же закону экспедитор будет нести ограниченную ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Зачем же экспедитору доказывать вину перевозчика, если его ответственность уже ограничена? В этой связи правила п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности применяться не должны, поскольку противоречат нормам ГК РФ.

Экспедитор обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если только в договоре транспортной экспедиции это особо оговорено. Экспедитор должен также возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине, наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения. Такое требование соответствует общим нормам ГК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусматривают, что в состав убытков включаются реальный ущерб и упущенная выгода.

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Определение стоимости недостающего груза зависит от его характера.

Пункт 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной лояльности устанавливает срок, по истечении которого груз считается утраченным. В данном случае законодатель применяет специальный прием, который можно назвать юридической фикцией. Само по себе истечение срока не свидетельствует о физической утрате груза. Возможны случаи неправильного оформления документов, в результате которых груз длительное время не может быть идентифицирован, и иные подобные случаи, когда груз на самом деле не утрачен. В большинстве случаев судьба груза просто неизвестна, и для того чтобы придать определенность сложившимся отношениям сторон договора транспортной экспедиции, его утрата предполагается. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если же такой срок договором не определен, то груз не считается утраченным, если он доставлен в течение разумного срока, исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Разумность срока является понятием субъективным, поскольку при возникновении спора каждый раз оценку разумности придется давать суду. Сделать это довольно сложно, поскольку период доставки зависит от многих факторов.

В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. Экспедитор вправе приводить доказательства обратного. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления. Речь идет о скрытых недостатках груза, т.е. таких, которые не могли быть установлены при приеме груза обычным способом. Например, достаточно трудно определить при приеме груза повреждение или порчу груза, если тара или упаковка не повреждена. Что касается недостачи груза, то здесь может служить примером случай, когда после приема от экспедитора сельскохозяйственной техники обнаруживается отсутствие какого-либо внутреннего механизма.

Экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Законная неустойка в данном случае применяется для защиты слабой стороны в договоре в широком смысле этого слова. Экспедитор имеет не только более выгодное материальное положение в силу того, что является предпринимателем, но и обладает большими знаниями в области транспортно-экспедиционной деятельности, дающими преимущество при составлении договоров и иных документов. Для освобождения от возмещения неустойки, так же как и убытков, экспедитор должен доказать, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой анты или по вине клиента. Все остальные случаи, свидетельствующие о невиновности экспедитора, в расчет не принимаются.

В связи с этим возникает проблема сопоставимости норм Закона о транспортно-экспедиционной деятельности с правилом п. 2 ст. 803 ГК РФ, которым предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность за нарушение обязательства по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. Поскольку в данном случае п. 2 ст. 9 вступает в противоречие с требованиями ГК РФ как при установлении оснований ответственности, так и ее размера, преимущество имеют нормы ГК РФ. Вопрос же о конкуренции норм ГК РФ и норм Закона о защите прав потребителей разрешен в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Пленум разъяснил, что в случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых договоров с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами, то к отношениям, вытекающим из таких договоров. Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. Таким образом, в случае с договором транспортной экспедиции вопрос разрешен не в пользу потребителя. Вместе с тем введение штрафной неустойки направлено на защиту прав потребителей и представляется целесообразным. В этой связи полагаем, что существующие противоречия между нормами закона и ГК РФ обусловлены прежде всего недостатками самого ГК РФ.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10 % суммы этих расходов. Здесь объединены два правила, в которых ответственность клиента отличается не только по форме, но и по основаниям. Если в первом пункте речь идет о возмещении убытков за непредставление информации, то во втором — о неустойке за отказ клиента от оплаты расходов. Объединение обоих правил в один пункт статьи, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве законодательной техники. Первый пункт предусматривает, что клиент обязан предо ста вить точную информацию о местонахождении получателя груза. Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось по указанному адресу, всю ответственность перед экспедитором несет клиент. Следует отметить, что в соответствии с положениями Брюссельской конвенции от 25 августа 1924 г. об унификации некоторых правша о коносаменте считается, что отправитель гарантировал перевозчику на момент погрузки точность марок, числа мест, количества и веса груза, как они им указаны, и отправитель обязан возместить перевозчику все потери, убытки и расходы, возникшие вследствие или явившиеся результатом неточности этих данных. Право перевозчика на такое возмещение никоим образом не ограничивает его ответственность и обязанности по договору перевозки перед любым лицом, иным, чем отправитель.

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0.1% вознаграждения экспедитору и понесенных нм в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных нм в интересах клиента расходов. Ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов предусмотрена в виде уплаты неустойки, которая составляет одну десятую процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. Размер неустойки ограничен суммой причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Вызывает сомнение целесообразность установления повышенного фиксированного процента неустойки, которая в данном случае носит характер зачетной, поскольку в соответствии со ст. 394 ГК РФ убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Подобное правило может привести к неосновательному обогащению клиента. Ведь целью гражданско-правовой ответственности является восстановление имущественного положения и прав потерпевшей стороны до такого объема, на который она была бы вправе рассчитывать при надлежащем исполнении обязательства нарушившей стороной. Особенностью гражданско-правовой ответственности является соответствие ее размера размеру причиненного вреда или убытков. Имущественная санкция, применяемая за допущенное нарушение, всегда имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В рассматриваемом же случае законодатель установил повышенный процент неустойки по сравнению с размером ответственности за пользование чужими денежными средствами, предусмотренным ст. 395 ГК РФ, поскольку в настоящее время банковская ставка рефинансирования составляет примерно 0.05% и имеет тенденцию к снижению. Обычно законом устанавливается повышенный размер ответственности по сравнению с причиненными убытками в исключительных случаях лишь в случаях защиты публичных интересов (государства и общества). Здесь не играет роли тот факт, что ответственность клиента ограничена суммой вознаграждения и расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента. Примерно такое же правило выработано судебно-арбитражной практикой. При рассмотрении дел на практике арбитражные суды, руководствуясь ст. 333 ГК РФ и п. 42 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уменьшают неустойку в случаях превышения ее размера над суммой задолженности. Следует, однако, подчеркнуть, что закон особо не отоваривает, что ответственность клиента ограничена в пределах неуплаченной клиентом суммы вознаграждения и расходов, что также свидетельствует об отходе от компенсационного принципа гражданско-правовой ответственности.

В законе устанавливается ответственность клиента в форме убытков только при неисполнении обязанности по предоставлению информации. Однако это не означает, что убытки клиентом в случае совершения им иных правонарушении не возмещаются. В соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ и ст. 15 ГК РФ убытки за любые правонарушения обязанностей клиентом по договору подлежат возмещению в полной мере как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ размером ответственности. Ужесточение ответственности экспедитора по соглашению сторон не противоречит общим положениям ГК РФ об ответственности за неисполнение обязательств. Обычно стороны предусматривают повышенную ответственность экспедитора в случаях доставки груза по схеме «от двери до двери», когда экспедитор устанавливает повышенное вознаграждение за весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Однако, по свидетельству Питера Джоуна, право увеличивать степень ответственности экспедитора редко используется в международной экспедиторской практике, хотя положения об этом содержатся почти во всех правилах транспортного экспедирования. Если клиент желает увеличить степень финансовой защиты, он обычно предпочитает это сделать путем грузового страхования. По этой причине модельные правила FIATA, касающиеся услуг грузового экспедирования, непосредственно не предусматривают возможность клиента «купить» повышенную ответственность.

Закон запрещает всякие соглашения экспедитора с клиентом, имеющие целью уменьшить или исключить возлагаемую на них ответственность. Не имеет значения, кто — юридическое лицо, предприниматель или гражданин является клиентом экспедитора. Не имеет значения и то, каким образом стороны намерены уменьшить или исключить ответственность: касаются ли они оснований, условий, форм, сроков. Любые соглашения относительно ответственности признаются недействительными независимо от форм их выражения (дополнительные соглашения, расписки и т.д.). Не являются безусловным основанием освобождения от ответственности экспедитора за повреждение или утрачу груза отметки в документе о приеме груза о том, что «груз принят в поврежденной таре» или «тара нестандартна», «неисправна». Такие отметки должны оцениваться судом наряду с другими обстоятельствами.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с перевозками в международном сообщении. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов, предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. При этом под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату установленную соглашением сторон.

Исключение из правила об ответственности при осуществлении международных перевозок грузов составляют случаи ответственности экспедитора, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Речь идет о нарушениях установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В этом случае экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Кроме того, экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору. если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Однако названные правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Таким образом, устанавливается ответственность экспедитора в зависимости от его вины, что не согласуется с нормами ГК РФ. Кроме того, представляется нелогичным доказывать экспедитору свою невиновность в утрате, недостаче или повреждении груза в случаях, когда правонарушением является просрочка в доставке груза.

Ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Следует отметить, что ответственность за утрату и повреждение груза устанавливается только за килограмм веса утраченного груза, а не за место и транспортную единицу. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода экспедитором возмещается в полном объеме, но не более 666.67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.
3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.
4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
5. Пункт утратил силу с 20 июля 2016 года — Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
6. Клиент имеет право:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.
2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).
2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.
4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу илиповреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств подоговору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.
2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.
2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Глава 4. Претензии и иски

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции. Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки.

<…> Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику. <…>

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов. Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки.

<…> отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами <…>

Законодательство РФ однозначно устанавливает, что заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 УАТиГНЭТ, абз. 2 п. 6 ППГАТ). Минтранс РФ также разъяснил в письме от 20.07.2011 № 03- 01/081980ис, что использование транспортной накладной для подтверждения заключения договора перевозки необходимо. Однако, Верховный Суд РФ постановил, что факт заключения договора перевозки может доказываться другими доказательствами.

Определять достаточность доказательств заключения договора перевозки в каждом конкретном случае теперь будет суд. В Постановлении Пленума не конкретизированы доказательства, которые будут считаться относимыми и допустимыми.

Пункт 21. Проверка правильности заполнения транспортных документов.

<…> Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов. <…> <…> при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки <…>

Указание в транспортных накладных недостоверных сведений о характеристиках и свойствах груза (сведения об опасности, о необходимости соблюдения особых условий перевозки, о массе груза) часто становится причиной привлечения перевозчика к административной ответственности. 21-ый пункт Постановления дает возможность перевозчикам взыскивать причиненные убытки с грузоотправителя.

Верховный суд, однако, указывает, что на экспедиторов законом возлагается обязанность проверять правильность заполнения и наличие всех документов. В большинстве случаев экспедитор на погрузке не присутствует, а следовательно, фактической возможности проверить передаваемые перевозчику документы у него нет. Это создает определенный дисбаланс — перевозчик может потребовать у грузоотправителя возместить расходы, а тот может возложить бремя возмещения этого убытка на экспедитора.

Пункт 22. Возмещение ущерба, вызванного ненадлежащей упаковкой груза.

<…> Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если: 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз; 2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной <…> <…> Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства. <…>

Вопрос повреждения груза, возникшего в результате ненадлежащей его упаковки и подготовки к перевозке, часто становился камнем преткновения в спорах. Верховный Суд РФ постановил, что в договоре перевозки ответственность за надлежащее упаковывание и затаривание груза в общем случае несет грузоотправитель, а при заключении договора транспортной экспедиции в обязанность экспедитора входит проверить качество упаковывания и подготовки груза к перевозке независимо от того, кто подготавливал груз к перевозке.

Пункт 23. Гражданская ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза.

<…> Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза. <…>

Обязанность перевозчика возместить ущерб, причиненный грузу, даже в отсутствие вины, установлена законодательно (ч. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ). Арбитражные суда практически всегда правильно применяли эти нормы, но в судах общей юрисдикции имели место случаи неверного толкования закона. Речь идет о формулировке «если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам”. Некоторые федеральные суды выносили решения, освобождающие перевозчика от гражданской ответственности за утрату или порчу груза, возникшие вследствие неправомерных действий третьих лиц.

Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного (поврежденного) груза, после чего он получает право на предъявление регрессных требований к виновной стороне (например, к виновнику ДТП).

Пункт 24. Перевозчик обязан возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза.

<…> Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза <…> Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю <…>

Многие знают о том, что крупные сетевые ритейлеры в договорах с поставщиками предусматривают значительные штрафы за недопоставку (в том числе и доставку товара с опозданием). К примеру, стандартный штраф в сети «Перекресток” составляет 12% от стоимости недопоставленного товара. Поставщики, работая с большой отсрочкой оплаты за поставляемые в сети товары, уплачивают эти штрафы добровольно-принудительно (сеть производит зачет на сумму штрафа из причитающихся к оплате сумм). Далее поставщик пытается взыскать этот убыток с перевозчика.

До принятия рассматриваемого Постановления Пленума ВС РФ перевозчики часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст. 400 ГК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. № 17-­О, которым транспортная деятельность была приравнена к высокорискованным видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.

Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как статьей 37 УАТиГНЭТ предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными.

Пункт 25. Появилось понятие «договорный перевозчик”.

<…> Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик). На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. <…>

Верховный Суд РФ определил, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров транспортной экспедиции, суды должны установить круг обязанностей экспедитора, и на основании этого определить степень ответственности экспедитора за их ненадлежащее исполнение.

Очевидно, что указанный пункт конкретизирует содержание абз. 2 ст. 803 ГК РФ, предусматривающей, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Теперь суды, рассматривая иски, предъявленные к экспедиторам, обязаны исчерпывающе установить что вменялось экспедитору договором с клиентом. Если договор предусматривал только оформление перевозочных документов, то ответственность за сохранность груза, сроки доставки и т.д. несет перевозчик, а не экспедитор.

Пункт 26. Более точное определение обязанностей экспедитора.

При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети «Интернет”, через который заключался договор.

В судебных решениях по делам, связанным с перевозкой грузов, нередко сваливаются в кучу положения законодательства, регулирующего как собственно перевозку, так и оказание транспортно-экспедиторских услуг. 26-ой пункт Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 дает более точное, нежели ч. 1 ст. 801 ГК РФ, понятие договора транспортной экспедиции.

Теперь у судов должно быть меньше вопросов при юридической квалификации заключенного договора. В некоторых категориях дел (например, касающихся удержания груза) правильная квалификация заключенного договора имеет решающее значение.

Также нельзя не отметить, что Верховный Суд дает возможность клиентам экспедитора ссылаться на его интернет-сайт как на доказательство того, что экспедитор заявлял, что он производит доставку груза, и, как следствие, предъявлять экспедитору требования как к перевозчику.

Кроме того, Верховный Суд в очередной раз указывает, что при квалификация договора определяется его предметом, а не наименованием или принятыми по тексту договора названиями его сторон.

Пункт 27. Лица, имеющие право предъявления требования к перевозчику.

<…> Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. <…> В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах <…> <…> Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор. Экспедитор, заключивший договор перевозки от своего имени, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору обязан по требованию клиента уступить ему права по договору перевозки с целью предъявления перевозчику требования о возмещении убытков <…>

Верховный суд рассмотрел три ситуации, которые могут возникнуть при перевозке груза с участием экспедитора:

  1. Договор перевозки заключен между грузоотправителем и перевозчиком, либо между экспедитором и перевозчиком, но экспедитор действовал от имени клиента — право предъявления требований возникает у клиента экспедитора. Однако, если экспедиторский договор предусматривает ответственность экспедитора перед своим клиентом, последний должен заявить солидарные требования и к экспедитору, и к перевозчику. Это нужно для того, чтобы избежать неосновательного обогащения клиента (ст. 1102 ГК РФ).
  2. Если экспедитор заключил договор с перевозчиком от своего имени (наиболее распространенный вариант), то перевозчик обязан возместить убытки и уплатить штрафы экспедитору. При этом не важно возместил ли экспедитор убытки (ущерб) своему клиенту. Последнее создает предпосылки для возникновения у экспедитора неосновательного обогащения в случае, если перевозчик возместит убытки, а экспедитор нет.
  3. Если экспедитор докажет клиенту, что ненадлежащее исполнение обязательств по доставке груза вызвано действиями (бездействием) перевозчика, у клиента возникает право требования убытков и (или) неустойки в перевозчика. Верховный суд, руководствуясь принципом аналогии права, обязывает экспедитора, имеющего схожий с комиссионером род деятельности и круг обязанностей, уступить право требования к перевозчику.

Пункт 28. Перевозчик не вправе требовать оплату у грузоотправителя, если он заключал договор с экспедитором.

Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора. <…>

Эта позиция ранее высказывалась Верховным Судом в п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 года). Логично, что если перевозчик сначала договорился об оплате с одним заказчиком, то и требовать деньги он вправе у этого заказчика.

Пункт 31. Срок исковой давности.

<…> Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.

Этот пункт Постановления ставит точку в вопросе о том, начинает ли исчисляться срок исковой давности заново после того, как экспедитор исполнил обязательство перед своим клиентом (регрессный срок исковой давности, ч. 3 ст. 200 ГК РФ).

Пункт 33. Соблюдение установленных требований претензий к перевозчикам.

<…> В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.

Перевозчик обязан рассматривать и отвечать на предъявляемые к нему претензии, независимо от соблюдения контрагентом требований к содержанию и форме претензий, установленных п. 88 ППГАТ. Перевозчик вправе в ответе на претензию аргументированно ссылаться на ненадлежаще предъявленную претензию, делающую ее рассмотрение по существу невозможным. Только в этом случае он вправе заявлять о несоблюдении обязательного досудебного порядка в суде, в противном случае он это право утрачивает. Дополнительно к нему могут быть применены последствия злоупотребления правом (ст. 111 АПК РФ).

Пункт 34. Течение срока исковой давности приостанавливается на период соблюдения сторонами претензионного порядка разрешения споров.

<…> если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора <…> исковая давность приостанавливается на срок соблюдения этого порядка. <…> <…> Если договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции, срок исковой давности по данному требованию приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка. <…>

Верховный Суд применяет положение ч. 3 ст. 202 ГК РФ, предусматривающей прекращение течение срока исковой давности на период применения сторонами предусмотренной законом внесудебной процедуры разрешения спора.

Примененные по тексту статьи сокращения:

  • ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации.
  • АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • УАТиГНЭТ — Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • ППГАТ — Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом».

Это только на первый взгляд работа экспедитором проста. На деле же заниматься придётся не только поездками из пункта А в пункт Б (и то далеко не обязательными), но и всем документальным сопровождением того или иного груза, работой с клиентами и многими другими связанными с логистикой вещами. Но, как в любой деятельности, здесь случаются свои проблемы. Кто же несёт ответственность за трудности, возникшие при перевозке грузов? Что делать экспедитору, если при доставке произошло повреждение перевозимого? И что может ему грозить за некачественное оказание услуг?

Функциональные обязанности

Начать, пожалуй, следует с того, кто же такой экспедитор по перевозке грузов. Экспедитор – это человек, на плечи которого ложится ответственность за полное сопровождение транспортировки грузов. Начинается всё с того, что специалист подготавливает все необходимые документы, подбирает подходящий для перевозки транспорт, убеждается в его надёжности, экспедиторы порой даже в процессе транспортировки следят за состоянием перевозимого! Любые, даже самые минимальные проблемы с грузом, – это вина экспедитора, именно поэтому перед отправкой и до приёмки перевозимого заказчиком он тщательно проверяет состояние груза.

Для того чтобы состояться в профессии экспедитора, необходимо быть очень ответственным человеком. Малейшая ошибка может стать причиной повреждения грузов, а все убытки сопровождающему приходиться покрывать из своего кармана. Пригодится и оперативность: чем быстрее будет выполнен заказ на перевозку, тем больше вероятность того, что заказчик повторно обратится именно к этому экспедитору, а не к тому, кто будет затягивать сроки. Пунктуальность – ещё одно полезное качество, правда, его вполне можно соединить с оперативностью. Ни один экспедитор не сможет хорошо работать без умения ориентироваться на местности (особенно если он не только сопровождает товар, но и непосредственно перевозит его). Хорошая память и внимательность помогут избежать ошибок при доставке, а также позволят вовремя устранить любые неприятности, возникающие при перевозке. И, конечно, экспедитор не сможет обойтись без коммуникабельности – ему постоянно приходится работать с людьми, так что умение находить общий язык с самыми разными клиентами определённо сыграет ему на руку.

Водитель-экспедитор

Чуть выше уже упоминалось, что порой экспедитор и сам может заниматься перевозкой, в таком случае он называется водителем-экспедитором. Тому, кто решил попробовать себя на том поприще, будет мало соответствующего высшего экономического образования. Придётся изучать ещё и иностранный язык, чтобы без проблем вести переговоры за рубежом, и основы таможенного права, которые позволят не зависеть от сторонних юристов, а самостоятельно разбираться во всех тонкостях международных перевозок. Про обязательное наличие водительского удостоверения категории В и выше и вовсе говорить не стоит.

Отличается ли ответственность водителя-экспедитора от той, что несёт обычный специалист? Если да, то чем?

Взаимозависимость

Главным законодательным актом, который регулирует работу экспедитора, является ст. 803 ГК РФ об ответственности по договору транспортной экспедиции. Согласно этой статье, если экспедитор каким-либо образом нарушает заключённый им с заказчиком договор, то он несёт в первую очередь материальную ответственность.

Вместе с тем, если специалист сможет доказать, что вина лежит не на нём, а на перевозчике (если, конечно, это разные лица), то вид ответственности экспедитора изменяется: он отвечает перед клиентом в той же степени, что и водитель перед ним.

Полномочия экспедитора

Экспедитор несет ответственность перед клиентом за максимально точное выполнение условий заключённого между ними договора. Правда, если возникает необходимость внести некоторые изменения в эти самые условия, а специалист не может связаться с клиентом для того, чтобы уточнить, возможны ли эти самые изменения, или же он не получил ответа клиента на этот вопрос, то клиент уведомляется о всех переменах уже по факту.

Экспедитор по перевозке грузов получает от своего клиента доверенность на совершение действий от его имени. Специалист заключает все необходимые соглашения, предоставляя потом заказчику оригиналы договоров. Экспедитор обязан предоставить своему клиенту всю информацию, касающуюся заключённых от его имени договоров, иначе он нарушит закон о защите прав потребителя.

Наступление ответственности

Ответственность экспедитора за сохранность груза закрепляется в его договоре с клиентом. В том случае, если по каким-то причинам перевозимое было потеряно, повреждено или же доставлено не в полном объёме, отвечать специалисту придётся по закону о транспортно-экспедиционной деятельности.

Этот же закон распространяется и на те случаи, когда были нарушены сроки доставки груза. Стоит отметить, что если в договоре, заключённом между экспедитором и его клиентом, прописаны меры наказания за нарушение условий договора, отличные от тех, которые предлагаются вышеназванным законом, то ответственность экспедитор понесёт именно по условиям договора. Обычно такая ответственность больше предусматриваемой законом. Наказание экспедитор должен понести в течение календарного года с момента предъявления к нему иска клиентом.

Компенсация

Ответственность экспедитора за утрату груза, его повреждение или несвоевременную его доставку наступает только в случае доказанной вины. Если в ходе судебного разбирательства было установлено, что возникшие проблемы экспедитор предотвратить не мог, то есть они являются следствием неудачного стечения обстоятельств, то ответственность не наступает. В иных же случаях специалист покрывает реальный ущерб, нанесённый клиенту его действиями.

Обычно при заключении договоров клиент указывает объявленную ценность перевозимого груза. В случае нарушения экспедитором обязательств по договору, которые повлекли за собой утрату или повреждение груза, экспедитор обязан вернуть либо полную его стоимость, либо сумму, пропорциональную недостающей части груза. Если же объявленная ценность перевозимого неизвестна (то есть клиент нигде её не указал), то возвращаться придётся действительную (подтверждённую) стоимость груза. Для того чтобы установить эту действительную стоимость, используются либо счета клиента, где зафиксирована стоимость груза на момент его продажи или покупки (или же производства – здесь всё зависит от того, откуда клиент получил этот груз), либо берётся рыночная цена аналогичного грузу товара.

Кроме того, ответственность экспедитора в таких случаях подразумевает и возвращение вознаграждения, которое экспедитор взял за свои услуги. Правда, в том случае, если это вознаграждение входит в сумму стоимости груза, то возвращать его не придётся: экспедитор выплатит его в виде компенсации.

Просрочка доставки

Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза наступает в том случае, если он не может доказать, что задержка произошла не по его вине, а в силу форс-мажорных обстоятельств. В противном случае перевозчик обязан возместить все причинённые задержкой убытки.

Если же клиентом является физическое лицо, то есть грузоперевозка осуществлялась не для дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности, то за каждый дополнительный день (или час, если это указано в договоре, причём даже если просрочена доставка была только на несколько часов, когда речь идёт о поденной оплате, компенсировать экспедитору придётся задержку в целые сутки), специалист выплачивает пеню в размере 3 % стоимости груза (правда, эта сумма не должна превышать 80 % вознаграждения, выплачиваемого экспедитору за его услуги) в качестве штрафа.

Вовлечение третьих лиц

Существует такое понятие, как полная материальная ответственность водителя-экспедитора. То есть в случае возникновения каких-либо проблем с грузом ответственность понесёт именно перевозчик. Здесь всё понятно: экспедитор может влиять на сроки доставки, её условия и другие аспекты, которые находятся в компетенции водителя. Поэтому и его ответственность за всё, что связано с конкретной перевозкой, легко объяснима.

Но даже в том случае, когда экспедитор нанимает стороннего водителя, он всё равно сохраняет свою ответственность перед клиентом. Даже если проблемы вызваны действиями перевозчика, виноватым окажется всё равно экспедитор. Вместе с тем водитель всё равно несёт ответственность перед экспедитором, так что и он будет наказан в случае чего. Стоит отметить, что существует ряд ситуаций, ответственность перевозчика в которых гораздо меньше, чем у экспедитора, а то и вовсе отсутствует.

Например, если водитель просрочил доставку груза, то он выплатит только неустойку, не возмещая при этом убытки, которые он причинил задержкой. Экспедитор в такой же ситуации обязан выплатить и сумму убытков, и штрафную неустойку.

Ответственность клиента

Ответственность экспедитора перед клиентом сохраняется на протяжении всего процесса доставки груза (начиная с момента заключения договора об оказании услуг и заканчивая моментом подписания акта приёмки). Но ведь и сам клиент несёт ответственность перед специалистом. Он обязан предоставить всю необходимую и, что главное, достоверную информацию о месте отправки груза, пункте его доставки, габаритах груза, его стоимости и так далее. Кроме того, подписывая договор, клиент принимает на себя обязательства по своевременной оплате перевозки и услуг экспедитора.

Предъявление претензий

Договор материальной ответственности экспедитора позволяет клиенту в случае несоблюдения сроков доставки, доставки груза не в полной комплектации, в ненадлежащем состоянии или и вовсе полной его утере инициировать судебное разбирательство. Правда, начать придётся с предъявления претензий (в случае, когда клиент является предпринимателем. Частное лицо может сразу же писать исковое заявление). Предъявить претензии можно в течение полугода с момента, когда клиент получает подобное право. А этот срок разнится в зависимости от нарушения, совершённого экспедитором:

  • Компенсация причинённых убытков в случае утраты, недостачи или повреждения груза – со дня, следующего за днём выдачи груза.
  • Компенсация убытков, вызванных нарушением сроков исполнения обязательств – со дня, следующим за днём истечения срока договора (если дополнительно не было оговорено иное).
  • Любые другие нарушения – со дня, когда клиент, получатель груза или любое третье заинтересованное лицо получило информацию об этом нарушении.

Отсутствие ответственности

Отдельно хотелось бы оговорить случаи, когда ответственность экспедитора не наступает. Как уже говорилось выше, если проблемы с доставкой груза или его комплектацией были вызваны форс-мажорными обстоятельствами, то ни перевозчик, ни сам экспедитор (если это были разные лица) не будут отвечать за это. Кроме того, даже в случае задержки, если в договоре между клиентом и экспедитором нет соответствующего пункта, последний не будет нести ответственность, поэтому клиентам, которым принципиальны сроки доставки товара, следует обращать внимание на подобные тонкости.

Что касается взаимодействия экспедитора и третьих лиц, стоит отметить, что он не несёт ответственности за то, что делают представители государственных органов (например, при таможенном, санитарном, экологическом и других видах контроля). Более того, если третьи лица, связанные с процессом перевозки груза, были проинформированы экспедитором об особенностях этого груза, о правилах обращения с ним, в случае возникновения каких-либо проблем с этим грузом, отвечать будут именно эти лица, а не экспедитор: сообщая все подробности о грузе, он снимает с себя ответственность за действия третьих лиц.

Поздно говорить о какой-либо ответственности экспедитора, если клиент не предъявил претензии к нему в оговоренный законом срок.

Вина клиента

Работа экспедитором, как говорилось выше, постоянно сопряжена с огромной ответственностью. Невнимательность, пренебрежение своими обязанностями могут очень дорого обойтись специалисту. Но всё же существует ряд случаев, когда даже в случае повреждения груза или же нарушении условий его доставки, экспедитор не понесёт никакой ответственности.

Например, если ошибся сам клиент, например, указал неправильное место доставки или предоставил неполный комплект документов на груз, естественно, вина за ошибку ляжет на него, а не на перевозчика. Любые манипуляции с грузом, производимые самим клиентом, например, погрузка его в транспортное средство экспедитора или лица, действующего от его имени, также находятся вне ответственности последнего. В том случае, если клиент не упаковал свой товар надлежащим образом, виноват будет тоже только он (правда, это правило не сработает, если по договору обязанность упаковки была возложена всё же на экспедитора). Клиент обязан сообщать экспедитору или его представителю об особенностях груза: его опасности (например, при перевозке химических веществ), ценности (доставка антиквариата), уязвимостях (особенная хрупкость, как в случае со стеклом), подверженности ухудшению (гниение продуктов питания); если он не предупредил перевозчика о таких особых свойствах перевозимого груза, то и ответственности экспедитор не несёт. Кроме того, форс-мажорные обстоятельства также не попадают под ответственность, которую подразумевают подобные грузовые перевозки.

Судебная практика

Одна из главных проблем, которую влечёт за собой гражданская ответственность экспедитора, – отсутствие презумпции невиновности: сам перевозчик должен доказать, что он не нарушал заключённый между ним и клиентом договор, а не следствие должно найти доказательства его вины. В случае возникновения претензий шансов на доказание невиновности очень немного: от ответственности перевозчика могут освободить установленные действия клиента, которые повлекли за собой проблемы с грузом, предоставление клиентом заведомо ошибочной информации, а также форс-мажорные обстоятельства. Вместе с тем в судебной практике каждое исковое заявление рассматривается отдельно – не существует какой-то общепринятой модели ведения подобных дел.

Пример судебного разбирательства

Например, в том случае, если груз был признан утерянным (а это происходит через 90 дней с даты истечения срока действия договора), ответственность перевозчика-экспедитора наступит в том случае, если в ходе судебного заседания будет доказано: он мог предотвратить исчезновение груза. Например, в случае когда был установлен факт кражи этого самого груза, если экспедитор мог помешать противоправным действиям, но не сделал этого (предположим, оставил на некоторое время автомобиль открытым с ключом зажигания в замке, что дало возможность и угнать транспортное средство, и похитить находящийся в нём груз), он признаётся виновным в нарушении своих обязательств по договору. Когда же перевозчик предпринял все необходимые меры безопасности перевозки и меры охраны груза, но последний всё равно был похищен, виноватым экспедитор не будет.

Страхование

Стоит отметить, что грузовые перевозки, выполняемые с вовлечением экспедитора, порой бывают связаны с перемещением особо ценных грузов. Поэтому клиенты предпочитают обеспечить безопасность своего имущества путём его страхования. Страхование помогает обеспечить компенсацию в связи с потерей груза или причинением ему вреда, кроме того, экспедиторам, которые имеют договоры страхования, клиенты доверяют гораздо больше.

С другой стороны, страховые компании не будут покрывать убытки, связанные с перевозкой незаконных грузов или же перевозкой грузов с особой ценностью (ценных бумаг, валюты и так далее). Если при доставке была повреждена упаковка груза или сорваны какие-либо пломбы – это тоже не относится к страховым случаям. Использование транспортных средств в ненадлежащем для перевозок состоянии – это ответственность экспедитора, но никак не страховщиков. Не компенсируются и убытки, причинённые заведомо неосторожным обращением с грузом либо клиентом, либо перевозчиком (отправка стекла без специальной упаковки). И, конечно, не будут возвращены деньги, потерянные в результате воздействия на груз форс-мажорных обстоятельств.

Страховой случай

Если экспедитор обнаружил, что произошёл страховой случай, он обязан проинформировать об этом свою страховую компанию или её посредника. Кроме того, если перевозчик понимает, что страховой случай является следствием противоправных действий, он должен проинформировать об этом и соответствующих правоохранителей. Если ещё не поздно, экспедитор должен обеспечить сохранение груза.

В случае когда перевозчик передал груз лицу, которое не имело специальных документов, наделявших его полномочиями по получению этого груза, вся ответственность ложится на экспедитора. Если же были использованы поддельные документы, то есть имело место мошенничество, страховка всё же прокроет убытки клиента.

Отдельно стоит заметить, что если экспедитор нанимал для выполнения своих обязательств по договорам третьих лиц (водителей, например), и вина за причинённый клиенту ущерб легла на их плечи, то и выплата всех компенсаций клиенту осуществляется именно этими лицами, а не страховыми компаниями.

Кажется, ответственность экспедитора может наступить при малейшем нарушении им условий договора. Законодательно так оно и есть. Но вместе с тем существует ряд моментов, которые помогут перевозчику избежать наказания за несвоевременную доставку груза или доставку его в ненадлежащем состоянии или неполной комплектации. Главное – знать свои права, а не только обязанности, именно это поможет правильно оценить возможную ответственность.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *