Ответственность за нарушение миграционного законодательства

За нарушение законов в области миграции иностранными гражданами предусмотрена строгая ответственность. Вы должны тщательно соблюдать требования российского законодательства и избегать любых нарушений!

Законы, регулирующие ответственность за нарушение миграционного законодательства в РФ:

— «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ);

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

— Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);

— Постановление Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12
«О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства»

Виды ответственности за нарушение законодательства РФ иностранными гражданами

Неразрешение въезда в РФ («черный список»)

Если у Вас нет страхового медицинского полиса, а также, если Вы имеете непогашенную судимость – Вас имеют право не впустить в РФ.

Если у Вас есть неоплаченные счета, налоги или штрафы в РФ – Вас не впустят в страну до возмещения задолженностей.

Если Вы находились в стране без оформления документов на работу дольше, чем 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток — въезд в РФ Вам не будет разрешен в течение 3 лет.

Если Вы совершили 2 и более любых административных нарушений и были за это оштрафованы в течение 3 лет – въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет.

Если Вы привлекались к административной ответственности 2 и более раз в течение 1 года за нарушение миграционного режима – въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет.

Если Вы превысили законный срок пребывания в РФ более чем на 30 суток – въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет.

Если Вы превысили законный срок пребывания в РФ на период от 180 до 270 суток – въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет.

Если Вы превысили законный срок пребывания в РФ более чем на 270 суток – въезд в РФ не разрешается в течение 10 лет.

Если Вы ранее были выдворены либо депортированы из РФ – въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет с момента выдворения или депортации. Если Вас депортировали или выдворили за государственный счет – Вы должны будете возместить РФ эти расходы, иначе вас не пустят в страну и после истечения 5 лет.

Если Вы ранее пользовались услугами посредников в процессе постановки на миграционный учет либо оформления на работу, вполне возможно, что Вам сделали фальшивые документы, и Вы можете попасть под действие запрета на въезд в РФ.

Узнать, вынесен Вам запрет или нет, можно в представительствах российских авиакомпаний, либо воспользовавшись специальной формой на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ: http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=3000

!Большая часть запретов на въезд выносится МВД России, но запретить въезд в РФ могут другие службы и ведомства: ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН России, ФТС России, Росфинмониторинг. Наиболее полные данные о запрете на въезд в РФ находятся в распоряжении Пограничной службы ФСБ России.

Отмена неразрешения на въезд в РФ

Запрет на въезд в Россию по линии МВД РФ может быть отменен:

— по гуманитарным основаниям – в случае, если можно доказать невозможность выехать из России в установленные законом сроки по причине болезни, ухода за больным родственником, при иных чрезвычайных обстоятельствах.
— в целях соблюдения принципа единства семьи – в случае, если иностранный гражданин имеет членов семьи – граждан РФ (супруг/супруга, их дети), он не может быть с ними разлучен;
— в порядке миграционной амнистии – условия и сроки проведения амнистий определяются соглашениями между РФ и странами происхождения, информирование об амнистии идет по линии ГУВМ МВД РФ, либо консульских служб;

— при наличии действительного разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство в РФ;

— при наличии действующего патента на работу в РФ;

— по вновь открывшимся обстоятельствам – в случае, если решение было вынесено по ошибке;
— по истечении срока неразрешения на въезд и при устранении причины неразрешения.

Неразрешение въезда в РФ можно отменить, обратившись в Главное управление по вопросам миграции МВД России.

Подать запрос о причинах запрета на въезд можно на сайте https://мвд.рф/request_main

Заявление о пересмотре запрета на въезд можно направить в электронном виде, воспользовавшись формой на сайте МВД России: https://мвд.рф/request_main

или подать в территориальное Управление по вопросам миграции МВД РФ, которое вынесло решение о запрете въезда в Россию.

К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие основание для отмены запрета на въезд: свидетельства о рождении детей-граждан РФ, свидетельства о регистрации брака, справки о болезни и т.д.

Отказ в пересмотре решения о запрете на въезд в РФ можно обжаловать в суде по месту нахождения Управления по вопросам миграции, запретившего въезд. Подать исковое заявление можно лично или с помощью законного представителя либо адвоката.

Административная ответственность

Если, находясь на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Вы:

— не оформили уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию),
— не имели при задержании полицией документов, требуемых российским миграционным законодательством,
— указали в миграционной карте ложную цель въезда,
— работали без необходимых документов или не по указанной Вами специальности,
— указали ложные сведения при постановке на миграционный учет,

Вас оштрафуют на 5000-7000 рублей и, возможно, выдворят из РФ(ст. 18.8 ч.3б ст.18.10 ч.2., ст. 19.27 ч.3 КоАП РФ)

На территории других регионов РФ те же самые административные нарушения наказываются штрафом от 2000 до 5000 рублей, в случае их повторного совершения суд выносит решение о выдворении за пределы РФ.

! Наказание за административные правонарушения в сфере миграции определяет суд. В судебном заседании Вы имеете право пользоваться услугами защитника, кроме того, Вам должны предоставить переводчика. Вы можете обжаловать решение суда в течение 10 дней с момента получения письменного решения на понятном Вам языке.

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

! Если Вас поместили в ЦВСИГ – постарайтесь как можно скорее содействовать в восстановлении своих документов и отправлению в страну Вашего гражданства: пребывание в ЦВСИГе может продолжаться до 2 лет в том случае, если невозможно установить личность и гражданство иностранца. Обязательно свяжитесь с консульством Вашей страны или обратитесь за бесплатной юридической помощью в общественные организации.

В случае помещения в ЦВСИГ Вам может оказать помощь Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) субъекта РФ. Члены ОНК имеют право проверять условия содержания иностранных граждан, а также могут оказать Вам бесплатную юридическую помощь.

Контакты консульских учреждений и общественных организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь мигрантам, Вы можете найти в разделе «Помощь».

Уголовная ответственность

За использование поддельных документов и их изготовление иностранные граждане несут уголовную ответственность. Подделка документа наказывается лишением или ограничением свободы на срок до 2 лет. Использование поддельных документов наказывается штрафом до 80 тысяч рублей либо арестом на срок до 6 месяцев (ст. 327 УК РФ).

Пересечение границы РФ иностранным гражданином, которому известно о вынесенном в его отношении запрете на въезд, наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, либо штрафом в размере до 300 тыс. рублей (ст. 322 ч.2 УК РФ).

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания влечет наложение штрафа на принимающую сторону в размере от 100 до 500 тыс. рублей, либо лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 322.2 УК РФ).

После окончания этого срока граждане РФ должны зарегистрироваться по месту пребывания. По словам юриста, как правило, они делают это самостоятельно, подавая в Федеральную миграционную службу (ФМС) заявление, копию документа, удостоверяющего личность, а также документы, являющиеся основанием для временного проживания: договор коммерческого найма жилья, социального найма или заявление лица, предоставляющего гражданину помещение для проживания.

Получается, что от наймодателя требуется только согласие в виде заявления, где он указывает, что не возражает о регистрации гражданина по месту пребывания, поясняет Бородкин.

Затем собственнику достаточно просто проверить регистрацию у нанимателя. Подлинность регистрации по месту пребывания гражданина РФ подтверждает наличие двух печатей, объясняет руководитель отдела аренды АН «Азбука Жилья-Беляево» Анастасия Сергиенко.

По ее словам, одна из них должна представлять собой красную круглую гербовую печать, на которой должно быть написано большими буквами по кругу «Федеральная миграционная служба» (большими буквами), а маленькими буквами – «Печать основного документа, удостоверяющая личность гражданина Российской Федерации» и номер службы. Вторая печать должна быть черно-белой прямоугольной печатью районного паспортного стола с подписью начальника паспортного стола или его заместителя.

Если арендатор иностранец

Если же вы решили сдавать жилье иностранцу, то, по словам Бородкина, стоит иметь в виду, что правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется нормами федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Этот закон различает временно прибывших граждан, временно проживающих граждан и постоянно проживающих иностранных граждан, объясняет юрист.

С постоянно проживающими иностранцами, по его словам, как и с приезжими из российских регионов, трудностей возникнуть не должно, так как они получают вид на жительство, то есть легализуются на территории РФ.

Как правило, не случается проблем и с временно проживающими иностранцами, поскольку основанием для их пребывания в РФ является разрешение на временное проживание – именно эту бумагу и нужно проверить собственнику.

А вот временно пребывающие иностранные граждане, то есть те, кто в основном находится или должен находиться на территории РФ на основании визы или миграционной карты, входят в особую «группу риска»: именно к этой категории иностранцев относится большинство трудовых мигрантов. С ними в плане проверки документов юристы советуют быть особенно внимательными.

Власти РФ могут ограничить иностранцам возможность покупки или аренды жилья >>>

Проверка с пристрастием
По прибытию в место временного проживания, то есть в снимаемую квартиру, иностранный гражданин обязан предъявить наймодателю документ, удостоверяющий личность (паспорт) и миграционную карту с отметками органов пограничного контроля, объясняет Бородкин.

«Если при заключении договора аренды иностранный гражданин отказывается предоставлять паспорт и миграционную карту, есть все основания задуматься над тем, заключать или не заключать с ним договор аренды (найма) жилого помещения», — рассуждает он.

В случае, если временно пребывающий гражданин ранее уже был поставлен на миграционный учет по предыдущему месту пребывания в России, а потом решил сменить жилье, юрист советует попросить у него отрывную часть уведомления о прибытии на территорию РФ.
Ни миграционная карта, ни отрывная часть уведомления о прибытии ни в коем случае не должны содержать исправлений, подчисток, помарок, обращает внимание Бородкин. Если таковые имеются, то документ не является действительным.

Собственнику, планирующему сдавать жилье мигрантам, следует также помнить, что, согласно закону, временно пребывающий иностранный гражданин обязан при смене жилья заново вставать на миграционный учет по новому месту пребывания.

А вот уведомление о прибытии иностранца в место нового проживания подается именно принимающей стороной, то есть наймодателем, подчеркивает юрист. При этом собственник сдаваемого помещения, по словам Бородкина, может подать заявление лично в территориальные органы ФМС, либо через многофункциональные центры, либо направить уведомление почтовым отправлением.

В свою очередь старший юрист, руководитель практики по строительству и недвижимости адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Дмитрий Щеглов рекомендует с особым интересом изучить паспорт потенциального квартиросъемщика – иностранца, чтобы убедиться, что на фото в документе тот же самый человек, что и будущий наниматель. По словам юриста, стоит обратить внимание на совпадение имен, фамилий и отчеств на всех представленных документах, а также на срок окончания визы, либо иного документа, декларирующего дату пребывание и дату отъезда иностранного гражданина.

Последнее важно для заключения договора найма помещения, так как срок действия договора не может превышать срок действия нахождения иностранного гражданина на территории РФ, напоминает Сергиенко из «Азбуки Жилья».

Четыре правила, которые должен знать собственник, сдающий жилье в аренду >>>

«В случае, если человек приехал по приглашению от кого-либо, необходимо проверить данный факт у приглашающей стороны», — завершает перечень документов для проверки Щеглов.
Без договора никак

Собеседники «РИА Недвижимость» единодушно утверждают: заключать договор аренды жилья с нанимателями-мигрантами крайне важно. Например, объясняют они, это «спасет» собственника от непрошенных постояльцев из числа земляков арендатора. «В договоре найма есть специальное поле, в котором указываются все лица (с паспортными данными), которые будут проживать в квартире.

Фиксируются и санкции, которые наступают при несоблюдении этого пункта. Например, повышение стоимости арендной ставки на определенную сумму», — напоминает руководитель департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Юлия Лукина.

В свою очередь руководитель департамента аренды корпорации «Адвекс. Недвижимость» Марина Филиппова советует собственникам жилья, которые хотели бы включить «режим особого контроля» за своими квартиросъемщиками, указать в договоре найма в графе разрешенного количества посещений квартиры владельцем большее число визитов, чем стандартный один раз в месяц в день оплаты. Более того, отмечает эксперт, если вы не хотите, чтобы постояльцы «расслабились», этому пункту нужно строго следовать.

Кроме того, в договоре следует четко оговорить сроки и суммы оплаты, кто и за что будет платить, добавляет Сергиенко. «Наиболее распространенная практика — за коммунальные услуги платит арендодатель, а за телефон и электроэнергию – арендатор, так как сумма зависит от его нужд», — говорит собеседница агентства.

Кроме того, по ее словам, в договоре можно описать и условия выселения плохо ведущего себя квартиранта.

Кстати, что касается формы договора, то в случае, если арендодатель и арендатор являются физическими лицами и хотят оформить долгосрочные отношения (более чем на один год), то заключаемый договор следует назвать «договор коммерческого найма жилого помещения», указывает Щеглов. Такой договор, в отличие от договора аренды, не подлежит государственной регистрации, указывает юрист.

Как заплатить налог за сдачу квартиры >>>

Дополнительная страховка

Щеглов рекомендует поставить в известность о том, что квартира сдается внаем иностранным гражданам, участкового инспектора. Именно в его обязанность входит контроль и соблюдение общественного порядка на местах, и инспектор должен быть в курсе того, кто проживает на подведомственной ему территории.

Что касается разрешения от соседей на сдачу в наем жилых помещений мигрантам, то здесь, по словам Бородкина, ситуация неоднозначная. В случае, если арендодатель является единственным собственником жилого помещения (даже если это комната в коммунальной квартире), то он не обязан испрашивать какого-либо разрешения от соседей, замечает юрист.

Однако эксперты все-таки рекомендуют по-дружески предупредить соседей о постояльцах, а по возможности – договориться с ними, чтобы они «приглядывали» за нанимателями и могли сообщить собственнику об их подозрительных действиях.

Шесть тактических приемов, которые помогут победить в битве с соседями >>>

Зона риска

Если человек решил сдавать внаем квартиру иностранным гражданам-мигрантам, то он должен понимать, что в данном мероприятии есть определенный риск, предупреждает Бородкин.

Например, по словам юриста, лица, сдающие в аренду свою квартиру иностранцам, могут нести гражданско-правовую ответственность в случае, если их наниматели своими действиями испортили имущество соседей.

В отдельных случаях наймодателю может угрожать и административная ответственность. В частности, штраф от 2 до 4 тысяч рублей придется заплатить собственнику жилья, не исполнившему свои обязанности по миграционному учету и не подавшему уведомление в территориальные органы ФМС о проживании на его жилплощади мигранта. А если наймодатель сообщил в ФМС о зарегистрированном на его недвижимости иностранном гражданине, но при этом сам иностранец у него фактически не живет, органы ФМС могут расценить это как предоставление ложных сведений, что также квалифицируется как административное правонарушение и влечет штраф до 5 тысяч рублей.

«Таким образом, в случае, если вы решили сдавать жилое помещение внаем иностранным гражданам, необходимо помнить о том, что обязанность по подаче сведений о прибытии иностранного гражданина, в том числе в связи с изменением места временного проживания, возложена именно на наймодателя, а не на иностранного гражданина. И собственно весь процесс сдачи внаем жилого помещения иностранным гражданам, процесс контроля за их проживанием и соблюдением ими правил проживания в квартире, а также возможные конфликтные ситуации со соседями – все это возлагается на плечи наймодателя», — подчеркивает Бородкин.

Поэтому Щеглов советует собственнику в целях минимизации возможных проблем потребовать от постояльцев застраховать их гражданскую ответственность перед третьими лицами от возможных бедствий, которые произойдут по их вине (пожар, затопление, порча чужого имущества) или застраховать ответственность самому, включив расходы по страхованию в арендную плату.

УДК 351.756 ББК 67.99

© 2015 г. М. Ю. Понежин, Л. Ю. Понежина

некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности

В статье рассматривается механизм обеспечения административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Исследуются вопросы привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности. Выявляется порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, лица без гражданства, административная ответственность, порядок производства по делам об административных правонарушениях, административное выдворение за пределы Российской Федерации.

SOME FEATURES OF THE ATTRACTION OF FOREIGN CITIZENS

AND STATELESS PERSONS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к его концу феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных исследователей, интересующихся регулированием миграционных процессов.

После того, как было снято большинство административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, произошло стремительное увеличение пребывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также возросло количество присутствующих в государстве иностранных юридических лиц.

Поэтому проблема привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в России является как никогда актуальной, так как не все мигранты прибывают с миролюбивыми намерениями, что может осложнить практику обеспечения правопорядка в общественных местах, охраны личной безопасности, прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 62 Основным законом нашего государства иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с

гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором . Статья 2.6 КоАП РФ устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами) .

В то же время статус иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц имеет существенные отличия от статуса граждан России и юридических лиц, в том числе и в плане административно-правовой ответственности. Так, только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты выдворению за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).

Таким образом, для данной категории лиц в России установлен национальный режим, то есть правила об уравнивании, за некоторым исключением, в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации.

Однако необходимо обратить внимание на то, что правовое положение мигрантов регулируется как нормами международного и национального права, так и особым правовым режимом, который предоставляется страной пребывания.

Следует сказать, что проблемы и вопросы административно-правового регулирования режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны всегда находились в центре внимание ученых и специалистов-практиков. Обусловлено это тем, что механизм обеспечения административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства является сложным правовым феноменом. Правильное определение содержания механизма административно-правового регулирования является залогом успеха в деле разработки адекватных административно-правовых средств обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Напомним, что для юридической науки одной из главных проблем всегда являлась и является разработка учения о правовом статусе личности, о соотношении прав и обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства.

Федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996), «О правовом положении иностранных граждан» (2002), «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации» (2006) ввели новые административно-правовые средства обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, которые нуждаются в теоретическом осмыслении. Реализация ряда правовых предписаний, содержащихся в названных законах, вызывает серьезные трудности на практике. В этой связи оценка правовых предписаний вышеназванных законов представляется актуальной и своевременной задачей.

Правонарушения совершенные иностранными гражданами, вызывают особенный резонанс в обществе . Неконтролируемая миграция населения становится одним из факторов, влияющих на состояние правопорядка и общественной безопасности, с ней нельзя не считаться. В Указе Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , принятой еще в 2009 году, подчеркивалось, что «на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать проблемы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией».

Но, конечно, сама административная ответственность наступает только в случае совершения административного правонарушения и представляет механизм реализации санкции административно-правовой нормы.

Как указывает Н. В. Полякова, к административным правонарушениям в сфере миграционного режима относят противоправные виновные деяния (действия или бездействия) специальных субъектов (иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, физических и юридических лиц, выступающих в качестве принимающей стороны), нарушающих предписания административно-правовых норм, регламентирующих миграционные отношения, складывающиеся по поводу режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и внешней трудовой миграции .

Привлечение к административной ответственности влечет за собой определенные законом последствия для нарушителя, которые выражаются в том или ином виде административного наказания.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках процессуального производства — производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях в области миграции предусматривает комплекс процессуальных действий уполномоченных субъектов, объединенных стадиями.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении, связанного с нарушением миграционного режима, составляется процессуальный документ — протокол по делу об административном правонарушении.

Особое значение для правоприменительной деятельности в этой области имеет первоначальный сбор материала и доказательств по делу об административном правонарушении. Статья 28.7 КоАП РФ закрепляет ряд административных правонарушений, при выявлении которых необходимо проведение административного расследования, представляющего собой самостоятельную, объективно необходимую форму производства по делам об административных правонарушениях в отношении определенной законодателем категории дел. К ней относятся и нарушения в области миграционного законодательства.

В то же время необходимо обратить внимание на то, что КоАП РФ не закрепляет понятие «административное расследование». Этот пробел восполняет постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором дано понятие административного расследования .

В ходе административного расследования осуществляется административно-процессуальная

деятельность правоприменительных субъектов (государственных органов и их должностных лиц) по проведению экспертизы или других процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на установление фактических обстоятельств правонарушения, их фиксацию и юридическую квалификацию .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование, если существует необходимость, может проводиться по всем административным правонарушениям в сфере миграционного законодательства.

Однако, на наш взгляд, целесообразно проводить административное расследование по следующим фактам нарушения миграционного законодательства:

— нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в России иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории нашего государства (ст. 18.9 КоАП РФ);

— незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ);

— нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ);

— несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ);

— нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пре-

— нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ);

— предоставление принимающей стороной заведомо ложных сведений об иностранном гражданине либо подложных документов при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ).

Административное расследование позволяет должностным лицам юрисдикционных органов проводить процессуальные действия, направленные на сбор доказательств в течение месяца.

КоАП РФ предусмотрел возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом они должны быть извещены в установленном порядке, копия протокола об административном правонарушении должна быть направлена лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Кроме того, КоАП РФ закрепляет упрощенную процедуру производства по делам об административных правонарушениях, которая может осуществляться и в случае нарушения миграционного законодательства.

Необходимо отметить, что КоАП РФ устанавливает общие сроки направления протокола об административном правонарушении в сфере соблюдения миграционного законодательства судье или должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело. Дело о нарушении миграционного законодательства должно быть направлено в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В связи с тем, что в санкции статей гл. 18 КоАП РФ предусмотрен такой вид административного наказания, как административное выдво-

делы Российской Федерации или о депортации, либорение иностранных граждан и лиц без граждан-

правил, связанных с реализацией международного договора России о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок (ст. 18.18 КоАП РФ);

— нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях (ст. 18.19 КоАП РФ);

ства за пределы России, и он налагается только федеральными судьями, то такой административный материал передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

Следует обратить внимание на положения постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, которые определяют недостатки протокола по делу об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола .

Следующей является стадия рассмотрения дела об административных правонарушениях и принятия решения о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении в области соблюдения миграционного законодательства составляет пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Судья имеет право рассмотреть полученные им дела об административных правонарушениях в области соблюдения миграционного законодательства в течение двух месяцев.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, -не позднее 48 часов с момента его задержания.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении в области соблюдения миграционного законодательства не составляется, так как все дела рассматриваются единолично должностными лицами ФМС РФ или судьями.

Непосредственно при рассмотрении дела о нарушении режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации должностное лицо ОВД или судья, рассматривающий его, должен назначить переводчика в случае, если иностранный гражданин, в отношении которого рассматривается дело, не может дать полные сведения о себе или свободно не владеет русским языком, а также языком республики субъекта Российской Федерации, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении .

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам ад-

министративное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления .

Если иностранное юридическое лицо или иностранный гражданин совершил административное правонарушение на территории Российской Федерации и впоследствии оказался за ее пределами, при этом возможность производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации отсутствует, все материалы возбужденного и расследуемого дела об административном правонарушении передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (десять дней), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту (десять дней), если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление о наложении административного штрафа исполняется путем его уплаты лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его платежа. Если иностранный гражданин или лицо

без гражданства, нарушившие миграционное законодательство, являются несовершеннолетними, не имеют самостоятельного заработка, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении установленного срока (30 дней), судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения.

Кроме того, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении в области обеспечения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Если дело об административном правонарушении в области обеспечения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ рассмотрено судьей, то протокол по ч. 4.1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Контроль за исполнением иностранным граж-

данином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляет ФМС России.

Однако в данной сфере действует совместный приказ МВД России № 758, ФМС России № 240 от 12 октября 2009 года не дает разъяснений по алгоритму действий соответствующих должностных лиц по реализации контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В результате происходящих в последние годы процессов реформирования органов исполнительной власти, а также в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ , и постановления Правительства РФ 13 июля 2012 года № 711 назрела необходимость разработки нового нормативно-правового акта, который позволил бы четко разграничить как предметы ведения, так и алгоритм действий должностных лиц по реализации контролируемого самостоятельного выезда за пределы страны.

В январе 2012 года в Управлении Федеральной миграционной службы России по Ростовской области была проведена рабочая встреча, посвященная организации взаимодействия при применении процедуры административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

По данным Федеральной миграционной службы, за январь 2015 года к административной ответственности привлечено 147 795 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них выдворено за пределы территории Российской Федерации 5 274 человек.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время отсутствует единый подход в части применения административного выдворения мигрантов из Российской Федерации, совершивших правонарушения. При этом наличие правовых пробелов, противоречий и отсутствие единых стандартов применения законодательства в миграционной сфере создают препятствия на пути практической реализации комплексного подхода к регулированию миграционных отношений.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм., вступившими в силу с 15 февраля 2015 года). М., 2001.

3. Козлова Н. Убийца молодого москвича должен быть найден и наказан по закону // URL: http:// www.rg.ru/2015/10/14/birulevo.html

4. Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

5. Полякова Н. В. Административно-правовые основы противодействия незаконной миграции в Российской Федерации: монография. Воронеж, 2009.

6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «Консультант-Плюс».

8. Настольная книга помощника судьи: организация работы и административное судо-

производство / под общ. ред. Ю. П. Гармае-ва, А. О. Хориноева. Иркутск, 2010. Вып. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Приказ МВД России № 758, ФМС России № 240 от 12.10.2009 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» // Российская газета. 2009. 25 декабря.

11. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О полиции» // Российская газета. 2011.8 февраля.

12. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 26.07.2013) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с Положением о Федеральной миграционной службе) // Российская газета. 2012. 20 июля.

УДК 656.2.08 ББК 67.62

© 2015 г. С. К. Балашов

логико-правовой анализ понятия общественно опасного деяния

Общепризнанно, что деяние может иметь две формы: действие и бездействие. На основе проведенного анализа автор предлагает понимать под общественно опасным деянием часть состава преступления, не содержащую причинение преступного материального вреда.

Ключевые слова: причинная связь, общая цепь причинной связи, деяние, деятельность, общественно опасные действия или бездействие.

LOGICAL LEGAL ANALYSIS OF THE NOTION OF SOCIALLY DANGEROUS ACT

Общепризнанной является точка зрения, состоящая в том, что общественно опасное деяние является внешним актом общественно опасного поведения человека, который может иметь форму действия либо бездействия и, фактически (но не формально), определяется законодателем в ст. 14 УК РФ. Именно так рассуждает один из авторов «Энциклопедии уголовного

права» В. Б. Малинин: «Уголовным законом определено, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 1 4 УК РФ). В последующих статьях кодекс, хотя и косвенно, определяет, что деяние может иметь две формы: действие и бездействие» , полагая, что с понятием «дея-

Добрый день.

Какая может грозить мне ответственность?

Вам нет, грозит организаторам.

Статья 14.1.1. КоАП Незаконные организация и проведение азартных игр

1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
2. Организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.
3. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 171.2. УК РФ Незаконные организация и проведение азартных игр
1. Организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния:
а) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;
б) совершенные организованной группой, — наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Предлагают пройти полиграф: можно ли от него отказаться.

Можете.

Применение полиграфа допускается только с добровольного согласия
допрашиваемого; отказ от испытания на полиграфе, равно как и предложение
подвергнуться испытанию при отказе со стороны допрашиваемого, не должны
фиксироваться ни в одном процессуальном документе; отказ от испытания
не может ни в какой форме толковаться во вред допрашиваемому. Для
участия в допросе обязательно привлекается специалист-психолог,
исполняющий функции оператора полиграфа.

Последствий вас не ждет никаких, кроме подозрения в вашей виновности. Но
этого мало. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *