П 3 ст 32 НК РФ

Налоговым законодательством Российской Федерации установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел, который предусматривает необходимость обмена информацией и материалами для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений.

До 1 января 2007 года такой порядок был четко определен в п. 3 ст. 32 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 года N 137-ФЗ в указанную норму внесены значительные изменения, при этом ранее действовавший порядок усложнен настолько, что допускает различные интерпретации и разночтения, и содержит как минимум два существенных противоречия.

Ранее согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны были в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, законодатель устанавливал довольно четкие критерии, которыми налоговому органу следовало руководствоваться при направлении материалов в органы внутренних дел.

С 1 января 2007 года рассматриваемая норма изложена следующим образом: «если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Таким образом, во-первых, изменена процедура направления материалов: для передачи сведений недостаточно наличия недоимки, налоговым органом должен быть соблюден порядок взыскания задолженности путем направления соответствующего требования, и только в случае его неисполнения возможно сообщение о факте нарушения в органы внутренних дел.

Во-вторых, не ясно, как следует действовать налоговой инспекции в случае частичного погашения налогоплательщиком недоимки: исходя из буквального содержания статьи, материалы должны быть направлены в органы внутренних дел независимо от размера задолженности, оставшейся после частичного погашения.

Следует отметить, что положения п.3 ст. 32 НК РФ невозможно рассматривать в отрыве от норм уголовного права, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, поскольку данные нормативные предписания должны дополнять друг друга.

Ответственность за преступления при совершении нарушения законодательства о налогах и сборах регулируется ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Для возбуждения уголовного дела важен размер неуплаченных налогов. Так, например, для юридических лиц размер крупной недоимки составляет более 500 000 рублей, при условии что недоплата превышает 10 процентов от суммы подлежащих уплате налогов. Если размер недоимки больше 1 500 000 рублей, процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения (ч. 1 ст. 199УК РФ).

Следует отметить, что Уголовный кодекс РФ, в частности, ст. 198, 199, 199.1, которые предусматривают ответственность налогоплательщика (плательщика сбора) за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, продолжают действовать без изменений.

Как уже было указано, с 1 января 2007 года налоговый орган не обязан сообщать в органы внутренних дел о фактах таких преступлений, поскольку п.3 ст. 32 НК РФ содержит иное нормативное предписание — необходимо выставить требование и только по истечении двух месяцев — в случае его неисполнения — сообщить в правоохранительные органы,

В этом и состоит первое противоречие, о котором упоминалось в начале данной статьи: сам факт наличия недоимки перестал быть основанием для направления материалов. Законодатель ставит возможность передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в зависимость от выставления требования на уплату задолженности и его исполнения налогоплательщиком. При этом, исходя из общего смысла общей части НК РФ, соответствующие требования должны быть доведены до сведения налогоплательщика.

Однако в случае частичной оплаты, когда сумма задолженности все же остается, но в размере, не являющемся крупным или особо крупным, одно из условий (наличие недоимки в установленном УК РФ размере, наличие надлежащим образом врученного требования, истечение двухмесячного срока со дня его вручения) не выполняется. В этом и состоит второе противоречие.

Современное изложение нормативного предписания п. 3 ст. 32 НК РФ позволяет нарушителям на вполне законных основаниях избежать уголовной ответственности, пользуясь противоречиями федеральных законов.

Таким образом, налогоплательщики фактически освобождены от уголовной ответственности: исходя из смысла п. 3 ст. 32 НК РФ, если текущая недоимка либо суммы налога, доначисленные налоговым органом по результатам выездной или камеральной проверки, уплачены в течение двухмесячного срока со дня выставления соответствующего требования, то материалы по факту нарушения в органы внутренних дел не направляются и виновное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Тем не менее необходимо отметить следующий неоспоримый факт: лицо, которое допускало неуплату налога по срокам его уплаты в крупном или особо крупном размере, является виновным, и поскольку состав преступления состоит именно в неуплате налога, то, исходя из буквы закона и теории права, целесообразно привлекать виновное лицо к ответственности при условии, что имела место быть неуплата налога в установленном размере. В такой ситуации налицо состав налогового преступления, ответственность за которое предусмотрена УК РФ.

Таким образом, с введением в действие с 1 января 2007 года новой редакции п. 3 ст. 32 НК РФ усматривается существенное улучшение положения налогоплательщика — теперь при условии полной оплаты недоимки налоговый орган не должен направлять материалы в органы внутренних дел. Вопрос о направлении материалов в случае частичного погашения недоимки представляется достаточно спорным.

9 декабря 1991 года N 2003-I

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 1. Плательщики налогов (в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Статья 2. Объекты налогообложения (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

Статья 3. Ставки налога (в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор Ставка налога
До 300 000 рублей (включительно) До 0,1 процента (включительно)
Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан: (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица , награжденные орденом Славы трех степеней; (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более; (в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего. (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 25-ФЗ, от 17.07.99 N 168-ФЗ)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами. (в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. (в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента- дефлятора. (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

2.1. Для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

3. утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Абзац — Исключен. (в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. (в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

Порядок уплаты такого налога юридическими лицами регулируется гл. 30 НК РФ. Для физических лиц существует «свой» закон – Закон от 09. 12. 1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».

Понятие

Налог на имущество – это налог государству за право владеть собственностью.

Это местный налог, поэтому власти субъектов имеют право самостоятельно устанавливать порядок и сроки уплаты, а также налоговые ставки в пределах, указанных в вышеперечисленных законах.

Налогом на имущество облагается любое имущество, которое находится в собственности юридических и частных лиц.

Имущество как объект налогообложения

Объектом налогообложения по этому налогу является движимое и недвижимое имущество.

Физические лица владеют этим имущество на праве собственности, а юридические – на праве доверительного управления, временного владение, распоряжения и по концессионному соглашению.

Движимое

О том, что такое движимое имущество говорится вп. 2 ст. 130 ГК РФ. Согласно этому закону, к движимому имуществу относятся вещи, которые могут свободно перемещаться вместе со своим собственником.

Права на движимое имущество не подлежат обязательной государственной регистрации.

К движимому имуществу относятся:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • животные;
  • транспортные средства;
  • долговые обязательства;
  • другое имущество, которое не попадает по категорию недвижимости.

Недвижимое

Определение недвижимого имущества дано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Недвижимое имущество, или недвижимость, неразрывно связано с землёй, то есть не поддаётся перемещению.

К недвижимости относятся:

  • здания;
  • сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • морские суда;
  • космические объекты;
  • воздушные суда;
  • другие объекты, перемещение которых без вреда их целостности невозможно.

Различия

Между движимым и недвижимым имуществом есть ряд отличий. Первое, и самое главное – государственная регистрация прав на это имущество.

К другим относятся:

  1. На недвижимость закон требует обязательной государственной регистрации прав. На движимое имущество нет.
  2. Недвижимость неразрывно связана с землёй, в то время как движимое имущество легко поддаётся перемещению без вреда его целостности.
  3. Порядок приобретения права собственности на движимые и недвижимые вещи различен.
  4. При наследовании недвижимости, переход прав происходит в месте регистрации такого объекта. При наследовании движимых вещей – по месту последнего жительства наследодателя.
  5. Споры, касающиеся недвижимости, рассматриваются в судах по месту регистрации таких объектов. Об этом говорится в ст. 30 ГПК РФ. А споры, касающиеся движимого имущества – по месту жительства ответчика — ст. 28 ГПК РФ.

Видео: Налог на имущество: движимое — недвижимое

Кто платит налог на имущество в 2014 году?

Налог на имущество в 2014 году уплачивают все собственники, как юридические, так и физические лица.

Юридические лица (организации)

Согласно ст. 373 НК РФ, налогоплательщиками среди юридических лиц, являются:

  • организации, которые имеют в собственности, на праве доверительного управления, временного владения, распоряжения, а также по концессионному соглашению, имущество, которое является объектом налогообложения.

Физические лица

Согласно ст. 1 Закона № 2003-1, налогоплательщиками среди физических лиц признаются граждане, которые владеют на праве собственности имуществом, которое является объектом налогообложения.

Если имущество находится в общей долевой собственности, то собственником является каждое физическое лицо, пропорционально его доле в общей собственности.

Если имущество является общей совместной собственностью, то каждый собственник несёт равные налоговые обязательства перед государством, касательно такого имущества.

ИП

Индивидуальные предприниматели уплачивают налог только на то имущество, которое они используют для осуществления своей предпринимательской деятельности.

Уплачивают они по ставкам для юридических лиц.

Налоговая база

Для физических лиц, налоговой базой по этому налогу является инвентаризационная стоимость объекта недвижимости.

Если в собственности несколько объектов недвижимости, то для расчёта налога берётся суммарная стоимость этих объектов.

Узнать инвентаризационную стоимость объекта недвижимости можно из документов БТИ. Но, физические лица уплачивают налог по уведомлениям, которые им рассылают налоговики.

Для юридических лиц существует две налоговые базы, в зависимости от объекта налогообложения:

  1. Остаточная стоимость объекта недвижимости с учётом ежегодной амортизации. Эти данные берутся из бухгалтерского учёта.
  2. Кадастровая стоимость – для некоторых объектов недвижимости – таких как административные центры, торговые комплексы и другие объекты, которые перечислены в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Системы налогообложения

Существует три основных системы налогообложения, которые применяют предприятия для осуществления своей деятельности. Это:

  • общий режим;
  • упрощённый режим (УСН) – гл. 26.2 НК РФ;
  • вменённый доход (ЕНВД) – гл. 26.3 НК РФ.

УСН

УСН – это упрощённый режим налогообложения. Юридические лица, применяющие его, освобождаются от уплаты ряда налогов. Таких как:

  • НДС;
  • налог на имущество организаций;
  • налог на прибыль.

Вместо этого они уплачивают единый налог, который равен 6% или 15%, от налоговой базы.

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц? Читайте в статье: расчет налога на имущество физических лиц.

Должны ли пенсионеры платить налог на имущество можно .

Размер налога зависит от того, какой вид УСН применяет юридическое лицо или ИП:

  • «доходы» – сумма налога к уплате равна 6% от всех доходов компании за отчётный период;
  • «доходы минус расходы» – налог равен 15% от всех доходов компании за отчётный период, уменьшенных на величину расходов за этот же период.

ЕНВД

ЕНВД – единый налог на вменённый доход. Применять его можно только при осуществлении определённых видов деятельности. Это:

  1. Оказание бытовых и ветеринарных услуг.
  2. Розничная торговля и общепит.
  3. Другие виды деятельности, которые перечислены в п. 2 ст. 346. 26 НК РФ.

Юридические лица и ИП, применяющие такой режим налогообложения, не уплачивают следующие налоги:

  • НДС;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество.

ОСНО

ОСНО – общий режим налогообложения. Его уплачивают те юридические лица, которые не применяют ни один из льготных режимов.

Юридические лица, находящиеся на ОСНО уплачивают все налоги:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • местные налоги – земельный и транспортный;
  • взносы во все внебюджетные фонды, а также в ПФР.

Что нужно знать для оплаты?

Для того чтобы оплатить налог на имущество, необходимо знать и налоговую базу, и ставку по налогу.

Физические лица находятся в более выгодном положении – за них налог считают налоговые инспекторы. А затем высылают всем налогоплательщикам уведомления об уплате.

Юридическим лицам сложнее – они самостоятельно рассчитывают сумму налога к уплате, а затем в течение года уплачивают авансовые платежи по налогу.

Ставка

Для юридических и физических лиц ставки по налогу отличаются.

В ст. 3 Закона № 2003-1 приведены следующие ставки по налогу для физических лиц:

  1. При инвентарной стоимости имущества до 300 тысяч рублей, налог необходимо уплачивать по ставке до 0,1% включительно.
  2. Если инвентарная стоимость имущества колеблется в пределах от 300 до 500 тысяч рублей, то и ставка по налогу колеблется в пределах от 0,1 до 0,3%.
  3. Если инвентарная стоимость имущества больше 0,5 млн. рублей, то и ставка по налогу будет от 0,3 до 2% включительно.

Закон устанавливает границы применения ставок, но каждый субъект федерации может самостоятельно устанавливать ставки, не заходя за пределы норм.

Для юридических лиц, согласно ст. 380 НК РФ, установлены следующие налоговые ставки:

  1. При расчёте налоговой базы от кадастровой стоимости, размер ставок отличается по регионам – для Москвы на 2014 год – 1,5%, на 2015 – 1,7%, на 2016 – 2%. В последующие годы не планируется повышение процентных ставок. Для регионов в 2014 году – 1,0%, в 2015 – 1,5%, а в 2016 и последующих годах – те же 2%.
  2. При расчёте налоговой базы, исходя из данных бухгалтерского учёта, процентная ставка не может быть больше 2,2%. Точное её значение устанавливают субъекты федерации. Узнать её можно на официальном сайте ФНС применительно к конкретному субъекту.

Льготы

Государство освобождает некоторые категории физических и юридических лиц от уплаты налога на имущество.

В ст. 4 Закона № 2003-1 указаны следующие категории граждан, кто не платит налог на имущество:

  • герои СССР и России, а также полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды 1-ой и 2-ой группы, а также инвалиды детства;
  • участники ВОВ и других войн, где Россия принимала участие;
  • «чернобыльцы» и другие граждане, которые были участниками и ликвидаторами различных техногенных катастроф;
  • военные пенсионеры;
  • члены семьи погибшего военнослужащего;
  • лица, добровольно ушедшие на фронт, и занимавшие штатные должности во время ВОВ.

Полностью освобождаются от уплаты налога на имущество те юридические лица, которые перечислены в ст. 381 НК РФ. К ним относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • общественные организации инвалидов и другие общества, которые либо состоят из инвалидов, либо из объединений инвалидов;
  • предприятия, производящие фармацевтическую продукцию. Такая деятельность должна быть их основной.

Эти организации освобождены от уплаты налога на имущество только в части имущества, которое они используют для своей деятельности.

Предоставление льгот носит заявительный характер.

Поэтому, чтобы государство предоставило налогоплательщику льготу по налогу, необходимо написать заявление и представить документы, которые эту льготу подтверждают.

Как рассчитать

Чтобы рассчитать сумму налога на имущество к уплате, необходимо налоговую базу умножить на налоговую ставку.

Если налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества, то узнать её можно из документов БТИ.

Для расчёта необходимо брать инвентаризационную стоимость на начало года. То есть, для уплаты налога в 2014 году, необходимо брать стоимость БТИ на 01. 01. 2013 года.

Если налоговой базой является остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учёта, то она также берётся на начало отчётного года.

В 2014 году предприятия платят налог по данным на 01. 01. 2014 года в бухгалтерском балансе.

Если налоговой базой является кадастровая стоимость имущества, то её можно узнать на официальном сайте Росреестра, или на официальных сайтах субъектов федерации.

Сроки

Сроки уплаты налога устанавливают субъекты федерации. Но они не должны противоречить тем срокам, которые указаны НК РФ и Законе № 2003-1.

Для юридических лиц установлены следующие сроки оплаты:

  1. Для авансовых платежей – не позднее месяца со дня окончания отчётного периода, то есть квартала. Соответственно. За 1-ый квартал – до 30 апреля, за 2-ой квартал – до 30 июля, за 3-ий квартал – до 30 октября.
  2. По итогам года налог необходимо уплатить не позднее 30 марта следующего года.

Для физических лиц установлены следующие сроки, согласно п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1:

  1. Налоговые органы должны разослать уведомления до 01 марта следующего года.
  2. Налогоплательщики должны уплатить налог до 01 ноября следующего года.

Отчётность

Сдавать отчётность по налогу на имущество должны только юридические лица. Каждый квартал они сдают расчёты по авансовым платежам.

Сроки сдачи расчётов по авансовым платежам определены в п. 2 ст. 386 НК РФ. За каждый квартал необходимо сдать расчёты в течение месяца после окончания квартала.

Пример расчета налога на имущество организаций смотрите в статье: расчет налога на имущество организаций.

Все о льготах по налогу на имущество физических лиц .

Сдается ли нулевая декларация по налогу на имущество .

Налоговую декларацию по итогам года, согласно р. 3 ст. 386 НК РФ, необходимо сдать до 30 марта следующего года.

Как утверждают законотворцы, налог на имущество в 2015 году увеличат в три раза.

Произойдёт это потому, что будет проведена всеобщая кадастровая оценка недвижимости, и почти объекты перейдут на уплату налога от кадастровой стоимости.

А она, как известно, в несколько раз выше инвентаризационной и остаточной стоимости имущества.

Ориентир на кадастровую стоимость объектов недвижимости

1 января 2019 года – дата вступления в силу изменений в Налоговом кодексе. В статью 52 части первой НК РФ и в часть 2 НК РФ внесены поправки. Они утверждены федеральным законом № 334-ФЗ от 3 августа 2018 г.

Налог на объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан, будет рассчитываться по новому порядку.

На основе кадастровой стоимости рассчитывается налог на:

  • земельные участки
  • жилые дома
  • квартиры
  • части жилых домов и квартир
  • гаражи
  • машино-места

Цель нововведений – снижение остроты ситуации с налоговым бременем, сформированной прежними правилами налогообложения.

О сложности положения свидетельствовала, в частности, информация Росреестра о статистике пересмотра только в январе – марте 2018 года кадастровой стоимости по 4249 заявлениям в отношении 7797 объектов, по которым решение в пользу заявителя было принято в 57.1% случаев.

Росрестр подготовил предложения о необходимости внесения изменений в законодательство. Требовалась доработка методики расчёта кадастровой стоимости объектов.

Предложения были поддержаны Президентом РФ. Он озвучил их в марте 2018 года в Послании Федеральному Собранию.

По итогам Послания Федеральному Собранию РФ, в числе целого ряда Поручений было утверждено и Поручение № Пр-436 от 15 марта 2018 г.).

Оно касалось:

  1. обеспечения изменений в законодательство Российской Федерации
  2. совершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов
  3. уточнения параметров расчёта налога
  4. недопущения применения величины кадастровой стоимости объектов, превышающей величину их рыночной стоимости

Срок решения вопросов – 15 июля 2018 года.

По результатам выполнения этого Поручения Правительством РФ были проработаны меры, направленные на решение проблем:

  1. в будущих результатах применения кадастровой оценки объектов
  2. в применяемой кадастровой стоимости

Итогом проведённой работы стали, в частности, новая методика расчётов кадастровой стоимости и выпуск Закона № 334-ФЗ, утвердившего новые единые правила налогообложения.

С 1 января 2019 года в России начала действовать новая системы начисления налога на недвижимость физических лиц. Налоговая база теперь будет исчисляться от кадастровой стоимости объектов. Не от инвентаризационной стоимости.

Кадастровая стоимость недвижимости может оказаться выше инвентаризационной. Предотвратить ситуации, в которых сумма налога могла оказаться существенно выше, чем раньше, поручено местным органам власти. Они будут устанавливать дифференцированные налоговые ставки. Их размер зависит от вида и места нахождения объекта.

Действуют дополнительные послабления. При исчислении налога площадь налогооблагаемого объекта уменьшается:

  • для квартиры – на 20 м2
  • для комнаты – на 10 м2
  • для дома – на 50 м2

Дополнительные льготы будут, как и прежде, утверждаться местными органами власти.

Налог на имущество за 2019 год рассчитают по новой методике. Он будет уплачиваться в 2020 году.

Штрихи нового порядка налогообложения

Основа расчёта налога – кадастровая стоимость объектов. Исключена сложная совокупность кадастровой и инвентаризационной стоимостей:

  • с использованием понижающих коэффициентов
  • с последовательным увеличением величины коэффицентов:
    • 0.2
    • 0.4
    • 0.6
    • 0.8
    • 1 на завершающем этапе перехода

Для 2019 года, являвшегося предпоследним 4 этапом перехода к использованию кадастровой стоимости объекта в полном объёме, в соответствии с прежним порядком налогообложения, был установлен понижающий коэффициент 0.8. Теперь его применение исключено. Порядок налогообложения приобрёл иной облик.

Перечень объектов налогообложения

В перечень объектов, за которые взимается налог за право собственности, включены части жилых домов и части квартир. Этот факт отражён в статье 2 Закона№ 334-ФЗ: в разделе с дополнениями к статье 406 НК РФ (подпункт 1 пункта 2) в отношении налоговых ставок.

В состав объектов налогообложения включаются находящиеся в собственности граждан и юридических лиц следующие виды недвижимого имущества:

  • земельные участки
  • жилой дом
  • квартира
  • комната
  • части жилых домов
  • части квартир
  • гараж
  • машино-место
  • единый недвижимый комплекс
  • объект незавершённого строительства
  • относящиеся к жилым домам:
    • здание
    • строение
    • сооружение
    • помещение
  • дома и жилые строения на земельных участках:
    • для ведения ЛПХ
    • для дачного хозяйства
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)

Не признаются объектом налогообложения помещения в составе общего имущества многоквартирного дома.

Облагается налогом недвижимость в новостройках, не имеющая инвентаризационной стоимости. Первое начисление налога на неё произойдёт за 2019 год. а более За предшествующие годы начислений не будет.

Налогом не облагаются временные постройки на дачных и садовых участках:

  • беседки
  • туалеты
  • сараи
  • летние души

Жилые строения:

  • на дачных и садовых участках
  • на участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  • на участках для личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

приравниваются к жилым домам. Они облагаются налогом на имущество.

Понижающие коэффициенты при расчёте налогов с 2019 года

Расчёт налога на основе кадастровой стоимости (КС) делается только в тех регионах, в которых:

  1. эта стоимость утверждена
  2. установлена единая дата, с которой в соответствующем регионе база по налогу на имущество определяется из кадастровой стоимости

В других регионах, где КС не утверждена, применяется инвентаризационная стоимость.

Понижающие коэффициенты используются, когда налог по кадастровой стоимости превышает налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости. В обратной же ситуации, когда налог по инвентаризационной стоимости больше, чем налог по кадастровой, понижающие коэффициенты не применяются.

Установлено следующее применение понижающих коэффициентов:

  • в течение первых 3 этапов перехода к использованию 100% кадастровой стоимости:
    • понижающий коэффициент будет увеличиваться до значения 0.6
    • сумма налога будет расти не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом
  • до 2019 года при расчёте применяется коэффициент, по которому сумма налога каждый год растет на 20%
  • новый понижающий коэффициент должен применяться в тех регионах России, в которых налог исчисляется с коэффициентом 0.6
  • порядок исчисления налога не меняется в тех регионах, в которых в 2017 году для расчёта налогов использовались понижающие коэффициенты 0.2 или 0.4

Использование формулы для расчёта налогов:

  • с применением инвентаризационной стоимости
  • с применением понижающих коэффициентов

возможно в течение первых 3 налоговых периодов (не в течение 4, как было ранее).

Таким образом, начиная с четвёртого налогового периода использование понижающих коэффициентов исключено. При этом обеспечивается выполнение требования:

налогообложение недвижимости должно вестись только на основании кадастровой стоимости, внесённой в ЕГРН (пункт 8 статьи 408 НК РФ в новой редакции).

Происходит сокращение числа этапов перехода к использованию 100%-ной кадастровой стоимости в расчёте налога на недвижимости, то есть уменьшение числа налоговых периодов, за которые налог рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Перерасчёт налогов при изменении кадастровой стоимости

Налоговая база определяется по единым правилам. Применяется кадастровая стоимость (КС). Это требование касается:

  • земельного налога
  • налога на имущество организаций
  • налога на имущество физических лиц

Использование новой КС производится с даты внесения записи о ней в ЕГРН (пункты 2 и 4 статьи 2 закона № 334-ФЗ).

При расчёте налогов применяется коэффициент К:

К = МС /МН, где

  • МС – количество полных месяцев, в течение которых для налогообложения применялась прежняя кадастровая стоимость
  • МН – количество полных месяцев, в течение которых для налогообложения использовалась новая кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость объекта может измениться. Обстоятельствами, влекущими её изменение могут быть:

  • изменение площади участка
  • перевод земли из одной категории в другую
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка

а для зданий, помещений или сооружений — изменение назначения или площади объекта.

Все перечисленные изменения с земельными участками (ЗУ), зданиями, помещениями и сооружениями именуются изменениями количественных и качественных характеристик объектов. Они регистрируются в ЕГРН. Одновременно делается корректировка их кадастровой стоимости. Это влечёт изменение суммы налога ( статья 52 и части II НК РФ).

При расчёте налога учитывается налоговый период его исчисления (пункт 1.1 статьи 391 НК РФ):

  • с 2019 года:
    • налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН
  • до 2019 года:
    • не учитывается изменение количественных и качественных характеристик объекта при расчёте:
      1. налога на имущество организаций
      2. налога на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций и физических лиц также подлежит перерасчёту с той даты, когда в ЕГРН была внесена запись об изменении кадастровой стоимости:

  • до 2019 года:
    • изменение КС не учитывается (пункт 15 статьи 378.2 НК РФ)
  • с 2019 года:
    • налог рассчитывается исходя из значения КС на момент внесения соответствующей записи в ЕГРН (пункт 2 статьи 403 НК РФ)

При расчёте налога с учётом изменения КС должна учитываться дата регистрации изменения кадастровой стоимости:

  • если изменения зарегистрированы за период с 1 января и до указанной даты:
    • сумма налога вычисляется исходя из прежней КС с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 382 НК РФ)
  • если запись внесена 15 числа или раньше:
    • текущий месяц считается за полный месяц
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога исчисляется:
      1. исходя из изменённой КС
      2. с учётом коэффициента, равного числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, делённому на число календарных месяцев в налоговом периоде (пункт 5.1 статьи 408 НК РФ)

Кадастровая стоимость может измениться:

  1. при исправлении ранее допущенной в ЕГРН технической ошибки
  2. по судебному решению:
    • при оспаривании КС собственником объекта
  3. по решению специальной комиссии при ЕГРН (Росреестре), в которую обратился собственник объекта с заявлением об изменении КС:
    • комиссии действуют с 2012 года
    • сформированы в каждом субъекте РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 620 от 17 ноября 2017 г.

Правила перерасчёта налога для указанных случаев изложены в пункте 1.1 статьи 391 НК РФ. Они отражают новую сторону закона, придающую ему с 2019 года обратную силу:

  • перерасчёт налога при исправлении технической ошибки:
    • выполняется задним числом
    • с момента возникновения технической ошибки
    • за все периоды от этого момента
  • перерасчёт налога по решению комиссии или по решению суда:
    1. до 2019 года:
      • с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре
      • не ранее даты внесения в ЕГРН спорной КС
      • НК РФ (пункт 15 статьи 378.2, пункт 2 статьи 403, пункт 1 статьи 391)
    2. с 2019 года:
      • выполняется задним числом:
        • за все периоды, в которых применялась оспоренная КС
        • с момента установления прежней КС

Пример:

  • налог рассчитан по кадастровой стоимости 2017 года
  • собственник участка обратился в комиссию Росреестра с заявлением об изменении КС в 2019 году

налоговые платежи будут перерассчитаны с 2017 года.

Запрет на увеличения налога при изменения кадастровой стоимости

Пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ внесены требования:

  • запрет на увеличение налога на имущество
  • запрет на увеличение земельного налога

при их перерасчёте вне зависимости от причины перерасчёта:

  1. исправление ошибки
  2. изменение количественных или качественных характеристик объекта
  3. изменение кадастровой стоимости по суду
  4. изменение КС по решению комиссии Росреестра

Если происходит уменьшение начисленного налога, то такой перерасчёт возможен только за 3 года, предшествующие календарному году, в котором налоговая инспекция направила уведомление о перерасчёте.

Перерасчёт, приводящий к увеличению суммы налогов, невозможен вообще.

Пример:

Земельный налог уплачен в 2018 году. Налоговики выявили ошибку в кадастровой стоимости позднее.

Начиная с 2019 года, перерасчёт налога, результатом которого станет его увеличение в сравнении с уже уплаченным налогом, не повлечёт последствия для владельца участка.

Результатом перерасчёта налога становится ухудшение положения налогоплательщика.

Уплачивать разницу между перерассчитанным и уже уплаченным налогоами ему не придётся.

В случае, когда при перерасчёте налога инспекция выявила, что он уплачен в большем размере, то:

  • налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога (статья 78 и статья 79 НК РФ
  • возврат происходит:
    • или как изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога
    • или как зачёт:
      1. сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период
      2. недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесённых ранее

Выводы о новом порядке определения кадастровой стоимости

  • Порядок усовершенствован
  • Запрет на применение кадастровой стоимости, большей рыночной
  • Принцип защиты интересов правообладателя объекта недвижимости:
    • ошибки рассматривается в пользу собственника
  • Ретроспективное применение кадастровой стоимости, установленной на основании:
    • решения суда
    • решения комиссии Росреестра
  • Перерасчёт налогов

Распространения поправок по налогам и налоговым ставкам на правоотношения, возникшие с января 2017 года

Поправки к НК РФ учитываются при расчёте налога на имущество физических лиц за 2017 год:

  • правила расчёта налоговой базы, установленные для квартиры, применяются в отношении части жилого дома:
    1. налоговая база каждого из этих объектов равна: КС, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м2 его общей площади (пункт 3 статьи 403 НК РФ)
  • правила расчёта налоговой базы, установленные для комнаты, применяются в отношении части квартиры:
    1. налоговая база для каждого из этих объектов равна: КС, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 м2 его площади (пункт 4 статьи 403 НК РФ)
  • ставка налога не может быть выше 0.1% кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ) для:
    • жилых домов
    • квартир
    • комнат
    • частей жилых домов
    • частей квартир
  • налоговые льготы в отношении квартир и жилых домов распространяются:
    • на части квартир
    • на части жилых домов
    • (подпункт 1 и 2 пункта 4 статьи 407 НК РФ)
  • снижение налога на гаражи и машино-места:
    • в торговых комплексах
    • в офисных комплексах
    • в объектах из регионального «кадастрового» перечня
  • применение налоговой льготы в отношении любых гаражей и машино-мест:
    • вне зависимости от расположения
    • (пункт 5 статьи 407 НК РФ)
  • ограничение ежегодного увеличения налога, рассчитанного на основе кадастровой стоимости объекта

Для определения суммы налога, подлежащего уплате, необходимо сравнить 2 величины:

  1. налог за текущий период
  2. налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1.1

но без учёта коэффициента, применяемого в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения:

  1. изменилась доля в праве общей собственности
  2. появилось или оказалось утраченным право на льготу
  3. возникло или утрачено право собственности на объект

Если при сравнении первая величина окажется больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине, но с учётом коэффициента 1.1 (пункт 8.1 статьи 408 НК РФ).

Приведённый способ расчёта налога НЕ применяется в отношении:

  • торговых комплексов
  • офисных комплексов
  • других объектов

включённых в региональный «кадастровый» перечень.

Для гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов, при расчёте налога применяется, правило, установленное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ.

Налоговые ставки

Размер налоговых ставок изложен в пункте 2 статьи 406 НК РФ):

Налоговая ставка 0.1%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  • жилые дома
  • части жилых домов
  • квартиры
  • части квартир
  • комнаты
  • объекты незавершённого строительства
    • если проектируемое назначение жилой дом
  • единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом
  • гаражи
  • машино-места
  • хозяйственные строения или сооружения:
    • площадью не выше 50 м2
    • на земельных участках:
      • для ведения ЛПХ
      • для дачного хозяйства
      • для огородничества
      • для садоводства
      • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)

Налоговая ставка 2%

применяется при расчёте налогов на следующие объекты:

  • нежилые помещения:
    • назначение, разрешённое использование или наименование предусматривает размещение:
      1. офисов
      2. торговых объектов
      3. объектов общественного питания
      4. объектов бытового обслуживания
  • нежилые помещения, фактически используемые для размещения:
    • офисов
    • торговых объектов
    • объектов общественного питания
    • объектов бытового обслуживания
  • недвижимое имущество иностранных юридических лиц, не имеющих филиалов на российской территории
  • объекты, принадлежащие юридическим лицам:
    • объекты жилой недвижимости, не стоящие на балансе в качестве основных средств
  • объекты с КС, превышающей 300 млн.руб.

Налоговая ставка 0.5%

  • применяется при расчёте налогов на прочие объекты

Налог на имущество физических лиц – местный. Он и налоговые ставки устанавливаются муниципальными властями. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) – законами городов (статья 399 НК РФ).

Власти регулируют размер налоговых ставок:

  • или уменьшают до нуля
  • или увеличивают:
    • не более чем в 3 раза

(пункт 3 статьи 406 НК РФ)

Допускаются дифференцированные налоговые ставки. Их размер зависит:

  • от кадастровой стоимости объекта налогообложения
  • от вида объекта налогообложения
  • от места нахождения объекта налогообложения
  • от видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения

Определение налоговой базы на основе инвентаризационной стоимости объектов производится в соответствии с положениями пунктов 4-6 статьи 406 НК РФ:

  1. с применением налоговых ставок, умноженных на коэффициент-дефлятор
  2. с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов

Налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, 0.1%

для объектов с инвентаризационной стоимостью до 300 млн.руб.

Налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, 0.1 – 0.3%

для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 300 000 руб. и до 500 000 руб. включительно

Налоговая ставка, умноженная на коэффициент-дефлятор, свыше 0.3 – 2.0%

для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 500 млн.руб.

Муниципальные власти вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от показателей:

  • суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор:
    • с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов
  • вид объекта налогообложения
  • место нахождения объекта налогообложения
  • вид территориальной зоны, в границах которой расположен объект налогообложения

В случае, когда налоговые ставки не установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований, а в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – законами этих городов, налогообложение производится в следующем порядке:

  • при определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения:

по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 статьи 406 НК РФ

  • при определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения:

по налоговой ставке 0.1%:

  1. для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор
  2. с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов до 500 млн.руб. включительно
  • по налоговой ставке 0.3%:

для остальных объектов

Объём налоговых льгот

Перечень лиц, имеющих право на получение налоговой льготы при уплате налога на недвижимость, представлен в пункте 1 статьи 407 НК РФ.

В состав льготников включена категория — дети-инвалиды. Ранее была только категория «инвалиды с детства».

Перечень обширен. В него входят:

  • Герои СССР
  • Герои РФ
  • лица, награждённые орденом Славы трёх степеней
  • инвалиды I и II групп инвалидности
  • участники Гражданской войны
  • участники Великой Отечественной войны
  • чернобыльцы
  • ликвидаторы и граждане, подвергшиеся радиоактивному заражению во время аварий или принимавшим участие в испытаниях ядерного оружия:
  • семьи военнослужащих, потерявшие кормильца
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки
  • мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, занимавшиеся профессиональной творческой деятельностью в специальных помещениях

Всем им предоставлены льготы по уплате налога за находящиеся в их собственности объекты недвижимости (за один объект из каждого вида):

  • квартиру
  • часть квартиры или комнаты
  • жилой дом
  • часть жилого дома
  • помещение или сооружение, используемое для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек:
    • жилых домов
    • квартир
    • комнат
  • хозяйственное строение или сооружение:
    • площадь не превышает 50 м2
    • расположены на земельных участках для ведения:
      1. личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
      2. дачного хозяйства
      3. огородничества
      4. садоводства
      5. индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  • гараж
  • машино-место

Льготы носят федеральный характер. Наряду с ними могут действовать и региональные льготы. О них нужно узнавать на сайте муниципальной администрации или в местной налоговой инспекции.

Вычет по налогу на земельный участок

Для лиц из числа «льготных» категорий:

  • пенсионеры
  • лица, приравненные к пенсионерам
  • инвалиды I и II групп
  • инвалиды с детства
  • дети-инвалиды
  • ветераны Великой Отечественной войны
  • ветераны и инвалиды боевых действий
  • Герои Советского Союза
  • Герои Российской Федерации
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  • т.д.

являющихся владельцами земельных наделов, предоставлена льгота по налоговому вычету. Он уменьшает земельный налог по одному участку.

Налоговый вычет на 6 соток установлен для граждан предпенсионного возраста.

Основание для применения льгот по земельному налоговому вычету – ФЗ № 436 от 28.12.2017.

Суть льгот:

  • налоговый вычет по земельному налогу
    • применяется, начиная с налогового периода 2017 года
    • земельный налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м2 по одному ЗУ
  • площадь ЗУ не более 600 м2:
    • земельный налог не взимается
  • площадь ЗУ участка превышает 600 м2
    • земельный налог рассчитывается за оставшуюся площадь

Перечень лиц, имеющих право на льготу по земельному налогу, можно уточнить в НК РФ (пункт 5 статьи 391 ).

Налоговые льготы носят заявительный характер. Льготникам:

    1. необходимо подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении налоговой льготы
    2. предоставить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (пункт 6 статьи 407 НК РФ)

Уведомление подаётся по специальной форме. Направить уведомление можно следующими способами:

  • на ресурсе ФНС nalog.ru
    • страница Личный кабинет налогоплательщика
  • почтовым сообщением в налоговую инспекцию
  • при личном обращении в любую налоговую инспекцию

Если уведомление не отправлено, вычет по земельному налогу будет делаться:

  • автоматически
  • в отношении одного земельного участка
  • с максимальной исчисленной суммой земельного налога

Если человек, обладающий правом на вычет, уже пользовался налоговыми льготами, в том числе по другим имущественным налогам:

  • пенсионер использовал льготу по транспортному налогу
  • ветеран боевых действий был освобождён от налога на имущество
  • т.д.

вычет будет делается на основании налоговых сведений, уже зафиксированных в ФНС. Необходимости в дополнительных обращениях у гражданина нет.

Пенсионеры вообще освобождены от уплаты налога на недвижимость. Им льгота предоставляется:

  • по одному объекту налогообложения каждого вида
  • по их личному выбору

Налоговые вычеты для «предпенсионеров»

С 1 января 2019 года обладателями налоговых льгот становятся лица предпенсионного возраста. Они имеют льготы:

  • по земельному налогу
  • по налогу на имущество физических лиц

на один из принадлежащих им объектов. Он не должен использоваться в коммерческих целях.

Льготу можно применить в отношении:

  1. квартиры
  2. комнаты
  3. гаража
  4. хозяйственной постройки площадью не более 50 м2

При расчёте земельного налога будет учитываться площадь участка, превышающая 6 соток.

Если же площадь участка меньше или равна 600 м2, от уплаты налогового сбора владелец будет освобождён полностью.

Для случая, когда в собственности находятся несколько участков, у владельца есть право самостоятельно выбрать из их числа тот, по которому он пожелает применить льготу. Уведомление о своём выборе необходимо направить в налоговую инспекцию. Иначе, по умолчанию, вычет будет исчисляться в отношении самого крупного участка.

Чтобы воспользоваться установленными льготами, предпенсионерам нужно подать заявление в ФНС.

Положения по налоговым льготам закреплены в ФЗ № 378-ФЗ от 30 октября 2018 года.

Налоговые вычеты, полагающиеся всем собственникам недвижимости

Перечень объектов налогообложения:

  1. квартира
  2. часть квартиры
  3. комната
  4. жилой дом
  5. часть жилого дома
  6. помещение или сооружение, используемые исключительно в качестве:
    • творческих мастерских
    • ателье
    • студий
    • жилых домов, квартир, комнат для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек
  7. хозяйственное строение или сооружение:
    • площадь превышает 50 м2
    • расположены на ЗУ для ведения:
      • личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
      • дачного хозяйства
      • огородничества
      • садоводства
      • индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  8. гараж
  9. машино-место

При исчислении налоговой базы применяется необлагаемый налогом вычет из КС всей площади объекта,

  • для комнаты, части квартиры:
    • вычет кадастровой стоимости площади 10 м2 из КС общей площади
  • для квартиры, части жилого дома:
    • вычет кадастровой стоимости площади 20 м2 из КС общей площади
  • для жилого дома:
    • вычет кадастровой стоимости площади 50 м2 из КС общей площади
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом
    • вычет в размере 1 млн.руб. из кадастровой стоимости всего единого недвижимого комплекса

Вычеты применяются в беззаявительном порядке. Автоматически.

В уведомлении для уплаты налога на имущество физлиц в графе «налоговая база» указывается кадастровая стоимость объекта, уменьшенная на величину налогового вычета.

Если при его применении налоговая база принимает отрицательное значение, налог за такой объект не выставляется.

Электронный налоговый калькулятор ФНС России

ФНС России предоставила удобный электронный сервис налоговый калькулятор.

Он позволял в режиме on-line по ИНН:

  • рассчитать:
    • налог на имущество физических лиц
    • земельный налог
  • выполнить проверку и оплату налога

Уточнить кадастровую стоимость можно на сервисе Росреестра.

Полный перечень:

  • налоговых ставок
  • льгот
  • вычетов

во всех муниципальных образованиях – на странице сайта ФНС России Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.

О том, как самостоятельно рассчитать налоги с помощью налогового калькулятора ФНС России, наглядно демонстрируется в этом видео-материале:

Полезная информация

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать
  • Риски от установления красных линий на земельном участке –
  • О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать
  • С нормами строительства на дачных участках можно ознакомиться
  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года –
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) –

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *