П 9 ст 7 закона 290 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 14 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года (В редакции федеральных законов от 27.11.2017 г. N 337-ФЗ; от 03.07.2018 г. N 192-ФЗ) Статья 1 Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013, № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 19, ст. 2316; 2015, № 10, ст. 1421) следующие изменения: 1) в наименовании слова «платежных карт» заменить словами «электронных средств платежа»; 2) статью 1 изложить в следующей редакции: «Статья 1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники 1. Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. 2. Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.»; 3) дополнить статьей 1-1 следующего содержания: «Статья 1-1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: автоматизированная система для бланков строгой отчетности — контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях; автоматическое устройство для расчетов — устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя; база фискальных данных — совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей к оператору фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, подлежащих хранению и защите от доступа третьих лиц; бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; заводской номер — уникальный номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, средства формирования фискального признака, средства проверки фискального признака, автоматического устройства для расчетов, присвоенный изготовителем; изготовитель — организация, осуществляющая производство контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей, средств формирования фискального признака, средств проверки фискального признака; кабинет контрольно-кассовой техники — информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники (далее — уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), ведение которого осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; ключ фискального признака — ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака и созданный с использованием мастер-ключа; контрольно-кассовая техника — электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; мастер-ключ — ключевой документ, предназначенный для создания серии ключей фискального признака, а также проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключей фискального признака этой серии; модель контрольно-кассовой техники (фискального накопителя) — вид (тип) контрольно-кассовой техники (фискального накопителя), соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и имеющий уникальное наименование, присвоенное изготовителем; обработка фискальных данных — любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним; оператор фискальных данных — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных; перерегистрация контрольно-кассовой техники — внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера; пользователь — организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов; расчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей; регистрация контрольно-кассовой техники — внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью; реестр контрольно-кассовой техники — совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели контрольно-кассовой техники; реестр фискальных накопителей — совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре модели фискального накопителя, который пользователи вправе использовать при применении контрольно-кассовой техники; снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета — внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета; средство проверки фискального признака — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность выявления корректировки или фальсификации фискальных данных, защищенных фискальным признаком, в результате их проверки с использованием мастер-ключа; средство формирования фискального признака — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака; технические средства оператора фискальных данных — аппаратные, программные и программно-аппаратные средства, используемые оператором фискальных данных при обработке фискальных данных, в том числе средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака; фискальные данные — сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных; фискальный документ — фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком; фискальный накопитель — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных (далее — подтверждение оператора), а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных; фискальный признак — достоверная информация, сформированная с использованием фискального накопителя и ключа фискального признака или с использованием средств формирования фискального признака и мастер-ключа в результате криптографического преобразования фискальных данных, наличие которой дает возможность выявления корректировки или фальсификации этих фискальных данных при их проверке с использованием фискального накопителя и (или) средства проверки фискального признака; фискальный признак документа — фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом; фискальный признак оператора — фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом; фискальный признак подтверждения — фискальный признак, формируемый с использованием средств формирования фискального признака оператора фискальных данных для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием фискального накопителя; фискальный признак сообщения — фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака оператора фискальных данных; эксперт — физическое лицо, являющееся работником экспертной организации и получившее дополнительное профессиональное образование в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; экспертная организация — организация, самостоятельно выполняющая функции по организации и проведению экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и включенная в реестр экспертных организаций, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.»; 4) дополнить статьей 1-2 следующего содержания: «Статья 1-2. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники 1. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. 2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). В случае, указанном в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме. 3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом). 4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. 5. Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается. 6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона. Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных. При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4-7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в

Правильно налаженная расчетная система с покупателями – едва ли не основополагающий аспект ведения бизнеса. С точки зрения ФЗ №54, любой вид предпринимательской деятельности, будь то частное лицо или юридическое, обязан приобретать и устанавливать ККТ (контрольно-кассовую технику), если в процессе работы принимает наличный или безналичный метод оплаты. Но из любого правила могут быть исключения, поэтому коммерсанту будет интересно узнать, что включает в себя перечень услуг населению без кассового аппарата. Кто может воспользоваться такой опцией и какая зависимость есть от выбора типа налогообложения?

Кассовый аппарат – обязательное условие для предоставление услуг населению

Кто освобождается от применения ККТ

Как уже отмечалось выше, законодательные нормы накладывают на предпринимателя, несмотря на его организационно-правовой статус (ИП, ООО), обязательство по исполнению кассового режима. Работник Федеральной налоговой службы, кроме плановых, может в любой момент устроить внеплановую проверку продавцу, чтобы выяснить, выдается ли в данном учреждении чек или нет. Подобное напряженное положение никак не радует дельцов, поэтому они всеми легальными способами пытаются уйти от покупки кассового аппарата.

Немалая стоимость самого оборудование (от 30 тыс. рублей за новую машинку, от 15 – за подержанную), а также расходы на его установку (8 тыс. рублей) и последующее обслуживание (7 тыс. рублей ежегодно) тоже не прибавляют желания обзавестись кассой. Приятной новостью станет известие о том, что для ряда дельцов работа без кассового аппарата – существующая реальность, а не заоблачная мечта.

Предоставление услуг населению

Пункт 2 ст. 2 ФЗ №54 в перечень оказания услуг населению без предоставления кассы включает (до 1.07.2018 года):

  1. Торговлю периодическими изданиями (газетами, журналами), если они составляют половину реализуемой продукции.
  2. Торговлю ценными бумагами, облигациями и акциями.
  3. Торговлю билетами на лотерейные шоу.
  4. Торговлю карточек на проезд в общественном транспорте.
  5. Снабжение готовой пищей учеников и сотрудников учебных заведений.
  6. Торговлю на выезде (выставки, ярмарки); исключением является реализация в фургончиках, павильонах и киосках. (Не касается алкоголя.)
  7. Торговлю предметами и продукции питания в поездах посредством переносных тележек, сумок и лотков. (Не касается алкоголя.)
  8. Торговлю мороженым и разливных напитков, не содержащих алкоголя.
  9. Торговлю разливных напитков, не содержащих алкоголя (квас, пиво, молоко), а также сезонными фруктами, овощами, бахчевыми, грибами и ягодами, рыбой и маслом.
  10. Приемку сырья для переработки с целью вторичного использования (стекло, пластик); исключение – металл, продукты нефтедобычи, драгоценные камни.
  11. Торговлю почтовыми марками.
  12. Торговлю предметами религиозного назначения.
  13. Торговлю изделиями ручного труда.
  14. Услуги по починке обуви и одежды.
  15. Услуги по изготовлению ключей.
  16. Предоставление помощи в уходе за детьми, пожилыми, больными и инвалидами.
  17. Предоставление помощи в пахоте поля и заготовке дров.
  18. Предоставление помощи в ношении багажа на вокзалах и в аэропортах.
  19. Передачу в аренду собственного имущества.

Сведения, которые обязательно должен содержать кассовый чек

Однако, отсутствие контрольно-кассовой машины не означает, что клиент не имеет права знать, сколько и за что он заплатил, если он того пожелает. Продажа без кассового чека может осуществляться, если его заменит какой-либо другой документ, выполняющий те же самые функции для потребителя. Им может стать наличие:

  • квитанции,
  • чека товарного,
  • БСО.

Данный акт обязательно имеет информацию о названии компании и ее ИНН, количестве продукции и итоговой стоимости, текущей дате, ФИО продавца и его подписи.

Обновленный закон №54 освобождает от ведения кассового учета еще несколько специфичных категорий субъектов хозяйственной деятельности.

Кредиторы и платежные системы

Согласно пункту 1 ст. 2 ФЗ №54, банки и кредитные учреждения могут не устанавливать ККМ, потому как зачастую вся их деятельность связана с использованием банкоматов, терминалов самообслуживания и переносных приемников для пластиковых карт. Любые операции по ним сохраняются и автоматически поступают в налоговый орган, где их можно посмотреть в любой момент.

Но кое-какие обязательства владельцы выполнить обязаны, а именно передать список всех устройств подобного рода в Банк РФ. В противном случае нарушителю будет грозить штраф.

Сельские аптечные пункты и медицинские учреждения

Пункт 5 ст. 2 ФЗ № 54 позволяет обходиться без ККМ:

  • аптекам при ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах), при соблюдении требования, что других полноценных аптек не существует,
  • медицинским учреждения (амбулатория), при удовлетворении требований, что иных полноценных фирм не имеется и они являются лишь филиалами крупных аптечных сетей.

Исключение составляют лишь аптеки, использующие переносные приемники для пластиковых карт и торгующие подакцизной продукцией.

Льгота для фармацевтических заведений была сделана из логических соображений. Во-первых, выручка любой деятельности в сельской местности вряд ли покроет расходы на покупку и обслуживание нового кассового аппарата. Во-вторых, касса бесполезна, если на территории не налажено интернет-соединение. И наконец, не представляется возможным оставить населенный пункт без такого социально-значимого объекта как аптека.

Религиозные организации

В пункте 6 ст. 2 ФЗ №54 оговаривается, что религиозные организации, которые занимаются распространением литературы и оказывают услуги культового и церемониального характера, имеют все основания не применять в результате своей активности кассовый агрегат.

Обязательным условиям является осуществление практики в сооружениях и территориях, имеющих религиозное назначение (церковь, мечеть, зал).

Как и в случае с сельскими аптеками, религиозные заведения тоже обязаны приобретать ККА, если продают подакцизный товар (алкогольные напитки, табачную продукцию).

Сведения, которые должна содержать квитанция

Адвокаты и нотариусы

Хотя ФЗ №54 не содержит прямых распоряжений в отношении того, могут ли нотариусы и юристы выполнять действия без кассовых аппаратов, присутствует ряд других регламентов, которые могут пролить свет на этот момент.

Если исследовать письма МНС (Министерство по налогам и сборам), закон «О нотариате» и ст. 2 ФЗ №54, можно прийти к нескольким выводам, почему ККТ нотариусу не нужен:

  1. За нотариальные услуги взимается госпошлина, которая выплачивается не самому нотариусу, а через банк с использованием квитанции (ПД-4сб).
  2. Нотариальная деятельность не есть предпринимательская, потому что нотариус не является субъектом хозяйственных действий.
  3. Частный нотариус работает за вознаграждение, которое обычно приравнивается к оплате за государственную пошлину.

Оплату за выполняемые услуги частный нотариус должен вносить в собственный реестр с указанием конкретного действия и суммы.

А почему адвокату не обязательно обзаводиться кассой? Часть 2 ст. 1 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности» также заключает, что целью адвокатуры является защита основных прав и свобод любого человека или компании, поэтому ее деятельность нельзя расценивать как торговлю, или предпринимательство.

Приход денежных средств по договору об исполнении клиентского поручения адвокатским учреждениям нужно оформлять по кассовому ордеру (форма 0310001) с выдачей клиенту квитанции о назначении финансов.

ИП на ПСН и ЕНВД

Нужна ли касса для ИП на ПСН и организаций, выплачивающих ЕНВД? Нужно разобраться в нескольких моментах.

Исходя из последних нововведений в ФЗ №337, с июля этого года необходимость касс для частных фирм при ПСН и ЕНВД уже наступала, если предприниматель:

  • продает товары в розницу,
  • занимается предоставление готовой продукции через заведения общепита,
  • оказывает любую другую помощь.

Последний вариант нормы дают возможность бизнесмену затянуть с приобретением касс до июля следующего года, но сделать это он обязан.

Работа в труднодоступной территории

В пункте 3 ст. 2 ФЗ №54 прописано, что торговля без кассового аппарата и для ЮЛ, и для ИП может осуществляться в ситуациях, когда предприниматель реализует продукцию в труднодоступной территории или отдаленном районе.

Речь идет не просто о маленьком населенном пункте (до 10 тысяч жителей). Список таких территорий утверждается распоряжениями крупных субъектов, к которым относят данную местность.

Зависимость системы налогообложения и необходимости приобретения кассового аппарата

Закон защищает и самих покупателей. Даже несмотря на отсутствие ККТ, клиент имеет право получить документ, приравниваемый к кассовому чеку, неважно, платил он налом или воспользовался безналом. В нем есть указания о:

  • названии документа и его номере,
  • наименовании компании и ИНН,
  • текущих месте, времени и дате,
  • тип налогообложения,
  • ФИО и подпись продавца.

Акт заполняется вручную или машинным способом, без помарок и исправлений, отмеченные печатью организации (если есть). С каждого документа необходимо делать копию и хранить ее на протяжение пяти лет.

Исключение составляют фирмы, продающие подакцизный товар, или использующие автоматическое расчетное оборудование.

Предоставление юридических услуг

В распоряжении МНС отмечалось, что компании, которые предоставляют услуги юридического толка за вознаграждение, относят к перечню тех, кто может не работать, пользуясь кассовым обслуживанием.

Такое положение вещей действовало вплоть до июля текущего года. После все ЮЛ и ИП обязаны покупать ККТ.

А вот для фирм, обслуживающих юрлица, условия не изменились: кассу иметь необходимо.

Система налогообложения и кассовый аппарат

Могут ли ООО работать без кассового аппарата? В ходе этого обсуждения уже много раз отмечалось, что такое вполне допустимо. На сегодня вопрос «Нужна касса или нет?» будет зависеть не от самого организационного статуса (ЮЛ, ИП), а от выбранной при регистрации фирмы системы налогообложения.

Значительная часть изменений в отношении кассового режима работает уже с 1 июля 2018 года, и многие предприятия установили ККТ.

Компании на ОСНО и УСН после июля этого года не могут себе позволить игнорировать требования по установке кассовой техники.

Послабления в виде отсутствия необходимости приобретать кассы остаются пока (до 1 июля 2019 года) у следующих категорий:

Правовая форма

Система налогообложения Условия
ИП

ЕНВД

ПСН

– бытовой характер услуг,

– ветеринарное обслуживание,

– ремонт, мойка и техобслуживание транспорта,

– распространение рекламы,

– предоставление платных машиномест,

– грузовая и пассажирская перевозка,

– передача в аренду собственного имущества.

ЮЛ
ИП

ЕНВД

ПСН

не имеет сотрудников и осуществляет деятельность по:

– торговле в магазинах, площадь которых меньше 150 кв. м.,

– торговле через стационарные объекты (киоски, лавки),

– торговле через нестационарные объекты (сумки, тележки, лотки),

– торговле готовыми блюдами в общепите, площадь зала обслуживания которого меньше 50 кв. м.,

– торговле готовыми блюдами в общепите без зала обслуживания.

ИП

ЕНВД

ПСН

вне зависимости от наличия или отсутствия сотрудников:

– ремонтирует и шьет одежду и обувь из любых материалов,

– оказывает услуги парикмахера и косметолога,

– оказывает услуги прачечной,

– ремонтирует мебель,

– изготавливает ключи,

– оказывает фотоуслуги,

– занимается репетиторством,

– занимается остеклением окон и балконов,

– ремонтирует жилье и т.п.

По-прежнему, по желанию потребителя ИП или ООО обязаны выдавать БСО, товарный чек или квитанцию.

Отсуствие кассового аппарата может грозить бизнесмену крупным штрафом или временным отстранением от деятельности

Ответственность за отсутствие кассы

В последние годы суммы штрафов за несоблюдение законодательства о кассовых агрегатах увеличились во много раз. Связаны такие меры с участившимися ситуациями сокрытия доходов от государства. Некоторые хитрые бизнесмены продают товар или услугу мимо кассы, а значит, лишают возможности налоговые службы увидеть реальную картину дохода фирмы.

«Попасться» можно во время очередной налоговой проверки или же в случае жалобы потребителя. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую ответственность за несоблюдение правил по ККТ:

Нарушение Нарушитель Штрафы или меры
Отсутствие ККМ Должностное лицо штраф 0,5 от расчетной суммы (не меньше 10 тыс. руб.).
ИП/ЮЛ штраф 1 от расчетной суммы (не меньше 30 тыс. руб.).
Неисполнение предыдущего пункта (если расчетная сумма больше 1 млн руб.) Должностное лицо отстранение от деятельности до 2 лет.
ИП/ЮЛ отстранение от деятельности до 3 месяцев.

Несоблюдение требований к ККМ (неправильное использование, несвоевременное предоставление отчетности, отсутствие перерегистрации)

Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление данных в ФНС Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 3 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

Непредоставление покупателю данных о его приобретение Должностное лицо

– предупреждение,

– штраф до 2 тыс. руб.

ИП/ЮЛ

– предупреждение,

– штраф до 10 тыс. руб.

В заключение

Из всего обсуждаемого материла можно сделать несколько выводов:

  1. Организации на ОСНО и УСН с 1.07.2018 года обязаны установить ККТ.
  2. Компании на ПСН и ЕНВД могут перейти на кассовое обслуживание населения с 1.07.2019 года, если соответствуют следующим условиям: не имеют сотрудников и оказывают помощь населению, торгуют и предоставляют готовые блюда предприятиям общественного питания.
  3. Приобретение кассового аппарата и его обслуживание обойдется дешевле, чем выплата штрафов.

Разобраться самостоятельно в том, нужна ли вашему бизнесу касса, непросто. Однако, данный вопрос стоит того, чтобы посвятить ему время единожды и спокойно вести деятельности без претензий со стороны фискальных служб в дальнейшем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее: Вконтакте

Онлайн-касса — это контрольно-кассовая техника нового поколения, обязательная к применению для большей части налогоплательщиков. Многие организации и ИП оказывают услуги населению в интернете и получают за это деньги через агрегатор платежей, например Робокассу, Яндекс.Кассу или подобные им системы. Нужно ли им устанавливать контрольно-кассовую технику с функцией передачи данных в ФНС и в какой срок? А также какая онлайн-касса лучше для услуг, которые оказываются гражданам и оплачиваются ими в обычном порядке? Постараемся разобраться.

Применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных в органы ФНС по интернету стало обязательным после введения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Однако чиновники предусмотрели не единовременный переход, а поэтапное введение ККТ нового поколения. В этом материале мы выясним, нужно ли применять онлайн-кассы для услуг населению, и особенно обратим внимание на особенности оказания таких услуг в интернете и их дистанционную оплату.

Нужна ли онлайн-касса для услуг населению

Услуги могут быть разными. Некоторые из них потребитель получает очно, это, к примеру, различный ремонт, перевозки, просмотр кинофильмов и т. д. А некоторые оказываются дистанционно через интернет. Это может быть различное консультирование, помощь в оформлении документов или составлении отчетов. Также к дистанционным услугам можно отнести посредничество при покупке билетов или бронировании жилья. Такие услуги граждане оплачивают также дистанционно, поэтому прямых расчетов между ними и продавцом не происходит. В каких же случаях необходимо применять онлайн-кассы?

Закон говорит, что во всех вышеперечисленных случаях нужно применять контрольную технику с функцией онлайн-передачи данных. В большинстве случаев такая обязанность для продавцов наступила 01.07.2018, поскольку до этого времени они могли не применять кассовый аппарат, а просто выписывать клиентам бланки строгой отчетности (БСО). Такая обязанность сохранилась и после 01.07.2018, правда формировать БСО нужно будет с помощью устройства нового образца — «автоматизированной системы для БСО». Фактически это разновидность ККТ и все требования к устройству аналогичны требованиям к другим видам кассовой техники. При этом бланк строгой отчетности фактически трансформируется в один из видов кассового чека.

Кто сможет работать без онлайн-ККТ

Онлайн-кассы не понадобятся при сдаче в аренду собственного жилья, а также при осуществлении деятельности, виды которой перечислены в статье 3 Закона № 54-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация газет и журналов в киосках;
  • торговля мороженым и разливными безалкогольными напитками на вынос;
  • реализация продуктов из автоцистерн: молока, кваса, свежей рыбы и т. п.;
  • реализация на вынос сезонных овощей, фруктов, арбузов и дынь;
  • разносная торговля сувенирами и подобной продукцией;
  • торговля на ярмарках, выставках-продажах, розничных рынках;
  • реализация медикаментов в аптеках, работающих при фельдшерских пунктах в селах и деревнях, а также отделениях больниц и медицинских организациях в населенных пунктах, где нет аптек.

Кроме того, могут не использовать онлайн-кассы для услуг населению организации и ИП, работающие в отдаленных селах и деревнях или труднодоступных местностях. Такая местность обязательно должна упоминаться в документе, утвержденном региональными властями. Однако в этом случае продавцы в труднодоступных местностях все равно обязаны выдавать своим покупателям документ, подтверждающий покупку, — бланк строгой отчетности.

От применения ККТ избавлены хозяйствующие субъекты при расчетах между организациями и(или) ИП с использованием электронного средства платежа без его предъявления, то есть когда деньги в безналичной форме переводятся с одного расчетного счета на другой. Во всех остальных случаях, включая прием оплаты через агрегаторов платежей, например Робокассу, Яндекс.Кассу или подобные им системы, а также при работе с платежной (банковской) картой через POS-терминал применение ККТ становится обязательным. Также необходимо обязательно выдавать покупателям чеки, если они производят наличный расчет через кассу банка или оператора типа салонов «Евросеть».

Особенности применения ККТ при оказании услуг через интернет

Если с кассовыми аппаратами при оказании услуг офлайн более-менее все ясно, то расчеты в интернете имеют множество нюансов. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее:

  1. Оплата через агента. При заключении договора с платежным агрегатором было указано, что он выступает агентом, поверенным либо комиссионером. Это означает, что фактически все денежные средства покупателей проходят через расчетный счет агрегатора в банке. В этом случае обязанность по применению онлайн-ККТ и выдаче покупателю кассового чека также ложится на агрегатора. В таком чеке, кроме всех остальных обязательных реквизитов, должны быть указаны данные фактического продавца и признаки агента. Аналогичное правило действует при оплате наличными через уполномоченные на прием денег организации, например салоны «Евросеть». Если после приема денежных средств покупателя они перечисляются продавцу через расчетный счет компании, то и чек необходимо выдавать от той организации, которая приняла деньги. ВАЖНО! Это условие должно быть прописано в договоре между продавцом услуг и платежным агентом, именно от этого статуса зависит, как будут трактовать обязанность применения онлайн-кассы налоговые органы.
  2. Оплата через расчетный центр. Если же платежный агрегатор по договору выступает в роли расчетного центра, через который проходит платеж, то применять кассовую технику должен сам продавец услуг. В этом случае агрегатор просто подставляет необходимые реквизиты продавца, платежные реквизиты карты покупателя и выступает в роли оператора услуг платежной инфраструктуры, статус которого определен Федеральным законом № 161-ФЗ. Хотя в этом случае продавец получает деньги от покупателя не напрямую, а опосредованно — их переводит агрегатор по распоряжению покупателя, именно он должен сформировать и направить в адрес покупателя кассовый чек.
  3. Оплата через банк. Минфин России в Письме от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 рассказал об особенностях применения онлайн-кассы при оказании услуг гражданам при осуществлении расчетов через кассу банка. Фактически в этом случае идет речь о безналичных расчетах с физлицами, которые приходят в банк и переводят деньги на расчетный счет продавца. Чиновники утверждают, что в такой ситуации Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) применения ККТ для продавцов при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. Это значит, что применять онлайн-кассу необходимо, даже несмотря на то, что отправитель средств получит от банка квитанцию об их переводе на соответствующий расчетный счет. Примечательно, что на практике это означает, что все поставщики коммунальных услуг должны будут рассылать кассовые чеки потребителям после вступления соответствующих норм в силу.

Изменения с 1 июля 2020 года, о которых надо знать

Ранее у ИП и некоторых организаций, оказывавших услуги населению, была возможность не пользоваться онлайн-кассой. Но с начала июля эта льгота перестала действовать. Теперь «умная» касса должна быть у:

  • организаций и ИП при продаже билетов (проездных документов) в транспорте, в том числе общественном;
  • ИП и организаций на ЕНВД, УСН или ОСНО, предлагающих следующие виды услуг:
    • бытовые и ветеринарные;
    • ремонт, техобслуживание, мойка транспортных средств и места для их стоянок;
    • перевозка пассажиров и грузов;
    • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
    • размещение рекламы на транспортных средствах;
    • временное размещение и проживание;
    • передача во временное владение или в пользование торговых мест и земельных участков для торговли;
  • ИП на ПСН, которые оказывают услуги:
    • парикмахерские, косметические, ветеринарные;
    • ремонт и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры, бытовых машин, оборудования и приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
    • перевозка пассажиров и грузов автомобильным, водным транспортом;
    • проведение занятий по физкультуре и спорту;
    • прокат;
    • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования;
  • ИП и организаций независимо от режима налогообложения и количества работников, которые работают в сфере общепита и торговли.

Одновременно появились новые льготы. Без онлайн-ККТ до июля 2021 года сможет обходиться ИП без сотрудников, который продает товары собственного производства, выполняет работы или оказывает услуги. Также онлайн-касса не понадобится организациям, оказывающим услуги в сфере образования, культуры, спорта, если они получают оплату по безналу. Впрочем, иногда она будет нужна, если клиент решит заплатить за занятия банковской картой.

Какая онлайн-касса лучше для услуг населению

Потребитель услуг должен получить от поставщика кассовый чек в момент осуществления расчета. Законодательство юридически уравняло две формы этого документа: бумажную и электронную. Поэтому если покупатель совершил расчет непосредственно в помещении продавца, ему должны выдать бумажный чек, а если расчет произошел дистанционно — направлена электронная версия этого документа. Для этого поставщик обязательно должен знать адрес электронной почты или номер телефона потребителя. Кроме того, наименование услуги в чеке онлайн-касс должно соответствовать установленной номенклатуре, а также чек должен содержать все обязательные реквизиты. Образец чека кассы онлайн на услуги будет выглядеть примерно так:

Решая вопрос, какая онлайн-касса лучше для услуг, продавец должен исходить из наличия конкретной выбранной модели кассового аппарата в реестре ФНС, а также из того, нужно ли ему выдавать чеки на бумаге. Если все расчеты будут происходить только дистанционно, то можно выбрать модель онлайн-кассы, которая не имеет печатающего устройства, а значит, стоит дешевле. Порядок ее подключения и регистрации никак не отличается от остальных моделей, в том числе в части передачи данных через фискальный накопитель и оператора в налоговые органы.

Ответственность за оказание услуг без кассы

Размер штрафа по статье 14.5 КоАП РФ зависит от тяжести совершенного нарушения. Самое простое — невыдача чека (от предупреждения до 10 000 рублей), при этом сумма штрафа теперь привязана к сумме расчета и составляет от одной четвертой до половины суммы в чеке. Самым тяжелым нарушением в этом случае является работа без онлайн-ККТ вообще. За это работу могут приостановить на срок до 90 суток.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *