Пенсионный возраст россиян

Повышение пенсионного возраста в РФ «за и против»



В статье представлен анализ факторов, влияющих на повышение пенсионного возраста в РФ: «Возраст выхода на пенсию», «Продолжительность жизни человека», «Среднее время продолжительности жизни (дожития) после выхода на пенсию», проведено их статистическое сравнение с данными по ряду зарубежных стран.

Ключевые слова: пенсионный возраст, продолжительность жизни, среднее время продолжительности жизни (дожития) после выхода на пенсию, размер пенсии.

На данный момент среди российского населения особую актуальность и значимость приобретает вопрос о повышении пенсионного возраста. На эту тему издаются научные статьи, публикуются газеты и журналы, средствами массовой информации проводятся исследования, ведется всесторонняя полемика в блогах сети «интернет».

Анализ различных информационных и статистических интернет-источников позволил провести сравнение размера пенсий в России и за рубежом, а его результаты представить на рисунке 1.

Рис. 1. Размер средней пенсии в России и за рубежом (долларов/месяц)

Анализируя размер пенсий, необходимо учитывать, что одна и та же сумма в разных странах обеспечивает разный уровень жизни. Хотя, если говорить про Европу, то в последние годы мы всё ближе и ближе подтягиваемся к уровню их цен и потребления. Поэтому «размер все-таки имеет значение» и о многом говорит.

Размер пенсий в России не впечатляет. Однако если добавить к этим данным сроки выхода на пенсию (а точнее сроки ее назначения), то тут мы как будто выглядим наиболее гуманными, правда, если закрыть глаза на то, какова при этом средняя продолжительность жизни у нас и у зарубежных стран (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица возрастных показателей выхода на пенсию в России и за рубежом

Страна

Средний размер пенсии ($/месяц)

Возраст выхода на пенсию (лет)

Средняя продолжительность

жизни

Мужчины

Женщины

Дания

78,3

Норвегия

78,9

Германия

79,3

Испания

80,1

США

78,1

Швейцария

80,9

Швеция

80,9

Япония

82,1

Великобритания

Франция

Канада

81,2

Италия

80,2

Венгрия

73,4

Польша

75,6

Литва

62,5

58,5

74,9

Россия

Казахстан

67,9

Азербайджан

66,7

Беларусь

70,6

Украина

68,6

Молдова

70,8

Узбекистан

Статистика, если она достоверна – вещь интересная и эффективная. С ее помощью всегда можно найти и установить много любопытного – того, что часто трудно увидеть невооруженным глазом.

Попробуем выяснить – зависит ли размер пенсии от возраста на пенсию? Может быть наши небольшие пенсии обусловлены тем, что мы раньше других уходим на пенсию? За рубежом работают и уходят на покой значительно позже – 65-70 лет. Так, может быть, поэтому они накапливают на пенсионных счетах более значительные суммы? Проверить это можно с помощью графика (рис. 2), построенного на основе данных таблицы 1.

Рис.2. Влияние возраста выхода на пенсию на ее размер

Несмотря на то, что, казалось бы, глобальный тренд (линия на графике) показывает, что чем больше возрастной барьер – тем выше размер средней пенсии – согласиться с этим трудно. В диапазоне возрастов выхода на пенсию от 60 до 65 лет разницы в размерах пенсии фактически нет. Такая же картина наблюдается и для диапазона 65-70 лет. А отличие в размере объясняется, скорее, различием пенсионных систем разных стран. Поэтому утверждать, что справедлива тенденция – чем позже люди за рубежом выходят на пенсию, тем выше у них размер пенсии, нельзя.

Ну, например, следует ли из этих данных, что продолжительность жизни зависит от размера пенсии? Ведь, казалось бы – чем более обеспечена старость, тем дольше должен прожить пенсионер – более высокий психологический комфорт, более широкие возможности для лечения, досуга и отдыха. Для проверки построим график, показывающий – как размер пенсии влияет на продолжительность жизни в разных странах (рис. 3).

Рис. 3. Влияние размера пенсии на продолжительность жизни

Действительно – наблюдается определенная взаимосвязь между продолжительностью жизни и материальным обеспечением стариков. Однако эта тенденция действует до определенного предела – 80 лет. Такая продолжительность жизни достигается в странах, где средний размер пенсии составляет от 700 $/месяц и выше. Далее, как показывает график, рост размер пенсии уже никак не коррелирован с продолжительностью жизни. Если в целом оценить вклад только этого фактора, то он окажется равным примерно 25 %. Понятно, что только суммой денег, имеющейся у человека, продолжительность жизни нельзя увеличивать до бесконечности. Но, тем не менее…, цифра средней продолжительности в 80 лет и «всего» за 700 $/месяц – это очень неплохо. Понятно, что размер пенсии важен не только для того, чтобы долго жить. Важно еще и то, как жить.

Интересно проследить взаимосвязь между двумя другими показателями – средней продолжительностью жизни в различных странах и возрастом выхода там на пенсию. Что тут первично – пенсионный возраст или продолжительность жизни?

Какое из утверждений верно:

 Чем дольше работаешь, тем дольше живешь (возраст выхода на пенсию определяет продолжительность жизни)?

 Чем выше продолжительность жизни в стране, тем позднее ее гражданам следует выходить на пенсию (продолжительность жизни определяет возраст выхода на пенсию)?

Для ответа построим два графика, используя статистику (рис.4).

Рис. 4. Взаимовлияние возраста выхода на пенсию и продолжительности жизни человека

Сравнительный анализ представленных данных показал тесную взаимосвязь двух факторов «Возраст выхода на пенсию» и «Продолжительность жизни человека», которая составляет около 73 %. Это означает, что изменение одного из них на 73 % обуславливает изменение другого. Но вот только, что все-таки первично? Надо позже выходить на пенсию, тогда и проживешь дольше или же, если уровень жизни таков, что продолжительность жизни высока, то тогда можно повышать и пенсионный возраст.

Ответ, как нам кажется, дает анализ фактического времени дожития в различных странах.

Диаграммы, построенные на основе полученных результатов, рисуют неутешительную картину для пенсионеров России – в среднем мужское население нашей страны живет после пенсии всего 6 лет – мы в числе «призеров», замыкающих список.

Не лучше ситуация со сроками дожития после пенсии и у наших женщин (рис. 5).

Рис. 5. Среднее время продолжительности жизни (дожития) после выхода на пенсию у мужчин и женщин (лет) в России и за рубежом

В заключение попробуем ответить на ранее заданные вопросы, что первично, а что, вторично: если долго работаешь – то дольше живешь или если долго живешь, то тогда можно и поработать более продолжительный срок?

Рассмотрим такой сценарий. Если взять и просто повысить возраст выхода на пенсию, как сегодня предполагают наши экономисты, до 65 лет, то срок дожития при нынешних реалиях у Российских мужчин составит 1 год. И заметим, что средняя продолжительность жизни из-за этого волшебным образом вряд ли увеличится.

А если его поднять до 66 лет (сроки выхода на пенсию приравнять к средней продолжительности жизни), то срок дожития станет равным нулю и у пенсионного фонда вообще не будет никаких проблем. Даже наоборот! Это будет успешный бизнес-проект. Все пенсионные деньги, накопленные человеком к моменту выхода на пенсию и одновременно завершения его жизненного пути, останутся в фонде. Как же «здорово» получается… Куча денег из ничего…! Их можно будет пустить, наконец-то, на развитие страны – например, отменить переход на летнее время, создать силиконовую долину в Подмосковье, интенсивно развивать нанотехнологии и нанотехнологов, повысить, наконец «нищенскую» зарплату сотрудникам госаппарата и самого фонда. Поэтому чем чаще и громче говорить о дефиците пенсионного фонда, чем настоятельнее обосновывать необходимость повышения пенсионного возраста – тем успешнее будет этот бизнес-проект.

Главное – кивать на опыт других стран. А что же другие страны? В цивилизованном, как принято говорить, мире все обстоит на самом деле наоборот. Вначале или параллельно с развитием пенсионной системы государство делает все возможное для повышения продолжительности жизни своих граждан – развивает медицину, совершенствует условия труда, улучшает экологию, заботится о социальной защищённости. И только потом либо одновременно с этим повышает пенсионный возраст.

Литература:

  1. Басов Н. Ф. Социальная работа с разными гражданами населения: учеб. пособие / Н. Ф.Басов. – 2012.
  2. Всё о будущей пенсии для учебы и жизни: учебно-методическое пособие /Пенсионный фонд России. – 4-е изд. – Новосибирск: ПФР, 2014. – Транскрипт.
  3. Сайт «Актуальные комментарии» – режим доступа – www.actualcomment.ru.
  4. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Г. В. Сулейманова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 448 с.

Закон о повышении пенсионного возраста

Закон № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста в России был подписан 3 октября 2018 года Владимиром Путиным (полный текст закона представлен ниже). Основным из установленных законом изменений является увеличение возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет — то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Переход к новым значениям будет происходить постепенно — начиналось это уже с 1 января 2019 года.

Увеличение возраста выхода на пенсию будет происходить ежегодно на 1 год за исключением тех россиян, которые достигнут старого пенсионного возраста (60 / 55 лет) в ближайшие 2 года — в 2019 и 2020 году. Для них в целях смягчения последствий реформы новый пенсионный возраст будет снижен на 6 месяцев (например, в 2019 году срок выхода на пенсию для женщин и мужчин увеличится всего на 6 месяцев вместо 1 года).

С текстом закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста, который уже был подписан Президентом и официально опубликован, можно ознакомиться ниже. Основные положения новой реформы вступили в силу с 1 января 2019 года.

Открыть документ полностью можно по клику на изображение ниже.

Стоит отметить, что рассмотрение законопроекта вызвало оживленные дебаты среди депутатов Государственной Думы, однако во всех чтениях документ был принят большинством голосов (прежде всего, благодаря поддержке фракции «Единая Россия», которая обладает парламентским большинством).

Изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года

Новый закон о пенсиях с 2019 года содержит корректировки пенсионного возраста для будущих получателей следующих видов пенсий:

  1. Страховые пенсии по старости, в том числе досрочные:
    • льготные пенсии для педагогов, мед. работников, работников творческой деятельности;
    • так называемые северные пенсии;
  2. Пенсии государственных и муниципальных служащих.
  3. Социальные (для нетрудоспособных граждан).

Предусмотренные законом изменения внедряются с 1 января 2019 года с переходным периодом, в течение которого значение возраста выхода на пенсию будет поэтапно изменяться до достижения установленной законом величины. Однако для госслужащих корректировки будут введены на год позже — с 2020 года, так как для них этот процесс уже идет несколько лет — с 1 января 2017 года согласно аналогичному закону № 143-ФЗ от 23.05.2016 г. (т.е. госслужащим в принятый с 2017 года график изменения пенсионного возраста новым законом будут внесены поправки, начиная с 2020 года).

Стоит отметить, что все предложенные изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года не коснутся тех граждан России, которые уже получают пенсию. Новые меры направлены только на продление «периода трудоспособности» для будущих пенсионеров, которые должны достигнуть пенсионного возраста с 2019 года.

Выход на страховую пенсию по старости с 2019 года

С 1 января 2019 года были скорректированы сроки выхода на страховую пенсию по старости. Изначально Правительством по новому закону с учетом переходных положений планировалось установить новый возраст выхода на пенсию — для мужчин 65 лет, для женщин 63 года. Однако по предложению Президента возраст для женщин был снижен до 60 лет, т.е. в итоге увеличение для мужчин и женщин будет одинаковым — на 5 лет.

И это повышение будет происходить поэтапно — с ежегодным увеличением на 1 год (кроме первых двух лет действия нового закона: 2019 и 2020 гг.) до достижения в 2023 году окончательных норм, установленных новым законом для мужчин и женщин (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Для определения года назначения пенсии по старости по новому закону можно воспользоваться данными, представленными в таблице:

Таблица — Выход на пенсию с 2019 года по годам

Год выхода на пенсию по старости по нынешнему закону (в возрасте 55/60 лет) Пенсионный возраст по новому закону с 01.01.2019 г. Год выхода на пенсию по новому закону
Жен. Муж.
I полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 II полугодие 2019
II полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 I полугодие 2020
I полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 II полугодие 2021
II полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 I полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 и следующие года 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Примечание: Таблица уже скорректирована с учетом окончательного содержания закона о повышении пенсионного возраста, принятого Госдумой в третьем чтении на заседании 27.09.2018 г. и подписанного Президентом 03.10.2018 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Изменения по новому закону будут касаться всех граждан РФ, которые должны были выйти на пенсию по старости начиная с 01.01.2019 г. — то есть женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин с 1959 года.
  • В течение 5 лет для женщин и мужчин будет действовать так называемый «переходный период», в рамках которого пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год (кроме первых двух лет переходного периода, когда на пенсию можно будет выйти на полгода раньше).
  • Для женщин с 1968 и мужчин 1963 года будут установлены уже окончательные значения — 60 и 65 лет. Соответственно, они первыми в России выйдут на пенсию позже на все принятые Госдумой 5 лет разницы — в 2028 году вместо 2023-го по старому закону (см. таблицу выше).

Однако новым законом предусмотрена возможность снижения величины пенсионного возраста на 24 месяца при наличии продолжительного трудового стажа. Такое снижение устанавливается при наличии 37-летнего стажа у женщин (при условии достижения 55 лет) и 42-летнего стажа для мужчин (достигших 60 лет).

Льготные пенсии для учителей, медработников, творческих работников с 2019 года

По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа. При этом предусматривается поэтапное увеличение срока назначения (ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию) в период с 2019 по 2023 год до достижения требуемого значения в 5 лет.

Сроки назначения досрочной страховой пенсии для педагогов и врачей по годам указаны в таблице:

Год приобретения необходимого стажа Увеличение срока назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 0,5 год 2019 и 2020
2020 + 1,5 года 2021 и 2022
2021 + 3 года 2024
2022 + 4 года 2026
2023 и далее + 5 лет 2028 и далее

Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию учителям и медработником после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года. Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста — при достижении 60 или 65 лет.

Для работников творческой деятельности (в театрах и театрально-зрелищных организациях) по старому закону предусматривалась возможность досрочного выхода в зависимости от характера работы в возрасте 50-55 лет при наличии стажа работы 15-30 лет. Новый закон о пенсиях с 2019 года также устанавливает новый пенсионный возраст для таких работников — 55-60 лет при прежних требованиях к стажу. Увеличение будет также происходить ежегодно на 1 год, пока не установится значение, предусмотренное новым законом (см. аналогичные примеры в таблицах выше).

Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера

До конца 2018 года для работающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностям (МКС) законодательством устанавливался возраст возникновения права на досрочное назначение северной пенсии — соответственно 50 и 55 лет для женщин и мужчин. К сожалению, в результате пенсионной реформы для северян также будут предусмотрены изменения пенсионного возраста — соответственно до 55 и 60 лет.

Такие меры в Правительстве объясняют изменившейся обстановкой в северных регионах страны: развивается инфраструктура, повышается продолжительность жизни россиян и улучшаются условия жизни.

До установления новых величин для работников РКС и МКС также предусматривается переходный период: с 2019 по 2023 год для мужчин и женщин. В ходе него нормативный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год, пока не установится в размере 55 и 60 лет (кроме 2019 и 2020 гг., когда еще будут действовать «льготные» условия выхода на пенсию).

Необходимо отметить, что изменения правил назначения северных пенсий не будет касаться работающих в тяжелых и вредных условиях труда (подземные работы, горячие цеха, металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).

Выход на пенсию госслужащих с 2019 года

Изменения в пенсионном законодательстве затронут также государственных и муниципальных служащих. Для них пенсионный возраст уже и так повышается с 1 января 2017 года, но ранее принятым законом было предусмотрено повышение величины до 63 и 65 лет ежегодно с шагом в полгода. Согласно новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., возраст выхода на пенсию для госслужащих будет увеличиваться с 01.01.2022 года в таком же темпе, как и для остальных граждан — ежегодно на 1 год.

Изменение для государственных служащих будет происходить по новому графику, представленному в таблице:

Год выхода госслужащих на пенсию по старому закону Возраст выхода на пенсию по новому закону Год выхода госслужащих на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
2017 55 + 0,5 60 + 0,5 2017-2018
2018 55 + 1 60 + 1 2019
2019 55 +1,5 60 + 1,5 2020-2021
2020 55 + 2 60 + 2 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028
2024 55 + 6 2030
2025 55 + 7 2032
2026 и далее 55 + 8 2034

Таким образом, предусмотренные старым законом правила изменения возраста выхода на пенсию госслужащих будут скорректированы. Переходный период, в течение которого будет происходить постепенное повышение пенсионного возраста, будет уменьшен для женщин на 6 лет (до 2026 года вместо прежнего 2032), для мужчин — на 3 года (до 2023 вместо 2026). То есть повышение будет происходить быстрее.

Социальные пенсии с 2019 года

Помимо уже рассмотренных выше страховых (трудовых) пенсий, пенсионной реформой с 2019 года предусматривается ряд изменений, касающихся условий назначения социальных пенсий, в частности социальных пенсий по старости, предназначенных для лиц, которые не наработали необходимого стажа для получения страховой пенсии.

До 2019 года социальные пенсии по старости были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно поправкам по смягчению реформы, которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии — все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в соответствующем документе (формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *