Пенсия для переселенцев

Новая идентификация переселенцев и прекращение выплат

11:06 / 13 Апр. 2017 / 4 19334

Не успели разойтись очереди ВПЛ перед отделениями «Ощадбанка», как стало известно об очередной верификации переселнецев. После того, как руководство «Ощадбанка» осознало, что не в силах провести быструю идентификацию переселенцев в срочном порядке, ее срок продлили до 1 мая. Эти корректировки позволили немного уменьшить очереди в отделениях банка и тем, самым разгрузить работников «Ощадбанка» от непосильной задачи. Самим же переселенцем, это дало чуть больше времени для подтверждения проживания на подконтрольной украинской власти территории, ведь именно для этого и проводится так называемая идентификация в отделениях «Ощадбанка». Но далеко не все получили месяц «бонусом», поскольку с января 2017 года в Украине вступил в силу еще один этап верификации внутренне перемещенных лиц. Об этом в конце марта поведала директор Департамента социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации Элеонора Полищук.

По ее словам с января текущего года проверки проходят еще и по факту пересечения линии разграничения, а также пребывания ВПЛ на неподконтрольной украинской власти территории свыше 59 дней.

«На сегодня в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 дней. На 60-й день возникают вопросы, и мы обязаны приостановить социальную выплату до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, например болезнь, — это подтверждается справкой. Тогда мы продлеваем этот срок до 90 дней. Больше — мы уже понимаем, что с человеком что-то произошло, и прекращаем все социальные выплаты», — рассказала чиновница.

Полищук также отметила, что если переселенец в течение 60 дней отсутствует на подконтрольной украинской власти территории, то информация с контрольно-пропускных пунктов передается в управление соцзащиты, после чего управление должно провести проверку по зарегистрированному адресу переселенца.

«В связи с этим мы снова проверяем переселенцев — в соответствии с порядком проверки, мы выходим на адрес и проверяем проживания человека. Документы о проверке передаются на комиссии, которые работают при каждом исполкоме горсовета и райгосадминистрации, где специалисты разных направлений принимают окончательное решение — продолжать или нет социальную выплату», — поведала Элеонора Полищук.

Несмотря на заявленный порядок верификации, некоторые из переселенцев утверждают, что выплаты останавливают даже при частых пересечениях КПВВ и недолгом сроке пребывания на неподконтрольной территории.

По информации общественной организации «Донбасс SOS» Служба безопасности Украины подготовила новые списки на приостановление выплат для 200 тысяч переселенцев.

«По информации, которую мы имеем сейчас, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) будут действовать по процедуре проверок согласно Постановлению № 365 – то есть не прекращать выплаты или действие справки, а выходить на проверку по месту проживания ВПЛ. Однако по-другому могут действовать Пенсионные фонды. Они также получили списки, и по нашей информации, Пенсионный фонд в отличие от УТСЗН может прекращать пенсионные выплаты гражданам, которые оказались в списках, уже с 1 апреля», – отметили в «Донбасс SOS».

Подобные списки уже упоминались в феврале 2016 года, когда выплат лишились 407 тысяч переселенцев. Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Павел Розенко в апреле текущего года напомнил о той ситуации, заявив, что это позволило Пенсионному фонду сэкономить 13,5 млрд грн.

«В этой цифре те, кто не прошел физическую верификацию, и те, кто был в переданных нам в феврале 2016-го списках СБУ, — 450 тысяч человек (выплаты этим людям было прекращено непосредственно перед передачей баз по ТПО на верификацию Минфина — ред.). Часть людей из этих списков не обратилась в органы ПФ с просьбой возобновить выплату пенсии. Это означает, что там были те, кто не переехал на постоянное место жительства на контролируемые украинской властью территории и в соответствии с законодательством и нормативной базой не имеет права на получение выплат», — заявил Розенко.

Правда, еще год назад Розенко заявлял об экономии 8 млрд. грн., которые по его словам шли на выплату не пенсионерам-переселенцам, а в карманы боевиков.

В подтверждение своих слов, конечно же, нынешний вице-премьер не предоставилничего.

Реакция представителей ООН на происходящее в Украине остается неизменной. Глава мониторинговой миссии ООН в Украине Фиона Фрейзер на брифинге в Киеве 15 марта призывала Кабинет министров Украины возобновить выплату пенсий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также Фрейзер призвала Кабмин Украины отменить привязку пенсий для жителей отдельных районов к справке переселенца.

По данным ООН 160 тыс. пенсионеров, проживающих на неподконтрольном Донбассе, не получают пенсии с ноября 2014 года. В ООН также призывают выплачивать пенсии без привязки к справке переселенца.

«Рекомендуем разорвать связь между правом получать пенсию и необходимостью регистрации статуса внутренне перемещенного лица», — сказала Фрейзер.

В свою очередь, заместитель главы представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Ноэль Калгун также заявила о необходимости в срочном порядке решать вопрос с получением пенсий внутренне перемещенными лицами и гражданами Украины, проживающими на неподконтрольной территории Донбасса. Об этом Калгун заявила на встрече с главой комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилой Денисовой.

Глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский еще в 2016 году высказал мнение, что правительство Украины должно обеспечить законные социальные выплаты и пенсии всем внутренне переселенным лицам, также как и тем гражданам, которые остаются на неподконтрольной территории. О чем Томбинский заявил на встрече с вице-премьер-министром Украины Павлом Розенко.

Но несмотря на вышеперечисленные заявления западных партнеров, украинская власть продолжает создавать все больше этапов так называемой идентификации для внутренне-перемещенных лиц, заявляя об очередной экономии средств пенсионного фонда.

Блог является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Сайт «Восстановление Донбасса» не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

  • блог, блогер, верификация, Восстановление Донбасса, ВПЛ, выплаты, Донбасс, идентификация переселенцев, линия разграничения, Ощадбанк, пенсии, проверки переселенцев, розенко

В законодательстве РФ, нормами которого регулируется пенсионное соцобеспечение граждан, отражаются вопросы, напрямую связанные с пенсией переселенцам. Граждане стран, ранее входивших в состав СССР, могут надеяться на предоставление полагающихся им пенсионных выплат при условии, что будут соблюдены определенные требования. В 1992 году были составлены соответствующие соглашения между государствами.

Порядок расчета/перерасчета

Исчисляется сумма пенсионной выплаты согласно нормам законодательства Российской Федерации. Притом формирование трудового стажа происходит путем суммирования таких сроков на территории Советского Союза, России и иных государств.

Исчисление пенсионного обеспечения, полагающегося переселенцам по достижению определенного возраста, происходит согласно схеме:

  • НБ — накопленные баллы за совокупные периоды выполнения гражданином трудовых обязательств.
  • СБ — стоимость балла на момент, когда оформлялась пенсионная выплата. Начиная с 01.04.17 она равняется 78,58 руб.
  • ФВ — определенная законом сумма. Она равняется 4805,11 руб.

Например, гражданином было набрано 30 баллов. В таком случае рассчитываться пенсия будет следующим образом:

30 × 78,58 + 4805,11 = 7162,51 (руб.).

Выплачиваться пенсионное обеспечение переселенцам, у которых есть группа по инвалидности, будет по представленной выше формуле, если они имеют хотя бы один день стажа работы и за этот период времени за них были отчислены страховые взносы. Если это требование не выполняется либо от претендента получен отказ от выплаты страховой суммы, переселенцу назначается соцпособие по инвалидности.

Порядок пенсионных выплат переселенцам

Перейдя российскую границу, переселенец обязуется предоставить ходатайство о необходимости получить статус беженца, а также провести оформление временной регистрации.

После этого в порядке, который устанавливается положениями законодательства Российской Федерации, эта категория лиц может представить пакет документов, требуемый для того, чтобы получить вид на жительство согласно нормам ФЗ статьи 8 № 115. Это позволит в дальнейшем рассчитывать на получение постоянной регистрации.

Как только будут оформлены положенные документы, переселенцу можно обратиться за материальным соцобеспечением в ПФР по месту своего проживания или согласно временной/постоянной прописке. Для этого понадобится подать заявление вместе с документацией, перечень которой оговорен в статье 21 № 400.

После того как будут изучены предоставленные документы на предмет того, являются ли они достоверными, и назначен размер пенсионного обеспечения, выплаты начнут перечисляться на банковскую карту гражданина либо доставляться почтовой службой согласно определенному законодательством порядку.

Подводные камни и практические рекомендации

Основные вопросы возникают в случае, когда переселенец планирует поменять уже зарегистрированное место жительство, переехав на территорию другого региона. В такой ситуации для того, чтобы можно было получать полагающееся пенсионное обеспечение на новом месте, необходимо личное посещение территориального отдела Пенсионного Фонда России. Сотрудники помогут оформить заявку, по которой будет запрошено выплатное дело гражданина со старого места регистрации.

Важно! Государственная служба формирует заявку в течение одного буднего дня. Затребованные сотрудниками документы высылаются в течение трех дней после обращения за ними. Как только бумаги будут получены, проведут пересмотр размера и правильности назначения пенсионного обеспечения. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-35-33 (доб. 490) — Москва и МО
8 (800) 777-08-62 (доб. 112) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Пенсионеры, переселяющиеся на территорию Российской Федерации из других государств, в соответствии с нормами законодательства имеют право на получение полагающихся им пенсионных выплат. При этом пенсию могут назначить на льготных условиях в случае, если подобное оговорено в заключенном между странами соответствующем договоре. Также при расчете пенсионного обеспечения учитываться будут районные коэффициенты, которые зависят от того, в какой области проживает переселенец.

Виды выплат, положенных переселенцам в 2019 году

Добровольно переселившиеся граждане имеют право на получение компенсационных выплат, указанных в статье 20 раздела 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637. Компенсации зависят от региона вселения гражданина и его семьи.

Статья 20 раздела 5 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637:

«Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:
а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;
б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации».

Согласно статье 21 раздела 5 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637, если переселенец со своей семьей переедут на приоритетные территории России, то выплаты будут начислены в полном объеме. Так как именно переселение на малозаселенные земли страны с целью развития и повышения демографического уровня является сутью Государственной программы.

Статья 21 раздела 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637:

«Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме».

Согласно статье 22 раздела 5 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637, если семья переселенца переезжает на территорию РФ, не относящуюся к стратегически важным, то ему полагаются все выплаты, кроме пособия по отсутствию постоянного дохода.

Статья 22 раздела 5 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637:

«Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности».

Размер выплат, положенных мигрантам в 2019 году

Выплаты мигрантам в 2019 году утверждены постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270.

Сумма компенсаций зависит от области вселения. Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270 переселенцам, прибывшим в регионы России, относящиеся к приоритетным землям, полагаются следующие выплаты:

  • на 1 этапе (после прибытия в Россию и постановки на учет по месту нового жительства) переселенцу начисляется 150 000 рублей, членам его семьи — по 70 000 рублей.
  • на 2 этапе (по прошествии 18 календарных месяцев после постановки на учет) переселенцу будет начислено пособие на сумму в 90 000 рублей и по 50 000 рублей — членам его семьи.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 270 гражданам, переехавшим на земли Российской Федерации, не являющиеся приоритетными областями заселения, будет назначено единовременное пособие:

  • переселенцу начисляется 20 000 рублей, каждому члену его семьи — по 10 000 рублей.

Списки переселенцев, лишенных выплат

Однако, не все участники Государственной программы, содействующей переселению соотечественников, живущих за границей, могут претендовать на компенсации и социальные гарантии.

Получить полный объем «материальной помощи» от государства могут участники госпрограммы и их семьи, прибывшие в Россию для постоянного проживания на земли приоритетного заселения и вставшие на учет по месту пребывания.

К землям, относящимся к областям приоритетного заселения, относят малоосвоенные территории, которые планируется развивать в экономическом и социальном направлении, а также поднимать уровень демографического показателя. Преимущественно такими землями являются территории Дальнего Востока и Байкальский регион. Полный перечень областей можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 27 мая 2013 года № 848-р.

Компенсационные выплаты не будут начислены, если гражданин-переселенец:

  • не встал на учет по новому месту жительства;
  • не имеет свидетельства о переселении;
  • не подал заявление на пособия.

Если у вас возник ряд вопросов по получению выплат для переселенцев, то вы можете обратиться к специалистам российских консульских учреждений на месте в стране пребывания или в отделение МВД РФ. Также запущена горячая линия по выплатам переселенцам.

В Украине внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) предоставляется ежемесячная адресная помощь на покрытие расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, государство гарантирует переселенцам выплату социальной помощи и пенсий. Также планируется расширить права переселенцев относительно взятия на социальный квартирный учет. Соответствующая информация содержится в Информационной справке Министерства социальной политики Украины об обеспечении социальными выплатами ВПЛ, сообщает «УНН».

По состоянию на 8 февраля 2018 года в Украине учтено более 1 млн 492,4 тыс. переселенцев (1 млн 218,2 тыс. семей). Из общего количества ВПЛ почти 49,5 тыс. составляют лица с инвалидностью, 228,5 тыс. – дети и почти 787,2 тыс. – пенсионеры.

Ежемесячная адресная помощь

С целью социальной поддержки внутренне перемещенных семей (лиц) в 2014 году правительство Украины приняло постановление №505 «О предоставлении ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг».

Госбюджетом Украины на 2014-2018 годы выделены средства:

  • на 2014 год – 510 млн грн;
  • на 2015 год – 3 млрд 360 млн грн;
  • на 2016 год – 3 млрд 210 млн 189,2 тыс. грн;
  • на 2017 год – 3 млрд 226 млн 665 тыс. грн;
  • на 2018 год – 3 млрд 211 млн 758,6 тыс. грн.

В документе отмечается, что начиная с 2017 года, правительство трижды повышало размер указанного пособия отдельным категориям граждан, в частности:

1) с июля 2017 года:

  • детям с инвалидностью из числа ВПЛ: установлен в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность – 1 312 грн (было – 884 грн).
  • право на получение денежной помощи предоставлено военнослужащим из числа ВПЛ, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО, и членам их семей, независимо от наличия у них собственного жилья.

2) с сентября 2017 года:

  • лицам с инвалидностью I группы и детям с инвалидностью до 130% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (1 705,6 грн, с 1 декабря 2017 года – 1 784,9 грн);
  • лицам с инвалидностью II группы до 115% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (1 508,8 грн, с 1 декабря 2017 года – 1 578,9 грн);
  • предельного размера общей суммы денежной помощи, выплачиваемой на семью, в состав которой входят лица с инвалидностью или дети с инвалидностью, до 3 400 грн.

Кроме того, постановлением №689 расширен круг ВПЛ, имеющих право на получение денежной помощи, путем увеличения верхнего предела суммы средств, которые могут иметь члены семьи переселенца на депозитном банковском счете (счетах) и не терять право на получение денежной помощи с 10 до 25 кратного размера прожиточного минимума.

3) с января 2018 года:

  • детям и лицам, получающим пенсии – до 1 тыс. грн;
  • предельного размера общей суммы такой помощи, выплачиваемой на семью, – до 3 тыс. грн и до 5 тыс. грн многодетным семьям.

Социальное и пенсионное обеспечение переселенцев

Выплата пенсий, пожизненных государственных стипендий, всех видов социальной помощи и компенсаций, материального обеспечения, предоставление социальных услуг, субсидий и льгот ВПЛ осуществляются по месту нахождения таких лиц на учете, что подтверждается справкой, выданной в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о взятии на учет ВПЛ.

При этом, с целью совершенствования, упрощения механизма социальных выплат переселенцам постановлением КМУ от 13 сентября 2017 года №689 предусмотрено, что при наличии в Единой информационной базе данных о ВПЛ информации о прохождении лицом физической идентификации в «Ощадбанке», очередная проверка в соответствующем периоде не производится.

Также изменениями предусмотрено, что очередная проверка фактического проживания не проводится в отношении:

  • ВПЛ, работающих в органах государственной власти или органах местного самоуправления и которым предоставлена ​​справка с места работы о том, что они находятся в трудовых отношениях с этими органами власти и условия их работы требуют постоянного пребывания на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия (за исключением командировок за границу);
  • военнослужащих из числа переселенцев, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно на территории проведения АТО, при наличии справки из воинской части о привлечении к проведению антитеррористической операции.

Социальный квартирный учет

Минсоцполитики разработало законопроект №7304 «О внесении изменений в Закон Украины ”О жилищном фонде социального назначения“». Он предусматривает расширение перечня категорий лиц, пользующихся правом взятия на социальный квартирный учет, в частности, предоставление такого права лицам с инвалидностью из числа ВПЛ, не имеющих жилья для проживания на подконтрольной украинской власти территории.

Кроме того, документ предусматривает, что:

  • право внеочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения имеют дети с инвалидностью (в том числе взятые на учет ВПЛ), не имеющие родителей или родители которых лишены родительских прав и проживающих в учреждениях социальной защиты населения, после достижения совершеннолетия;
  • право первоочередного получения квартир или усадебных (одноквартирных) жилых домов из жилищного фонда социального назначения имеют лица с инвалидностью I и II группы (в том числе взятые на учет ВПЛ).

Комитет по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства по результатам рассмотрения документа на заседании 7 февраля 2018 года решил рекомендовать Верховной Раде Украины по результатам рассмотрения в первом чтении включить этот законопроект в повестку дня восьмой сессии и принять за основу. А при доработке документа к рассмотрению во втором чтении учесть основные положения альтернативного законопроекта №7304-1, которым предлагается предоставить право взятия на социальный квартирный учет всем ВПЛ.

Как сообщил заместитель министра соцполитики Александр Привалов, министерство разработало законопроект, который позволяет встать на квартирный учет лицам с инвалидностью из числа ВПЛ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих жилья для проживания на подконтрольной украинской власти территории. «У нас есть очень большая проблема, связанная с тем, что ВПЛ зарегистрированы по адресу проживания на территориях, временно неподконтрольных украинской власти. И конечно, чтобы встать на квартирный учет, переселенцам необходимо регистрироваться на подконтрольной территории. Принятие проекта акта будет способствовать обеспечению реализации права взятия на социальный квартирный учет лицам с инвалидностью из числа переселенцев и получения во временное пользование социального жилья без требования наличия местной регистрации», – пояснил Привалов.

Если же после доработки законопроекта №7304 ко второму чтению в него учтут положения альтернативного законопроекта №7304-1, то право на взятие на квартирный учет без наличия местной регистрации получат все переселенцы.

Большинство переселенцев не имеют права встать на квартирный учет, поскольку согласно Правилам для этого нужно постоянно проживать, а также иметь регистрацию места жительства в населенном пункте, где они хотят получить жилье. Возможность стать на квартирный учет есть только у некоторых категорий переселенцев.

Напомним, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые достигли 16 лет и состоящие на учете как ВПЛ, имеют право зачисляться на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и социальный квартирный учет по месту их учета как ВПЛ.

Как уехать за границу и не потерять пенсию

19 ноября 2009 13:27

Амурские пенсионеры все чаще уезжают жить за границу. За последние 5 лет их число выросло в 4 раза. Миграция продолжается, возникают вопросы и по переезду в Китай. Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области разъясняет порядок не только для людей пенсионного возраста, но и для еще граждан, выезжающих на работу за границу. Интервью опубликовано в газете «Амурская правда».

Россия заботится о своих пенсионерах за границей

Госдума ратифицировала договор с Болгарией о пенсиях и пособиях

13 ноября 2009 года Государственная дума ратифицировала российско-болгарский Договор о социальном обеспечении, подписанный сторонами в феврале текущего года.
Документ распространяется на граждан России и Болгарии, проживающих на территории другого государства. Договор распространяется на выплату трудовых пенсий, в том числе и досрочных, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Также Договор предусматривает выплату пособий по больничным листам, по материнству, а также на погребение умерших. Предусматриваются также выплаты вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также членам семьи в случае смерти, сообщает агентство «Интерфакс». Международное соглашение по аналогичному вопросу было заключено СССР и НРБ 11 декабря 1959 года, однако с 1 января 2005 года прекратило свое действие. В настоящее время численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Болгарии, составляет 3103 человека. В Пенсионный фонд новый документ пока не поступил.

Людмила Синяговская — начальник отдела организации назначения и выплаты пенсий ОПФР по Амурской области:

С какими странами уже заключены Соглашения о пенсионном обеспечении

Россия заключила одно многостороннее и несколько двусторонних соглашений о пенсионном обеспечении граждан с рядом стран. Как правило, в таких соглашениях используются два принципа — по раздельности или вместе:

— территориальности (когда пенсия выплачивается по законодательству страны проживания пенсионера);

— пропорциональности (когда каждая сторона исчисляет пенсию за стаж, выработанный на ее территории).

Крупнейшее — многостороннее Соглашение действует по принципу территориальности. В Соглашение входят Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

На сегодняшний день наибольший миграционный обмен происходит между Россией и Украиной. К примеру, при выезде граждан из России в Украину пенсия будет назначаться и выплачиваться по законодательству Украины и наоборот. При переезде жителя Украины в Россию заработок, представленный для исчисления пенсии в гривнах, переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Также у России заключены Соглашения о пенсионном обеспечении граждан с Республикой Беларусь, с Грузией, Литвой, Эстонией, Молдовой, нет соглашений с Латвией и Азербайджаном. Имеются договоры с бывшими социалистическими республиками Румынией, Венгрией, Словакией (пролонгируется договор с Чехословакией), а также с Монголией.

При переезде из одной страны-участницы Соглашения в другую пенсионеру необходимо:

1. До отъезда обратиться в Управление ПФР по месту жительства, подать заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с переездом на постоянное место жительства в другую страну.

2. По новому месту жительства за назначением пенсии обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Как быть пенсионеру при переезде на постоянное место жительства в страну, с которой у России нет Соглашений о пенсионном обеспечении?

В этом случае назначение и выплата пенсии остается заботой Пенсионного фонда России. Перерасчет происходит также по российским законам.

При этом у пенсионера, выехавшего на постоянное место жительства в другую страну, есть два варианта получения пенсии:

1. на территории России (путем перечисления средств на счет в банке). При этом каждый год пенсионер должен подтверждать особым свидетельством право на получение пенсии.

Это свидетельство можно оформить:

— в консульстве или дипломатическом представительстве РФ на территории страны проживания,

— в компетентном органе или у должностного лица иностранного государства;

— у нотариуса, работающего на территории России.

2. на территории страны проживания. В этом случае электронное пенсионное дело направляется в Департамент пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей Пенсионного фонда РФ, который в дальнейшем занимается перерасчетом и перечислением пенсии в страну проживания.

Примечательно, что все больше амурских пенсионеров уезжают жить за границу. Большинство получают пенсию на территории России. Так, к примеру, если в 2004 году за получением пенсии в России обратилось 25 амурских пенсионеров-иммигрантов, то по данным на 1 июля 2009 года таковых оказалось уже 87 человек. Самой популярной страной для иммиграции остается ФРГ. Как правило, это немцы Поволжья, переселенные перед Великой Отечественной войной в Селемджинский район.

Кол-во пенсионеров-иммигрантов бывших жителей Амурской области, получающих пенсию на территории РФ

Год

Кол-во пенсионеров

Из них по странам:

2004

25

16 – Израиль

8 – ФРГ

1 — Канада

2005

48

23 – ФРГ

21 – Израиль

3 – США

1 — Австралия

2006

57

36 – ФРГ

17 – Израиль

3 – США

1 — Австралия

2007

67

40 – ФРГ

24 – Израиль

2 – США

1 — Австралия

2008

86

53 – ФРГ

26 – Израиль

3 – США

1 — Австралия

1 – Италия

1 – Чехия

1- Япония

2009

87

55 — ФРГ

26 – Израиль

3 – США

1 – Австралия

1 – Италия

1 — Чехия

Прочно «осели» еще 15 бывших амурских пенсионеров. Они обратились в Пенсионный фонд России с просьбой о получении российской пенсии в странах проживания. Самым популярным в этом случае оказался Израиль.

С 2004 по 2009 год оформлены и направлены справки по пенсионному делу в целях выплаты пенсии ПФР на территории страны проживания в:

— Израиль — 9 чел.

— Эстония — 2 чел.

— Латвия — 1 чел.

— США — 1 чел.

— ФРГ — 1 чел.

С просьбой о возможности получении пенсии на территории Китая заявлений от амурчан не поступало.

Пенсионная система в Китае

Пенсия в Китае выплачивается только государственным чиновникам, менеджерам и людям, занятым в промышленном производстве. Пенсию в Китае мужчины могут получать в 60 лет, женщины менеджерского состава в 55 лет, а остальные женщины в 50 лет. Причем занятым в государственной службе разрешено уходить на пенсию раньше, без всяких потерь ее размера. Жители сельской местности и крестьяне, пенсию не получают вообще, их обязаны содержать дети.

Пенсионеры, которым по закону положена пенсия, должны отработать не менее 15 лет и получить право на базовую социальную пенсию. В течение всей трудовой деятельности госслужащий или работник определенной профессии, ежемесячно отчисляет в государственный пенсионный фонд определенный размер выплат на свой личный счет в размере 11% от заработной платы. Этот процент включает в себя перечисление работодателем 7% и самим работником — 4% от заработной платы работника. Отчисления производятся автоматически на предприятии и перечисляются вместе с остальными налогами. Но в некоторых регионах пенсионными накопителями до сих пор выступают предприятия и, следовательно, они же, и выплачивают пенсии своим сотрудникам. При наступлении определенного возраста, государство начисляет по базовым ставкам пенсионное пособие и выплачивает его регулярно. Пенсия выплачивается ежемесячно в размере 20% от среднего уровня заработной платы в регионе работника. Нужно отметить, что в разных провинциях, разные ставки взносов и разные базовые начисления пенсионных выплат. Дополнительно пенсионеру выплачивается с личного пенсионного счета около 60% от средней годовой заработной платы, определенной на момент выхода на пенсию с последующим пересчетом по мере инфляции. Средняя пенсия в Китае насчитывается размером в 618 юаней, это чуть более 3000 рублей в месяц. Льгот пенсионерам в Китае не существует.

Самих пенсионеров (то есть тех, кто получает пенсию) сейчас в Китае – более 32 млн. человек, при этом число граждан пенсионного возраста (старше 60 лет) – несколько превышает 10 % населения страны (это около 140 млн. человек). Таком образом, пенсию в Китае получает каждый четвертый гражданин пенсионного возраста. Официальной статистики по этому вопросу нет, информация подготовлена по сообщениям информагентств.

Из жизни «наших» за границей:

Наталья Есипенко — руководитель пресс-службы ОПФР по Амурской области:

— Две моих знакомых уехали в ФРГ. Размер пенсии у женщин разный, т.к. одна перед отъездом заработала пенсию в России, другая еще 19 лет дорабатывала до пенсионного возраста в Германии.

Первая получает только российскую пенсию — у нее она не превышает 5000 рублей в месяц (120 евро, сейчас курс евро — 42 рубля), вторая к своим 2-3 тысячам рублей за неполный российский стаж получает еще около 900 евро за 19 лет работы в Германии.

Жизнь в Германии: съем 2-комнатной квартиры (жилье, как правило, меблированное) стоит 300-400 евро в месяц, на питание в месяц уходит минимум 100 евро на человека, готовить дешевле самому из продуктов с рынков. Итого жилье и питание в режиме жесткой экономии обходится минимум в 400 евро в месяц.

Первой из-за низкого дохода Германия назначила социальное пособие. Также для малообеспеченных людей в этой стране существуют льготы на оплату жилья. Так вот, после оплаты квартиры на жизнь у нее остается около 200 евро.

Вторая получает пенсию и от России и от ФРГ, доход у нее получается побольше — порядка 950 евро, после оплаты жилья остается около 600 евро.

Несмотря на разный доход обеим приходится жить в режиме жесткой экономии, но возвращаться они, тем не менее, не хотят.

Каждый год обе приезжают получать российскую пенсию «в Союз», как они сами говорят, т.е. в Россию (у обеих родственники живут в Сибири). Пенсия копится на счете в российском банке. Переводить ее получение в ФРГ женщины не хотят.

Работать за границей и копить на пенсию в России можно без проблем.

Марина Кокина — ведущий специалист-эксперт отдела организации персонифицированного учета ОПФР по Амурской области:

Российская пенсионная система перешла от распределительного принципа к накопительному. Теперь при назначении пенсии главную роль играет расчетный пенсионный капитал (РПК). Он рассчитывается по формуле, в которой учитываются стаж, уплаченные работодателем страховые взносы и размер среднего заработка. Чем выше стаж, заработок, и сумма взносов, тем больше пенсионный капитал. Самую важную роль в формуле играют уплаченные страховые взносы. За всех граждан, имеющих официальную работу, взносы должен уплачивать работодатель. Проследить, уплачивает ли их Ваша организация и в каком размере, можно с помощью «писем счастья», которые Пенсионный фонд рассылает 1 раз в год. Люди, не имеющие официальной работы, либо получающие зарплату «в конвертах», могут рассчитывать на небольшую пенсию в будущем. Также перечисление взносов автоматически прекращается при увольнении с места работы, что, как правило, и случается при выезде на трудоустройство в другие страны. Сейчас большой популярностью среди молодых амурчан пользуется Китай.

С 2009 года в России таким людям предоставлена возможность накопить на свою будущую пенсию самим. Это — добровольное страхование, которое давно и с успехом действует в США и многих странах Западной Европы. Важно, что государство будет помогать копить. Программа софинансирования пенсионных накоплений позволяет гражданам не терять время, а самим пополнять свой пенсионный счет. При этом дается право самим определять, в какие сроки и каким путем.

Правила участия просты. Если гражданин откладывает в накопительную часть пенсии от 2 000 до 12 000 рублей в год, государство вносит на его счет в Пенсионном фонде такую же сумму. Максимум за год можно накопить 24000 рублей. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать, и еще не обращался за пенсией, государство увеличит их взнос в 4 раза. Таким образом, для этой категории граждан максимальная годовая сумма, которая идет в накопительную часть пенсии, с учетом собственных взносов, составляет 60 000 рублей. Для сравнения, работник какого-нибудь цеха при ежемесячной зарплате в 10000 рублей в год, не являясь участником Программы, получает на свой пенсионный счет 16800 рублей. Эти обязательные пенсионные взносы за него отчисляет работодатель.

Государство будет осуществлять софинансирование пенсионных накоплений в течение 10 лет с момента уплаты участником Программы первого взноса.

Взносы на накопительную часть своей будущей пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсии можно вносить двумя способами:

— самостоятельно, перечислив деньги в Пенсионный фонд Российской Федерации через банк;

— через своего работодателя, написав заявление в бухгалтерию об удержании добровольных страховых пенсионных взносов из заработной платы. Проверить сумму перечисленных работодателем денежных средств гражданин может в любой момент, взяв в бухгалтерии расчетный листок.

Разобраться со всеми вопросами Вам помогут в Отделении Пенсионного фонда по Амурской области по телефону «горячей линии» 8(4162)235-400.

Почему пожилые люди стремятся провести свою старость за рубежом

Решение сменить место жительства не является простым даже в молодом возрасте, не говоря уже о том периоде, когда, казалось бы, пора остановиться и наслаждаться покоем. Сложность миграционного процесса заключается в том, что он является достаточно растянутым во времени и требует взвешенного подхода.

Чтобы наслаждаться всеми радостями жизни в чужой стране, необходимо пройти долгий путь легализации, выполнить ряд условий выбранного государства и доказать свои серьезные намерения. Есть конечное более легкие пути миграции из России, но и там, не все так быстро как хотелось бы.

Несложно предположить, что эмиграция для пенсионеров из России стала следствием не слишком удовлетворительных условий жизни и ненадлежащего уровня социального обеспечения стариков, который мы можем наблюдать сегодня. В большинстве случаев социальная выплата, положенная при выходе на пенсию, позволяет в лучшем случае удовлетворять только самые основные нужды.

Потому главные причины поиска более обеспеченной жизни имеют экономическую подоплеку. К таковым можно отнести:

  • не слишком высокий уровень жизни в государстве в целом;
  • постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги;
  • дорогая медицина, вопреки тому, что она пока у нас является условно бесплатной;
  • увеличивающаяся преступность на фоне низкого социального статуса многих граждан.

Всего этого более чем достаточно, чтобы прийти к решению поискать счастья в чужих краях. Реализация такого плана начинается с выбора государства, которое и станет последним пристанищем для эмигранта.

Основными критериями выбора можно назвать:

  • доступность медицинского обслуживания;
  • стоимость продуктов питания и коммунальных услуг;
  • легкость процесса адаптации;
  • возможность быстро изучить язык;
  • комфортность климатических условий;
  • легкость легализации.

Последний критерий может оказаться решающим, поскольку далеко не все страны готовы принять иностранных уже нетрудоспособных граждан на свое попечение. Воплощение в жизнь идеи о миграции зиждится на наличии основания для переезда, которое позволяет получить самый первый документ – вид на временное проживание.

Итак, в каких же странах есть шансы обосноваться у российских претендентов?

Подходящие страны для миграции

Основное условие пенсионной миграции – финансовая стабильность. Это означает, что если социальная выплата, получаемая пенсионером в России, слишком мала, а денег на оформление всех бумаг и покупку жилья недостаточно, то принять участие в пенсионной программе он не сможет. Отсюда можно сделать вывод: чтобы мигрировать в другую страну, необходимо принадлежать к категории так называемых состоятельных пенсионеров. Приводим список стран, которые с радостью готовы будут принять таких мигрантов.

Болгария

Прожить здесь безбедно вполне можно на среднюю российскую пенсию. Именно по этой причине россияне чаще всего выбирают это государство. Кроме того, что цены на продукты питания и предметы повседневного быта довольно низкие, здесь можно стать обладателем относительно недорогой недвижимости. К основным преимуществам жизни в Болгарии можно отнести:

  • мягкий климат и множество полезных для здоровья курортов;
  • качественная и доступная медицина. Стоимость страховки составляет приблизительно 150 евро в год;
  • отсутствие проблем с пониманием местного населения. Большая часть граждан сносно говорит на русском;
  • несложный процесс легализации. Чтобы получить вид на жительство, следует подтвердить факт владения собственным недвижимым имуществом;
  • наличие у Болгарии договоренностей с РФ, что позволяет перевести свою российскую пенсию практически в любой банк в стране.

Черногория

Не меньшей популярностью пользуется еще одно балканское государство – Черногория. От соседки ее отличают более высокие цены на недвижимость. В среднем один квадратный метр обходится в 1000 евро.

Привлекательной для российских пенсионеров являются экология и климат страны, которая является одной из самых чистых в Европе; к тому же показатель продолжительности жизни здесь существенно превышает другие европейские.

Пройти процесс узаконивания своего статуса также труда не составит. К недостаткам можно отнести дорогую медицину. При этом государственные клиники доступны исключительно для резидентов, выходцам из других стран, пусть даже владеющим ВНЖ, придется довольствоваться услугами частных учреждений.

Португалия

Причин остановить свой выбор именно на этой стране много. Основные: налоговые льготы, низкий уровень преступности, подходящий климат, доступное жилье. Стать обладателем недвижимости здесь можно при вложении примерно 1300 евро в один квадратный метр.

Среди минусов жизни в Португалии можно назвать два:

  • высокую стоимость коммунальных услуг;
  • дорогую медицину.

Интересно знать, что, согласно местному законодательству, выплаты лицам, проживающим в стране более 5 лет, не облагаются налогами на протяжении 10 лет. Первые отчисления в казну государства будут сделаны только по истечении этого периода.

Китай

Актуальной иммиграция пенсионеров в этом направлении является для жителей Дальнего Востока, которые все чаще стали перебираться в приграничные города. В целом данный процесс можно назвать обоюдным: количество китайских поселений в приграничной зоне примерно равно числу городков с российским населением по другую сторону границы.

Такой ажиотаж относительно переселения в Китай вызван тем, что в стране сравнительно недорогая недвижимость. Кроме того, стоимость жизни здесь в целом гораздо ниже, чем в России. Не в пример высоким является и показатель долголетия граждан, чему причиной является быстро развивающаяся медицина достаточно высокого уровня. К 2020 году местные власти планируют предоставить всему населению страны базовую медпомощь за счет государственной казны.

Египет и Турция

Лучшими странами для пенсионной миграции эти два государства являются для тех, кто в свое время здесь занимался бизнесом, хорошо изучил местные особенности, а теперь готов остаток дней провести в уже привычных условиях.

Стоимость недвижимости на этих территориях вполне доступна. В некоторых населенных пунктах приличное жилье можно приобрести по цене московской «хрущевки». Так, к примеру, в Хургаде за один квадрат жилой площади придется отдать 650 долларов.

Среди недостатков – довольно жаркое лето. Порой температура здесь может достигать 45 градусов. Зато вполне комфортными условиями отличается зима: 17-25 градусов со знаком плюс.

Словом, остановить свой выбор нужно непременно на той стране, в которой будет больше положительных факторов, ведь найти абсолютно идеальное место будет непростой задачей. Более того, не стоит забывать, что местные власти также будут очень внимательно изучать каждого претендента на резидентский статус, чтобы не взвалить на себя бремя его содержания.

Внутренне перемещенным лицом (ВПЛ) признается гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло свое место проживания в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия и нарушений прав человека.

Лицо приобретает правовой статус ВПЛ путем постановки на учет в структурном подразделении Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов по месту фактического проживания в Украине, о чем выдается справка о постановке на учет ВПЛ (в народе – «справка переселенца»). Взятое на учет ВПЛ имеет право на ряд социальных выплат. Об этом сегодня, 31 января, сообщает Гуманитарный штаб Рината Ахметова.

1. ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ ВПЛ для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Основание выплаты адресной помощи: Адресная помощь оформляется и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением Кабинета министров Украины «О предоставлении ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг».

Кому выплачивается адресная помощь: Адресная помощь предоставляется ВПЛ, которые переехали:

  • с временно оккупированной территории Украины;
  • из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;
  • из населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения;
  • с подконтрольной территории Украины, жилье которых разрушено или стало непригодным для проживания в результате проведения антитеррористической операции.

Период выплаты адресной помощи: Помощь начисляется и выплачивается со дня обращения за ее назначением на срок 6 месяцев. Для назначения пособия на следующий шестимесячный срок представитель семьи подает заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение пособия, а также предъявляет справки о постановке на учет ВПЛ всех членов семьи.

Размер адресной помощи: Помощь назначается на семью и выплачивается одному из ее членов в следующих размерах:

  • для лиц с инвалидностью I группы и детей-инвалидов – 130% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц;
  • для лиц с инвалидностью II группы – 115% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц;
  • для лиц с инвалидностью III группы – прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц;
  • для трудоспособных лиц – 442 гривны на одного человека.

17 января 2018 года Кабинет министров Украины утвердил повышение размера адресной помощи для нетрудоспособных лиц (пенсионеры и дети), который теперь составит 1 тыс. грн в месяц. Также для всех без исключения семей переселенцев увеличивается предельный размер общей суммы денежной помощи – 3 тыс. грн в месяц и 5 тыс. грн – для многодетных семей.

Условия выплаты адресной помощи: Для оформления и дальнейшего получения адресной помощи ВПЛ должны соблюдаться следующие условия:

  1. Постановка на учет в качестве ВПЛ в структурных подразделениях УТСЗН и действие справки переселенца в течение всего периода получения помощи.
  2. Благополучное прохождение проверок, установленных для ВПЛ.
  3. Отсутствие у членов семьи права собственности на жилое помещение или часть жилого помещения, расположенного на подконтрольной территории Украины, кроме жилых помещений, непригодных для проживания, что подтверждается соответствующим актом технического состояния. При этом в соответствии с Семейным кодексом Украины, семью составляют лица, которые совместно проживают и связаны общим бытом. Супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Ребенок (лицо до 18 лет) принадлежит к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.
  4. Отсутствие у членов семьи депозита в сумме, превышающей 25-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (на данный момент 44 050 грн).
  5. Для лиц трудоспособного возраста – нахождение в трудовых отношениях с работодателем на подконтрольной территории Украины (кроме граждан, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста; граждан, которые ухаживают за детьми, нуждающимися в уходе на протяжении времени, указанного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения ими шестилетнего возраста; граждан, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет и ухаживающих за ними; граждан, которые ухаживают за лицами с инвалидностью I группы, или за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет, или за лицами с инвалидностью I или II группы вследствие психического расстройства, или лицами, достигшими 80-летнего возраста, а также физических лиц, оказывающих социальные услуги, студентов дневной формы обучения).

Лицам, которые не трудоустроились или находятся в трудовых отношениях с работодателями на неподконтрольной территории, в течение 2-х месяцев со дня назначения выплаты денежной помощи ее размер на следующие 2 месяца уменьшается на 50%, а на следующий период прекращается.

В каких случаях можно потерять адресную помощь: Выплата денежной помощи прекращается со следующего месяца в случае:

  • установления факта, что трудоспособные члены семьи в течение двух месяцев не трудоустроились или находятся в трудовых отношениях с работодателями на неподконтрольной территории;
  • выявления уполномоченным органом факта предоставления недостоверной информации или несообщение об изменении обстоятельств, влияющих на назначение пособия;
  • отмены действия справки о постановке на учет ВПЛ по установленным законодательством основаниям;
  • непрохождение установленных законодательством проверок переселенцев.

2. ПЕНСИЯ

Основание выплаты: В соответствии со ст. 7 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» для взятого на учет ВПЛ реализация права на пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством Украины.

Кому выплачивается пенсия: При наличии справки переселенца Пенсионный фонд Украины осуществляет:

  • назначение пенсий впервые ВПЛ, достигшим пенсионного возраста после перемещения;
  • продолжение выплаты пенсий ВПЛ, которые получали пенсию до момента внутреннего перемещения.

Период выплаты пенсии: ВПЛ пенсия выплачивается только в период действия справки переселенца. В случае отмены действия справки выплата пенсии прекращается.

Условия назначения и выплаты пенсии: ВПЛ назначается, восстанавливается и выплачивается пенсия только при соблюдении пенсионерами следующих условий:

  1. Постановка на учет ВПЛ и наличие действующей справки о постановке на учет в течение всего времени выплаты пенсии.
  2. Благополучное прохождение проверок, установленных для ВПЛ.
  3. Своевременное прохождение физической идентификации в ПАО «Ощадбанк».

Для идентификации получателей пенсий, которые являются ВПЛ, и обеспечения выплаты пенсий таким лицам проводится эмиссия платежных карт, которые одновременно являются пенсионными удостоверениями. Действие платежных карточек устанавливается на срок до трех лет при условии прохождения физической идентификации клиента в учреждениях ПАО «Ощадбанк Украины»: первые 2 раза каждые 6 месяцев, в дальнейшем – каждые 12 месяцев. Для получения платежной карты, которая одновременно является пенсионным удостоверением, пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управление пенсионного фонда, где он находится на учете.

Пенсионеры, не получившие пока платежную карту, которая одновременно является пенсионным удостоверением, обязаны проходить физическую идентификацию каждые 3 месяца со дня открытия счета или со дня предыдущей идентификации.

В случае непрохождения физической идентификации в установленные сроки ПАО «Ощадбанк Украины» останавливает операции по текущему счету (блокирует электронное пенсионное удостоверение) и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов.

В каких случаях можно потерять пенсию

Пенсионный Фонд Украины на основании решения Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ может прекратить выплату пенсии на следующих основаниях:

  • отсутствия ВПЛ по фактическому месту проживания по итогам проверки фактического места проживания Управлением труда и соцзащиты населения;
  • рекомендации Минфина по фактам предоставления недостоверных данных, выявленных при осуществлении верификации социальных выплат;
  • отмена действия справки ВПЛ;
  • непрохождения в срок физической идентификации в ПАО «Ощадбанк».

Виды проверок переселенцев: Законодательством установлены различные виды проверок переселенцев, по результатам которых выплата адресной помощи и пенсии может быть прекращена:

  1. Проверка УТСЗН фактического места проживания по адресу, указанному переселенцем при получении справки.
  2. Верификация Министерством финансов Украины (проверка достоверности данных, предоставленных о себе переселенцем для начисления социальной выплаты).
  3. Проверка, касающаяся пребывания на неподконтрольной территории более 60 дней.
  4. Проверка Службы безопасности Украины (так называемые Списки СБУ).
  5. Физическая идентификация в ПАО «Ощадбанк» (для получателей пенсии).

Периодичность проведения проверки УТСЗН: УТСЗН осуществляет очередные и внеочередные проверки переселенцев. Очередная проверка осуществляется один раз в 6 месяцев. При этом если переселенец к моменту осуществления очередной проверки прошел процедуру физической идентификации в Ощадбанке, то очередная проверка в соответствующем периоде не производится.

Дополнительная проверка может проводиться в случаях:

  1. поступления информации о возможном изменении ВПЛ фактического места проживания (в соответствии с законом переселенцы обязаны в 10-дневный срок уведомлять УТСЗН о смене адреса проживания);
  2. поступления информации о возвращении ВПЛ на временно неподконтрольную территорию Украины (в случае нахождения лица на неподконтрольной территории свыше 60 дней Госпогранслужба Украины передает об этом данные в УТСЗН) или его выезда за границу;
  3. поступления информации от ПАО «Ощадбанк Украины» об отсутствии прохождения в установленный срок физической идентификации ВПЛ;
  4. получения рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.

По результатам проведения проверки, в случае если переселенец отсутствовал по фактическому месту проживания и не явился в УТСЗН в течение 6 рабочих дней после проведения проверки, УТСЗН при наличии оснований принимает решение об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.

Основания отмены действия справки переселенца: Решение об отмене действия справки принимается руководителем структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения на следующих основаниях:

  1. ВПЛ самостоятельно подало заявление об отказе от справки;
  2. ВПЛ совершило преступление, направленное на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; террористический акт; вовлечение в совершение террористического акта; публичные призывы к совершению террористического акта; создание террористической группы или террористической организации; содействие совершению террористического акта; финансирование терроризма; осуществление геноцида, преступления против человечности или военного преступления;
  3. ВПЛ вернулось к покинутому месту постоянного проживания (считается, что лицо вернулось к покинутому месту проживания, если лицо отсутствует более 60 дней по месту жительства).

Как не потерять социальные выплаты: Для того, чтобы не потерять социальные выплаты, переселенцам необходимо соблюдать указанные выше условия назначения и выплаты адресной помощи и пенсии, а также выполнять обязанности, установленные законодательством для ВПЛ.

Переселенцы обязаны

  1. Уведомлять об изменении места жительства структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов по новому месту жительства в течение 10 дней со дня прибытия на новое место жительства.
  2. Уведомлять о возвращении на покинутое место жительство структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городе Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах не позднее чем за три дня до дня отъезда. При наличии у внутренне перемещенного лица обоснованных причин для продления срока его отсутствии по месту жительства более 60 дней, такое лицо может обратиться с соответствующим письменным заявлением в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения. В таком случае срок отсутствия внутренне перемещенного лица по месту жительства может быть увеличен до 90 дней.
  3. Предоставлять достоверные сведения для получения справки о постановке на учет и при оформлении социальных выплат.
  4. Для пенсионеров – своевременно проходить физическую идентификацию в Ощадбанке (для владельцев электронных пенсионных удостоверений первые 2 раза каждые 6 месяцев, в дальнейшем – каждые 12 месяцев; для владельцев обычных платежных карточек банка – каждые 3 месяца со дня открытия счета).

Ежегодно в Россию стремятся попасть десятки и даже сотни тысяч иностранцев и бывших соотечественников. Причем большая их часть приходится на участников государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию. Переселенцам государство готово оказывать всестороннюю поддержку. Из данной статьи вы узнаете, на какую помощь могут рассчитывать участники программы переселения, на каких условиях производятся выплаты, какие положены выплаты переселенцам в 2019 году, какие документы нужны для получения помощи, в каком размере выплачиваются пособия, и как долго они будут начисляться. Также мы расскажем, какие затраты могут компенсировать выплаты, и что делать в том случае, если пособия не хватает для покрытия расходов.

Социальная помощь и выплаты переселенцам при участии в программе по переселению соотечественников

Если переселенец, являющийся официальным участником госпрограммы по переселению соотечественников и имеющий соответствующее свидетельство, переедет в один из приоритетных регионов РФ, он сможет рассчитывать на следующие меры поддержки:

  1. Социальные пособия инвалидам, семья, потерявшим кормильца и иным особым категориям лиц.
  2. Адресная материальная помощь (разовая или регулярная).
  3. Пособие по безработице от Центра занятости населения.
  4. “Подъемная” выплата (т.н. пособие на обустройство).
  5. Разовая материальная помощь.
  6. Освобождение от государственной пошлины при ввозе одного легкового автомобиля.
  7. Льготы не перевозку багажа.
  8. Компенсация за найм жилого помещения в России.
  9. Компенсация расходов на проезд к центру временного размещения или к новому жилью.

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход. Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру +7 (499) 938-80-92 для Москвы и МО, +7 (812) 467-36-94 для Санкт-Петербурга и Ленобласти, +7 (800) 350-31-76 для всех других регионов

Заказать обратный звонок для консультации

Заполните форму ниже. С вами свяжутся действующие юристы в течение 15 минут по вашему вопросу.

На какие можно рассчитывать выплаты

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды выплат участникам программы по содействию добровольному переселению в Россию:

  1. Единовременное пособие на благоустройство переселенцев-участников госпрограммы. Денежные средства программа позволяет направить на оплату услуг по оформлению необходимых бумаг, обучение, содействие в трудоустройстве, будущую пенсию, медицинские услуги, нострификацию диплома (также его перевод и заверение у нотариуса) и иных документах об образовании.
  2. Ежемесячные выплаты на оплату услуг дошкольных детских учреждений (начисляется не более чем полгода, или пока не будет оформлено гражданство).
  3. Компенсационная выплата в счет найма жилого помещения (региональная выплата). Начисляется в первое время при обустройстве (выдается на протяжении максимум полугода, или до вступления в гражданство).
  4. Ежемесячная выплата, получателями которой становятся переселенцы, не нашедшие по приезду работы и не открывшие свое дело.
  5. “Подъемные” средства на обустройство на новом месте. Разовая помощь.
  6. Компенсация затрат на уплату государственной пошлины, взимаемой за оформление бумаг, определяющих статус переселенца в РФ (из бюджета страны).
  7. Компенсация расходов на переезд и провоз багажа (из бюджета страны).

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 938-80-92

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-94

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 350-31-76

Звонок в один клик

Как получить

Важно! Каждый член семьи участника госпрограммы имеет право на самостоятельную подачу заявления о назначении подъемной выплаты.

Размер “подъемной” выплаты зависит от того, в какой субъект РФ готов переехать участник программы по переселению. Если речь идет о приоритетных регионах РФ, таких как Хабаровский край, выплаты составят 240,000 рублей для заявителя и 120,000 рублей для каждого члена его семьи. Если переселение происходит в менее важные в плане демографической ситуации субъекты РФ, пособие уменьшается до 20,000 рублей на заявителя и 10,000 рублей на каждого домочадца.

За оформлением выплаты необходимо обращаться в территорильные отделения ГУВМ МВД – сотрудник выдаст бланк заявления и проконсультирует относительно того, как его заполнить. Предварительно потребуется открыть банковский счет, на который будет осуществлен перевод средств.

Заявление подается лично участником программы или через законного представителя, у которого имеется нотариально заверенная доверенность. При этом придется документально подтверждать тот факт, что заявитель лично прийти не в состоянии. При себе необходимо иметь:

  • удостоверение личности;
  • свидетельство участника госпрограммы по переселению;
  • документы, доказывающие наличие родственных связей между заявителем и членами его семьи;
  • паспорта и свидетельства о рождении членов семьи.

Размер выплат

Важно! Если участник программы по переселению въехал в регион, который не относится к приоритетным местам заселения, ему полагается только 20,000 рублей “подъемных” и по 10,000 рублей на каждого члена семьи – деньги будут выданы единовременно после постановки на учет по месту пребывания или жительства.

“Подъемные” средства будут выплачены переселенцам в 2 этапа, не единовременно:

  1. Первая выплата производится сразу после переезда на новое место проживания (после того, как участник встанет на учет по месту пребывания или жительства). Сумма – 150,000 рублей участнику программы и 70,000 рублей на каждого члена семьи. Если регионы менее приоритетные – 50,000 и 25,000 рублей соответственно.
  2. Вторая выплата будет передана спустя 1,5 года после регистрации и фактического проживания на указанной в регистрации жилплощади (то есть в регионе, указанном в свидетельстве участника программы). Сумма – 90,000 рублей участнику программы и 50,000 членам семьи. Если регион не приоритетный – 30,000 и 15,000 рублей соответственно.

Читайте также статью ⇒ “Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев”.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Как скоро на банковский счет поступят “подъемные” выплаты, предназначенные участникам программы по переселению соотечественников?

Ответ: Решение о переводе средств принимается в течение 15 дней – остальное зависит от скорости поступления средств на счет.

Вопрос №2: Может ли участник программы по переселению соотечественников переехать в Москву или Санкт-Петербург?

Ответ: Выбор регионов для переселения ограничен – в города, которые и без того перенаселены, переезд осуществить нет возможности. К тому же, чем более приоритетный субъект РФ будет выбран, тем больше составит сумма “подъемных” выплат.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 938-80-92

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-94

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 350-31-76

Звонок в один клик

На исходе августа (а именно – 21 числа) правительство в очередной раз озаботилось проблемами пенсионеров-переселенцев.
Как следствие, было принято Постановление КМУ №788 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которое снова «усовершенствовало порядок назначения, восстановления и проведения пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ)».
Учитывая тот факт, что на момент принятия этого постановления прежнему правительству оставалось работать всего неделю, можно сказать, что оно сделало пенсионерам-переселенцам свой прощальный «подарок».
Чем же уходящее правительство на этот раз «одарило» ВПЛ?
Кому должны мы – всем прощаем
Для четкого понимания ответа на этот вопрос, необходимо вернуться немного назад – в май 2018 года. 24 мая прошлого года правительство опять (говоря его собственными словами) «усилило социальную защиту переселенцев», приняв уже ставшее знаменитым постановление №335 «О внесении изменений в постановление КМУ от 8 июня 2016 года №365». «Усиление» заключалось в том, что данное постановление полностью остановило все выплаты долгов по пенсиям переселенцам до принятия специального документа.
С этого момента новая редакция п.15 «Порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ» зазвучала так: «Суммы социальных выплат (читай – пенсий ВПЛ, – авт.), не выплаченные за прошедший период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабинетом министров».
Первые несколько месяцев правительственным чиновникам удавалось морочить голову пенсионерам-переселенцам, клятвенно обещая им скорое принятие этого самого отдельного порядка выплат пенсионных долгов переселенцам. Однако потом стало вполне очевидно, что правительство не намерено принимать этот порядок в принципе и долги по пенсиям переселенцам зависли прочно, всерьез и надолго.
Будущее показало верность подобной оценки, т.к. прежний Кабмин до самого конца своей работы так и не принял никакого порядка выплат долгов по пенсиям переселенцам.
В такой ситуации некоторые пенсионеры-ВПЛ начали пытаться выбивать долги по пенсиям через суды. Застрельщиками процесса выступили правозащитные организации.
Все дороги ведут в… суд
«Не ожидая ничего, пенсионерам-переселенцам нужно немедленно добиваться выплат задолженности в суде. Очень часто людям на местах говорят: «Ждите, постановление скоро будет». Но нужно понимать, что людям, которые обратились еще в мае 2018 года за получением задолженности по пенсии, по состоянию на сегодня долги до сих пор так и не выплатили. Суды становятся на сторону гражданина и его прав, исходя из того, что положение, которое определяет порядок выплаты задолженности, уже определено законом. А правительство банально экономит на ВПЛ. Некоторые из тех, кто обратился в суд, уже получили задолженность…», – заявила в конце января нынешнего года юрист общественной организации «Донбасс-SOS» Мария Красненко.
Магическое словосочетание – «уже получили», оказало нужное воздействие и иски пенсионеров-переселенцев по поводу долгов по выплате пенсий стали исчисляться уже тысячами.
В ответ на это в конце августа 2018 года правительство приняло отдельный порядок… выплаты долгов по пенсиям по решению суда. Он касается не только ВПЛ, но вообще всех пенсионеров.
Этот порядок предусматривает, что сумма пенсии, которая должна быть выплачена по решению суда, пересматривается специально созданной при Пенсионном фонде Комиссией по вопросам погашения задолженности по пенсионным выплатам по решению суда.
При отсутствии положительного решения этой комиссии Пенсионный фонд может отказаться выполнять решение суда и выплатить долги по пенсиям…
Совместный суд, еще не повод…
Как показало будущее, свежеиспеченный механизм оказался вполне эффективным. На фоне того, что, пенсионеры-ВПЛ выигрывали более 80% дел о выплате долгов по пенсиям в судах, львиную долю этих решений Пенсионный фонд откровенно игнорировал.
«После того, как Верховный суд принял образцовое решение, Пенсионный фонд рекомендовал своим представительствам на местах выполнять решения по делам, которые являются типичными и не оспаривать их. Пенсионный фонд насчитывает пенсии, но… не выплачивает их. Мы не можем выплатить задолженность, поскольку не можем обойти правительственное Постановление №335. Правительство не предусмотрело порядок таких выплат. Кроме того, в бюджете не предусмотрено соответствующих средств на подобные выплаты», – обрисовала ситуацию 2 месяца назад в парламентском Комитете по правам человека заместитель председателя правления Пенсионного фонда Ирина Ковпашко.
По ее словам, по состоянию на 1 июля 2019 года Пенсионный фонд не выполнил около 90% всех судебных решений. Как следствие, общий долг по судебным решениям о выплате пенсий переселенцам на тот момент составлял уже 599,8 млн грн.
«Невыплата пенсий и задолженности по пенсиям для лиц, которые переместились в результате конфликта, уже давно приобрела масштабы общегосударственной проблемы с кучей подводных камней. С одной стороны, еще 3 марта 2018 года Верховный суд Украины вынес положительное решение в образцовом деле о возобновлении выплаты пенсий и задолженности по пенсиям ВПЛ. С другой – органы Пенсионного фонда вопреки законодательству не выполняют решения судов», – прокомментировали ситуацию в Благотворительном фонде «Право на защиту» («Право на захист»).
Признать незаконным и недействительным
Так все могло бы продолжаться еще очень долго. Однако 11 июня нынешнего года Киевский окружной административный суд, рассматривая иск по делу № 640/18720/18, признал незаконными и недействительными отдельные положения постановления №335. В частности, речь идет о вторых подпунктах пунктов 1 и 2 документа.
Если опустить «лирику», то суд признал, что сам тезис о том, что «суммы социальных выплат, которые не выплачены за минувший период, выплачиваются на условиях особого Порядка, определенного Кабинетом Министров Украины» не имеет законной силы и долги по пенсиям должны погашаться без всяких особых условий. Таков закон и правительство не может своими подзаконными актами регулировать его нормы.
Несмотря на то, что это было решение лишь первой судебной инстанции, звоночек в общем и целом для правительства был очень тревожным. По сути, у Пенсионного фонда отнимали единственное основание, согласно которому он мог не выплачивать пенсионерам-переселенцам долги по пенсиям.
Примечательно, что еще раньше правозащитникам удалось также отменить в суде некоторые пункты другого правительственного постановления, имеющего прямое отношение к пенсионным выплатам переселенцам.
Речь о Постановлении КМУ №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятом 8 июня 2016 года.
В такой ситуации 21 августа нынешнего года правительство и приняло свое Постановление №788. В чем его основная суть?
В команде правительства замена
Во-первых, согласно Постановлению №788, Постановление №365 больше не регулирует пенсионные выплаты. Вообще. Во-вторых, Постановление №788 учитывает, что особый порядок выплат долгов по пенсиям переселенцам, предусмотренный Постановлением №335, признан судом незаконным, и переносит этот особый порядок в другое постановление КМУ – №637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам».
Это постановление полностью дееспособно, а новые поправки к нему в суде пока никакими исками правозащитников не обременены.
Таким образом, прежнее правительство быстро и элегантно нивелировало все победы правозащитников в судах по поводу незаконности введения какого бы то ни было особого порядка выплат пенсионных долгов ВПЛ.
Особый порядок выплат снова фигурирует в постановлениях правительства и правозащитникам нужно теперь подавать новые иски о признании незаконными и недействительными соответствующих положений еще и этого постановления. Дело это хлопотное и весьма небыстрое.
Кстати, в Постановление №637 из Постановления №365 перекочевал и порядок проверки пенсионеров-переселенцев, основанный на печально известной системе «Аркан».
Пенсионный фонд, как и прежде, может по собственной инициативе обратиться в государственные органы или органы местного самоуправления и на основании справки или даже просто данных реестра любого из этих органов приостановить выплату пенсии ВПЛ.
Как известно, ранее Пенсионный фонд регулярно и с удовольствием пользовался данными системы «Аркан» и массово останавливал пенсионные выплаты переселенцам. Судя по всему, практика эта будет продолжена.
Что скажет новое правительство?
Таким образом, можно констатировать, что в поединке за пенсионные долги между переселенцами и правозащитниками – с одной стороны, и правительством – с другой, уверенно победило правительство, которое особенно и не скрывало своего отношения к пенсионным и социальным выплатам переселенцам.
Идея, что нужно максимально экономить на этих выплатах, постоянно шла красной нитью через большинство высказываний и действий его чиновников.
В такой ситуации некоторый оптимизм может внушать только то, что старый Кабмин, создавший переселенцам немало проблем с выплатами, несколько дней назад канул в лету.
В Украине появилось новое правительство во главе с премьером Алексеем Гончаруком. Будет ли оно преемником политики предыдущего КМУ в отношении пенсионеров-переселенцев или можно надеяться на какие-то изменения в этой политике?
Ответа на этот вопрос пока нет. Есть только, как и прежде, надежно заблокированные выплаты долгов по пенсиям ВПЛ. И надежда, которая умирает последней.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *