Переоценка основных средств проводки

Пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса определено, что первоначальная стоимость основных средств может изменяться только в строго определенных указанной нормой случаях. А именно в случаях:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции;
  • модернизации;
  • технического перевооружения;
  • частичной ликвидации;
  • и по иным основаниям.

Определим, что означает каждое из употребляемых определений. В пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса отмечается, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.

Под реконструкцией основных средств в целях главы 25 Налогового кодекса понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. При этом реконструкция основных средств должна осуществляться по проекту и в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Из определений сделаем вывод, что основной целью проведения этих работ (модернизации или реконструкции) является улучшение или повышение первоначально принятых нормативных показателей функционирования основных средств либо изменение назначения использования объекта.

Однако на практике нередки ситуации, когда, к примеру, реконструкцию представляется достаточно трудно отличить от капремонта. Как быть бухгалтеру в такой ситуации? И какими документами нужно пользоваться, чтобы определить, что проведена именно реконструкция или ремонт. Остановимся на этом более подробно.

Важный момент

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям

Содержание

В чем весь «сыр-бор»

Казалось бы, а для чего подобное разграничение? Да и какая разница проведена реконструкция или капремонт? Ответ прост, как и все гениальное, — в учете. В налоговом учете расходы на ремонт учитываются единовременно в размере фактических затрат. При условии, что в организации нет резерва на ремонт основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, п. 1 ст. 260 НК РФ, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Что касается реконструкции, то тут учет несколько иной. Подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость основных средств, которые в дальнейшем можно списать только через амортизационные начисления (ст. 256-259 НК РФ). Естественно, что такое списание крайне не выгодно хозяйствующим субъектам, поскольку учет затрат в расходах по налогу на прибыль растягивается на долгие годы.

Необходимо также помнить, что начисление амортизации объектов основных средств после реконструкции в бухгалтерском и налоговом учете разнится и применение ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль» (утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 № 114н) неизбежно.

Из сказанного понятно, что бухгалтеру необходимо четко разграничивать, когда проводился ремонт, а когда — реконструкция. Отметим, что в первом случае — в объекте устраняются только недостатки и образовавшиеся за время работы погрешности, а при проведении реконструкции совершенствуются свойства объекта. Само собой, компании выгодно списывать затраты единовременно и проводить их как ремонтные. Однако то, что с этим не согласятся налоговые органы — стопроцентно. И в каждом удобном случае будут полагать, что была проведена реконструкция и начислять налог на прибыль со всеми вытекающими последствиями.

Иные определения реконструкции

Мало того что достаточно сложным представляется разграничить виды проводимых строительно-монтажных работ, так необходимо использовать законодательство, действующее еще со времен советского союза и отраслей права отличных от налогового.

Отметим, что в Налоговом кодексе приведено слишком общее определение и на практике представляется достаточно сложным классифицировать какие именно виды строительно-монтажных работ произведены.

Обычно бухгалтеры используют Приложение 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г., далее — Приложение 1 к ВСН).

В Приложении 1 к ВСН отмечается, что реконструкция здания — это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей. К примеру, количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости и пропускной способности или его назначения в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Определения реконструкции можно найти также в письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80, Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утв. Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. 15/1), письме Госплана СССР № НБ-36-Д, письме Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦУ СССР № 6-14 от 8 мая 1984 г. «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действ

Немало ясности внес Закон от 18 июля 2011 года № 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением отдельных положений)(далее — Закон № 215-ФЗ). Этими поправками внесены и дополнены законодательные акты РФ. В первую очередь новшества коснулись конечно Градостроительного кодекса. Законодатель существенно дополнил существующее определение реконструкции.

Так, с 22 июля 2011 года можно использовать новое более расширенное толкование определения «реконструкции», а также видов работ, которые можно отнести к ней. В «новой» редакции имеются определения реконструкции для объектов капитального строительства, линейных объектов (линий связи или электропередачи, трубопроводов, дорог и др). Ко всему прочему к реконструкции кроме изменения параметров объекта, таких как: высоты, этажности, площади объема относятся еще и такие виды работ, как: надстройка, перестройка или расширение объекта, замена или восстановление его несущих строительных конструкций за исключением отдельным элементов этих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели.

Определения «ремонта» нет ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. Поэтому обратимся вновь к строительным нормативным документам. В письме Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480 имеется следующее определение: под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных средств (их отдельных частей и конструкций) в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

В пункте 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279) имеется другое определение «ремонта» определяющее его как комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания или сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. Ремонт, как правило, подразделяют на текущий и капитальный. Закон № 215 — ФЗ внес свою «лепту» и в определение «ремонта». Так капитальный ремонт — это замена или восстановление:

  • строительных конструкций объектов капитального строительства или замена их элементов (кроме несущих);
  • систем инженерно-технического обеспечения и их сетей;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели.

Принципиальные отличия

Главное отличие ремонта от реконструкции в том, что целью первого являются профилактические мероприятия, устранение мелких повреждений и неисправностей в целях предохранения и преждевременного износа основных средств. В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта основных средств, его технико-экономические показатели, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади.

Целью же реконструкции является улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, увеличение мощности, срока полезного использования.

Таким образом, при разграничении реконструкции и ремонта основных средств определяющее значение играет изменение технико-экономических показателей, технологического или служебного назначения, приобретение им новых качеств. Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289, от 24 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29.

Важный момент

Не может являться определяющим фактором для разграничения ремонта и реконструкции стоимость проводимых работ. Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29.

Судебная практика

Судьи,учитывая указанные определения, в вынесенных решениях приходят к выводу, что к ремонтным относят работы, которые не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико- экономические показатели. К примеру, этой позиции придерживаются в постановлении ФАС Московского округа от 8 июня 2011 г. № КА-А40/5373-11. В своем решении арбитры указывают, что при квалификации произведенных работ с целью отнесения расходов к ремонтным или на модернизацию необходимо исходить из цели и направленности проведения таких работ, учитывая при этом, что к ремонтным (затратам, не увеличивающим инвентарную стоимость объекта) относятся такие виды работ, после проведения которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта. Целью ремонта является устранение имеющихся неисправностей, наличие которых делает опасной (невозможной) эксплуатацию основного средства. Аналогичная позиция выражена в решениях постановлений ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2010 № А56-35754/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 24 июня 2011 г. № А53-18544/2010, ФАС Московского округа от 11 мая 2011 г. № КА-А41/3691-11.

Замена отдельных вышедших из строя элементов основного средства, не связанная с изменением технологического или служебного назначения оборудования, либо изменением его технико-экономических показателей, не является модернизацией и рассматривается как ремонт основного средства (письмо Минфина РФ от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/518). Подобная точка зрения выражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 мая 2011 Г. № А65-20282/2010).

Мнение высшего суда

Интересной позиции придерживаются судьи в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 11495/10. В указанном постановлении арбитры отмечают, что одни и те же работы можно квалифицировать как капитальный ремонт, так и как реконструкцию. Налоговый орган квалифицировал работы по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины и забуриванию с этого места бокового ствола как реконструкцию, поскольку в результате проведенных мероприятий увеличилась добыча нефти. Однако компания учла их в облагаемой базе как капитальный ремонт. Судьи в вынесенном решении указали, что увеличение добычи нефти само по себе не является достаточным критерием для квалификации упомянутых работ в качестве капитального ремонта или реконструкции. И относить вид произведенных работ к ремонту или реконструкции необходимо исходя из состояния скважины. Так, бурение боковых стволов в бездействующих скважинах относится к реконструкции. А вот работы, проведенные в технически неисправных скважинах или в связи с предельной обводненностью пластов, образовавшейся в результате прорыва пластовых вод, нужно признавать капитальным ремонтом.

Бухгалтерский учет

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (п. 14 ПБУ «Учет основных средств 6/01», утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, далее — ПБУ 6/01).

По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат (п. 42 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, далее — Методические указания).

Затраты на такие работы учитываются на счете «08» «Вложения во внеоборотные активы». По окончании проведенных работ их необходимо списать с кредита счета «08» «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета «01» «Основные средства» (п. 42 Методических указаний, Инструкция по применению плана счетов). В связи с проведенной модернизацией, реконструкцией, достройкой или дооборудованием может быть изменен срок полезного использования объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

Амортизация по реконструированному объекту будет начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания всех работ по реконструкции (п. 21 ПБУ 6/01, п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обратите внимание

При проведении ремонта нужно составить дефектную ведомость.

Документальное оформление

Расходы на ремонт, реконструкцию и иные расходы должны быть документально подтверждены. Такое требование содержит пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса. При Налоговый кодекс не содержит перечня документов, которыми можно подтвердить расходы на ремонт, достройку, модернизацию и другие аналогичные расходы. Так же не стоит забывать о том, что подтверждающие документы должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона № 129- ФЗ. Следовательно, документами, подтверждающими эти расходы могут служить любые первичные документы о совершении этих работ. Рассмотрим этот момент более детально.

Если организация провела работы по достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции, то затраты по таким работам необходимо оформить соответствующими документами. А именно:

  • акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • изменение первоначальной стоимости нужно зафиксировать в инвентарной карточке по форме № ОС-6 или форме № ОС-6а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • акт приемки работ (если работа проведена сторонней организацией);
  • акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (утв. Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100);
  • смета расходов;
  • приказ руководителя о проведении работ.

При проведении ремонта документами, которые необходимо обязательно оформить, являются:

  • дефектная ведомость. Пунктом 69 Методических указаний отмечается, что ее нужно обязательно составлять, если создается резерв на ремонт основных средств. Однако во избежания разногласий с налоговыми инспекторами рекомендуем составлять при проведении ремонта указанный документ, поскольку он указывает на то, что у основного средства имеются неисправности, которые нужно удалить. Унифицированной формы дефектной ведомости нет, поэтому компании нужно ее разработать самостоятельно с обязательным отражением в приложении к учетной политике. Как правило, для того, чтобы составить «свою» дефектную ведомость в основу принимается акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • приказ руководителя о проведении ремонта. В нем обычно указывается чьими силами будет производиться ремонт (собственными или подрядными), состав комиссии по организации ремонта, сроки его проведения и прочая необходимая информация;
  • акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);

При проведении ремонта хозяйственным способом нужно оформить накладную на временное перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2.

  • инвентарную карточку по форме № ОС-6 или форме № ОС-6а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • смета расходов.

Как видно, список документов как при реконструкции, модернизации, достройке, дооборудовании, так при про проведении ремонта одинаков. Бухгалтеру, заполняя эти документы, в первую очередь, нужно следить, чтобы, к примеру, понятие «реконструкция» не заменялось словом «ремонт». Поскольку налоговики очень часто пытаются подменить ремонтные работы реконструкцией.

Ю.Л. Терновка, эксперт

Суть переоценки основных средств

Объекты основных средств принимаются к учету по цене приобретения. Но по п. 14 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость может меняться с течением времени в связи с проведением различных процедур: достройки, реконструкции, модернизации, оценки. Переоценка основных средств 2020 уточняет первоначальную стоимость объектов. Проводят ее в связи с изменением текущего уровня рыночных цен. На основании переоценки определяется текущая (восстановительная) стоимость основных фондов в соответствии с установленными условиями воспроизводства и рыночными ценами на момент переоценки (п. 41 Приказа Минфина РФ № 91н от 13.10.2003).

Правовое регулирование переоценки обеспечивают нормативные акты:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003;
  • Приказ № 186н от 24.12.2010.

Каждая организация имеет право на проведение переоценки, но это не является обязанностью. Но если учреждение единожды организовало переоценку, то в дальнейшем ей придется санкционировать ее регулярно, чтобы динамика восстановительной стоимости не была резкой. Если существенные изменения цен за отчетный год выявлены не были, то процедуру можно не проводить (п. 44 Приказа № 91н).

ВАЖНО! Организуется переоценка не более одного раза в год по состоянию на конец финансового периода, то есть 31 декабря (п. 15 ПБУ 6/01). В 2020 году переоценка основных средств должна проводиться 31.12.2019. На процедуру нужно отправлять все имущественные фонды, которые входят в одну классификацию (группировку).

Порядок проведения

Порядок и способы проведения переоценки каждое учреждение должно прописывать в своей учетной политике. Чтобы организовать переоценку и отразить итоги в бухгалтерском учете, необходимо подготовить информацию:

  • о первоначальной или восстановительной стоимости, определенной при предыдущей переоценке, по данным на 31 декабря отчетного периода;
  • о величине начисленной амортизации за весь срок полезного использования объекта — на 31.12;
  • документы, закрепляющие величину текущей восстановительной стоимости переоцениваемых основных средств — на 31.12.

Затем необходимо определиться с методами:

  1. По первоначальной стоимости — выявляется объем фактической цены фондов за минусом НДС и прочих налогов.
  2. По текущей (восстановительной) стоимости — высчитывается величина воспроизводства основных средств.

Когда процедура завершена, ее результаты необходимо отразить проводками в бухгалтерском учете.

Документальное оформление

Чтобы провести переоценку, руководителю необходимо издать официальный приказ. Распоряжение формируется на фирменном бланке организации. В шапке документа указываются контактные данные предприятия: адрес, телефон, электронная почта и сайт.

В приказе необходимо указать все группы фондов, которые планируется переоценить, и тех сотрудников, которые будут назначены ответственными за процедуру. В дополнение надлежит оформить приложение к распоряжению — перечень имущественных объектов, которые подлежат переоценке. В списке нужно указывать не только название основного средства, но и дату его приобретения, введения в эксплуатацию и дату принятия к бухгалтерскому учету.

Итоговые результаты переоценки основных средств нужно оформить следующими документами:

  1. Акт переоценки, который подпишут все члены комиссии. К нему нужно приложить все первичные документы, устанавливающие стоимость переоцененных активов.
  2. Инвентарная карточка учета объекта по форме ОС-6.

Правила пересчета амортизации при переоценке

Если после проведенной переоценки изменяется первоначальная или восстановительная стоимость основного средства, то бухгалтер должен пересчитать амортизацию по состоянию на 31 декабря того расчетного периода, в котором переоценивался имущественный объект.

Представим пошаговые действия специалиста в таблице:

Шаг Формула Расшифровка
1 КП = ВС по результатам переоценки / восстановительная (первоначальная) стоимость до процедуры Определяем коэффициент пересчета
2 Пересчет амортизации = начисленная на 31.12 сумма амортизации × КП Пересчитываем амортизацию на 31 декабря
3 Сумма изменения амортизации = пересчитанная амортизации – амортизация на 31.12 Вычисляем сумму изменения (увеличения или уменьшения) амортизации

Величина изменения проводится по счету 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со следующими счетами:

  • 83 «Добавочный капитал»;
  • 91.2 «Прочие доходы и расходы».

Если сумма изменения увеличивает начисленную ранее амортизацию, то снижается величина добавочного капитала. Если амортизационные начисления после переоценки уменьшаются, то растет значение прочих доходов.

Отражение результатов в бухгалтерском учете НКО

Итоги проводятся в бухучете исходя из результата процедуры — производится дооценка либо уценка. Если начисляется дооценка по объектам ОС, то ее величина относится к добавочному капиталу, если уценка — то к прочим расходам.

Если ранее проводилась переоценка, то дооценка проводится следующим образом (п. 15 ПБУ 6/01):

  • при уже начисленной ранее дооценке новая учитывается на добавочном капитале;
  • если при предыдущей была уценка, то дооценка, проводимая в отчетном периоде, размер которой не превышает прошлую уценку, учтенную на прочих расходах, в действующем отчетном периоде увеличивает прочие доходы, а величина, превысившая уценку, проводится на добавочном капитале.

По аналогии при уценке:

  • при наличии предыдущего снижения ПС текущую уценку отражают на прочих расходах;
  • при произведенном ранее увеличении цены текущее уценивание снижает размер добавочного капитала, а сумма, превысившая предыдущую дооценку, относится к прочим расходам.

Пример

Переоценка основных средств проводилась в организации первый раз. Зафиксировано, что первоначальная цена фондов уменьшилась, что было отражено на счете 91 в российской валюте — руб. При повторной оценке на следующий год выявленное удорожание фондов превысило прошлогоднее уменьшение цены основных средств (спасибо поднявшимся в цене имущественным активам). Результаты отразятся в бухгалтерском учете проводками:

Дебет Кредит
01 91.2 Увеличение стоимости фондов на величину, соответствующую уменьшению предыдущего периода
91.2 02 Увеличение амортизации, по сравнению с предыдущим годом
01 83 Отражение увеличения цены текущего года
83 02 Проведение остаточной амортизации

Особенности для бюджетников

Бюджетные учреждения должны проводить переоценку по иному регламенту. Процедура по пересчету стоимости бюджетными организациями осуществляется в определенных случаях:

  1. Если есть соответствующее решение со стороны Правительства РФ (п. 28 Инструкции № 157н).
  2. Если имущественный актив отчуждается не в пользу учреждений, принадлежащих государственному сектору (п. 29, 30 Федерального стандарта № 257н, п. 28 Инструкции № 157н).

Правила и сроки по процедурам утверждает Правительство Российской Федерации. Проведение переоценки для бюджетных учреждений регулируется единым порядком, закрепленным в Приказах Минэкономразвития России № 25, Минфина России № 6н, Минимущества России № 14, Госкомстата России № 7 от 25.01.2003 (в ред. от 02.10.2006).

Процедура осуществляется по состоянию на начало нового финансового года (п. 28 Инструкции 157н). В процессе переоценки производится пересчет балансовой стоимости и амортизационных начислений по каждому объекту ОС.

Некоторые категории активов являются исключением. К примеру, ценности Государственного Фонда РФ переоценивают специалисты Гохран РФ. В таких случаях пересчитывается оценочная стоимость ценностей Госфонда по ценам и официальному курсу доллара США, актуальным на дату пересчета.

К исключениям относятся:

  1. ОС, являющиеся имуществом казны. Они переоцениваются непосредственно на дату проведения операции или составления бюджетной отчетности.
  2. ОС, отчуждающихся не в пользу организаций государственного сектора. В этом случае балансовая стоимость доводится до величины справедливой стоимости на момент проведения переоценки.

Для проведения переоценки в бюджетном учреждении необходимо определиться со способом процедуры, а затем закрепить его в учетной политике организации (п. 41 Федерального стандарта № 257н, Методические указания по Федеральному стандарту № 257н). Существуют два способа выявления переоцененной стоимости имущества:

  1. Пересчет накопленных амортизационных начислений прямо пропорционально изменению первоначальной или балансовой стоимости имущественных объектов. При этом результатом процедуры должны быть равенство остаточной и переоцененной стоимостей.
  2. Разница первоначальной или балансовой стоимости и накопленной амортизации. Величина остаточной стоимости должна быть доведена до значения переоцененной стоимости. В бухучете формируются одновременные проводки по уменьшению балансовой стоимости актива на величину начисленных ранее амортизационных отчислений (Кт 0 101 00 000) и по увеличению остаточной цены фонда на величину дооценки до справедливой стоимости (Дт 0 101 00 000).

После проведения результатов пересчета амортизация должна начисляться на оставшийся срок полезного использования объекта по нормативам, действовавшим до начала процедуры.

Порядок оформления пересчета аналогичен тому, как проводят переоценку в коммерческих и некоммерческих организациях. Сначала оформляется приказ или распоряжение, затем его утверждает руководство. В распорядительную документацию включают следующие сведения (Письмо Минфина России № 02-14-07/274 от 08.02.2007):

  • состав комиссии и регламент, по которому она действует;
  • порядок осуществления процедуры — этапы проведения с указанием ответственных сотрудников;
  • период проведения;
  • сроки подписания итоговых актов;
  • перечень первичной документации и правила оформления таких документов.

Первоначальной информацией выступают данные бухгалтерского учета бюджетного учреждения и результаты проведенной ранее инвентаризации. Все данные должны строго соответствовать друг другу.

После завершения пересчета ответственные сотрудники оформляют итоговый акт, в котором и будут отражаться результаты процедуры. Унифицированной формы законодательством не предусмотрено, поэтому организация вправе разработать бланк самостоятельно, воспользовавшись нормативами из п. 25 Федерального стандарта № 256н. Регистр необходимо утвердить в учетной политике учреждения.

К акту прикладываются все подтвердительные документы, отражающие итоговый результат.

Проводки для бюджетного учреждения

Все операции отражаются в бюджетном учете обособленно, в строгом соответствии со сведениями, приведенными в бухгалтерской справке по форме 0504833.

Бухгалтерские записи, отражающие в учете результаты переоценки, приведем в таблице.

Проводки Нормативы Описание операции
Для бюджетных учреждений

Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000

Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 174н Учет дооценки ОС
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 Учет уценки ОС
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации
Для казенных учреждений
Дт КРБ 1 101 1Х 310, Дт КРБ 1 101 3Х 310 Кт КБК 1 401 30 000 Пункт 10 Инструкции № 162н Учет дооценки ОС
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 401 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 101 1Х 410, КРБ 1 101 3Х 410 Учет уценки ОС
Дт КРБ 1 104 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Кт КБК 1 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации
Для автономных учреждений
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 183н Учет дооценки ОС
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 Учет уценки ОС
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации

Налоговый учет при переоценке

Результат переоценки основных средств не относится ни к доходам, ни к расходам (п. 1 ст. 257 НК РФ). Итоги переоценки в обязательном порядке отражаются в бухгалтерском учете, но при расчете налога на прибыль данная процедура не учитывается (Письма Минфина РФ № 03-03-06/1/412 от 08.07.2011, № 03-03-06/1/544 от 08.09.2011, № 03-03-06/1/10621 от 20.02.2018). В Налоговом кодексе РФ (гл. 25 НК РФ) нет никаких отсылок к пересчету основных средств.

Результаты процедуры отражаются на счете 83 «Добавочный капитал» или на 91 счете, но при этом не меняется ни финансовый результат, ни налогооблагаемая база по налогу на прибыль, а значит, и не появляется учитываемая разница (ПБУ 18/02).

В случае дооценки или уценки в бухучете производится пересчет начисленной амортизации. При увеличении амортизационной суммы в бухучете амортизация для налогового учета не изменяется. Бухгалтеру потребуется каждый месяц проводить ПНО — постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Аналогичная ситуация по налоговому учету возникает и с уценкой. Разница между бухгалтерскими и налоговыми данными корректируется ежемесячным ОНА — отложенным налоговыми активами, а сама величина уценки является постоянным налоговым активом — ПНА.

Ключевое значение переоценка имеет для налогового учета имущества. Напоминаем, что с 01.01.2019 налогообложению по налогу на имущество подвергаются объекты недвижимости в собственности, владении, пользовании, распоряжении и полученные по концессии, которые учтены на балансе налогоплательщика (ст. 378, 378.1, 378.2 НК РФ).

При расчете налога на имущество по среднегодовой стоимости после проведенной переоценки будет использоваться переоцененная стоимость недвижимого фонда. Если рыночная стоимость объекта недвижимости увеличилась после проведенной процедуры, то уплачиваемый налог на имущество также растет.

Если расчет налога на имущество ведется по кадастровой стоимости, то сумма налоговых отчислений никак не изменится независимо от роста или уменьшения переоцененной стоимости объекта недвижимости.

Аналогична ситуация и с налоговым учетом в бюджетных учреждениях. Результаты проведенного пересчета не признаются доходами или расходами, не включаются в стоимость амортизируемых имущественных объектов и не участвуют в начислении амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Переоценка основных средств (ОС): что такое и для чего она нужна?

Отображение переоценки ОС в финансовой отчетности компании

Амортизация переоцененных основных средств

Переоценка ОС в налоговом учете

Проводки по переоценке основных средств

Основные средства используются на протяжении длительного периода, кроме износа, на их стоимость могут влиять и другие факторы. Например, если создали новую линию, что значительно уменьшает себестоимость конкретной продукции, то рыночная стоимость старой снизится. В то же время может значительно возрасти рыночная стоимость недвижимости, которая находится в выгодном месте.

Переоценка основных средств (ОС): что такое и для чего она нужна?

Переоценка ОС – это приведение первичной стоимости основных средств к рыночным реалиям. В результате новой оценки активы могут быть дооценены или уценены и далее учитываются на балансе по новой – восстановленной – стоимости.

Переоценка основных средств не является обязательной для предприятий. Порядок проведения этого процесса утверждается руководством и прописывается в учетной политике компании. Обязательными для исполнения являются несколько правил:

  • переоценка ОС не должна проводиться чаще 1 раза в год;
  • в случае проведения переоценки выбранных ОС один раз эта процедура становится обязательной для проведения в будущем;
  • финансовая отчетность прошлых периодов не корректируется на результаты переоценки.

Компания самостоятельно определяет основные средства или группу ОС, которая подлежит переоценке. Целесообразно время от времени определять актуальную рыночную стоимость для следующих активов: здания, незавершенное строительство, оборудование, измерительные приборы, транспортные средства, компьютерная техника, подлежащие продаже или списанию основные средства. Методические указания говорят, что земля и природные ресурсы переоценке не подлежат.

Наиболее часто рыночная стоимость активов стремительно изменяется при высоком темпе инфляции или для высокотехнологичных основных средств, которые быстро устаревают.

Основные средства переоцениваются для отображения на балансе их актуальной рыночной стоимости, что может понадобиться:

  • для учета реальной суммы амортизации при формировании себестоимости продукции;
  • при оформлении основных средств в залог по кредитным обязательствам;
  • с целью увеличения уставного капитала, например, для выхода на рынок ценных бумаг;
  • при реструктуризации;
  • для привлечения инвестиций;
  • если планируется продажа некоторых активов.

Переоценивать основные средства можно путем корректирования на индекс инфляции или путем проведения полноценной оценки активов.

Отображение переоценки ОС в финансовой отчетности компании

Как правило, переоценка ОС проводится в конце года и отображается в финансовой отчетности на начало следующего периода.

Восстановленная стоимость ОС – это актуальная рыночная стоимость аналогичных объектов, включая затраты на их приобретение, доставку, монтаж и др. Она отображается на счете 01 (Основные средства), дооценка основных средств отображается на счете 83 (Добавочный капитал), уценка на сете 91.2 (Прочие расходы).

Если переоценка отдельных активов проводилась ранее, возможны следующие ситуации:

  1. По итогам предыдущих переоценок на счете 83 накопилась некоторая сумма дооценки конкретного актива, но в последнем периоде его восстановленная стоимость ниже предыдущей. В данной ситуации на результат уценки сначала уменьшается накопленная на счете 83 сумма доооценки, а остальное относится к прочим расходам.
  2. Если ранее уцененный актив подорожал, то часть дооценки, которая равна сумме уценки, отнесенной к прочим расходам в предыдущих периодах, относится к прочим доходам текущего периода, а остальное на счет 83 (Добавочный капитал).

Если основные средства выбывают с баланса, то их учитывают как прочие расходы/доходы, накопленная дооценка переносится на нераспределенную прибыль.

Амортизация переоцененных основных средств

Если первоначальная или восстановленная стоимость ОС изменяется, то обязательно нужно проводить перерасчет амортизации.

Алгоритм перерасчета амортизации при переоценке ОС:

  1. Определяем степень износа актива: накопленная сумма амортизации/первоначальная стоимость актива.
  2. Определяем новую сумму амортизации: восстановленную стоимость * степень износа.

Далее скорректированная сумма амортизации отображается на счете 02 в корреспонденции со счетами 83 и 91/2. Если сумма накопленной амортизации увеличилась, то добавочный капитал уменьшается, при уменьшении накопленной амортизации увеличиваются прочие доходы.

Переоценка ОС в налоговом учете

Сумма переоценки ОС в налоговом учете не учитывается, и, соответственно, начисления амортизации не изменяются. Переоценка ОС никак не влияет на базу налогообложения, что приводит к возникновению постоянной разницы (постоянного налогового актива) в сравнении с бухгалтерским учетом.

Стоит отметить, что при расчете налога на имущество учитывается текущая его бухгалтерская стоимость.

Переоценка ОС не влияет на базу налогообложения прибыли, но учитывается при налогообложении имущества.

Проводки по переоценке основных средств

Пример 1. Дооценка основных средств: проводки.

Первоначальная стоимость офиса вашей компании 3 года назад составляла 200 000 руб., сумма накопленной амортизации – 30 000 руб.

В результате стремительной инфляции стоимость недвижимости в национальной валюте выросла, офис компании, в сравнении с аналогичными объектами, оценивается в 300 000 руб.

Для начала скорректируем сумму начисленной амортизации:

(30 000/200 000)*300 000 = 45 000 руб.

Основные средства компании дооценены на 100 000 руб. – Дт01 Кт83.

Сумма амортизации дооценена на 15 000 руб. – Дт83 Кт02.

Пример 2. Уценка основных средств: проводки.

Ваша компания купила оборудование два года назад за 70 000 руб., начислила амортизацию 14 000 руб.

Недавно на рынке появилось новое оборудование по производству аналогичной продукции, только со значительной экономией энергии. Что привело к падению цен на устаревшие модели, в том числе оценочная стоимость основных средств вашей компании снизилась до 30 000 руб.

Пересчитанная сумма амортизации за два года составит: (14 000/70 000)*30 000 = 6 000 руб.

Основные средства компании уценены на 40 000 руб. – Дт91.2 Кт01.

Накопленная амортизация уценена на 8 000 руб. – Дт02 Кт91.1.

1>Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: в каких случаях организации выгодно провести переоценку основных средств в бухучете?

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. При дооценке чистые активы, собственный капитал и налоговая база по налогу на имущество увеличиваются, а при уценке – уменьшаются.

От первоначальной стоимости основного средства зависит:

  • величина чистых активов организации;
  • величина собственного капитала организации, отражаемого в разделе III Бухгалтерского баланса;
  • налоговая база по налогу на имущество (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Поэтому дооценку основных средств организации выгодно провести:

  • если чистые активы организации к концу года станут меньше ее уставного капитала, что является недопустимым. В такой ситуации организация должна уменьшить размер уставного капитала или подлежать ликвидации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 90 и пункте 4 статьи 99 Гражданского кодекса РФ. Проведение переоценки основных средств поможет избежать этих мер;
  • чтобы сделать бухгалтерский баланс более привлекательным для собственников и инвесторов организации. Дооценка основных средств позволит увеличить долю собственного капитала в общем капитале организации.

Однако следует иметь в виду, если организация применяет общую систему налогообложения, то в обоих случаях после переоценки нужно будет платить налог на имущество в большей сумме, чем до ее проведения.

Соответственно уценку организации выгодно провести, чтобы снизить свои платежи в бюджет по налогу на имущество.

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств?

Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано в пункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:

– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);

– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.

Ситуация: как определить группы однородных объектов основных средств для целей проведения переоценки?

Переоценку основных средств организация может провести только по группам однородных объектов (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако группы однородных объектов основных средств законодательством не установлены. В пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведены в качестве примера три группы однородных объектов основных средств:

  • здания;
  • сооружения;
  • транспортные средства.

Поэтому остальные группы однородных объектов организация должна установить самостоятельно, прописав эти положения в учетной политике для целей бухучета. Например, следуя пункту 3 Методический указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, можно установить следующие группы однородных основных средств:

  • передаточные устройства;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника (оргтехника);
  • инструмент;
  • производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги.

Регулярность переоценок

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств? Ранее основные средства уже подвергались переоценке.

Ответ: нет, не должна.

Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.

В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.

Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.

Документальное оформление решения о переоценке

Решение о проведение переоценки основных средств оформляется приказом руководителя организации, в котором следует указать:

  • сотрудников, которые будут участвовать в переоценке;
  • группы однородных объектов основных средств, подлежащих переоценке.

На основании приказа бухгалтер должен подготовить перечень объектов, входящих в группу однородных основных средств (предварительно проверив их наличие). В перечне рекомендуется указать следующую информацию по каждому объекту основных средств:

  • точное название;
  • дату приобретения (сооружения);
  • дату принятия к учету.

Такой порядок установлен в пункте 45 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При переоценке по каждому однородному объекту основных средств проводится:

  • расчет восстановительной стоимости;
  • пересчет суммы начисленной амортизации;
  • расчет общей суммы уценки (дооценки).

Об этом сказано в пункте 46 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Расчет восстановительной стоимости

Рассчитать восстановительную стоимость основного средства можно:

  • методом прямого пересчета;
  • методом индексации.

Такие методы переоценки установлены в пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выбранный метод переоценки основных средств закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Метод прямого пересчета

При методе прямого пересчета нужно определить рыночную стоимость основного средства по состоянию на 31 декабря. Для этого по выбору организации могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;
  • оценка БТИ;
  • оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: как при переоценке рассчитать восстановительную стоимость основного средства, используя метод индексации?

Использование метода индексации предполагает корректировку стоимости основных средств на специальные индексы, учитывающие уровень инфляции. До 2001 года эти индексы для каждого региона России разрабатывал Госкомстат России. С 1 января 2001 года Госкомстат России прекратил их расчет. Однако в случае необходимости эти индексы могут быть разработаны НИИ Госкомстата России на коммерческой основе. Об этом сказано в пункте 6 письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480.

В связи с этим Минфин России в письме от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/63 подтвердил право организаций проводить переоценку основных средств методом индексации. Однако для этого организация:

  • должна разработать индексы переоценки самостоятельно (при условии, что у организации есть необходимая информация об уровне инфляции в регионе, в котором ведется ее деятельность);
  • либо обратиться за их разработкой в НИИ Госкомстата России на платной основе.

Оба предложенных варианта на практике трудновыполнимы. Поэтому фактически провести переоценку группы однородных объектов основных средств возможно только методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Определение суммы дооценки или уценки

Сумму, на которую по результатам переоценки нужно увеличить (уменьшить) стоимость основного средства, рассчитайте так:

Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки

Сумму амортизации, начисленной по основному средству по состоянию на 31 декабря года проведения переоценки, пересчитайте так:

Коэффициент пересчета = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки : Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки
Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря = Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря × Коэффициент пересчета
Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству = Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря

Общую сумму уценки (дооценки) по каждому основному средству рассчитайте по формуле:

Общая сумма уценки (дооценки) по основному средству = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству

Такой порядок проведения расчетов при переоценке основных средств установлен в пункте 48 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Пример проведения расчетов при переоценке основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку вычислительной техники.

По состоянию на 31 декабря в «Альфе» числится компьютер, восстановительная стоимость которого равна 50 000 руб. Сумма начисленной амортизации по компьютеру составляет 5000 руб.

По результатам проведенной переоценки рыночная цена компьютера по состоянию на 31 декабря составляет 45 000 руб. Коэффициент пересчета равен 0,9 (45 000 руб. : 50 000 руб.). Пересчитанная сумма амортизации – 4500 руб. (5000 руб. × 0,9).

Сумма, на которую нужно уменьшать восстановительную стоимость компьютера по результатам переоценки, составила 5000 руб. (50 000 руб. – 45 000 руб.). Сумма, на которую нужно уменьшать сумму амортизации, начисленной по основному средству, – 500 руб. (5000 руб. – 4500 руб.). Общая сумма уценки стоимости основного средства составила 4500 руб. (5000 руб. – 500 руб.).

Документальное оформление результатов переоценки

Результаты переоценки основных средств отражают в акте, составленном в произвольной форме (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Результаты проведенной переоценки основных средств отразите в бухучете и в инвентарной карточке по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Из этого правила есть исключение. Результаты переоценки можно не учитывать по тем группам однородных объектов основных средств, стоимость которых изменилась несущественно. Чтобы воспользоваться этим правом, по каждой группе однородных объектов основных средств нужно рассчитать уровень изменения стоимости:

Уровень изменения стоимости основных средств = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств : Стоимость основных средств до переоценки

Такой порядок установлен в пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Критерий существенности

Критерий существенности организация определяет самостоятельно, отразив его в учетной политике для целей бухучета (приказе о проведении переоценки) (п. 7, 8 ПБУ 1/2008).

Пример определения необходимости отражения в бухучете результатов от проведенной переоценки групп однородных объектов основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку следующих групп однородных объектов основных средств:

  • транспортные средства;
  • вычислительная техника.

По состоянию на 31 декабря восстановительная стоимость (без учета сумм начисленной амортизации) этих групп объектов составляет 5 400 000 руб. и 150 000 руб. соответственно.

По состоянию на 31 декабря года рыночная стоимость транспортных средств равна 5 800 000 руб., а вычислительной техники – 145 000 руб. В учетной политике «Альфы» установлен уровень существенности в размере 5 процентов.

Рыночная стоимость транспортных средств больше восстановительной на 400 000 руб. (5 800 000 – 5 400 000). Чтобы определить, является ли эта разница существенной, бухгалтер рассчитал ее долю в восстановительной стоимости:
400 000 руб. : 5 400 000 руб. × 100% = 7,41% (7,41% > 5%).

Это существенное отклонение рыночной стоимости транспортных средств от балансовой. Поэтому бухгалтер отразил в бухучете результаты переоценки транспортных средств, проведенной по состоянию на 31 декабря.

Отклонение рыночной стоимости вычислительной техники от балансовой составляет 5000 руб. (145 000 руб. – 150 000 руб.) или 3,33 процента (5000 руб. : 150 000 руб. × 100%). Так как это отклонение несущественно (3,33% < 5%), результаты переоценки вычислительной техники бухгалтер «Альфы» не отразил.

Сергей Козлов, директор ГК «Априори»:

— Непросто дается российским предпринимателям 2020 г. Только отбились от стаи «черных лебедей» в виде пандемической угрозы и периода самоизоляции, как настало время решать более насущные проблемы. С 2021 г. по результатам только что проведенной переоценки изменится кадастровая стоимость земли. И вместе с ней снова остро встанет вопрос уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. На практике кадастровая стоимость часто не совпадает с рыночной, что в свою очередь ощутимо увеличивает платежи по налогам.

Все ли так однозначно с кадастровой стоимостью? Есть ли у предпринимателей шанс снизить платежи?

Переоценка проведена этим летом

Традиционный рост тарифов и цен в разных сферах жизни россиян случается ежегодно, сразу после Нового года. Не обойдет своим вниманием 2021 г. и предпринимателей.

Результаты кадастровой оценки земельных участков в Свердловской области на 2021 г. уже известны, в сентябре отчет утвержден. С ними можно ознакомиться на сайте ГБУ СО «ЦКО» и Росреестра. И сейчас можно примерно оценить потенциальный рост и соответственно свои будущие затраты.

За период работы комиссии в неё поступило 128 заявлений, 256 объектов пытались снизить кадастровую стоимость. Удовлетворили 17 заявлений, 41 объект получили право заменить кадастровую стоимость на рыночную. Почему возможны расхождения и как исправить

Итак, кадастровую стоимость в государственном органе переоценили, предприниматель получил пока примерные, новые вводные для платежей и уже подсчитывает будущие расходы.

Но всегда ли справедлива полученная кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость может существенно меняться в зависимости от учтенных в процессе проведения кадастровой оценки количественных и качественных характеристик объекта. А при учете этих характеристик могла быть допущена ошибка, особенно когда речь идет о сложносоставных объектах. Например, при кадастровой оценке помещений в зданиях вспомогательное помещение могли посчитать с таким же удельным показателем, как и офисное. Ошибка могла закрасться в количестве единиц площади или в назначении находящихся у одного предприятия соседних земельных участков.

В случае несогласия с кадастровой стоимостью и, самое главное, до занесения новой кадастровой стоимости на 2021 г. в ЕГРН, предпринимателю важно успеть подать письменные возражения по поводу результатов, содержащихся в промежуточном отчете об определении кадастровой стоимости. Эти промежуточные данные доступны уже с августа.

А вот если возражения подать не успели и кадастровая стоимость уже утверждена и внесена в ЕГРН, то тут только три пути. Добиваться исправления ошибки в отчете о кадастровой стоимости, либо идти в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров при МУГИСО.

Шансы снизить кадастровую стоимость есть у каждого

Почему-то в среде предпринимателей бытует мнение, что пройти комиссию при МУГИСО с положительным для себя исходом нереально. Но это не так.

За время своей работы комиссия вынесла 256 решений. Положительные из них — по 41 объектам, то есть в 16% случаев. Речь идет о сокращении налогооблагаемой базы больше чем на 3 млрд руб. Средний же показатель уменьшения балансирует на грани 40%.

Прохождение комиссии — часто самый правильный путь. Да, методика оценки совершенствуется с каждым разом, все реже система ошибается в определении кадастровой стоимости, которая все больше приближается к рыночной, но статистика указывает, что части предпринимателей удается добиться снижения.

Вопрос здесь только в желании отстаивать свою точку зрения и качественной проработке своей позиции. И лучше привлечь профессионалов к этой работе, тех, кто грамотно ознакомится с особенностями предприятия, понимает суть оценочного процесса и механизм начисления кадастровой стоимости. Тогда шанс провести итоговую переоценку достаточно высок.

Факт остается фактом. Кому-то удается пройти комиссию с положительным для своего предприятия результатом.

Льготы никто не отменял

К сожалению, многие предприниматели просто не знают, какими льготами обладают, и не пользуются предоставленными государством возможностями и правами. А те, кто что-то слышал, часто не представляют механизм, по которому подобные льготы могут быть реализованы.

О каких налоговых «льготах» можно сказать применительно к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость?

К примеру, право на применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций, а также право не уплачивать налог в течении нескольких налоговых периодов поставлено региональным законодателем в зависимость от таких критериев, как:

  • дата ввода объекта в эксплуатацию,
  • размер среднемесячной зарплаты в организации,
  • применение упрощенной системы налогообложения,
  • вид деятельности, осуществляемой организацией в совокупности с удельным весом доходов от осуществления этой деятельности.
  • Добавились льготы на 2020 г., связанные с пандемией.

При уплате земельного налога необходимо обращать внимание на льготы, установленные Налоговым кодексом РФ, и размер дифференцированных налоговых ставок, установленных муниципальным актом. Так, например в Екатеринбурге для земельного налога по общему правилу применяется ставка 1,5%. Применение иных ставок зависит от вида разрешенного использования земельного участка или от того, какими объектами земельный участок занят.

Также важно помнить, что с 1 января 2021 г. организации освобождаются от сдачи в инспекцию декларации по земельному налогу. Таким образом, отчетность по земельному налогу за 2020 г. подавать не нужно, но при наличии оснований для применения налоговой льготы необходимо заявить в ФНС о желании использовать льготы — в установленной форме.

Подобных нюансов и мелочей, за которыми в итоге стоят большие суммы в (платежных ведомостях) крайне много. И, чтобы учитывать их все, часто одного желания недостаточно. Решающее значение имеет опыт конкретных специалистов, привлеченных к решению подобных задач.

Группа компаний «Априори» давно работает с изменением кадастровой стоимости объектов, будь то здание, имущественный комплекс или земельный участок. Компания — одна из немногих в УРФО, кто предоставляет весь спектр услуг по сопровождению операций по изменению кадастровой стоимости. Среди наших сотрудников — профессиональные оценщики, юристы, специалисты по недвижимости, аудиторы.

В сопровождение кадастровой переоценки под ключ входит работа по следующим направлениям:

  • Расчет ориентировочной рыночной стоимости;
  • Анализ примененных в отчете о государственной кадастровой оценке количественных и качественных характеристик объекта;
  • Составление отчета профессиональным оценщиком;
  • Представление интересов клиента в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суде.
  • Сопровождение учета изменённой кадастровой стоимости в целях налогообложения.

Заказчиками юридических и оценочных услуг ГК «Априори» в сфере изменения кадастровой стоимости уже долгое время являются крупнейшие организации региона. В портфеле ГК «Априори» накоплен большой объем успешно разрешенных кейсов различной направленности, при работе с которыми наши специалисты учли и взяли на вооружение мельчайшие подробности и нюансы, среди них: государственные корпорации, крупные землевладельцы, собственники торговых центров и значимых бизнес-проектов.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *