Переселение с районов крайнего севера

Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон №125-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с ст. 1 Закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании ст. 2 Закона №125-ФЗ в первую очередь государственные жилищные сертификаты (далее — сертификат) предоставляются инвалидам I и II групп а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» уточнены отдельные требования к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии Федеральный закон №228-ФЗ.pdf.

В частности, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны быть получателями в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

— жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

— бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Право на получение жилищной субсидии подтверждается сертификатом.

Письменный отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из:

  • состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
  • норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2020 года по Российской Федерации утвержден Приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр и составляет 48 634 рублей.

Согласно ст. 6 Закона №125-ФЗ условием выдачи сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее 18 квадратных метров.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее — социальная выплата).

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения. При недостаточности суммы социальной выплаты, гражданин вправе использовать дополнительные денежные средства — собственные или заемные.

Гражданин, которому предоставляется социальной выплаты, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

Напоминаем, что в период с 01.01.2021 по 01.07.2021 года Министерство от граждан, состоящих на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенных в состав участников ведомственной целевой программы, будет принимать заявления о включении в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 году.

Заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2022 году пишется в произвольной форме с указанием состава семьи и субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания за пределами Камчатского края.

Формы документов для оформления жилищной субсидии:
1.Бланк заявления и перечень документов для постановки на учет.

2. Бланк заявления и перечень документов для признания граждан участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3.Бланк заявления и перечень документов для получения государственного жилищного сертификата.

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по включению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Cевера и приравненных к ним местностей

Переселение с крайнего севера по Федеральной программе возможно только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также поставлен ввиду данного обстоятельства на учет. Таким гражданам, при их переезде на другое место проживания, государство предоставляет субсидии. Такой порядок помог выехать из регионов крайнего севера тысячам граждан.

В чем суть программы переселения

Федеральная программа переселения будет реализовываться вплоть до 2025 года

Этот проект имеет значимость для государства и состоит в том, что люди, которые въехали в регионы КС после первого января 1992 могут рассчитывать на господдержку. Для этого необходимо выполнить всего одно условие – не иметь в своей собственности жилых помещений.

Размер оказываемой переселенцам льготы будет зависеть от следующих обстоятельств:

  • Количество членов семьи, которая планирует переезд: размер предоставляемой площади жилья будет зависеть именно от этого условия: на одного человека предоставят 33 кв.м., если семья из 2 человек – 42 кв.м., при наличии большего количества проживающих вместе родственников будет предоставлено дополнительно из расчета 18 кв.м. на каждого;
  • Стоимость приобретаемой в регионе переезда жилплощади. Указанная цена регулируется распоряжением Правительства. Этот показатель является основополагающим для расчета других характеристик;
  • Общий стаж, который был заработан, трудясь на Крайнем Севере.

Рассматривая все характеристики в совокупности можно будет более справедливо оценить период проживания граждан, а также их условия. Льгота предоставлена ввиду нахождения в тяжелых климатических условиях. Чем дольше был период пребывания, чем больше членов семьи, тем выше должна быть комфортность нового жилья.

Какие категории подлежат переселению

Для того, чтобы воспользоваться данной программой и значительно улучшить не только зону климатических условий, но и жилищный фонд своей семьи, придется соответствовать определенным требованиям. Требования охватывают все стороны жизни переселенцев, однако, нельзя применить к себе только часть от перечисленного. Соответствовать придется всему списку:

  1. Переезд на Крайний Север состоялся позднее января 1992 года;
  2. Стаж, который может быть официально подтвержден, в районе проживания должен быть не менее 15 лет;
  3. Отсутствие собственности в иных регионах РФ. К этому пункту также относится отсутствие выплаты субсидии, которая была направлена на улучшение условий жилья в районе КС;
  4. Гражданин или вся семья была поставлена на учет, как те, кто нуждается в жилплощади.

Есть категория граждан, к кому требования значительно мягче – это инвалиды I или II группы. В их случае для обладания правом на субсидию достаточно получить увечье в период исполнения трудовых обязанностей и иметь общий стаж труда свыше 15 лет.

Также значительными являются поправки, по которым гражданам из населенных пунктов, закрывшихся решением местных властей, а также с разрешения Правительства РФ выплачивается 100% стоимости приобретаемой квартиры. Таким гражданам не придется вырабатывать определенный стаж, это правило на них действовать не будет.

Перечень регионов России для переселения

Определен перечень регионов, которые считаются территорией Крайнего Севера. Это территории, которые находятся на севере страны и омываемые Северным Ледовитым океаном, Охотским и Беринговым морями. Специально выделены следующие земли:

  • Мурманская область;
  • Иркутская область;
  • Архангельская область;
  • Магаданскаяобласть;
  • Сахалинскаяобласть;
  • Ямало-Ненецкий АО;
  • Якутия;
  • Красноярский край;
  • Чукотский край;
  • Камчатка;
  • Хабаровский край;
  • Республика Коми;
  • Тыва;
  • Карелия.

Данные регионы являются основными для переселения. Их жители, соблюдая иные условия, имеют право сменить место жительства и переехать в более комфортные места. В указанных местностях довольно суровый климат, поэтому жить там бывает небезопасно для здоровья.

Условия получения субсидии

Для того, чтобы рассчитывать на получение субсидии, необходимо выполнить определенные условия. Пошаговая инструкция в этом вопросе поможет не запутаться. При этом стоит помнить, что если какой-то из шагов пропущен или выполнен с ошибками, либо не в полном объеме, то рассчитывать на помощь не придется. Следует внимательней отнестись к ниже написанному:

  • В период январь – июль направить заявление в адрес местного органа власти, который ведет учет граждан, состоящих на учете в статусе «нуждающихся в жилплощади». Такой шаг обусловлен необходимостью назначения будущих соц. выплат. Заявка может быть отправлена только совместно с разрешением всех членов семьи, направленное на снятие ограничений на использование их данных, а также подтверждающее возможность участия в оговоренной программе;
  • Администрация в срок до 1 августа обязана произвести обработку всех поступивших на рассмотрение документов, а также по их результатам составить списки лиц, изъявивших желание на переезд. Указанные перечни будут разбиты на категории. Деление зависит от степени нуждаемости, по результатам составления указанных документов будут разосланы уведомления. Каждый заявитель, вне зависимости от принятого решения, получит результат рассмотрения в письменном виде;
  • Списки подлежат составлению в порядке очередности постановки на учет нуждающихся граждан;
  • Указанные документы не носят секретного характера. С ними всегда можно ознакомиться. Для этого существует 3 способа: в порядке личного или письменного обращения; через региональный сайт жил. комитета; посредством телефонного звонка.

Инструкция не сложная и не вызовет затруднений. Все работы по распределению субсидий достаточно прозрачны и с ними всегда можно ознакомиться. Главное в этом вопросе – не пропустить период обращения, поскольку в иные сроки документы приняты не будут.

Требования к претендентам на переезд

Для того чтоб попасть под программу важно иметь стаж и проживать в районах КС не менее 15 лет

Для переселения недостаточно будет только желания. Даже если этого хочет семья из большого количества людей. Для того, чтобы воспользоваться данной программе придется соответствовать ряду требований. Чтобы не тратить свое время, стоит заранее понимать, что переселенцами могут быть только следующие граждане:

  1. Те, кто переехал на Крайний Север позднее января 1992 года;
  2. Имеющие стаж трудовой деятельности в регионе постоянного проживания свыше 15 лет, а также способные подтвердить данный факт официальными документами;
  3. Не иметь собственности в иных регионах РФ, а также не субсидироваться по жилью, в котором осуществляется проживание на момент обращения;
  4. Состоять на учете, как нуждающиеся в жилплощади;
  5. Обладатели инвалидности I или II группы. При этом причина инвалидности – это трудовое увечье, стаж работы при этом должен быть свыше 15 лет.

Соответствуя указанным требованиям, можно рассчитывать на положительное решение вопроса. Гражданам, прожившим в тяжелых условиях Крайнего Севера, переезд иногда бывает просто необходим. Поскольку длительное нахождение в суровых условиях может негативно сказаться на их здоровье.

Как встать в очередь

Будущим получателям субсидии следует быть готовым к тому, что по результатам рассмотрения документов будут сформированы очереди. Распределение в них граждан происходит определенным образом и зависит не только от их социального статуса, но и от состояния их здоровья. Очереди бывают следующих видов:

  • Те, кто покидает город или полярное поселение ввиду их ликвидации;
  • Граждане, имеющие I или II группу инвалидности. Сюда же будут входить те, кто получил указанные группы еще в детстве и те, кто был рожден на в северном районе;
  • Пенсионеры. Сумма субсидии при этом будет напрямую зависеть от продолжительности трудового стажа на КС.
  • Граждане, которые не имеют официального трудоустройства, а также стоят свыше одного года на регистрационном учете в службах занятости, относящихся к районам КС;
  • Лица, имеющее официальное трудоустройство, в расчет при переезде которых будет взят во внимание размер (продолжительность) северной выработки.

Выплаты будут осуществляться в порядке очередности и их реализация зависит только от даты, в которую было подано заявление, а также того порядкового номера, который был присвоен. Такой принцип работы с заявлениями позволяет равномерно распределить бюджет с учетом всех годовых трат. Окончательный список претендующих на выплаты лиц формируется и проходит утверждение ежегодно до 15 февраля.

Помимо основного списка есть еще и граждане, которые получают субсидии вне очереди. Таковыми являются:

  1. Лица, которые достигли возраста выхода на пенсию, имея за плечами стаж северной трудовой деятельности более 40 лет;
  2. Граждане, страдающие хроническими заболеваниями, которые обостряются или протекают в тяжелой форме из-за суровых климатических условий севера;
  3. Семьи, чьи дома признаны аварийными и не пригодными для проживания.

Осведомиться о порядковом номере очереди возможно посредством направления письменного запроса на предоставление информации. Законодательство обязало муниципалитеты размещать в свободном доступе информацию для граждан, которые стоят в очереди на субсидию. Для этого разработаны спец ресурсы, способные донести до людей искомую информацию в более короткие сроки, без обязательности обращения с официальным запросами.

Список документов

Для того, чтобы осуществить обращение за субсидией необходимо оформить определенный пакет документов. Указанный список может корректироваться в зависимости от статуса обращающегося лица и устанавливается действующим законодательством:

  • Заявление, оформленное по заранее утвержденному образцу;
  • Удостоверения личности обращающегося, а также всех членов его семьи, а также копии, указанных документов, установленные надлежащим образом;
  • Справка, подтверждающая состав семьи;
  • Выписка, взятая из домовой книги;
  • Документ, способный подтвердить продолжительность стажа работы на КС;
  • Удостоверение, подтверждающее выход на пенсию;
  • Документ, устанавливающий инвалидность (если таковая присутствует);
  • Справка, выданная органом занятости и подтверждающая статус безработного. Она необходима только для нетрудоустроенных, которые состояли на учете в указанных службах свыше одного года.

Собирая документы следует заранее проконсультироваться в органе, который будет осуществлять их прием. Это позволит минимизировать ошибки, а также не просрочить документы. У каждого официального документа имеется свой срок подлинности.

Как правило, он может доходить до одного года. Но, в случае со справкой из центра занятости, отчетным периодом будет месяц. Выписка из домовой книги при этом действительна всего одну неделю.

Сколько денег выделят

Для обращения за материальной помощью в данном вопросе определен свой порядок. Установлен он законодательством и без его четкого соблюдение получение субсидии невозможно. Определенным алгоритмом гражданин может рассчитывать на выплату только в следующем случае:

  • Заявление написано и подкреплено соответствующими документами;
  • По происшествии 15 дней вынесено решение о постановке на учет или отказе;
  • Спустя 5 дней результат доведен до заинтересованного лица;
  • Учет в качестве получающего субсидию.

Сам размер выплачиваемой помощи ежегодно меняется. Это связано с растущей инфляцией. Без индексирования полагающихся к выплате сумм невозможно оценить реальную обстановку на рынке недвижимости и обеспечить конкурентную выплату субсидии, способную обеспечить жильем желающих. Так, 1 кв. м. жилплощади для расчета субсидии на второе полугодие, составил 45133, 00 рубля.

Что делать после предоставления субсидии?

Как только было вынесено положительное решение по предоставлению субсидии сразу же можно обращаться за получением сертификата. Для возможности зачисления средств необходимо произвести открытие специального банковского счета. Без этого момента будет невозможен сам факт выдачи указанной государственной поддержки. Следующие шаги будут такими:

  1. Предоставить в банк сертификат, не тратя на это свыше 2 месяцев с момента его выдачи, после чего заключить договор. Его нормами будут установлены условия обслуживания заявителя;
  2. Как только государством средства переведены в банк, так они тут же будут направлены на оплату сделки купли-продажи;
  3. Помещение можно купить не только за счет указанной дотации, но и с добавлением собственных средств. Банк лишь потребует договор купли-продажи, надлежащим образом заключенный и зарегистрированный;
  4. Банком осуществляется получение разрешения на перечисление субсидированных сумм;
  5. При превышении стоимости жилья над размером субсидии делается отметка в договоре об установлении очередности перечисления сумм (субсидия, собственные);
  6. На проверку договора у банка есть 3 дня;
  7. На счет, которым владеет получатель субсидии поступают денежные средства.

Указанные действия отражают четкую последовательность деятельности банка. Данная организация всегда достаточно тщательно проверяет не только пункты принесенных договором, но и подлинность всех подписей. Следует с пониманием отнестись к тому, что проверка может немного задержаться или закончиться в крайний установленный день. Все действия направлены исключительно на поддержание чистоты сделки.

Компенсация расходов при переезде с Крайнего Севера

Государство предоставит компенсацию за переезд и перевоз имущества для отдельных категорий граждан

Государственными органами разработан целый ряд мероприятий, который направлен на осуществление компенсаций расходов уезжающим из КС. Указанный расчет осуществляется на основании затрат на транспорт. В данные условия также войдет личное имущество до 1 т. (на каждого). Компенсация получат:

  • Бюджетники, сотрудники госпредприятий и организаций, проработавшие в районе КС не менее 3 лет (по позднему месту работы);
  • Пенсионеры, а также инвалиды, чьи выплаты подтверждены справкой центральной бухгалтерии;
  • Безработные, которые в установленном порядке находятся на учете по безработице.

При использовании единственного вида транспорта компенсационные суммы будут перечислены, как только будут предъявлены купленные билеты. Дожидаться отъезда при этом не надо.

В чем заключается государственная поддержка при переезде

Господдержка жителей крайнего севера достаточно обширна, для них также разработаны уникальные льготы, которые иным слоям населения предоставляются на в таком объеме. Хотя, в данной норме есть и то, что схоже с остальными регионами. К льготам на севере можно отнести следующее:

  1. Ежемесячные пособия по безработице. Выплачивается первые полгода. Кроме этого, государством осуществляется поиск места работы;
  2. Возмещение всех трат, понесенных на проезд, как самого субсидируемого, так и всех членов его семьи;
  3. Освобождение от оплаты соцналога для всех инвалидов 1 и 2 группы, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой, а также ИП.

Получив сертификат можно смело выбирать себе жилье. Единственное, что стоит учесть – требования к категории покупки. Жилье должно быть пригодным для проживания. Благодаря участию в такой программе можно значительно улучшить качество своей жизни и приобрести квартиру большего метража.

Какое жилье можно купить

К покупке допустимо жилье, отстроенное в многоэтажном доме, рынок жилья при этом значения не имеет (первичка или вторичка). Коме того, можно купить одну или несколько комнат, жилой дом или только часть помещения. Единственное условие – пригодность. Не ограничен и круг лиц, с которыми можно заключать договора. Партнерами могут быть как физические, так и юридические лица.

Если уже есть квартира в собственности

При наличии у человека, желающего покинуть крайний север, жилья в собственности, в расчет будет браться площадь имущества. Так, его все равно могут поставить на учет, если будет очевидно, что требуются улучшения жилищных условий. Для получения субсидии придется расторгнуть существующий договор соцнайма и передать на безвозмездной основе жилплощадь муниципалитету. Размер субсидии при этом станет меньше на стоимость переданного имущества.

Получить субсидию на переселение с крайнего севера по федеральной программе могут только определённые категории граждан. Осуществляется указанное действия строго в соответствии с распределением. Берется во внимание не только стаж работы в регионе, но и размер имеющейся жилплощади, а также количество членов семьи.

Смотриете на видео, как реализуется федеральная программа переселения для жителей районов Крайнего Севера:

Закон, меняющий порядок обеспечения жильем граждан, уезжающих с Крайнего Севера, подписал президент РФ Владимир Путин.

Теперь при определении права гражданина на получение жилищной субсидии должно учитываться, есть ли у него жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Это могут быть как помещения, принадлежащие переселенцу или постоянно проживающим с ним членам семьи на праве собственности, так и предоставленные по договору социального найма, договору найма жилья социального использования.

Кроме того, будет приниматься во внимание, получал ли гражданин или его семья другие меры господдержки по обеспечению жильём. Также вводится положение о том, что при официальном отказе гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата он будет сниматься с учета и потеряет право на получение субсидий. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, некоторые люди числятся в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий формально, а фактически постоянно отказываются от получения жилищного сертификата. Так, из 194 750 семей, стоящих на учете в начале 2018 года только 49 405 подтвердили желание получить сертификат в 2019 году.

Отказы бывают, если, например, получатель сертификата решил еще поработать, чтобы увеличить трудовой стаж, от которого зависит сумма в сертификате, поясняет депутат Госдумы, один из инициаторов поправок Оксана Бондарь.

«Важно, что в окончательной редакции закона учтена моя поправка, предложенная Магаданской областной думой, о том, что, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать сертификат по состоянию здоровья или по состоянию здоровья членов своей семьи, то его письменный отказ от получения сертификата не является основанием для снятия его с учета и не влечет утрату права на получение жилищной субсидии», — подчеркивает Бондарь. Нововведение позволит более эффективно использовать средства бюджета, выделенные на переселение. А граждане, действительно желающие переселиться в более теплый климат, смогут сделать это быстрее.

Если же все-таки это ошибка и подпункт действительно з), а не г), то предлагаю ознакомиться с судебным решением, в соответствии с которым член семьи умершего было восстановлен в очереди:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2015 г. по делу N 33-6021/2015
Судья: Тернюк О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 2 ноября 2015 г. дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 г., по которому
исковые требования Д.И., Д.Ж. удовлетворены.
Признано право Д.И., Д.Ж. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды».
Возложена обязанность на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Д.И., Д.Ж. в списках граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды».
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Д.И., Д.Ж. обратились в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании за ними права на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет Д.С.В. и его очередностью по категории «инвалиды», о восстановлении в соответствующих списках. Полагали, что за ними, как за членами семьи умершего очередника, должно быть сохранено право на получение жилищной субсидии.
Ответчик исковые требования не признал.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее по тексту — Минархстрой РК) также посчитало исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное применение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что по состоянию на <Дата обезличена> Д.С.В. состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды» с составом семьи 4 человека (без указания ФИО членов семьи).
<Дата обезличена> Д.С.В. умер.
На момент смерти Д.С.В. и члены его семьи, включая супругу Д.И. и дочь Д.Ж. (истцов по настоящему делу), были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> Д.И. отказано в удовлетворении заявления о сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по категории «инвалиды» с датой постановки на учет умершего мужа Д.С.В. — <Дата обезличена> в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, статьей 4 ГК РФ и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ с 1 января 2012 г.
Указывая на наличие права состоять в очереди на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды» с даты постановки на учет умершего члена их семьи, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд верно применил нормы материального права и пришел к выводу о наличии у Д.И. и Д.Ж. защищаемого в иске права.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со статьей 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года (статья 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение прямо в статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции правильно исходил из того, что Д.И. и Д.Ж., как члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не могут быть лишены права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти их супруга и отца соответственно до 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы Минархстрой РК основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Как следует из материалов дела с заявлением о восстановлении в списках лиц, претендующих на получение жилищной субсидии обратилась Д.И. Согласно с. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно подпункту з пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете (получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Таким образом, в списках граждан состоявших на учете для получения социальной выплаты для жилья в связи с переселением может быть включено только одно лицо. С учетом требований закона и принятого во исполнении закона подзаконного нормативного акта, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости уточнения резолютивной части решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 г. оставить без изменения, жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми — без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения: Возложить на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность восстановить Д.И. в списках граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, с датой постановки на учет <Дата обезличена> по категории «инвалиды».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *