Персонифицированный учет, это что?

Индивидуальный (персонифицирован­ный) учет – это организация и ведение учета све­дений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР — стать застрахованным лицом. При регистрации гражданину присваивается страховой номер (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счет. На этом счете в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, и по договору ГПХ, сведения о его стаже и страховых взносах на ОПС представляются работодателями в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения.

Правовая основа и принципы организации перс. учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно закону, индивидуальные сведения представляются по формам и в порядке, утвержденным ПФ РФ.

С 2016 года индивидуальные сведения представляются в составе формы СЗВ-М. В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41142) работодатели обязаны представлять сведения по форме «СЗВ-М» на каждое застрахованное лицо, с которым в отчетном периоде (месяце) хотя бы один день действовал трудовой договор или договор ГПХ (вознаграждения по которым подлежат обложению страховыми взносами). Форма представляет собой список из четырех реквизитов: порядковый номер, ФИО, СНИЛС, ИНН. На бумаге можно сдать сведения только не более, чем на 25 человек, остальным следует сдавать в электронном виде с электронной подписью. Сроки сдачи для этой формы— не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Помимо ежемесячной СЗВ-М работодатели представляют в ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ. До 01.03.2019 все работодатели должны будут отчитаться по форме за 2018 год. Также отправить в ПФР форму СЗВ-СТАЖ нужно в течение трех дней после получения от сотрудника заявления о назначении пенсии (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

При увольнении любого сотрудника необходимо выдать ему на руки форму СЗВ-СТАЖ (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ
№473п от 01.06.2016

В целях обеспечения ведения (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2003, N 1, ст. 13) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования согласно приложению 1:

«Анкета застрахованного лица (АДВ-1)»;

«Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)»;

«Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)»;

«Заявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)»;

«Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)»;

«Листок исправлений (АДВ-9)»;

«Запрос об уточнении сведений (АДИ-2)»;

«Опись документов, передаваемых работодателем в ПФР (АДВ-6)»;

«Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)»;

«Сопроводительная ведомость (АДИ-5)»;

«Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)»;

«Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-3)»;

«Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (СЗВ-4-1)»;

«Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица, (списочная форма) (СЗВ-4-2)»;

«Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)»;

«Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж (СЗВ-СП)»;

«Сводная ведомость форм документов СЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР (АДВ-10)»;

«Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11)»;

«Запрос органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗВ-2а)»;

«Запрос застрахованного лица о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗВ-2б)»;

«Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5)»;

«Сопроводительная ведомость для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (СЗИ-3)»;

«Акт о включении сведений в лицевые счета застрахованных лиц (ВЛС-1)»;

«Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-1)»;

«Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2)»;

«Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-3)»;

«Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-1)»;

«Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-6-2)»;

«Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3)»;

«Актуализация лицевого счета застрахованного лица (АДВ-8-1)»;

«Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов — страхователями в пользу физического лица (АДВ-6-4)»;

«Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-4)»;

«Опись документов, сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-5)»;

«Сведения о страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии (СПВ-2)».

2. Считать документами индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования:

Форму заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.01.2015 N 9п «Об утверждении Формы заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)» (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный N 35745);

форму заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п «Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений и инструкций по их заполнению» (далее — постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п) (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37419);

форму заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму заявления застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму заявления застрахованного лица о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.05.2015 N 158п;

форму заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.01.2014 N 13п «Об утверждении формы заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса» (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2014 г., регистрационный N 31430);

форму заявления об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.05.2014 N 126п «Об утверждении формы заявления об отзыве заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса» (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июня 2014 г., регистрационный N 32559).

3. Утвердить Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования согласно приложению 2.

4. Установить, что бланк документа «Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» (АДИ-7) является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

5. Признать утратившими силу:

пункты 1 — 4.1 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 октября 2006 г., регистрационный N 8392);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.07.2008 N 224п «О внесении изменений в форму Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СЗИ-5), утвержденную постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2008 г., регистрационный N 12130);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.07.2009 N 161п «О внесении изменения в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный N 14521);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.06.2010 N 152п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г., регистрационный N 17693);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 июля 2010 г., регистрационный N 17959);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011 N 59п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 мая 2011 г., регистрационный N 20751);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.03.2012 N 66п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 г., регистрационный N 23741);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.01.2013 N 17п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2013 г., регистрационный N 27739);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.07.2014 N 237п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 августа 2014 г., регистрационный N 33471);

постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.01.2015 N 2п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2015 г., регистрационный N 37012);

пункт 3 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.09.2015 N 348п «Об утверждении перечней сведений о государственной регистрации рождения и смерти, подлежащих передаче органами записи актов гражданского состояния территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и форм их передачи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 октября 2015 г., регистрационный N 39350).

Форма АДВ-1

Форма АДИ-1

Форма АДИ-7

Форма АДВ-2

Форма АДВ-3

Форма АДВ-9

Форма АДИ-2

Форма АДВ-6

Форма АДВ-6-1

Форма АДИ-5

Форма СЗВ-1

Форма СЗВ-3

Форма СЗВ-4-1

Форма СЗВ-4-2

Форма СЗВ-К

Форма СЗВ-СП

Форма АДВ-10

Форма АДВ-11

Форма СЗВ-2а

Форма СЗВ-2б

Форма СЗИ-5

Форма СЗИ-3

Форма ВЛС-1

Форма СПВ-1

Форма АДВ-6-2

Форма АДВ-6-3

Форма СЗВ-6-1

Форма СЗВ-6-2

Форма СЗВ-6-3

Форма АДВ-8-1

Форма АДВ-6-4

Форма СЗВ-6-4

Форма АДВ-6-5

Форма СПВ-2

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Председатель А.ДРОЗДОВ

Индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования способствует своевременной и корректной передаче достоверной информации о перечислениях, сделанных застрахованными лицами. Это позволяет максимально упростить процедуру установления выплат, а также избежать ошибок.

Внедрение системы индивидуального персонифицированного учета (ИПУ) обосновано стремлением Правительства РФ в лице ПФР создать уникальный регистрационный метод для учета пенсионных прав граждан России.

Суть пенсионного страхования

Начиная с 2002 года, в РФ действует система Обязательного Пенсионного страхования (ОПС), основой которой служат страховые принципы, применяемые в большинстве цивилизованных стран Европы и Запада. Согласно системе ОПС, основой пенсии гражданина служат взносы, отчисляемые работодателем. Сбором и организацией сведений о произведенных отчислениях занимается персонифицированный учет в ПФР.

Понятие «система обязательного пенсионного страхования» (ОПС) раскрыто в ст.3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года. Под данным термином подразумевается выполнение ряда действий правового характера, необходимых для компенсирования доходов застрахованных лиц, получаемых ними до момента утраты трудоспособности.

Основной задачей системы обязательного пенсионного обеспечения является своевременное назначение выплат гражданам, которые в силу определенных обстоятельств утратили возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно. Благодаря функционированию системы застрахованные лица имеют возможность получать средства, необходимые для покрытия текущих расходов, при достижении установленного законом возрастного порога или в иных случаях, предусмотренных соответствующими актами правотворчества (смерть кормильца, инвалидность и прочее).

Скачать для просмотра и печати:

Задачи ПФ РФ

Особое место в ОПС отведено Пенсионному Фонду РФ.

К его полномочиям относят:

  • управление деньгами, перечисленными страхователями и застрахованными лицами во время осуществления ними трудовой деятельности;
  • установление выплат в случае наличия оснований, расчет их размера.

Обратите внимание! На 2018 год размер отчислений, обязательство по перечислению которых лежит на работодателе, составляет 22% от заработной платы гражданина, зарегистрированного в страховой системе.

Из них всего 16% направляются на формирование страховой части пенсионного обеспечения (ПО), предназначением остальных 6% является покрытие социальных выплат, в частности, погребения.

Участники программы ОПС

Участниками ОПС выступают:

  • Застрахованные граждане

К числу застрахованных граждан относят официально трудоустроенных лиц, которые ежемесячно вносят средства на индивидуальный счет в системе ОПС.

Перечисленные деньги являются собственностью застрахованных лиц, соответственно, факт их перевода выступает основанием для установления ПО. Обязательство по оплате взносов в данном случае ложится на работодателя, а не на работника.

  • Страхователи

Сюда входят граждане, которые оплачивают страховые взносы самостоятельно, причем не только за себя, но и за наемных работников. К данной категории относят: ИП, самозанятых лиц, ведущих частную практику, предприятия и организации, обладающие статусом юридического лица.

  • Страховщики

Данный участник системы занимает ключевую позицию и играет роль администратора, обладающего рядом полномочий, в числе которых распоряжение перечисленными средствами и установление выплат.

В том случае, если гражданин сделал выбор в пользу формирования только страховой пенсии, страховщиком будет непосредственно ПФР. Если же работник участвует в реализации накопительной программы, функции администратора принадлежат НПФ или управляющей компании.

Что такое персонифицированный учет

Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и безработные.

Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”

Задачи и цели ИПУ

Первостепенной задачей персонифицированного учета является упрощение порядка назначения выплат лицам, имеющим право на ПО. Помимо этого, существует ряд второстепенных целей, реализация которых позволяет значительно расширить функциональные возможности системы ОПС.

К таковым относят:

  • сбор достоверной информации о работающих лицах, ее целевое применение;
  • информирование лица, принимающего участие в работе системы ОПС, о состоянии его индивидуального лицевого счета (л/с);
  • формирование общей базы данных;
  • обеспечение принципа прозрачности, благодаря чему информация относительно установления пенсионных выплат и определения их размера стала более открытой;
  • осуществление проверочных действий с целью осуществления контроля над соблюдением законности процедуры перечисления страховых платежей.

Важно! Согласно законодательству постановке на учет в системе ОПС подлежат не только граждане РФ, но и иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность в пределах страны.

Процедура регистрации предполагает:

  1. Присвоение гражданину индивидуального номера (СНИЛС).
  2. Создание индивидуального л/с, на который впоследствии перечисляются средства, направленные на формирование ПО.

О системе учета

Персонифицированный учет в ПФР — это систематизирование и ведение учета данных обо всех работающих и неработающих лицах, подлежащих страхованию в ПФР. Система учета подчиняется положениям, описанным в Федеральном законе от 1996 года N 27-ФЗ «О персонифицированном учете в системе ОПС».

Внимание! СНИЛС уникален — он может принадлежать только одному человеку. Для получения большинства государственных и муниципальных услуг идентификатором служит именно эта зеленая карточка, а не паспорт или иной документ.

На протяжении всей жизни застрахованных в системе ОПС лиц персонифицированный учет в ПФР накапливает данные, необходимые для расчета и выплаты его будущего пенсионного пособия:

  • места трудовой деятельности;
  • периоды деятельности;
  • суммы взносов, перечисленные работодателями;
  • накопленные страховые баллы и пр.

Назначение и содержание лицевого счета

Постановка лица на учет в системе ОПС сопряжена с созданием уникального л/с, которому в обязательном порядке присваивается индивидуальный страховой номер (СНИЛС).

Лицевой счет содержит:

  • информацию о стаже работы гражданина;
  • сведения, касающиеся порядка и величины отчислений, направленных работодателем гражданина или страхователем на формирование страхового направления.

Важно! Информацию подобного рода относят к категории конфиденциальной, соответственно, к ее хранению выдвигаются особые требования. Получить сведения, зафиксированные на л/с, может только его обладатель. Данные предоставляются на основании заявления застрахованного гражданина, являющегося владельцем счета.

Уникальный номер пенсионера (СНИЛС) одновременно является и номером его Свидетельства. Комбинация цифр, как правило, прописывается в документе. СНИЛС включает в себя 11 цифр, первые 9 из которых разбиты на три тройки, заключает цифровую цепочку контрольная комбинация из 2 единиц.

Как производится учет

Одним из основных условий, выполнение которого требуется для участия в ОПС, является постановка на учет в системе ИПУ.

База данных персонифицированного учета содержит сведения, необходимые для назначения пенсии, в частности:

  1. Информацию о месте работы застрахованного лица, включая трудоустройство по совместительству.
  2. Данные о периоде трудоустройства.
  3. Сведения о величине страховых взносов и накопленных пенсионных баллах, общее количество которых имеет определяющее значение при установлении размера пенсионного обеспечения.
  4. Информацию о временных промежутках, когда гражданин не работал, однако имел право на накопление пенсионных баллов:
    • декретный отпуск;
    • срочная служба;
    • уход за нетрудоспособным членом семьи.

Важно! Согласно нормам закона представленная информация являет собой персональные данные гражданина, порядок использования и хранения которых четко регламентирован соответствующими актами правотворчества.

Гарантом соблюдения законодательства, регламентирующего защиту персональных данных и выполнение пенсионных обязательств, выступает государство.

Кто подлежит персонифицированному учету

В системе индивидуального учета собирают данные о застрахованных лицах, к которым относятся:

  • официально трудоустроенные лица, являющиеся гражданами РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территории РФ, трудоустроенные на основании трудового договора (ТД) на срок не менее 6 месяцев;
  • постоянно проживающие на территории РФ иностранцы, работающие по ТД.

Важно! К застрахованным лицам также относят ИП, членов фермерских хозяйств, нотариусов или адвокатов и иных граждан, самостоятельно производящих пенсионные взносы в ПФ.

Обязанности работодателя перед застрахованным лицом и ПФР

Работодатель в системе ОПС именуется как страхователь, который наделен правами и обязанностями перед остальными участниками.

К основным правам страхователя относят:

  • право требовать от работника СНИЛС по приему на работу, а также данные о месте жительства и прочие сведения для передачи в ПФР;
  • право корректировать и дополнять сведения о работнике в Пенсионном Фонде;
  • право получать информацию об обновлениях в системе ОПС от Фонда;

При этом страхователь должен выполнять некоторые обязанности:

  • вовремя передавать в ПФ данные о застрахованном лице;
  • получать в органах Фонда СНИЛС для работников;
  • предоставлять застрахованным лицам информацию о произведенных страховых взносах;
  • обеспечивать реализацию прав застрахованных работников;
  • прочие обязанности, предусмотренные законодательством.

Какие сведения передают в ПФР страхователи

Сведения, которые накапливаются из кадровых и бухгалтерских документов работодателя, должны передаваться в органы Пенсионного фонда.

К сведениям относится следующая информация:

  • ФИО, дата рождения и паспортные данные застрахованного лица;
  • место жительства работника;
  • место и период работы;
  • периоды очередных и вынужденных отпусков;
  • суммы произведенных взносов;
  • номер СНИЛС.

Именно на основе этих данных происходит анализ трудовой деятельности работника, что позволяет подсчитать страховой стаж и при необходимости установить досрочную пенсию (например, при наличии стажа с тяжелыми или вредными условиями труда). Если гражданин осуществляет неофициальную деятельность, тогда сведения о его работе не передаются в ПФР, что в дальнейшем влияет на размер пенсии.

Важно! Работодатель обязан передавать сведения обо всех работниках. Те граждане, которые самостоятельно оплачивают взносы в ПФ, также сами за себя передают сведения в персонифицированный учет.

Один раз в год застрахованное лицо имеет право проверить состояние своего индивидуального счета в системе ОПС. Государство также использует сведения о застрахованных лицах для составления статистики, а также для планирования пенсионного бюджета на год.

Порядок и сроки передачи отчетности

Информация о застрахованных лицах предоставляется в ПФР в письменном виде или на электронных носителях. Для каждого способа предусмотрены свои сроки, а также средства.

В письменном виде

Бумажные носители все еще разрешены, хотя страховщик предпочитает электронные формы отчетности по причине простоты дальнейшей обработки данных. Письменные формы также существуют для подстраховки на случай утери данных с электронных носителей.

Кроме того, в РФ пока существуют уголки с недостаточной технической оснащенность, где нет возможности отправлять отчеты современными способами.

Ежеквартальный отчет на бумажном носителе по форме РСВ-1 предоставляет до 15 числа второго месяца после отчетного периода.

Важно! Если штат работодателя превысил предел в 25 человек, тогда сдача отчетности возможна только в электронной форме.

На электронном носителе

В электронном виде сведения передаются по защищенным каналам связи. Данная форма отчетности более удобна для страховщика, так как она сокращает время на сбор и обработку информации.

Для подачи сведений используются специальные комплексы «Налогоплательщик» и «Спринтер». Каждый работодатель идентифицируется посредством электронно-цифровой подписи.

Отчетность на электронном носителе предоставляется до 10 числа каждого месяца по форме СЗВ-М. За несвоевременную сдачу отчетности работодателю начисляются штрафные санкции.

Ежеквартальный отчет сдают до 20 числа второго месяца после отчетного периода.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о том, что такое СНИЛС

В России начиная с 1 января 1997 г. все страховые пенсии назначаются на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ). Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение индивидуального учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его будущих пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Основными целями ИПУ является учет трудового стажа каждого застрахованного лица (причем такой учет, его организацию и ведение осуществляют все органы ПФР); обеспечение достоверности сведений о его стаже и заработке (доходе); создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам и др.

Работа пенсионных органов по ИПУ представляет собой ряд последовательных действий (этапов). Вначале происходит регистрация застрахованных лиц, на которых затем открывается индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица (ИЛС).

Такой ИЛС открывается территориальными органами ПФР на каждое застрахованное лицо с 1 января 1997 г. При этом каждому ИЛС присваивается постоянный персональный номер («страховой номер»), а застрахованному лицу выдается страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Регистрация застрахованных лиц производится органами ПФР на основании данных, представленных страхователями (работодателями, юридическими лицами, заключающими гражданско‑правовые договоры о выполнении работ или оказании услуг, авторские и лицензионные договоры), а также индивидуальными предпринимателями и другими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в ПФР.

При проведении начальной регистрации работодатель направляет в орган ПФР на каждое застрахованное лицо, работающее у него по трудовому договору (по контракту, по договору гражданско‑правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору), анкету застрахованного лица. Анкета содержит сведения: фамилию, имя, отчество; пол; дату и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания; номер телефона; серию, номер, дату и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

При приеме новых работников работодатель обязан представить их анкеты в течение двух недель со дня заключения трудового договора. Правильность указанных в анкете сведений заверяется подписью застрахованного лица. На основании представленной анкеты застрахованного лица орган ПФР в течение трех недель принимает решение об открытии ИЛС и оформляет страховое свидетельство.

Лица, самостоятельно уплачивающие пенсионные взносы, проходят регистрацию в органах ПФР одновременно с регистрацией в качестве страхователя.

Не работающие на момент проведения начальной регистрации лица могут пройти регистрацию в органе ПФР по месту жительства самостоятельно.

Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица. Оно действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Застрахованное лицо обязано предъявлять страховое свидетельство при приеме на работу по трудовому договору (контракту), при заключении договоров гражданско‑правового характера о выполнении работ или оказании услуг, авторских и лицензионных договоров.

На каждое зарегистрированное застрахованное лицо работодатель ежеквартально представляет в орган ПФР документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах по утвержденной форме. Сведения о заработке (вознаграждении) застрахованного лица и начисленных страховых взносах подаются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже – на основании приказов и других документов.

Копии документов, представленных в орган ПФР, работодатель обязан вручить застрахованному лицу в целях проверки правильности поступающих в ПФР данных. При обнаружении ошибок работодатель в месячный срок обязан внести необходимые исправления и выдать застрахованному лицу уточненные сведения одновременно с их представлением в орган ПФР.

При увольнении сотрудника работодатель обязан выдать ему индивидуальные сведения, которые не были представлены в орган ПФР. При ликвидации организации работодатель должен сообщить органу ПФР сведения о застрахованных лицах, которые ранее не были представлены в ПФР. Работодатель (он же руководитель организации), являющийся юридическим лицом, заверяет эти сведения личной подписью и печатью организации, а работодатель, не являющийся юридическим лицом, – только личной подписью.

Орган ПФР производит сверку индивидуальных данных о заработке (вознаграждении) застрахованных лиц с данными, указанными в расчетной ведомости по уплате страховых взносов. При обнаружении несоответствия ПФР уведомляет работодателя об имеющихся расхождениях. В установленные сроки работодатель должен их устранить. В противном случае орган ПФР оформляет акт о расхождениях и принимает решение о перерасчете начисленных страховых взносов за отчетный период.

Индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о доходе в отчетном году лично. Работник ПФР проверяет их в налоговых органах и вносит в лицевой счет.

Сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности, периодах выплаты пособия по безработице, а также периодах военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемой в страховой стаж, в том числе сведения о трудовом стаже за период до первоначальной регистрации в ПФР, застрахованные лица представляют в орган ПФР по месту жительства самостоятельно. По необходимости пенсионный орган может проверить правильность представленных работодателем сведений путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений (об особых условиях труда, работой в районах Крайнего Севера, о выслуге лет и пр.).

ИЛС застрахованного лица состоит из трех частей (разделов): общей, специальной и профессиональной. При этом в общей части ИЛС застрахованного лица указывается страховой номер; фамилия, имя, отчество; фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; данные паспорта или удостоверения личности; гражданство; дата регистрации в качестве застрахованного лица; периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения пенсии; заработная плата (доход), на которые начислены страховые взносы и сумма начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов и др.

В специальной части ИЛС застрахованного лица указываются суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии; сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании – УК); сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование УК; сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части ИЛС; сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений; сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений; сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной УК другой; сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ); сведения о передаче средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР; суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В профессиональной части ИЛС застрахованного лица указываются суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных застрахованным лицом и поступивших на его имя; суммы инвестиционного дохода; продолжительность профессионального стажа; суммы произведенных выплат.

Сведения, содержащиеся в ИЛС, относятся к категории конфиденциальной информации. ИЛС хранится в органе ПФР в течение всей жизни застрахованного лица. После его смерти ИЛС закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.

Специальная часть ИЛС открывается тем застрахованным лицам, которые смогут приобрести право на накопительную часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности. В специальной части ИЛС отражаются данные о страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий по старости и по инвалидности, доходах от их инвестирования, а также о произведенных пенсионных выплатах.

Пенсионные накопления отражают сумму страховых взносов, поступивших на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и величину доходов от их инвестирования. С 1 января 2015 года накопительная часть выделена в самостоятельный вид пенсии.

Вопросы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной пенсии регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Под пенсионными накоплениями понимается совокупность средств, включающая в себя суммы страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступившие в ПФР и еще не переданные в УК, с учетом чистого финансового результата, который получен ПФР от временного размещения этих взносов. К пенсионным накоплениям относятся также средства, переданные ПФР в доверительное управление УК; поступившие в ПФР от УК для выплаты застрахованным лицам и правопреемникам этих лиц в случае их смерти и еще не направленные на выплату пенсий; поступившие в ПФР от УК для передачи в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные НПФ; поступившие в ПФР от НПФ и еще не переданные в УК.

Расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц и передаваемые на эти цели средства отражаются отдельными строками в бюджете ПФР. Финансирование таких выплат обеспечивается путем ежемесячного перечисления денежных средств в установленном размере УК на счета ПФР, открываемые в учреждениях Банка России или в органах Федерального казначейства (или на счета в кредитных организациях, предназначенные для выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц).

При отсутствии правопреемников умерших застрахованных лиц денежные средства подлежат перечислению в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию.

Профессиональная часть ИЛС открывается не для всех лиц, а только для тех, кто является субъектом профессиональной пенсионной системы. (Такая система, правда, пока еще не сформирована.) В этой части счета отражаются следующие сведения: о суммах страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо как субъекта профессиональной пенсионной системы (например, за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда); о сумме дохода от инвестирования; о продолжительности профессионального стажа; о суммах произведенных выплат. Очевидно, что здесь речь идет о сведениях, необходимых для реализации пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с будущим законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах. Таким образом, в общей части индивидуального лицевого счета содержатся сведения для назначения страховой пенсии; в специальной части – сведения для назначения накопительной пенсии; в профессиональной части – сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Все страхователи должны до 1 марта представить в соответствующий орган Пенсионного фонда сведения о лицах, за которых они уплачивают страховые взносы (часть 2 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», далее — Закон № 27-ФЗ).

Индивидуальный (персонифицированный) учет — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством (абзац 6 статьи 1 Закона № 27-ФЗ). Данная информация может представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронном виде (на магнитных носителях либо по каналам связи). При этом вопрос о возможности передачи данных в электронной форме решается Пенсионным фондом совместно с конкретными страхователями (часть 2 пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования утверждена постановлением Правительства от 15.03.1997 г. № 318 (далее — Инструкция). В свою очередь формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования можно посмотреть в постановлении Правления ПФР от 31.07.2006 г. № 192п (далее — Постановление № 192п).

Отметим, что для подготовки отчетности вы вправе воспользоваться любой программой, предназначенной для этого. Между тем протестировать файлы со сведениями о застрахованных лицах, подаваемых страхователями в электронном виде в формате 7.0, можно с помощью программы CheckXML1. Указанная программа бесплатно предоставляется территориальными отделениями ПФР. Вместе с тем не забудьте обновить классификатор адресов России (КЛАДР)2 . Кроме того, желательно заранее пройти сверку платежей с Пенсионным фондом.

Кстати, Пенсионный фонд в последние годы ввел в практику составление графиков сдачи отчетности по конкретным организациям. Сразу скажем, что вам совершенно не обязательно подчиняться таким уведомлениям чиновников. Главное — успеть сдать отчетность до 1 марта.

Учтите, что на момент сдачи сведений все ваши сотрудники должны иметь страховые свидетельства. При этом лица, впервые поступившие на работу, получают указанное свидетельство через страхователя (пункт 2 статьи 7 Закона № 27-ФЗ). Работодатель должен в течение двух недель с момента заключения договора с таким работником подать на него соответствующие документы в Пенсионный фонд (пункт 6 Инструкции). После чего фонд в течение трех недель открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации (пункт 8 Инструкции). Отметим, что и при утрате страхового свидетельства сотрудник вправе обратиться к работодателю с заявлением о выдаче его дубликата. В этом случае страхователь в 2-недельный срок передает документы в Пенсионный фонд (пункт 24 Инструкции). В свою очередь у территориального органа есть месяц на принятие решения (пункт 25 Инструкции). Аналогичный порядок действует и при обмене страхового свидетельства, в связи с изменением фамилии, установлением неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве.

Представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах

Как правило, предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают следующие документы (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Форма Наименование формы
СЗВ-4-1 Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица
СЗВ-4-2 Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица
АДВ-6-1 Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР
АДВ-11 Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Также с вас могут спросить список застрахованных лиц. При этом некоторые территориальные отделения Пенсионного фонда требуют предоставить пояснительную записку (например, г. Москва3).

Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета утверждена постановлением № 192п (далее — Инструкция по заполнению форм).

Итак, все документы заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого (пункт 4 Инструкции по заполнению форм).

Отметим порядок формирования некоторых реквизитов, общих для всех форм персонифицированного учета:

  • расчетный период — 2008 год;
  • фамилию, имя, отчество застрахованного лица указывают в именительном падеже;
  • период временной нетрудоспособности — указывают суммарную продолжительность периодов неуплаты страховых взносов, засчитываемых в страховой стаж;
  • отпуск без сохранения заработной платы — указывают суммарную продолжительность периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата;
  • код основного тарифа — это код категории застрахованного лица (см. Таблицу 2);
  • код дополнительного тарифа заполняют организации, уплачивающие взносы по дополнительному тарифу АВИА;
  • территориальные условия заполняют для работников Крайнего Севера и работающих в зонах отселения и отчуждения (можно посмотреть в Приложении № 1 к Инструкции по заполнению форм).

Таблица 2. Коды категорий застрахованных лиц

Код Наименование
НР Наемный работник
СХ Работник сельскохозяйственной организации
СДП Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
ДП Физическое лицо

Принципы формирования пачек документов

Все документы группируют в пачки. Каждая пачка может содержать не более 200 документов. В свою очередь для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных лиц не должно превышать 200 человек (пункт 6 Инструкции по заполнению форм). При этом в состав пачки могут входить документы только одного наименования (пункт 10 Инструкции по заполнению форм).

Учтите, что СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 формируются отдельной пачкой при подаче следующих данных (пункт 11 Инструкции по заполнению форм):

  • о тех застрахованных лицах, которые выходят на пенсию;
  • на различные категории застрахованных лиц;
  • содержащих корректирующие сведения;
  • содержащих отменяющие сведения;
  • о застрахованных лицах, работающих в различных территориальных условиях.

По согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда допускается следующий порядок оформления пачки документов, содержащей формы СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2 (пункт 12 Инструкции по заполнению форм):

  • пачка прошивается и пронумеровывается;
  • концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны пачки, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который ставится печать организации и делается надпись: «В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью ____ листов»;
  • к пачке прикладывается список застрахованных лиц, на которых представляются сведения; указанный список составляется в произвольной форме и брошюруется в пачке после описи;
  • все документы, входящие в пачку, заверяются печатью организации и подписью руководителя, проставляемыми на описи, которая дополняется словами: «Заверяю, что содержание всех документов, входящих в пачку, состоящую из вышеприведенного числа форм, верно».

Индивидуальные сведения

При представлении индивидуальных сведений страхователем заполняется (пункт 43 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 1):

  • форма СЗВ-4-1 — при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице «Стаж работы за отчетный период», либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т.д.;
  • форма СЗВ-4-2 (списочная форма) — при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите «Территориальные условия» формы АДВ-6-1.

При заполнении индивидуальных сведений нужно учитывать следующие моменты (пункт 11 и пункт 43 Инструкции по заполнению форм):

  • при указании периода работы даты должны находиться в пределах расчетного периода;
  • сумму начисленных страховых взносов указывают в рублях с копейками;
  • в формах СЗВ-4-2, сформированных в пачку, реквизит «№ п/п» (порядковый номер) заполняется сквозным методом в пределах пачки.

До отправки отчета в Пенсионный фонд обязательно проведите сверку введенной информации с данными, указанными в страховых свидетельствах сотрудников. Это необходимо для того, чтобы при приеме отчета в Пенсионный фонд не выявились «невидимые» на первый взгляд ошибки. Например, неправильно введенные имена («Наталья» и «Наталия» и т.д.).

Пример 1

Опись документов

Каждая пачка сопровождается описью документов, выполненной по форме АДВ-6-1 (пункт 7 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 2).

При формировании описи нужно учитывать следующие моменты (пункт 32 Инструкции по заполнению форм):

  • иные входящие документы — указывают наименование входящего документа, не вошедшего в предлагаемый на форме перечень;
  • число застрахованных лиц — указывают количество форм СЗВ-4-2;
  • символом «Х» отмечают соответствующий тип сведений (исходные или назначение пенсии) и вид корректировки (корректирующие или отменяющие);
  • сумма начисленных страховых взносов — указываются суммарные значения в рублях по всей пачке документов. Отметим, что некоторые территориальные отделения Пенсионного фонда требуют указывать суммы с копейками.

Пример 2

Список застрахованных лиц

Список застрахованных лиц оформляется в произвольном виде (пункт 34 Инструкции по заполнению форм).

Пример 3

Ведомость уплаты страховых взносов

При формировании ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) нужно учитывать следующие моменты (пункт 48 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 4):

  • ведомость составляется на 31 декабря 2008 г.;
  • число застрахованных лиц — указывают лица, информация о которых представляется по формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 с типом сведений «исходные» и «назначение пенсии»;
  • суммы начисленных страховых взносов указываются в рублях;
  • признак тарифа — «Р»;
  • задолженность по уплате страховых взносов и уплачено страховых взносов — указываются для каждого года в отдельных строках;
  • сумму переплаты указывают со знаком «—» годом, следующим за годом, в котором образовалась переплата.

Пример 4

Если обнаружили ошибку

В случае обнаружения ошибок в предоставленных в Пенсионный фонд формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок должен предоставить исправленные формы (пункт 29 Инструкции).

Отметим, что сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований Пенсионного фонда, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных ошибок (пункт 34 Инструкции). Затем страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в Пенсионный фонд уточненные данные. Если же в установленный срок не были устранены все имеющиеся расхождения, то территориальный орган самостоятельно принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Далее решение сообщается страхователю и застрахованным лицам (пункт 36 Инструкции). При этом корректировка осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда от 14.12.2005 г. № 246п.

К лицам, не предоставившим в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставившим неполную или недостоверную информацию, применяют финансовые санкции. Речь здесь идет о штрафе в сумме 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Причем сумму взыскания исчисляют не от всех причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный в фонд, а лишь от взносов тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, не были представлены (пункт 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79, определение ВАС РФ от 24.07.2008 г. № 9340/08). Кстати, данную точку зрения подтверждают и работники Пенсионного фонда в своем письме от 28.06.2006 г. № КА-09-26/6784.

Отметим, что само взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда исключительно в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ). Причем здесь невозможно применить так любимый чиновниками внесудебный порядок взыскания, определенный пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В данном пункте сказано, что в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 000 руб., а в отношении юридических лиц 50 000 руб., то взыскание штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда. Тем не менее в нашей ситуации следует исходить из прямого указания, содержащегося в части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, где говорится, что взыскание этих сумм производится исключительно в судебном порядке (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 г. № 105).

Кстати, арбитры уже не раз говорили, что данное исковое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса может быть подано Пенсионным фондом только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Судебно-арбитражная практика

Суд указал на пропуск Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № 69-861/08-4-Ф02-3368/08).

Кстати, чиновники любят штрафовать и за неверное отражение в ведомости (форма АДВ-11) данных об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов. Между тем указанная информация не относится к сведениям, обязанность представлять которые установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Тем не менее не факт, что суд поддержит вашу позицию.

Судебно-арбитражная практика

Арбитры решили, что данные об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода предоставляются страхователем в Пенсионный фонд помимо индивидуальных сведений и не являются той информацией о застрахованных лицах, обязанность представлять которую установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Поэтому никакой речи о наложении штрафа в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ идти не может (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 г. № А56-33073/2007 и определение ВАС РФ от 16.09.2008 г. № 11443/08).

Отметим, что Пенсионный фонд посчитал возможным не применять финансовые санкции в следующих случаях (письмо ПФР от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379):

  • если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету;
  • если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.

Правда, инспекторы на местах могут и не согласиться с такой точкой зрения.

Судебно-арбитражная практика

Суд на основании позиции Пенсионного фонда, отраженной в письме от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379, сделал вывод об отсутствии вины организации в следующих случаях:

  • общество исправило ошибки, выявленные в сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного учета, до истечения предусмотренного законодательством двухнедельного срока (постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 г. № Ф09-11095/07-С1);
  • общество самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и в двухнедельный срок представило исправленные формы (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2007 г. № А65-18213/2006-СА1-23).

Особенности представления сведений физическими лицами

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, лично представляют сведения о себе в качестве страхователей в органы Пенсионного фонда по месту своей регистрации (часть 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). При этом указанная информация передается вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Далее территориальный орган сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включают в лицевой счет застрахованного лица (пункт 38 Инструкции). Кстати, для физических лиц, уплачивающих взносы за себя, не установлена обязательная форма подачи документов.

Теперь разберемся с датой представления информации. Итак, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет вышеуказанные сведения ежегодно, до 1 марта (пункт 38 Инструкции). Однако здесь существует определенное противоречие. Ведь в отличие от обычных страхователей для индивидуальных предпринимателей срок представления данных в Пенсионный фонд определен только Инструкцией и в Законе № 27-ФЗ не прописан. Соответственно, возникает резонный вопрос: правомерно ли привлечение предпринимателей к ответственности за несвоевременное представление информации по персонифицированному учету в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ?

В связи с тем, что Пенсионный фонд никаких разъяснений по этой ситуации не давал, обратимся к решениям арбитров. И вот здесь выясняется, что у судей нет единой точки зрения по этому вопросу. То они становятся на сторону налогоплательщиков:

Судебно-арбитражная практика

Арбитры установили, что у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники. Следовательно, он не может быть как страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № А69-862/08-4-Ф02-3369/08).

То принимают решения, поддерживающие работников Пенсионного фонда:

Судебно-арбитражная практика

Арбитры решили, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2007 г. № Ф04-7113/2007(39140-А46-3), Северо-Западного округа от 19.09.2008 г. № А56-48966/2007, Волго-Вятского округа от 05.02.2008 г. № А11-4623/2007-К2-21/296).

1 Программу CheckXML можно скачать с сайта http:// checkpsn. narod. ru.

2 Классификатор адресов России (КЛАДР) можно скачать с сайта ГНИВЦ ФНС России http:// www. gnivc. ru.

3 Бланк пояснительной записки для г. Москвы можно скачать с сайта отделения ПФР по Москве и Московской области http:// www. pfrmsk. ru/

Егоркина О.Н. delo-press.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *