План бюджета

Тест по Бюджетной системе (70 вопросов)

  1. Экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и других субъектов экономики, называется:

а) финансовая система общества

б) бюджет

в) государственные доходы

г) финансы

  1. Совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов называется:

а) финансами

б) финансовой системой общества

в) государственными доходами

г) бюджетными отношениями

  1. Что из перечисленного не входит в финансовую систему РФ?

а) федеральный бюджет

б) финансы хозяйствующих субъектов

в) финансы домохозяйств

г) государственный кредит

  1. Денежные отношения, складывающиеся по поводу формирования финансовых ресурсов, их поступление в распоряжение государства и использование на нужды государства, называется:

а) государственные расходы

б) государственные доходы

в) бюджетные отношения

г) государственные финансы

  1. Кто из перечисленных субъектов не является субъектом государственных финансовых отношений

а) государство

б) предприятия

в) граждане

г) все перечисленные

  1. Какие два уровня включают государственные финансы РФ?

а) финансы федеральных органов власти и органов субъектов РФ

б) финансы субъектов РФ и местного самоуправления

в) финансы хозяйствующих субъектов и органов субъектов РФ

г) финансы федеральных органов власти и органов местного самоуправления

  1. Какие из перечисленных категорий относятся к государственным финансам?

а) федеральный бюджет

б) государственные внебюджетные фонды

в) финансы государственных унитарных предприятий

г) все перечисленное

  1. Часть финансовых отношений, связанная с формированием финансовых ресурсов и поступлением их в распоряжение государства и государственных предприятий, называется:

а) государственными финансами

б) государственными доходами

в) государственными расходами

г) государственным бюджетом

  1. Главным источником формирования государственных доходов является:

а) национальный доход

б) эмиссия

в) государственные займы

г) государственные кредиты

  1. Какой из вариантов мобилизации доходов является наиболее нежелательным для экономики страны?

а) налоги

б) государственный кредит

в) эмиссия

г) государственные займы

  1. К какому виду формирования доходов бюджета относятся проценты по государственным кредитам, таможенные сборы?

а) доходы на налоговой основе

б) штрафные санкции

в) доходы от внешнеэкономической деятельности

г) доходы от предпринимательской деятельности

  1. Какие из перечисленных расходов финансируются только за счет федерального бюджета?

а) социальная защита населения

б) функционирование федеральной судебной системы

в) обеспечение деятельности СМИ

г) охрана окружающей природной среды

  1. Как переводится слово бюджет?

а) денежная сумка

б) доход

в) расход

г) государство

  1. Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, называется:

а) финансовым планом предприятия

б) бюджетом

в) сметой

г) балансом

  1. Какая функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества?

а) регулирующая

б) фискальная

в) стимулирующая

г) перераспределительная

  1. Какая функция бюджета связана с регулированием постоянно повторяющегося процесса производства на различных его этапах?

а) регулирующая

б) стимулирующая

в) плановая

г) воспроизводственная

  1. Государственная поддержка передовых отраслей экономики проявляется в функции бюджета:

а) фискальная

б) плановая

в) стимулирующая

г) контрольная

  1. Какая функция бюджета связана с установлением пропорций в развитии экономики, ее отраслей, объемов денежных средств, выделяемых на приоритетные направления общественного воспроизводства?

а) воспроизводственная

б) плановая

в) фискальная

г) стимулирующая

  1. Основанная на экономических отношениях и государственным устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, называется:

а) бюджетной системой РФ

б) финансовой системой

в) финансами страны

г) бюджетными отношениями

  1. В какой форме существует федеральный бюджет?

а) плана

б) федерального закона

в) решения Правительства РФ

г) муниципального правового акта

  1. Как называется расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты:

а) баланс государства

б) финансовый план страны

в) государственный бюджет

г) свод бюджетов

  1. Как называется свод статистических бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования?

а) муниципальный бюджет

б) сводный бюджет субъекта РФ

в) консолидированный бюджет

г) бюджет Российской Федерации

  1. Для чего используются показатели консолидированного бюджета?

а) для рассмотрения вопросов выравнивания бюджетной обеспеченности

б) для прогнозирования доходов и расходов бюджета

в) для составления проекта бюджета

г) для составления свода бюджетов

  1. Общие принципы построения бюджетной системы характеризуют бюджет как:

а) систему

б) финансовый план

в) экономическую категорию

г) научную категорию

  1. Какой принцип бюджетной системы говорит, о том, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу?

а) правомерности

б) централизации

в) плановости

г) равенства

  1. Какой принцип бюджетной системы подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы?

а) правомерности

б) единства

в) плановости

г) равенства

  1. Какой принцип бюджетной системы характеризует соразмерность между объемом его доходов и расходов?

а) правомерности

б) единства

в) плановости

г) равновесия

  1. Какой принцип бюджетной системы подразумевает законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов?

а) самостоятельности бюджетов различных уровней

б) плановости

в) правомерности

г) системности

  1. Какой принцип бюджетной системы подразумевает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении?

а) правомерности

б) достоверности

в) плановости

г) гласности

  1. Как называются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д., возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ?

а) муниципальный долг

б) долг субъекта РФ

в) государственный долг

г) внешний долг

  1. Основной причиной возникновения государственного долга является:

а) дефицитность бюджета

б) получение временно необходимых дополнительных денежных средств

в) внешняя политика РФ

г) внутренняя политика РФ

  1. Назовите отличие государственного кредита от налогов:

а) государственный кредит не ограничен во времени

б) государственный кредит носит обязательный характер

в) государственный кредит носит постоянный характер

г) государственный кредит носит возвратный и платный характер

  1. На какие виды делится кредит в зависимости от валюты возникающих обязательств?

а) капитальный и текущий

б) краткосрочный и долгосрочный

в) внутренний и внешний

г) целевой и на неопределенные цели

  1. Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг, называется:

а) государственным долгом

б) управлением государственным долгом

в) обслуживание долга

г) погашение долга

  1. Что из перечисленного не относится к государственным ценным бумагам?

а) казначейский вексель

б) казначейские ноты

в) облигации

г) договора о предоставлении государственных гарантий РФ

  1. Как называется погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов?

а) рефинансирование

б) государственный долг

в) консолидация

г) конверсия

  1. Как называется изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения?

а) унификация

б) отсрочка погашения займа

в) конверсия

г) консолидация

  1. Как называется объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа?

а) унификация

б) отсрочка погашения займа

в) конверсия

г) консолидация

  1. Обслуживание долга – это

а) выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга, а также осуществление новых заимствований

б) совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг

в) погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов

г) долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д., возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ

  1. Полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга, называется:

а) обслуживанием долга

б) погашением долга

в) управлением государственным долгом

г) осуществлением заимствований

  1. Какому типу бюджетного федерализма соответствует следующая модель: признание высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов?

а) централизованный

б) децентрализованный

в) комбинированный

г) горизонтальный

  1. Бюджетный федерализм – это

а) высокая степень самостоятельности региональных бюджетов

б) разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, без наделения достаточными собственными источниками доходов

в) федеративное устройство государства

г) разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов

  1. Для какого типа бюджетного федерализма характерно нахождение соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса за счет трансфертов?

а) централизованного

б) децентрализованного

в) комбинированного

г) ни для одного из перечисленных

  1. Как называются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов?

а) бюджетный федерализм

б) межбюджетные отношения

в) трансферты

г) бюджетная система

  1. Дотации – это

а) средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

б) бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов

в) средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов

г) средства, предоставляемые на возмездной основе, на определенные цели

  1. Бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

а) дотации

б) субвенции

в) кредиты

г) субсидии

  1. Средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов, называются:

а) дотации

б) субвенции

в) кредиты

г) субсидии

  1. Средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, называются:

а) дотации

б) субвенции

в) кредиты

г) субсидии

  1. Как называется регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности?

а) бюджетный процесс

б) бюджетная система

в) бюджетное законодательство

г) финансовая система

  1. На какой стадии бюджетного процесса производится сбор информации о социально — экономическом состоянии той или иной территории, ее потенциале, о потребностях субъектов в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса финансовые планы государства воплощаются в жизнь?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса отражаются результаты исполнения законов о бюджете?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) составление и утверждение бюджетной отчетности

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. Что является объектом бюджетного планирования?

а) фонды денежных средств

б) доходы бюджета

в) расходы бюджета

г) сбалансированность бюджета

  1. Кто составляет проект федерального бюджета РФ?

а) Комитет Государственной Думы по бюджету

б) Правительство РФ

в) финансовые организации

г) Председатель Правительства

  1. Как называется баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов?

а) перспективный финансовый план

б) прогноз социально – экономического развития страны

в) проект бюджета РФ

г) сводный финансовый баланс

  1. Прогнозом бюджета называется –

а) комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета

б) баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов

в) проект бюджета

г) перспективный финансовый план

  1. Что является заключительным этапом бюджетного планирования?

а) составление перспективного финансового плана

б) составление сводного финансового баланса

в) составление проекта бюджета

г) составление прогноза социально – экономического развития страны

  1. Что готовит Комитет Государственной Думы по бюджету при представлении ему Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете?

а) заключение

б) предложения о принятии проекта федерального бюджета

в) рекомендации по вопросам рассмотрения проекта федерального бюджета

г) все перечисленное

  1. В скольких чтениях Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете?

а) в одном, если нет разногласий

б) в двух

в) в трех

г) в четырех

  1. Если законопроект о федеральном бюджете отклонен в первом чтении его:

а) передают в согласительную комиссию

б) передают на экспертизу

в) передают в Комитет Государственной Думы по бюджету на доработку

г) разрабатывают новый законопроект

  1. С какого момента начинается исполнение бюджета?

а) с момента внесения законопроекта о бюджете в Государственную Думу РФ

б) с момента принятия закона о бюджете

в) с момента одобрения ФЗ о бюджете Государственной Думой РФ

г) с момента утверждения законопроекта о бюджете во втором чтении

62. Документ, в котором детально отражаются показатели доходов и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией называется:

а) бюджет федерации

б) финансовый план государства

в) баланс

г) бюджетная роспись

63. Принцип единства бюджетного счета означает:

а) зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с него

б) зачисление всех доходов на счета доходов, расходов – на счета расходов

в) разнесение операций по поступлению и расходованию бюджетных средств по разным счетам

г) зачисление всех доходов на счета исполнителей бюджета

64. Кто составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета?

а) Государственная Дума РФ

б) Минфин РФ

в) Субъекты РФ

г) Инспекция Федеральной налоговой службы

65. Кому на исполнение передается сводная роспись?

а) Федеральному казначейству

б) Минфину РФ

в) Государственной Думе РФ

г) Правительству РФ

66. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?

а) зачисления денежных средств на счета бюджетополучателей

б) списания денежных средств с единого бюджетного счета

в) по Постановлениям Правительства РФ

г) списания денежных средств со счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших им услуги

67. Как называется система согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы?

а) бюджет

б) бюджетная роспись

в) бюджетная классификация

г) бюджетный реестр

68. По иерархии уровня власти доходы бюджетов подразделяются на:

а) федеральные, региональные, местные

б) налоговые, неналоговые, заимствования

в) принудительные, собственные

г) плановые, чрезвычайные

69. По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на:

а) федеральные, региональные, местные

б) налоговые, неналоговые, заимствования

в) принудительные, собственные

г) плановые, чрезвычайные

70. По экономическому эффекту расходы бюджета подразделяются на:

а) производительные, непроизводительные, долговые

б) обыкновенные, чрезвычайные

в) расходы министерств, ведомств, организаций

г) внутренние и внешние

Бюджет ЦФО — бюджет определённого центра финансовой ответственности (ЦФО), документ, показатели которого отражают финансово-экономическую деятельность ответственного за неё сотрудника или подразделения.

Составление бюджетов центром финансовой ответственности осуществляется им самим при методической поддержке финансово-экономической службы. Формы бюджетов ЦФО разрабатываются в ходе постановки бюджетирования. Их изменение возможно при последующем внедрении и автоматизации бюджетирования, но по объёму оно обычно незначительно, если на предприятии подходят к постановке должным образом.

Появление бюджетов ЦФО в деятельности компании является необходимым при внедрении бюджетирования. Отсутствие бюджетов ЦФО позволяет говорить, что бюджетирование не внедрено на предприятии, так как нет финансовой ответственности у работников предприятия. В бюджет соответствующего центра включаются статьи деятельности, в которой участвует или на которую может влиять ЦФО. Исходным пунктом для мотивации персонала ЦФО являются данные его бюджетов, как плановых, так и фактических. Центр финответственности не обязательно сам рассчитывает величину расходов или доходов/ платежей или поступлений. Его бюджетом по форме может быть бюджет доходов-расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) или бюджет по балансовому листу (ББЛ) данного ЦФО.
Например, расчёт заработной платы может вестись бухгалтерией, экономическим отделом и учитываться в БДДС бухгалтерии или экономического отдела. А заработная плата по БДР при этом включена в бюджеты соответствующих ЦФО; бюджет ЦФО, а именно БДР ЦФО, в который входит бухгалтерия или экономический отдел, содержит лишь заработную плату непосредственно бухгалтерии или расчётного отдела.

Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:

Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.

У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.

Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.

📌 Реклама

Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)

Полноценное внедрение бюджетирования на предприятии — сложная задача. Система бюджетов предприятия должна не только быть пригодна для делегирования ответственности, но и отражать последовательность формирования финансовых результатов.

Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия. Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).

ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.

📌 Реклама

При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:

Существует деление центров финансовой ответственности по видам:

В 1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:

От выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.

При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование:

  • Позволяет выбирать наиболее эффективные пути развития предприятия;
  • Позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;
  • Дает возможность оценить эффективность деятельности предприятия;
  • Помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов;
  • Является инструментом для привлечения финансовых ресурсов.

Основные задачи финансового планирования:

  • Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • Анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании проектов, инвестициях и прогнозирование последствий данных решений;
  • Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
  • Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;
  • Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в целом и центров финансовой ответственности, в частности.

Инфраструктура финансового планирования включает в себя четыре основных блока: аналитический, информационный, организационный и программно-технический:

  • Аналитический блок подразумевает наличие регламентированной методологии и методики подготовки финансового плана для его последующего анализа и оценки выполнения;
  • Информационный блок обусловлен необходимостью сбора внутренней и внешней информации, способной прямым или косвенным методом оказать влияние на итоговые показатели плана;
  • Организационный блок предполагает обязательное наличие организационной структуры управления, с четко регламентированными функциями и областью ответственности;
  • Программно-технический блок направлен на автоматизацию всего процесса с целью достижения оптимизации материально-технических затрат.

В экономической литературе различают пять видов финансового планирования: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование (включает в себя перспективное и текущее планирование), текущее планирование или бюджетирование и оперативное финансовое планирование.

Деление финансовых планов по видам осуществляется в зависимости от длительности бюджетного периода, т.е. временного интервала финансового плана. Основой формирования всех финансовых планов чаще всего выступают долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в ходе стратегического планирования путем выработки финансовой стратегии. Стратегические цели предприятия детализируются и получают свое отражение в виде среднесрочных и краткосрочных планов и бюджетов.

Весь процесс финансового планирования на предприятии можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Анализ финансовых показателей предыдущего периода посредством форм финансовой отчетности, содержащих информацию для расчета экономических показателей предприятия и составления прогноза форм отчетности на последующие периоды.
  2. Подготовка основных прогнозных документов:
    1. Прогнозного бухгалтерского баланса;
    2. Отчета о прибылях и убытках;
    3. Отчета о движении денежных средств.
    4. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
    5. Оперативное финансовое планирование.
    6. Внедрение разработанных финансовых планов, контроль их исполнения и последующий анализ достигнутых результатов.

Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.

Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:

  • Технология бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет;
  • Организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры предприятия, посредством определения центров финансовой ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов;
  • Информационные технологии, позволяющие не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов, контроль их фактического исполнения, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Пять этапов постановки системы бюджетирования:

  1. Формирование финансовой структуры, на данном этапе разрабатывается модель структуры, позволяющая установить ответственность за исполнение бюджетов и контроль источников возникновения доходов и расходов путем определения центров финансовой ответственности.
  2. Создание структуры бюджетов, путем определения общей схемы формирования сводного бюджета предприятия.
  3. Разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики.
  4. Разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
  5. Внедрение системы бюджетирования и проведение сценарного анализа.

Бюджетный процесс на любом предприятии должен начинаться с разработки проекта сводного бюджета. На этом уровне необходимо оценить производственную программу, ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики, определить производственный потенциал предприятия на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Далее проект бюджета должен пройти процедуру согласования и утверждения высшим органом управления. По итогам бюджетного периода следует провести анализ исполнения бюджета, выявить отклонения, объяснить их причины, принять необходимые управленческие решения.

Существуют две основные формы составления бюджета: фиксированный бюджет (традиционная форма) и гибкий бюджет. При фиксированном бюджете цифровые показатели рассчитываются и утверждаются до начала планируемого периода и пересмотру не подлежат. Отличительной особенностью гибкого бюджета является то, что на любом из этапов развития предприятия в бюджет могут быть внесены корректировки. Некоторые предприятия формируют так называемые обновляемые, или «скользящие», бюджеты, когда при составлении бюджета на год, по прошествии первого планового квартала производится планирование еще на один квартал. Используя «скользящий» бюджет, предприятие имеет возможность оперативно учитывать изменения внешней среды, действовать в соответствии с уточненными целями, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, при этом плановый период при использовании «скользящего» бюджетирования не изменяется.

Терминология финансовой структуры

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Финансовая структура – организация центров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Типы ЦФО:

  • Центры инвестиций
  • Центры прибыли
  • Центры маржинального дохода
  • Центры дохода
  • Центры затрат

Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

# Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Соответственно, они отвечают за величину произведенных в своей деятельности затрат. Примером Центров затрат являются различные производственные подразделения и функциональные службы (цех, склад, бухгалтерия, реклама, охрана). Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

# Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть агентов, фирменных магазинов и т.д.).

# Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (вклад на покрытие). Создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности бизнеса является не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой и прямыми (прямо прослеживаемыми до объекта возникновения) затратами. Полученная сумма маржинального дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом накладных предприятия, и далее на формирование чистой прибыли всего предприятия. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода.

# Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е., они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но центры прибыли рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие – как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

# Центры инвестиций являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах – купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие – либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

# Центр финансового учета – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

# Постановка бюджетного управления — комплекс организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы бюджетного управления.

Постановка системы бюджетного управления компанией

Проведение работ по постановке системы бюджетного управления компанией осуществляется поэтапно в следующем порядке:

1. Проектирование финансовой структуры

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

2. Формирование бюджетной структуры

Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджетов доходов/ расходов, выплат/поступлений (денежных средств), оприходования/отпуска (материальных ценностей), активов/пассивов (управленческого баланса) в виде справочников.

Далее определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей.

3. Разработка внутренней учетной политики

Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.

4. Разработка системы планирования

Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формы документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

5. Разработка системы финансово-экономического анализа

Определяется состав методов анализа, порядок их проведения, формируется система отчетности с указанием участников процесса анализа, регламентов их действий, подготовки и предоставления отчетов.

6. Регламентация

Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, т.е. закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений:

  • Положение о финансовой структуре
  • Положение о бюджетной структуре
  • Положение об учетной политике
  • Положение о планировании
  • Положение об анализе
  • Положение(я) о центрах финансовой ответственности (ЦФО)

«Положение о финансовой структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий финансовую структуру предприятия и регламентирующий процесс ее формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Терминология по бюджетированию

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) – бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах:
a. движения товаров, запасов и внеоборотных активов;
b. формирования доходов и расходов;
c. движения денежных средств;
d. формирования стоимости;

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

«Положение о бюджетной структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Терминология по планированию

Планирование – процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления.

Система планирования – принятая на предприятии структура планов, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования.

Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

Горизонт планирования бюджета – период, на который можно спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета с приемлемой точностью.

Шаг планирования бюджета – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет.

«Положение о планировании” – внутренний регламентный документ предприятия, определяющий горизонт и шаг планирования/корректировки планов, описывающий регламент планирования и корректировки, а также формат планирования, и являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Схема формирования бюджетов

Дополнительная литература

Скачать: Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Виды бюджетного планирования

По длительности периода, на который разрабатывается бюджет, можно выделить:

­ краткосрочный бюджет,

­ бюджет развития,

­ индикативный.

Краткосрочный бюджет (1-3 месяца). Для российских предприятий наиболее оптимальным сроком краткосрочного (текущего) бюджетирования является 3 месяца (квартал). Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности (квартальных сводных финансовых отчетов, представляемых в налоговую инспекцию), что в значительной степени облегчает работу бухгалтерии предприятия, являющейся основным «информационным» центром предприятия. Для краткосрочного бюджета характерны:

· обязательность исполнения. Краткосрочный бюджет является законом для структурных подразделений предприятия и их руководителей.

· отсутствие корректировки. Краткосрочный бюджет корректируется в исключительных случаях с санкции высшего руководства предприятия. Корректировка краткосрочного бюджета может быть вызвана только форс-мажорными обстоятельствами. Итоги выполнения краткосрочного бюджета подводятся на основе сравнения фактических показателей с плановыми, установленными в начале бюджетного периода.;

· глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета. Именно показатели исполнения краткосрочного бюджета лежат в основе Положения о материальном стимулировании работников предприятия;

· высокая степень детализации бюджетных показателей. Так, для сбытовых подразделений устанавливается не просто совокупная величина планового объема реализации, но и ее структура по видам продукции, производственные подразделения получают бюджет, разукрупненный по статьям затрат в разрезе отдельных производственных линий, управленческие службы как неотъемлемую часть бюджетного задания обязаны соблюдать жестко установленное штатное расписание, величину командировочных и административных

Бюджет развития (1 год). Этот бюджет относится к разряду долгосрочных. Для него характерны:

· обязательность исполнения. В начале года предприятием принимаются краткосрочный бюджет (на квартал) и бюджет развития (на 1 год), и в дальнейшем принятие квартальных бюджетов идет в рамках бюджета развития.

Таким образом в принципе бюджет на IV квартал получается расчетным путем посредством вычитания из плановых показателей бюджета развития суммарных плановых показателей за первые три квартала;

· возможность корректировки. Корректировка показателей бюджета развития является обычным делом притом, что корректировка бюджетных показателей текущего квартала, как правило, не допускается. Это вызвано тем обстоятельством, что за период, равный 1 году, неопределенность макроэкономической конъюнктуры весьма высока и играет важную роль в достижении первоначально намеченных показателей. В этой связи квартальный бюджет на 4-й квартал является разницей скорректированного бюджета развития и суммарных плановых показателей за I-III кварталы;

· выборочный характер контрольно-стимулирующей функции. За достижение и перевыполнение годовых показателей, как правило, премируются руководители структурных подразделений (высший и средний менеджмент), а не рядовые сотрудники подразделений.

· меньшая степень детализации бюджетных показателей. В бюджете развития, чаще всего, фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовый объем реализации, общая смета затрат подразделения и пр.;

· наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (подбюджете 1-го уровня, включаемом в сводный бюджет). Структура сводного бюджета промышленного предприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) является однотипной и не зависит от длительности бюджетного периода. Другое дело, что при составлении инвестиционного бюджета на текущий период (месяц или квартал) планирование освоения средств по долгосрочным инвестиционным программам производится от достигнутого уровня (на начало периода) в соответствии с инвестиционным бюджетом, включенным в бюджет развития.

В рамках краткосрочного (месячного либо квартального) бюджета собственно как «инвестиционное планирование» можно определить локальные закупки оборудования с коротким сроком монтажа, вызванные текущими (данного бюджетного периода) бюджетными планами по производству и сбыту. По этой составляющей инвестиций присутствует финансово-экономическое обоснование, проистекающее из бюджетных планов краткосрочного же периода. Включение же показателей планового освоения средств или сроков ввода в строй объектов долгосрочного капитального строительства в краткосрочный бюджетный план производится на основе графика освоения средств с общей продолжительностью, выходящей за рамки краткосрочного бюджетного периода (разумеется, с корректировкой на текущую ситуацию, как то наличие финансовых ресурсов сверх текущих производственных потребностей и пр.).

Таким образом, инвестиционный доход, строго говоря, является параметром лишь долгосрочного бюджета развития, когда в рамках одного бюджетного периода можно сопоставить произведенные затраты и полученный доход, то есть оценить величину эффекта от инвестиций. Притом, что инвестиционный доход по вводимым в строй объектам капитального строительства включается в краткосрочный бюджетный план, его величина не учитывается при сопоставлении финансовых результатов деятельности предприятия отчетного и предыдущего краткосрочных бюджетных периодов. Здесь в расчет принимаются только финансовые результаты по текущим операциям. Это вполне естественно, так как полученный результат от инвестиций обусловлен затратами, которые могли производиться на протяжении многих краткосрочных бюджетных периодов.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (то есть в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). После истечения I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), после истечения II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квартала), иначе корректировка инвестиционной политики может быть недостаточно обоснованной. Индикативный «скользящий» бюджет:

· не только не является обязательным, но и по определению никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей. Контрольно-стимулирующая функция в нем отсутствует;

· детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Сводный бюджет — план деятельности предприятия на установленный период времени , выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов ( выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период.

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:

· бюджета продаж;

· бюджета производства;

· бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков);

· бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов;

· бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

Финансовый бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Цель финансового бюджета — планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Структура сводного бюджета промышленного предприятия показана на схеме

«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:

· отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета;

· отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — «выходные» формы финансового бюджета;

· отчет об инвестициях — «выходная» форма инвестиционного бюджета;

· баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

В свою очередь, некоторые бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, бюджеты третьего уровня могут распадаться на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия. Таким образом, для сводного бюджета промышленного предприятия характерна многоступенчатая иерархическая структура (схема ).

Каждый из подбюджетов различных уровней занимает свою, строго определенную «нишу» и играет свою четкую роль в технологии составления сводного бюджета компании.

Итак, основой составления сводных бюджетов является стратегический план, который определяет основные приоритеты и цели развития (в том числе в количественном выражении) и намечает механизмы достижения поставленных целей. На основе стратегического плана разрабатываются три сводных бюджета: один краткосрочный бюджет и два долгосрочных бюджета (бюджет развития и индикативный «скользящий» бюджет). Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *