Платежи в бюджет
Проводки по налогам и сборам — это отражение хозяйственных операций по начислению фискальных отчислений в бюджет. Чиновники предусмотрели характерные особенности составления бухзаписей по каждому виду налогов и сборов. О том, как составить проводки по налоговым обязательствам, расскажем в нашей статье.
Содержание
Общие положения ПБУ
Все налоговые обязательства, за исключением страховых взносов, следует отражать на специальном бухгалтерском счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Чтобы суммы исчисленных налоговых платежей не путались, компания должна детализировать данные бухгалтерского счета. Для этого необходимо открыть субсчета отдельно по видам обязательств. О том, какие субсчета будет использовать конкретный экономический субъект, необходимо написать в учетной политике. Все возможные значения предусмотрены в Приказе № 69н об утверждении Единого плана счетов.
Отметим, что компании необходимо проводить систематические сверки взаиморасчетов с Федеральной налоговой службой. Самостоятельный контроль позволит избежать начислений сумм пеней, штрафов и неустоек по просроченным или неверно зачисленным платежам. Для проведение сверки придется заказать в ИФНС специальную справку. О том, как организовать проверку расчетов по фискальным платежам, читайте в статье «Как провести сверку с налоговой инспекцией».
Типовые проводки по начислению налогов
Несмотря на то, что операции по начислению фискального платежа существенно отличаются по видам налоговых обязательств, проводка на оплату в большинстве случаев общая:
Дебет 68 Кредит 51 — денежные средства перечислены с расчетного счета в пользу уплаты фискальных платежей.
Приведем типовые бухгалтерские записи по начислению налогов в таблице. Проводки сгруппированы по видам платежей:
Операция |
Дебет |
Кредит |
НДФЛ |
||
Удержан НДФЛ |
70 — с заработной платы 73 — с прочих доходов 75 — с дивидендов |
|
Налог на прибыль начислен |
99 — самой компанией 76, 60 — налоговым агентом |
|
НДС Таможенный НДС исчислен НДС восстановлен НДС принят к вычету |
90 — при реализации 91 — при прочих операциях 76, 62 — с авансового расчета 19 — СМР для собственных нужд |
|
76, 68 |
||
20, 26, 44, 76, 60, 91 и т. д. |
||
19, 76, 62 |
||
Госпошлина |
08, 26, 44, 91 |
|
Налог на имущество: проводки |
91, 26, 44 |
|
Транспортный |
26, 44 |
|
Земельный |
26, 44 |
|
Торговый сбор |
76 — если сбор уменьшает налог на прибыль 91, 26, 44 — если не уменьшает налогооблагаемую базу по ННП |
ВАЖНО! Если ФНС выставила штрафы и(или) пени по налоговым платежам, то их также придется отразить в учете. Для этого используйте 91 или 99 счета. О том, как правильно оформить бухгалтерские записи в отдельном материале «Пени и штрафы по налоговым платежам: проводки».
Страховые взносы
Для отражения сумм страхового обеспечения застрахованных лиц используется отдельный бухсчет 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению». На данном счете необходимо отразить все виды взносов, которые компания начисляет на заработную плату своих работников.
В учете предусмотрите детализацию платежей по отдельным субсчетам в разрезе видов страхового обеспечения: ОПС, ОМС, ВНиМ и взносы на травматизм. Закрепите данную информацию в учетной политике.
Основные бухгалтерские проводки по зарплате и налогам:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Начислена заработная плата |
20, 23, 25, 26, 29, 44 и так далее |
|
Удержан НДФЛ |
||
Зарплата выдана |
50 — из кассы 51 — с расчетного счета |
|
Начислены страховые взносы |
20, 23, 25, 26, 29, 44, и т. д. |
|
Уплачены взносы в бюджет |
||
Начислены штрафы по страховому обеспечению |
||
Начислены пени по страховым взносам |
||
Пени и штрафы уплачены в бюджет |
Подробнее о том, как отражать в бухучете начисление заработной платы, в статье «Проводки по зарплате».
Добрый вечер. Бюджетный платеж — это взносы, отчисления юридических и физических лиц, вносимые в государственный бюджет (в РФ в федеральный, субъектов Федерации, местные). Статья 333.18 пункт 3 Налогового кодекса пишет: Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Разумеется, придётся сходить-таки в свой банк, и взять бумажку с реальным штампиком, для этого надо узнать в Патентном бюро нужна будет платежка с отметкой банка или нет.. При осуществлении взносов и иных платежей в бюджетную систему (например, оплату услуг государственных (бюджетных учреждений), находящихся в ведении органов государственной власти, некоторых видов штрафов и госпошлин, не связанных с оплатой налогов и взносов) указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей. В Вашем случае, если Вы просто оплачиваете услугу патентному бюро-то обычный платеж, а если это платеж идет как госпошлина, то бюджетный. Надеюсь мой ответ помог Вам.
Классификации платежей в бюджет
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.
Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:
¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;
¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.
Региональные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.
Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.
Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:
¦ объект обложения;
¦ налоговая база;
¦ налоговый период;
¦ налоговая ставка;
¦ порядок исчисления налога;
¦ порядок и сроки уплаты налога;
¦ налоговые льготы.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам”.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда” — на сумму НДФЛ) и т.д.
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.
Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.
К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:
¦ 1 «Расчеты по налогу на прибыль”;
¦ 2 «Расчеты по НДС”;
¦ 3 «Расчеты по налогу на имущество”;
¦ 4 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.
Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина
Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении(Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.
Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:
01 — налогоплательщик (плательщик сбора),
02 — налоговый агент,
03 — сборщик налогов и сборов,
04 — налоговый орган,
05 — служба судебных приставов,
06 — участник внешнеэкономической деятельности,
07 — таможенный орган,
08 — плательщик иных обязательных платежей.
В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.
Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК), который присвоен каждому виду и типу платежа, например:
182 101 020 2101 1000 110 — налог на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 6350 110 — пени по налогу на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 3000 110 — штрафы по налогу на доходы физических лиц.
Далее в отдельном поле указывается одиннадцатизначный код территории (ОКАТО), для Красноярска, например, — 04401987000.
Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
НС — уплата налога или сбора,
АВ — уплата аванса или предоплата ( в том числе декадные платежи),
ПЕ — уплата пени,
ПЦ — уплата процентов,
СА — налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,
АШ — административный штраф,
ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.
Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
ТП — платежи текущего года,
ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым
периодам,
ТР — погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,
РС — погашение рассроченной задолженности,
ОТ — погашение отсроченной задолженности,
РТ — погашение реструктурированной задолженности,
ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,
ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию,
АП — погашение задолженности по акту проверки,
АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.
Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.