Почему я должен платить налоги?

Кто платит, тот и заказывает музыку

Обратим внимание на то, что все эти налоги платим не мы: их государству отчисляет работодатель, а работники зачастую не подозревают, сколько составляет их зарплата до выплаты налогов. Совсем иным образом дело обстоит в развитых странах, например в США. Inсome tax, налог на доходы физических лиц, там варьируется от 10 до 39%, и об этом граждане прекрасно знают, понимая, сколько отдают собственных денег. В частности, потому, что в стране очень высок процент бизнесменов и индивидуальных предпринимателей.

Ведь кто в России оказывается наиболее политически и граждански активен? Именно предприниматели, знающие, сколько на самом деле отдают государству собственных, «персональных» налогов. Эти же персональные налоги они платят и за своих работников.

И наоборот: граждане, которые сталкиваются только со скрытыми налогами, то есть не сталкиваются вовсе, требуют бесплатной медицины, бесплатного проезда и прочего бесплатного, не понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а ударит она в итоге все равно по ним.

Именно поэтому граждане США, привыкшие платить именно персональные налоги, так протестовали против Obamacare, реформы здравоохранения, понимая, что ничего бесплатного от государства не бывает: на самом деле реформа оплачивалась за их счет.

Вернемся к нашим, российским, реалиям. Еще одну часть средств государство забирает через потребление нами различных услуг, тут уже бухгалтерия вашего предприятия ни при чем. Все акцизы, все повышения тарифов ЖКХ, традиционно опережающие инфляцию, НДС (продукты в магазине) — все это форма скрытых налогов, которые мы платим, сами того не замечая. Здесь точные суммы посчитать уже куда труднее: каждый из нас потребляет по-разному. Но вывод очевиден: по факту государство забирает у нас большую часть доходов. И его аппетиты только растут — несмотря на то, что заветные 13% остаются неприкосновенными, наши кошельки все худеют.

А вот тут мы и подходим как раз к сути необходимой налоговой реформы.

Налог или дань?

Когда гражданин сам не знает, что государство живет за его счет, он вряд ли может считаться гражданином. Источником власти в такой стране является не он сам, а чиновник, правящая партия, первое лицо — кто угодно, только не он сам. Такого гражданина куда уместнее называть «подданным». Дословно: под данью. Можете ли вы контролировать цели, на которые уходит уплаченная дань? Вряд ли. Именно так у нас дело и обстоит.

Я же предлагаю следующее: наши налоги по большей части должны стать персональными, то есть мы должны получать на руки не остатки зарплаты, а всю ее целиком. После этого налоги мы будем платить уже сами, чувствуя, что это не абстрактные, а именно наши деньги.

А после нам регулярно будет приходить отчет: на что потрачены именно наши средства. Здесь можно сослаться, к примеру, на опыт американской Флориды, где гражданам регулярно приходит отчет об использовании их налогов. На федеральном уровне там указаны общие статьи бюджета, а на муниципальном можно увидеть данные о конкретной школе или больнице. И именно в них житель, скажем Майами, имеет право приоритетно учиться или лечиться. Понятно, что в таком случае за качество услуг он спрашивает по полной программе.

Появись сходная система в России, наши граждане смогли бы увидеть, что это именно их деньги были закопаны в песок или неэффективно потрачены. Тогда они активно включались бы в общественную жизнь и политику: своя копейка ближе к телу. Чиновники говорят, что отремонтировали дорогу? И где она? Или, наоборот, разве я просил каждый год перекладывать под окнами асфальт? Такие наглядные примеры просто-таки вынуждают человека начать контролировать власть, постепенно становясь настоящим гражданином, а не подданным. Тогда и партии начнут выдвигать не абстрактные лозунги, а говорить о том, как и на что, а, пройдя в парламент, предложат тратить наши налоги: по этому принципу за политиков и будут голосовать.

Возможный контраргумент — а как же администрировать такую сложную систему? Я говорил с сотрудниками ФНС, и, на их взгляд, она вполне реализуема. С должниками же по налогам можно бороться теми же методами, которыми сейчас государство борется с должниками по ЖКХ или автоштрафам. Методы те же самые, ничего необычного здесь нет.

Если мы на самом деле станем платить персональные, а не скрытые налоги, то не сразу, постепенно, но придем к пониманию важных вещей — в частности, того, что с власти можно требовать ответа, как она поработала на наши деньги. Почему подземный переход, ремонт которого я оплатил из собственного кармана, уже год стоит закрытым? Почему в больнице, на которую пошел процент моей зарплаты, нет лекарств?

А дальше возникнут и другие вопросы: с какой стати государство решает, еду из какой страны мне нельзя есть, по какому учебнику должен учиться мой ребенок, куда я могу ездить, а куда нет, какой чиновник, совершенно не интересуясь моим мнением, который год управляет моим городом.

Причем некоторую часть налогов (со временем все большую) могут начать распределять сами граждане.

Источник власти

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан еще в 2014 году в своей лекции приводил прекрасные примеры реализации подобного пути в мире. В Испании и Италии социальный налог можно платить правительству, а можно — церкви. То же и в Исландии: граждане сами решают, кому отдадут деньги — ученым или священникам. Впрочем, в нашей ситуации мы могли бы пойти дальше, хотя ученые, уверен, были бы не против.

На что тратится в 2016 году большая часть бюджета? 19,2% — национальная оборона. Это на наши деньги бомбят Сирию. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 12,7%. В сумме (31,9%) эти две силовые статьи оставляют позади все прочие. На их фоне особенно печально выглядят расходы на медицину (3%), образование (3,6%) и культуру (0,6%) — в сумме 7,2%, то есть в 4 раза меньше. Конечно, последние сферы финансируются и из региональных бюджетов, но сейчас те уже не могут вытянуть эту нагрузку, треща под гнетом кризиса и «майских указов».

Что для граждан важнее — армия с полицией или образование и здоровье? Что первично? Я бы, не сомневаясь, выбрал именно второе и, также не сомневаясь, предпочел своими деньгами поддержать именно эти расходы. Вот в этом и должна заключаться суть реформы: во-первых, мы должны видеть, сколько на самом деле получаем, и за счет этого понимать, что именно мы источник власти в стране, а во-вторых, определять цели, на которые налоги идут, влиять на их выбор как опосредованно, так и напрямую. Интересно, что, согласно социологическому исследованию, которое проводилось в начале десятых годов в России, приоритетами для граждан являются именно медицина и образование, а армия с полицией отстают со значительным отрывом.

Собственно, еще один очевидный аргумент: все мы практически каждый день слышим о сборе средств на самые разные цели: на операции детям, на приюты для животных, на сохранение памятников, да хоть на перевод сериалов. При этом мне ни разу не попадались на глаза просьбы поделиться рублем на покупку нового оружия для полиции или на бомбу против террористов где-нибудь на Ближнем Востоке. При этом полиции и бомб у нас предостаточно, а вот больниц очевидная нехватка.

Стать гражданами из подданных нелегко и небыстро. Но другого пути в развитый мир не существует. Именно при помощи персональных налогов — при всех необходимых реформах в других сферах, от политики до СМИ, — можно добиться подконтрольности власти обществу.

Многие часто задумываются: «Зачем я плачу налоги? Почему я должен платить налоги? С какой радости я должен отдавать свои собственные деньги? И т. д.» Давайте немного разберемся Зачем и Почему! И кто они вообще такие НАЛОГИ и куда идут НАШИ кровно-заработанные денежки!

Сущность налогообложения для плательщика заключается в необходимости отдать государству часть своего имущества чтобы сохранить остальное. Ни один из видов дохода не должен ускользать от обложения. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. За счет наших налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан… При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как общественный порядок, правосудие, обеспечение охраны личности и собственности. Ведь никто из нас лично не платит работнику полиции, армии, уборщикам улиц, и всем государственным служащим (не включайте в перечень медицину, образование! За них мы платим отдельной строкой), но каждый пользуется данными благами.

Налог – это обязательный платеж от человека или от предприятия государству. За счет этих платежей функционируют все важнейшие системы страны. Осуществление этих платежей является обязательным, для некоторых граждан существуют льготы. Правовое регулирование этого вопроса отводится Налоговому кодексу РФ.

Налог на имущество

Быть законным обладателем какого-либо имущества – значит иметь право им распоряжаться по своему усмотрению, а также платить за это право государству. Собственно, в этом и заключается суть налога на имущество.

Выплата данного налога юридическими лицами контролируется 30 статьей НК РФ. Сбор производится на уровне регионов. Юридические лица, такие как ОАО, ООО, и т.д. – выплачивают налог в полном объеме, ИП с упрощенной системой налогообложения облагаются налогом частично. Почти все имущество, принадлежащее предприятию, облагается налогом. За исключением важных культурных памятников, водоемов и т.д. Сумма налога вычисляется в виде процентов от кадастровой стоимости самого объекта, но не может превышать 2,2% .

В течение года предприятие делает несколько взносов по налогу, а в конце налогового периода происходит полная оплата суммы начисленного налога.

Если платеж не был произведен вовремя, помимо основной суммы налога, будет начислена пеня.

Порядок сбора налога с физических лиц установлен в соответствии со статьей №32 НК РФ. Гражданин, являющийся владельцем квартиры, комнаты, гаража или иных помещений, обязан платить налог за пользование каждым из них. Налогообложение производится на уровне муниципалитета. Общая стоимость имущества, которое принадлежит одному лицу, и располагается на территории одного муниципального образования, берется за основу в расчете суммы налога на имущество. Органы местного самоуправления сами определяют уровень налога, но не могут начислить более 2%.

Земельный налог

Процедура сбора налога на землю не должна противоречить Налоговому кодексу, а именно, главе №31, которая ее непосредственно регулирует. Обязанность к выплате налога налагается на физических и юридических лиц, обладающих правом собственности или неограниченным правом пользования участком земли. Лица, арендующие определенную территорию, Земельным налогом не облагаются.

Присвоение почтового адреса жилому дому может происходить несколькими способами.

Необходимо ликвидировать ТСЖ? Пошаговая процедура описана в статье на эту тему.

Образец договора аренды складского помещения можно скачать в этой статье.

Существует ли связь в уплате налога за землю и находящуюся на ней постройку

Не смотря на то, что, на первый взгляд, можно уловить связь между этими двумя налогами, на самом деле ее нет. Территория земли и возведенные на ней постройки, находящиеся в собственности одного и того же лица облагаются двумя отдельными налогами, которые регулируются разными статьями Налогового кодекса. Несмотря на то, что сама постройка, которая является объектом для взимания налогов, не может существовать отдельно от земельного участка, на котором она расположена. Это правило регулируется ст. 38 НК РФ. Она поясняет право на отдельное существование разных элементов собственности, которые должны служить разными объектами налогообложения. То есть, за участок выплачивается Земельный налог, а за, построенный на нем, дом – налог на имущество.

Сдача отчетов по выплаченным налогам не входит в обязанности граждан, это задача только юридических лиц. Это должно произойти в отведенные законом сроки, информация о которых зафиксирована в п.2 ст.386 НК РФ.

Имущество россиян облагается налогом. Это означает, что за владение жилой и нежилой недвижимостью (дома, квартиры, гаражи и пр.) необходимо ежегодно платить в бюджет процент от стоимости объекта.

Если в собственности находится частный дом, то заплатить придётся не только имущественный налог на жилище, но и пошлину за владение участком, на котором здание построено.

Как рассчитать налог на дом и землю?

Владельцы частных домов обязаны платить сразу 2 налога: на имущество и на землю. Это не связанные между собой виды пошлин, для каждой используется свой порядок оплаты и ставки применяются разные.

Какие данные необходимы

Расчёт любого налога происходит на основе нескольких параметров:

  • Объекта налогообложения.
  • Налоговой базы.
  • Ставки.

Налог на землю

При подсчёте земельного налога эти параметры будут выглядеть следующим образом:

  • Объект – сам участок.
  • Налоговая база – кадастровая стоимость объекта.
  • Ставка – не более 0.3 или 1.5% (в зависимости от типа участка и его территориального расположения) (ст. 394 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается по кадастровой стоимости участка (ст. 390 НК РФ). Она фиксируется на начало года, за который производится оплата.

Конкретную цену объекта государственный кадастровый орган определяет самостоятельно. Получить эти данные можно в Росреестре, в том числе онлайн (через сайт организации).

Для расчёта итоговой суммы к оплате пошлины применяют формулу:

Н = Кст х Д х Ст х Кв, где

  • Н – налог.
  • Кст – кадастровая стоимость.
  • Ст – ставка.
  • Кв – коэффициент владения (для участков, находящихся в собственности менее 1 календарного года).

Если у участка сразу несколько владельцев (он находится в общей долевой собственности), налог рассчитывается пропорционально доле каждого собственника. Если собственность совместная, пошлина рассчитывается в равных долях.

Еще по теме: Что такое кадастровая стоимость частного дома

Ставки

Земельный налог относится к местным. То есть деньги, полученные от налогоплательщиков, отправляются в бюджет муниципального образования, в котором расположен участок. Ставки для оплаты пошлины также определяются местными властями.

При этом Налоговым кодексом установлено, что их размер не может превышать:

  • 0.3% в отношении участков:
    • расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;
    • предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
    • занятых многоквартирными домами;
    • предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1.5% – для всех других типов.

Местные органы власти уполномочены устанавливать собственный уровень пошлин. Ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категорий земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Льготы

При подсчёте налога могут применяться льготы. Они делятся на:

  • Федеральные.
  • Местные.

Федеральные льготы полностью освобождают от уплаты пошлины коренные малочисленные народы разных территорий РФ, если их земельные участки используются для сохранения культурных традиций.

Местные льготы определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно. Узнать, какие послабления используются в конкретном регионе можно на сайте ФНС.

Налог на жилой дом

Пошлина относится к имущественным налогам. Им облагаются как жилые, так и нежилые объекты недвижимости. При подсчёте используются следующие данные:

  • Объект налогообложения – жилой дом (в том числе строения, расположенные на земельных участках с целевым назначением – для ведения подсобного, дачного, садового или огороднического хозяйства) (п. 2 ст. 401 НК РФ).
  • Налоговая база – кадастровая стоимость объекта (или инвентаризационная для регионов, не перешедших на новую система расчёта налога) (п. 2 ст. 402 НК РФ).
  • Ставка – от 0 до 2% (в зависимости от вида объекта и региона).

Расчёт налога происходит по формуле:

Н = (Кст – Нв) х Ст х Пкф, где

  • Н – налог.
  • Нв – налоговый вычет.
  • Кст – кадастровая стоимость.
  • Ст – ставка.
  • Пкф – понижающий коэффициент (установлен на переходный период с системы расчёта по инвентаризационной стоимости на кадастровую, колеблется от 0.2 до 0.6 в зависимости от региона).

Имущественный налог также относится к категории местных и его ставки устанавливаются муниципальными властями (Ст. 406 НК РФ). Как и в случае с земельным налогом, для имущественной пошлины Налоговым кодексом установлены значения, которые местные власти не могут превышать.

Для жилых домов базовые ставки при расчёте по кадастровой стоимости составляют:

  • 0.1% – с возможностью их снижения до 0 или увеличения не более чем в 3 раза (до 0.3%) по усмотрению местных властей;
  • 2% – для объектов стоимостью более 300 млн. руб.

При расчёте по инвентаризационной стоимости основные ставки составляют:

  • при цене недвижимости до 300 тыс. руб. – до 0,1%;
  • от 300 до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,3%;
  • более 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2,0%.

Владельцы домов могут претендовать на 2 вида льгот:

  • Федеральные.
  • Местные.

На федеральные льготы имеют право следующие лица:

  • Герои России и Советского союза, участники ВОВ.
  • Инвалиды 1 или 2 группы, дети-инвалиды.
  • Пострадавшие от чернобыльской катастрофы лица и граждане, участвующие в ликвидации атомных аварий.
  • Отдельные категории военнослужащих, уволенных с военной службы и члены их семей.
  • Пенсионеры по старости и граждане, достигшие возраста 60 и 65 лет для женщин и мужчин.

Ещё один ряд льгот зависит от вида имущества. К льготным категориям относятся:

  • жилые и хозяйственные строения площадью до 50 кв. м., расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан (пп.15 п.1 ст. 407 НК РФ).

Местные льготы определяются каждым муниципальным образованием самостоятельно.

Законодательством предусмотрена также система налоговых вычетов. Её суть в снижении суммы, облагаемой налогом. При расчёте пошлины владельцы частных домов имеют право вычесть из общей стоимости жилья цену 50 квадратных метров. Налог будет платиться с оставшейся после вычета суммы.

Как рассчитывается налог на одно-, двух- и трехэтажный дом?

Итоговая сумма к оплате полностью зависит от налоговой базы. Для частного дома это будет стоимость объекта. Именно цена жилища, которую установил государственный кадастровый орган, определяет конечный размер налога. Никакие другие параметры (высота, этажность, наличие мансарды и пр.) на него не влияют.

Тем не менее конкретный расчёт будет зависеть от региона, в котором расположен дом. Речь идёт не только о конкретной ставке. Алгоритм вычисления определяется системой подсчётов, применяемой в конкретном субъекте РФ – на основе кадастровой или инвентаризационной стоимости.

К 2020 году все регионы страны должны перейти на кадастровую систему подсчёта налога. Тем не менее на данный момент 11 субъектов РФ продолжают рассчитывать имущественную пошлину на базе инвентаризационной стоимости.

Расчёт налога по кадастровой стоимости

Он происходит по формуле:

Н = (Кст – Нв) х Ст х Пкф, где

  • Н – налог.
  • Нв – налоговый вычет.
  • Кст – кадастровая стоимость.
  • Ст – ставка.
  • Пкф – понижающий коэффициент (установлен на переходный период с системы расчёта по инвентаризационной стоимости на кадастровую, колеблется от 0.2 до 0.6 в зависимости от региона).

Расчёт налога по инвентаризационной стоимости

При исчислении налога по старой системе налоговую базу составит инвентаризационная стоимость квартиры (узнать её можно в БТИ, на сайте ФНС, на сайте Росреестра).

Формула расчёта:

Н = Ист х Ст х Кфд, где

  • Н – налог.
  • Ист – инвентаризационная стоимость.
  • Ст – ставка.
  • Кфд – Коэффициент-дефлятор (На 2019 год установлен в размере 1.518) (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2018 г. № 595).

Расчёт налога по «переходной» формуле

В соответствии с п. 8 ст.408 НК РФ, на период перехода на новые правила, помимо понижающего коэффициента, регионами может применяться особая формула для налога на недвижимость. Суть её – в уплате налоговой ставки с разницы между кадастровой и инвентаризационной стоимости.

Формула выглядит так:

Н = (Нк – Ни) x К + Ни, где

  • Н – налог к уплате.
  • Нк – налог, рассчитанный из кадастровой стоимости.
  • Ни – налог, рассчитанный по предыдущей системе (инвентаризационной стоимости).
  • К – понижающий коэффициент.

Какие помещения облагаются налогом в частном доме?

Налог платится не за отдельные части дома, а за весь жилой объект, если он попадает под критерии имущества, облагаемого пошлиной. Конечная сумма будет высчитываться на основе кадастровой (инвентаризационной) стоимости жилища. Она устанавливается Росреестром на основе оценки, проведённой кадастровым инженером (ФЗ №237 «О государственной кадастровой оценке»).

Оценка проводится по общей для всей страны методике, которая утверждена Министерством экономического развития (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90).

На конечную кадастровую стоимость влияет совокупность факторов: площадь, материал и год постройки, разрешенное использование, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе и т.д.

В любом случае площадь дома является одним из определяющих критериев в его оценке (смотрите: как быстро посчитать площадь и объем помещения).

Исходя из установленной единой методики, в общую площадь жилого дома включаются:

  • Любые ниши выше 2 метров в высоту, арочные проемы шире 2 метров, участок под внутренней лестницей выше 1,6 метра.
  • Суммы площадей всех частей жилища, включая помещения вспомогательного использования, которые предназначены для бытового использования. Сюда не входят: балконы, лоджии, веранды и терассы с эксплуатируемой кровлей.

В площадь жилого здания не включаются:

  • Подполье для проветривания жилого здания.
  • Не эксплуатируемый чердак.
  • Технический подпол и чердак.
  • Крыльцо.
  • Наружные открытые лестницы.

Эксплуатируемая кровля при подсчете площади жилого здания приравнивается к площади террас.

Налог на фундамент частного дома

В перечень строений, облагаемых имущественным налогом, входят объекты незавершенного строительства (ст. 401 НК РФ). Фундамент попадает под этот критерий.

При этом в Налоговом кодексе указано, что налогоплательщиками считаются только те физические лица, за которыми зарегистрировано право собственности на объект налогообложения (ст. 400 НК РФ).

Если недостроенный объект не поставлен на кадастровый учёт, он не попадает под категорию построек, облагаемых налогом.

Кто должен платить налог на дом?

Налог за частный дом платят все физические лица, в собственности которых находится:

  • Дом, признанный жилым в соответствии с кадастровым паспортом объекта.
  • Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, также относятся к жилым домам (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Налог платится за каждый месяц владения частным домом. При этом полный месяц владения засчитывается, если собственность была приобретена (или отдана) до 15-го числа.

В каких случаях налог на недвижимость платить не нужно?

Не платят налог лица, попадающие под льготные категории налогоплательщиков. К ним относятся:

  • Герои России и Советского союза, участники ВОВ.
  • Инвалиды 1 или 2 группы, дети-инвалиды.
  • Пострадавшие от чернобыльской катастрофы лица и граждане, участвующие в ликвидации атомных аварий.
  • Отдельные категории военнослужащих, уволенных с военной службы и члены их семей.
  • Пенсионеры по старости и граждане, достигшие возраста 60 и 65 лет для женщин и мужчин.

Освобождаются от уплаты налога на имущество граждане, в собственности которых:

  • Жилые и хозяйственные строения площадью до 50 кв. м., расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.

Каждый собственник частного дома обязан делать за него отчисления в региональный бюджет. При этом заплатить придётся не только за жильё, но и за земельный участок, на котором оно построено.

Влиять на итоговую сумму к оплате будет кадастровая стоимость как участка, так и жилого дома. Прочие параметры здания (этажность, наличие мансарды и др.) на размер налога не влияют.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *