Подоходный налог в СССР

Подоходно- имущественным налогом с ноября 1922 года в Советском Союзе облагались граждане СССР,а так же акционерные общества, получающие доход, с тех пор его ставка периодически изменялась. Данным налогом облагалась недвижимость.

С 1924 года данный налог стал называться подоходным.

Основная особенность налогообложения населения в Советском Союзе заключалась в том, что уровень налогообложения зависел от социальной группы, к которой относился тот или иной плательщик налогов. Шкала подоходного налога в СССР, изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной.

На доход менее 70 рублей налога не было.

До 90 рублей – 10%

От 90 до 100 рублей – 12%

Свыше 100 рублей- 13%.

Налог за бездетность составлял 6% (этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет), так же существовали комсомольские, партийные,профсоюзные и некоторые другие взносы.

Ставки подоходного налога в Советском Союзе до 1990 года, регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года и внесенными изменениями к данному Указу.

Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.

Вопрос-ответ Что за «пенсионный налог», который предлагают ввести Минфин и ЦБ?

АиФ.ru рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

1920-е гг.

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.

1940-е гг.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

1960-е гг.

В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

1980-е −1990-е гг.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.

Указ Президиума ВС СССР от 30.04.1943

о подоходном налоге с населения

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к: навигация, поиск

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О сельскохозяйственном налоге»

Дата создания: 30 апреля 1943 года. Источник: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 327—335

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 30 апреля 1943 года

О сельскохозяйственном налоге

I. Общие положения

Статья 1. Подоходным налогом облагаются рабочие, служащие, литераторы, работники искусств, владельцы строений, граждане, имеющие сельское хозяйство в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имеющие самостоятельные источники дохода на территории СССР.

Статья 2. Освобождаются от обложения налогом:

а) рабочие и служащие, получающие заработную плату не свыше 260 руб. в месяц;

б) военнослужащие и военнообязанные, кроме генералов, адмиралов, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, по денежному довольствию в войсковых частях, учреждениях и военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР и Министерства внутренних дел СССР, получаемому по занимаемой штатной должности или за время пребывания на учебных и практических сборах;

в) утратил силу (Указ от 12 января 1951 г.);

г) лауреаты Сталинских премий — по этим премиям;

д) граждане, получающие вознаграждение за свои изобретения, на которые выданы авторские свидетельства, или за технические усовершенствования в размере не более 10 000 руб. за каждое изобретение или усовершенствование,— по этому вознаграждению.

В тех случаях, когда вознаграждение за изобретение или усовершенствование превышает 10 000 руб., налог исчисляется со всей суммы вознаграждения за вычетом 10 000 руб. отдельно по каждому изобретению или усовершенствованию;

е) старатели золотой и платиновой промышленности, старатели предприятий по добыче и переработке редких металлов и олова — по заработку на старательских работах и по доходу от сельского хозяйства в городских поселениях;

ж) утратил силу (Указ от 12 сентября 1955 г.);

з) учащиеся, получающие стипендию не свыше 260 руб. в месяц — по этой стипендии;

и) некооперированные кустари и ремесленники, владельцы строений и другие граждане, доход которых не превышает 600 руб. в год.

Инвалиды первой и второй групп инвалидности и лица, получающие пенсию по старости, доход которых от кустарно-ремесленных промыслов, строений, от сельского хозяйства в городских поселениях и других источников не превышает 3000 руб. в год;

к) пенсионеры — по получаемой ими пенсии.

Статья 3. Подоходным налогом не облагаются доходы, подлежащие обложению сельскохозяйственным налогом.

Статья 4. Народному комиссариату финансов СССР и Народным комиссариатам финансов союзных республик предоставляется право устанавливать дополнительные льготы по налогу для отдельных плательщиков и групп плательщиков.

Народным комиссариатам финансов автономных республик, краевым и областным финансовым отделам предоставляется право устанавливать льготы для отдельных плательщиков.

II. Порядок обложения заработной платы рабочих и служащих

Статья 5. С рабочих и служащих налог взимается ежемесячно по их заработку за прошлый месяц в следующих размерах:

Размер месячного заработка

Месячная сумма налога

от 151 до 200 руб.

2 руб. 25 коп. + 5,5% с суммы заработка, превышающей 150 руб.

» 201 » 300 ,

5 » + 6% с суммы, превышающей 200 «

» 301 » 400 ,

11 » + 7% с суммы, превышающей 300 «

» 401 » 500 ,

18 » + 8% с суммы, превышающей 400 «

» 501 » 700 «

26 » + 10% с суммы, превышающей 500 «

» 701 » 1000 ,

46 » + 12% с суммы, превышающей 700 «

» 1001 и выше

82 » + 13% с суммы, превышающей 1000 «

Статья 6. В состав облагаемого налогом месячного заработка рабочих и служащих включаются все суммы заработка, полученного ими в прошлом месяце, как то: основная заработная плата, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, персональные надбавки, всякого рода премии, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности, компенсация за неиспользованный отпуск и т. д..

Статья 7. В состав облагаемого налогом месячного заработка рабочих и служащих при исчислении налога не включаются:

а) утратил силу (Указ от 12 января 1951 г.);

б) суммы, выплачиваемые на основании действующего законодательства о труде в возмещение расходов по командировкам и при направлении на работу в другие местности;

в) суммы, выплачиваемые медицинским, ветеринарным и зоотехническим работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, взамен предоставления им бесплатных квартир в натуре;

г) выходные и другие пособия;

д) суммы, выплачиваемые рабочим и служащим на амортизацию принадлежащих им инструментов.

Статья 8. С заработков рабочих и служащих по совместительству (не по месту основной работы) и от выполнения временных работ налог исчисляется отдельно по каждому месту работы. Необлагаемый минимум (ст. 2) для этих заработков не применяется, и с заработков до 150 руб. в месяц налог исчисляется в размере 1,5% от суммы месячного заработка.

Статья 9. Для рабочих и служащих, имеющих на иждивении более трех человек, размер налога по месту основной работы понижается на 30%.

Указанная льгота предоставляется на основании справки домоуправления или исполнительного комитета сельского Совета депутатов трудящихся о количестве иждивенцев. Справки представляются ежегодно и действительны с момента представления до конца года.

Статья 10. Налог с рабочих и служащих исчисляется предприятиями, учреждениями и организациями и ежемесячно удерживается из заработной платы за первую половину месяца.

Статья 11. Предприятия, учреждения и организации одновременно с получением из учреждений банка сумм на выдачу заработной платы перечисляют на счет бюджета суммы налога, подлежащие удержанию с рабочих и служащих.

Организации, не имеющие расчетных счетов в учреждениях банка, удержанные с рабочих и служащих суммы налога вносят в учреждения банка на следующий день после удержания.

Статья 12. Утратила силу (Указ от 14 июня 1954 г.).

Статья 13. На одинаковых основаниях с рабочими и служащими облагаются налогом:

а) учащиеся, получающие стипендию свыше 200 руб. в месяц, и аспиранты — по получаемой стипендии;

б) адвокаты — по вознаграждению, получаемому за работу в юридических консультациях.

Статья 14. На одинаковых основаниях с рабочими и служащими, но с увеличением размера налога на 10%, облагаются налогом:

а) кооперированные кустари и ремесленники, работающие в общих мастерских артелей;

б) кооперированные кустари и ремесленники, а также рабочие и служащие— по заработкам, получаемым от артелей и предприятий за работу у себя на дому, если они не применяют в промысле собственного материала и не используют в своей работе специального оборудования (машин, кроме швейных, станков и т. д.);

в) члены транспортных промыслово-кооперативных артелей.

Статья 15. По ставкам, установленным для обложения заработной

платы рабочих и служащих, облагаются налогом:

а) граждане, получающие вознаграждение за свои изобретения, на которые выданы авторские свидетельства, или за технические усовершенствования в размере более 10 000 руб. за каждое изобретение или усовершенствование, — по этому вознаграждению (п. «д» ст. 2);

б) граждане, сдающие заготовителям пушное и меховое сырье, — по заработку от сдачи сырья заготовителям;

в) сборщики утильсырья и металлолома, в том числе и работающие на своих лошадях, — по заработку от сдачи утильсырья и металлолома заготовителям;

г) работники мелкорозничной торговой сети, в том числе агенты по распространению произведений печати и по сбору объявлений, сборщики сельскохозяйственного сырья, продуктов, отходов и т. п. — по заработку за эти работы.

III. Порядок обложения заработков литераторов
и работников искусств

Статья 16. С заработков литераторов и работников искусств (в том числе и артистов по заработку вне постоянного места работы) налог взимается по каждому месту выплаты заработка в следующих размерах:

Размер годового заработка

Сумма налога

до 1800 pуб.

1,5% от суммы заработка

от 1801 » 2400 «

27 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 1800 руб.

» 2101 » 3600 «

60 » + 6% с суммы, превышающей 24100 «

» 3601 » 4800 «

132 » + 7% с суммы, превышающей 3600 «

» 1801 » 6000 «

216 » + 8% с суммы, превышающей 4800 «

» 6001 » 8400 «

312 » +10% с суммы, превышающей 6000 «

» 8401 » 12 000 «

552 » +12% с суммы, превышающей 8400 «

» 12001 » 18 000 «

984 » +13% с суммы, превышающей 12000 «

» 18 001 » 24 000 «

1764 » +14% с суммы, превышающей 18 000 «

» 24 001 » 30 000 «

2604 » +15% с суммы, превышающей 24000 «

» 30 001 » 50000 «

3504 » +16% с суммы, превышающей 30000 «

» 50 001 » 70000 «

6704 » +18% с суммы, превышающей 50000 «

» 70 001 » 100 000 «

10 304 » + 23% с суммы, превышающем 70000 «

» 100 001 » 150 000 «

17 204 » +31% с суммы, превышающей 100000 «

» 150 001 » 200 000 «

32 704 » +41% с суммы, превышающей 150000 «

» 200 001 » 300 000 «

53 204 » +51% с суммы. превышающей 200 000 «

» 300 001 и выше

104 204 » +55% с суммы. превышающей 300 000 «

Статья 17. Налог с литераторов и работников искусств исчисляется и удерживается предприятиями, учреждениями и организациями при выплате им заработка. При каждой последующей выплате производится перерасчет налога по общей сумме выплат, произведенных в текущем году.

Установленный ст. 2 необлагаемый минимум при обложении заработков литераторов и работников искусств не применяется.

IV. Порядок обложения доходов от некооперированных кустарно-ремесленных промыслов, строений, от сельского хозяйства в городских поселениях и других доходов от работы не по найму

Статья 18. С заработков от частной практики врачей, фельдшеров, адвокатов, преподавателей и других лиц налог взимается в следующих размерах:

Размер годового заработка

Сумма налога

до 1800 руб.

2,5% от суммы заработка

от 1801 » 2400 «

45 руб.+ 7,5% с суммы, превышающей 1800 руб

» 2401 » 3600 «

90 » + 10% с суммы, превышающей 2400 «

» 3601 » 4800 «

210 » + 14% с суммы, превышающей 3600 «

» 4801 » 6000 «

378 » + 19% с суммы, превышающей 4800 «

» 6001 » 8400 «

606 » + 23,5% с суммы, превышающей 6000 «

» 8401 » 12 000 «

1170 » + 29% с суммы, превышающей 8400 «

» 12 001 » 18 000 «

2214 » + 33,5% с суммы, превышающей 12000 «

» 18 001 » 24 000 «

4224 » +40% с суммы, превышающей 18000 «

» 24 001 » 30 000 «

6624 » + 46,5% с суммы, превышающей 24 000 «

» 30 001 » 50 000 «

9414 » + 52,5% с суммы, превышающей 30000 «

» 50 001 » 70 000 «

19 914 » +59% с суммы, превышающей 50000 «

» 70 001 » и выше

31714 » +69% с суммы, превышающей 70 000 «

Статья 19. С доходов от некооперированных кустарно-ремесленных промыслов, строений, от сельского хозяйства в городских поселениях и с других доходов, кроме облагаемых в порядке ст. ст. 5, 13, 14, 15, 16 и 18, налог взимается в следующих размерах:

Размер годового дохода

Сумма налога

до 1800 руб.

4% от суммы дохода

от 1801 » 2400 «

72 руб.+ 10% с суммы, превышающей 1800 руб.

» 2401 » 3600 «

132 » + 15% с суммы, превышающей 2400 «

» 3601 г 4800 «

312 » +20% с суммы, превышающей 3600 «

» 4801 » 6000 «

552 » +25% с суммы. превышающей 4800 «

» 6001 » 8400 «

852 » +31% с суммы, превышающей 6000 «

» 8401 » 12 000 «

1596 » +37,5% с суммы, превышающей 8400 «

» 12 001 » 18 000 «

2946 » + 44% с суммы, превышающей 12 000 «

» 18 001 » 24 000 «

5586 » +50% с суммы, превышающей 18 000 »

от 24 001 до 30 000 руб.

8586 руб. +56% с суммы, превышающей 24 000 руб.

» 30 001 » 50 000 «

11 946 » +62,5% с суммы, превышающей 30 000 «

» 50 001 » 70 000 «

24 446 » +71% с суммы, превышающей 50000 «

» 70 001 » и выше

38 646 » +81% с суммы, превышающей 70000 «

Статья 20. Кооперированные кустари и ремесленники, а также рабочие и служащие (ст. 14), работающие помимо артелей и предприятий на отдельных граждан, по доходу, получаемому от работы на отдельных граждан, облагаются налогом на одинаковых основаниях с некооперированными кустарями и ремесленниками.

В таком же порядке облагаются налогом кооперированные кустари и ремесленники, а также рабочие и служащие по доходам, получаемым от артелей и предприятий за работу у себя на дому, если они применяют в промысле собственный материал или используют в своей работе специальное оборудование (машины, кроме швейных, станки и т. п.).

Статья 21. Налог исчисляется по общему доходу от всех источников, кроме доходов, облагаемых в порядке ст. ст. 5, 13, 14, 15, 16 и 18.

Облагаемым доходом считается разность между валовым доходом (в денежной и натуральной форме) и расходами, связанными с извлечением дохода.

Доходы, получаемые в натуральной форме (сельскохозяйственными продуктами, топливом, кустарными изделиями и т. п.), учитываются при определении облагаемого дохода по местным рыночным ценам.

Статья 22. Утратила силу. (Указ от 10 сентября 1953 г.).

Статья 23. В облагаемый доход не включаются и не облагаются налогом:

а) выигрыши по облигациям государственных займов СССР и проценты по этим облигациям, а также выигрыши по лотереям, разрешенным правительством;

б) проценты по вкладам в государственные трудовые сберегательные кассы;

в) страховое вознаграждение, получаемое плательщиком на основании правил личного и имущественного страхования;

г) государственное пособие многодетным матерям;

д) суммы, вырученные от продажи принадлежащего плательщику имущества;

е) суммы, полученные в порядке наследования и дарения;

ж) суммы, полученные в виде материальной помощи;

з) алименты.

Статья 24. Обложение налогом в порядке ст. ст. 18 и 19 производится районными (городскими) финансовыми отделами по месту жительства плательщика, а если занятие или промысел производятся в другом районе, — по месту производства занятий или промысла.

Статья 25. Плательщики, облагаемые по ст.ст. 18 и 19 уплачивают налог в следующем порядке:

а) в каждом квартале плательщики вносят по 25% годовой суммы налога, исчисленного по доходам за предыдущий год, а плательщики, впервые привлекаемые к обложению, — по 25% суммы, исчисленной по предположительному доходу за текущий год.

В случае значительного увеличения или уменьшения дохода плательщика в течение года, районные (городские) финансовые отделы имеют праве переисчислять платежи налога по ненаступившим срокам, соответственно фактическому доходу плательщика, но не более одного раза в течение года;

б) по истечении года или по прекращении существования источника дохода годовая сумма налога исчисляется по фактически полученному доходу, и разница между этой суммой и уплаченными в течение года, довзыскивается с плательщика или возвращается ему в 15-дневный срок.

Статья 26. Предприятия, учреждения и организации при выплате заработка извозчикам удерживают в счет налога 25% от выплачиваемой суммы заработка и ежедекадно перечисляют удержанные суммы в учреждения банка для зачисления в бюджет.

Суммы, удержанные предприятиями, учреждениями и организациями, засчитываются районными (городскими) финансовыми отделами в погашение исчисленных платежей налога, подлежащих уплате в общеустановленные сроки.

Статья 27. Для уплаты налога устанавливаются следующие четыре срока: 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября.

Статья 28. Плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к налогу не более чем за два предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного обложения допускается также не более как за два предшествующих года.

Статья 29. В случае привлечения плательщиков к обложению налогом за предшествующие годы в порядке ст. 28, уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц по вручении платежного извещения и через месяц после первого срока.

V. Порядок учета плательщиков и их доходов

Статья 30. Учет плательщиков и определение их. доходов производятся на основании:

а) деклараций плательщиков, ежегодно подаваемых ими финансовым органам к 15 января. При возникновении источника дохода в течение года декларация о доходах за первый месяц подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня возникновения источника дохода, а при прекращения источника дохода в течение года — в пятидневный срок со дня прекращения источника дохода;

б) сведений, представляемых финансовым органам предприятиями, учреждениями и организациями, а также управляющими домами и владельцами строений в порядке и в сроки, устанавливаемые Народным комиссариатом финансов СССР;

в) материалов обследования промыслов и занятий и других имеющихся сведений о доходах плательщиков.

Статья 31. Должностным лицам финансовых органов предоставляется право:

а) проверки документов предприятий, учреждений и организаций по исчислению и удержанию налога, а также и по сдаче в бюджет удержанных сумм налога;

б) проверки документов предприятий, учреждений и организаций, обязанных представлять финансовым органам сведения, необходимые для обложения налогом (ст. 30);

в) беспрепятственного входа в помещения, где производятся занятия и промыслы, проверки относящихся к этим занятиям и промыслам документов и осмотра запасов сырья, материалов и готовых изделий.

VI. Взыскания за нарушения настоящего указа
и ответственность плательщиков налога

Статья 32. 3а неудержание либо неправильное удержание налога с рабочих, служащих, литераторов, работников искусств, за неудержание или неправильное удержание авансовых платежей с граждан, занимающихся извозом, а также за несвоевременную сдачу в учреждения банка удержанных сумм главные (старшие) бухгалтеры предприятий, учреждений и организаций подвергаются штрафу не свыше 100 руб.

Статья 33. 3а несвоевременное представление финансовым органам отчетов об удержании налога с рабочих и служащих, а также за несвоевременное или неполное представление сведений, необходимых для обложения налогом граждан, лица, ответственные за представление сведений и отчетов, подвергаются штрафу не свыше 100 руб.

Представление заведомо неверных сведений влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

Статья 34. За неподачу в срок деклараций плательщики подвергаются штрафу не свыше 200 руб. Показание в декларации заведомо неверных сведений влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

Статья 35. Наложение штрафов и возбуждение дел о привлечении к уголовной ответственности за нарушение настоящего Указа возлагаются на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами.

Статья 36. Штрафы, налагаемые заведующими районными (городскими) финансовыми отделами в порядке ст.ст. 32—35 настоящего Указа, уплачиваются в 15-дневный срок по вручении платежного извещения или решения о наложении штрафа.

Статья 37. В случаях неуплаты налога или штрафа в установленные сроки в отношении недоимщиков принимаются меры взыскания:

а) за просрочку платежа налога взимается пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки; пеня на штраф не начисляется;

б) по истечении срока уплаты составляется опись имущества недоимщика, и дело о неуплате передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) при наличии неоднократных случаев неплатежа налога или штрафа недоимщики привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 38. Жалобы на обложение налогом и наложение штрафов подаются заведующим районными (городскими) финансовыми отделами в течение месячного срока со дня вручения платежного извещения или решения о наложении штрафа.

Жалобы на решения заведующих районными (городскими) финансовыми отделами подаются в месячный срок в Народный комиссариат финансов союзной республики, не имеющей областного деления, в Народный комиссариат финансов автономной республики или в краевой (областной) финансовый отдел.

Статья 39. Подача жалоб не приостанавливает взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возвращены в десятидневный срок.

В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.

Статья 40. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным комиссариатом финансов СССР.

Статья 41. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 1943 г.

Первое удержание налога с рабочих и служащих (и приравненных к ним плательщиков) на основании этого Указа производится из заработной платы за первую половину июля 1943 г.

Статья 42. С введением в действие настоящего Указа считать утратившими силу:

Закон о подоходном налоге с населения и Закон о сборе на нужды жилищного и культурно-бытового строительства с населения, облагаемого подоходным налогом, принятые 4 апреля 1940 г. 6-й сессией Верховного Совета СССР I созыва.

«Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. № 17

В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие правовые акты, решения судов, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований не являются объектами авторских прав.

Примечания

  1. Пункт «а» ст. 2 дан в редакции Указа от 21 сентября 1946 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1946 г. № 36).
  2. Пункт «б» ст. 2 дан в редакции Указа от 16 апреля 1953 г.
  3. Пункт «з» ст. 2 настоящего Указа дан в редакции Указа от 21 сентября 1946 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1946 г. № 36).
  4. Пункт «и» ст. 2 настоящего Указа дан с дополнением, внесенным Указом от 23 августа 1947 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1947 г. № 29).
  5. Статья 6 настоящего Указа дана в редакции Указа от 12 января 1951 г.
  6. Пункт «а» ст. 13 настоящего Указа дан в редакции Указа от 21 сентября 1946 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1946 г. № 36).
  7. Таблица ставок дана, в редакции Указа от 12 января 1951 г.
  8. б Таблица ставок дана в редакции Указа от 12 января 1951 г.

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Сельхозналог.

На скот.

Подоходный.

На тунеядство.

Транспортный.

Налог на землю.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

Для многих россиян поход к почтовому ящику за квитанцией сравним по ощущениям с просмотром остросюжетного триллера: тарифы растут, появляются новые пункты, и цифры становятся больше. А ведь нужно помнить еще и о налогах…

В связи с этим все чаще люди начинают вспоминать жизнь в Советском Союзе и сравнивать ее с тем, что есть сейчас. А как обстояли дела с налогообложением и тарифами за коммунальные услуги лет 40 назад? Предлагаю провести сравнение. Начнем, конечно же, с налогов.

Подоходный налог

Удивительно, но в Советском Союзе, где большинство граждан получало примерно одинаковую заработную плату, существовало некое упрощенное подобие прогрессивной шкалы налогообложения.

Так, заработная плата менее 70 рублей вообще не облагалась налогом. Доходы от 71 до 90 рублей облагались налогом в размере 10%, от 91 до 100 рублей – 12%, а свыше 100 рублей – 13%.

Сейчас граждане России платят 13% подоходного налога независимо от размеров заработной платы. Даже если доход гражданина составляет установленный государством минимальный размер оплаты труда, из него будет вычтен НДФЛ.

Исключение составляют доходы самозанятых граждан, которые облагаются налогом в размере 4-6%, но их пока не так много, и общей картины это не меняет.

Прочие налоги

Помимо подоходного налога, в СССР 1970–80 годов существовали следующие отчисления в бюджет:

  • Налог на бездетность, который платили бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, а также замужние бездетные женщины, в возрасте от 20 до 50 лет (несмотря на это, в народе отчисления именовались «налогом на яйца»).
  • Сельскохозяйственный налог, который взимался с владельцев земельных участков и наделов. Имелась достаточно ветвистая система льгот по его уплате.
  • Налог на тунеядство уплачивался трудоспособными гражданами, которые не были трудоустроены без уважительных причин.
  • Транспортный налог взимался с владельца практически любого транспортного средства.

Кроме того, существовало большое количество взносов: профсоюзные, комсомольские и т.д.

В современной России, помимо подоходного налога, граждане платят:

  • Земельный налог;
  • Налог на недвижимое имущество;
  • Транспортный налог.

Кроме того, так или иначе, на плечи граждан ложатся и другие налоги, сборы и взносы. Так, работодатель, уплачивая за работника взносы в ПФР, ФСС и ФОМС, в большинстве случаев закладывает их в расходы на содержание работника, что негативно сказывается на размерах его зарплаты. В стоимость товара на прилавках закладывается НДС и акциз – их оплатил производитель, и теперь, он компенсирует лишние затраты за счет покупателей, то есть – всех нас.

Коммунальные услуги

Судя по имеющимся в свободном доступе сканам советских квитанций, в 1970–80 годы расходы на коммунальные услуги составляли в среднем от 15 до 25 рублей. Это менее 1/3 от самой маленькой зарплаты. Однако тогда такую зарплату получали немногие, а для многих граждан современной России МРОТ является суровой реальностью.

Сейчас же, назвать какую-то среднюю цифру попросту невозможно. Но даже если взять самую маленькую квартиру с экономными жильцами, вряд ли их расходы на коммунальные услуги будут меньше 3 760 рублей (это 1/3 от установленной на данный момент минимальной зарплаты в 11 280 рублей).

Тем не менее, в России существуют стандарты размеров оплаты коммунальных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства № 541 от 29.08.2005 года (), максимально допустимый расход граждан на ЖКХ, не должен превышать 22% от доходов членов семьи. Если расход больше, то полагается субсидия. Однако пользуются этой возможностью далеко не все.

Прошу Вас высказать мнение на этот счет, а если публикация понравилась, то поделиться ею со своими подписчиками на 9111 и в социальных сетях. Благодарю за внимание.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *