Полиция проверка
а) отстраняется от занимаемой должности;
б) проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.
в) привлекается к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
2. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет:
а) министерство иностранных дел;
б) посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) руководство территориального органа ФСБ.
г) Б и В.
3. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:
а) для пресечения попытки завладения имуществом полицейского;
б) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием или боеприпасами полицейского;
в) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
4. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан:
а) незамедлительно сообщить об этом вышестоящему руководителю территориального органа полиции в письменном виде, но не позднее 24 часов;
б) выполнить приказ (распоряжение), после чего доложить об этом вышестоящему руководителю территориального органа полиции в письменном виде;
в) руководствоваться законом.
5. Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются:
а) Президентом Российской федерации;
б) Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
в) Правительством Российской Федерации.
6. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования обеспечивается служебным жилым помещением:
а) не позднее чем через три месяца со дня вступления в должность;
б) не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность;
в) не позднее чем через год со дня вступления в должность;
7. Сотрудникам высшего начальствующего состава полиции присваиваются следующие специальные звания:
а) генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции;.
б) генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал армии;
в) генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.
8. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:
а) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности;
б) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
в) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
9. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:
а) руководителя территориального органа полиции;
б) его родителей или иных законных представителей;
в) его родителей, законных представителей и органы опеки и попечительства.
Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции,
а) прошедший специальную подготовку;
б) получивший в установленном порядке соответствующий допуск;
в) назначенный руководителем территориального органа исполнительной власти.
Билет № 14.
1. Сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь лицам:
а) пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
б) находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно;
в) пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев.
2. Задержанное лицо, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством РФ, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения:
а) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания;
б) в кратчайший срок, но не позднее шести часов с момента задержания;
в) в кратчайший срок, но не позднее двенадцати часов с момента задержания;
г) сроки не регламентированы.
3. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения применять огнестрельное оружие:
а) для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
б) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
в) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить требование полицейского о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан поздороваться с гражданином, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину и цель обращения, требования и замечания излагать убедительно и понятно.
Чрезвычайно важным элементом успешного контакта сотрудника с правонарушителем является умелое начало. Следует избегать опрометчивых, неосмотрительных поступков и высказываний. Действия должны быть спокойными, тактичными, последовательными. Во многих случаях поведение сотрудника должно быть решительным и категоричным, но не провокационным или унижающим человеческое достоинство.
При проверке документов у граждан необходимо:
если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, предложить владельцу самому взять их;
с документами при проверке обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки;
иметь возможность наблюдения за проверяемым гражданином (его руками, действиями, выражением лица и т.д.);
проверяя документы, следует повернуться к гражданину стороной, на которой отсутствует оружие (кобура с пистолетом). Второй сотрудник полиции при проверке должен стоять на расстоянии 1-2 метра от проверяющего сотрудника и вести наблюдение за проверяемыми гражданами и окружающей обстановкой;
лиц, предъявивших документы с явными признаками подделки, а также лиц, неправомерно владеющих документами, необходимо доставлять в дежурную часть территориального органа внутренних дел.
При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный руководствуется федеральными законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. При этом необходимо обращать внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты, штампа), подтверждающих пересечение государственной границы Российской Федерации.
При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному по территориальному органу внутренних дел и действует по его указанию.
При обращении граждан сотрудник полиции обязан:
поздороваться с гражданином, приложив руку к головному убору;
назвать свою должность, звание и фамилию;
внимательно выслушать и принять меры по заявлению;
по требованию граждан предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук;
при необходимости разъяснить, куда обратиться для решения вопроса.
В разговоре с гражданами, совершившими правонарушение, следует:
быть вежливым и тактичным;
обращаться на «Вы»;
проявлять спокойствие и выдержку;
не вступать в пререкания;
не терять самообладание;
не отвечать грубостью на грубость;
в своих действиях не руководствоваться неприязненными чувствами.
Следует избегать создания ситуации, порождающей подозрение в необъективности, корыстности сотрудника, например, вследствие категорического заявления о правоте одной из конфликтующих сторон.
При общении с лицами, совершившими правонарушения и возбужденно реагирующими на сделанные замечания, следует:
дать время успокоиться. Очень важно, чтобы в «потенциально взрывоопасных» ситуациях сотрудники не «давили» на нарушителей и не ставили их в безвыходное положение. Никогда, ни при каких ситуациях не следуетповышать голос, обращаясь к человеку, но четко и ясно сообщать, что от него требуется. У нарушителя не должно возникнуть сомнение в том, кто является хозяином положения. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, делать, чтобы дети этого не слышали. С подростками обращаться вежливо, как с взрослыми. Замечания детям делать с учетом их возраста;
предоставить нарушителю возможность объяснить неправомерные действия;
разъяснить неправильность его поведения;
ссылаться при этом на соответствующие законы и правовые акты;
только после выполнения вышеизложенных требований принять решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в полицию или ограничиться замечанием.
При несении патрульно-постовой службы сотрудникам полиции приходится общаться с иностранными гражданами имеющий особый статус – дипломатическую неприкосновенность (главы дипломатических или консульских представительств, члены дипломатического персонала, члены семей указанных выше лиц, если они проживают вместе или сопровождают их).
При обращении с данной категорией лиц, если они совершили правонарушения, следует:
пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина. (Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и принятия, соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка);
зафиксировать правонарушения в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность;
затем отпустить правонарушителя;
о случившемся, доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.
Действия сотрудника полиции зависят от характера правонарушения иличности нарушителя. В процессе общения с лицами, совершившими правонарушения, следует придерживаться следующих общих правил:
не состязаться с нарушителем правопорядка в остроумии и сарказме. В случае если он начинает разговор в указанной манере, не прерывать его. Сила сотрудника – в знании своего дела, в мастерстве и умении убеждать. Пусть нарушитель почувствует это по поведению;
не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя;
вести себя спокойно, но внимательно по отношению к нарушителю;
если необходимо применить строгие меры, сделать предупреждение. Если эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются, нарушение общественного порядка не прекращается или действия нарушителя переходят в физические, либо высказываются оскорбления, перед применением мер физического пресечения неоднократно предупредить правонарушителя о Ваших правах и намерениях. Пусть он знает пределы, которые Вы установили, и последствия при несоблюдении этих пределов;
никогда не угрожать нарушителю. Угроза действиями, которые Вы не сможете осуществить, равносильна утрате своей репутации, как представителя власти. Грубая прямота и угроза принуждением могут вызвать страх, либо агрессию, что иногда приводит к серьезным последствиям. У Вас есть власть, сила и умение. Нарушитель знает об этом. Поэтому подразумеваемая или предполагаемая власть более эффективна, чем угроза силой. Угроза быстрее свидетельствует о Вашей беспомощности, чем уверенности;
в случаях, не требующих быстрого физического воздействия, вначале обратиться к нарушителю в виде просьбы, разъяснения, предупреждения;
если сразу согласия не достигнуть и убеждение не действует, то требования высказать в виде прямого приказа и принуждения;
если возникают трудности (например, он отказывается Вам подчиняться), то спокойно разъяснить ответственность за невыполнение законных требований представителя власти. В дальнейшем действовать корректно и твердо, сохраняя достоинство и благоразумие. Ни в коем случае не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом. Помните, что, используя доброе слово, вежливое предупреждение, можно добиться большего, чем требуя выполнения официального протокола, жесткого приказа;
желательно не раскрывать сразу свои намерения в отношении принимаемых к правонарушителю мер. Например:
а) для доставления нарушителя в дежурную часть ОВД вначале пригласите его в автомашину следующими словами: «Гражданин, мне бы хотелось поговорить с Вами в автомашине. Пожалуйста, пройдите со мной и сядьте на заднее сиденье». Если он соглашается, это означает, что нарушитель признает Ваше умение, такт и доброе чувство;
б) если Вам не удалось добиться соглашения, оцените свои возможности и скажите: «Гражданин, я просил Вас пройти в машину. Вы не сделали этого. Если мне придется просить Вас снова, и Вы откажетесь, я буду вынужден на основании закона позаботиться о том, чтобы Вы выполнили моё требование. Прошу Вас пройти в автомашину».
Это уже более твердый, более властный тон, но Вы все еще не говорите конкретно, что Вы сделаете. Ваше дальнейшее поведение остается неизвестным для нарушителя, но именно так и должно быть.
Правонарушитель не знает точно, что может его ожидать, поэтому старается зарекомендовать себя как законопослушный гражданин. В то же время он мысленно готовится к худшему варианту для себя, что Вы, как представитель власти, предполагаете сделать.
Именно такое поведение, а не конкретная угроза, приводит к желаемому результату. Ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом;
в конце беседы кратко и доходчиво объяснить, какие следующие шаги может предпринять нарушитель, разъяснить его права. При этом не имеет значения, что об этом ему говорилось ранее;
если нарушитель выполнил все Ваши указания, выскажите ему свое одобрение. Это ничего не стоит, а выиграть Вы можете многое. Никогда не заканчивайте разговор с нарушителем вручением постановления об уплате штрафа, повестки или его росписью в протоколе. Это равнодушный, безучастный способ выполнения служебных обязанностей.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 19134;
Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.
В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).
Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор). При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.
Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).
В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).
Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.
Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет (www.mvd.ru), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (подпункт «в» пункта 13 Правил)