Положение об антикоррупционной политике организации, образец

Антикоррупционная составляющая

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

«СКАЖИ КОРРУПЦИИ — НЕТ»

В целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в Чебаркульском профессиональном техникуме ведется активная антикоррупционная работа.

Противодействие коррупции в ЧПТ осуществляется на основе следующих основных принципов:

1) приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию;

2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

3) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

4) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

  • разработка и реализация антикоррупционных программ;

  • проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и (или) их проектов;

  • антикоррупционные образование и пропаганда;

  • иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации

— Основные понятия

Антикоррупционная политика

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

Статья 1. Цели и задачи Антикоррупционной политики

1. Настоящая Антикоррупционная политика ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» (далее именуется — сокращённое ГБПОУ «ЧПТ») разработана во исполнение ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции».

2. Целью Антикоррупционной политики ГБПОУ «ЧПТ» (далее именуется — Антикоррупционная политика) является координирование деятельности работников ГБПОУ «ЧПТ» при реализации антикоррупционных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений в ГБПОУ «ЧПТ».

3. Задачами Антикоррупционной политики являются:

— информирование работников о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в ГБПОУ «ЧПТ».

Статья 2. Используемые в Антикоррупционной политике понятия и определения

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другим физических лицам. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

— по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

— по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции — деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Организация — юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Статья 3. Основные принципы антикоррупционной деятельности ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

При создании системы мер противодействия коррупции ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» придерживается следующих ключевых принципов:

1. Принцип соответствия политики ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» действующему законодательству и общепринятым нормам. Соответствие реализуемых в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам.

2. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

3. Принцип вовлеченности работников.

Информированность работников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения сотрудников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» коррупционных рисков.

5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Применение в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

Статья 4. Область применения Антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие

Кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются работники, находящиеся в трудовых отношениях с ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Кроме того, действие Антикоррупционной политики ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» распространяется и на других юридических и физических лиц, с которыми ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» вступает в иные договорные отношения, при этом такие условия должны быть закреплены в договорах, заключаемых ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» с контрагентами.

Статья 5. Обязанности работников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», связанных с предупреждением и противодействием коррупции

1. Для всех работников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» устанавливаются следующие общие обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции:

а) воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;

б) воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;

в) воздерживаться от отношений личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

г) незамедлительно информировать ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

д) незамедлительно информировать ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» или иными лицами;

е) сообщать непосредственному руководителю о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов;

ж) запрещается составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпринимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

з) запрещается создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;

и) запрещается проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физических лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

к) запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать, обещать, просить или получать взятки и платежи для упрощения — формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, российских и иностранных государственных служащих, частных компаний и их представителей.

2. Для начальника отдела кадров (при наличии) или специалиста отдела кадров ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» устанавливается специальная обязанность:

а) сообщить должность руководителя ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в день приёма о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной гражданской службы или муниципальной службы (далее именуется – должности ГГС или МС), если с момента освобождения от должности ГГС или МС не прошло 2-х лет;

б) подготовить в 10-дневный срок уведомление представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности ГГС или МС, по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом действующим законодательство Российской Федерации.

3. В число обязанностей ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» входит:

а) разработка и представление на утверждение должность руководителя ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» проектов локальных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

б) рассмотрение уведомлений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» или иными лицами;

в) организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

г) оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

д) оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

е) ежегодное проведение оценки результатов антикоррупционной работы. До 31 января года, следующего за отчетным, ответственный за реализацию Антикоррупционной политики составляет доклад на имя директора ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», содержащий следующие сведения:

— о мероприятиях по противодействию коррупции, проведенных в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» (принятие правовых актов в сфере противодействия коррупции, обучение и информирование работников о противодействии коррупции);

— о реализации обязательств, налагаемых Антикоррупционной политикой, работниками ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;

— о наличии и количестве уведомлений, поданных в соответствии со ст. 6 Антикоррупционной политики и о результатах их рассмотрения;

— о проверках деятельности ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.

4. Ответственный за реализацию Антикоррупционной политики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» имеет право привлекать для осуществления указанной деятельности любых работников ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», в соответствии с их должностными обязанностями.

Статья 6. Порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения

работника к совершению коррупционных правонарушений и о ставшей

известной работнику информации о случаях совершения коррупционных

правонарушений другими работниками, контрагентами ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» или иными лицами.

1. Незамедлительное информирование (уведомление) ответственного за реализацию Антикоррупционной политики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в случаях указанных в подпунктах г), д) пункта 1 статьи 5 Антикоррупционной политики должно осуществляться в письменной форме (в двух экземплярах) с указанием следующих сведений:

— фамилию, имя, отчество, должность, место жительства и телефон лица, направившего уведомление;

— описание обстоятельств, при которых стало известно о случаях обращения к работнику ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в связи с исполнением им служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, место, время, другие условия). Если уведомление направляется работником ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», указанным в подпункте г) пункта 1 статьи 5 Антикоррупционной политики, указывается фамилия, имя, отчество и должность работника, которого склоняют к совершению коррупционных правонарушений;

— подробные сведения о коррупционных правонарушениях, которые должен был бы совершить работник ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» по просьбе обратившихся лиц;

— все известные сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к коррупционному правонарушению;

— способ и обстоятельства склонения к коррупционному правонарушению, а также информацию об отказе (согласии) принять предложение лица о совершении коррупционного правонарушения;

— дата предоставления уведомления, подпись работника, предоставившего уведомление.

2. Уведомления подлежат обязательной регистрации ответственным за реализацию Антикоррупционной политики в журнале входящей регистрации внутренних документов, в правом верхнем углу уведомления проставляется гриф «ДСП». Второй экземпляр уведомления, с указанием сведений о его принятии, передается работнику, направившему уведомление.

3.- Проверка сведений, содержащихся в уведомлении, обеспечивается ответственным за реализацию Антикоррупционной политики и проводится в течение ___ (цифра прописью) рабочих дней с момента регистрации уведомления.

4. В ходе проверки устанавливается наличие в сведениях, изложенных в уведомлении, признаков состава правонарушения.

5. При осуществлении проверки ответственный за реализацию Антикоррупционной политики проводит беседу с работником, подавшим уведомление, получает от работника пояснения по сведениям, изложенным в уведомлении.

6. По итогам проверки ответственный за реализацию Антикоррупционной политики готовит письменное заключение, в котором указываются:

— результаты проверки представленных сведений;

— подтверждается или опровергается факт обращения с целью склонения работника к совершению коррупционного правонарушения;

— перечень конкретных мероприятий, которые необходимо провести для устранения выявленных причин и условий, способствующих обращению в целях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

7. Ответственный за реализацию Антикоррупционной политики в недельный срок сообщает работнику, подавшему уведомление, о решении, принятом руководителем ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».

8. Уведомление направляется за подписью руководителя ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» в органы Прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России либо в их территориальные органы не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты его регистрации в журнале. По решению руководителя ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», уведомление может направляться как одновременно во все перечисленные государственные органы, так и в один из них по компетенции.

9. Ни один работник ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии) если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» возникла упущенная выгода или не были получены преимущества.

Статья 7. Перечень реализуемых ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур их выполнения

(применения)

№ п/п

Направление

Мероприятие

1.

Закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум», стандартной антикоррупционной оговорки

2.

Обучение и информирование работников

Ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции. ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции

Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур

3.

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» требованиям Антикоррупционной политики

Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур

Осуществление. регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета

4.

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы

Проведение ежегодной оценки результатов работы по противодействию коррупции

Статья 8. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований

Антикоррупционной политики

Работники ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» подписывают Обязательство о соблюдении норм антикоррупционного законодательства (Приложение к Антикоррупционной политике) и несут персональную ответственность за несоблюдение Антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Порядок пересмотра и внесения изменений в Антикоррупционную

политику

Антикоррупционная политика пересматривается в случае необходимости и по мере внесения изменений в антикоррупционное законодательство. Изменения в Антикоррупционную политику вносятся приказом руководителя ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».

Приложение № 1

к Антикоррупционной политике ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

от «__»_____________20__ г.

Обязательство о соблюдении норм антикоррупционного законодательства

Я,_____________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

_________________________________________________________________________________

(должность)

______________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

подтверждаю, что ознакомлен(а) с Анитикоррупционной политикой ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» (далее именуется -Антикоррупционная политика) и обязуюсь соблюдать её.

Мне известно, что в соответствии с Антикоррупционной политикой, всем работникам ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» (далее именуется – ГБПОУ «ЧПТ»), включая меня, запрещено, прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать, обещать, просить или получать взятки и платежи для упрощения формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, российских и иностранных государственных служащих, частных компаний и их представителей.

Я ознакомлен (а) с обязанностью сообщить ответственному за реализацию Аитикоррупциииой политики в ГБПОУ «ЧПТ» о случаях склонения меня или других работников ГБПОУ «ЧПТ» к совершению коррупционных правонарушений и о ставшей известной мне информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами ГБПОУ «ЧПТ» или иными лицами.

Мне разъяснено, что ни один работник ГБПОУ «ЧПТ», включая меня, не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии и т.п.), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или любым другим способом оказать посредничество во взяточничестве.

Я предупрежден(а) о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности за нарушение антикоррупционных требований действующего законодательства, а также Антикоррупционной политики ГБПОУ «ЧПТ».

При наличии у меня дополнительных вопросов о принципах и требованиях Антикоррупционной политики ГБПОУ «ЧПТ» и применимого антикоррупционного законодательства, я могу обратиться к ответственному за реализацию Антикоррупцинной политики в ГБПОУ «ЧПТ».

Формы коррупции

При рассмотрении коррупционной составляющей развития общества важно изучить, в каких формах она может проявляться, так как она многогранна и многолика. Ее выражение заключается в следующем:

  • Совершение коррупционных преступлений (хищение денег и материальных ценностей путем использования должностного положения, получение и дача взятки, подкуп коммерческого характера и т. д.).
  • Совершение правонарушений административного типа (хищение денежных и материальных ценностей в небольших размерах путем использования должностного положения, использование средств бюджета и фондов внебюджетного типа не по целевому назначению, иные составы административных преступлений, зафиксированных в соответствующем Кодексе).
  • Совершение правонарушений дисциплинарного типа, выражающееся в использовании статуса в целях получения различных преимуществ, если за эти действия предусмотрены дисциплинарные взыскания.
  • Совершение сделок гражданско-правового типа, запрещенных законодательными нормами (например, получение подарков или их вручение должностных лицам, оказание государственными служащими различных услуг в пользу третьих лиц).

Перечень коррупционных деяний

Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд деяний, относящихся к коррупционной составляющей развития страны:

  1. Злоупотребление полномочиями по должности и службе, как преступление против власти государства, интересов службы в органах на федеральном и муниципальном уровнях (статья 285).
  2. Превышение полномочий соответствующими сотрудниками предприятий, организаций и учреждений.
  3. Получение денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 290).
  4. Дача денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 291).
  5. Злоупотребление полномочиями по должности, как преступление против служебных интересов в организациях коммерческого и иного типов (статья 201).
  6. Подкуп коммерческого типа (статья 204).

Основная составляющая коррупционного поведения – желание получить выгоду за чужой счет. Поэтому основное деяние в этой сфере – взятка. В это понятие входит получение денег, других материальных ценностей и неимущественных благ. К взяткам также относится предоставление льгот, услуг, выгод социального характера, которые были получены гражданином за бездействие должностного лица или осуществление им каких-либо действий в рамках полномочий.

По определению, взятка – это получение или передача ценностей материального типа за покровительство в любом проявлении или попустительство на службе. К первой группе относятся действия, включающие незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение по должности, совершение иных действий, которые не вызваны прямой необходимостью.

Ко второй группе относятся действия, связанные с недобросовестным реагирование на неправомерные действия человека, непринятием должностными лицами мер за нарушения или упущения в трудовой деятельности лица, дающего взятку или других граждан, чьи интересы представляет взяткодатель.

Ответственность за коррупционные действия

После рассмотрения признаков коррупционной составляющей, следует изучить виды ответственности за совершение различных незаконных действий в указанной сфере. К видам применяемых санкций относятся административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность.

Получение и передача взятки, а также посредничество в ее вручении в худшем случае карается лишением свободы сроком до пятнадцати лет. Составом преступления в данном случае считается передача денег, независимо от того, были они вручены до выполнения указанных действий или после этого. Кроме того, не важно, была ли договоренность между сторонами перед совершением преступления.

Если передача взятки не включает обстоятельства, отягчающие вину, виновное лицо будет привлечено к финансовой ответственности в виде штрафа, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч, или выражается в размере зарплаты (другого дохода) гражданина в течение годового срока, или в сумме, пятикратной (тридцатикратной) размеру взятки, или исправительным трудом на двухлетний период, или принудительным трудом на три года, либо лишением гражданина свободы на два года с выплатой штрафа в пятикратном (десятикратном) размере взятки.

Любое из наказаний может сопровождаться лишением возможности занимать некоторые должности или работать в определенной сфере в течение трех лет.

Признаки коррупционной составляющей, позволяющие квалифицировать указанное деяние, как преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами, это передача взятки должностному уполномоченному лицу в качестве платы за совершение заведомо противоправных действий (отказа от совершения законных действий) в размере, рассчитываемом по нормам УК РФ как особо крупный, либо лицами по предварительной договоренности (группой организованного типа).

За такие деяния преступникам грозят следующий виды санкций:

  • штраф в размере два – четыре миллиона рублей или в сумме дохода гражданина за период два – четыре года, либо в семикратном — девяностократном размере взятки;
  • лишение гражданина свободы на срок восемь – пятнадцать лет с выплатой штрафа семидесятикратного размера взятки;
  • лишение права быть на определенных должностях или заниматься определенными видами деятельности на десятилетний срок (указанный вид санкции может сопровождаться любыми из вышеперечисленных).

Передача взятки осуществляется самостоятельно или через посредника. Посредничество выражается во вручении предмета преступления или создание для этой передачи условий. Посредник привлекается к ответственности, даже если взятка не была получена адресатом, или взяткодатель не получил за нее требуемые услуги.

Противодействие коррупции

Рассмотрев коррупционную составляющую в действиях граждан и должностных лиц, следует изучить меры борьбы с ней и профилактики. Противодействие коррупционной деятельности это работа властных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.

В полномочия указанных лиц входят следующие действия:

  • предупреждение коррупции, включая выявление и устранение причин совершения указанных преступлений;
  • предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений;
  • минимизация и ликвидация последствий преступлений, связанных с коррупцией.

Определение коррупционней составляющей позволяет выявить также варианты борьбы с ней. Для реализации этих способов Президентом может приниматься решение о создании групп по борьбе с противоправными действиями в сфере финансов внутри органов государственной власти.

Если органы или отдельные подразделение получают информацию о наличии коррупционной составляющей, они обязаны проверить указанный факт. Все соответствующие действия координируются Генеральным прокурором и подчиненными ему сотрудниками прокуратуры.

Основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня эффективности борьбы с коррупционными действиями

Так как конфликт интересов — коррупционная составляющая противоправных действий, органы государственной власти разрабатывают политику в области противодействия коррупции. В нее входят следующие направления:

  • проведение государством на всей территории страны единообразной политики в сфере борьбы с коррупцией;
  • создание правового механизма взаимодействия органов правоохранительной сферы и других властных субъектов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданами, институтами общества по решению указанных вопросов;
  • принятие административных, законодательных и других мер, которые направлены на привлечение муниципальных и государственных служащих, граждан к участию в противокоррупционных действиях и формированию негативного общественного отношения к незаконной деятельности;
  • совершенствование структуры и системы органов государства, создание общественных контролирующих механизмов;
  • введение стандартов антикоррупционного характера, т. е. фиксация для соответствующих областей деятельности единообразной системы ограничений, запретов и дозволений, которые обеспечивают предупреждение незаконных действий в финансовой сфере в отношении госслужащих и лиц, которые замещают должности на госслужбе;
  • обеспечение гражданам доступа к информации о работе государственных федеральных, региональных и местных органов власти;
  • реализация принципа свободы СМИ;
  • соблюдение в неукоснительном порядке принципов судейской независимости и невмешательства в деятельность суда;
  • улучшение организации работы контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, совершенствование особенностей порядка службы в государственных и муниципальных органах;
  • обеспечение открытости, добросовестности, объективности, конкуренции в процессе размещения заказов на выполнение различных работ, оказания ряда услуг, поставку для нужд страны на федеральном или местном уровнях;
  • устранение незаконных и необоснованных ограничений и запретов, особенности в сфере экономической деятельности;
  • улучшение порядка пользования муниципальным и государственным имуществом, ресурсами (включая их использование при предоставлении помощи на федеральном или местном уровне), и порядка переоформления прав на это;
  • увеличение размера заработной платы и уровня защищенности муниципальных и государственных служащих в социальной сфере;
  • укрепление сотрудничества в области международных отношений, повышение эффективности взаимодействия на международном уровне со спецслужбами, правоохранительными органами, финансовыми разведывательными подразделениями в сфере розыска, изъятия и репатриации полученного незаконным путем имущества;
  • усиление проверки и контроля обращений граждан и организаций по факту наличия признаков коррупции;
  • распределение функций между различными органами и т. д.

Если в ходе проверки деятельности различных органов и их должностных лиц усматривается коррупционная составляющая, уполномоченные лица проводят тщательную проверку работы данного субъекта для выявления правонарушений и их раскрытия. Работа по борьбе с коррупцией проводится по многим направлениям для улучшения ее эффективности и повышению уровня преступности в указанной сфере.

Антикоррупционные оговорки (Anti-corruption clauses), вводимые в текст договоров поставки, иные дистрибьюторские соглашения или соглашения о совместном предприятии в настоящее время приобретают всё большее значение.

Конечной целью компании, прибегающей к использованию подобного рода оговорок, является защита от «коррупционного поведения» партнёров по бизнесу и избежание возможных рисков наложения административных взысканий и исков о возмещении убытков (damage claim), а также, в некоторых случаях и в наибольшей степени, потери имиджа предприятия.

Большинство подобных оговорок по сути идут вразрез со статутными нормами в части общих положений и условий или иными требованиями законодательства Германии, особенно законодательства в сфере обеспечения секретности данных и информации. Тем не менее, использование «мягко» структурированных, т. е. умеренных и корректно выстроенных антикоррупционных оговорок может помочь если не избежать, то, по крайней мере, снизить правовые риски до минимума.

Суть вопроса

Пункты, положения договора — оговорки (клаузулы), — в рамках которых стороны принимают на себя обязательства по приходу в соответствие и дальнейшему соблюдению законодательных положений — в частности, антикоррупционного и конкурентного права — становятся всё более общеупотребительны в деловой среде. В отличие от англо-американского права, до момента выработки конечного вида антикоррупционных оговорок (упоминаемых в некоторых случаях в обобщённом виде в качестве «комплаенс-оговорки» (compliance clause) в случае их отнесённости и к другим сферам правоприменения) в юридической практике Германии они встречались крайне редко. Тем не менее глобализация предпринимательской деятельности и неразрывно связанных с ней финансовых операций вкупе с наполеоновскими планами Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединённых Штатов Америки по выработке антикоррупционного законодательства оказало решающее влияние на развитие данного направления.

Так, например, статьёй 7 Закона Великобритании о взяточничестве (Bribery Act) предусматривается взимание неограниченного в размере штрафа с какого бы то ни было субъекта в случае, при котором лицо, ассоциированное с ним, предлагает/даёт ему взятку, а означенный субъект не принимает должных мер к имплементации адекватных процедур для предупреждения подобного рода коррупциогенного поведения.

На случай возникновения подобных ситуаций Руководство министерства юстиции Великобритании в качестве адекватной превентивной процедуры предписывает использование контрактных антикоррупционных стандартов в рамках цепочки поставок.

Закон Соединённых Штатов Америки о предотвращении коррупционной деятельности в отношении иностранных субъектов (Foreign Corrupt Practices Act), совместно опубликованный Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) и Минюстом страны, рекомендует использование комплаенс-стандартов применительно к случаям анализа деятельности деловых партнёров.

Международная торговая палата (International Chamber of Commerce (ICC)) в 2012 году разработала и обнародовала текст собственной модельной антикоррупционной оговорки. Текст сопровождающих оговорку аналитических материалов побуждает предприятия инкорпорировать предложенную оговорку в тексты заключаемых ими соглашений и контрактов в целях снижения коррупциогенных рисков применительно к агентам, консультантам, дистрибьюторам, подрядчикам, поставщикам и сторонам совместных предприятий.

Риск недействительности оговорки

В большинстве случаев антикоррупционные оговорки обязывают более слабую в экономическом плане сторону соглашения соблюдать ряд положений и стандартов. Подобная политика зачастую влечёт за собой необходимость соответствия кодексам этических норм для поставщиков или, по крайней мере, зарубежного статутного права (например, см. UK Bribery Act).

В случае нарушения другая сторона соглашения вправе прекратить исполнение договора или затребовать возмещения убытков. В дополнение ко всему, в случае подозрений на допущение нарушений одной из сторон другой стороне могут быть предоставлены контрольные права (auditing rights).

В большинстве случаев контрольные права не соответствуют жёстким стандартам ФРГ в части защиты секретности данных; более того, общие обязательства по договору в части соблюдения определённых положений и стандартов зачастую составляют необоснованное затруднение для другой стороны, тем самым недействительны в силу национального законодательства Германии. Так, например, в качестве необоснованного затруднения может быть охарактеризована ситуация, при которой на одну из сторон по договору возлагается обязательство соответствия ряду зарубежных правовых норм (например, см. UK Bribery Act) даже тогда, когда в определённых случаях нормы не предписаны к исполнению на законодательном уровне. Таким же образом широко распространённое положение о том, что от поставщика требуется принять на себя обязательства в отношении своих субпоставщиков вне зависимости от размеров и природы допущенного ими нарушения, скорее всего будет охарактеризовано как недействительное, если подпадёт под разряд общих условий и положений (general terms and conditions).

Положение договора может быть охарактеризовано в качестве общего положения (условия), если оно не было заранее особо оговорено между сторонами при заключении договора, а намеревающаяся использовать данное положение сторона не имела намерения обсуждать его применение со своим деловым партнёром.

Антикоррупционные оговорки — необходимый элемент общей системы комплаенса

На фоне того, как предприятия и директора несут ответственность не только за нарушения работников, но также, в некоторых случаях, за нарушения своих партнёров, использование умеренных, усреднённых антикоррупционных оговорок лишь рекомендуется, но никак не предписывается.

Подобные оговорки могут являться значимым элементом, дополнением к общей системе комплаенса до тех пор, пока во внимание принимается риск их недействительности. Оговорки могут помочь увеличению информированности о необходимости соответствия тем или иным стандартам. В этой связи для положения соглашения крайне «чувствительным» моментом может явиться недвусмысленное требование в части соответствия ряду статутных норм применительно к праву аннулирования соглашения.

В частности, компании среднего размера — ключевое звено индустрии Германии — до настоящего момента не имели возможности в полном объёме ознакомиться с вопросом комплаенса, тем самым зачастую не имеют представления о юридических предпосылках законодательства в части коррупционных преступлений и конкуренции.

Более того, комплаенс-оговорки обладают крайне важным «побочным эффектом» — по крайней мере, по сравнению с другими мерами в части комплаенса — снижения риска возложения персональной ответственности на директора за возможные регулярные нарушения, будь то коррупционное поведение или ценовой сговор, имеющие место на уровне субординации сотрудников. Данное положение применяется, в частности, к ответственности в виде административных взысканий согласно статьям 130 и 30 Закона об административных правонарушениях (OwiG – Ordnungswidrigkeitsgesetz) и — в случае членов исполнительных органов компании — к гражданской ответственности согласно статье 43(2) Закона о компаниях с ограниченной ответственностью и статьи 93(2) Закона об акционерных обществах (Aktiengesetz).

В целях снижения риска ответственности подобные оговорки должны сопровождаться иными элементами эффективной системы комплаенса (тщательная проверка делового партнёра, обучающие курсы, частый аудит).

Применять или не применять?

Даже в тех случаях, при которых включённые в текст соглашения антикоррупционные оговорки скорее всего при возникновении спора явятся недействительными, стороны соглашения, к которым они относятся, должны отнестись к ним со всей серьёзностью. Действительность подобных положений зависит от частных случаев, результат которых может быть определён исключительно судом.

Более того, законодательство ФРГ в части общих условий и положений применяется не во всех случаях (так, если соглашение не регулируется в первую очередь немецким законодательством, или если оговорка была оговорена между сторонами и, тем самым, не подпадает под определение общих условий и положений.

* * *

Антикоррупционные оговорки должны явиться предметом правового анализа для каждой из сторон, к которым они относятся, а особенно, если они обязывают одну сторону возложить обязанности или обязательства на своих собственных бизнес-партнёров в цепочке поставок. Всё это обладает эффектом распределения рисков ответственности и тем самым крайне выгодно для самой затронутой стороны. Тем не менее, сторона соглашения должна воздерживаться о применении подобных оговорок к деловым партнёрам. В данном вопросе полную ясность поможет внести лишь правовой анализ. В большинстве случаев — с точки зрения экономически слабой стороны — по крайней мере не так страшно попытаться пересмотреть конкретную оговорку, нежели она в конечном итоге явится недействительной, тем самым личная ответственность перейдёт на другого делового партнёра (http://www.worldbiz.ru).

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *