Положительная деловая репутация

Деловая репутация — нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация организации — это разница между покупной ценой организации и стоимости ее по бухгалтерскому балансу.

Понятие деловой репутации в российской деловой практике

Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.

Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов: стоимость деловой репутации определяется как разница между текущей рыночной ценой, предлагаемой продавцу (владельцу) актива при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и стоимостью всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т. н. гудвилл (понятие используемое в зарубежной деловой практике).

Гудвилл

Гудвилл (англ. Goodwill) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.

Гудвилл возникает из-за того что при приобретении инвестиций может возникать разница между себестоимостью инвестиций и чистой справедливой стоимостью активов и обязательств ассоциированного предприятия. Такая разница и называется гудвилл. Гудвилл равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств. Положительный гудвилл в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а негативный гудвилл сразу списывается на прибыли и убытки.

Расчёт гудвилла

Гудвилл, возникающий в момент приобретения дочерней компании, рассчитывается как превышение справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, над его долей в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании.

Расчёт гудвилла пропорциональным методом

Пропорциональный метод учитывает только гудвилл, приходящийся на контролирующего акционера. Упрощённым образом этот метод расчета гудвилла можно представить в виде следующей формулы:

Гудвилл = сумма инвестиции — сумма чистых активов дочерней компании * процент владения.

Акционер приобрел 80 % акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб.

Пример расчёта гудвилла пропорциональным методом

Расчёт Итого
Инвестиции 500
80% чистых активов дочерней компании 400 * 80% (320)
Гудвилл 500 — 320 180

Расчёт гудвилла полным методом

Расчёта гудвилла полным методом предполагает сравнение справедливой стоимости дочерней компании со всей суммой ее чистых активов, а не только ее частью, приходящейся на долю контролирующего акционера.

При этом, справедливая стоимость дочерней компании равняется сумме:

  • справедливой стоимости инвестиций контролирующего акционера и
  • справедливой стоимости доли неконтролирующих акционеров (ДНА).

Упрощенно такой метод расчета можно представить в виде следующей формулы:

Гудвилл = (инвестиция контролирующего акционера + ДНА) — чистые активы дочерней компании.

В отличие от пропорционального метода, полный метод отражает гудвилл, относящийся к дочерней компании в целом, то есть гудвилл как контролирующего так и неконтролирующего акционера.

Акционер приобрел 80% акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб. ДНА в дочерней компании составила 100 руб.

Пример расчёта гудвилла полным методом

Расчёт Итого
Инвестиции 500
ДНА 100
Чистые активы дочерней компании (400)
Гудвилл 500+100-400 200

Обесценение гудвилла

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Примечания

  1. Современный экономический словарь
  2. Современный экономический словарь
  3. Словарь «Бухгалтерский учёт, налоги, хозяйственное право»
  4. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) // Российская газета. 2 февраля 2008. № 22.
  5. Аверчев И.В. МСФО. 1000 примеров применения.. — М.: Рид Групп, 2011. — С. 523. — P. 992.. — ISBN 978-5-4252-0230-7
  6. Гудвилл: методы расчета и обесценение
  7. 1 2 Игорь Забута Гудвилл: методы расчета и обесценение (рус.). Dipifr.info (15 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 19 марта 2012. Проверено 26 декабря 2011.

См. также

  • Репутация

— Защищать свою деловую репутацию.

Каждый год суды рассматривают около 6000 дел по искам о защите деловой репутации. Однако обращаются в суд за подобной защитой немногие. Одна из причин — многие не знают, что такое деловая репутация и что её можно защитить от недобросовестных лиц. Многие также не понимают её значение, когда каждый потребитель на вес золота.

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация – нематериальное благо, которое представляет собой оценку профессиональных и деловых качеств лица, его деятельности.

Эта оценка складывается из реальных фактов и оценок потребителей, партнёров и иных лиц.

Необходимо учитывать, что судебная защита деловой репутации даётся в случае, когда распространены недостоверные сведения о фактах (например, что ваша компания является банкротом, вы совершили административный проступок или преступление и т.п.). Эти сведения можно проверить.

Если же распространённые сведения представляют оценочные суждения (например, мнение о непрофессионализме работников и т.п.), то судебная защита деловой репутации будет предоставляться лишь, когда данные сведения являются оскорбительными. Это связано с тем, что каждый человек имеет право свободно выражать своё мнение, а проверить достоверность оценочных суждений невозможно. Так, одни лица могут быть довольны качеством услуг, другие – нет.

Кто может являться субъектом деловой репутации?

В отличие от чести и достоинства, которые могут принадлежать только физическим лицам, деловая репутация может быть как у физического лица, так и юридического лица.

При этом необязательно, чтобы физическое лицо было предпринимателем. Требовать защиты деловой репутации может адвокат, врач, педагог и иные лица, которые осуществляют профессиональную или служебную деятельность.

В чём важность деловой репутации?

От деловой репутации во многом зависит дальнейший успех её обладателя.

Если лицо имеет в целом положительную деловую репутацию, то клиенты будут доверять ему, будут чаще обращаться и будут советовать его другим. Контрагенты захотят сотрудничать с таким лицом и будут уверены в успехе такого сотрудничества.

Отрицательная же деловая репутация формирует недоверие к её обладателю, показывает его нестабильность и ненадежность.

Кроме того, иногда деловую репутацию юридических лиц называют нематериальным активом, который влияет на стоимость компании. Чем лучше репутация, тем выше стоимость компании.

Почему важно защищать свою деловую репутацию?

Если не опровергнуть недостоверные и негативные сведения о вас или вашей компании, то будет складываться отрицательная деловая репутация. Вы можете понести в связи с этим убытки. Например, партнёры не захотят с вами дальше сотрудничать и откажутся от контракта, некоторые клиенты уйдут к конкурентам.

Вы можете потребовать от нарушителя не только опровержение недостоверных сведений, но и при наличии оснований возмещение убытков, взыскание компенсации.

Так, компании «АвтоЛайф» удалось доказать в суде, что в связи с распространением компанией «Гринвич» недостоверных сведений, ряд контрагентов «АвтоЛайф» расторгли с ней договоры, а другие отказались от продления договоров на новый срок. Поэтому у «АвтоЛайф» возникли убытки. В сети Интернет была размещена информация «месяц прошел, оплаты нет», «2 месяца не способен оплатить 4 900 руб».

Суд не только обязал «Гринвич» опровергнуть недостоверные сведения о компании «АвтоЛайф», но и возместить ей убытки в размере 71 885 руб (Дело № А56-89496/2015).

В другом деле, суд обязал компанию опровергнуть недостоверные сведения о мошенничестве и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда генеральному директору истца в размере 100 тыс. рублей (Дело А40-184753/2015).

Сарафанное радио – наиболее эффективный инструмент продвижения, поэтому важно защищать свою деловую репутацию.

Статья написана для ресурса «Деловой квартал».

Получить бесплатную консультацию

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *