Порядок проведения аттестации педагогических работников

Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 апреля 2014 года N 276

Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582)
приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 года, регистрационный N 16999).

Министр
Д.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 мая 2014 года,
регистрационный N 32408

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

Необходимые документы:

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

соответствует занимаемой должности (вписывается наименование должности)

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

не соответствует занимаемой должности (вписывается наименование должности).

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

ПРОБЛЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

№17, 18.01.2019

Педагогические науки

Воробьева Надежда Петровна

Научный руководитель: Бочкарева Т.Н., канд. пед. наук, доцент
Ключевые слова: АТТЕСТАЦИЯ; ПРОБЛЕМЫ АТТЕСТАЦИИ; ПРОЦЕДУРА АТТЕСТАЦИИ; ATTESTATION; ATTESTATION PROBLEMS; ATTESTATION PROCEDURE. Аннотация: В данной статье автором рассматриваются проблемы аттестации педагогических работников.

Аттестация педагогических работников — весьма актуальная тема, и она не должна оставаться без внимания. С чем же связано нежелание аттестоваться, что так сильно пугает и отталкивает педагогических работников от повышения квалификации, и в чем изъян процедуры прохождения аттестации. Рассмотрев и проанализировав данную проблему в школе можно выделить следующие причины.

В первую очередь хочется поговорить о молодых кадрах, поток которых с каждым годом увеличивается. Придя в школу, молодому специалисту нужно: влиться в коллектив, найти общий язык с учащимися и одновременно успеть накопить баллы для аттестации на первую квалификационную категорию. Но следует отметить, что количество не осведомленных, об аттестации, учителей занимает не малый процент. Это является упущением наставников и руководства школы. Для молодых специалистов первым аттестационным рубежом считается обязательная аттестация или «соответствие занимаемой должности». Так как, данный вид аттестации проходит внутри школы, молодым учителям необходима поддержка коллег и руководства. Но как показывает практика не во всех школах складываться благоприятный климат в коллективе, и не все учителя горят желанием помогать друг другу, не говоря уже о помощи молодым. Это связано с мыслями о том, что молодые учителя, по мнению коллектива, стремятся занять чье либо место, либо увеличить свои часы за счет уменьшения у других.

Процедура прохождения аттестации несет стрессовый характер даже для учителей с большим опытом работы. Нестабильное моральное состояние молодых же специалистов вызывает особое негативное отношение к аттестации. Не каждому человеку легко дается критика, и страх провала тормозит любое желание получения квалификации. То есть, причиной является нежелание педагогов к любому вмешательству в свою профессиональную деятельность, и главное к оценке своего труда.

Если рассматривать педагогов пенсионного возраста, то тут главная проблема уже заключается в отсутствии интереса. Ведь проработать всю жизнь в школе с отсутствием квалификации никак не повлияло на педагогическое мастерство учителей. И грубо говоря, им это уже и не нужно.

В случае неуспешного прохождения аттестации работник может быть уволен, как несоответствующий по своей квалификации занимаемой должности, это подтверждается статьей 81 Трудового кодекса. Поэтому учителей без первой квалификационной категории огромное количество, не говоря уже о педагогических работников с высшей категорией.

Руководство школы, непониманием своей роли в стимулировании роста профессионализма педагогов, принимает позицию стороннего наблюдателя. Финансовое стимулирование для молодых специалистов является основным толчком в развитии профессиональной компетентности. Руководителей школ должна привлекать перспектива в квалифицированных кадрах, так как рейтинг школ на прямую зависит от количества учителей с категориями. Педагогические работники с квалификационными категориями — это залог высокого качества образования.

Кроме отсутствия желания есть еще и ограничения, наложенные на прохождение аттестации. Например, не могут быть аттестованы, учителя, проработавшие менее 2 лет, это относится и к обязательной аттестации и к получению высшей квалификационной категории.

Далее, учителя сталкиваются с проблемами документации. Здесь затруднения появляются не только у молодых специалистов, но и у учителей с большим педагогическим стажем работы. Большой объем документов не прибавляет желания для прохождения аттестации. Работа с документацией требует аккуратности, правильности заполнения и грамотности.

Взаимоотношения учителя с администрацией школы не менее важный аспект. При подаче заявления на аттестацию требуется характеристика, которую должен предоставить директор школы. И какой будет, эта характеристика, зависит не только от добросовестного труда работника.

Преодолев вышеперечисленные трудности, готовясь к аттестации есть еще и проблема со свободным временем. Педагогический работник, выслушав на РМО все предоставленные рекомендации по оформлению документов и портфолио, ознакомившись с примерами, пролистав образцы… может все на этом и остановить. Нагрузка учителей, подготовка к урокам отнимает все свободное время, вот и откладывается подготовка в «долгий ящик». И пока «гром не грянет» готовиться заранее начнут только единицы. А грянет он, рано или поздно, для всех, в виде графика аттестации.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *