Постановление правительства 1042

Коллизия между положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее – Постановление №1042) вызывала множество споров среди специалистов в сфере закупок, поскольку несмотря на изменение положений Закона №44-ФЗ в Постановление №1042 изменений не вносилось. В связи с чем возникал вопрос как составлять проект контракта в соответствии с условиями Закона №44-ФЗ или Постановления №1042.

С принятием постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. N 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.08.2017г. №1042» (далее — Постановление №1011) указанные проблемы должны быть сняты.

Изменения в постановлении №1042 в 2019 г.

Вопрос относительно указания в условиях контракта ставки рефинансирования либо ключевой ставки ЦБ РФ при расчете размера пени за просрочку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом разрешен путем исключения пункта 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила), который указывал на ставку рефинансирования.

В связи с отказом в положениях Закона №44-ФЗ от условий, определяющих размеры штрафов в виде фиксированной цены, аналогичным образом указанная формулировка исключена и из текста Правил. Это означает что заказчики теперь могут не только не указывать фразу «фиксированная цена», но и не обязаны указывать фиксированную сумму в рублях. Достаточно указать порядок определения штрафа в виде процентов от цены контракта либо начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно принятых изменений в контрактах, заключенных по итогам закупок среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, заказчики должны будут указывать размер штрафа за неисполнение обязательств, не связанных с просрочкой, независимо от цены контракта следующим образом: 1 процент цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей.

Изменен порядок определения размера штрафа по контрактам, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Так в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В указанных случаях в качестве цены контракта выступает цена за право заключить контракт, которую победитель готов заплатить за то, чтобы с ним был заключен контракт.

Для особых случаев в Постановление № 1042 внесли оговорку о том, что в случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная оговорка присутствует в ч. 7 и 8 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Постановление №1011 было официально опубликовано на сайте www.pravo.gov.ru 06 августа 2019г. и по истечении 7 дней с указанной даты (14 августа 2019г.) вступит в законную силу. При этом заказчикам надлежит применять, рассматриваемые изменения к закупкам извещения об осуществлении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок после вступления в силу Постановления №1011.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2017 года N 1042

Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 *

(с изменениями на 2 августа 2019 года)

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011..
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст.3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст.6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

(с изменениями на 2 августа 2019 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (далее — штраф).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном в соответствии с пунктами 3-9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее — цена контракта (этапа).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 настоящих Правил):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

в) подпункт утратил силу с 14 августа 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 101..

6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

7. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

8. В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

9. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

10. Пункт утратил силу с 14 августа 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011..

11. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

12. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011.

13. В случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1011)

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 1042

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:
«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063″.».

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

За нарушение действующего законодательства о госзакупках 44-ФЗ заказчик может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, а за просрочку в исполнении финансовых обязательств ему могут быть начислены пени. С 2017 года правила их начисления несколько изменились.

Правовое регулирование

Начисление пени и штрафов регулируется положениями:

  • 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
  • КоАП РФ.

В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
  2. Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).

По Постановлению Правительства №1042 от 2017 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.

Какие изменения произошли в правилах расчета штрафов по 44-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2017 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2017 года.

Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.

Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.

В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:

  • детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
  • внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
  • установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
  • прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
  • указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.

Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.

Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 млн р.

С сентября 2017 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2017 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Размер штрафов на заказчика

Размер штрафных санкций для государственного и муниципального заказчика по 44-ФЗ также изменился. До сентября 2017 года они определялись в виде фиксированной величины в размере;

Теперь штрафы не рассчитываются в каждом случае, а начисляются в виде определенной суммы:

  • 1000 р. – при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. — от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – от 50 до 100 млн р.;
  • 100000 р. – свыше 100 млн р.

Таким образом, твердая сумма штрафов во многих случаях привела к снижению материальной ответственности заказчика.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от санкций, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Таблица штрафов за нарушение норм 44-ФЗ

Помимо штрафов, которые накладываются на стороны по подписанному ими госконтракту, им также грозит административная ответственность. Она предусматривается положениями КоАП РФ. Помимо штрафов, в некоторых случаях здесь прописана такая форма ответственности, как дисквалификации.

Привлечением к административной ответственности уполномочена заниматься ФАС и ее территориальные подразделения.

Количество потенциальных нарушений по 44-ФЗ и наказаний за них в КОАП весьма велико, поэтому для наглядности их целесообразно привести в табличной форме.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, р.
Выбор способа определения поставщика с нарушением требований 44-ФЗ ч. 1
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Выбор иного способа закупки, если заказчик обязан применять аукцион или конкурс Ч. 2
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Принятие решения о проведении конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44, или нарушение сроков предоставления в ФАС информации о закрытых закупках Ч. 2.1
ст. 7.29.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Включение в план (план-график) закупок объекта, не соответствующего целям госзакупок Ч. 1
ст. 7.29.3
Для должностных лиц – 20 тыс. р.-50 тыс. р.
Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК или закупочного объекта Ч. 2 ст. 7.29.3 Для должностных лиц – 10 тыс. р.
Нарушение сроков общественного обсуждения закупок Ч. 3 ст. 7.29 Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение срока утверждения или размещения плана закупок или плана-графика закупок в ЕИС, изменений в них, нарушение сроков размещения контракта Ч. 4 ст. 7.29.3 Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по конкурсам и аукционам до 2 дней Ч. 1
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 5 тыс. р., юрлиц – 15тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по конкурсам и аукционам более, чем на 2 дня Ч. 1.1 ст. 7.30. Для должностных лиц – 30 тыс. р., юрлиц – 100 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по запросам предложений и котировок не более, чем на 1 день Ч. 1.2 ст. 7.30. Для должностных лиц – 3тыс. р., юрлиц — 10 тыс. р.
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов по запросам предложений и котировок более, чем на 1 день Ч. 1.3 ст. 7.30. Для должностных лиц – 15тыс. р., юрлиц — 50 тыс. р.
Нарушение заказчиком порядка предоставления документации по закупке или приема заявок на участие, несвоевременное размещение заказчиком отчета об исполнении контракта Ч. 1.4 ст. 7.30. Для должностных лиц – 15 тыс. р., юрлиц – 50 тыс. р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке с нарушением сроков включения закупки в план-график, заключение контракта без плана-графика Ч.1.5 ст.7.30 Для должностных лиц – 30 тыс.р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке с нарушением сроков включения закупки в план-график при отсутствии сведений о закупке в плане-графике Ч. 1.6 ст. 7.30 Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Размещение в ЕИС извещения о проведении тендера или отправка приглашения принять участие в закупке, если ранее антимонопольная служба приняла решение о признании закупки необоснованной Ч. 1.7 ст. 7.30 Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Отклонение заявки по 44-ФЗ, ограничение конкуренции (отказ в допуске к участию в аукционе, конкурсе, отстранение от участия в аукционе); нарушение правил вскрытия конвертов Ч. 2, 6
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.
Нарушение требований к содержанию протокола при определении поставщика Ч. 2.1 ст. 7.30. Для должностных лиц – 10 тыс. р.
Неразмещение в ЕИС обязательной информации и документов Ч. 3 ст. 7.30. Для должностных лиц – 50 тыс. р., юрлиц – 500 тыс. р.
Некорректный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие, неправомерные требования к участникам закупки и обеспечению по заявкам, которые ограничивают конкуренцию Ч. 4
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.
Включение в описание объекта требований о фирменных знаках и патентах, если это запрещено законодательно; одновременное включение в закупку несвязанных объектов Ч. 4.1 ст. 7.30. Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. р. и не более 50 тыс. р.
Утверждение документации по закупке с нарушением законодательства Ч. 4.2 ст. 7.30. Для должностных лиц – 3 тыс. р.
Выбор победителя тендера с нарушением требований ФЗ-44 Ч. 7
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Неправомерное уменьшение сроков подачи заявок на участие в закупке, нарушение сроков отмены определения поставщика Ч. 8
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Нарушение требований о закупках в размере 15% у субъектов малого предпринимательства Ч. 11
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Нарушение сроков подписания итоговых протоколов не более, чем на 2 рабочих дня Ч. 13
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 3 тыс. р.
Нарушение сроков подписания итоговых протоколов более, чем на 2 рабочих дня Ч. 14
ст. 7.30.
Для должностных лиц – 30 тыс. р.
Умышленное размещение недостоверной информации в РНП Ч. 1
ст. 7.31.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Ненаправление информации для включения в РНП Ч. 2
ст. 7.31.
Для должностных лиц – 20 тыс. р.
Нарушение порядка возврата обеспечения не более, чем на 3 рабочих дня Ч. 1
ст. 7.31.1.
Для должностных лиц – 5 тыс. р., для юрлиц — 30 тыс. р.
Нарушение порядка возврата обеспечения более, чем на 3 рабочих дня Ч. 2
ст. 7.31.1.
Для должностных лиц – 15 тыс. р., для юрлиц – 90 тыс. р.
Заключение госконтракта с нарушением условий определения поставщика Ч. 1
ст. 7.32.
Для должностных лиц – 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. р. и не более 30 тыс. р.

Для юрлиц – 1% от НМЦК, но не менее 50 тыс.р. и не более 300 тыс.р.

Заключение госконтракта с нарушением условий определения поставщика, если это привело к дополнительным расходам из бюджета Ч. 2
ст. 7.32.
Для должностных лиц – 2-кратный размер дополнительно израсходованных бюджетных средств
Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от него Ч. 3
ст. 7.32.
Для должностных лиц – 50 тыс. р.
Изменение условий контракта в обход норм ФЗ-44 Ч. 4
ст. 7.32.
Для должностных лиц – 20 тыс. р., юрлиц – 200 тыс. р.
Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Ч. 6
ст. 7.32.
Должностные
лица – 50 тыс. р.
Юридические
лица – 200 тыс. р.
Осуществление закупки в классической форме, хотя такая закупка по законодательству должна осуществляться в электронной форме Ч. 1 ст. 7.32.3 Для должностных лиц – 10 тыс. р.-30 тыс.р.; для юрлиц –
100-300 тыс. р.
Невыполнение в срок законного предписания, если должностное лицо привлекается за это повторно Ч. 2 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 40 тыс. р.-50 тыс. р.
или дисквалификация до 1 года
Проведение закупки в нарушение требований ФЗ-44 Ч. 3 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 20 тыс. р.-30 тыс.р.; для юрлиц – 50 тыс.р.-100 тыс.р.
Нарушение сроков размещения информации в ЕИС Ч. 4 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 2тыс. р.-5тыс. р., для юрлиц – 10-30 тыс. р.
Неразмещение информации о закупке Ч. 5 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 30 тыс.р.-50 тыс. р.; для юрлиц – 100 тыс. р.-300 тыс. р.
Нарушение сроков изменений в правовые акты, регламентирующих правила проведения закупок Ч. 6 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 5-10 тыс. р.; для юрлиц – 10-30 тыс. р.
Несоблюдение требований к содержанию извещений о закупке Ч. 7 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 2-3 тыс. р., для юрлиц – 5-10 тыс. р.
Предъявление требований к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке Ч. 8 ст. 7.32.3. Для должностных лиц – 2тыс. р.-3 тыс. р.; для юрлиц – 5 тыс. р.-10 тыс. р.

Таким образом, помимо ответственности за нарушение сроков оплаты госконтракта, ненадлежащее его исполнение, неисполнение обязательств по контракту, которые наступают по нормам 44-ФЗ, заказчику и поставщику грозит административная ответственность по КоАП.

Сроки для привлечения к административной ответственности

Большинство совершенных правонарушений в сфере госзакупок предполагают срок давности для привлечения к административной ответственности в течение года с момента их совершения.

Если преступление по своей сущности относится к длящимся, то сроки для привлечения к ответственности могут быть продлены до года после их обнаружения.

Если речь идет о наказании за нецелевое использование бюджетных средств, то привлечь к ответственности можно в течение более длительного срока – двух лет после совершения нарушения (по ч. 1,2 ст. 4,5 КоАП).

После истечения срока давности лицо не могут привлечь к административному наказанию.

Таким образом, недобросовестное исполнение сторонами своих обязательств грозит сторонам по 44-ФЗ ответственностью в виде штрафов и пени. Возможные меры наказания перечислены в 44-ФЗ, Постановлении Правительства №1042 от 2017 года и КоАП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Постановление от 30 августа 2017 года №1042. Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта. Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, в которой участвуют субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в госзакупках, повысить уровень конкуренции в этой сфере.

Справка

Документ

  • PDF

    Постановление от 30 августа 2017 года №1042

Подготовлено Минфином в целях реализации поручения Президента России по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты 1 марта 2016 года (№Пр-532 от 25 марта 2016 года, абзац пятый подпункта «б» пункта 1).

Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года №1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. По этим правилам размер штрафа устанавливается в контракте в виде фиксированной суммы. Она рассчитывается как процент цены контракта.

В целях установления соразмерных штрафных санкций при нарушении контрактных обязательств подписанным постановлением утверждены новые правила определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 года №1063 признано утратившим силу.

Новой редакцией Правил предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта (цены этапа исполнения контракта).

Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Определён также порядок начисления штрафа за неисполнение обязательства по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом устанавливается, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не может превышать цену контракта.

Новая редакция Правил подготовлена с учётом сложившейся судебной практики.

Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в закупках для государственных и муниципальных нужд, повысить уровень конкуренции в сфере госзакупок.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *