Постоянное представительство иностранной организации

постоянное представительство иностранной организации — понятие, установленное НК для целей взимания налога на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной организацией от предпринимательской деятельности на территории РФ через постоянное представительство. Доходы иностранной организации от осуществления деятельности через постоянное представительство на территории РФ подлежат обложению налогом на прибыль организации в соответствии с нормами ст. 306—309 НК. В соответствии с п. 2 ст. 306 НК постоянным представительством при знается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделения), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной дея тельности, за исключением осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (п. 2 ст. 306 НК). Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации. При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разреше ние) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному для строительной площадки (п. 2—4 ст. 308 НК) (п. 3 ст. 306 НК). Факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК). Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории РФ при отсутствии признаков постоянного представительства сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ (п. 5 ст. 306 НК).

Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ (п. 6 ст. 306 НК). Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образо ванию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен (п. 7 ст. 306 НК). Факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ (импорту) или вывозу из РФ товаров (экспорту), в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ (п. 8 ст. 306 НК). Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, через зависимого агента. Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, дейст вующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (п. 9 ст. 306 НК). Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ, является взаимозависимым лицом с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ (п. 10 ст. 306 НК).

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 — 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

11. Деятельность UEFA (Union of European Football Associations) и дочерних организаций UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association) или UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA и вещателей UEFA, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.

Иностранные инвестиции являются важнейшей нишей российской экономики, обеспечивая ежегодный приток в страну десятков миллиардов долларов и создание сотен новых рабочих мест. Понимая всю важность привлечения зарубежных инвесторов, законодатель гарантирует им национальный правовой режим, фактически приравнивая в правах создаваемые ими предприятия с российскими. Затрагивает этот вопрос и налогообложение иностранных юридических лиц. Какие правила и ставки к нему применяются и с каким статусом выгоднее всего работать?

Содержание

Налоговое резидентство в России: что говорит закон

Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.

Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК, обладают:

  • зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
  • зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.

Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.

Как подтвердить налоговый статус

Статус налогового резидента, независимо от того, на каком основании он возник (по международному договору или по месторасположению органов управления) позволяет зарубежному предприятию применять пониженные ставки при налогообложении и другие налоговые льготы. Кроме того, позволяет избежать двойного налогообложения, если между РФ и страной происхождения компании заключено соответствующее соглашение. В любом случае для этого потребуется подтверждение налогового резидентства иностранной компании.

Такое подтверждение обязательно должно иметь документальную форму. Российское налоговое законодательство не предписывает четких критериев и требований к такому документу. В зависимости от законодательства разных стран он может иметь разные наименования, особенности формы, содержания и так далее. Главная его функция – официальное подтверждение, что конкретная компания отвечает требованиям конкретного государства в части налогового резидентства.

Если это документ иностранного государства, с которым у РФ заключено соглашение, такой документ должен быть заверен соответствующим фискальным органом и переведен на русский язык.

В России сертификат о резидентстве выдается по форме КНД 1120008, утв. приказом ФНС № ММВ-7-17/ от 07.11.2017. Чтоб его получить, необходимо направить заявление по форме, установленной приказом, в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных либо заказать ее через электронный сервис. Подробную информацию о порядке получения такого подтверждения можно найти на сайте ФНС.

Скачать (PDF, 274KB)

Когда компания-нерезидент должна встать на учет в ФНС

Обязанность компании-нерезидента встать на учет в налоговых органах, как правило, возникает в связи с необходимостью открытия в РФ банковского счета: как только она откроет счет, она обязана пройти регистрацию в ФНС по месту открытия счета.

При этом закон обязывает становиться на учет в том числе в случаях:

  • осуществления деятельности через обособленные подразделения – филиалы, представительства;
  • осуществления поставок с территории РФ продукции;
  • наличия в собственности на территории РФ недвижимости или транспортных средств;
  • уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и так далее.

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность через филиал/представительство, как и для всех остальных иностранных компаний (ИК), срок постановки – не позже 30 дней с начала работы (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Место постановки на учет у разных компаний будет отличаться. Например, для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых – по месту расположения участков разработки, для владельцев недвижимого или движимого имущества – по месту его расположения.

Порядок постановки на учет

Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.

Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/ от 13.02.2012.

В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:

  • свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
  • учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
  • решение о назначении исполнительного органа управления;
  • справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
  • документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
  • документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
  • доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.

В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.

Особенности налогового учета ИК

В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.

Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.

Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:

  • использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
  • организация помещений для формирования товарных запасов;
  • организация помещений в целях закупки товаров;
  • обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.

Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.

Особенности налогообложения ИК с представительствами

Согласно ст. 306 НК, постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается филиал, бюро, отделение, контора, агентство или иное обособленное подразделение. При наличии такого представительства, согласно ст. 307 НК, в число доходов, подлежащих налогообложению, включены доходы от:

  • основной деятельности представительства, уменьшенные на объем осуществленных расходов;
  • использования и распоряжения имущества представительства, за вычетом расходов, вызванных получением этой прибыли;
  • любых других источников с территории России.

Когда речь идет о ведении подготовительной деятельности, результат которой – создание представительства, и такая деятельность ведется без получения вознаграждения, размер налоговой базы определяется в размере 20% от общего количества расходов, связанных с такой деятельностью.

Наличие нескольких подразделений обязывает ИК вести налоговый учет по каждому такому представительству отдельно.

Отчетность представляется в общем порядке, в конце каждого отчетного и налогового периода в виде налоговых деклараций по форме КНД 1113020, КНД 1151038 и другим. Отчетность представляется каждым таким отделением по месту его нахождения.

Особенности налогообложения ИК без представительства

В соответствии со ст. 309 НК, ИК, не имеющие постоянного представительства в РФ, в целях налогообложения учитывают такие виды доходов, которые не связаны с их коммерческой деятельностью:

  • дивиденды от участия в российских предприятиях и прибыль, полученная в результате распределения принадлежащего им имущества;
  • доход по процентам, полученный по кредитным сделкам и долговым обязательствам, в том числе по государственным ценным бумагам;
  • прибыль от использования прав на продукты интеллектуального труда, в том числе предметы науки, литературы, искусства, кино и т.д.;
  • доходы от продажи недвижимости или использования, в том числе сдачи в аренду иного имущества;
  • доходы от продажи акций, реализации паев;
  • доход в виде выплаченных российскими предприятиями в пользу ИК штрафов и пеней, и иные такие прибыли.

Указанные доходы являются полученными от российских источников, потому взыскание налогов с них осуществляется у источника. В соответствии с письмом Минфина № 03-08-13/33142 от 08.06.2015, это значит, что такие налоги подлежат удержанию той российской организацией, которая осуществляет их выплату. По факту она выступает налоговым агентом ИК. Такие доходы облагаются налогом вне зависимости от формы их получения.

Все остальные доходы, которые ИК получает от своей коммерческой деятельности (реализации товаров и услуг, имущественных прав и так далее), декларируются и облагаются налогом самостоятельно компанией.

Избежание двойного налогообложения

Предприятие с иностранной пропиской обязано платить в российскую казну налоги от всех источников с территории РФ. При этом очевидно существует риск повторного удержания таких налогов в стране происхождения такой ИК, особенно если она является ее резидентом. В этих целях была разработана некая правовая схема, снижающая налоговое бремя для налогоплательщиков: страны стали заключать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Содержанием таких соглашений для некоторых видов сделок для иностранных компаний устанавливается льготный режим налогообложения либо же они вообще освобождаются от налога. Например, при выплате дохода в пользу ИК от российской компании и удержании последней сумм налогов с этих доходов применяется льготный режим налогообложения, если со страной происхождения ИК было заключено соглашение об этом.

В таком случае, согласно п. 1 ст. 312 НК, представитель ИК обязан представить налоговому агенту (российской компании) доказательство резиденства в стране компании, с которой такое соглашение заключено. Как мы писали выше, это может быть сертификат о резидентстве.

В 2019 году, например, заключенными считались соглашения между РФ и 83 странами, однако, по информации ФНС, на практике применяется лишь 80.

Налоги для иностранной компании

Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.

Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.

Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.

Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество предприятия;
  • страховые взносы;
  • налог на землю;
  • транспортный налог.

Налог на прибыль для иностранных компаний

Налог на прибыль, пожалуй, важнейшая форма налогового платежа, обязанность уплатить который возлагается на всех юридических лиц, в том числе и с иностранным происхождением.

Налоговые ставки зависят от того, в какой форме предприятие-нерезидент осуществляет свою деятельность – с/без образования представительства. В этих целях необходимо принципиально отличать налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, поскольку под совместным предприятием понимается организация с иностранным долевым участием, зарегистрированная в РФ. Она облагается налогами, предусмотренными для российских компаний. Мы же ведем речь об иностранных компаниях, изначально созданных за пределами РФ.

Применяемые в рассматриваемом случае налоговые ставки по налогу на прибыль оговорены в ст. 284 НК. Согласно ей, налогообложение прибыли ИК осуществляется по следующим ставкам:

Форма налога Для ИК, имеющих представительство Для ИК, не имеющих представительства в РФ
Налог на прибыль от обычной деятельности 20%, где 18% – в бюджет субъекта РФ, и 2% – в госбюджет 20%
Налог на прибыль на доходы от долевого участия, в том числе по дивидендам от акций или в результате распределения имущества 15% 15%
Налог на прибыль, полученную в результате использования имущества 20% 20% (10%, если использование имущества связано с осуществлением международных перевозок)

НДС для ИК

Помимо налога на прибыль, иностранная организация вполне может быть налогоплательщиком НДС. В целях уплаты налога на добавленную стоимость само по себе местонахождение организации большого значения не имеет, ключевым в данном контексте выступает место реализации товаров и услуг. Таким образом, согласно ст. 146 НК, если такая реализация осуществлена на территории России, сделка облагается НДС.

При определении такого места реализации часто возникают проблемы, потому информируем:

  • согласно ст. 147 НК, местом реализации товаров является РФ, если товар находится на ее территории или находился на момент начала транспортировки или отгрузки;
  • согласно ст. 148 НК, местом реализации услуг является РФ, если работы связаны с недвижимостью или движимым имущество, расположенным в РФ, услуги фактически оказаны на территории РФ, или на этой территории расположен сам заказчик.

В качестве налоговой базы принимается выручка по указанным сделкам. Применяемые к ним налоговые ставки предусмотрены ст. 164 НК, согласно которым они применяются в размерах 0%, 10% и 18% в зависимости от вида товара или услуги.

Если на территории РФ действует представительство ИК, оно уплачивает НДС самостоятельно, если такого нет – обложение осуществляется ее налоговым агентом-российским партнером.

Налог на имущество для ИК

При уплате налога на имущество, как и в случае с НДС ,не имеет значения место расположения ИК – главное условие возникновения налоговой обязанности согласно п. п. 2,3 ст. 374 НК:

  • владение компанией, работающей через постоянное представительство, движимым и недвижимым имуществом, относящимся к основным средствам такого представительства и полученным по договору концессии;
  • владение компанией, работающей без постоянного представительства, движимым и недвижимым имуществом на праве собственности, а также полученной по договору концессии недвижимостью.

В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость имущества или кадастровая стоимость (для недвижимости). В соответствии со ст. 380 НК, конкретная налоговая ставка устанавливается каждым регионом отдельно, но при этом не может превышать 2,2%. Для отдельных категорий имущества статьей устанавливаются и другие пределы.

Уплата страховых взносов

Если работа предприятия организована через филиал, отделение или иную форму представительства и она нанимает сотрудников, у нее, очевидно, возникает обязанность уплаты страховых взносов на таких сотрудников (или иных физических лиц, кому она выплачивает вознаграждение – ст. 419 НК).

При этом иностранная прописка такой компании какого-либо значения вообще не имеет: размер страховых взносов определяется в соответствии со ст. 426 НК, согласно которой они (до 2020 года) составляют:

  • пенсионное страхование – 22%;
  • социальное страхование – 2,9%;
  • страхование в системе ОМС – 5,1%.

В качестве базы для исчисления принимается размер вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам, в том числе размер зарплаты сотрудников представительства.

Налогообложение дивидендов, выплаченных ИК

Как уже было сказано выше, дивиденды, полученные иностранной компанией от российских источников, облагаются налогом на прибыль организаций. В соответствии со ст. 250 НК, дивиденды, в том числе доходы от долевого участия в других организациях, признаются внереализационными доходами.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 284 НК, к ним применяется единая ставка в размере 15% от полученного дохода, независимо от того, является ли компания резидентом РФ или нет. Исключение составляют лишь те ИК, которые самостоятельно признали себя резидентами: они имеют право на налоговую ставку в размере 0%.

Земельный налог

В соответствии со ст. 388 НК, законодатель не выделяет ИК в отдельную группу налогоплательщиков земельного налога, а потому они обязаны уплачивать его в тех же случаях, что и российские компании – при наличии у них на праве собственности, пользования или наследуемого владения земельных участков. Учитывая ограничения, установленные для иностранных предприятий в части владения земельными участками, обязанность уплатить земельный налог возникает у них в случае владения землей на праве собственности.

Земельный налог начисляется не на все участки, а лишь на те, что расположены в пределах муниципалитетов, где такой налог применяется.

Для ИК земельный налог начисляется в общем порядке, как и для российских компаний. В соответствии со ст. 394 НК, конкретные налоговые ставки устанавливаются законами муниципалитетов. Но при этом законом установлены пределы, которые такие ставки не могут превышать:

  • 0,3% кадастровой стоимости в отношении земель для жилищного строительства, сельского, личного или подсобного хозяйства;
  • 1,5% в отношении всех других земель.

Транспортный налог для ИК

Согласно ст. 357 НК, иностранное предприятие получит статус плательщика транспортного налога в случае, если на него в установленном порядке будет зарегистрировано транспортное средство, указанное в ст. 358 НК, в том числе автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, автобусы.

В качестве налоговой базы принимается мощность двигателей транспортных средств. При этом особенность применения и расчета такого налога в том, что он применяется не в качестве доли от стоимости, а в качестве коэффициента в рублях, который производится на указанную мощность.

Учитывая вышесказанное, особенностей уплаты налога для ИК законом не предусмотрено.

Конкретные налоговые ставки, согласно ст. 361 НК, определяются каждым регионом отдельно. Но при этом статья также устанавливает базовые ставки, которые могут быть увеличены/уменьшены регионами не более чем десятикратно.

Организации самостоятельно рассчитывают такой налог, в отличие от физлиц, которые уплачивают его по налоговому уведомлению. Более того, на протяжении налогового периода ИК должны будут вносить авансовые платежи.

НДФЛ для ИК

Иностранная компания, конечно, не будет уплачивать НДФЛ, плательщиками которого являются исключительно физические лица.

Если деятельность представительства компании предполагает использование наемного персонала или заключение с физлицами договоров на оказание услуг (подряда) с последующей выплатой вознаграждения, такая организация будет являться налоговым агентом для таких физлиц.

Это, согласно ст. 226 НК, обязывает такое представительство исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ за такого налогоплательщика. Таким образом, ИК также будет участвовать в уплате НДФЛ (13% для резидентов и 30% для нерезидентов), однако лишь в качестве налогового агента.

Специальные режимы налогообложения ИК

Специальный налоговый режим – это установленный законом порядок налогообложения, который предполагает особый порядок определения налоговой базы и объектов налогообложения, в том числе освобождающий налогоплательщиков от обязанности уплачивать отдельные виды налогов.

Положениями ст. 18 НК предусмотрено 5 видов специальных налоговых режимов, в том числе:

  • единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН (или «упрощенка»);
  • единый налог на временный доход;
  • система приобретения патентов;
  • система, применяемая при выполнении соглашений о разделе продукции.

Не ограничены в их применении лишь предприятия с иностранным участием, то есть зарегистрированные в России, но имеющие в числе учредителей/участников иностранные общества или физлиц. Что касается ИК, доступным для них является лишь последняя спецсистема.

Кроме них, действуют спецрежимы, связанные с определенными территориями, например, со свободными экономическими зонами и закрытыми территориями. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

УСН для ИК

Упрощенная система налогообложения недоступна для компаний с иностранной пропиской – им запрещено применять такой налоговый режим, согласно пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК. Однако УСН для ООО с иностранным учредителем остается по-прежнему доступным. Они могут использовать эту систему при условии, что:

  • количество их сотрудников не превышает 100 человек;
  • доход составляет менее 150 млн рублей, а по итогам 9 месяцев – 112,5 млн рублей;
  • остаточная стоимость составляет менее 150 млн рублей;
  • у компании отсутствуют филиалы, а доля участия в ней других предприятий не превышает четвертой части уставного капитала;

Применяемые ставки зависят от применяемого предприятием объекта налогообложения:

  • 6%, если облагаются налогом доходы без вычета расходов;
  • 15%, если применяется модель доходы минус расходы.

При этом регионам позволяется применять дифференцированные ставки.

Иностранные компании в особых экономических зонах

Это режим налогообложения, действующий в пределах конкретных территорий, в отношении которых правила уплаты налогов оговорены специальными законами. Помимо территориального признака, такие зоны действуют в рамках направлений хозяйственной деятельности, в том числе промышленности, инноваций, деятельности портов или развития туризма и рекреационных зон. Всего в России действует 25 зон, каждая из которых может предусматривать особые правила налогообложения.

Наиболее известными особыми экономическими зонами являются:

  • Калининградская область;
  • Республика Крым;
  • Магаданская область;
  • Липецк;
  • Тольятти;
  • Санкт-Петербург.

К каждой такой зоне применяются льготные условия налогообложения по налогу на прибыль компаний – ставки могут снижаться вплоть до 12,5%. Однако для их применения компания должна стать резидентом такой экономической зоны. Подробнее о них на сайте Минэкономразвития.

Иностранные компании на закрытых территориях

В соответствии с ФЗ № 3297-1 от 14.07.1992 «О ЗАТО», закрытыми административно-территориальными образованиями признаются муниципалитеты, которые в силу размещения на них стратегических, военных, оборонных или предприятий по изготовлению/утилизации оружия массового поражения являются закрытыми и предполагают особые условия проживания и посещения.

Всего на момент подготовки публикации предусмотрено 40 таких закрытых зон. Понятно, что доступ в них для иностранцев и иностранных организаций ограничен.

Так, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 3297-1, на территории таких зон запрещена создание и деятельность организаций, учрежденных иностранцами или иностранными юрлицами. Таким образом, деятельность ИК в рассматриваемом понимании на территориях ЗАТО запрещена, а следовательно, режимы налогообложения для них здесь не действуют и не актуальны.

Налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Указанная система налогообложения предусмотрена главой 26.4 НК РФ. Она предполагает применение спецрежима к иностранным компаниям, являющимся инвесторами, которые заключили с РФ соглашение о разделе продукции в виде полезных ископаемых, добытых из недр и в континентальном шельфе.

Налоговый режим действует на протяжении всего срока действия подписанного сторонами соглашения и предполагает, что инвестор-иностранная компания будет уплачивать следующие виды налогов:

  • налог на прибыль и НДС;
  • налог на добычу полезных ископаемых и сбор за пользование природными ресурсами;
  • водный и земельный налоги;
  • компенсацию за негативное влияние на окружающую среду;
  • таможенные сборы, госпошлины и акциз.

При этом каждый такой налог имеет особенности уплаты. Например, налог на прибыль может уплачиваться с дохода, уменьшенного на сумму расходов. Но также закон предусматривает перечень возмещаемых расходов, которые возмещаются ИК за счет компенсационной продукции.

Налоговый режим при заключении договора концессии

Специфика договора коммерческой концессии в том, что по нему передается право на использование комплекса исключительных прав – товарного знака, фирменного наименования и так далее. Как правило, по договору, заключенному между российской и иностранной компанией, приобретателем таких прав выступает предприятие из РФ. ИК в таком случае может и не осуществлять своей деятельности на территории России, что, однако, не освобождает ее от обязанности уплачивать налоги.

Так, иностранное предприятие при заключении с компанией из РФ договора концессии является получателем дохода из российского источника, а значит, обязано будет уплатить налог на прибыль организаций. Его размер составит 20% от суммы прибыли. Но удержать его и уплатить обязана будет российская организация, которая выступит в качестве налогового резидента.

Налоговые льготы для ИК

Налоговые льготы, на которые может претендовать иностранный капитал, можно принципиально разделить на две группы:

  • льготы, гарантированные иностранным инвесторам;
  • льготы, предоставленные в соответствии с международными соглашениями.

Первая группа льгот распространяется на лиц, являющихся иностранными инвесторами, то есть компаний с иностранным участием или ИК, действующих в РФ через представительство/филиал. Льготы для них гарантированы ФЗ № 160 от 09.07.1999. В частности, ИК может претендовать на льготы по уплате таможенных при реализации приоритетных проектов. Кроме того, дополнительные льготы для них устанавливаются муниципальными и региональными законами.

Вторая группа льгот предусмотрена международными соглашениями. Как правило, иностранные предприятия со льготным налогообложением в РФ и за рубежом, пользуются соглашениями между странами об избежании двойного налогообложения – о них мы уже рассказали в начале публикации. По ним для некоторых стран РФ устанавливает пониженные ставки по некоторым видам налогов (с расчетом, что остаток будет уплачен в стране происхождения) либо же вообще освобождает налогоплательщиков с иностранной пропиской от них. Что немаловажно, такие меры почти всегда взаимонаправлены и исключают дискриминацию юридических лиц.

Налоги с ИК при оказании услуг на территории РФ

Отсутствие постоянного представительства иностранного юрлица на российской территории не запрещает ему оказывать услуги в РФ. Главное условие законной деятельности – уплата всех налогов.

Помимо налога на прибыль, если услуги были оказаны на российской территории, в число налогов включается также НДС. Это могут быть не только услуги, имеющие материальное выражение, но и услуги интеллектуального характера. В том числе консалтинговые услуги, экономико-правовые консультации, маркетинговые услуги и так далее. В таком случае обязанность по уплате НДС возникает, лишь если предприятие-заказчик действует непосредственно в РФ.

Вторая особенность таких сделок в том, что российский резидент-приобретатель таких услуг становится налоговым агентом для ИК. То есть он будет обязан удержать с ее вознаграждения налог на прибыль и НДС, уплатить налоги и только после того перечислить его в пользу ИК.

Налогообложение иностранных компаний имеет ряд особенностей в зависимости от формы их деятельности в РФ и наличия представительства. В большинстве случаев к ним применяются общие ставки стандартных налогов, но во избежание двойного налогообложения они могут быть снижены.

Кроме того, если в РФ нет постоянного представительства такой ИК, ее российские партнеры выступают для нее налоговыми агентами. Наличие постоянного представительства порядком упрощает деятельность иностранного лица, но не делает ее резидентом. Главным условием предоставления резидентства является размещение в РФ органов управления ИК.

Постоянное представительство иностранной организации — филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Термин «Постоянное представительство» на английском языке: Permanent establishment.

Режим налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории России зависит от того, признается ли ее деятельность осуществляемой через постоянное представительство или нет.

Так, прибылью иностранных организаций признается (ст. 247 НК РФ):

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

Признаки постоянного представительства указаны в ст. 306 НК РФ «Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации».

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства облагаются налогом на прибыль почти как российские организации, исходя из прибыли, исчисляемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Особенности исчисления налогооблагаемой прибыли таких орагнизаций определены ст. 306 — 308 НК РФ.

Следует отметить, что понятие «Постоянное представительство» не связано с официальной регистрацией иностранной организации. Так, иностранная организация не зарегистрировавшая филиал, может быть признана налоговыми органами как имеющая поятоянное представительство, если выполняются условия, указанные в ст. 306 НК РФ.

Пример

Иностранная организация ввозит товар на территорию России на арендованный склад и реализует с этого склада товар российским покупателям. Договоры с российскими покупателями заключаются от имени иностранной организации.

Такая деятельность иностранной организации признается постоянным представительством.

Если со страной иностранной организации у России имеется действующее Международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то нужно учитывать положения этого соглашения (в силу ст. 15 Конституции нормы соглашения имеют более высокую юридическую силу, чем НК РФ). В таких соглашениях как правило, описываются особенности признания постоянного представительства (обычно в ст. 5).

Определение из нормативных актов

Налоговый кодекс России

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 — 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

Нормативное регулирование

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

01.02.2020

Дополнительно

Зависимый агент — лицо, которое на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации

Строительная площадка

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *